Сочинение по роману идиот тема идеального человека

Обновлено: 19.05.2024

Князь Лев Николаевич Мышкин представлен в романе оппозиционно всем остальным персонажам. Он отличается от всех своей непосредственностью, доверием и добротой, чрезвычайной внимательностью и проницательностью. Причиной этому служит отсутствие у князя борющегося за свои личные интересы эгоистического начала, он как бы лишен эго. (На это намекает уже фамилия персонажа, контрастирующая с именем Лев и титулом князь.) Когда же им овладевает состояние страсти, выражающейся в предельной искренности, эта страсть бьет по нему самому — он как открытая дверь, его душа распахнута каждому, с кем он имеет дело. Она сильно откликается, активизирует душу другого человека. Мышкин создает своим присутствием атмосферу исповедальности для каждого.

Таким образом, человечный человек по Достоевскому - это идеальная душа, способная сама быть открытой и дающая импульс раскрываться другим. Это русское отражение идеала (человек, лишенный эго и меры). Он считывает истину, его христианское сопереживание дает восприятие без ограничений, поэтому он видит будущее движение искренних порывов людей, истинное их намерение. Это дает ему чисто, безоценочно видеть окружающих, схватывать их сущность.

Именно это делает его хорошим психологом. Он тонко подмечает все нюансы настроений и состояний, часто угадывает мысли и имеет предчувствия. Например, - его спрашивают про любовь Рогожина, а он отвечает — тот поженится, да пожалуй, потом и зарежет Настасью. "То уж такое простодушие, такая невинность… и вдруг в то же время насквозь человека пронзаете, как стрела, такою глубочайшею психологией наблюдения", — слова Келлера о Мышкине, когда он приходит просить деньги.

Другие герои романа зациклены на себе, и из-за этого не видят и не понимают внутренних мотивов других. В этом все их проблемы и несовершенства, в этом их огромнейшее отличие. Князь видит ситуацию и в ней старается выбрать наиболее благожелательное. Он всегда отвечает смиренно, с любовью, невинно. Ему ближе дети, их искренность, непосредственность и радость — это живо в нем самом: часто в романе говориться, как он доброжелательно, без задней мысли реагирует на обвинения и провокации. В этом смысле он идеален: как источник абсолютной доброжелательности и непосредственности (и хотя отсюда название романа, это не от глупости, а от чистоты). Он имеет совершенно определенные ценности, понятие добродетели, из них строит свое поведение. В отличие от способа действия остальных героев, у него оно совершенно естественно.

Конечно, эго присутствует у всех, и оно имеет не только отрицательное значение. Часто князя называют промеж себя " идиотом ", в смысле наивности, именно потому, что он совсем не заботиться о себе, о своих интересах. Он за рамками рациональности, которая, например, сдерживает Лизавету Прокофьевну . Он пытается понять истинный мотив, а не скрытый смысл игр. Он не видит рациональных игр, не считывает ментальных расчетов и межличностных игр, он их и не угадывает, и в них не включается, перед ними он беззащитен (история с Аглаей и сестрами).

Главный герой чувствует все по-настоящему, он сопереживает искренне и глубоко входя в чувство другого. Даже Рогожин, после того, как совершает убийство Настасьи Филипповны, приводит князя, тем самым разделяя с ним свое внутреннее состояние, и тот по-настоящему со-чувствует вместе с ним, глубоко — до собственного изнемождения .

Князь Мышкин тонко понимает, что нужно в данный момент, что наиболее праведно в каждой ситуации. Но вдруг он может стать совершенно рассеян, когда он переключается от восприятие других на восприятие своих волнений, тут у него совершенно не хватает меры, как замечает он сам. Когда он возвращается из Швейцарии в Россию и встречает Настасью Филипповну, его волнение усиливается. Приехав выздоровевшим, он снова заражается этой русской страстностью, от чего в конце романа становится снова сильно болен и вынужден вернуться за границу.

Он ждет от России, от людей в ней, чего-то большого. Он читал про нее многое за границей и много размышлял, строил идеал. Отмечает тоску русского человека по пути духовному, его духовную жажду. Он смотрит на происходящее наблюдательно, но сразу же страстно включается, и замечает большую страстность русского человека в сравнении с Европой. Но эта страстность, это преувеличение, часто используемое в адрес слов князя, разрушительны, что отражают все страстные персонажи Достоевского, которые если и не страстны вовсе, то хотя бы сочувственны. Эта страстность снова и снова делает больным князя, но в своих словах он оценивает ее совершенно положительно.

Те люди, которые входят в более глубокий контакт с Мышкиным, все они выпадают из обычного течения социальной жизни, подверженной рациональной ограниченности (Настасья Филипповна, Рогожин, пьющий генерал, Ипполит), их острота восприятия в пограничных ситуациях близки князю. Искренность как страстная часть души сродни праведности. Князь Мышкин приходит, как бы, из иного мира и в него же возвращается, не способный удержаться в мире, где господствует рациональное начало, ограниченное и собственническое (эгоистическое).

Настасья Филлиповна не столь открыта, она тоже в рамках своей рациональности, закрытости восприятия, эмоциональной зашоренности . Она не может выйти из обиды на мир. Она играет, проявляя свою свободу по отношению к другим, но не свободна по отношению к себе, изнанка гордости — самоуничижение. Так и Рогожин впал в свою страсть, не в силах совладать с ней, и потому убивает (и даже не способен не убить) предмет своей страсти. Князя же он убить не может, так как некого убивать, в нем нет эго.

Князь одновременно обладает глубоким сочувствием и страстностью в отношении идей. Он отличатся тонким умом, его волнуют философские вопросы, вопросы о судьбе России и православного христианства — в отличие от католичества, которое, по его словам, проповедует антихриста, искажает истину. Атеизм оказывается менее пагубен, поскольку за ним — один нуль, а вот искажение — это поклонение противоположным ценностям, что более опасно для человеческого существа.

Таким образом, стремление к истине — это стремление к искренности, к отбрасыванию всяких рациональных ограничений, отдача себя во служение сочувствию искренности, порыву истины. Ф. М. Достоевский показывает героя во многих смыслах идеального, но не находящего тем не менее места в мире, гармонии в нем. Автор не ценит общество, порядки которого ему нисколько не симпатичны. Он показывает все изъяны эгоизма, который не видит истины, так как ограничен закостенелостью неживого. И в противовес он рисует человека, лишенного эго. Хотя оно отчасти защищает от чрезмерной отдачи вовне, но и Рогожин, и Настасья Филипповна отдаются идее и чувству страсти, но безумствуют так же сильно выплескиваясь, приходя этим выплеском в тупик, ведь не отдали себя до конца, приходят к собственным границам, а не к Богу.

Когда с князем Мышкиным случается припадок на станции, он говорит: а почему, собственно, это считается болезнью, искаженным восприятием, может быть, в некотором смысле и наоборот. Ведь общая нормальность как прагматичность неудовлетворительна и пошла, лишена духовного. Тупик в духовном смысле показывает Ипполит в своей речи, где сравнивает себя (то есть человека) с выкидышем. Весь мир празднует, пирует, а я выкидыш. Но он не вышел за рамки эгоистического, не освободился от рамок, поэтому замкнулся на себе и, увидев это, ужаснулся собственной замкнутости. А преодолеть ее не смог, не смог понять смирение, которое рождает сочувствие всему, любовь и непосредственность восприятия, свободного от волнения насчет проблем, связанных с "Я". Князь, на вопрос Ипполита, как ему лучше всего умереть, отвечает ему: "Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье". Но Ипполит не смог почувствовать гармонию устроения, а только обиду и зависть, и вместе с тем опустошенность и бессмысленность. В конце концов он приходит к страху перед природой как огромным зверем. Этот страх корениться в противопоставлении себя миру, столь малого столь большому, что рождает сильнейшую рану в человеке, так как он хочет стать равным миру, но не может, отделяя себя от него. Таким образом, он преувеличивает этот разрыв, хотя, всецело входит в него, и это закономерно. Иррациональное, мистическое, эмоциональное соединяет, рождая жизнь в человеке, разум же разделяет, сушит живое начало в человеке, закостенелостью выбрасывает его из мира, своими границами сводит человека с ума. Но также сводит с ума и безграничная восприимчивость к иррациональному и истинному, до буквальной потери себя в бесконечном. Когда же эго остается, то в человеке возникает противоречие, разрывающее его. А если эго побеждает, тогда человек захвачен им, и его сводит с ума твердость и безысходность ограниченности.

И все-таки, в романе князь Мышкин показан больным. Это аллегория, но не сугубо положительная. Подразумевается, может быть, подвести читателя к синтезу между потерей себя и потерей в себе (в эго). К видению порядка гибко, в процессе жизни. К эго как точке баланса, но не расставляющим границы, которые мертвят живое в человеке, а лишь границы как защищенности. В этом смысле нужно стремиться быть абсолютно гибким (в жизни), но при этом все-таки оставаться, быть.

Князь Мышкин — не личность, но часть человеческого существа, он — ее ядро, поскольку именно в нем отражена суть человечности. Именно поэтому князь Мышкин - главный герой, и иначе быть просто не могло. Естественно, что одно ядро не может существовать как отдельный человек. Гениальность Ф.М. Достоевского в том, что он смог рассмотреть свою идею в живейшей иллюстрации. Идея — главное в его творчестве, а само художество отображения служит методом выражения мысли, его творчество нельзя назвать описательным, оно именно философское, а не художественное, так как он как будто разыгрывает спектакль, где грани характера — отдельные личности, самостоятельные характеры (все взаимодействующие больше или меньше друг с другом). Яркие, броские персонажи, пусть не исчерпывают граней характера совершенного любого человека (все они страстны, что свойственно не каждому человеку), но вместе они представляют одно целое человека. Его роман иллюстрирует отношения и конфликты разных граней внутри одной личности, соотношение сторон могут быть разными, но стороны при этом остаются одними и теми же, фундаментальными. Он будто рассмотрел человека по частям, каждую часть его сделал живой, доходящей до своего предела, в своем абсолютном главенстве над всеми остальными. Каждая часть показала свою роль в мире человека, свою необходимость, но вместе с тем не-самодостаточность . Они могут функционировать как целое, однако остаются те конфликты, которые требуют больших усилий при решении, вопрос остается открытым, как привести в гармонию противоположные стороны человеческой личности: эгоизм и абсолютную отдачу истинному.

Писатель наделяет его чертами Христа, но при этом не делает Богом. Мышкин не может прикосновением лечить людей или ходить по воде. Он самый обычный человек, но живущий по совести. Его сердце всегда открыто, он готов помочь каждому, кто просит или не просит.

В него Достоевский вложил все свои надежды относительно будущего. Во время написания романа он проживал заграницей, но продолжал пристально следить за происходящим в России. Его пугало и расстраивало все более эгоистичное и индивидуалистское поведение людей в обществе. Именно поэтому он захотел столкнуть загнивающее общество с таким идеальным и неиспорченным человеком.

Идиот – именно так характеризуют Мышкина окружающие. Они считают его доброту и бескорыстность следствием болезни и слабоумия. Хотя в глубине души каждый, кто встречался с князем понимает, что он действует только из лучших побуждений. Но боятся князя, ведь столкновение с ним может коренным образом перевернуть их взгляды и изменить жизненный уклад. Поэтому окружающим проще считать героя за дурачка и смеяться над ним.

Мышкин в свою очередь прекрасно понимает сложившуюся ситуацию. И его рвение помогать нуждающимся часто идет ему во вред. Это сказывается на здоровье героя. Оба раза серьезные приступы его болезни происходят в момент глубочайшего кризиса.

В этом еще одна схожесть князя Мышкина и Христа. Каждый из них бескорыстно принимает на себя все грехи окружающих. Мышкин постоянно предчувствует, что история Настасьи Филипповны выльется в трагедию, и пытается защитить девушку. Но она отчаянно противится этому. В итоге после ее смерти, забравший всю боль и ненависть себе Мышкин окончательно сдается своей болезни. Он жертвует собой ради спокойствия окружающих.

Однако финал романа нельзя назвать плохим. Хоть главный герой и погибает как здравомыслящий человек, проигрывая страшной болезни. Своими действиями и словами он оставил значительный след в душах тех, с кем был знаком. Забрав на себя их прегрешения, он открыл им путь в светлое будущее. Как бы окружающие не старались закрыться, но Мышкин сумел оказать достаточно сильное влияние, заронив даже крошечный лучик света в их души.

2 вариант

Роман “Идиот”, написанный Фёдором Михайловичем Достоевским, был опубликован в 1868 году. Однако, интерес к этому произведению остаётся прежним среди читателей по всему миру. Что же она привлекает читателей? Очевидно, глубоким психологическим анализом человеческой души и тайн, скрываемых от посторонних.

По началу, название “Идиот” кажется оскорбительным, унижающим главного героя. Между тем его вера в настоящие человеческие качества окружающих, в добро и любовь, его детская наивность и добрата преображают его в христианского мученика. И противопоставляют его другим героям романа, не способным ни на уважение, ни на прощение.

Сюжет романа начинает с возвращения князя Мышкина в Россию. И уже на родине он сталкивается и алчностью, завистью и любовью. Он как-будто заново знакомится с сущностью человека. И, по-детски, не полагает за ним дурных поступков. Он меряет человека по себе.

А общество, в ответ, воспринимает его, в лучшем случае, чудаком. Оно не способно живо откликнуться на его душевные порывы, оно рассматривает князя лишь с позиции практичной пользы, например, использования его способностей к каллиграфии.

Сам князь легко прощает эгоистичность окружающих, поскольку полагает в них страдания от одиночества. Рядом с ним другие герои романа сначала становятся чище, лучше, но потом они начинают бояться своей уязвимости и становятся ещё более озлобленными и на Льва Николаевича Мышкина, в том числе.

Так происходит с Ганей, Рогожиным и Настасьей Филипповной. Получается, что князь послужил катализатором катастрофы, представленной в романе.

Как же это происходит? Просто никто из них не может стать князем Мышкиным, стать таким же человечным, поэтому невозможность и тщетность их попыток приводит к озлоблению и Гани, и Рогожина, и Настасьи Филипповны. Гибель которой становится очевидной с самого начала романа. Она как бабочка летит на свет, а что будет после не задумывается.

Душа её изранена и не находит утешение в своём окружении. Циничное общество и её саму сделало такой. Настасью Филиповну то тянет к князю, как к своему идеалу, которого она долго ждала, то обвиняет его в лишнем сострадании к ней. Мотив недостойности настоящей любви талкает её к Рогожину, с ним она на равных. Такие метания и приводят к трагическому финалу романа.

Что же получается? Получается чистый и самоотверженный человек, такой как князь Мышкин, способный к самопожертвованию, может пробудить в других людях человеческие качества.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Идиот

Популярные сегодня темы

Современная семья, основывается на любви, взаимопонимании и поддержке. Не то чтобы такого не было раньше, однако сейчас уж точно придется постараться, чтобы выдать девушку замуж не по ее воле.

Сказка Путаница Корнея Ивановича Чуковского, в которой, происходят невозможные, не сопоставимые противоположные и противоречащие вещи. Так может быть только, потому, что у Корнея Чуковского было свое виденье

Творческий путь Достоевского — путь исканий, нередко трагических заблуждений. Но как бы мы ни спорили с великим романистом, как бы ни расходились с ним во взглядах на некоторые жизненно важные вопросы, мы всегда ощущаем его неприятие буржуазного мира, его гуманизм, его страстную мечту о гармонической, светлой жизни.

Позиция Достоевского в общественной борьбе его эпохи чрезвычайно сложна, противоречива, трагична. Писателю нестерпимо больно за человека, за его искалеченную жизнь, поруганное достоинство, и он страстно ищет выход из царства зла и насилия в мир добра и правды. Ищет, но не находит.

О том, насколько сложной и противоречивой была его общественная позиция, свидетельствует знаменитый роман Ф. М. Достоевского “Идиот”, написанный в 1869 году.

В этом произведении не общество судит героя, а герой — общество. В центре романа не “дело” героя, не проступок, а “неделание”, житейская суета сует, засасывающая героя. Он невольно принимает навязываемые ему знакомства и события. Герой нисколько не старается возвыситься над людьми, он сам уязвим. Но он оказывается выше их как добрый человек. Он ничего для себя ни от кого не хочет и не просит. В “Идиоте” нет предопределенного логикой конца событий. Мышкин выбывает из их потока и уезжает туда, откуда прибыл, в “нейтральную” Швейцарию, опять в больницу: мир не стоит его доброты, людей не переделаешь.

В поисках нравственного идеала Достоевский пленился “личностью” Христа и говорил, что Христос нужен людям как символ, как вера, иначе рассыплется само человечество, погрязнет в игре интересов. Писатель поступал как глубоко верующий в осуществимость идеала. Истина для него — плод усилий разума, а Христос — нечто органическое, вселенское, всепокоряющее.

Конечно, знак равенства (Мышкин — Христос) условный, Мышкин — обыкновенный человек. Но тенденция приравнять героя к Христу есть: полная нравственная чистота сближает Мышкина с Христом. И внешне Достоевский их сблизил: Мышкин в возрасте Христа, каким он изображается в Евангелии, ,ему двадцать семь лет, он бледный, с впалыми щеками, с легонькой, востренькой бородкой. Глаза его большие, пристальные. Вся манера поведения, разговора, всепрощающая душевность, огромная проницательность, лишенная всякого корыстолюбия и эгоизма, безответность при обидах — все это имеет печать идеальности.

Христос еще с детства поразил воображение Достоевского. После каторги он тем более возлюбил его, ибо ни одна система воззрений, ни один земной образец для него не были уже авторитетами.

Мышкин задуман как человек, предельно приблизившийся к идеалу Христа. Но деяния героя излагались как вполне реальная биография. Швейцария введена в роман не случайно: с ее горных вершин и снизошел Мышкин к людям. Бедность и болезненность героя, когда и титул “князь” звучит как-то некстати, знаки его духовной просветленности, близости к простым людям несут в себе нечто страдальческое, родственное христианскому идеалу, и в Мышкине вечно остается нечто младенческое.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

История Мари, побиенной каменьями односельчан, которую он рассказывает уже в петербургском салоне, напоминает евангельскую историю о Марии Магдалине, смысл которой — сострадание к согрешившей.

Это качество всепрощающей доброты проявится у Мышкина много раз. Еще в поезде, по пути в Петербург, ему обрисуют образ Натальи Филипповны, уже приобретшей дурную славу наложницы Троцкого, любовницы Рогожина, а он не осудит ее. Затем у Епанчиных Мышкину покажут ее портрет, и он с восхищением “узнает ее, отзовется о ее красоте и объяснит главное в ее лице: печать “страдания”, она многое перенесла”. Для Мышкина “страдание” — высший повод для уважения.

Всегда у Мышкина на устах заповеди: “Кто из нас не без греха”, “Не брось камень в кающегося грешника”.

С другой стороны, Достоевскому важно было, чтобы Мышкин не получился евангельской схемой. Писатель наделил его некоторыми автобиографическими чертами. Это придавало образу жизненность. Мышкин болен эпилепсией — это многое объясняет в его поведении. Достоевский стоял однажды на эшафоте, и Мышкин ведет рассказ в доме Епанчиных о том, что чувствует человек за минуту до казни: ему об этом рассказывал один больной, лечившийся у профессора в Швейцарии. Мышкин, как и автор, — сын захудалого дворянина и дочери московского купца. Появление Мышкина в доме Епанчиных, его несветскость — также черты автобиографические: так чувствовал себя Достоевский в доме генерала Корвин-Круковского, когда ухаживал за старшей из его дочерей, Анной. Она слыла такой же красавицей и “идолом семьи”, как Аглая Епанчина.

Писатель заботился о том, чтобы наивный, простодушный, открытый для добра князь в то же время не был смешон, не был унижен. Наоборот, чтобы симпатии к нему все возрастали, именно оттого, что он не сердится на людей: “ибо не ведают, что творят”.

Один из острых вопросов в романе — облик современного человека, “потеря благообразия” в человеческих отношениях.

Страшный мир собственников, алчных, жестоких, подлых слуг денежного мешка показан Достоевским во всей его грязной непривлекательности. Здесь и преуспевающий генерал Епанчин, пошлый и ограниченно-самодовольный, использующий свое положение для собственного обогащения. И ничтожный Ганечка Иволгин, алчущий денег, мечтающий разбогатеть любым путем, и утонченный лицемерный и трусливый аристократ Троцкий.

Как художник и мыслитель Достоевский создал широкое социальное полотно, в котором правдиво показал страшный, бесчеловечный характер буржуазно-дворянского общества, раздираемого корыстью, честолюбием, чудовищным эгоизмом. Созданные им образы Троцкого, Рогожина, генерала Епанчина, Гани Иволгина и многих других с бесстрашной достоверностью запечатлели нравственное разложение, отравленную атмосферу этого общества с его вопиющими противоречиями.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Как умел, Мышкин старался возвысить всех людей над пошлостью, поднять до каких-то идеалов добра, но безуспешно.

Мышкин — воплощение любви христианской. Но такую любовь, любовь-жалость, не понимают, она людям непригодна, слишком высока и непонятна: “надо любовью любить”. Достоевский оставляет этот девиз Мышкина без всякой оценки; такая любовь не приживается в мире корысти, хотя и остается идеалом. Жалость, сострадание — вот первое, в чем нуждается человек.

Мышкин-Христос явно и безнадежно запутался в земных делах, невольно, по самой неодолимой логике жизни, посеял не добро, а зло. До обличителя он не дорос, но его, как и Чацкого, неразумный свет назвал сумасшедшим. Он вынужден был с разбитым сердцем вернуться в Швейцарию, лечебницу Шнейдера, где и признали у него совершенное повреждение ума. Людской мир его разрушил.

Смысл произведения — в широком отображении противоречий русской пореформенной жизни, всеобщего разлада, потери “приличия”, “благовидности”.

Сила романа — в художественном использовании контраста между выработанными человечеством за многие века идеальными духовными ценностями, представлениями о добре и красоте поступков, с одной стороны, и подлинными сложившимися отношениями между людьми, основанными на деньгах, расчете, предрассудках, — с другой.

Князь-Христос не смог предложить взамен порочной любви убедительные решения: как жить и каким путем идти.

Достоевский в романе “Идиот” пытался создать образ “вполне прекрасного человека”. И оценивать произведение нужно не по мелким сюжетным ситуациям, а исходя из общего замысла. Вопрос о совершенствовании человечества — вечный, он ставится всеми поколениями, он — “со держание истории”.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Лев Николаевич Мышкин - главный герой романа Ф. М. Достоевского "Идиот", князь. Создавая образ, автор ставил целью "изобразить вполне прекрасного человека". Возможным прототипом героя (хотя бы по части внешности) мог быть граф ГА. Кушелев-Беэбородко. В черновиках Достоевский несколько раз называет Мышкина "Князь Христос". В поле его зрения во время работы над образом были Дон Кихот Сервантеса, диккенсовский Пиквик, Жан Вальжан Гюго, пушкинский "рыцарь бедный". Предшественниками Мышкина можно считать Мечтателя ("Белые ночи"), Ивана Петровича и отчасти Алешу Валковского ("Униженные и оскорбленные"), Ростанева ("Село Степанчиково и его обитатели"). Двадцати шести лет, роста выше среднего, белокур, густоволос, с впалыми щеками и остренькой белой бородкой, большие голубые глаза, в пристальном взгляде что-то тихое, но тяжелое. Боле падучей. Последний из древнего рода князей Мышкиных, рано осиротел, воспитывался в деревне, в детстве был боле тяжелой нервной болезнью. Прожил четыре года в швейцарском санатории. После выздоровления возвращается в Россию, о которой прочел много книг и на благо которой хочет потрудиться. Обладает он и талантом каллиграфа.

Впервые Мышкин появляется в поезде на Петербург. Принадлежа к дворянскому сословию, Мышкин тем не менее сознает, что ему не хватает формы и чувства меры "Я не имею жеста", - говорит он. Он доверчив, лишен себялюбия, необидчив, бескорыстен кроток и целомудренен. Скорее трогательный, нежели комичный в своей неловкости, он наивен и предельно искренен. При этом Мышкин мудр и глубоко понимает человеческую природу с ее неодолимыми противоречиями. Благодаря своей болезни он постиг минуты высшей гармонии, полноты и блаженства. Он верит в возможность рая на земле? в то, что все люди способны прозреть и преобразиться. Прообраз этого рая князю удалось создать в швейцарской деревеньке, объединив вокруг себя местную детвору, и он верит, что подобное возможно и в мире взрослых. В нем самом много детского. Детское, чистое, простодушное и доверчивое обнаруживает он и в окружающих его людях.

Князь не стремится к самоутверждению, не судит и не обличает, он отзывчиво и бескорыстно, по-братски относится к другим людям. Главные его качества - смирение, способность понять другого и способность к состраданию. Про Настасью Филипповну он говорит, что она чиста и заслуживает не только сострадания, но и уважения. Мышкин особенно чуток к красоте и считает, что она "спасает мир". Красота двух женщин покорила его. Он любит Аглаю Епанчину, но он любит и Настасью Филипповну - любовью-жалостью. Мышкин мечется между ними. Он разрывается между простым человеческим чувством мужчины к женщине и бесконечным состраданием. Настасья Филипповна любит его, но, стыдясь своего позора и нечистоты; бежит от князя к Рогожину. Аглая, ревнуя к Настасье Филипповне, отступается от него. Чем дальше, тем больше душа Мышкина погружается в смуту. Ему тяжело с людьми.

Пространствовав по России, князь возвращается в столицу под сильным впечатлением, становится почти народником и славянофилом, верит в русского Христа, который должен, по его убеждению, противостоять западным веяниям - как атеизму и социализму, так и Антихристу, проповедуемому, по его мнению, католичеством. Правда, его антикатолический пафос противоречит его же внутренней открытое и способности к все пониманию, выдавая здесь голос самого автора. Князь проповедует нравственное самосовершенствование и истинное, не показное благородство высокопоставленным гостям, собравшихся у Епанчиных в Павловске. Не только словами, но всей своей личностью Мышкин обличает фальшь и корысть.

Однако его "неотмирность" и чистота не способны преобразить мир, а часто, наоборот, становятся катализатором разлада. Вокруг него кипят страсти и завязываются интриги, которым Мышкин не в силах противостоять. Он привлекает, к себе людей своим внутренним светом и всепрощением, но он же провоцирует и зло. Ему исповедуются, но его сострадание мучительно и вызывает у многих протест. В финале романа , князь, погруженный во тьму, становится полным идиотом.

2. Систему персонажей романа.

3. Князя Мышкина как человека, максимально приблизившегося к идеалу Христа.

Файлы: 1 файл

готовая работа.doc

“Идиот” — одна из самых странных книг в мировой литературе. Исследователи постоянно указывают на недостатки в ее построении. Но в то же время они обычно рассматривают его как неоспоримо великое произведение, называя его “самым художественно неровным” из великих романов.

Роман - "Идиот" Достоевский задумал как продолжение "Преступления и наказания". Главным героем его является "обновленный Раскольников", "исцелившийся" от гордыни человек, князь Мышкин, носитель "положительно- прекрасного" идеала.

Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение целого ряда поэтапных задач, а именно рассмотреть:

2. Систему персонажей романа.

3. Князя Мышкина как человека, максимально приблизившегося к идеалу Христа.

с точки зрения критиков

Все исследователи, не признающие христологический характер образа князя Мышкина, фактически имеют претензии к догматическим представлениям позднего Достоевского.

2.1 Система персонажей романа

Князь Мышкин возвращается из Швейцарии, где он лечился четыре года от тяжелой нервной болезни, в Россию по неотложным делам, связанным с наследством. Двадцати шести лет, роста выше среднего, белокур, густоволос, с впалыми щеками и остренькой белой бородкой, большие голубые глаза, в пристальном взгляде которых что-то тихое, но тяжелое. Он последний из древнего рода князей Мышкиных, рано осиротел, воспитывался в деревне. Болен падучей. Благодаря своей болезни он постиг минуты высшей гармонии, полноты и блаженства. Он верит в возможность рая на земле, в то, что все люди способны прозреть и преобразиться. Прообраз этого рая князю удалось создать в швейцарской деревеньке, объединив вокруг себя местную детвору, и он верит, что подобное возможно и в мире взрослых. В нем самом много детского. Детское, чистое, простодушное и доверчивое обнаруживает он и в окружающих его людях.

Читайте также: