В редакцию пришло письмо от рабочего нечаева сочинение егэ

Обновлено: 03.07.2024

В редакцию пришло письмо от рабочего Нечаева А. Б., в котором он поведал о конфликте с инженером Зубаткиным В. Г.

Зубаткин вернул зайца на землю, сдернул с плеча винтовку и нацелился в упор, и это была уже не охота, а расстрел. Нечаев сдернул с плеча свою винтовку и нацелился в Зубаткина. И добавил, что если Зубаткин убьет зайца, то он, Нечаев, Зубаткина. Зубаткин не поверил, однако рисковать не стал. Он опустил ружье и дал Нечаеву кулаком по уху. Нечаев драться не собирался, но агрессия порождает агрессию, и он дал Зубаткину прикладом куда-то в челюсть. Посреди осеннего поля произошла большая драка с нанесением словесных оскорблений и телесных травм. А заяц сидел и смотрел, как охотники дерутся. Для него было самое время убежать, и если бы он мог, то так бы и сделал.

Вернувшись домой, Зубаткин подал в суд, хотя ударил первый… Челюсть ему починили в больнице, свинтив и закрепив какими-то штырями, и теперь он мог этой челюстью пользоваться. А Нечаева будут судить за хулиганство сроком до трех лет, и, хотя этот срок не особенно большой, у него на эти три года есть другие планы, а именно: вывести бригаду в отличники социалистического соревнования и довести сына из ясельного возраста до детсадовского.

Жена Нечаева пошла к жене Зубаткина попросить, чтобы она повлияла на мужа и тот забрал заявление из суда. Зубаткин тоже виноват, но это видел только заяц, а зайца в свидетели не позовешь. Жена Зубаткина запросила тысячу рублей деньгами, после чего жена Нечаева плюнула ей в лицо, а та, в свою очередь, вцепилась ей в волосы. Произошел двусторонний разрыв отношений. Нечаев просит газету помочь ему, потому что газета – это выражение общественной нравственности, а нравственность должна быть на стороне зайца, а не на стороне Зубаткина.

– Вы не хотите этим заняться? – спросил завотделом.

– Почему? – поразился зав.

– У меня дочь заболела. Поэтому.

– Дети обязательно болеют, – объяснил зав. – Иначе они не растут.

Беспечность зава как бы снимала опасность с Ани. Дескать, не она первая, не она последняя. Веронику гораздо меньше устроили бы сочувствие и испуг.

– А что с девочкой? – уточнил зав.

Вероника сказала диагноз.

– Это Егоров, – с той же легкостью отозвался зав. – Вы должны выйти на Егорова. В отделе науки должен быть его телефон. Он у нас несколько раз выступал на научных средах.

– Егоров? – переспросила Вероника.

– Это гений. Последняя инстанция перед Богом. Стойте здесь, никуда не уходите. Я вам сейчас принесу его телефон.

Зав исчез, будто испарился. Ему было легко двигаться, потому что у него был дефицит в весе. Он весил на двадцать килограммов меньше, чем принято при его росте, и поэтому мог подпрыгивать и парить в воздухе.

Вероника стояла обескураженная. Действительно, как можно было при ее танковом устройстве пустить Аню в поток, когда существует гений Егоров, который может то, чего не может никто.

Зав принес бумажку с телефоном из семи цифр – код от сейфа, в котором лежит Анина жизнь и ее, Вероникино, бессмертие.

Вероника вошла в свой кабинет, тут же набрала семь цифр, секретарша Егорова тут же соединила. Вероника услышала голос человека, который торопится, но не просто торопится, спасается бегством из пожара, а вокруг него все горит, трещит и рушится, и если он сию секунду не выпрыгнет в окно, то на него сверху упадет горящая балка. А тут еще звонит телефон и надо разговаривать.

– Здравствуйте, – растерянно произнесла Вероника. Она не умела разговаривать, когда ей не были рады. А ей не были рады. Это очевидно.

– Кто это? – отрывисто, торопливо, напряженно.

– Меня зовут Вероника Андреевна Владимирцева. Я мать девочки Ани Владимирцевой, трех лет.

– Короче, – приказал Егоров.

– У нее вульгарный пиелонефрит или врожденный порок почки…

– Запишитесь на консультативный прием. С собой должны быть рентгеновские снимки.

Вопрос по русскому языку:

Помогите,пожалуйста,нужно срочно написать сочинение по тексту.(ЕГЭ)
(1)В редакцию пришло письмо от рабочего Нечаева, в котором он поведал о конфликте с инженером Зубаткиным.

(9)Зубаткин вернул зайца на землю, сдёрнул с плеча винтовку и нацелился в упор, и это была уже не охота, а расстрел. (10)Нечаев сдёрнул с плеча свою винтовку и нацелился в Зубаткина. (11)И добавил словами, что, если Зубаткин убьёт зайца, он, Нечаев, убьёт Зубаткина. (12)Зубаткин не поверил, однако рисковать не стал. (13)Он опустил ружьё и дал Нечаеву кулаком по уху. (14)Нечаев драться не собирался, но агрессия порождает агрессию. (15)Посреди осеннего поля произошла большая драка с нанесением словесных оскорблений и телесных травм.

(16)По заданию редакции Веронике надо было побеседовать с участниками конфликта и написать статью. (17)Она начала с Зубаткина.

– (23)Вы согласны с тем, что написал Нечаев? (24)Это так и происходило?

– (25)Согласен, примерно так.

– (26)Значит, Вы хотели убить зайца, который не мог от вас убежать?

– (27)Охота – это охота.

– (28)Охота – это охота, а не убийство. (29)Зверь и охотники должны быть на равных.

– (30)Вы хотите, чтобы у зайца было ружьё?

– (31)У вашего зайца не было ног. (32)Вы не имели права в него целиться.

– (33)Я не понимаю: что Вы от меня хотите?

– (34)Честно? (35)Чтобы Вы были другим. (36)Или чтобы Вас не было вообще.

(37)Зубаткин поднялся и пошёл из кабинета. (38)Вероника некоторое время смотрела на дверь.

(39)Современный человек набит информацией, нагрузками, стрессами, но он вешает на плечо ружьё и уходит к деревьям, к тишине, чтобы от всего отрешиться, очиститься, слиться с природой и услышать в себе древний охотничий инстинкт, выследить и подстрелить опасного или большого зверя. (40)В конце концов, можно подстрелить и зайца, когда ты с ним на равных. (41)Когда у тебя ружьё, а у него ноги и лес.

(42)Зубаткина ни природа, ни самоуглублённость не интересовали. (43)Но разве Зубаткин одинок в своём циничном потребительстве? (44)Сегодня имеет значение только то, что можно на себя надеть или чем насытиться. (45)Значит, зубаткины идут по земле целыми колоннами.

(46)А нечаевы ничего не могут сделать.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 21.06.2018 14:53
  • Русский язык
  • remove_red_eye 13671
  • thumb_up 36
Ответы и объяснения 1

Авторская позиция в тексте выражена предельно чётко: охот­ни­чий ин­стинкт дол­жен быть подкреплён нрав­ствен­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми человека. Охота долж­на предо­став­лять её участ­ни­кам рав­ные шансы. Нель­зя уби­вать жи­вот­ное ради убийства.

Мне близка точка зрения автора, высказанная в данном тексте. Я тоже считаю, что нельзя даже на охоте считать, что тебе все дозволено. И если заяц потерял возможность убегать от охотника, в него нельзя уже целиться.

Об этом свидетельствуют многие жизненные факты, в правильности такой позиции утверждает читательский опыт. Мне доводилось читать о том, что в тяжкие минуты звери, бывает, обращаются к человеку за помощью, подчас вверяя ему свою жизнь. Известно немало случаев, когда, например, раненые лоси выходили к селениям, испрашивая хоть какую-нибудь медицинскую помощь. Многим охотникам и егерям доводилось в пору разлива рек спасать зайцев или енотов совершенно в традициях деда Мазая.

Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на те художественные произведения, в которых есть фрагменты, связанные с отношением к охоте. Герою повести Г.Троепольского Ивану Иванычу жалко убивать птиц, но он понимает, что должен это делать для своего сеттера, так как в противном случае Бим загибнет как охотничья собака.

В заключение хотелось бы ещё раз сказать о том, что "охота" и "убийство" - далекие друг от друга понятия и не стоит забывать о нравственных законах.


Основной Государственный Экзамен 2020-2021 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий ФИПИ. Ответы на Тесты. Русский язык. ФИПИ. ВПР. ЕГЭ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. ГИА. Школа России. 21 век. ГДЗ. Решебник.

Вот и наступает жаркая пора, когда пришло время сдавать в школе ОГЭ / ГИА. Здесь, на страничке для школьников 9 класса, мы предлагаем вам прочитать или бесплатно скачать оригинальный текст и задания с ответами по Русскому языку из Открытого банка заданий ФИПИ ГИА. 1 вариант, 2 вариант. С помощью этих заданий с решением и ответами вы можете в спокойной обстановке пройти тесты, написать эссэ, приготовиться реальному экзамену ОГЭ в школе и решить все задачи на 5-ку! После прохождения данных тестов, вы сами себе скажите, что я решу ОГЭ! Воспользуйтесь бесплатной возможностью улучшить свои знания по предмету с помощью данных тестов и кимов по ОГЭ / ГИА

Задание ОГЭ по Русскому Языку. 9 класс.

Задание 27 № 7220
Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)В редакцию пришло письмо от рабочего Нечаева, в котором он поведал о конфликте с инженером Зубаткиным.

(9)Зубаткин вернул зайца на землю, сдёрнул с плеча винтовку и нацелился в упор, и это была уже не охота, а расстрел. (10)Нечаев сдёрнул с плеча свою винтовку и нацелился в Зубаткина. (11)И добавил словами, что, если Зубаткин убьёт зайца, он, Нечаев, убьёт Зубаткина. (12)Зубаткин не поверил, однако рисковать не стал. (13)Он опустил ружьё и дал Нечаеву кулаком по уху. (14)Нечаев драться не собирался, но агрессия порождает агрессию. (15)Посреди осеннего поля произошла большая драка с нанесением словесных оскорблений и телесных травм.

— (23)Вы согласны с тем, что написал Нечаев? (24)Это так и происходило?

— (25)Согласен, примерно так.

— (26)Значит, Вы хотели убить зайца, который не мог от вас убежать?

— (27)Охота — это охота.

— (28)Охота — это охота, а не убийство. (29)Зверь и охотники должны быть на равных.

— (30)Вы хотите, чтобы у зайца было ружьё?

— (31)У вашего зайца не было ног. (32)Вы не имели права в него целиться.

— (33)Я не понимаю: что Вы от меня хотите?

— (34)Честно? (35)Чтобы Вы были другим. (36)Или чтобы Вас не было вообще.

(37)Зубаткин поднялся и пошёл из кабинета. (38)Вероника некоторое время смотрела на дверь.

(39)Современный человек набит информацией, нагрузками, стрессами, но он вешает на плечо ружьё и уходит к деревьям, к тишине, чтобы от всего отрешиться, очиститься, слиться с природой и услышать в себе древний охотничий инстинкт, выследить и подстрелить опасного или большого зверя. (40)В конце концов, можно подстрелить и зайца, когда ты с ним на равных. (41)Когда у тебя ружьё, а у него ноги и лес.

(42)Зубаткина ни природа, ни самоуглублённость не интересовали. (43)Но разве Зубаткин одинок в своём циничном потребительстве? (44)Сегодня имеет значение только то, что можно на себя надеть или чем насытиться. (45)Значит, зубаткины идут по земле целыми колоннами. (46)А нечаевы ничего не могут сделать.

(По В. С. Токаревой*)

* Виктория Самойловна Токарева (род. в 1937 г.) — российский прозаик и сценарист.

Источник: ЕГЭ по русскому языку 27.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 7.

* Виктория Самойловна Токарева (род. в 1937 г.) – российский прозаик
и сценарист.


Взаимоотношения человека и природы - вечная, волнующая многих людей тема. Является ли представитель Homo sapiens царём природы, или же он лишь часть её, наделённая такими же правами, как и другие живые существа?
В предложенном для анализа тексте В.С. Токарева призывает читателя задуматься над, к сожалению, крайне актуальной в наши дни проблемой потребительского отношения к природе.
В повествовании, в основу которого, вероятно, лёг реальный случай, противопоставляются люди с разными взглядами на такое взаимодействие человека с природой, как охота. Один из героев, Зубаткин, решил убить беспомощного, завязшего в грязи зайца, за что был подвергнут крайне резкой критике со стороны коллеги Нечаева и журналистки Вероники. "Зверь и охотники должны быть на равных" - звучат слова последней. Неодобрение поведения Зубаткина сквозит в каждом слове описания этого персонажа: оксюморон "обаятельная наглость", саркастическое "хозяин жизни". Но не это самое главное в фабуле рассказа. За частным случаем повествователь видит гораздо более глубокую проблему. Он объясняет тягу к охоте у современного человека вовсе не стремлением убивать зверей, а желанием отдохнуть от стрессов, отдаться древним инстинктам. Зубаткин же не вкладывает такой глубокий смысл в ритуал охоты: "ни природа, ни самоуглублённость его не интересовали". Эта идея подводит читателя к позиции автора: человек должен стремиться к природе не ради циничного бездушного потребления её благ, а чтобы слиться с ней, отрешиться от суеты.
Сложно не согласиться с точкой зрения В.С.Токаревой. Взаимодействие с окружающим миром не должно и не может строиться на эксплуатации человеком природы. Напротив, душевное, бережное отношение к ней способно подарить покой, чувство единения со всем живым и искреннюю радость.
Я не могу не вспомнить прочитанную в детстве повесть Г.Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо". В ней Иван Иваныч - ветеран Великой Отечественной, философствующий охотник, берёт к себе Бима и регулярно вывозит его на охоту в лес. При этом у него совершенно нет цели добыть дичь или научить собаку убивать. Иван Иваныч обучает своего питомца охоте, но лишь потому что понимает: Бим - сеттер, это у него в крови. Сами же поездки в лес значат для него куда больше. Герой наслаждается каждым днём, проведённым на природе, в тишине. Он наблюдает за сменой времён года, за животными. Чувство умиротворения, единения с лесом - вот его награда за уважительное, искреннее и тёплое отношение к окружающему миру.
Иначе позиционируют себя люди в известном фильме режиссёра Джеймса Кэмерона "Аватар". Они прилетают на планету под названием Пандора для добычи ценных ресурсов. Бизнесменов и военных мало интересует, как их деятельность отразится на биосфере чужой планеты, они видят в ней лишь источник дорогого металла. Учёные же, также прибывшие на Пандору, смотрят на этот мир шире. Они видят потрясающие воображение пейзажи, буйство необычной флоры и фауны, а главное - осознают ценность и хрупкость природы планеты. Джейк, главный герой, бывший военный, поначалу скептически относится к фанатизму учёных, но позже, побывав в теле аватара и познакомившись с племенем На'Ви, он начинает понимать, почему так важно сберечь этот мир. Джейк живёт вместе с племенем, существующим в гармонии с природой, учится взаимодействовать с окружающим миром так, как это делают На'Ви. В конечном итоге он сам чувствует правильность этого пути, ощущает единение с природой, живёт полной жизнью. Именно поэтому он выступает против людей, готовых уничтожить всю уникальную естественную среду Пандоры ради прибыли от продажи природных ресурсов.
Будет ли когда-нибудь человечество по-настоящему ценить свой дом? Сможем ли мы обуздать свою тягу к бездумному потребительству и обратить взор на нечто гораздо более важное, духовное - красоту и силу природы? Будущее покажет.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация (приложение2), раздаточный материал, папки с методическими материалами по работе с частью С.

Вступительное слово учителя.

Прежде, чем я раскрою вам секреты урока, пожалуйста, встаньте и протяните ко мне свои ладошки. Молодцы! Это означает, что вы готовы сотрудничать. А теперь садитесь, и начнем урок.

Тема сегодняшнего урока довольно актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Каждый из вас знает, что на выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Тема нашего урока звучит так: "Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ".(слайд 2)

Цели урока: слайд 3

Задачи урока: слайд 4

Эпиграфом урока я взяла высказывание древнегреческого философа Менандра: "Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться". (слайд 5)

Слова настолько емкие, что комментарий излишен. И мне очень хотелось бы, чтобы учитель, проверяющий вашу работу, увидел, Вас, как человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью.

Как вы знаете, одно из заданий ЕГЭ является сочинение- рассуждение. Чтобы хорошо сдать, мы должны научиться писать сочинения. Мы писали с вами в течение учебного года много сочинений, с чего мы начинали? Вспомним план сочинения.

(составляли план, вступление, основная часть, заключение; это относится к сочинениям на литературную тему.)

Сегодня мы будем говорить о сочинениях - рассуждениях. Существуют определённые требования к сочинению - рассуждению. Обратим внимание на план сочинения-рассуждения (слайд 6)

Если вы изложите мысли грамотно, последовательно и связно, правильно выявите и сформулируете проблему текста и позицию автора по данной проблеме, ваше сочинение будет оценено высокими баллами. Поэтому небольшой экскурс в ЧАСТЬ С.

Что такое Часть. С?

Часть. С - это задание открытого типа с развернутым ответом.

  • проблема, поставленная в исходном тексте;
  • актуальность (комментарий ученика);
  • комментирование проблемы исходного текста (комментарий ученика);
  • авторская позиция (комментарий ученика);
  • аргументы;
  • вывод (собственное мнение).

1. Что такое проблема?

Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблема имеет свой объект, например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:

1) оценить объект проблемы (ответить на вопросы "Чья это проблема?", "Что это за проблема?");

2) определить проблему в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения). Это более простой путь.

Неверно сформулированная проблема (это потерянные баллы по критерию 1) приведет к фактическим ошибкам в комментарии (критерий 2).

2. Что значит "прокомментировать" проблему?

Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Если это возможно, то можно коснуться "истории вопроса", т.е. коротко рассказать о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской. Необходимо изложить собственные мысли по данной проблеме с учетом авторских аспектов, так как комментарий должен объяснить авторский взгляд на поставленный вопрос.

  1. К какой категории относится избранная автором проблема;
  2. Насколько она злободневна;
  3. Что делает её злободневной;
  4. Традиционна ли эта проблема или новая;
  5. Если традиционна, то, какие точки зрения есть по её поводу;
  6. Если новая, то, что стало причиной её появления, жизнеспособна ли она, объясни, что позволяет сделать такие выводы;
  7. Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме;
  8. Как характеризует автора выбор данной проблемы;

Чего не должно быть в комментариях.

Пересказа исходного текста или любой его части;

Рассуждений по поводу всех проблем текста;

Комментариев о действиях героев текста;

Общих рассуждений о тексте: тебе нужно прокомментировать одну из проблем.

  • от частных фактов к формулировке проблемы;
  • от формулировки проблемы к комментарию;

3. Как выявить позицию автора?

Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на следующие вопросы:

-"Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?"

-"Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?".

5. Как аргументировать свою позицию?

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.

Цель аргументации - убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

  • тезис (положение, которое надо доказать);
  • аргументация (доказательства, доводы);
  • вывод (общий итог).
  • логические (выводы науки, статистика, законы природы, положение юридических законов, официальных документов, свидетельства очевидцев)
  • иллюстративные (литературный пример)
  • предположительные (ссылки на авторитет: мнение учёного, философа)

Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе - по силе возрастания. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.

6. Собственное мнение.

Собственное мнение ученика должно быть аргументированным, доказательным. Выпускник вправе согласиться или не согласиться с мнением автора, но в любом случае его рассуждения должны быть подкреплены аргументами.

Высший балл ставится в том случае, если экзаменуемый изложил свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с мнением автора), и аргументировал его, приведя не менее двух аргументов из своего жизненного и читательского опыта. Следует помнить о том, что формальная позиция экзаменуемого (я согласен,/не согласен с мнением автора) не учитывается как достойная положительной оценки хотя бы в один балл.

ВЫВОД: Итак, что значит написать сочинение в соответствии с требованиями ЕГЭ?

Это умения - способность понимать другого и возможность рассказать о себе, о своём видении мира, это умение вступить в диалог с автором текста.

7. Варианты начала сочинения.

8. Совместная работа с текстом. Анализ текста. Создание сочинения-рассуждения. (слайд 12)

(1)В редакцию журнала пришло интересное письмо. (2)Автор - семидесятидвухлетний москвич - пишет: "Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, - так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. (3)Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери - моей дочери - по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне "дед" я порой чувствую привязанность. (4)Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими "прикидами" и "приколами", его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, - всё это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье.

(5)Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? (6)Кто сделал их такими?".

(7)Спорить с автором письма не приходится. (8)То, о чём он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. (9)Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, - это с вопросом "Кто сделал их такими?". (10)Мы так привыкли во всём искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. (П) Конечно, куда проще сказать, что во всём виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причин> так пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках.

(12)А пропасть эта, между прочим, была всегда. (13)Об этом сто сорок лет тому назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман "Отцы и дети". (14)Да что Тургенев! (15)В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится.

(16)Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. (17)Изучая влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века, психологи даже ввели термин "шок будущего". (18)Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. (19)Что же говорить о нас, когда за одно десятилетие - неуловимое мгновение по меркам истории - мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация, политический строй, исчезла привычная страна. (20)Это не просто шок будущего, это супершок. (21)Приходится только удивляться душевной стойкости, которая позволила людям выстоять перед такими историческими цунами.

(22)Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похожи на нас? (23)Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (24)А кто лучше, мы или они, - вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (25)Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае - странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся.

(26)Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас? (27)Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались. (28)И это, разумеется, трудно, но необходимо.

(По Е. Кореневской)

  • о чем говорится в данном тексте?
  • какие вопросы рассматривает автор? (отношение молодого поколения к старшему; Кто сделал их такими? Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похожи на нас? А кто лучше, мы или они?)
  • какой вопрос автора волнует больше всего?
  • как сам автор отвечает на поставленный вопрос?

- Определите проблему данного текста.

1. Проблема отцов и детей (как эпоха влияет на проблему взаимоотношения отцов и детей) 2. Проблема поиска взаимопонимания взрослых и детей (как научиться уважать взгляды друг друга?) 3. Проблема поиска себя, собственной индивидуальности в подростковом возрасте.

- Как вы думаете, конфликт отцов и детей неизбежен? Есть ли рецепты поведения в этой ситуации?

-Почему так важно для каждого человека найти свою дорогу в жизни?

- Должны ли родители помогать детям в этот трудный период?

- Какова позиция автора?

  • конфликт отцов и детей - вечный конфликт, но каждая семья всякий раз переживает его по-своему, и важно суметь преодолеть его остроту, сделать так, чтобы противоречия не переросли в противостояние;
  • переходный возраст - это трудное время не только для подростка, но и для родителей, от которых требуются терпение и понимание.
  • современные подростки отличаются от своих родителей, бабушек и дедушек, потому они в другое время живут, когда происходят стремительные изменения в обществе; молодые люди стойко выдерживают "исторические цунами";
  • взгляды и нравы молодых заслуживают уважения. Поэтому взрослые должны научиться понимать своих детей и тогда пропасть между поколениями исчезнет.

- А теперь обратим внимание на (слайд 13.)

Вывод: Позиция автора в художественных текстах ярко не выражена, а в публицистических текстах позиция автора ярко выражена. Она находится в конце текста.

  • определите стиль текста (публицистический)
  • назовите основные черты публицистического стиля (информативность, устная и письменная форма, риторические фигуры(обращения, вопросы, побудительные предложения)
  • какую задачу ставит перед собой автор текста? (привлечь внимание читателей к определенной проблеме. Призвать к чему-либо, вызвать читательский отклик, сформировать читательское мнение)
  • назовите основные жанры публицистического жанра (статья, очерк, репортаж, интервью, публичные выступления и речи)
  • актуальна ли проблема, поднятая автором в наше время?
  • как автор решает эту проблему? (он задает вопрос).
  • каково мнение окружающих по поднятой проблеме?

Вывод: Обычно при комментарии художественного текста после актуальности пишется история, рассказанная автором, а потом автор комментирует краткий пересказ текста.

Аргументация собственной позиции: (слайд 14)

Учащиеся работают в парах.

А) Естественные доказательства.

(12)А пропасть эта, между прочим, была всегда. (13)Об этом сто сорок лет тому назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман "Отцы и дети". (14)Да что Тургенев! (15)В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится.

(16)Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас.

Б) Логические доказательства.

Изучая влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века, психологи даже ввели термин "шок будущего". (18)Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. (19)Что же говорить о нас, когда за одно десятилетие - неуловимое мгновение по меркам истории - мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация, политический строй, исчезла привычная страна. (20)Это не просто шок будущего, это супершок. (21)Приходится только удивляться душевной стойкости, которая позволила людям выстоять перед такими историческими цунами.

В) Опровергающая аргументация

Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похожи на нас? (23)Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (24)А кто лучше, мы или они, - вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (25)Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае - странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся.

Приведите аргументы из литературных произведений, поддерживающие вашу точку зрения.

Тургенев И.С. "Отцы и дети" (Евгений Базаров , герой романа И.С. Тургенева "Отцы и дети", не видит в нежной, заботливой любви родителей ничего, кроме природного инстинкта. Он ироничен по отношению к отцу, стремящемуся встать в научных интересах наравне с сыном. Истинная любовь к родителям открывается у героя лишь накануне смерти, когда он просит Одинцову позаботиться о старших)

Короленко В.Г. "Дети подземелья" (Смерть матери разрушила отношения отца и сына. Знакомство с " дурным обществом" помогло Васе по-иному взглянуть на отца; случай с куклой уничтожил барьер, существовавший между отцом и Васей).

Лихачев "Письма о добром и прекрасном"

Вывод: Собственное мнение:

Какую точку зрения вы принимаете?

9. Напишите сочинение - рассуждение по данному клише.(слайд15)

Перед вами лежат памятки. Используйте при работе.

- Как мы начнем сочинение - рассуждение?

10. Проверка сочинений- рассуждений.

12. Домашняя работа. (слайд 16)

Поднимите руки, кто не разочарован тем, что протянул ладошки в начале урока вперед ко мне? Если таковых нет, значит, урок удался. А если есть, придется задуматься над проблемами. (слайд 17)

Читайте также: