Сочинение материально техническое обеспечение организаций культуры

Обновлено: 03.07.2024

Под содержанием материально-технического ресурса социокультурной деятельности подразумевается совокупность орудий труда, предметов и оборудования, имеющих материальную природу и необходимых для производства, распространения и освоения культурного продукта, культурных благ и ценностей в соответствии с выдвинутыми целями и задачами.

Имущество учреждений и организаций социально-культурной сферы составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражена на их самостоятельном балансе.

К основным фондам как разновидности ресурсов, составляющих материально-техническую базу социально-культурной деятельности, относятся: 1) архитектурно - и инженерно-строительные объекты (здания и сооружения), предназначенные для проведения социально-культурных мероприятий, эксплуатации и хранения оборудования и материальных ценностей; 2) инженерно-коммуникационные (передаточные) системы и устройства: электрические сети, телекоммуникации, системы отопления, водоснабжения и др.; 3) механизмы и оборудование: аттракционы, хозяйственный, музыкальный, игровой, спортивный инвентарь, музейные ценности, сценическо-постановочные средства и реквизит, библиотечные фонды, многолетние зеленые насаждения; 4) транспортные средства.

Источниками формирования имущества, как правило, являются: имущество, закрепленное за учреждениями и организациями в установленном порядке; бюджетные ассигнования от учредителя; доходы от собственной (основной, неосновной, предпринимательской) деятельности; добровольные пожертвования, дары, субсидии; проценты от вкладов в банки; другие доходы и поступления.

В соответствии со своим уставом социально-культурные учреждения вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества, при этом сдачу в аренду закрепленного за собой имущества согласовывают с учредителем. В таком же порядке они используют находящиеся у них финансовые средства и иное имущество в осуществляемой ими неосновной деятельности.

На современном этапе общественного развития результативность культурной деятельности во многом зависит от состояния ресурсов отрасли.

• Многие субъекты культуры могут полноценно функционировать только в специальных зданиях, оснащенных сложной бытовой и специальной техникой.

• В парках культуры и отдыха устанавливаются аттракционы, техническая сложность которых не уступает сложности производственных систем.

• Культурно-просветительные учреждения оснащаются видеотехникой, компьютерами, другой уникальной аппаратурой. Естественно, что сложность, номенклатура, количество материальных ресурсов могут быть различными, а в отдельных программах и исключительных случаях они могут полностью отсутствовать.

В целом же без материальных ресурсов учреждения культуры обходиться не могут, а их структура характеризуется большим разнообразием — от традиционных театральных декораций и костюмов до сверхсовременных лазеров и игровых автоматов на базе компьютеров; от редчайших музыкальных инструментов, насчитывающих сотни лет службы, до механических систем, в которых воплощены все достижения современной технической мысли; от руин некогда величественных шедевров архитектуры до зеленых насаждений в парках и садах.

Наряду с перечисленными ресурсами сфера культуры использует в экономических процессах десятки тысяч памятников истории, культуры и архитектуры, музейные предметы, которые являются зачастую уникальными по своей социальной или культурной значимости материальными предметами.

Но при этом роль материальных ресурсов в сфере культуры существенно отличается от их роли в других отраслях экономики.

Несмотря на имеющееся сходство с другими подотраслями экономики, материальные ресурсы сферы культуры имеют свою специфику, которая качественно отличает их от ресурсов других отраслей экономики. И чем больше времени прошло с момента создания материального предмета, чем больше его ветхость, тем выше становится его ценность.

Указанное отличие в экономической науке нашло свое отражение в методике начисления износа и амортизации. Во всех экономических отраслях по отношению к материальным средствам производства начисляется износ и амортизация. Но в сфере культуры официальная методика требует начислять износ материальных ресурсов, а амортизация на восстановление в экономических расчетах не учитывается. И в этом можно видеть методологическое противоречие, порожденное временем, которое в новых социально-экономических условиях должно быть исправлено.

Дело в том, что в сфере культуры материальные ресурсы можно уверенно разделить на 2 группы, которых нет в общей экономике:

• материальные ресурсы, подлежащие воспроизводству;

• материальные ресурсы, не подлежащие воспроизводству, но подлежащие консервации и сохранению.

В группу материальных ресурсов, подлежащих воспроизводству, можно отнести здания действующих театра и музея, клуба и библиотеки, зеленые насаждения парка и музейного сада, аттракционные устройства и т.п. В течение большего или меньшего количества времени до своего физического износа они выполняют функциональную роль подобную роли промышленных или производственных фондов экономических отраслей. Но заметим, что они одновременно накапливают особую культурную ценность - память о людях и событиях, которые имели отношение к этому первоначально обычному объекту.

Принципиальным свойством и особенностью материальных ресурсов, признанных памятником, является то, что они могут участвовать в экономической жизни. Здания - памятники могут быть жилыми или нежилыми. Картины могут украшать жилые или служебные помещения, но могут находиться в запасниках музеев или в экспозиции.

Разделение материальных ресурсов необходимо в связи с тем, что по отношению к объектам, отнесенным в разные группы должна была бы применяться принципиально разная методология вовлечения в экономический оборот.

Материальные ресурсы, не подлежащие воспроизводству, но подлежащие консервации и сохранению - памятники истории и архитектуры, картины, скульптуры, и т.п. Здесь по мере износа ценность памятникового объекта только увеличивается. И при этом памятники могут быть в любой собственности (государственной или частной), но в любом случае признаны национальным достоянием. Это признание накладывает на их собственника или владельца особые права и обязанности. Соответственно, характер вовлечения их в экономический оборот оказывается одинаковым вне зависимости от характера собственности.

Но различия между материальными ресурсами, подлежащими и не подлежащими воспроизводству, этим не исчерпываются.

Статусную специфику объекта, вовлекаемого в сферу культуры, определяют следующие аспекты:

3. Как должны быть выстроены взаимоотношения между собственником и хозяйствующим субъектом, который
пользуется данной собственностью.

В основном эти вопросы являются процедурными.

Алексей Соколов

Под содержанием материально-технического ресурса социокультурной деятельности подразумевается совокупность орудий труда, предметов и оборудования, имеющих материальную природу и необходимых для производства, распространения и освоения культурного продукта, культурных благ и ценностей в соответствии с выдвинутыми целями и задачами.
Имущество учреждений и организаций социально-культурной сферы составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражена на их самостоятельном балансе.
К основным фондам как разновидности ресурсов, составляющих материально-техническую базу социально-культурной деятельности, относятся:
1) архитектурно - и инженерно-строительные объекты (здания и сооружения), предназначенные для проведения социально-культурных мероприятий, эксплуатации и хранения оборудования и материальных ценностей;
2) инженерно-коммуникационные (передаточные) системы и устройства: электрические сети, телекоммуникации, системы отопления, водоснабжения и др.;
3) механизмы и оборудование: аттракционы, хозяйственный, музыкальный, игровой, спортивный инвентарь, музейные ценности, сценическо-постановочные средства и реквизит, библиотечные фонды, многолетние зеленые насаждения;
4) транспортные средства.
Источниками формирования имущества, как правило, являются:
имущество, закрепленное за учреждениями и организациями в установленном порядке;
бюджетные ассигнования от учредителя;
доходы от собственной (основной, неосновной, предпринимательской) деятельности;
добровольные пожертвования, дары, субсидии; проценты от вкладов в банки; другие доходы и поступления.

Алексей Соколов

В соответствии со своим уставом социально-культурные учреждения вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества, при этом сдачу в аренду закрепленного за собой имущества согласовывают с учредителем. В таком же порядке они используют находящиеся у них финансовые средства и иное имущество в осуществляемой ими неосновной деятельности.
На современном этапе общественного развития результативность культурной деятельности во многом зависит от состояния ресурсов отрасли.
• Многие субъекты культуры могут полноценно функционировать только в специальных зданиях, оснащенных сложной бытовой и специальной техникой.
• В парках культуры и отдыха устанавливаются аттракционы, техническая сложность которых не уступает сложности производственных систем.
• Культурно-просветительные учреждения оснащаются видеотехникой, компьютерами, другой уникальной аппаратурой. Естественно, что сложность, номенклатура, количество материальных ресурсов могут быть различными, а в отдельных программах и исключительных случаях они могут полностью отсутствовать.
В целом же без материальных ресурсов учреждения культуры обходиться не могут, а их структура характеризуется большим разнообразием — от традиционных театральных декораций и костюмов до сверхсовременных лазеров и игровых автоматов на базе компьютеров; от редчайших музыкальных инструментов, насчитывающих сотни лет службы, до механических систем, в которых воплощены все достижения современной технической мысли; от руин некогда величественных шедевров архитектуры до зеленых насаждений в парках и садах.

Алексей Соколов

Алексей Соколов

Принципиальным свойством и особенностью материальных ресурсов, признанных памятником, является то, что они могут участвовать в экономической жизни. Здания - памятники могут быть жилыми или нежилыми. Картины могут украшать жилые или служебные помещения, но могут находиться в запасниках музеев или в экспозиции.
Разделение материальных ресурсов необходимо в связи с тем, что по отношению к объектам, отнесенным в разные группы должна была бы применяться принципиально разная методология вовлечения в экономический оборот.
Материальные ресурсы, не подлежащие воспроизводству, но подлежащие консервации и сохранению - памятники истории и архитектуры, картины, скульптуры, и т.п. Здесь по мере износа ценность памятникового объекта только увеличивается. И при этом памятники могут быть в любой собственности (государственной или частной), но в любом случае признаны национальным достоянием. Это признание накладывает на их собственника или владельца особые права и обязанности. Соответственно, характер вовлечения их в экономический оборот оказывается одинаковым вне зависимости от характера собственности.

Алексей Соколов

Читайте также: