Весна в русской поэзии сочинение

Обновлено: 15.07.2024

Галанина Татьяна Александровна 1 , Тамбовцева Наталья Федоровна 1
1 Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия


Аннотация
Статья посвящена изучению представлений о весне в русской поэзии. Отмечаются особенности философско-эстетического осмысления данного образа в разных художественных системах.

Galanina Tatyana Aleksandrovna 1 , Tambovtseva Natalya Fiodorovna 1
1 Nizhny Novgorod state agricultural Academy


Abstract
The article is devoted to the study of representations of the spring in Russian poetry. There have been particularly philosophical and aesthetic interpretation of the image in different art systems.

Исследование лексем, со значением ‘время’, в настоящее время в центре внимания многих исследователей [1; 2 и др.]. Целью становится всесторонне изучение русской языковой картины мира, а также индивидуальных интерпретаций в художественно-речевых системах [3].

Темпоральные представления поэтов о мире – это особая форма отображения реального времени, создаваемая силой воображения автора, ис­пользующего художественные средства для изображения собственной оцен­ки, переживания реального времени, осложненная его философским миропо­ниманием, являющаяся обязательным компонентом картины мира личности [4].

Весна, это самое романтичное время года. Весной природа скидывает с себя сонливость и дремоту, которая остается после долгой и холодной зимы. Пробуждение природы, красота и романтичность окружающего мира, сбросившего с себя тягости зимы – все это нашло отражение во многих стихотворениях русских поэтов. Каждый из них показывал весну такой, какой видел ее. У одного поэта весна связана с цветением распустившихся садов, журчанием рек, пением прилетевших птиц и пробуждением природы. В творчестве другого художника слова весна ассоциируется как время любви и нежности, а у третьего – это время сырости и грязи.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом…

…Весна…. она о вас не знает,

О вас, о горе и о зле,

Бессмертьем взор ее сияет,

И ни морщины на челе.

Своим законам лишь послушна,

В условный час слетает к вам

Как подобает божествам…

В этом стихотворении Тютчев показывает бессмертную весну и ранимых, обессиленных людей, погрязших во лжи и невзгодах своего мирка, не видящих настоящей красоты жизни.

Особенностью стихов Федора Ивановича о весне является то, что он считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок.

В поэзии А.С. Пушкина весна – это не только время года, это некое состояние души.

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены… (Осень)

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! пора любви!

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови!

С каким тяжелым умиленьем

Я наслаждаюсь дуновеньем

Снова птицы летят издалёка

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

Снова в сердце ничем не умеришь

До ланит восходящую кровь,

И душою подкупленной веришь,

Что, как мир, бесконечна любовь…

Особенностью стихов Афанасия Афанасьевича является его умение увидеть красоту в привычных вещах. Поэт поразительно точно умеет передать едва уловимое, мимолетное событие жизни, например, такое как весенний дождь.

В цветах любви весна-царевна

По роще косы расплела,

И с хором птичьего молебна

Поют ей гимн колокола.

Пьяна под чарами веселья,

Она, как дым, скользит в лесах,

И золотое ожерелье

Блестит в косматых волосах.

А вслед ей пьяная русалка

Росою плещет на луну.

И я, как страстная фиалка,

Хочу любить, любить весну.

Особенностью стихов Есенина было то, что он умел видеть то, что другие не замечали. Вот как юный поэт представляет весну, в ожидании которой застыло все живое:

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Весна видится юной красивой девушкой, феей, овеянной солнечным светом.

Все поэты обращались к весне, находя в ней прекрасные и грустные стороны, но все они утверждали, что в ней много манящего, что нельзя обойти стороной. Каждый поэт видел красоту природы весной по-своему, видел в ней то, чего не видели многие. Через стихи, поэты пытались передать те чувства и эмоции, которые они испытывали при виде такой красоты.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

А. Н. Майкова и А. А. Фета с полным правом можно назвать певцами природы. В пейзажной лирике они достигли блистательных художественных высот, подлинной глубины. Их поэзия привлекает остротой зрения, тонкостью изображения, любовным вниманием к мельчайшим подробностям жизни родной природы.

А. Н. Майков к тому же был еще и хорошим художником, поэтому любил поэтически отображать яркое, солнечное состояние природы в своих стихах. А что может быть ярче и солнечнее поющего весеннего или летнего дня? Проснувшаяся, входящая в силу после холодов земля

радует глаз буйством красок, “теплит сердце” надеждами и приветом, заставляет беспричинно улыбаться, как это описывается в стихотворении А. Н. Майкова “После зыблется цветами”.

Поэтическое пространство здесь лишено образов, оно все залито светом, даже пение жаворонков словно растворяется в “блеске полдня”. И внутрь этой картины поэт помещает себя, не нарушая ее гармонии, а наоборот, передавая состояние счастливого единения человеческой души и окружающего мира в минуту восторга:

О, откуда раздаются

Голоса их, я не знаю…

Но, им внемля, взоры к небу,

торжественное настроение стихотворению придает лексика: “зыблется”, “бездны”, “взор”, “тешат”, “внемли”.

Эти слова высокой стилистической окраски как бы увлекают читателя в голубые бездны, куда устремляет свой взор и поэт.

Также гармоничен, прекрасен мир в лирике А. А. Фета. Но поэт не стремится к изображению целостного и завершенного образа природы. Его интересуют “поэтические события” в жизни природы: розы грустят и смеются, тонко позванивает колокольчик в цветнике, раскидывает ветви пушистая весенняя верба, и “первый ландыш” “из под снега просит солнечных лучей”. Конечно, самой богатой на такие события может быть опять же весна с ее стремлением к жизни, радости.

Поэтому в стихотворении “Первый ландыш” так много восклицательных предложений. Фету важно не фотографически точно изобразить явления природы, а передать свои впечатления от них. И ландыш в его стихотворении становится не просто образом, а образом переживанием:

О первый ландыш! Из под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Такие стихи обращены не к уму, а к чувствам человека с его склонностью к неожиданным связям и ассоциациям:

Так дева в первый раз вздыхает

О чем – неясно ей самой, –

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

У Фета “воздух, свет и думы заодно”: его поэтическое чувство проникает за грани обычных вещей и явлений в запредельную тайну мироздания:

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Этим объясняются и нарушение у поэта традиционной условности метафорического языка, всякие границы между человеком и природой устранены: речь в стихотворении идет сразу и о ландыше, и о деве.

Еще одна особенность фетовской лирики состоит в музыкальности, которая проявляется в озвучивании предметов и явлений окружающего мира. Песенное начало есть и в стихотворении “Первый ландыш”. Его создают, во первых, лексические повторы: “первый”, “весна – весенний”, “дева – девственный”, “вздыхает – вздох”, а также анафоры: “как”, “какие”, синонимы: “душистой – благоухает”.

Чтение таких стихов, как “Поле зыблется цветами”, “Первый ландыш” доставляет настоящее наслаждение, позволяя окунуться в прекрасный мир поэзии и весны.

Лирические произведения Ф. Тютчева и А. Фета отражают своеобразие восприятия весенней природы, ее влияния на душевный мир, мысли, чувства, настроения каждого из авторов. Весна-это время, когда природа оживает, пробуждается после длительной зимней спячки, это пора расцвета и преображения всего окружающего.
Лирика природы стала величайшим художественным достижением Ф. Тютчева. Пейзаж дается поэтом в движении, причем явления природы отражают таинственные движения человеческой души. Природа как живой организм, который умеет чувствовать, ощущать, проявлять свой характер.

Весна для него – прекрасное дитя, полное жизни, все проявления которого исполнены высокой поэзии. Поэт любит молодые раскаты первого грома в начале мая, его восхищают шумные весенние воды – вестники молодой весны, весеннее дыхание воздуха.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины
И сердце как ни полно ран,
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены, -
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!

Весна: Она о вас не знает,
О вас, о горе и о зле;
Бессмертьем взор ее сияет,
И ни морщины на челе.
Своим законам лишь послушна,
В условный час слетает к вам,
Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам.

Цветами сыплет над землею,
Свежа, как первая весна;
Была ль другая перед нею -
О том не ведает она;
По небу много облак бродит,
Но эти облака ея,
Она ни следу не находит
Отцветших весен бытия.

Не о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет,
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет, -
И страх кончины неизбежной
Не свеет с древа ни листа:
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.

Игра и жертва жизни частной!
Приди ж, отвергни чувств обман
И ринься, бодрый, самовластный,
В сей животворный океан!
Приди, струей его эфирной
Омой страдальческую грудь -
И жизни Божеско-всемирной
Хотя на миг причастен будь!

Исходя из текста данного стихотворения, мы можем сказать, что для молодого поэта мир полон тайн, загадок, которые могут быть постигнуты лишь вдохновенным певцом. И этот насыщенный тайнами и одушевленный мир, по убеждению Тютчева, открывается человеку только в короткие мгновенья, когда человек готов слиться с природой:

И жизни божески-всемирной
Хотя на миг причастен будь!

О весне сказано, что она светла, блаженно-равнодушна, свежа.
Анатолий Горелов говорит о том, что «весна для Тютчева – устойчивый образ созидающего начала бытия, он и сейчас восторженно принимает ее прелести, но помнит, что она чужда людскому горю, злу, ибо «блаженно-равнодушна,

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась….

Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты.
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега.
Или то женская любовь.

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.

Эта схватка изображена в виде ссоры старой ведьмы – зимы и молодой, веселой, озорной девушки – весны.

Лист зеленеет молодой
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…

Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым,–
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…

О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.

В пейзажной лирике Фета проявилась его удивительная острота зрения, любовное, трепетное внимание к мельчайшим подробностям родных пейзажей; их своеобразное, индивидуальное восприятие.

При всей правдивости и конкретности описания природы оно прежде всего служит средством выражения лирического чувства .

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод.

Эти зори без затменья.
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.

В поэтическом мире Фета важны не только зрительные, но и слуховые, и обонятельные, и осязательные образы.

Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути:
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.

Плачась, комар пропоет,
Свалится плавно листок…
Слух, раскрываясь, растет,
Как полуночный цветок.

Словно струну оборвал
Жук, налетевши на ель;
Хрипло подругу позвал
Тут же у ног коростель.

Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты…
Ах, как пахнуло весной.
Это наверное ты!

Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты…
Ах, как пахнуло весной.
Это наверное ты!

Это не аллегория, не сравнение с весной. Она и есть сама весна, сама природность тоже, в этом мире органично живущая.

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песней соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена –
И над душою каждою
Проносится весна.

Я рад, когда с земного лона,
Весенней жажде соприсущ,
К ограде каменной балкона
С утра кудрявый лезет плющ.

И рядом, куст родной смущая,
И силясь и боясь летать,
Семья пичужек молодая
Зовет заботливую мать.

Не шевелюсь, не беспокою.
Уж не завидую ль тебе?
Вот, вот она здесь, под рукою,
Пищит на каменном столбе.

Я рад: она не отличает
Меня от камня на свету,
Трепещет крыльями, порхает
И ловит мошек на лету.

… Уж солнце черными кругами
В лесу деревья обвело.
Заря сквозит оттенком алым.
Подернут блеском небывалым
Покрытый снегом косогор…

В 60-е годы, в связи с философским углублением темы, подход к ней снова меняется. Фет опять уходит от детализированных описаний, конкретные проявления весны заменяются ее символическими атрибутами:

Я ждал. Невестою-царицей
Опять на землю ты сошла.
И утро блещет багряницей,
И всё ты воздаешь сторицей,
Что осень скудная взяла.

Ты пронеслась, ты победила,
О тайнах шепчет божество,
Цветет недавняя могила,
И бессознательная сила
Свое ликует торжество.

Тема дана в настолько обобщенном виде, что друг другу противостоят скудная осень и победная весна; а что весна сменяет не осень, а зиму – это, видимо, при такой степени обобщенности не играет роли.


Список использованной литературы:

1. Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. – М.: Наука, 1980.
2. Касаткина В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева. – Саратов, Изд. Сарат. ун-та, 1969.
3. Лагунов А.И. Афанасий Фет. – Х.: Ранок; Веста, 2002.
4. Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.: Худож. лит., 1975.
5. Озеров Л. А.А. Фет (О мастерстве поэта). – М.: Знание, 1970.
6. Скатов Н.Н. Лирика А.А. Фета (истоки, метод, эволюция). – М., 1972.

Человек - дитя природы, с первых шагов своих он ощущает могучие силы окружающего мира. Человек растёт, взрослеет - и его отношение к природе изменяется. Оно становится более многосторонним и осознанным.


Учёный наблюдает природные явления и открывает всемирные законы; техник ставит их на службу людям. А лесовод, например, не даёт оскудеть зелёным запасам земли и тем помогает природе сберечь и приумножить свои силы.

А поэт. поэт находит в природе созвучия своим переживаниям, воплощает их в образы, пишет стихи, с помощью которых рассказывает нам о сложных законах жизни человеческой души. Так природа помогает человеку лучше понять самого себя.

Отличие поэтического отношения к природе от научного, практического заключается прежде всего в том, что поэт в своих стихах наделяет её переживаниями, свойствами и чертами живого существа, иными словами - одушевляет.

Чаще всего поэты описывают неживую природу (227), реже – живую природу (187). Рассматривая описание неживой природы я распределила объекты, описываемые поэтами на группы: небо с солнцем и осадками (84), сушу (с землей и водой) (87), а также различные явления природы и температуру (56).

Из объектов неживой природы чаще всего поэты описывают солнце (22) с его теплыми лучами и ярким светом (30), небо (10) с облаками и тучами (32). Суша с изменяющимися полем (17), лугом (7) и, конечно же, вода (12), проснувшиеся ручьи и ручейки (14), лед (11). Температура весной часто меняется: то стоит мороз (стужа, холод) (13), то ему на смену приходит тепло (7), то дует ветер (11).

Изменения в неживой природе оказывают влияние на изменение в живой природе. Живая природа представлена двумя группами – растения (108) и животные (79).

Из растений поэты чаще всего описывают деревья (39), различные виды леса– бор, роща, дубрава, сад, лес (16). Чаще всего поэтыописывают березу (8) и иву (вербу) (6). На втором месте по частоте использования – цветы (20) и травянистые растения (17). а из цветов –подснежники (8).

Из животных (79) чаще под описание попадают птицы (39) и насекомые (23). Из птиц поэты отмечают абстрактное слово – птицы (птахи) (9), а также – скворцы (5). Из насекомых (23) описываются чаще – пчелы (6), а из зверей (15) попадают под описание – зайцы (5).

Первое открытие: я заметила, что, как и в природе, сначала изменение происходит в неживой природе, потом – в живой, так и в стихах, чаще поэты обращают внимание на неживую природу – потом уже на описание живой природы.

Весну я рассматривала как главного лирического героя. Чтобы узнать, какой представляется поэтам весна, я решила составить её портрет. Портрет литературного героя – это не просто словесный образ, а некое отражение его внутреннего мира с помощью словесного описания (внешности, особенности речи, образ мыслей, внутреннего состояния). Портрет литературного героя – всегда является его оценкой. Узнав это, мне станет понятным образ весны и отношение к ней разных поэтов.

1. На место действия.

2. На время действия

4. На эмоции и внутреннее состояние.

5. На роль весны в смысловом содержании.

6. На внешний облик весны.

7. На отношение автора.

8. На отношение читателя - свое отношение к герою.

Сначала рассмотрим место действия весны – это небо и земля,это леса и поля, луга и пригорки, ручьи и речушки и т.д.

«Шумливые теплые ветры

Время действия весны разнообразно. От зимы до лета. Весна борется с зимой, и встречает теплое лето. Поэты пишут и про весенние месяцы – март, апрель, май.

Весна описана в разное время суток утром, днем, ночью.

«Утром было солнечно

«У них лишь вечером и ночью

С приходом весны изменяется и звучность. Теперь все звучит в природе по-особенному. Поэты уделяют большое внимание описанию весенних звуков. Кажется, что звучит то хор, то оркестр, то слышится гром, то тишина.

«Бушует полая вода

Потом и птицы присоединились к этим голосам. Звук разносится зычно, ясно. Много слышится разных голосов зверей и птиц.

«И песню раннюю запел

Да ещё и люди, радуясь приходу весны, восклицают, кричат дети. К этим голосам присоединяются шум ветра, деревьев.

«Идёт-гудётЗелёныйШум,

Разнообразны эмоции в стихах о весне. В них описано противостояние двух времен года – весны и зимы. Весна несет радость. Всё вокруг ликует, радуется, веселится. Но как только зима берёт верх – настроение меняется. Приходит грусть, печаль. Борьба двух противоположностей зимы и весны продолжается постоянно. Но в этом поэты находят всегда что-то новое и интересное.

Смолкает звонкая капель

«Зима еще хлопочет и на весну ворчит,

Все в природе радостно встречает весну, потому что с приходом весны происходят перемены. Природа обновляется, преображается. Сначала изменяется солнце.От яркого солнца тает снег, бегут ручьи, тают сосульки, проходит голод и тоска. Прилетают птицы, просыпаются звери. Взрослые делают скворечники, а ребятишки пускают кораблики.

«И так же на солнышке дети

Весну жду люди, потому что без нее не настанет лето.

А ты бродишь где-то!

Без тебя ведь не придёт

Весна приходит не одна, а со своими помощниками.

С целой армией воздушной


Это еще одно подтверждение того, что Весна для поэта – живое существо, со своим характером, поступками, у нее есть имя, отчество и фамилия, у нее есть душа, она все любит, и ей все рады. Она смелая, борется с Зимой. В этой борьбе она одерживает победу.

Умылася в снегу.

И лишь румяней стала

А как же сами авторы относятся к весне? Я рассмотрела высказывания поэтов о весне, слова, которыми они описывают природу весной и какое настроение создают.

Описывают происходящие события, используя слова с уменьшительно-ласкательными чувствами.

Пишут авторы о том, что с приходом весны всем радостно, весело.

По данным примерам можно сделать вывод – поэты очень любят весну, это удивительное время года.

Чтобы узнать мнение читателей о весне, я обратилась к своим одноклассникам. Они все читали стихи о весне. Ребятам были заданы три вопроса.

1. Нравится ли вам весна?

2. Чем вам нравится это время года?

3. Какой вам представляется весна?

Результаты анкеты показали, что весна нравится почти всем детям (27), не нравится одному ребенку (1).

Нравится детям весна (Таблица 3) по разным причинам: весной красиво (6), солнечно и тепло (6), можно гулять с друзьями (5), ходить по лужам (5). Не нравится весна из-за того, что весной грязно, мокро, скучно.

Какой же дети видят весну? (Таблица 4) Дети видят весну красивой (7), молодой девушкой (10), чудесной (4), тёплой (4), весёлой (3), маленькой девчушкой (2).

Открытие второе: дети представляют весну такой же прекрасной, как и поэты, она им тоже нравится. И поэты, и дети представляют весну живым существом.

Читайте также: