Вечный спор ангела и демона происходит в нашей собственной совести сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Самопалова Татьяна Константиновна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Филиал ГОУ СПО "Саратовский областной колледж искусств" в г. Марксе
Населённый пункт: ГОР. МАРКС САРАТОВСКОЙ ОБЛ.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Чтобы душа была жива" по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Раздел: среднее профессиональное

Цель: осмысление причин крушения теории Родиона Раскольникова.

развенчать индивидуалистическую теорию Раскольникова, показать её

безнравственную, антигуманную сущность;

учить пониманию идейно-художественного замысла писателя через

анализ художественных деталей;

развивать навыки размышления, сопоставления, сравнения, синтеза

в постижении идеи произведения;

воспитывать чувство сострадания к ближнему, уважение к гуманным

заповедям, стремление к сохранению нравственных законов в себе,

неприятию насилия во всех его проявлениях.

1. Сильное эмоциональное начало

В начале урока учитель наливает в стакан воды и отпивает глоток.

— Легко ли мне было делать то, что я сделала?

Да, потому что все действия, связанные с удовлетворением наших основных

потребностей, для нас просты и естественны.

— Какое выражение существует в русском языке для данной ситуации?

— Можно ли применить это выражение по отношению к действиям Родиона

— Почему? В чём состоит преступление и наказание Раскольникова?

Мы попытаемся выяснить на уроке.

Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее

всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы.

Д. С. Мережсковский

Для того чтобы разобраться, в чем состоит преступление и наказание Р.

Раскольникова, обратимся к причинам, побудившим его совершить

— Каковы причины, побудившие Раскольникова совершить преступление?

Путь Раскольникова к преступлению:

душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;

безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;

разговор студента и офицера в распивочной;

жизни Мармеладова, письмо от матери, опозоренная на бульваре девочка,

случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой).

страдающее человечество подталкивает Раскольникова

Но, несмотря на то, что эти эпизоды вызывают у главного героя боль

и страдание, как ни парадоксально, он больше уверовал в правоту своей

теории на право называться сильной личностью.

— В какой обстановке родилась теория Раскольникова?

Затхлая атмосфера Петербурга. Комната — шкаф, комната — гроб.

— Какую цветовую гамму вы бы выбрали для передачи идей Раскольникова?

Чёрные, серые тона. Почему?

Теория Раскольникова мрачная, пессимистическая и нежизнеспособная.

Люди по закону природы, делятся на два разряда:

которые имеют право

переступить через закон,

необыкновенные. Им можно

Они – господа будущего.

Мысль о праве сильной личности родила у Раскольникова желание

— Как Вы относитесь к проектам, воплощенным только на бумаге?

— Бумага всё стерпит.

— Написать не значит сделать.

— Существование теории на бумаге ассоциируется с её оторванностью

На рулон с теорией Раскольникова кладётся тяжёлый свёрток,

сминающий бумагу.

— Как Вы думаете, что это?

Топор. Настоящий топор.

Бумага с теорией и топор.

Вы чувствуете контраст?

— Что символизирует топор?

— Топор — это реальность, разрушившая абстрактную логику рассуждений

— Тяжесть топора — тяжесть роли судьи, взятой на себя Раскольниковым.

— Топор — символ отсечения, отчуждения героя от общества, от мира

Проследим за поведением Раскольникова, совершившего преступление.

Дома должны были подготовить пересказ от лица героя.

— Почему страдает и терзается Раскольников после преступления?

Совершив преступление, Раскольников поставил себя в противоестественные

отношения с окружающими. Он вынужден постоянно, на каждом шагу лгать

себе и другим. Эта ложь опустошает душу героя. Преступление отрезает его

от людей, обрекает на одиночество.

Такая душевная неопределенность невыносима для живого человека.

В поисках выхода из неё и скрывается психологическая причина странной

тяги Раскольникова к следователю Порфирию Петровичу.

Защита проекта по теме «Три встречи — три поединка Раскольникова

— Почему Порфирию Петровичу так и не удалось убедить Раскольникова

сделать явку с повинной?

Раскольников не признает себя виновником перед юридическими

постановлениями. В чём я виноват перед ними? Они и сами миллионами

— Почему не Порфирию, а Соне он поведал свою страшную тайну?

Потому что Порфирия Петровича менее всего интересовал живой,

страдающий, потерявший, ищущий защиты и покровительства человек.

В Соне Раскольников встретил заботливый взгляд. Хотел найти союзницу

Обратимся к видеосюжету.

Сравним поведение Сони и Раскольникова в сцене признания: в чём

проявляется слабость Родиона Раскольникова и сила Сони?

Слабость Раскольникова заключается в том, что он не хочет принять жизнь

такой, какая она есть. Теория толкает его на путь насилия, но самое главное

убивает в нём человека. Соня же идёт по другой дороге. Она смиряется

и страдает. Её жизнь строится по законам самопожертвования. Если

Раскольников живёт разумом, Соня руководствуется сердцем и верой в Бога.

Почему именно легенду о Лазаре выбирает Раскольников?

Это тема идет как символ обновления нравственного, однако присутствует

здесь и намёк на смысл буквальный, телесный, что включить цитирование

В смердевшем и воскресшем, победившем свою природу, свою погибшую

телесность, Лазаре скрыт основной смысл произведения. По —

Достоевскому, человек должен переродиться, должен перемениться

Должен перемениться физически

Слабенькая Соня, читая Евангелие, пытается вернуть Раскольникова к жизни,

не случайно она подарила ему кипарисовый крестик (Лизаветы), тем самым

она пытается возродить его к жизни. Соня говорит ему, иди и поклонись

всему честному народу, поцелуй землю.

Продолжение схемы.

Дома вы должны были составить киносценарий по теме «Покаяние

— Искренне ли покаяние Раскольникова?

Он только вступил на путь раскаяния (не смог нести один эту страшную

тайну), но до конца своей вины ещё не осознал. Настоящее раскаяние придёт

Что есть преступление и наказание по Достоевскому?

Преступление — это совершение уголовного преступления, осознание

собственного нравственного закона о праве сильной личности

Наказание — не в муках совести, а в идейной неготовности героя отказаться

Презентация на тему: " ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА. «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше." — Транскрипт:

3 Пётр Петрович Лужин Аркадий Иванович Свидригайлов Вывод Содержание

4 Пётр Петрович Лужин

9 Аркадий Иванович Свидригайлов

10 Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что предавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые.

13 Разговор с Дуней Раскольниковой

14 Дуализм личности Свидригайлова Отрицательные стороны Пользуясь своим положением пытается обольстить Дуню. Делает пребывание в его доме невыносимым. Смерть Марфы Петровны на его совести. По словам Лужина, смерть слуги Филиппа и девочки также на совести Свидригайлова Положительные стороны Сам отдал Марфе Петровне обличавшие его письма Дуни.Пожалел ее, восстановил ее честь. Факт не доказанный. Сам Свидригайлов отрицает. Лужину верить нельзя. Дуня, ненавидевшая Свидригайлова, утверждает, что это лишь сплетня.

15 Сам Свидригайлов перед смертью видит сон о девочке-самоубийце. Все- таки совесть не чиста. Личный мотив. Желание казаться порядочным человеком. Попытка жениться почти на ребенке. Грязный брак. Последнее свидание с Дуней. Обманом заманил в квартиру. Пытался силой добиться любви. Сам о себе говорит: Я человек развратный и праздный Это не доказательство. Нервы. Свидригайлов на грани срыва. Он решился на самоубийство. Приносит деньги для Дуни (0 тысяч), понимая необходимость спасти ее от Лужина. Но не женился. Зато помог материально, тем самым уберег девочку от очередного брака по расчету. Но все-таки отпустил. Нет ничего труднее в жизни прямодушия и легче лести Он откровенен.

17 Свидригайлов, случайный попутчик Всех, кто жжет пред собою мосты, Не скажу, что ты – лучший из лучших, Но и худший из худших – не ты. Ты за все свои злые удачи И за сделки с лукавой судьбой, Не торгуясь, не требуя сдачи, Расплатиться сумеешь собой. По Большому проспекту неспешно Ты идешь, чтоб навеки замкнуть Путь беспутный свой, путь многогрешный, Достоевским начертанный путь. Ты уйдёшь из Петровской столицы Не в классически-огненный ад, - В Вечность серую, в баню к мокрицам, К паукам, что на стенке кишат… В двух шагах от такого Эреба Оглянись, передумай, должник… Петербургское мутное небо Тихо капает за воротник. Равнодушный к тебе, невеселый Город мокнет под мелким дождем, Шпилем, будто осиновым колом, К этой утлой земле пригвожден. Исход Свидригайлова.

18 Система двойничества, построенная Достоевским в романе, необходима, чтобы показать пагубность любых теорий, даже светлых и чистых, если на практике их начинают применять нравственно нечистоплотные люди. Вывод

Двойники Раскольникова


Двойники Раскольникова

Д. С. Мережковский

Как мы уже сказали, главный герой бессмертного романа Ф. Достоевского - Родион Раскольников - личность с многогранным характером. Проблемы общества в романе и человеческих взаимоотношений рассматриваются сквозь призму судьбы главного героя. А помогают более полно раскрыть душевные метания Раскольникова так называемые двойники героя.

Как мы уже сказали, главный герой бессмертного романа Ф. Достоевского — Родион Раскольников — личность с многогранным характером. Проблемы общества в романе и человеческих взаимоотношений рассматриваются сквозь призму судьбы главного героя. А помогают более полно раскрыть душевные метания Раскольникова так называемые двойники героя.

По мнению исследователей, в романе

Если присмотреться, у Раскольникова оказывается больше чем три двойника. Многие второстепенные герои романа также могут в каком-то смысле считаться двойниками Раскольникова

Жизненная позиция:

Главное его стремление – сколотить капитал, упрочить свое положение в обществе, сделать быструю успешную карьеру. На жизнь смотрит сквозь призму своей теории. Он уверен, что каждый человек должен быть эгоистом. Только заботясь о себе, он сможет впоследствии помочь другим.

Отношение к любви:

Очарован красотой Дуни Раскольниковой. В некотором смысле, даже любит ее. Однако больше любви ему приятна мысль о том, что Дуня – из бедной семьи, а значит, он сможет ее облагодетельствовать, за что она будет ему благодарна до конца жизни. Кроме того, воспринимает этот брак как еще одну ступеньку к упрочению своего положения – Дуня красива и умна, она явно понравится людям из общества, тем самым улучшив отношение и к нему, Лужину

Свидригайлов Господин Свидригайлов является одним из ярких двойников Раскольникова. Свидригайлова подозревают в совершении нескольких страшных преступлений. Развратный самодур Свидригайлов считает, что ради цели можно переступать через многое. Раскольников в свою очередь изобретает теорию, которая по-своему оправдывает преступления. В этом заключается основное сходство Свидригайлова и Раскольникова.

Господин Свидригайлов является одним из ярких двойников Раскольникова. Свидригайлова подозревают в совершении нескольких страшных преступлений. Развратный самодур Свидригайлов считает, что ради цели можно переступать через многое. Раскольников в свою очередь изобретает теорию, которая по-своему оправдывает преступления. В этом заключается основное сходство Свидригайлова и Раскольникова.

Глазами автора в начале романа: Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…

Глазами автора в начале романа:

Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…

Глазами Раскольникова ближе к концу романа: Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…

Глазами Раскольникова ближе к концу романа:

Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…

Свидригайлов спокойный, уравновешенный в общении человек. Образован, воспитан. Имеет двойственный характер. С одной стороны, он обычный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и предстает перед Раскольниковым, с другой стороны, мать Раскольникова, Дуня и Лужин говорят о нём как о человеке бесконечно развратном, сладострастном, злом и циничном. С одной стороны, он насильник, отравитель и губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову. Говорит обычно монотонно, но будто с какой-то ухмылкой, как человек много повидавший, вкусивший и знающий цену себе и людям. Несколько суеверен, возможно, стал таковым в последнее время жизни, после смерти жены, которую, как считают многие, он отравил и дух которой является к нему.

Жизненная позиция:

Отношение к любви:

Любыми путями будет добиваться необходимого ему результата

Преступления Раскольникова и Свидригайлова Как известно, в романе

Свидригайлов:

Первоначально Достоевский хотел написать роман в форме исповеди главного героя, так как рассказ от первого лица давал автору больше возможностей сосредоточиться на внутреннем мире Раскольникова, но Достоевский понял, что в этом случае он не сможет обрисовать характер главного героя как соотнесенный с характерами и судьбами других персонажей. Автору было важно показать Раскольникова в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми.

Терзаясь сомнениями, испытывая страх после совершенного преступления, Родион Раскольников внимательно приглядывается к людям, сравнивая их с собой. Таким образом, каждый персонаж появляется на страницах романа как бы под двойным знаком: он представляет собой не только самостоятельного героя, но и помогает автору глубже раскрыть образ Раскольникова, оттеняя и углубляя его.

Наиболее интересным в системе двойников является Лужин. На первый взгляд кажется, что жених Дуни — полная противоположность Раскольникову. Он расчетливый делец, холодный эгоист, скупой и безнравственный человек. Родиону еще до знакомства с ним ясно, почему он хочет жениться на его сестре. Дуня — скромная бесприданница. А такая и нужна Лужиу, потому что она будет ему безропотно подчиняться и во всем от него зависеть.

Но, кроме злых дел, нравственных преступлений, Свидригайлов совершает и добрые поступки. Он избавил Дуню от позора и восстановил ее доброе имя. В Петербург Свидригайлов приезжает главным образом для того, чтобы помочь Дуне избавиться от Лужина. Но когда она не принимает его денег, Свидригайлов употребляет их на другое доброе дело и устраивает детей Катерины Ивановны в пансион. Он и Раскольникову предлагает организовать побег в Америку, а Соне дает три тысячи рублей, зная о том, что ей пригодятся эти деньги, когда она поедет вслед за Раскольниковым на каторгу. Свидригайлов мечтает о Северном полюсе и о путешествии на воздушном шаре.

Внутри этого человека пустота. У него нет цели в жизни. И добро, и зло он совершает от скуки, поэтому этот герой и приходит к самоубийству, чтобы положить конец бессмысленному существованию. Он чувствует отвращение к себе, его мучает совесть. Устав от такого состояния, он расстается с жизнью. Однако истинных причин преступления Раскольникова Свидригайлов не понимает. Он думал, что Раскольников убил старуху-процентщицу из-за бедности.

Не чужд мыслей Раскольникова и сам следователь Порфирий — человек, переживший свою пору мечтаний. Как и Свидригайлов, Порфирий в Раскольникове узнает свою молодость. Отсюда его тайное сочувствие герою, вступающее в противоречие с его ролью блюстителя порядка. Осуждая убийство старухи, следователь не может не восхищаться смелостью Раскольникова — бунтаря против несправедливости общества.

Система двойников романа достаточно сложна. Двойники есть не только у главного героя. Есть явный ряд общих черт у Дуни и Сони. Эти два образа дополняют и углубляют друг друга. Дуня готова выйти замуж не по любви за Лужина для того, чтобы дать возможность брату учиться. А, значит, она, как и Соня, стремится делать добро другим, принося огромное зло себе.

А еще Раскольников находит в Соне Мармеладовой черты безвинно убитой им Лизаветы. Это кротость, беззащитность и безответность.

Раскольников и разумихин дружба

А Раскольникова совсем не удовлетворяет его жизнь. Свидригайлов пришел к Раскольникову, предполагая встретить в нем врага.

Рассольников дважды угрожает убить Свидригайлова, а между тем, скрепя сердце, признает, что они одного поля ягоды. Важно Свидригайлов говорит:

. Да и Раскольников чувствует, что в Свидригайлов имеет какую-то власть над ним.

Свидригайлов циничен, никому, ничему и ни во что не верит, ненавидит весь мир, но осознает свое бессилие перед ним.

Поэтому его трагическая гибель закономерна. противостоит раскольникову его друг разумихин. это широкой души человек. он мог удариться в разрушительный запой, мог превратиться и в своеобразного обломова.

он суетится, пьет, заводит дружбу с полицейскими чиновниками, устраивает студенческие вечеринки, спорит до хрипоты. он может найти общий язык и с кухаркой, и с порфирием, и с лужиным.

А Аркадий – полная противоположность: счастливый и наивный, добрый и открытый молодой человек, смотрящий на жизни по-детски наивно.

Как же могут быть они истинными друзьями, если они настолько разные. При отсутствии общих интересов дружба между людьми не возможна.

А при наличии общих тем, не всегда нужно что-то говорить, тут молчание может быть более ценным и значительным, чем тысячи слов. 369 словЭффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — 2019-05-03 Опубликовал(а): Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям. Спасибо за внимание. ПОИСК:

У нас более 30 000 материалов воспользуйтесь поиском!Вам повезёт!

Полезный материал по теме И это еще не весь материал, воспользуйтесь |

Анализ преступление и наказание достоевский дружба разумихина раскольникова

Идея главного героя Раскольникова — стать властелином судьбы и получить право сильных и справедливых наказывать неугодных и таким образом делать счастливыми обездоленных.

Дружба дмитрия разумихина и родиона раскольникова

Срок за двойное убийство был сокращён почти вдвое.

Таким образом, Достоевский доказывает нам идею божьего промысла, что люди спасаются людьми. И пусть кто-то скажет, что Разумихин не оказался в проигрыше, заполучив красавицу жену, сестру друга, но разве он думал о собственной выгоде?

Дружба между раскольниковым и разумихиным

Свидригайлов страшен и самому себе.

Он лишает себя жизни. Инфо Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова.

Лужин весьма высокого мнения о себе.

Дружба разумихина и раскольникова

Двойники Родиона Раскольникова

Единственный друг

Почтенный жених

Мрачный Свидригайлов

Поступки городничего в комедии “Ревизор” для сочинения по теме

Лебезятников Андрей Семёнович

Этот герой, по замыслу автора, в гротескной форме отображает увлечение молодёжи новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.

Мудрый следователь

Женские двойники героя

Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа. Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат. Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.

Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М. Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы.

Форма проведения урока : урок-исследование.

Образовательные:

Формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты);

Формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами);

Подготовка к ЕГЭ и итоговому сочинению по литературе.

Формировать логическое мышление путем сопоставления героев;

Развивать речь учащихся;

Развивать творческое мышление.

Воспитательные:

Расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, к произведениям литературы, к киноискусству;

Формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.).

Формы работы учащихся :

Использованные технологии:

Технология личностно-ориентированного обучения;

Оборудование урока:

Словари русского языка;

Выставка произведений писателя;

Методические пособия и критические издания;

Мультимедиапроектор, презентация к уроку.

Д. С. Мережковский

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Итак, мы остановились на портрете Ф.М. Достоевского. Именно о нем и его творчестве мы сегодня будем говорить. Мы пытаемся понять, чему же учит нас Достоевский, что может дать нам, современным людям, писатель, живший в 19 веке. Быть может мысли и выводы, к которым он приходит, сегодня неактуальны? Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Вместе с тем, его книги просты и понятны, если читать их с неравнодушным сердцем. Чтобы чувствовать себя человеком в мире людей, мы должны задать себе вопросы: для чего и как мы живем? Что может позволить себе человек? Где границы человеческой свободы? Великий писатель через свой взгляд на мир, на человека, указывает нам путь самим к себе. И мы начинаем слышать собственную душу.

В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” исследователи насчитывают около 90 персонажей. На предыдущих уроках мы сосредоточились в основном на одном из них – Родионе Романовиче Раскольникове. А какова же роль других героев, окружающих бывшего студента? Вот о чем сегодня нам и предстоит поговорить.

и эпиграф к ней . (Слайды 5-6)

2.Актуализация знаний по ранее изученному материалу:

Итак, данные задания показали, что вы хорошо усвоили пройденный материал и готовы к изучению нового.

Физминутка . (Упражнения для глаз)

3. Работа по новой теме урока:

Слово учителя:

Как мы уже сказали, главный герой бессмертного романа Ф. Достоевского - Родион Раскольников - личность с многогранным характером. Проблемы общества в романе и человеческих взаимоотношений рассматриваются сквозь призму судьбы главного героя. А помогают более полно раскрыть душевные метания Раскольникова так называемые двойники героя.

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим. (Слайд 23)

Кто, по вашему мнению, относится к двойникам Раскольникова?

Ученик: Лужин и Свидригайлов. (Слайды 23-24)

Давайте вспомним, что такое литературный портрет. (Подготовка к ЕГЭ)

Литературный портрет — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер . ( Слайд 25)

Найдите в произведении портрет Лужина и зачитайте его вслух.

( Слайды 26-28)

Работа с текстом произведения. ( 1 группа )

Жизненная позиция:

Главное его стремление – сколотить капитал, упрочить свое положение в обществе, сделать быструю успешную карьеру. На жизнь смотрит сквозь призму своей теории. Он уверен, что каждый человек должен быть эгоистом. Только заботясь о себе, он сможет впоследствии помочь другим.

Отношение к любви:

Очарован красотой Дуни Раскольниковой. В некотором смысле, даже любит ее. Однако больше любви ему приятна мысль о том, что Дуня – из бедной семьи, а значит, он сможет ее облагодетельствовать, за что она будет ему благодарна до конца жизни. Кроме того, воспринимает этот брак как еще одну ступеньку к упрочению своего положения – Дуня красива и умна, она явно понравится людям из общества, тем самым улучшив отношение и к нему, Лужину.

Герои испытывают друг к другу взаимную неприязнь, не понимая, насколько внутренне они похожи. Видя в другом свои худшие черты, исковерканную теорию самопревозношения, герои сердятся. Ставя себя выше других людей, Лужин в этом сближается с Раскольниковым, хотя оба они не понимают сходства.

А теперь найдите в произведении портрет Свидригайлова и зачитайте его вслух. (Слайды 32-37)

Работа с текстом произведения. (2 группа)

Глазами автора в начале романа:

Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…

Глазами Раскольникова ближе к концу романа:

Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…

Свидригайлов спокойный, уравновешенный в общении человек. Образован, воспитан. Имеет двойственный характер. С одной стороны, он обычный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и предстает перед Раскольниковым, с другой стороны, мать Раскольникова, Дуня и Лужин говорят о нём как о человеке бесконечно развратном, сладострастном, злом и циничном. С одной стороны, он насильник, отравитель и губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову. Говорит обычно монотонно, но будто с какой-то ухмылкой, как человек много повидавший, вкусивший и знающий цену себе и людям. Несколько суеверен, возможно, стал таковым в последнее время жизни, после смерти жены, которую, как считают многие, он отравил и дух которой является к нему.

Жизненная позиция:

Отношение к любви:

Любыми путями будет добиваться необходимого ему результата.

Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире – преступник. Поступившись однажды совестью, он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем.

В заключение урока мне хотелось бы вернуться к эпиграфу.

(Самостоятельная работа, подготовка к ЕГЭ)

Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объем 5-10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

5.Итоги урока.

Интерес: что интересного было на уроке?

Творчество: какие творческие работы вы выполняли?

Обучение: чему вы научились?

Главное: что сегодняшний урок принес мне?

Составление синквейна.

2)Прилагательное (2): замкнутый, задавленный

3)Глагол (3): убил, мучался, обрел

4) Предложение из четырех слов: интеллигент, чересчур увлекшийся размышлениями

5) Существительное (вывод, обобщение): Раскольников

6. Выставление и комментарий оценок.

7.Запись домашнего задания.

Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем.

Перечитать: часть III, глава 5,часть VI, главы 5–6,часть VI, глава 2 (анализ эпизодов).

Финал романа. Каково место Сони в раскрытии образа Раскольникова? (сочинение).

Читайте также: