Веками люди искали ценности в своем существовании сочинение егэ

Обновлено: 30.06.2024

Сочувствие — великая человеческая способность и потребность, благо и долг.

Бесчувственным людям живётся намного сложнее, чем отзывчивым.

Ф. Достоевского "Идиот"

Л.Н. Толстой “Война и мир”

М. Шолохов “Судьба человека”

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”

Н.Д. Телешов “Домой”

Н.Д. Телешов “Елка Митрича”

В. Распутин “Уроки французского”

Веками люди искали ценности в своем существовании.(По Ю. Золотарёву)

Нравственная проблема человеческого достоинства как несравненной ценности

А.Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

А.Пушкина "Капитанская дочка"

Ирина Курамшина “Сыновний долг”

М.А. Шолохова „ Судьба человека“

Во время одной из записей рассказа о блокадных днях(По А.Адамовичу и Д.Гранину)

Философская проблема осмысления военных событий новым поколением

Философская проблема сохранения исторической памяти

Мы не имеем никакого права забывать об этих, значимых для всего мира, страницах нашей истории. Это был величайший подвиг, и за это мы должны быть бесконечно благодарны.

Ольги Берггольц “Стихи о себе”

Несмотря на огромные технические возможности разных средств…(По Ю.Лотману)

Социальная проблема понимания развития общества в современном мире.

По мнению Ю. Лотмана, люди должны быть терпимы к другим, не только к умным и образованным, терпимым нужно быть ко всем.

Надо научиться ценить в другом человеке другого человека и надо обеспечить ему это право — быть другим.

Мы — люди. Мы на одном корабле плывём, все вместе — и хорошие, и плохие, и праведные, и грешные, и разных национальностей, и разных вер — мы все плывём на одном корабле.

Л. Улицкая "Дочь Бухары"

М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

А. Платонова "Юшка"

В каждом человеке есть дурное и хорошее.(По Ю.Олеше)

Нравственная проблема превращения художника из хорошего в плохого

Проблема художественного творчества и назначения искусства

Юрий Олеша считает, что книги, созданные писателем, должны учить людей быть лучше. Каждый писатель должен выбрать в себе всё лучшее, одним словом, он должен стать учителем.

Д.С.Лихачева "Письмо к молодым читателям"

А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Вот они безмолвно стоят перед нами, книги(По С.Соловейчику)

Эстетическая проблема роли чтения книг в жизни человека

Майкл Гелприн "Свеча горела"

Л. Улицкой "Зеленый шатер"

Мелочная возня каждодневных суетных дел… (По Д.Миронову)

Социальная проблема. Влияние города на жизнь человека.

Жизнь городов приносит не размеренный гармоничный труд, но суету. Надо то, надо это, там что-то сломалось не вовремя, разумеется, — и все очень важно и необходимо. Жизнь утекает на важные дела, которые не составляют, к сожалению, главного и искомого.

Для стыда, для совести обязательно нужен другой.(По Д.Миронову)

Нравственная проблема появления совести

Совесть появляется только по отношению к другому. Другой на моем горизонте переиначивает меня: я вступаю в отношения с другим, и этот другой испытывает мое влияние на него. Я более не свободен, когда рядом другой. Другой заставляет меня думать не только о себе, но и о нем тоже.

Будни. Они сплошная беспробудность(По И.А. Ильину)

Философская проблема труда как источника радости в жизни человека.

Социальная проблема отношения к труду

Нам нужно лишь найти смысл своего труда и выполнять свою работу качественно. Именно "качество труда вызывает радость труда ". Тогда будние дни непременно наполнятся светом и будут приносить счастье.

Твардовского "Василий Тёркин"

И. С. Тургенева "Отцы и дети"

П. П. Бажова "Каменный цветок"

У войны не женское лицо(По С. Алексиевич)

Нравственная проблема подвига женщины на войне.

Женщина по своей природе не хочет убивать, однако, если смертельная опасность становится угрозой для её страны, детей и дома, тогда женщина готова превратиться в солдата.

Война — это смерть, потери, боль, страх — все так несовместимое с женским созидательным, а не разрушительным началом.

Б. Васильева “А зори здесь тихие”

Фильм о снайпере Людмиле Павличенко

Эстетическая проблема роли книги в жизни человека

Книга по-прежнему остаётся самым надёжным и стабильным носителем и хранителем информации.

На первом месте – пополнение словарного запаса, что позволяет развивать и совершенствовать речевые навыки

Майкл Гелприн "Свеча горела"

Л. Улицкой "Зеленый шатер"

Учитель(В.П.Астафьев)

Социальная проблема роли учителя в жизни учеников.

Какую память оставляет учитель в жизни ученика?

Эстетическая проблема о роли учителя в формировании любви к родному языку и литературе.

Меня поразило тогда, что за одним коротеньким словом может скрываться так много смысла и значений, что все-то можно постичь с помощью слова и человек, знающий его, владеющий им, есть человек большой и богатый.

В.Распутин «Уроки французского

Цель и самооценка(По Д. Лихачёву)

Философская проблема самооценка личности.

Ради чего живет человек? Какова истинная цель жизни? Такие вопросы возникают после чтения текста Дмитрия Сергеевича Лихачева.

Проблема выбора жизненных целей, самооценки человека

По мнению автора, личность стоит оценивать по делам.

Истинная цель человеческой жизни состоит в том, чтобы нести людям добро, делать наш мир лучше.

В. Гюго "Отверженные"

Человек создан для познания(По М. Сергеевой)

1.Проблема отличия творчества в науке от творчества в искусстве (Чем отличается творчество в науке от творчества в искусстве?)

2.Проблемы информационной стадии развития науки (В чём особенность информационной стадии развития науки?)

1.Творчество в науке отличается от творчества в искусстве тем, что в художественном произведении отражается личность художника.

3.Чтобы полноценно существовать в современном информационном обществе, человек должен овладеть научным методом познания, разнообразными умениями работать с информацией.

Что объединяет людей(По Д. Лихачёву)

Нравственная проблема (проявления ) заботы по отношению к окружающим.

Проблема, поднятая Лихачёвым, крайне актуальна в наши дни. Она заставляет задуматься над нашими взаимоотношениями с окружающими.

Д.С.Лихачев считает, что проявить заботу можно и в самом малом. Главная мысль этого письма – чтобы укрепить отношения с кем-либо, нужно просто помочь ему.

Забота объединяет людей, укрепляет память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив.

Притча о добром самарянине

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

В соответствии с требованиями к оценке сочинения, для того чтобы получить наивысший балл, нужно привести не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы.

Почему точка зрения NN кажется мне верной? Во-первых, мне самому не раз приходилось (приведи пример из своего жизненного опыта) …. Во-первых, я неоднократно слышал это от …..

Во-вторых, в этом убеждает нас классическая литература

ДЕЛАЕМ ВЫВОД:

Таким образом, (обязательно сделай вывод, соотнеся его со СВОИМ тезисом)

Задание 2. Напишите сочинение по одному из текстов в соответствии с вариантов.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставлен­ных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, соглас­ны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные на­блюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пере­сказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 1. Фамилии на А-К

(1)Веками люди искали ценности в своем существовании. (2)И со времен полуобезьяньей своей дикости наверняка ценили доблесть и стойкость в сородичах. (3)Так появились у людей вожаки, затем атаманы, а со временем и короли.

(10) Но эта жизненная кутерьма, по-моему, не стоит ногтя на мизинце одной-единственной, великой, несравненной человеческой ценности — достоинства. (11)Мы редко встречаем по-настоящему достойных людей.

(По Ю. Золотареву)

Вариант 2. Фамилии на Л-Р

(1)Певцов было десять человек, всего десять. (2)Все в одинаковых чёр­ных концертных костюмах, белых манишках. (3)И ни тебе инструментов, ни микрофонов, ни эстрадных звукоусилителей и никаких, конечно, свето­вых манипуляторов — просто в зале несколько приглушили свет.

(4)И хотя я был уверен, что сюда собрались слушатели, имеющие пред­ставление, что такое капелла, мне стало страшно за певцов. (5)Молодёжь наша привыкла к электронному громогласию, а они — как безоружные солдаты на поле боя.

(б)Певцы стали плотно плечом к плечу, образовав небольшое полукру­жие. (7)Лица их были спокойны и сосредоточенны. (8)И все они почему-то казались похожими друг на друга. (9)Возможно, потому, что в этот час ими владели общая забота, общая готовность, единый душевный порыв.

(3) И вот по кивку стоящего справа, видимо, ведущего в группе, они запели. (11 )И голоса взлетели.

(12) 3ал был покорён, зачарован, повергнут в раздумье; каждому представился случай самому примкнуть к тому, что веками слагалось в трагических заблуждениях и озарениях разума. (13)И в то же время во­ображение увлекало каждого в тот неясный, но всегда до боли желан­ный мир, слагающийся из собственных воспоминаний, грёз, тоски, уко­ров совести, из утрат и радостей, изведанных человеком на его жизненном пути.

(13) Я не понимал и, по правде говоря, не очень и желал понимать, что происходило со мной в тот час, что приковало мои мысли, чувства с та­кой неотразимой силой к этим десятерым певцам, но гимны, которые они распевали, словно исходили от меня, от моих собственных побуждений, от накопившихся болей, тревог и восторгов, до сих пор не находивших во мне выхода, и, освобождаясь от них и одновременно наполняясь новым светом и прозрением, я постигал благодаря искусству этих певцов изна­чальную сущность музыки.

(14) Когда открытие делаешь для себя, всё в тебе согласно и насту­пает просветление души. (16)И на той волне нахлынувшего просвет­ления подумалось вдруг: а откуда это в человеке — музыка, песни, молитвы, какая необходимость была и есть в них? (17)Возможно, от подсознательного ощущения трагичности своего пребывания в круго­вороте жизни, когда всё приходит и всё уходит, вновь приходит и вновь уходит, и человек надеется таким образом выразить, обозна­чить, увековечить себя. (18)Ведь когда через миллиарды лет планета наша умрёт, померкнет, какое-то мировое сознание, пришедшее из других галактик, должно непременно услышать среди великого без­молвия и пустоты нашу музыку и пение. (19)Жить после жизни — вот что неистребимо вложено в нас от сотворения! (20)Как важно осозна­вать, как необходимо человеку быть уверенным в том, что такое про­дление себя возможно в принципе. (21)Наверное, люди додумаются оставить после себя какое-то вечное автоматическое устройство, не­кий музыкальный вечный двигатель, — это будет антология всего лучшего в культуре человечества.

(22) Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение — всё будет сказано в музыке, ибо в ней, в музыке, мы достигли наивысшей свобо­ды, за которую боролись на протяжении всей истории, начиная с пер­вых проблесков сознания в человеке, но достичь которой нам удается лишь в ней.

Вариант 3 Фамилии на С-Я

(13)– Вот так оно получается!

(14)– Как же это случилось?

(15)В его тусклых печальных глазах не было ни злобы, ни отчаяния, была только тихая покорность судьбе, на которую он не замедлил сослаться.

(16)– Что делать! (17)Такова судьба.

(18)Этот человек рассказал мне, что в том памятном бою на плацдарме он не был убит, а был только ранен и попал в плен. (19)В лагере, где он потом оказался, сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обвести немцев вокруг пальца, записался во власовскую армию с надеждой перебежать к своим. (20)Но, как назло, удобного момента всё не было, так как фронт находился в обороне, а за власовцами зорко следили гитлеровцы.

(21)Ему пришлось принять участие в боях против своих, хотя, разумеется, он стрелял вверх. (22)В конце концов оказался в плену, конечно же, сдался сам.

(23)Я верил ему: он говорил правду. (24)Безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу. (25)Просто, оказавшись в плену, он превыше чести поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов. (26)И вот плачевный результат этой хитрости.

Задание: Среди предложений (указаны) найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексических повто­ров (синонимов), указательных место­имений, однокоренных слов и т. п.) Напишите номер этого пред­ложения.

Непременное условие правильного выполнения этого задания — внимательное чтение всех предложений, в которых необходимо вести поиск.

Средств связи предложений в тексте не так много, поэтому их стоит запомнить/ указательное местоимение, лексический повтор, синоним или контекстные синонимы, антоним или контекстные антонимы, союз (под­чинительный или сочинительный), местоименное наречие места, личное местоимение, частица + лексический повтор, однокоренные слова, син­таксический параллелизм, вводные слова. (Подробно о них смотрите в задании АП.)

> Обратите внимание!

• Указанные средства связи предложений могут сочетаться друг с другом.

Обратимся к тексту.

(5)Английские Брадобреи Ничуть не уступают своим греческим и римским предшественникам. (б)Иностранные дела обсуждаются У них Почти с таким же важным лицом, как и в кофейнях, а события отечест­венные — гораздо пространнее и непринужденнее. (7)Но их Заведения служат только для мужчин. (8)Так как и Наши соотечественницы любят собраться и потолковать гораздо больше всех иноплеменниц, то англий­ский общественный строй обладал бы большим недочётом, если бы и они не располагали таким Местом, Где могли бы удовлетворить своё любо­пытство, принимая во внимание, что в этом качестве слабый пол ничуть не уступает сильной половине человеческого рода.

(По Г. Филдингу) Давайте помотрим, как связаны предложения в данном тексте.

Второе с первым — при помощи Указательного местоимения Этого.

Третье со вторым — Личным местоимением Них. Четвёртое с треть­им — Лексическим повтором цирюльни, а пятое с предыдущим — Сино­нимом брадобреи. Шестое — вновь Личным местоимением У них. Седьмое предложение связано с предыдущим при помощи Противительного сою­за и притяжательного местоимения. Восьмое — при помощи Союзов; Девятое — Лексического повтора. Десятое с девятым — при помощи На­речия места там, а последнее, одиннадцатое — при помощи Союза и наречия места (и там).

Проверьте себя: укажите средства связи между предложениями в сле­дующем тексте.

(1)Морские суда, покинутые своими командами, иногда годами блуж­дают по океанам, пока их не поглотит пучина. (2)Не раз эти бродяги океанов становились источниками морских легенд. (З)Извилистый путь их плавания остался во многих случаях неизвестным, но конечные пунк­ты этих необычайных рейсов подтверждены очевидцами. (4)Например, в 376

(Из Интернета)

1. Среди предложений 1-4 найдите такое, которое связано с предыду­щим при помощи указательного местоимения и контекстных синонимов.

2. Среди предложений 1-4 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи притяжательного местоимения.

3. Среди предложений 4—7 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи вводного слова.

4. Среди предложений 3-5 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи союза и контекстных синонимов.

5. Среди предложений 6-9 найдите такое, которое связано с предыду­щим при помощи указательного местоимения и контекстных синонимов.

6. Среди предложений 6-9 найдите такое, которое связано с преды-‘ дущим при помощи лексического повтора.

(1)Веками люди искали ценности в своем существовании. (2)И со времен полуобезьяньей своей дикости наверняка ценили доблесть и стойкость в сородичах. (З)Так появились у людей вожаки, затем атаманы, а со временем и короли.

(По Ю. Золотареву)

1. Среди предложений 1-4 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи наречия.

2. Среди предложений 2-8 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи вводного слова и лексического повтора.

3. Среди предложений 5-9 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи контекстных антонимов.

4. Среди предложений 7-11 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи союза и указательного местоимения.

5. Среди предложений 9-16 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи вводного слова, союза и однокоренного слова.

6. Среди предложений 6-13 найдите такое; которое связано с преды­дущим при помощи личного местоимения.

7. Среди предложений 13-19 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи частицы и однокоренного слова.

8. Среди предложений 13-20 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи вводного слова и лексического повтора.

9. Среди предложений 17-21 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи союза и наречия.

(1)Литература даёт вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. (2)Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание, — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, — одним словом, делает вас муд — рщм. (3)Но это даётся вам только тогда, когда вы читаете с удовольстви­ем, не потому, что произведение надо прочесть, а потому, что оно вам нравится: вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. (4)Если первый раз прочли произве­дение невнимательно, — читайте ещё раз, в третий раз. (5) У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неодно­кратно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходя­щей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разря­дить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

(19)Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? (20)Да потому, что те­левизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. (21)Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. (22)Но постарайтесь выби­рать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядь­те с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (23)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (24)Но я говорю: тратьте своё время на то, что достойно этой траты. (25)Смотрите с выбором. (26)Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. (27)Это значит, что в ней что-то сущест­венное есть. (28)Может быть, это существенное для культуры человече­ства окажется существенным и для вас. (29)Классическое произведе­ние — то, которое выдержало испытание временем. (ЗО)Лишь с ним вы не потеряете своего времени. (31) Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня. (32)Поэтому надо читать и современную литературу. (ЗЗ)Не бросайтесь только на каждую модную книгу. (34)Не будьте суетны. (35)Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает, — свое время.

(По Д. С. Лихачеву)

1. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи личного местоимения.

2. Среди предложений 3-6 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи союза и указательного местоимения.

3. Среди предложений 5-9 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи личного местоимения.

4. Среди предложений 9-13 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи наречия и личного местоимения.

5. Среди предложений 10-15 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи лексического повтора.

6. Среди предложений 10-19 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи относительного местоимения.

7. Среди предложений 19-24 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи союза и личного местоимения.

8. Среди предложений 26-32 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи частицы и личного местоимения.

9. Среди предложений 23-31 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи вводного слова, указательного местоимения и лекси­ческого повтора.

10. Среди предложений 29-35 найдите такое, которое связано с пре­дыдущим при помощи однокоренных слов.

11. Среди предложений 23-27 найдите такое, которое связано с пре­дыдущим при помощи указательного местоимения и лексического по­втора.

Средства связи предложений в тексте

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Задание: Среди предложений (указаны) найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексических повторов (контекстных антонимов (синонимов), указательных местоимений, однокоренных слов и т. п.) Напишите номер этого предложения.

Непременное условие правильного выполнения этого задания — внимательное чтение всех предложений, в которых необходимо вести поиск.

Средств связи предложений в тексте не так много, поэтому их стоит запомнить: указательное местоимение, лексический повтор, синоним или контекстные синонимы, антоним или контекстные антонимы, союз (подчинительный или сочинительный), местоименное наречие места, личное местоимение, частица + лексический повтор, однокоренные слова, синтаксический параллелизм, вводные слова. (Подробно о них смотрите в задании А11)

F Обратите внимание!

• Указанные средства связи предложений могут сочетаться друг с другом.

Обратимся к тексту.

(5)Английские брадобреи ничуть не уступают своим греческим и римским предшественникам. (6)Иностранные дела обсуждаются у них почти с таким же важным лицом, как и в кофейнях, а события отечественные — гораздо пространнее и непринужденнее. (7)Но их заведения служат только для мужчин. (8)Так как и наши соотечественницы любят собраться и потолковать гораздо больше всех иноплеменниц, то английский общественный строй обладал бы большим недочетом, если бы и они не располагали таким местом, где могли бы удовлетворить своё любопытство, принимая во внимание, что в этом качестве слабый пол ничуть не уступает сильной половине человеческого рода.

Давайте помотрим, как связаны предложения в данном тексте.

Второе с первым — при помощи указательного местоимения этого.

Третье со вторым — личным местоимением них. Четвертое с треть-

им — лексическим повтором цирюльни, а пятое с предыдущим — синонимом брадобреи. Шестое — вновь личным местоимением у них. Седьмое предложение связано с предыдущим при помощи противительного союза и притяжательного местоимения. Восьмое — при помощи союзов; девятое — лексического повтора. Десятое с девятым — при помощи наречия места там, а последнее, одиннадцатое — при помощи союза и наречия места (и там).

Проверьте себя: укажите средства связи между предложениями в следующем тексте.

1. Среди предложений 1–4 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстных синонимов.

2. Среди предложений 1–4 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения.

3. Среди предложений 4–7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи вводного слова.

4. Среди предложений 3–5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и контекстных синонимов.

5. Среди предложений 6–9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстных синонимов.

6. Среди предложений 6–9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора.

(1)Веками люди искали ценности в своем существовании. (2)И со времен полуобезьяньей своей дикости наверняка ценили доблесть и стойкость в сородичах. (3)Так появились у людей вожаки, затем атаманы, а со временем и короли.

(По Ю. Золотареву)

1. Среди предложений 1–4 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи наречия.

2. Среди предложений 2–8 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи вводного слова и лексического повтора.

3. Среди предложений 5–9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстных антонимов.

4. Среди предложений 7–11 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения.

5. Среди предложений 9–16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи вводного слова, союза и однокоренного слова.

6. Среди предложений 6–13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения.

7. Среди предложений 13–19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи частицы и однокоренного слова.

8. Среди предложений 13–20 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи вводного слова и лексического повтора.

9. Среди предложений 17–21 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и наречия.

10. Среди предложений 18–23 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи частицы и указательного местоимения.

11. Среди предложений 18–22 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения.

(1)Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. (2)Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, — одним словом, делает вас мудрым. (3)Но это дается вам только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что произведение надо прочесть, а потому, что оно вам нравится: вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. (4)Если первый раз прочли произведение невнимательно, — читайте еще раз, в третий раз. (5) У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

(19)Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? (20)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. (21)Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. (22)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (23)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (24)Но я говорю: тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (25)Смотрите с выбором. (26)Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. (27)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (28)Может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас. (29)Классическое произведе-

ние — то, которое выдержало испытание временем. (30)Лишь с ним вы не потеряете своего времени. (31) Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня. (32)Поэтому надо читать и современную литературу. (33)Не бросайтесь только на каждую модную книгу. (34)Не будьте суетны. (35)Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает, — свое время.

(По Д. С. Лихачеву)

1. Среди предложений 1–5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения.

2. Среди предложений 3–6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения.

3. Среди предложений 5–9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения.

4. Среди предложений 9–13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи наречия и личного местоимения.

5. Среди предложений 10–15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора.

6. Среди предложений 10–19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи относительного местоимения.

7. Среди предложений 19–24 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и личного местоимения.

8. Среди предложений 26–32 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи частицы и личного местоимения.

9. Среди предложений 23–31 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи вводного слова, указательного местоимения и лексического повтора.

10. Среди предложений 29–35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи однокоренных слов.

11. Среди предложений 23–27 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.

Читайте также: