Напишите небольшое сочинение рассуждение по прочитанному тексту

Обновлено: 09.05.2024

1. Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).

2. Проблема, поднятая в тексте.

4. Авторская позиция.

5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).

6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).

7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).

Как начать сочинение

Можно начать:

1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…

3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).

4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Например:

Комментарии

- В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …

- В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …

- Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….

- Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).

- Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …

Как прокомментировать позицию автора

Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Нейтральная позиция (констатация фактов)

Порицание, осуждение

словно приглашает вместе с ним полюбоваться …;

с интересом наблюдает за тем …;

любуясь (чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о

Автор размышляет о …;

словно приглашает читателя к диалогу …;

делится своими мыслями, наблюдениями …;

ставит перед читателями важную, злободневную проблему …;

пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.

Автор с болью в сердце пишет о том, что …;

с горечью говорит о…

у автора вызывает негодование …;

автор не может мириться с тем …;

с горькой иронией пишет о том …;

свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом…

Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование .

Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном

Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему :

• Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.

· Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …

· Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).

• Проблема …не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …

Ключевые фразы к научно-популярному тексту :

· На уроках …я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).

· О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).

· Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких

· Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что …

· Признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст …заинтересовал меня, я узнал много нового о…

Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:

• Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о …

· Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …

· Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что)

· Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.

Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о …

Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту

Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.

Однажды в Москве проходил конкурс на лучший рисунок . Дети относили свои самые лудшие рисунки , а кто хотел мог нарисовать в парке собственно говоря где и проходил этот самый праздник . Дети очень старались нарисовать самые лудшие и самые красивые рисунки . Конкурс удался !

ТЕМА : конкурс
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ :то что в Маскве проходил конкурс рисунков .
Как вы понемаете последние предложение текста : то что все прошло удачно , всем понравился этот конкурс , и все остались довольны .

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Как писать сочинение-рассуждение?

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:


Вступление в сочинении-рассуждении

Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.


Записывайся на онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ Поможем систематизировать материал, закрыть пробелы в знаниях и сдать ЕГЭ на 80+ баллов! Обучение онлайн без привязки ко времени и месту. Записаться прямо сейчас


Основная часть в сочинении-рассуждении

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту".

Русский язык 10 класс ___.___.___

Урок 14

Тема: Р.р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Цели: обобщить знания об особенностях художественного стиля; совершенствовать навыки анализа текста; формировать умения обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам; обучить учащихся формулировке проблемы текста; воспитывать уважительное и доброе отношение к своим родителям.

Эпиграф: «Родительская любовь – единственное

I. Организационное начало урока:

проверка готовности учащихся.

II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Такими стихотворными строчками я бы передала огромную значимость родительской любви в жизни человека. Границы родительской любви определить трудно, как невозможно перечислить и способы ее проявления и последствия. И не всегда мы ценим доброе, заботливое отношение своих родителей. Особенно такое взаимонепонимание происходит в детском и подростковом возрасте. А ведь они своими наставлениями, поучениями хотят оберегать нас от ошибок, поддержать в трудную минуту, указать правильный путь. Это самоотверженная родительская любовь, готовая принять всю твою боль и поражение – единственное чувство на свете. Это твоя надежная опора в жизни, которую надо беречь, как зеницу ока.

Легче всего обидеть мать.

Она обидой не ответит,

И только будет повторять:

Легче всего обидеть мать.

Пройдут года, мы станем выше.

И кто-то, губы сжав опять,

Возьмет бумагу и напишет:

И, может быть, его услышат!

2. Работа с текстом.

Сегодня мы с вами продолжим работу по совершенствованию навыков анализа текста, попутно вспомним важные орфографические и пунктуационные правила, познакомимся с требованиями к 26 заданию ЕГЭ. Вам на дом был предложен отрывок из рассказа Н. Аксёновой (тексты раздаются). Внимательно прочитали текст.

(1) В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2) Он садился на стул возле елки, долго пиликал на своем баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: "Валерий Петрович, повыше!" (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4) Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5) Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и (не) красивый, говорили так: "Он похож на Ксюшкиного папу!"

(6) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7) Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!) но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8) Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9) Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчеркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(11) Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12) У меня начался отит. (13) От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14) Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15) По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замерзнем. (16) Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17) Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18) Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: "Какой я дурак!" (19) Отец подумал и тихо сказал маме: "Нам потребуется все мужество!" (20) Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21) Он открыл машину и вышел в ревущую ночь. (22) Дверца захлопнулись за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23) Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24) Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обреченно смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на мое лицо. (26) Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27) Он взял меня на руки и прижал к себе. (28) Шёпотом он рассказал маме, что дошел до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29) Я дремала на его руках и сквозь сон слышал, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31) А он долго потом болел двусторонним воспалением легких.

(32) Мои дети недоумевали, почему, наряжая елку, я всегда плачу.(33) Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под елку и кладет голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей.(34) Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать. (По Н. Аксеновой).

2.1. Выразительное чтение текста.

2.2. Речеведческий анализ

а) определите тему текста

(Родительская любовь. Горькое воспоминание об отце. Мужество отца)

б) выделите микротемы, связанные с темой.

1. В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец.

2. "Нам потребуется всё мужество!"

3. Он долго потом болел.

4. Горькое воспоминание об отце.

в) как вы думаете, какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1. Несправедливое отношение девочки к своему отцу.

2. Глубина любви отца к дочери в его поступках.

3. Сила любви во внешней красоте человека.

4. Перед силой самоотверженной любви отступают все преграды.

г) В чём заключается основная мысль рассказа? Что утверждал своим текстом автор.

1.Дети зачастую воспринимают лишь внешнюю красоту человека.

2. Только с возрастом приходит осознание подлинной родительской любви.

д) К какому стилю речи вы отнесёте этот текст? Почему?

Художественный стиль. Автор передаёт эмоциональное состояние героя: "ненавидела утренники", "несла тяжкий крест", "я готова была провалиться сквозь землю от стыда", "наряжая ёлку, всегда плачу". Использованы изобразительно-художественные средства: сравнения (нос как у клоуна), эпитеты (дикая боль), олицетворение (боль кружила).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Используется в художественных произведениях

Нарисовать живую картину, изобразить то, о чём рассказывается, передать читателю чувства(эмоции) , которые испытывает автор

Высказывание бывает конкретным. Образным, эмоциональным

Конкретные слова, слова в переносном значении, эмоционально-оценочные слова, предложения восклицательные, вопросительные, с однородными членами

Использование изобразительно- выразительных других стилей

Множество изобразительно-выразительных средств; эмоционально- оценочных слов; риторических вопросов и восклицаний и.т.д.

Эстетическая функция художественного стиля речи

Эмоциональное воздействие на читателя

3. Подготовка к написанию сочинения.

- Что такое проблема? (Ответы учащихся:

Задача, которая требует решения; вопрос, поднимаемый автором в тексте)

Проблема – это сложный вопрос, требующий решения. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, основную, актуальную, злободневную, острую, социальную, политическую, национальную, международную. Сформулировать проблему можно двумя способами:

1) оценить объект проблемы – чья это проблема или что это за проблема;

2) определить проблему в виде вопроса. Итак, какую проблему поднимает автор?

2. Проблему нравственности

3. Взаимоотношения родителей и детей.

4. Душевной красоты человека.

5. Проблему совести.)

Действительно, в своем тексте автор затрагивает проблему отношения детей к своим родителям, проблему самоотверженности родительской любви. Определяя проблему, нужно уметь правильно изложить ее. Для этого предлагается в памятке клише (обращаю внимание учащихся на таблицу)

ПРОБЛЕМА – это сложный вопрос, требующий решения. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, основную, актуальную, злободневную, острую, социальную, политическую, национальную, международную.

Следующий этап работы над сочинением – прокомментировать проблему. Комментарий – это рассуждение, а не пересказ. Подумайте о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Также возможны два способа изложения:

1) от частных фактов к формулировке проблемы

2) от формулировки проблемы к комментарию. Прокомментируем проблему нашего текста.

4. Написание сочинения-рассуждения в черновиках.

III. Подведение итогов урока

_________________________________________________________________________________________

Русский язык 10 класс ___.___.___

Урок 15

Тема: Р.р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Цели: обобщить знания об особенностях художественного стиля; совершенствовать навыки анализа текста; формировать умения обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам; обучить учащихся формулировке проблемы текста; воспитывать уважительное и доброе отношение к своим родителям.

I. Организационное начало урока:

проверка готовности учащихся.

II. Работа по теме урока.

Чтение и редактирование сочинений на черновиках.

Переписывание сочинений в чистовики.

III. Подведение итогов урока

Читайте также: