Сочинение с эмоциональной окраской

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Особенности выражения эмоций в художественном тексте

Эмоции персонажей художественных произведений представляют собой особую психологическую реальность. Совокупность их в тексте — своеобразное множество, изменяющееся по мере развития сюжета, отражающее внутренний мир персонажей в различных обстоятельствах, в отношениях друг с другом.

Существует другой подход, когда по эмотивностью понимаются два разных, но взаимосвязанных явления: языковые единицы, имеющие эмотивность в своей семантике, и текст, как текстовая категория эмотивности , направленная на создание эмоционального фона художественного произведения и обусловливающая эмоциональное воздействие на читателя [Левина 1999: 329].

Другими словами, здесь можно говорить об эмоциональной составляющей художественной деятельности, которая напрямую прослеживается во всех художественных текстах. В многочисленных исследованиях эмоции связываются с различными аспектами художественных текстов: эмоции могут быть предметом описания, являться способом представления информации, находить воплощение в форме текста. Специфика эмотивности текстов отражается в характере соотношения их эмотивного фона, эмотивной тональности и эмотивной окраски.

Эмотивное содержание художественных текстов отражает взаимодействие нескольких важных эмоциональных задач: эмоциональное самовыражение авторских чувств и эмоций, выражение эмоций персонажей, эмоциональная оценка событий автором, персонажами, эмоциональное воздействие на читателя, эмоциональная оценка читателем событий (персонажей) художественного текста. Интересно, что в художественной деятельности (и это подчеркивается большинством исследователей) эмоциональные задачи доминируют над рациональными и событийный дискурс очень часто подчиняется дискурсу эмоциональному.

Эмотивность является стилевой чертой художественных текстов. По своему назначению все художественные тексты принадлежат к эмотивному типу текстов, что обусловлено местом эмотем (основная тема текста) в тематической структуре и эмотивных задач (доминирующая задача) в комплексе прагматических задач текста.

Интересный подход содержится в работах Л.Г. Бабенко, которая полагает, что можно выделить три типа текстовых эмотивных смыслов:

1) диктальные (эмотивные смыслы в структуре образа персонажа);

2) модальные (интенциональные эмотивные смыслы в структуре образа автора);

3) экстенсиональные (эмотивные смыслы, наведенные в сознании читателя содержанием текста).

При этом целостное восприятие эмотивных смыслов объясняется влиянием эмоциональной тональности текста, котораяявляется универсальной текстовой категорией, питаемой всеми тремя типами эмотивных смыслов. Но ведущим эмотивными смыслами являются модальные или интенциональные, отображающие авторскую позицию и концепцию. Соответственно эмотивность обычно рассматривается в трёх направлениях [Бабенко 2000: 114].

В работах О.Е. Филимоновой содержится мысль о том, что основной категорией художественного текста является эмотивность, которую она определяет как как полистатусную когнитивную категорию. Объектом исследования при изучении реализации категории эмотивности могут быть как единицы, конституирующие текст (слова, фразы, предложения), так и целые тексты, представляется целесообразным говорить о когнитивной категории эмотивности, обладающей различным статусом в вариантах своей реализации, иначе говоря, имеющей полистатусный характер. Термин полистатусный обозначает способность языковой единицы проявлять то или иное категориальное значение (в данном случае эмотивное) на разных уровнях языковой системы, то есть в статусе разноуровневых единиц [Филимонова, 2001: 44]. Для других ученых (Арнольд, Болотов, Маслова, Шакирова) приоритетным является рассмотрение эмотивности как характеристики текста, и в этом случае большую важность приобретает то эмоциональное сопереживание, которое вызывает прочитанный материал.

Таким образом, эмоциональность художественного текста обусловлена миром чувств, эмоций, мыслей и идей, художественное изображение которых языковыми и стилистическими средствами продуцирует соответствующие эмоциональные состояния у читателей.

Эмоционально окрашенные слова – это выражения, позволяющие выразить личное отношение человека к поступкам людей, действиям или вещам. Ярким примером экспрессивной разговорной лексики является любой диалог, который состоит исключительно из междометий.

Что такое эмоционально экспрессивная лексика

  • многозначные. Они получают определённую эмоциональную нагрузку при их использовании в качестве метафоры;
  • однозначные. Такие метафоры имеют яркое оценочное значение.

Стилистические функции

Существует большая пропасть между восприятием романа или повести, научно-популярной статьи, официальных бумаг. Это происходит не только за счёт наличия интересного, увлекательного сюжета. Язык литературного произведения близок к привычному нам разговорному стилю.

Использование метафор с экспрессивной окраской играет важную роль при написании монологов и диалогов литературных героев. Без применения этого обширного ресурса русского языка текст художественного произведения напоминал бы скорее стенографию бытового диалога персонажей.

Виды эмоционально окрашенных слов

  • разговорной речи;
  • материалах, написанных в публицистическом стиле.

пренебрежительные (крохобор, малевать);

Довольно часто у одного общеупотребительного нейтрального слова имеется сразу несколько экспрессивных синонимов с разной степенью эмоционального напряжения. Например, несчастье – беда – катастрофа.

По типу оценки

  • выражающих позитивную оценку того или иного понятия;
  • несущих в себя негативный смысл.
  • неодобрительной (выродок);
  • укоризненной (набедокурить);
  • презрительной (балбес);
  • иронической (великовозрастный).
  • одобрительные – благородный, восхитительный;
  • ласкательные – куколка, рыбонька, золотце моё;
  • шутливые – чепуховинка;
  • торжественные – нерушимый, неотвратимый.

По части речи

Русский язык отличается богатством экспрессивной лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска свойственна словам разных частей речи.

  • шипеть (недовольно говорить о чём-либо);
  • моргать (проявлять медленность реакции на важное событие).
  • слон (в контексте неуклюжий или большой);
  • змея (с отрицательным стилистическим оттенком, в значении коварный, хитрый);
  • лапоть (в контексте бесхитростный человек).

Междометия называют самым эмоциональным пластом слов. Поэтому употребление экспрессивной лексики в жизни встречается повсеместно. Междометия не предусматривают какой-либо информационной нагрузки. Они предназначены для обозначения эмоционально сильного места в написанном в разговорном стиле произведении.

Однозначные слова

Многозначные слова

Многозначные слова в своём основном значении эмоционально нейтральные. Например, о герое художественного произведения порой говорят: слон, тряпка, змея, дуб, ворона. Многозначные слова приобретают яркую оценочную окраску при их метафорическом употреблении.

С суффиксами эмоциональной оценки

  • солнышко;
  • сыночек;
  • бабулечка.

При использовании суффиксов -юшк- / -ушк- со значением оценки обращение звучит нежно и ласково. Это наглядно продемонстрировано на примере фрагмента стихотворения
А. Маршака:

Матушка-гусынюшка,
Нянюшка-графинюшка,
Не упало ли добро?

Примеры использования эмоционально экспрессивной лексики

Эмоционально-экспрессивная окраска речи роднит художественный и разговорный стили. Понятно, что бытовой диалог сильно отличается от великосветской беседы. Важная роль в передаче эмоционального настроя в разговорной речи отводится интонации и жестам.

В разговорной лексике

Главные черты разговорной лексики – эмоционально экспрессивная окрашенность, непринуждённая манера общения. К ней относятся слова, разные по стилистической окраске, способу выражения.

В семантике некоторых выражений (например, баламут) уже заложена оценочность.

Оценочный оттенок других создаётся сложением основ, использованием суффиксов (домина, сынуля). Особая эмоциональная окраска может быть и у слов фамильярных (сыночек, дедуля и т. д.).

Границы между разговорной и просторечной лексикой подвижны и зыбки. К последней относятся слова, не встречающиеся в обыденном лексиконе большинства культурных людей (отродясь, авось, давеча). В эмоциональном плане просторечная лексика выглядит грубоватой.

Многим словам свойственна сильная экспрессия, резко отрицательное отношение к какому-либо явлению.

В литературе

  • глаза – обычное нейтральное слово;
  • гляделки – просторечное выражение с явным пренебрежительным оттенком;
  • очи – поэтичное, устаревшее слово.

Обозначение в словарях

  • высокое;
  • просторечное;
  • разговорное;
  • бранное.
  • лизоблюд, -а, м. (устар.) - прислуживающий кому-либо, двуличный человек;
  • гонять лодыря (прост.) — прохлаждаться.

Советы для писателей по употреблению эмоционально окрашенных слов

В книжной лексике активно используются высокие слова, которые придают речи торжественность. Она богата и эмоционально-экспрессивными словами, способными выражать как отрицательную, так и одобрительную оценку тех или иных понятий.

При работе под текстом автор может менять его эмоциональный настрой, тем самым воздействуя на восприятие читателя. Экспрессивно оценочные слова – важный инструмент в руках писателя. Они помогают растрогать или рассмешить читателя, сформировать негативное отношение к какому-либо явлению, вызвать воодушевление. Грамотный подход предусматривает использование нескольких вариантов речи в рамках одного произведения – например, риторически-торжественной, шутливой лексики. В противовес им используются слова в нейтральном контексте (выражения, которые лишены яркой стилистической окраски).

Все слова в общепринятой лексике русского языка можно подразделить на 2 группы: эмоционально окрашенные слова и эмоционально нейтральные.

Своей речью человек может выразить личное отношение к людям, вещам или действиям с помощью этих групп слов.

Эмоционально нейтральные слова

Наиболее тематически стилистическим слоем лексики языка являются общеупотребительные (нейтральные) слова. Используются они свободно, без определенных ограничений. Их употребление возможно как в разговорной речи, так и в письменной.

Эмоционально нейтральные слова

Эмоционально нейтральные слова используются для четкого определения действительности, без какой-либо ее личностной оценки (положительной, отрицательной). К примеру: класс, доска, новый, сильный, стоять, мало, сын, семь.

Их характеризует устойчивость основных значений. Большая часть этих слов в современном языке обозначает сейчас то же самое, что и во времена древней письменности.

Состав этих слов постоянно пополняется новыми общеизвестными понятиями, многие из которых имеют зарубежное происхождение.

Эмоционально окрашенные слова

Наравне со стилистически нейтральными словами, в разговорной речи встречаются слова, которые отличаются своей эмоциональной окраской.

К примеру: сестренка, избушка, братик, зимушка, колечко, любушка, дворик. Это своеобразное выражение чувств как положительного, так и отрицательного характера.

Эмоционально окрашенные слова

К примеру: дом (нейтральная оценка) – домик (добрая оценка) – домишко (предвзятое отношение).

Слова, которые выражают отношение к чему-либо, называются эмоционально окрашенными. Ими люди как обозначают фактическую характеристику объектов, так и проявляют к ним свое личностное отношение:

бутуз — не обычный ребенок, а небольшой, упитанный малыш (шутливая форма);

лошаденка — не обычная лошадь, а бесполезная (с пренебрежением);

колымажка — не стандартная телега, а неудобная и массивная (с иронией и пре­небрежительностью);

лохмы — не обычные волосы, а неухоженные и не расчесанные (с презрением).

Используя суффиксы в тексте, можно добавить слову оценочную характеристику:

сынуля (ласково о сыне);

детина (негативное обращение к подростку).

Слова с эмоциональной оценкой

Чтобы выражать разные оттенки чувств, в русском языке распространено использование суффиксов для оценивания:

уменьшительно-ласкательные: -еньк-, -ущк-, -ишк-, -ек-, -ик- (доченька, домик, ножка, носик, зимушка, сыночек, котик);

осуждающие с оттенком пренебрежения: -ан-, -ян- (грубиян, мужлан);

увеличительные: -ищ- (ножища, ручища).

В грамматике эмоциональное отношение к чему-либо можно выражать, используя приставки эмоциональной оценки: превеликий, премудрый, премилый.

Существуют синонимы, отличающиеся друг от друга своей эмоциональной окраской:

глаза – нейтральное слово, просто данность;

очи – устаревшее, поэтическое;

гляделки – пренебрежительное, просторечное.

Значение слов в этом случае может быть специфическим.

Эмоционально окрашенная лексика

Экспрессивность может выступать отличительной чертой эмоционально окрашенных синонимов. Это выражается степенью выразительности обозначения.

Слова с эмоциональной окраской составляют большую часть нашего словарного оборота и являются незаменимой составляющей стихотворений.

Обозначение в словарях

Не только разговорная речь богата эмоциональными словами, в словарях их обозначают определенными отметками: просторечное, высокое, ирониче­ское, бранное, разговорное и пр.

Эмоционально окрашенная лексика – это слова, которые помогают передать наше отношение к тому или иному предмету или проблеме. Слова этой лексической категории включают в свое значение оценочный компонент, который может быть как положительным, так и отрицательным. Эмоциональная оценка подобных слов отмечается в толковых словарях с помощью специальных помет (шутл., ирон., пренебр. и другие).

Эмоционально окрашенная лексика активно используется в художественной и публицистической речи. На мой взгляд, в публицистике эти слова имеют большую

силу, нежели в художественном тексте. Главная задача публицистического текста – убедить читателя в правоте мнения автора.

В некоторых случаях автор даже пытается навязать свою позицию. Успешно решить эту задачу помогают эмоционально окрашенные слова. Яркие и легко запоминающиеся фразы, созданные публицистом, “подкупают” читателя и заставляют его принять ту точку зрения, которую предлагает автор.

И вот, задача решена, цель достигнута!

В художественной речи эмоционально окрашенные слова помогают автору создать яркие образы, сфокусировать внимание на важных деталях или просто передать

свое отношение к этому герою. В некоторых случаях экспрессивная лексика используется как показатель эпохи или свидетельствует о социальном статусе говорящих (например, пьеса “На дне” М. Горького). В научной и официально-деловой речи употребление эмоционально окрашенных слов недопустимо.

Так, научный стиль предполагает объективные описание и оценку какого-либо предмета или явления. В официальных документах используется “сухая” клишированная речь, содержащая самую суть и исключающая лишние и ненужные сведения о чем-либо.

Невозможно представить русский язык без эмоционально окрашенной лексики. Без нее наша речь была бы сухой и невзрачной, мало запоминающейся и неинтересной.

Читайте также: