В средние века комедией называли любое сочинение со счастливой развязкой поэма данте

Обновлено: 02.07.2024

"Комедией" в средние века называли любое литературное произведение (стихи, пьесы), написанное языком простого люда, а не "высокой латынью", подобно "трагедиям".
Теперь вскрывается глубокий смысл массового стремления игроков на "Юморе" писать безграмотно и коверкая язык - это, наверное, "комичнее")))

Регистрируйтесь, делитесь ссылками в соцсетях, получайте на WMZ кошелек или карту 20 % с каждого денежного зачисления пользователей, пришедших на проект по Вашей ссылке. Подробнее
После регистрации Вы также сможете получать до 150 руб за каждую тысячу уникальных поисковых переходов на Ваш вопрос или ответ Подробнее

. любое сочинение со счастливой развязкой.
Поэма Данте заканчивается описанием Рая очевидно поэтому автор и назвал ее Комедией.
Эпитет Божественная добавил Бокаччо один из первых комментаторов Комедии в знак ее
высочайших достоинств и в соответствии с ее смыслом.

“Божественная комедия” Данте является монументальным памятником средневековой культуры, синтезировавшим ее важнейшие достижения, знания, представления о мире и эстетический опыт. Вместе с тем, она во многом превосходит свою эпоху, достигая уровня “вневременных”, “вечных” творений мировой культуры.

В основу произведения положен широко распространенный в средневековой литературе сюжет “хождения” в загробный мир. Однако созданная картина мироздания по своей масштабности, оригинальности, философской насыщенности

и художественной силе несопоставима ни с одним произведением такого рода. Подробно изображая в рамках описываемого путешествия три “слоя” потустороннего мира – Ад, Чистилище и Рай, – Данте разворачивает грандиозную панораму, которая охватывает все мироздание, от дна преисподней, где гнездится Люцифер, до вершины Рая – обители Триединого Божества; от “предвечности”, предшествовавшей сотворению мира, до будущего Царства Божьего на земле.

Кроме того, поэма объемлет историю человеческого рода от Адама и Евы до современников Данте. В ней нашли отражение основы христианского вероучения,

античная традиция, философские теории, естественнонаучные сведения, важные исторические события, актуальная политическая жизнь – т. е. практически все грани средневекового культурного сознания.

Данте создал собственную “географию” и “структуру” каждого “слоя” потустороннего мира.

Так, Ад в его “Комедии” изображается в виде воронкообразной пропасти, достигающей центра земного шара и состоящей из 9 “кругов”, по которым, в зависимости от грехов, распределяются души умерших. К ним примыкает лежащая вне Ада область “ничтожных”, т. е. душ, не заслуживших в силу бездарно прожитой жизни ни милости, ни кары. Таким образом, преисподняя насчитывает 10 “уровней”. Следующий слой, Чистилище, тоже включает 10 ступеней.

Он имеет вид усеченного конуса. Верхняя его часть состоит из 7 кругов, количество которых соответствует числу смертных грехов; нижнюю же его часть образует Предчистилище, где ожидают доступа к искупительным мукам души умерших под церковным отлучением и души нерадивых; на плоской вершине горы зеленеет пустынный лес Земного Рая. Небесный же Рай расположен в космической выси, простирающейся над сферой огня, окружающей земную атмосферу.

Над его девятью небесами расположено десятое – неподвижный Эмпирей (от греч. “пламенный”), в котором находится обитель Бога, ангелов и блаженных душ.

Важная роль в художественном построении “Божественной комедии” принадлежит числам 3, 9 и 10. Поэма состоит из трех частей: “Ад”, “Чистилище”, “Рай”, – каждая из которых включает 33 песни, написанные Терцинами и в сумме дающие число 99. Если добавить к ним вступительную песнь “Ада”, получится 100 – квадрат “совершенного” числа 10, символа совершенной полноты, повторяющегося в структуре каждого слоя потустороннего мира.

Сам Данте назвал свою поэму “Комедией”. В Средние века так было принято называть любое сочинение с благополучной развязкой. В данном случае счастливым финалом стало описание Рая. Именно так и задумывал поэму Данте, видевший ее цель в том, чтобы “вывести живущих в этой жизни из состояния бедствия и привести их к состоянию блаженства”.

Эпитет “Божественная” добавил к Дантовой “Комедии” один из первых ее комментаторов, знаменитый итальянский писатель эпохи Возрождения Джованни Боккаччо, тем самым выразив благоговейный восторг от этого великого творения поэтического гения.

Эпиграф к уроку:

Лишь по ночам, склоняясь к долинам,
Ведя векам грядущий счёт,
Тень Данте с профилем орлиным
О Новой Жизни мне поёт.

I. Организационная часть. Цели и задачи урока

II. Основная часть

1. Жизнь и творчество итальянского поэта Средневековья Данте Алигьери

Знакомство со статьёй учебника 9 класса и ответы на вопросы:

– Когда в странах Европы началась новая бурная эпоха – эпоха Возрождения, Ренессанса?
– Какими явлениями в обществе характеризуется эта эпоха?
– Какая из стран Европы вырвалась вперёд в своём экономическом и культурном развитии?
– Кого из итальянцев признают величайшим деятелем искусства переходной эпохи, от Средневековья к Возрождению?
– Кого Данте считал своими первыми учителями в литературе?
– За что Данте был изгнан из Флоренции?
– Какую идею выдвигает Данте в своих Трактатах?
– Почему Данте отверг условия амнистии изгнанникам?
– Какие чувства не позволили Данте вернуться в родной город?
– Чем занимался Данте в последние годы своей жизни?

Как менялось представление о Рае на протяжении веков? О чем говорит то, что во всех религиях главные приметы Рая повторяются? Где нужно искать описанный в Библии земной Рай? Можно ли увидеть Рай еще при жизни? Почему Рай считается Царством света? Какая связь между Раем и параллельным миром? Что означает понятие всеобщего воскрешения? Почему любовь является главным проводником в Рай?

На эти и многие вопросы в фильме отвечают ведущие представители всех религий и ведущие ученые: Басовская – доктор исторических наук, профессор, М.Б. Менский – доктор физико-математических наук, профессор, А.В. Юдин – историк религии, А.Н. Фоменко – доктор физико-математических наук, академик РАН и другие.

Во всех религиях главный указатель движения в сторону Рая – выбор между добром и злом на всех перекрестках жизни. Последние исследования нейрофизиологов позволили сделать сенсационные выводы – нормы морали заложены в самом сознании человека.

Многие века о рае и аде говорили только религия и искусство. В наши дни изучением этих сфер потустороннего мира начали интересоваться ученые. То, что всегда считалось мистикой, на наших глазах становится научным знанием. Вселенная гораздо больше и сложнее, чем мы до сих пор думали. Существует немало доказательств того, что представления различных религий об адских мирах – совсем не выдумки для запугивания невежественных людей

Феномен одержания знаком издавна. Для его изгнания существуют специальные молитвы, ритуалы – изгнание бесов. Горделивость, похоть и тому подобное – это действие бесов. Человек не осознаёт, что выполняет чью-то волю. Наркоманы, алкоголики со временем видят чертей, то есть предметы, существа других миров. В это время души алкоголиков, наркоманов в некоторой степени отдаляются от тела, заглядывают в тот мир, куда соответствуют их души.

То, что считалось в одном веке мистикой, в другом считается реальностью. Вся жизнь человека записывается на тонком уровне, перед смертью у него всего три минуты, чтобы осмыслить, увидеть свою жизнь.

Души праведников, людей, безусловно принявших этот мир, отправляются в Елисейские поля – в древнегреческой мифологии — часть подземного царства, обитель душ блаженных.

Большинство людей на земле находятся в среднем состоянии: и добрые, и грешники, поэтому после смерти их души некоторое время могут находиться в аду, чистилище.

В истории европейской поэзии Данте принадлежит особое, ни с кем не сравнимое место. Он творец, который пересоздаёт и открывает новый творческий цикл.

3. История создания, сюжет, композиция, краткое содержание произведения.

Главный герой произведения – сам автор Данте. Он поднимается от мира пороков (ада) к миру покаяния (чистилище) и чистоты (рая). Во время путешествия по трём мирам он оказывается во всех мирах и во всех кругах ада и воочию видит, знакомится, разговаривает с душами людей, оказавшихся после смерти в них.

Круги ада:

в первом круге – души тех, кто были не с богом и не с дьяволом;
во втором круге – души сладострастников;
в третьем круге – души обжор и чревоугодников;
в четвёртом круге – души скупцов и расточителей;
в пятом круге – души гневных и завистников;
в шестом круге – души еретиков (сеятелей религиозных раздоров);
в седьмом круге – души убийц, самоубийц, богохульников, ростовщиков;
в восьмом круге – души лицемеров, сводников, обольстителей, воров, зачинщиков раздоров, сектантов;
в девятом круге – души предателей.

В оценке грехов Данте следует за греческим философом Аристотелем.

В верхнем Аду (первом – пятом его кругах) он помещает души грешников, наказуемых за невоздержанность – сладостстие, чревоугодие, скупость, расточительность, гневливость, то есть за пороки не столь тяжкие; а в нижнем – души тех, кто караем за зло, совершённое сознательно и преднамеренно: насилие, обман и предательство. Самого Аристотеля вместе с другими жившими до пришествия Христа мудрецами и поэтами древности, а также средневововыми философами: Авиценой, Гомером, Горацием, Овидием, Платоном, Демокритом, Сенеки – помещает в первом круге ада. Они там не претерпевают никаких мучений, прогуливаясь по зелёному лугу внутри стен высокого замка. Они лишь печальны оттого, что пребывают в вечной полутьме, лишённые света истинной веры.
В самом страшном девятом круге ада – самой бездне – Данте с Вергилием видят вмёршзего в лёд Люцифера: у него три пасти, и из каждой торчат терзаемые тела величайших в истории предателей: Иуды Искариота, Брута и Кассия. Ученик Иисуса Христа, выдавший его властям, и убийцы римского правителя Юлия Цезаря почти уравнены в их злодеяниях, так как Данте видел в Священной Римской империи ту единственную силу, которая могла бы положить конец постоянным распрям и раздорам внутри его родной Италии.

Путь к спасению

4. Победа гуманизма нового времени над мрачной церковной моралью

Средневековья ад способен мучить любящих, но не способен истребить их чувства.

– Комментированное чтение текста.
– Беседа-анализ отрывка по вопросам и заданиям (в ответах использовать отрывки из текста поэмы):

Ответы на вопросы по отрывку из поэмы:

А) и каждому в Аду то место дал,
Какое преступленью подобает…

Б) Неистово вихрь Ада духов гнал
без остановок, с силой быстротечной,
вертел их, мучил, больно ударял…

В) … за плоти грех природный,
за то, что ум желанью уступал.

Д) Осенним журавлям, поющим стенанья:
Как журавли летят, поют стенанья
и в небе цепи длинные плетут,…

Е) Прославленная царица Вавилона, которая похоть разлила, как наводнение. Чтобы оправдать свои позорные дела, Семирамида все желания прихоти ввела в закон, то есть узаконила. Она предавалась разврату, это же разрешала и подданным.

Ж) Последняя царица Египта, блудница. Она была умная, образованная, была Любовницей римского монарха Юлия Цезаря, женой римского императора Марка Антония.

З) Из-за Елены, жены царя Спарты Менелая. Она славилась необыкновенной красотой, что все греческие цари хотели взять её в жёны. Елена же вышла замуж за Менелая, брата царя Агаммемнона из Микен. К несчастью, богиня любви и красоты Афродита обещала Елену Парису – сыну Троянского царя. Она заставила Елену влюбиться в него, и влюблённые бежали в Трою.

Агаменона привело в ярость унижение брата. Он напомнил греческим царям об их клятве и организовал большой военный поход на Трою, чтобы вернуть Елену. Троя была мощной крепостью и не обещала лёгкой победы. Десять лет греки осаждали город и вели войну.

Герои с обеих сторон показывали чудеса храбрости. Наконец Одиссей, царь Итаки, придумал хитрость, с помощью которой была взята Троя. Греки построили огромного деревянного коня, которого оставили у стен города, а сами отплыли на кораблях. Троянцы поверили, что осада снята, и ввезли коня в город, решив, что владение конём сделает Трою неприступной. Ночью греческие воины, прятавшиеся внутри коня, выбрались наружу и открыли городские ворота. Вернувшаяся к городу под покровом темноты остальная часть войска беспрепятственно вошла в Трою и уничтожила её. Греки убивали мужчин, а женщин и детей обращали в рабов. Только сыну Троянского царя Энею удалось спастись вместе с семьёй. Он бежал в Италию, где, как говорят, его потомки основали город Рим.

В этой войне погибло очень много известных воинов: Ахилл, Гектор, Парис.

Чувство Данте не столь абстрактно: это живое сочувствие. Для него земная любовь не представляет собой чего-то низменного, недостойного людей. Она – благороднейшее из чувств, подвигающее человека на великие деяния.

К) Это намёк героини на то, что в тот день они оба были убиты её мужем.

Гениальные терцины Данте обогатили литературу суровым реализмом страстей, взволнованностью лирических шедевров, каким является рассказ о роковой любви Франческа и Паоло.

Влияние Данте на русскую литературу огромно. Н.В. Гоголь хотел написать ”Мертвые души“, как и Данте, в 3 частях. П.И. Чайковский создаёт фантазию ”Франческа да Римини“. А. Блок посещает могилу поэта в Равенне:

Тень Данте с профилем орлиным
О новой жизни вам поёт.

Это был 1909 год. Россия ждала перемен. Отзвук… Эхо…
Влияние Данте было не только внешним, т. е. не только определяло развитие русской литературы; несравнимо его влияние на понимание каждым человеком своей ценности, своего самостоятельного выбора в жизни, за что он отвечает перед Богом: (”Оставь надежду всяк сюда входящий“…).

Интерес к Данте в России обогащал и отечественную и мировую культуру. В "чужой" культурной среде "Божествен­ная Комедия" открывалась читателю порой непредугадан­ными гранями. Дантовское слово обретало при этом живые связи с действительностью, прорастало на русской почве своеобразными философскими, эстетическими и худо­жественными идеями. Они опровергали представление о Данте как преимущественно католическом поэте, поэте-мыслителе католической Европы, и свидетельствовали о принадлежности Данте всему миру. Вместе с тем "русский" Данте воплощал в себе необыкновенную отзывчивость на­циональной культуры на общечеловеческий опыт. Наиболее ярко это проявлялось в том, что "Божественная Комедия" переставала восприниматься как литературный памятник, и Данте становился современным своим читателям, их эпохе.

III. Обобщение по урокам

1. Подведение выводов по произведению

Путь к спасению

В ослепительно-огненном Эмпирее Данте созерцает Райскую розу, в лепестках которой сияют души праведников, престол Девы Марии и наконец, предстаёт пред ликом Бога. Приобщившись к Божественной любви, поэт оказывается символически спасённым.

2. Заключение по урокам

Странствие Данте – это иносказательное изображение пути к спасению всего человечества, которое невзирая на грехопадения, на всё зло и мерзости, которые творились и творятся на земле, также спасено – силой Божественной любви.
Таков аллегорический, иносказательный смысл поэмы.

В заключительных строках своей величественной поэмы Данте поет о том, что его чувства и ум находятся в полном ладу друг с другом под действием любви, гармонично движущей солнце и светила. Находясь в ладу с самим собой, Данте чувствует, что пребывает в гармонии со Вселенной и с Богом:

Он, как светило озарил лучами
Гнездо, где путь мой жизненный начат…
Достойнейщую из земных наград
Лишь ты, создатель, дашь ему с годами.
Таков был Дант!

Микеланджело. Сонет.

IV. Задание на дом

Использованная литература:

О поэме Данте Алигьери Божественная комедия

Мы изучаем - О поэме Данте Алигьери Божественная комедия. Подсказки школьнику

Божественная комедия Данте является монументальным памятником средневековой культуры, синтезировавшим ее важнейшие достижения, знания, представления о мире и эстетический опыт. Вместе с тем, она во многом превосходит свою эпоху, достигая уровня вневременных, вечных творений мировой культуры.

В основу произведения положен широко распространенный в средневековой литературе сюжет хождения в загробный мир. Однако созданная картина мироздания по своей масштабности, оригинальности, философской насыщенности и художественной силе несопоставима ни с одним произведением такого рода. Подробно изображая в рамках описываемого путешествия три слоя потустороннего мира Ад, Чистилище и Рай, Данте разворачивает грандиозную панораму, которая охватывает все мироздание, от дна преисподней, где гнездится Люцифер, до вершины Рая обители Триединого Божества; от предвечности, предшествовавшей сотворению мира, до будущего Царства Божьего на земле.

Кроме того, поэма объемлет историю человеческого рода от Адама и Евы до современников Данте. В ней нашли отражение основы христианского вероучения, античная традиция, философские теории, естественнонаучные сведения, важные исторические события, актуальная политическая жизнь т. е. практически все грани средневекового культурного сознания.

Данте создал собственную географию и структуру каждого слоя потустороннего мира.

Так, Ад в его Комедии изображается в виде воронкообразной пропасти, достигающей центра земного шара и состоящей из 9 кругов, по которым, в зависимости от грехов, распределяются души умерших. К ним примыкает лежащая вне Ада область ничтожных, т. е. душ, не заслуживших в силу бездарно прожитой жизни ни милости, ни кары. Таким образом, преисподняя насчитывает 10 уровней. Следующий слой, Чистилище, тоже включает 10 ступеней.

Он имеет вид усеченного конуса. Верхняя его часть состоит из 7 кругов, количество которых соответствует числу смертных грехов; нижнюю же его часть образует Предчистилище, где ожидают доступа к искупительным мукам души умерших под церковным отлучением и души нерадивых; на плоской вершине горы зеленеет пустынный лес Земного Рая. Небесный же Рай расположен в космической выси, простирающейся над сферой огня, окружающей земную атмосферу.

Над его девятью небесами расположено десятое неподвижный Эмпирей (от греч. пламенный), в котором находится обитель Бога, ангелов и блаженных душ.

Важная роль в художественном построении Божественной комедии принадлежит числам 3, 9 и 10. Поэма состоит из трех частей: Ад, Чистилище, Рай, каждая из которых включает 33 песни, написанные Терцинами и в сумме дающие число 99. Если добавить к ним вступительную песнь Ада, получится 100 квадрат совершенного числа 10, символа совершенной полноты, повторяющегося в структуре каждого слоя потустороннего мира.

Сам Данте назвал свою поэму Комедией. В Средние века так было принято называть любое сочинение с благополучной развязкой. В данном случае счастливым финалом стало описание Рая. Именно так и задумывал поэму Данте, видевший ее цель в том, чтобы вывести живущих в этой жизни из состояния бедствия и привести их к состоянию блаженства.

Эпитет Божественная добавил к Дантовой Комедии один из первых ее комментаторов, знаменитый итальянский писатель эпохи Возрождения Джованни Боккаччо, тем самым выразив благоговейный восторг от этого великого творения поэтического гения.

Читайте также: