В моей смерти прошу винить клаву к сочинение рассуждение

Обновлено: 04.07.2024

Фильм 1979 года произвел неизгладимое впечатление на молодежь Советского Союза — еще бы, ведь он поднял одну из главных проблем взаимоотношений между М и Ж . Фильм был о любви и предательстве.

Хотя, почему предательстве? Может быть, никакого парадокса не было и Клава бросила своего верного друга, раба любви Сережу заслуженно? Ну, просто надоел и все.

Почему Сережа потерпел фиаско? Давайте разбираться.

Вот есть квартет ребят: Сережа Лавров, Клава Климкова, Татьяна Ищенко и Лавр Корнильев. Из них только один Сережа вырос в полной семье, где его любили и поддерживали. Он растет без потрясений, развивает свои способности и уверен, что если надо, то родители всегда помогут — желуди соберут и советом помогут.

Так Сережа и вырос красивым, умным, честным, гордость школы, одним словом. Знающим, что такое преданность, дружба, но абсолютно не сталкивающийся с другой стороной жизни.

А остальные из нашего квартета как раз эту сторону знают. Клава росла без отца и мать ее постоянно решает проблемы, мечется между своим призванием скульптора и необходимостью обеспечить семью.

Лавр растет без матери, он старается быть похожим на своего папу-хирурга: расчетливым, деловым, полезным, знающим. Он — тот же Сережа, но более рациональный, без эмоций. Он и просчитать наперед может ситуацию и билеты купить в нужном количестве.

Туся (Таня) вообще дитя ущемленная жизнью — скромная и невзрачная, растет без отца и мама тяжело больная. Но именно Туся явилась катализатором событий, очень ловко подставляя Лавра под Клаву и освобождая себе путь к сердцу Сережи.

С Сережой случилось то, что и должно произойти с добрым, хорошим, но абсолютно беззащитным перед этим злым и недобрым миром. Он проиграл свою битву за руку и сердце своей дамы. Но стоит ли жалеть об этом? Зачем ему нужна такая КЛАВА? Вечно быть её рабом?

Все это рано или поздно поймет Сережа. Он увидит, что есть другой мир, другие люди, другие отношения. Жаль, что все это мы не смогли увидеть в фильме, но об этом можно прочитать в продолжении повести — "Сестра милосердия".


Книга про подростков и ДЛЯ подростков. Можно читать и их родителям, безусловно, но основная идея, "по канону", должна пойти в головы 14-16-летних. Этим повесть отличается от аналогичной книги Щербаковой Вам и не снилось . Второе отличие (для меня) заключается в персонажах: в данном случае я не увидел ни одного адекватного человека ни среди детей, ни среди взрослых. Кроме отца Сережи.
Ну то есть как ни одного адекватного - ни одного позитивно-адекватного скорее.

Сюжет таков: родители впервые приводят сыночка в детский садик на пять дней, с ночевкой. Были в Союзе такие заведения: в понедельник с утра сдал дитятку, в пятницу вечером забрал и пошел изображать любящего родителя. Так вот Сережа в садик с ночевкой хочет, но он в курсе, что при входе в садик надо реветь. А мальчик воспитан хорошо и традиции соблюдает. РЕВЕТЬ Сережа будет так, что позавидует любая Перепелиха из сказок Писахова.

Успокоить Сережу смогла только маленькая Клава, которая подошла и ласково предложила: "Ротзакрылсчитаюдоодного". И все. Сережа влюбился. На всю жизнь. Почему? Об этом я скажу, когда буду его персонаж разбирать (уже скоро!) Но сейчас крайне важно о другом заметить.
Ребята перед завтраком идут собирать жёлуди. По принципу "кто-больше-тот-и-лучше-всех". Глупая схема, вырабатывающая анти-дружбу и супер-зависть в неокрепшей детской психике, но на этом построены большинство игр, что поделать.
Так вот - все дети как дети, а Сережа молодец. Он победил. И вот тут очень прошу обратить внимание всех, кто будет читать КАК он победил, за ЧЕЙ СЧЕТ собрал так много дубовых сперматозоидов.
Это не просто важный эпизод, это ключевой момент всей повести! Ребенок в 4 года получил урок, который через 12 лет мог стоить ему жизни (вряд ли, но все же). Урок такой: нужны были Сереже те желуди? Нет - он даже не понимал зачем их собирать. Но в итоге те, кто его любят дали ему то, что думали - ему нужно. И потом оказалось, что вроде как мальчику от этого перепало счастье.
И именно согласно этому уроку Сергей будет строить свою лобофф с Клавой.
А теперь поехали.

1. Сережа.
Мальчик из хорошей семьи. Старший брат. Куча ответственности. Куча положительных качеств - от верности до целеустремленности, от умственных способностей до тяги к знаниям. Нормальный пацан. Все у него было бы хорошо, если бы не те долбанные жёлуди.
Дружба Сережи и Клавы (я буду иногда использовать слово "любовь", но все-все подростки в книге только дружат, ничего иного тут не было) изначально стандартная, в дальнейшем развилась в монстра: Сережа за Клаву решал что ей хочется и разбивался в лепешку, чтобы ей это устроить. Подчеркну: он давал не то что ОНА ХОЧЕТ, а то что ОН ДУМАЛ, что она хочет! Это незаметно при беглом чтении, но это так и это трындец как важно. Потому что желуди.

- Понравился Клаве в его квартире барометр (матрешка, лупа, фломастеры - там целый контейнер можно собрать было). Это нормально - человеку нравится интересная вещичка. Она хоть раз попросила отдать? Нет. Он сам решал, что раз ей нравится, то она хочет владеть. Если бы Клава сказала, что ей сережин папа нравится, он бы и батяню в ленточку упаковал бы, любопытно.
- Заикнулась Клава про хор. И Сережа придумывает схему на грани аферы, чтобы это устроить. Не учит петь. Не дает возможности реализоваться. Нет. Он как Хоттабыч - исполняет желание буквально. Хотела в хор? Ну и стой в хоре.
- Уроки. "Я сделал - бери списывай". А когда девочка спрашивала про что-то, то получала ответ "Не вдавайся в детали, просто скатывай". Это вредно - думать своей головой.

Почему он так поступал? Потому что еще в 4 года влюбился. И решил Клаву к себе ПРИВЯЗАТЬ, он делал все, чтобы она от него зависела. Но это также глупо, как лупить детей в качестве наказания и не понимать, что однажды они вырастут и в лучшем случае твой ремень перестанет действовать.

Очень интересный момент: почему Сережа запал именно на Клаву? Я делаю вывод: парень с самого нежного возраста искал себе женщину-защитницу. Т.е. ему нужна жесткая, сильная и самоуверенная представительница противоположного пола. Остальные качества Сережу, собственно, вообще не интересуют.
Подтверждает мнение о волевой женщине Таня, которая окажется новым объектом. Уже потом. После.
Пока мальчик не узнает через что она прошла, он на нее и внимания не обращал. А потом прозрел. И снова - ни внешность, ни нравственные качества, ни материальные возможности, ни все остальное роли не играют. Или ты тетка-боец, или ты Сереже не интересна.

2. Клава.
Девочка-стрекоза. Это первое что придет на ум. Но это можно сказать узнав ее лишь поверхностно. Потому что эта девочка не стрекоза, а скорее - нигилист. Можно много найти в адрес ее поступков нелестных слов, но стоит учесть воспитание. Мама, как я понял, не самого тяжелого поведения. И воспитывала в манере "Ты королева, у тебя 100 таких сереж будет". Те, кто читал Парижские тайны помнят одну такую особу, воспитанную в аналогичном ключе. По сравнению с ней Клава вообще пай-девочка.
И вот на такое мамино воспитание сверху накладывается раболепство и отношения в стиле Master and Slave со стороны дружка. Садо-мазо по-советски, не иначе.
И Клава плоха только тем, что такое раболепство ей не противно. Все. В остальном ничего страшного в этой девчонке нет. А когда находится человек, которому интересно, образно говоря, не закармливать плачущего младенца, а воспитывать его, то оказывается, что "младенец" и талантлив, и умен, и вообще совсем даже ничего себе.

3. Лаврик.
Ничего особо плохого о нем сказать не могу, но это не достаточно искренний парень. Он хороший друг, порядочный чел, имеет чувство юмора, но его главный минус как личности: он с подстольного возраста человек науки. Минус в этом в том, что Лавр и общение с друзьями, и влюбленность, и все остальное строит на манер научного эксперимента. Отсюда ощущение неискренности. Возможно - ложное ощущение. Но как-то так.

4. Таня.
Самый сложный персонаж. Молчаливая участница "любовного" треугольника. И вот тут я не понимаю. Реально возможно с первого по последний класс быть влюбленной в одного парня, наблюдать как он увивается за другой девчонкой и не переболеть этими "чувствами"? Если бы она влюбилась в 14-ть - да, я бы понял. Но автор рисует худую девчонку-третьеклассницу с тоненькими косичками, которая уже не сводит глаз с Сережи. И тихо страдает в качестве домашнего задания на протяжении всех школьных лет.
Однако если не считать это, исключительно мной ощущаемую нелогичность, это интересный человек.

5. Родители.
Здесь будет обобщено, т.к. родители показаны как люди не с другой, а с третьей планеты. Мамы совершенно не стоят обсуждения: полнейшее наплевательство на детей. Как вообще можно видеть в окно, что сын в ДЕВЯТЬ лет в холодную погоду регулярно ходит без пальто и реагировать вот так амебно на это?
А вот папик удивил положительно. Скорее всего это единственный взрослый из книги, который помнил каково это быть подростком. Его советы и комментарии Сережиных поступков настолько неожиданны и при этом настолько же в точку, что мальчишку можно только поздравить с таким отцом. В душу не лезет, но и рукой не махнул. И главное - никаких мамашиных истерик.

Вот такой вот разбор.
Прикол - повесть меньше сотни страниц, а я накатал чуть ли не соизмеримую рецензию. Но что поделать: интересные персонажи, гротескная, но довольно распространенная ситуация, плюс неплохое писательское мастерство. И подача материала интересная: не от автора, а от каждого из героев, по чуть-чуть. Как вырванные странички из дневников разных людей. Или как заметки с милицейского допроса - кому как нравится.

И пара слов об экранизации. В моем детстве она была среди хитов. Не "Гостья из будущего", конечно, но весьма обсуждаема. Сегодня она интересна дебютной детской ролью будущего знаменитого актера Владимира Шевелькова (один из гардемаринов и Фрэнсис Морган из "Сердец трех"). А в плане передачи сюжета - картина почти не справилась. Там слишком видна режиссерская версия "кто прав, а кто виноват". В книжке все более сложно и Львовский оставляет вынесение вердикта на суд читателя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект.docx

Просмотр и обсуждение фильма

Жанр: драма, мелодрама

Режиссёры: Эрнест Ясан, Николай Лебедев

Музыка: Александр Журбин

Длительность: 76 мин

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ проекта:

Обучать навыкам решения проблем: работа с фильмом позволяет участникам увидеть, что существует множество разных способов решения проблем, расширить их поведенческий репертуар.

Снимать стресс: просмотр фильма и его анализ позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и умению спонтанно выражать свои чувства.

Развивать способность к самоанализу: на основе просмотренного материала при совместном обсуждении участники обращаются к собственному опыту, учатся рефлексии, осознанию собственных чувств и поведения, что приводит к развитию самосознания.

План мероприятий:

I . Подготовительный этап:

Выпуск афиши и её анонс

II. Просмотр фильма

- Понравился фильм? Обсуждать увиденное мы будем на классном часе в четверг.

«Посеешь поступок — пожнешь привычку,

посеешь привычку — пожнешь характер,

- Эти слова сегодня я взяла эпиграфом к нашему обсуждению фильма, который мы смотрели во вторник.

Фильм снят по одноимённой повести Михаила Львовского, в которой он описал его юношеские отношения с Валентиной Архангельской, которая затем стала женой Александра Галича. Как у всех творческих людей, все очень закручено, но тем не менее понятно.

Единственное фото молодого Михаила, которое я нашла, и то вместе с Зиновием Гердтом.

Маленький мальчик впервые пришел в детский сад и, увидев огромные карие глазки, забыл обо всем. С этого момента Клава становится для него ориентиром. Хотелось бы сказать здесь, что она становится для него верным другом, но нет. Верным другом, готовым прийти в любую минуту становится он, не она. Ситуация всегда была одна: он дарил – она принимала. Он дарил ей игрушки, карандаши, свободное время, себя - она принимала это, как должное, не испытывая при этом благодарности.

Со временем за его заботой и помощью стала теряться Клавина индивидуальность, самостоятельность. В ее жизни стало слишком много Сережи, и слишком мало самой себя. Тогда появился Лаврик, крайне положительный и удивительный герой данной истории. Он сумел разглядеть в Клаве то, о чем она сама и не подозревала, за что она вознаградила неприметного мальчика своей любовью.

Четвёрка героев живописует нам себя, а мы, зрители, уже видим в них - их завтрашнее я.

Какими путями каждый из четырёх героев пришёл к означенной черте? Что имеет за спиной?
Сережа, преданный своей единственной любовью, решается на страшный шаг, который, к счастью, не совершает. Может ему не хватило смелости шагнуть, может, хватило силы посмотреть вокруг и убедиться, что жизнь – это не только Клава и его к ней любовь. Он уходит с этого обрыва во взрослую жизнь, как и должен.

Итак, Лаврик – сын врача. То есть – ВРАЧУЮЩЕГО ЛЮДЕЙ ЧЕЛОВЕКА. ЦЕЛИТЕЛЯ. Он и сам такой, сдержанный, мудрый не по годам – вынес из семьи всё лучшее. Ничья с М.Талем, как штрих к портрету. Убедительно. И ничего не нужно дополнять. Он оказался, наверное, самым мудрым и волевым из них. Не зря же Лаврик заранее купил четыре билета.

Вспомним некоторые его реплики. Кому он их говорил? Что хотел этим сказать?

- Ты почему со мной драться не хочешь?

- А ты мне нравишься.

- Где происходит разговор? При каких обстоятельствах?

- Ты друга предаешь.

- А если он мне надоел?

-А вот это уже называется подлостью.

- Вот что. С бедой нужно переспать ночь. Завтра придешь сюда и никто не будет тебе мешать.

Слайд 14
— Я люблю тебя, Таня.
— Так не бывает.
— Бывает.

Ты всю жизнь будешь любить Клаву.
— Так не бывает.
— Бывает.

Сережа, познав в раннем детстве опыт получения определенных бонусов за победу (даже нечестную), всю жизнь пытается быть первым, выделяться, побеждать.

- Ты можешь себе представить, что Джаконда или Венера Милосская могли быть созданы только из одного желания стремления утереть кому-нибудь нос?

- Когда её нет рядом — я не существую.

- А что ты делаешь?
- Жду, когда ее увижу.

Слайд 18
- Но почему я об этом ничего не знал?

- А ты не спрашивал.

- Как мы умудряемся так жить?

Клава Климкова в детском садике познакомилась с Сережей Лавровым, и с этого времени он ей стал дарить подарки, начиная от пары желудей и заканчивая первым рядом в хоре, где не умеющая петь Клава просто открывала рот.

Слайд 21
- Он мне вообще всю жизнь подарки делал. А мне они оказались до лампочки.


Слайд 22
- Клава, да у тебя великолепный слух!
- И что я с ним буду делать? Шубу сошью?
- Ты знаешь, что ученые поставили эксперимент и выявили среди сантехников, лифтеров и парикмахеров людей с исключительными математическими способностями? Теперь они доктора наук, бакалавры и прочее.
- Со мной этого не произойдет.

Клава и так всегда первая, благодаря своей внешности и благодаря опеке Сережи. А как сказало ее мама:

- Не было бы Сережи, нашелся бы другой.

Приятно и удобно. Но только до тех пор, пока в голове ветер. С приходом относительной взрослости не могли не прийти и конфликты. Ведь ситуация сложилась абсолютно ненормальная. Безусловно, она поступала очень некрасиво, но она вырывалась от этой удушающей заботы как умела. Она оказалась заложницей той ситуации, когда за внешней красотой ни мама, ни одноклассники, ни учителя не смогли ничего разглядеть. Она и сама это поняла, когда в ее жизни появился Лаврик. Разум всегда берёт верх над чувствами, вот и тут это, к счастью, сработало. Она принимала Сережину любовь, но по-своему.

Перед зрителями разыгрывается последнее представление, вступающих в совершенно иной для себя мир, юных сердец. Первые взрослые уроки как задача школьникам. Прощание и обретение. Потеря и переосмысление. Боль.

Ролик (фрагмент фильма)
- Чаша терпения быстро переполняется, когда в нее плюют. Вот наш герой и не выдержал или устал от всех испытаний, которые преподносила для него Клава Климкова. Но девушка легкомысленно отнеслась к его угрозам.

Надежда Горшкова прекрасно сыграла отстранённую, холодную девочку. И, как можно обнаружить, яблочко от яблони недалеко падает. Её мама (Любовь Полищук) — женщина-вамп, творческая натура. Это особенно подчеркивается в сцене, где они переглядываются с отцом Серёжи в зрительном зале школы, ее взгляд словно всё куда-то ускользает и не дает прочитать саму себя. Непринуждённо-зажигательно пляшет с дочерью под грампластинку.
В противовес, мужское начало. Наставничество зрелости. Полноценное. Ни для балансировки. А для твёрдой опоры под ногами. И очень редко, когда возле подростка есть человек, который может понять и поддержать, а не высмеять. Сереже в этом плане повезло – рядом оказался его отец. Судя по его интересу к красивой и эксцентричной маме Клавы, не понаслышке знает, как надо страдать.

- Сердце от тоски оберегая, зубы сжав, их молча забывают.

- И что же мне делать?

- А я не умею.

- Такие слова пишут один раз, либо не пишут никогда.

О музыке.

IV . Рефлексия .
- Тема безответной любви, взросления, потери, страданий всегда будут иметь место в кино, но этот фильм можно смело назвать особенным! Мне безумно нравится то, что здесь можно увидеть, как взрослеет любовь - от наибольшего количества желудей в детсадовской группе до края обрыва.

Совсем юный мальчик Серёжа, чья жизнь мало отличалась от жизни большинства подростков в СССР, взрослея, понимает, что его чувства длинною во все детство к красивой и, если можно так сказать, популярной девочке Клаве становятся мукой. Жизнь непредсказуема и никто не говорил, что должно быть легко, но все к лучшему и надо в это верить!

Любящие родители приводят маленького Сережу в детский сад. Он безутешно плачет и не желает отрываться от матери до тех пор, пока опытная заведующая не велит привести к себе Сережину ровесницу – Клаву Климкову. Мальчик мгновенно забывает о слезах. Клава и Сережа, взявшись за руки, вместе уходят в группу. Теперь родители почти безуспешно пытаются привлечь Сережино внимание – им хотелось бы убедиться, что с ним все хорошо. Но с ним все очень хорошо, — правда, до поры до времени…

Долгие и радостные годы своего взросления Клава и Сережа проводят очень дружно. Вот только Сережа задаривает свою любимую девочку подарками, порой обделяя членов своей семьи, и с готовностью, не объясняя пройденного материала, дает Клаве переписывать выполненные им домашние задания. Его не очень волнует, что она практически не учится, а в хоре только раскрывает рот. Он любит ее безоглядно, самоотверженно и готов решить за нее все проблемы. Он не чувствует того, что и ее душа и способности требуют труда и самореализации.

В моей смерти прошу винить Клаву К.

Этот целомудренный, неторопливый и захватывающий фильм для юношества затрагивает очень серьезные темы. Он говорит о том, что всякий человек должен быть готов к возможным несовпадениям в своей жизни, к перенесению почти неизбежных, а порой и очень тяжелых испытаний. При этом фильм напоминает всем нам о важной роли родителей в критическую для юной души минуту. Но помочь своим детям смириться с тем, что непоправимо, могут далеко не все взрослые, а только те, которые никогда не забывали сердечно и деликатно участвовать в жизни своего чада. Те которые не жили отстраненно от него, да к тому же и сами не утратили ясного представления о законах человеческого бытия и глубокого понимание того, что хорошо, а что плохо (обратный этому пример в фильме тоже есть). Согласитесь, простой вопрос о добре и зле оказывается далеко не простым, когда нужно сформулировать разницу между ними без помощи Божьей.

Этот целомудренный, неторопливый и захватывающий фильм для юношества затрагивает очень серьезные темы. Он говорит о том, что всякий человек должен быть готов к возможным несовпадениям в своей жизни, к перенесению почти неизбежных, а порой и очень тяжелых испытаний. При этом фильм напоминает всем нам о важной роли родителей в критическую для юной души минуту. Но помочь своим детям смириться с тем, что непоправимо, могут далеко не все взрослые, а только те, которые никогда не забывали сердечно и деликатно участвовать в жизни своего чада. Те которые не жили отстраненно от него, да к тому же и сами не утратили ясного представления о законах человеческого бытия и глубокого понимание того, что хорошо, а что плохо (обратный этому пример в фильме тоже есть). Согласитесь, простой вопрос о добре и зле оказывается далеко не простым, когда нужно сформулировать разницу между ними без помощи Божьей.

Отец Сережи находит для сына мудрый и выразительный совет, который своей серьезностью и требованием проявить мужество помогает Сережу укрепиться в положении длительного терпения в тяжелую минуту, давая надежду не на счастливый исход, а на забвение и изменение желаний. А потом вся семья уходит ради Сережи в далекий поход. Зрители вместе с героями ощущают целительную силу красоты и покоя природного мира.

Но этим сюжет и смысл фильма далеко не исчерпываются. Мы увидим и настоящую дружбу, основанную на глубоком уважении и на желании по-настоящему, серьезно помочь ближнему, мы столкнемся и с жестокостью охладевшего сердца и с верностью тех, кто терпеливо и тайно несет свое жизненное бремя. Этот фильм – мудрый и серьезный разговор взрослых с юношеством, а, в силу талантливости, убедительный и очень полезный.

Более подробно о том, как оцениваются произведения, можно посмотреть на странице "Критерии оценки"

Читайте также: