Как проверять сочинение по литературе

Обновлено: 05.07.2024

Материал предлагает исчерпывающие критерии оценки письменных творческих работ по литературе с учетом грамотности и содержания.

ВложениеРазмер
otsenka.docx 19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и речь

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

- правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения,доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка "5" ставится за сочинение:

- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

- стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

- допускается одна - две неточности в содержании.

Оценка "4" ставится за сочинение:

- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

- логическое и последовательное в изложении содержания;

- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

- допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

- в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,

- обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на

- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка "1" ставится за сочинение:

- написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

А может быть, взглянуть на проблему с другой стороны? Знаем ли мы, как… проверить сочинение? Ведь школьное сочинение — сложнейший жанр большого объёма, содержащий элементы исследования и творческого самовыражения его автора. Разве можно, оценивая работу, ограничиться только выставлением отметки (как при проверке контрольной работы или теста)?

Абсолютно ясно: если ученик, увидев оценку за сочинение, закрыл тетрадь и не выяснил, за что она поставлена, — сочинение писалось напрасно. Ученик из работы в работу будет допускать одни и те же промахи.

Игнорирование учителями педагогической рецензии можно было бы объяснить загруженностью и нехваткой времени. Но если ученик всё же попросит объяснить оценку, учитель должен будет перечитать сочинение, вспомнить свои впечатления и замечания и выразить их, то есть опять тратить время. Проблема видится в том, что учителя не знакомы со спецификой жанра педагогической рецензии и не умеют его создавать.

И ведь сами школьники ждут от нас аргументированной оценки созданной ими творческой работы.

Проведённое анкетирование выпускников позволило получить сведения о том, какое место в школьной практике преподавания литературы занимает написание учителями рецензий на сочинения учащихся.

30,2% опрошенных ответили, что учитель не писал рецензий никогда, 56,6% — учитель писал рецензии иногда, и только 13,2% опрошенных отмечают, что учитель писал рецензии всегда.

Именно эти выпускники смогли привести пример запомнившейся рецензии учителя.

В двух анкетах приведён пример наиболее часто встречающихся реплик учителя, которыми сопровождается выставление оценки: “Тема не раскрыта”, “Тема в общем раскрыта, но есть некоторые недочёты”.

Два выпускника приводят примеры рецензий учителей, в которых, по существу, отсутствует оценка самого сочинения — учителя оценивают (используя общие слова) прилежание ученика: “В общем, ничего, старания видны”, “На тебя это не похоже, это не ты писала”.

Одна вчерашняя школьница вспоминает рецензию, которая была написана преподавателем на её олимпиадное сочинение. В приведённой рецензии отсутствует аргументация высказанных замечаний: “Несмотря на оригинальность суждений (в чём это проявилось? — Е.Е.), работа всё же не соответствует жанру рецензии (какие именно признаки жанра отсутствуют? — Е.Е.)”. В сочинении отсутствовали замечания проверяющего на полях, которые могли бы явиться необходимыми аргументами.

Следует отметить, что у студентов за время обучения в школе сложилось в целом негативное отношение к учительской рецензии. В 66% анкет отмечается, что учителя в рецензиях зачастую оскорбляют авторов сочинений, отбивают своими замечаниями желание создавать новые творческие работы, нетерпимо относятся к проявлению самостоятельности суждений.

Выпускники указывают некорректные слова и выражения, встречающиеся в учительских рецензиях: “балда”, “отвратительно”, “уродский ребёнок”, “ты всё сделал совсем не так”, “никогда не читала ничего более ужасного”, “это бред”, “ты написал полную ахинею”, “ты забыл дома мозги”, “бездарно”, “средненько”, “это недопустимо”, отмечая, что вместо слов “плохо” и “хорошо” лучше употреблять слова “менее удачно”, “более удачно”.

Учащиеся не принимают не только некорректные замечания учителя, но и “лестные, с оттенком фамильярности”.

Выпускники подчёркивают: “рецензия должна быть тактична”; “недопустимо употреблять слова, которые могут вызвать у ребёнка резкую негативную реакцию и на предмет, и на учителя, и на форму работы”; “тон должен быть сдержанным”.

Выпускники указывают, что рецензии учителей не только не стимулируют дальнейшую творческую деятельность учеников, но “отбивают у ученика вообще желание писать сочинение”; “рецензия иногда может понизить существенно самооценку ученика и веру в собственные силы”.

В двух анкетах выражается мысль, что рецензия — диалог ученика и учителя, поэтому тон рецензии “может зависеть от того, кому предназначена рецензия”; “всё зависит от отношений между преподавателем и учеником, и если резкие выражения могут помочь ученику, то почему бы их не использовать?”

Вместе с тем все выпускники отмечают, что рецензии на сочинения необходимы. Два отрицательных ответа (“рецензии не нужны”) прокомментированы следующим образом: “Учителя всё равно ничего путного написать не могут”.

  1. Аргументация выставленной оценки: “Ученик должен всегда знать свои ошибки и успехи, так быстрее будет происходить контакт (взаимопонимание)”; “Каждому учащемуся приятно понимать (!), почему ему поставили именно эту оценку и какие недочёты были”; “Рецензии помогают ученикам объективно оценить результаты работы”.
  2. Рекомендации по дальнейшей работе над сочинениями: “Рецензия позволит извлечь полезный урок для дальнейших моих сочинений”; “Ученик находится в процессе обучения, и ему важны комментарии, направляющие на верный путь”; “Учитель должен дать рекомендации ученику”.
  3. Учительская рецензия является эталоном жанра рецензии для ученика: “Они в первую очередь необходимы самим учащимся”, “Чтобы ученики сами смогли анализировать себя”; “Ученик сам будет иметь представление о том, что такое рецензия”.
  4. Рецензия помогает установить контакт между учителем и учеником, что имеет особое значение в преподавании литературы: “Таким образом учитель показывает, что ему важна работа ученика”; “Рецензия избавит от публичных обсуждений ошибок каждого”.

Таким образом, анкетирование выпускников показало, что учителя литературы, к сожалению, не уделяют должного внимания педагогической рецензии, не рассматривают её как средство формирования у учащихся навыков создания письменных текстов.

Мы хотим предложить материалы, которые помогут учителю в создании педагогических рецензий.

Структура педагогической рецензии

  1. Условные обозначения на полях (в том числе обозначение удачных мест сочинения).
  2. Общая оценка сочинения: есть ли замысел сочинения, реализован ли он?
  3. Анализ и оценка содержания и формы сочинения:
    — Понимает ли учащийся тему и основную мысль сочинения? Насколько глубоко и полно раскрывает их?
    — Удачна ли композиция сочинения? Последовательно ли изложен материал?
    — Доказательна ли основная часть сочинения? (Анализ используемой учащимся аргументации.)
    — Хорошо ли учащийся знает текст произведения? Допускает ли фактические ошибки? Насколько уместно и правильно использует цитаты?
    — Как учащийся использует языковые средства? (Оценка их разнообразия и выразительности.) Есть ли в сочинении речевые и стилистические ошибки?
  4. Какое место данное сочинение занимает в процессе литературного развития ученика-автора?
  5. Обязательное указание на положительные стороны сочинения.
  6. Рекомендации по совершенствованию написанного и советы по созданию последующих сочинений.

Обратим внимание: можно выделить две типологические разновидности жанра педагогической рецензии — итоговую рецензию и обучающую рецензию. Первая разновидность является аргументацией выставленной за итоговое сочинение оценки и обращена не только к ученику, но и к любому, кто заинтересован в получении данной информации (родителям, администрации школы, медальной комиссии и так далее). Вторая разновидность создаётся на текущее сочинение, адресована только её автору, включает объяснение поставленной оценки и рекомендации по совершенствованию текста.

Алгоритм создания обучающей рецензии

Обязательно:

— прочесть сочинение и оценить его по всем критериям (см. Структура педагогической рецензии). В текст рецензии включить оценку только тех критериев, которые являются важными для данного сочинения и данного ученика;
— вынести необходимые комментарии и замечания по тексту сочинения на поля;
— помнить, что рецензия адресована конкретному ученику;
— учитывать этический аспект оценочного суждения;
— отметить положительные стороны сочинения.

Общая оценка, общее впечатление:

— обязательно обращение к ученику;
— выражение эмоциональной оценки, преобладание словосочетаний “сочинение” + качественное прилагательное: сочинение хорошее, толковое, интересное, сумбурное, продуманное, непродуманное и так далее.

Основная часть рецензии:

— глаголы 2-го лица: раскрываешь; сравниваешь; допускаешь; не задумываешься; не учитываешь и так далее;
— глаголы 3-го лица, единственного числа, прошедшего времени: (не) раскрыл; опустил; нарушила; (не) использовала;
— вводные слова, выражающие чувства говорящего: к сожалению; к счастью; к радости; выражающие оценку говорящим степени реальности происходящего: конечно; несомненно; возможно; очевидно; по-видимому; безусловно; указывающие на источник сообщаемого: по мнению критика; по-моему; указывающие на последовательность мыслей: во-первых; во-вторых; наконец; прежде всего; в частности; кроме того; например; представляющие собой призыв к собеседнику: понимаешь; пойми; пожалуйста; скажем; предположим;
— краткие страдательные причастия: ошибки допущены; логика нарушена; сделан вывод;
— качественные наречия: хорошо; плохо; глубоко; небрежно; невнимательно; серьёзно и так далее; наречия, смягчающие категоричность суждений: не совсем; не всегда; иногда.

— глаголы повелительного наклонения: устрани; исправь; раскрой; закончи; углуби; продумай;
— риторические вопросы: Почему не работаешь над стилем? Почему не реагируешь на мои замечания?

Алгоритм создания итоговой рецензии

— включение всех основных структурных компонентов рецензии и их аргументация;
— обязательное указание на положительные стороны сочинения.

2. Тема (и основная мысль) сочинения:

— раскрыта правильно и глубоко (указаны все основные… отмечены ведущие черты главного героя… верно сформулирован основной конфликт… раскрыты все особенности…);
— понята, но раскрыта не полно (не указано… не отмечены… лишь названы, но не раскрыты… сосредоточен только на одной проблеме…);
— не раскрыта (не указаны основные… не даётся характеристика героя; не сформулированы даже… не очерчен круг проблем… нет анализа — только пересказ);
— не понята (путает термины… не знает текст произведения… не понимает основной идеи произведения… не понимает задачи и позиции автора…);
— понята, но раскрыта поверхностно (только перечислены… не сделаны выводы о… указаны только внешние стороны… рассмотрена только одна сторона конфликта… не выявлены мотивы поведения героев… не проясняется в полной мере суть характеров… упрощённо истолковывается авторская позиция…);
— тема неоправданно расширена (сужена) (вместо… автор сочинения рассматривает только… перечисляются только… относящиеся к… тема подразумевает анализ… а не пересказ содержания).

3. Композиция сочинения: отсутствует вступление (заключение); вступление (заключение) не соответствует теме… неоправданно большое вступление… вступление и заключение полностью соответствуют теме и основной мысли сочинения…

4. Логичность и последовательность изложения: нарушена логика рассуждения: сначала следует. потом…; из положения… необходимо сделать вывод о…; мысль о… только заявлена, но не развита; автор верно строит рассуждение: начиная с… и так далее.

5. Доказательность: все положения подтверждены текстом; мысль о… не доказана; утверждения о… голословны; приведённый пример… не подтверждает тезис о…

6. Знание текста: автор демонстрирует хорошее знание текста; приводится даже эпизод… упоминается даже деталь… исказил смысл эпизода… этот герой не участвовал в сцене… главного героя зовут. а не…; действие романа происходит не в… а в…; эту речь герой обращает к… а не к….

7. Цитирование: цитаты использованы уместно и в нужном объёме; при подтверждении мысли о… цитата приведена неуместно; цитата… приведена без объяснения её смысла; для подтверждения мыслей можно было бы привести цитату.

8. Язык: язык сочинения точен и выразителен; стиль сочинения соответствуют теме; богатый словарный запас; бедный словарный запас; преобладание однообразных конструкций типа…; тема предполагает использование….

9. Речевые, грамматические и стилистические ошибки выносятся на поля, общее количество указывается в конце рецензии.

10. Место сочинения в процессе литературного развития учащегося: значительно лучше предыдущих работ; устранены… ошибки предыдущих работ; по сравнению с предыдущими работами…; этот жанр сочинения автору не удаётся…

Даже не отличающийся особым усердием ученик тратит на то, чтобы написать “нам” сочинение, не меньше часа. А у того, кто готовится серьёзно, подбирает материал, обдумывает, иногда на написание сочинения уходит и несколько дней. Учитель, освоивший в совершенстве жанр педагогической рецензии, потратит на написание рецензии несколько минут. Зато ученики получат обстоятельный, аргументированный анализ работ, говорящий о том, что учитель действительно заинтересован в их успехах и ждёт от них настоящей победы над этим сложным и коварным жанром — школьным сочинением.

И не будем забывать о том, что любой текст, созданный учителем, — это образец для подражания.

Unfortunately the page you're looking doesn't exist (anymore) or there was an error in the link you followed or typed. This way to the home page.

Ольга Ивановна. (Tuesday, 15 February 2022 18:06)

Спасибо Вам, Маргарита, за материалы. Очень хороший сайт. Успехов в работе!

Анжелика (Tuesday, 28 September 2021 23:58)

У Вас невероятно интересный, познавательный и наполненный сайт! Это огромный труд! Большое спасибо, что делитесь своим багажом опыта и профессионализма!

Кузьмина Надежда (Wednesday, 09 June 2021 11:58)

Уважаемая Маргарита Анатольевна! Огромное Вам спасибо! Очень интересные программы. Спасибо за Ваш труд и за Вашу щедрость. Всего Вам самого доброго.

Кокина Нина (Sunday, 09 August 2020 12:34)

Маргарита Анатольевна! Большое спасибо за полезную информацию. Начинаю создавать свой сайт, и у Вас можно многому поучиться.

ирина (Tuesday, 28 May 2019 03:30)

Спасибо за предоставленный материал

Ольга (Tuesday, 05 March 2019 13:34)

Огромное спасибо! Материал актуальный и полезный!

Тролль Иванович (Wednesday, 30 January 2019 14:38)

Спасибо большое за доступную подачу информации! Вы нам очень помогли.

Наталья (Wednesday, 30 January 2019 11:28)

Спасибо большое!! Очень помогли

Полина (Wednesday, 23 January 2019 17:15)

огромное спасибо, очень помогли

Валентина (Tuesday, 08 January 2019 20:51)

отличная помощь, спасибо

Попова Ольга (Tuesday, 08 January 2019 18:10)

Спасибо ,очень полезная информация

Здравствуйте. Книга легко скачивается (проверила).

Елена (Thursday, 08 November 2018 00:13)

Светлана (Tuesday, 30 October 2018 17:11)

Очень удобный сайт. Помог подготовиться к экзаменам. Благодарим за труд

Ясенович Лариса (Tuesday, 30 October 2018 08:54)

Спасибо за полезный материал .

Наталья (Sunday, 28 October 2018 13:44)

Спасибо за хорошую подборку материалов.

Иван Леонидович (Sunday, 26 August 2018 20:29)

Уважаемая Маргарита Анатольевна, благодарю за предоставленный материал. Успехов в работе!

ИРИНА ПЕТРОВНА (Sunday, 26 August 2018 18:25)

Очень полезная и нужная информация. СПАСИБО за работу и предоставленные материалы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Критерии и нормы оценивания по литературе

2.Оценка сочинений.
Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
1.соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2.полнота раскрытия темы;
3.правильность фактического материала;
4.последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1.разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2.стилевое единство и выразительность речи;
3.число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.

1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

"4"
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

`3`
1.В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

`2`
1.Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5.Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.


12-е задание в ЕГЭ по литературе занимает большую часть времени на экзамене. Оно проверяет эстетическое и духовное развитие ученика. Сочинение — это обязательная часть экзамена. За одно лишь сочинение учащийся может получить до 18 баллов.

Чтобы успешно написать сочинение, нужно заранее подготовиться к нему. Прежде всего ознакомьтесь с перечнем произведений, знание которых проверяется на экзамене. Список есть на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). В него входят произведения отечественной литературы, начиная с древнерусского периода и заканчивая началом XXI века.

При подготовке к 12-му заданию нужно не только ознакомиться с содержание произведений, но и систематизировать их по темам. Стоит подготовить цитаты из прозы и стихов, ознакомиться с мнениями критиков, подготовить небольшие анализы произведений и заметки по биографиям писателей. Для удобства информацию можно оформить в таблицу. На экзамене нельзя пользоваться ни текстами произведений, ни личными заметками. Поэтому всю подготовленную информацию придется запомнить. Сделать это проще, когда она упорядочена, и таблицы для этого отлично подойдут.


Формат: онлайн/видеозаписи

Занятия: 60


Формат: онлайн

Занятия : индивидуально


Формат: онлайн/видеозаписи

Занятия : 49

На экзамене ученик выбирает одну из четырех предложенных тем. В зависимости от формулировки темы сочинение должно раскрывать литературоведческое понятие, проблематику произведения, должно быть написано в виде читательского дневника или литературного обзора.

Примеры тем сочинений представлены в демоверсии экзамена по литературе. Вот некоторые из них:

    Каково символическое значение судьбы Мцыри в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова?

Задание №12 проверяет у учащихся познавательную самостоятельность. Для написания итогового задания лучше оставить как можно больше времени — не менее часа. Сочинение должно быть объемом не менее 150 слов. В противном случае его не будут даже оценивать. Лучше писать сочинения не короче 200 слов.

Обязательно тренируйтесь в написании сочинений перед экзаменом. Повторяйте информацию и перечитывайте произведения, хотя бы в кратком варианте. Это поможет лучше закрепить важные детали в памяти.

Сочинение по литературе пишется по определенной схеме, от которой нельзя отклоняться:

  • вступление,
  • аргументы (1-2),
  • заключение (выводы).

Во вступлении важно выдвинуть тезис. Лучше сформулировать его в виде вопроса. Ответ на него – это содержание основной части и заключения. Вступление представляет из себя рассуждения по теме сочинения. В нем должен содержаться ответ на вопрос, почему учащийся выбрал именно эту тему или отсылка к актуальности проблемы.

Основная часть — это аргументация и изложение ваших мыслей. Здесь пригодятся выписки, которые вы делали во время подготовки: цитаты, факты из биографий авторов, слова критиков. В зависимости от темы сочинения можно привести один или два аргумента.

Последняя часть сочинения — заключение — должна представлять из себя ответ на вопрос (тезис), прописанный во вступлении. Если заключение не соответствует тезису, лучше скорректировать все сочинение.

Эксперты оценивают сочинение по 8 критериям:

  • соответствие сочинения теме и ее раскрытие,
  • привлечение текста произведения для аргументации,
  • опора на теоретико-литературные понятия,
  • композиционная цельность и логичность,
  • соблюдение речевых норм,
  • соблюдение орфографических норм,
  • соблюдение пунктуационных норм,
  • соблюдение грамматических норм

Особенно важен первый критерий: если сочинение не соответствует теме, оно дальше не проверяется и соответствие другим требованиям не оценивается.

— Подготовка к сочинению по литературе довольна сложная. Перед началом разбора материалов экзамена учитель внимательно изучает критерии оценивания, согласно которым выставляются первичные баллы. В зависимости от уровня подготовки выпускника планируется определенное количество сочинений (включая сочинения по изучаемому материалу на уроках). Вместе с учителем ученик сверяет сочинение с критериями. Совместная работа очень важна. Только так школьник сможет переработать сочинение, учитывая все нюансы и оттачивая свое мастерство.

Прежде чем начать готовиться к ЕГЭ по литературе, необходимо изучить кодификатор и спецификацию контрольных измерительных материалов. Согласно кодификатору, выпускник должен знать теорию и историю литературы. В кодификаторе прописаны все произведения, которые выпускник должен прочитать и знать их содержание. На деле, при подготовке к экзамену потребуются не все книги из школьной программы.

Подготовка к экзамену не должна носить хаотичный или стихийный характер. Она должна быть систематической, строго выстроенной по времени и датам. Здесь важно умение выпускника планировать, ставить цели и задачи, успешно их решать. При таком подходе, как показывает практика, успех обеспечен на 100%.

Сочинение по литературе представляет собой развернутый ответ объемом не менее 200 слов. Его оценивают по пяти критериям. Первый критерий — самый главный. Если ученик написал сочинение не по теме, задание не оценивается по остальным критериям. Сочинение не может ограничиваться несколькими предложениями. Это не раскроет тему в полной мере. Сочинение должно быть логично выстроено, формулировки в тексте должны быть точными и понятными. В сочинении обязательно должна присутствовать личная позиция автора по выбранной проблеме. Не обойтись и без аргументации, и без небольших цитат. При этом лишней информации в тексте быть не должно, из-за этого эксперт может снять баллы.

На сочинение стоит отвести около двух часов. За это время можно обдумать проблему, написать текст объемом 300-400 слов и проверить его.

Читайте также: