В сочинение точно описано дальнейшее развитие сюжета

Обновлено: 05.07.2024

Сочинение — творческое задание, которое выполняют везде, где есть дисциплины, связанные с изучением родного или иностранного языка и оценивается оно выше стандартных упражнений. Чтобы вы научились писать сочинения и получать за них высокие баллы, мы подготовили несколько рекомендаций.

Условно все сочинения можно поделить на 3 большие группы, соответствующие типам речи. К ним относятся:

  1. Рассуждение.
  2. Описание.
  3. Повествование.

Как писать сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение по русской литературе

Самый распространенный тип работ по русской литературе, в котором требуется выразить идеи по поводу прочитанной книги. Следовательно, чтобы правильно написать сочинение-рассуждение, нужно знать и понимать сюжет произведения. Это 50% успешной работы.

Остальные 50% заключаются в умении правильно сформулировать идеи:

  • выбрать оптимальную структуру;
  • найти проблему;
  • сформулировать точку зрения по ней;
  • доказать позицию;
  • сделать выводы.

Сочинение-рассуждение по русскому языку

В работах по русскому языку требуется написать рассуждение на основе цитаты или отразить свои мысли по общественно-важному вопросу. Цель такой работы — сформулировать тезис и подтвердить его необходимыми доказательствами.

Работу оценят выше, если вы не только докажете тезис, но и опровергните контраргументы, которые можно выдвинуть против него.

По большому счету, не бывает правильных или неправильных рассуждений. Главное — доказать, что ваша позиция имеет право на существование, использовав для этого аргументы из текста или общественной жизни.

Важные части сочинения-рассуждения

Часто учеников волнует вопрос, как начать писать сочинение-рассуждение. Традиционным считается вступление, в котором дается краткая информация об авторе высказывания или книги.

Основная часть — формулировка и доказательства позиции/тезиса. Подбирайте весомые аргументы: примеры из русской литературы, исторические факты, актуальные события.

Писать вывод в сочинении-рассуждении тоже несложно: еще раз отразите собственное мнение по проблеме текста или цитаты.

Мини сочинение на тему повествование

Как написать сочинение-описание

Этот тип работы не требует выражения собственных мыслей. Его задачи:

  • охарактеризовать предмет или явление;
  • описать его максимально полно;
  • сделать ярким и узнаваемым.

Поэтому в таком сочинении главное — хорошо знать объект описания, иметь полное представление о нем.



Читайте больше книг и тогда легко напишете сочинение любого типа

Нельзя хорошо описать библиотеку, если человек ни разу там не бывал. Нельзя сделать информативное описание города, о котором вы ничего не знаете. Поэтому не ленитесь готовиться: изучайте будущую тему работы, чтобы иметь собственные впечатления.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Отличия сочинения от эссе и изложения

Сочинение — это письменная творческая работа по заданной теме. Выполняется в виде описания, повествования, рассуждения или анализа чего-либо — от художественного текста и литературных образов до общечеловеческих концепций.

Важно не путать сочинение с эссе, оно отличается от сочинений тем, что подразумевает аргументированное рассуждение, содержащее субъективную авторскую позицию — как правило, по социально значимым и философским вопросам. Эссе пишется по другим шаблонам и оценивается иначе, нежели сочинение.

А изложение — письменный пересказ текста, сжатая и сокращённая интерпретация услышанного или прочитанного.

Как писать сочинение-повествование

Один из самых сложных типов сочинения, предполагает наличие:

  • творческих способностей;
  • хорошо развитого воображения;
  • креативности.

Писать повествование — это как писать сочинение-рассказ, то есть быть реальным автором литературного произведения.
Для него обязательно необходим план, который будет зависеть от героев сочинения и сюжета.

  1. Завязка (представление персонажей).
  2. Развитие сюжета (активные действия героев).
  3. Кульминация (главное событие).
  4. Развязка (решение проблемы).
  5. Заключение (дальнейшая судьба персонажей).

Даже самое небольшое повествование должно развиваться по этой схеме, только так оно будет отвечать требованиям и его будет интересно читать.

Если несмотря на эти советы и объяснения, сочинения все еще даются с трудом, есть смысл обратиться в сервис помощи студентам. Там работают опытные профессионалы, которые умеют справляться с любыми учебными проблемами: от сочинения до дипломного проекта.

Композиция повествовательного текста

Ещё одним важным признаком повествования является его особая композиция (что это?). Она строится по следующей схеме:

  1. Завязка (экспозиция);
  2. Развитие действия (с наивысшим моментом напряжения – кульминацией );
  3. Развязка.

В завязке действие только начинается. Обычно там сообщается, где, когда, при каких условиях событие зарождается, каковы его причины.

Далее действие постепенно развивается. Обычно каждому этапу развития событий посвящён отдельный абзац. Эта часть текста самая объёмная.

Когда рассказ достигает кульминации, внимание слушателя или читателя напряжено до предела. Все ждут, что же будет дальше. Об этом повествуется в развязке. В ней же может содержаться вывод о произошедшем, авторская оценка.

Образец 7

Всем известно, что самое лучшее случается неожиданно. Вот и судьба иногда преподносит нам сюрпризы в виде случайных встреч. Но они бывают настолько неожиданными, что счастье и радость в тот момент просто переполняют. Дело было в начале летних каникул. Тогда стоял теплый, солнечный денек. Я отпросился у мамы погулять. Выбежав из дома, я, первым делом, пошел за другом Костей. Он тоже отпросился у мамы погулять со мной. У него был классный, новый футбольный мяч. Мы, конечно же, его взяли с собой. Вышли из подъезда и направились в сторону площадки. Дорога до площадки лежала через небольшой сквер. Там росли большие и высокие яблони и небольшие кусты вдоль тротуара. Проходя мимо деревьев, мы услышали рычание, а потом фырканье. Через пару минут звук снова повторился. Так и не поняв, откуда это звук, собирались пойти дальше, но Костя решил заглянуть под кустики. Там была взрослая рыжая кошка, которая была агрессивно настроена против нас. А рядом с ней пятеро маленьких котят. Двое было таких же рыжих, как она, а трое – серые. Они пищали и тыкались друг в друга. Нам стало их очень жалко. Мы подумали, что их мама голодная и решили накормить. Я и Костя побежали по своим домам, взять что-нибудь поесть кошке. Мама разрешила мне взять кусочек колбасы, а Костя принес пластиковую мисочку с молоком и одеяло для котят. Мы аккуратно поставили еду около кошки. Она сначала не хотела подходить, боялась, наверное. Но потом, учуяв запах, подошла и поела. Пока ела, мы переложили котят на одеяло, чтоб не мёрзли. Когда всё съела, пошла обратно к котятам. Видимо, чтоб их покормить. Они были такие маленькие и беспомощные, что мы с Костей решили присматривать за ними, пока они не вырастут. Каждый день мы приходили и кормили кошку. Она к нам стала привыкать. Я на неделю с родителями уехал в деревню к бабушке и дедушке. Очень переживал за котят. Но Костя обещал о них заботиться и не давать в обиду. Когда я приехал, первым делом побежал к ним. Они очень выросли и уже бегали вокруг своей мамы. Мы стали искать им дом. Одного забрал Костя. Я тоже уговорил маму, чтоб она мне разрешила взять одного котенка. А остальных мы раздали по соседям. И даже кошечку пристроили. Мама и ее детишки стали жить по-соседству. Вот так одна неожиданная встреча подарила дом этим пушистикам. Мне очень нравиться играть со своим новым лохматым другом. Когда лето закончилось, котята уже стали крепкими и взрослыми.

Развязка

Концовка, как правило, содержит развязку истории: чем дело закончилось. Развязка может быть очень неожиданной, парадоксальной даже.



Подсказка из книги “Как писать крутые тексты”. Очень рекомендую!

Итак, придуман интересный, захватывающий сюжет рассказа, продуман план (композиция) повествования, теперь смело приступай к написанию сочинения!

С чего начать сочинение

Вот несколько универсальных вариантов для вступления — и неважно, какая досталась тема:

Основная часть.

Повествование набирает темп. События следуют одно за другим. Здесь будет много глаголов при описании действий героев.

Большинство глаголов должны быть совершенного вида и в форме прошедшего времени (собрались, вышли, поехали, остановились, задумались…) Это нужно потому, что действие совершается последовательно и имеет законченность, действие ограничено в своем развитии, имеет конец.

На смену одному, приходит следующее действие. Можно употребить глаголы несовершенного вида в настоящем времени (говорит, отвечает, думает). Это сделает рассказ выразительнее, живее, как будто действие сейчас происходит, сию минуту, а не в далеком прошлом.

Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба.

Снесла однажды курочка яичко, да не простое, а золотое.

Дед бил, бил — не разбил. Баба била-била — не разбила.

Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Плачет дед, баба плачет, а курочка кудахчет:

  • Не плачь, дед, не плачь, баба, я вам снесу яичко, не золотое, а простое.

А теперь структура:

Экспозиция . Кто? Где? Когда?

Дед, баба, курочка Ряба , везде, всегда, как водится в сказках. Кстати, почему не сказано, когда и где происходят события?

Структура сочинений

Это стандартная схема. Один из секретов, как писать хорошие сочинения, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования.

Во вступлении нужно познакомить читателя с доставшейся вам темой и наметить, как планируете её развивать. Как правило, вступление занимает около 20% от основного текста.

Основная часть — главная часть сочинения, где полностью раскрывается тема и разъясняется суть текста.

В заключении подводятся итоги. Постарайтесь сделать объём заключения равноценным вступлению. Кроме того, следите, чтобы основная часть была больше других частей — она на то и основная.


В начале он работал на Нижегородской ярмарке, где благодаря хорошему здоровью, смекалке и старательности смог помогать скорняку торговать в разнос меховыми изделиями. Некоторое время был учеником маляра.

13 сентября 1866 года Иван Сытин приехал в Москву с рекомендательным письмом к купцу Шарапову, который у Ильинских ворот торговал мехами и книгами. На то время Ивану исполнилось пятнадцать. На счастье Ивана в меховой лавке места для него не оказалось, поэтому его определили в книжную лавку. Так начался путь будущего известного книгоиздателя.

Сытин издавал произведения лучших русских писателей, научно-популярную литературу, дешевые учебники для деревенских школ и многотомные энциклопедии.

Упр. 124. Выпишите предложения, в которых дополнение выражено неопределённой формой глагола. Какова синтаксическая роль неопределённой формы глагола в невыписанных предложениях?


В невыписанных предложениях глаголы в неопределенной форме, являются частью составного глагольного сказуемого.

Упр. 125. Завершите предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов. Стали ли предложения более информативными?

1. В Третьяковской галерее ребята видели ——- , ——- , ——- . 2. В консерватории мои друзья прослушали ——- , ——- . 3. В ки­нотеатре мы смотрели ——- , ——- . 4. На концерте любимый певец спел ——- , ——- . 5. В театре мои родители видели ——- , ——- .

1.В Третьяковской галерее ребята видели картины великих русских художников, произведения скульптуры и древнерусские иконы. 2. В консерватории мои друзья прослушали отрывок из симфонии Глюка и несколько вальсов Моцарта. 3. В кинотеатре мы смотрели художественный фильм, снятый по роману Шолохова. 4. На концерте любимый певец спел несколько романсов девятнадцатого века, а также современные шлягеры. 5. В театре мои родители видели спектакль по произведению Бокаччо “Декамерон”.

Упр. 126. Подберите к глаголам знать, заметить, иметь, торопить, исполнять, заключать зависимые существительные в винительном падеже без предлога.

В речи переходные глаголы употребляются вместе с прямыми дополнениями, иначе смысл высказываний вне контекста остаётся неясным. С полученными словосочетаниями составьте и запишите предложения.

Знать друга, заметить оплошность, иметь мнение, торопить время, исполнять поручения, заключать договор.

Чтобы быть уверенным, необходимо хорошо знать своего друга. Нужно быть очень внимательным, чтобы заметить эту оплошность. Каждый человек имеет сое мнение по данному вопросу. Не стоит торопить время. Необходимо всегда точно исполнять поручения. Семь раз отмерь, прежде чем заключать договор.

Упр. 127. Перепишите, вставляя перед сказуемым отрицание не и употребляя прямое дополнение в форме родительного падежа.

1. Он читает газеты и смотрит телевизор. 2. Студент законспектировал эту интересную статью. 3. Редактор заметил ошибку в тексте. 4. Ученики поняли новую теорему. 5. Рабочие имели специальное образование.

1.Он не читает газет (сущ., род. п.) и не смотрит телевизора (сущ., род. п.) . 2. Студент не законспектировал этой интересной статьи (сущ., род. п.) . 3. Редактор не заметил ошибки (сущ., род. п.) в тексте. 4. Ученики не имели новой теоремы (сущ., род. п.). 5. Рабочие не имели специального образования (сущ., род. п.).

Упр. 128. Прочитайте. В каких словах выражена основная мысль текста? Выпишите дополнения вместе со словами, к которым они относятся. Помните, что некоторые из дополнений выражены словосочетаниями. • Укажите устаревшие слова и формы слов.
Подготовьте на основе выписанных словосочетаний устную характеристику Петра I.

Пётр был великий хозяин, всего лучше понимавший экономические интересы, всего более чуткий к источникам государственного богатства. Подобными хозяевами были и его предшественники, цари старой и новой династии; но те были хозяева-сидни, белоручки, привыкшие хозяйничать чужими руками, а из Петра вышел хозяин-чернорабочий, самоучка, царь-мастеровой.

Если Пётр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он ещё многого не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело.5 Охота к ремеслу развила в нём быструю сметливость и сноровку: зорко вглядевшись в незнакомую работу, он мигом усвоял её. Он хотел узнать и усвоить всякое дело. С летами он приобрёл массу технических познаний. Уже в первую заграничную его поездку немецкие принцессы из разговора с ним вывели заключение, что он в совершенстве знал до четырнадцати ремёсел. Но выше всего ставил он мастерство корабельное.

И Пётр достиг , большого искусства в этом деле, современники считали его лучшим мастером в России. Он был не только зорким наблюдателем и опытным руководителем при постройке корабля: он сам мог сработать корабль с основания до всех технических мелочей его отделки. Он гордился своим искусством в этом мастерстве и не жалел ни денег, ни усилий, чтобы распространить и упрочить его в России.

(По В. Ключевскому)


Упр. 129. Прочитайте. Найдите в каждом предложении подлежащее и прямое дополнение. Легко ли это? Запишите предложения с таким порядком слов: 1) подлежащее; 2) сказуемое; 3) прямое дополнение. Играет ли порядок слов смыслоразличительную роль?

  1. Глаза защищают ресницы.
  2. Путь перегородил овраг.
  3. Ветер сломал флюгер.

1.Глаза защищают ресницы. – Ресницы защищают глаза. 2. Путь перегородил овраг. – Овраг перегородил путь. 3. Ветер сломал флюгер. – Ветер сломал флюгер.

Порядок слов играет смыслоразличительную роль, он ставит смысловое ударение на определенное слово. Например, в первом предложении, если произнести его с неправильной интонацией исказится смысл – можно подумать, что глаза выполняют роль защитника ресниц. Второе предложение также можно истолковать двояко. В третьем предложении – только один верный смысл (ветер – подлежащее, сломал – сказуемое, флюгер – прямое дополнение).

Упр. 130. Найдите ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения. Запишите предложения в исправленном виде.

Знакомые очень рады за наши успехи. 2. Ко мне в голову пришла удачная мысль. 3. Жители были разбужены от страшного грохота. 4. В сочинении точно описано о дальнейшем развитии сюжета. 5. Вот об этом мы и покажем в следующем телесюжете. 6. Футболистам не пришлось доказывать о своей правоте. 7. На семинаре указали о недостатках в работе тренера. 8. Новый роман написан в несвойственном для писателя стиле. 9. Нужно больше уделять внимания на здоровье детей.

  1. Знакомые очень рады нашим успехам. 2. Мне в голову пришла удачная мысль. 3. Жители были разбужены страшным грохотом. 4. В сочинении точно описано дальнейшее развитие сюжета. 5. Вот это мы и покажем в следующем телесюжете. 6. Футболистам не пришлось доказывать свою правоту. 7. На семинаре указали недостатки в работе тренера. 8. Новый роман написан в несвойственном писателю стиле. 9. Нужно больше уделять внимания здоровью детей.

Взгляните на русского крестьянина: есть(ли) и тень рабского унижения в его поступках и речи? О его смел..сти и смышлё(н, нн)о- сти и говорить (не)чего. Проворство и ловкость удивительны. Путешестве(н, нн)ик ездит из края в край России (не)зная ни одного слова (по)русски и везде его понимают исполняют его требования заключают с ним условия. (Ни)когда (не)встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud (простофиля) (некогда (не)заметите в нём (не, ни)грубого удивления (не, ни)невежест- венного презрения к чужому. В России нет человека, который(бы) (не, ни)имел своего собстве(н, нн)ого ж и л и щ а . Н ищ ий уходя с к и т а т ь ­ся по миру оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роск..ши у нас (не, ни)иметь коровы есть знак ужас(?)ной бедности. Наш крестьянин опрятен по пр..- вычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню; умывает(?)ся по (не, нискольку раз в день…


Подле меня в карете сидел англичанин лет 36; я обратился к нему с вопросом: что может быть несчастнее русского крестьянина?
Англичанин. Английский крестьянин.

Я. Как? Свободный англичанин, по вашему мнению, несчастнее русского раба?
Он. Что такое свобода?
Я. Свобода есть возможность поступать по своей воле.
Он. Следственно, свободы нет нигде, — ибо везде есть или законы, или естественные препятствия.

Я. Так, но разница покоряться предписанным нами самими законам или повиноваться чужой воле.
Он. Ваша правда. [Но разве народ английский участвует в законодательстве? Разве власть не в руках малого числа? Разве требования народа могут быть исполнены его поверенными?] Я. Что поразило вас более всего в русском крестьянине?
Он. Его опрятность, смышлёность и свобода.
Я. Как это?

Он. Ваш крестьянин каждую субботу ходит в баню; умывается каждое утро, сверх того несколько раз в день моет себе руки. О его смышлёности говорить нечего. Путешественники ездят из края в край по России, не зная ни одного слова вашего языка, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают условия; никогда не встречал я между ими то, что соседи наши называют un badaud, никогда не замечал в них ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. Переимчивость их всем известна; проворство и ловкость удивительны…

Я. Справедливо; но свобода? Неужто вы русского крестьянина почитаете свободным?
Он. Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения? Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Вы не были в Англии?

Я. Не удалось.
Он. Так вы не видали оттенков подлости, отличающих у нас один класс от другого. Вы не видели раболепного поведения Нижней палаты перед Верхней, джентльменства перед аристократией, купечества перед джентльменством, бедности перед богатством, повиновения перед властью…

Слова, которыми характеризует англичанин русского крестьянина: опрятность, смышленость, свобода. О его смышлености (доп.) говорить нечего.

Описание русского крестьянина.

Русский крестьянин середины 19 века достаточно смышленый, смелый, проворный, ловкий. Они ездят из края в край по всей России, не зная ни одного слова, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают условия. При этом он не грубый, нет в нем невежественного презрения к чужому. Русский крестьянин очень опрятный. Он каждую субботу ходит в баню: умывается каждое утро, сверх того несколько раз в день моет себе руки.

Знания, полученные в 8 классе о второстепенных членах, очень важны, т.к. курс обучения русскому языку в выпускном, девятом, классе посвящен изучению синтаксиса и пунктуации.

В учебнике по русскому языку для 8 класса на с. 72 (УМК М. М. Разумовской) актуализация знаний восьмиклассников о второстепенных членах предложения начинается вопросами: Какие члены предложения распространяют грамматическую (предикативную) основу? На какие группы делятся второстепенные члены?

Авторы предлагают выполнить упражнение на основе следующего высказывания:

15.10 - vtor chleni 8 zamena1.jpg

Далее целесообразно дать характеристику второстепенных членов предложения с точки зрения соединения их с другими членами предложения с помощью трех способов: согласования, управления и примыкания. Например:


Рассматривая более подробно дополнение, нужно отметить, что в роли данного второстепенного члена предложения может выступать неопределенная форма глагола (инфинитив), словосочетание:


Русский язык. 5–9 кл. Учебник для углубленного изучения

Учебник содержит полный объём теоретических сведений, предусмотренных программой для углублённого изучения русского языка. Теоретические сведения сопровождаются указанием соответствующих норм литературного языка (лексических, орфоэпических, грамматических, стилистических). В учебнике даны исторические комментарии, объясняющие некоторые особенности современного языка. Компонентами данного учебника являются сборники заданий и рабочие тетради, обобщающие и углубляющие теоретический материал.

В учебнике по русскому языку для 8 класса М. М. Разумовской на с. 79 отмечается, что дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения выражается существительным в именительном падеже без предлога или в родительном падеже без предлога при отрицании, относятся к переходным глаголам, обозначают предмет, на который непосредственно распространяется действие, например:

15.10 - vtor chleni 8 zamena2.jpg

Косвенными дополнениями являются все остальные:

15.10 - vtor chleni 8 zamena3.jpg

Закрепляются полученные знания о дополнении как второстепенном члене предложения с помощью выполнения ряда упражнений, направленных на актуализацию знаний о переходных глаголах, формирование умений школьников опознавать и использовать прямые дополнения, выраженные словами или сочетаниями слов, находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения:

1) Подберите к глаголам знать, заметить, иметь, торопить, исполнять, заключать зависимые существительные в винительном падеже без предлога. С полученными словосочетаниями составьте и запишите предложения. (Необходимо обратить внимание школьников, что в речи переходные глаголы употребляются вместе с прямыми дополнениями, иначе смысл высказываний вне контекста остается неясным.)

2) Завершите предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов. Стали ли предложения более информативными?


3) Найдите ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения. Запишите в исправленном виде.
В ходе выполнения данного задания обучающиеся могут заполнить таблицу, в которой в первой колонке содержатся предложения с ошибками в употреблении существительных (в таблице они выделены полужирным шрифтом), а во второй — это же предложение в исправленном виде.

При изучении определения как второстепенного члена предложения необходимо акцентировать внимание школьников на функции определения: оно распространяет и поясняет другой член предложения (главного или второстепенного); при этом пояснение, выражаемое определением, может определять лицо, предмет или явление с разных сторон.

Так, определения, которые отвечают на вопрос какой?, указывают на различные признаки предметов (на качество, размер, форму, свойства, материал, из которого изготовлен предмет):


Определения, которые отвечают на вопрос который?, указывают на порядок предметов при счете, например:


Определения, которые отвечают на вопрос чей?, указывают на принадлежность предмета:


Русский язык. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Бабайцевой

Рабочая тетрадь по русскому языку содержит задания и упражнения по синтаксису словосочетания и простого предложения, включая осложнённое предложение. Они могут быть использованы учителем для работы в классе и в качестве материала для домашних заданий, а также во внеклассной работе.

В качестве теоретической информации в этом учебнике по русскому языку для восьмого класса дается информация о различении согласованных и несогласованных определений в зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом.

Так, под согласованным определением авторы учебника понимают определения, которые связаны с определяемым словом посредством согласования, т.е. согласованное определение уподобляется определяемому слову в роде, числе и падеже, например:


Под несогласованными определениями понимаются определения, связанные с определяемым словом посредством управления или примыкания:


В качестве контрольно-обобщающего задания может выступить упражнение по составлению таблицы о способах выражения несогласованного определения, видах подчинительной связи несогласованных определений и определяемых слов и ее заполнению своими примерами.

Приложение рассматривается авторами как особая группа определений, выраженных существительным с определяемым словом в падеже.


4) Прочитайте предложения. В выделенных словосочетаниях укажите, какое слово является определяемым, а какое — приложением.


5) Спишите. Приложения, стоящие в скобках, употребите в нужном падеже. на месте скобок, где необходимо, поставьте дефис.

На наш взгляд, в ходе выполнения данного упражнения целесообразно использовать таблицу, приведенную ниже.

Обстоятельство на уроках русского языка рассматривается как второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия.

Таблица 2 — Основные виды обстоятельств

Работа над второстепенными членами предложения может сопровождаться рядом упражнений по развитию речи:

1) Составьте 6-10 предложений. Охарактеризуйте в них деятельность известных вам ученых, спортсменов, употребив с этой целью в качестве обстоятельств наречия блестяще, внимательно, всесторонне, детально, настойчиво, основательно, скрупулезно, тщательно. Определите вид обстоятельств.

2) Используя материалы учебника истории, энциклопедические словари, напишите в форме краткой статьи в Детскую энциклопедию о выдающихся людях России первой половины XIX века: физиках В. В. Петрове, П. Л. Шиллинге, Б. С. Якоби, металлурге П. П. Аносове, химике Н. Н. Зинине, хирурге Н. И. Пирогове, историке Н. М. Карамзине и др.

В качестве упражнения, подготавливающего восьмиклассников к итоговому собеседованию в девятом классе, может выступить упражнение такого характера:

3) Прочитайте медленно, вдумчиво текст о знаменитой лыжнице, четырехкратной олимпийской чемпионке Раи́се Петро́вне Смета́ниной (родилась в 1952 году). Что вам показалось особенно интересным в ее биографии и спортивной деятельности? Напишите именно об этом. Озаглавьте свою работу.




Методические советы

В ходе изучения темы необходимо более подробно остановиться на синтаксическом разборе двусоставного предложения, составить план его разбора вместе с ребятами или предложить следующие его пункты.


Необходимо дать образец синтаксического разбора предложения. Пример письменного разбора может выглядеть следующим образом:


Устный разбор может быть таким:


Что такое второстепенные члены предложения?

Второстепенными называются члены предложения, находящиеся в зависимости от главных или других членов предложения и выполняющие функцию уточнения, пояснения или дополнения господствующих слов.

Виды второстепенных членов

По грамматическим значениям второстепенные члены предложения делятся на:

  • - определения,
  • - дополнения,
  • - обстоятельства.

Причем в предложении определения относятся к подлежащему и другим членам предложения, а дополнения и обстоятельства относятся к сказуемому.

Виды определений, дополнений, обстоятельств

Русский язык. 8 класс. Учебник

Учебник, продолжающий завершённую линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.

Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак, качество, свойство предмета и отвечающий на вопросы: какой? который? чей?

  • На улице стояла пасмурная погода.
    Погода какая? — пасмурная — определение, при разборе предложения подчеркивается волнистой линией.

По способу выражения определения делятся на:

Согласованными называются определения, согласующиеся в числе, роде и падеже со словом, к которому они относятся (с определяемым словом). В предложении с прямым порядком слов согласованные определения находятся перед словом, к которому они относятся.

  • Вся комната буквально утопала в цвете лета: зелёнЫЕ обои на стенах, зеленЫЙ столик, зеленАЯ софа.

Несогласованными называются определения, соотносящиеся с главным словом подчинительной связью (по типу управления или примыкания).

  • Николай внёс всех участников в список группы. Список (какой?) группы — (сущ. + предлог).
  • Её лицо озарила улыбка. Лицо (чьё?) её — (притяж. местоим. 3 л.).

Обстоятельство — второстепенный член предложения, обозначающий как, когда, где и при каких обстоятельствах совершается действие. Обстоятельства выражаются именами существительными в косвенных падежах (как с предлогом, так и без него), инфинитивом, наречиями и деепричастиями. При разборе предложения подчеркивается штрихпунктирной линией.

Обстоятельства делятся на следующие виды:

Русский язык. 8 класс. Контрольные и проверочные работы

Тетрадь, созданная в сязи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, содержит разнообразные задания, направленные на проверку теоретических знаний и практических умений школьников, и предназначена для проведения на уроках текущего и итогового контроля по всем разделам курса.

Дополнение — второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей (всех падежей, кроме именительного).

  • Лена и Петя долго рисовали красками.
    Рисовали (чем?) красками — дополнение, при разборе предложения подчеркивается пунктирной линией.

Различают прямое и косвенное дополнения.

Прямыми называется дополнения, находящиеся в форме именительного падежа, без предлога, относящиеся к переходному глаголу, или в форме родительного падежа, относящиеся к переходному глаголу с отрицанием:

• Проблема (какая?)
Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая.

• Проблема (чего?)
Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияние красоты природы на человека.

• Автор размышляет над проблемой
• Автор текста затрагивает проблему
• В центре внимания автора проблема
• В тексте (ФИО автора в р.п) поднимается проблема
• Текст (ФИО автора в р.п) заставил меня задуматься над сложной проблемой
• (ФИО автора в им.п) предлагает своим читателям задуматься над проблемой
• Как (зачем, почему, и т.д)…? Именно эта проблема привлекает внимания автора.
• Что такое долг (честь , благородство, интеллигентность и т.п) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

Запомни!
• Проблема (чего?) смысла жизни.
• Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Вторым элементом в сочинении является - комментарий проблемы.

Комментарий – это пояснение замечание, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Художественный текст
• Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни …(взаимоотношение кого с кем)
• Не случайно писатель изображает (кого, что)
• Поступок героя свидетельствует о том, что…
• Слова (мысли) героя показывают, что…
• Автор осуждает/одобряет поступок(и) героя(ев)
• Симпатии автора на стороне(кого)

Публицистический текст
• Проблема раскрывается автором на примере…
• В качестве примера раскрывает
• Автор заставляет читателя задуматься (над чем)
• Автор обращает проблему на
• В размышлениях автора звучит мысль о том, что
• Автор разделяет мнение (кого)
• Автор искренне восхищён, огорчён (чем)
• Автор приводит нас к выводу о том, что

• Проблема( чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
• Данная социальная (нравственная и т.д) проблема имеет многовековую историю.
• Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
• Как и большинство из нас, автор считает, что
• Автор подробно рассматривает
• Автор обращает наше внимание на

Автор (Что делает?)
Отмечает, описывает, подчёркивает,останавливается на, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассказывает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приводит автор текста.

Авторская позиция проявляется в следующих моментах: отношения автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Когда читаешь текст обращай внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора с помощью слов маркеров, оценочной лексике, средств, выразительности, вводных слов, побудительных предложений.

Позицию автора можно определить ответив на следующие вопросы
• Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?
• Как относятся к герою окружающие его персонажи?
• Как сказываются поступки к герою окружающие его персонажи?
• Как сказываются поступки героя на других героях произведения? Согласен с героем или нет?
• Автор осуждает или одобряет поведения героя?
• Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки героя?

Помни: Даже если автор прямо не говорит о своём отношения к герою, а герой поступает , с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.
Помни: Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Авторская позиция

• Автор считает, что
• Автор подводит читателя в выводу о том, что
• Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу
• Позиция автора такова
• Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом
• Автор нас призывает (к чему)
• Автор убеждает нас в том, что
• Автор осуждает (кого/что, за что)

Аргументация собственной позиции.

В сочинении вы должны выразить своё мнение, согласны вы или не согласны с автором. В своём ответе вы должны привести два или один аргумент из литературы или личной жизни.

Например: Трудно не согласиться с позицией автора. Я тоже считаю , что милосердие является главным достоинством человеческой натуры и что мы во что бы то ни стали должны сохранить его в наших сердцах.

Затем ты должен подкрепить свою позицию двумя аргументами.

Аргументация – это приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой –либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения всё, то что может подтвердить тезис.

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Как писать сочинение-рассуждение?

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:


Вступление в сочинении-рассуждении

Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.


Записывайся на онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ Поможем систематизировать материал, закрыть пробелы в знаниях и сдать ЕГЭ на 80+ баллов! Обучение онлайн без привязки ко времени и месту. Записаться прямо сейчас


Основная часть в сочинении-рассуждении

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Читайте также: