В какое время происходит действие романа дубровский сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Живу, пишу не для похвал;

….
Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной;
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!
Пушкин, Евгений Онегин.

Мы полагаем, что математически точный ответ кто прав: Анна Ахматова или Игорь Савостин дать невозможно. Но нельзя не отметить, что мнение автора, во-первых, оригинально. Каждый вдумчивый читатель имеет право публично высказать свое мнение, не совпадающее с мнением специалистов , потому что художественная литература пишется не для профессиональных филологов и историков. Например, заслуживает внимания исследование тайн последней пушкинской дуэли, выводы которого не совпадают с мнением пушкинистов, в книге известного экономиста академика Н.Я.Петракова – "Александр Пушкин: загадка ухода".

Мы выносим на суд читателя краткую версию.

Живу, пишу не для похвал;
….
Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной;
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!
Пушкин, Евгений Онегин.

Введение

Обращает на себя внимание такой парадокс русской культуры. А.С. Пушкин всеми почитался как гений русской литературы, причем еще при жизни. Даже император всероссийский Николай Первый, несмотря на некоторые весьма недружелюбные стихотворения, назвал Александра Сергеевича умнейшим человеком России. И при всем том, какое значительное пушкинское произведение ни возьми, литературная критика редко находила в них красивую идею или глубокий замысел. Чаще всего она хвалила точно схваченные детали быта, политические идеи, яркие типажи, мастерское владение словом.

Почему так получилось, понять несложно, если погрузиться в атмосферу двадцатых годов девятнадцатого века. Слава Пушкина как великого поэта создавалась его стихами во времена тайных обществ декабристов. Его свободолюбивые стихи учили, переписывали, распространяли, им подражали. Пушкин был самым талантливым, искрометным, глубоким и ярким среди образованной антисамодержавной фронды. Для горения революционного духа важна краткость мысли, яркость образа, точность и острота фразы. Все это было в пушкинской поэзии тех лет. Но еще важнее для тех, кто готов жертвовать жизнью ради идеи, было чувство, что некая высшая сила, высшая правда в лице пророческого духа, божественного дара, обитавшего в Пушкине, благословляет революцию, их борьбу. “С нами Бог!” – вот клич, который нужен душе и атеиста, и пламенного борца за свободу, даже если это свобода от Творца. Это главная антиномия революции! После декабрьскую прозу и поэзию ожидал часто менее восторженный прием. Пушкин открывал новые явления русской жизни, прозревал направление исторических путей России, видел пружины истории, осмыслял место человека и промысла Божьего в истории, влияние общественного мнения на политику и жизнь. А критики искали мелких уколов, высмеивания властей, обличения пороков, призыва к борьбе и т.д.

Тем не менее, можно не сомневаться, что думающие люди золотого века русской литературы смотрели и выше и глубже, чем кажется на первый взгляд. Под событийным покровом пушкинских тонких и мудрых произведений-притч они открывали то, что действительно занимало сердце и ум Пушкина. И эти люди, как весьма влиятельные в русском обществе, хотя и не публиковались в критических журналах, формировали отношение к великому писателю. Многие просто чувствовали глубину пушкинских творений, их гениальную простоту и цельность, но не пытались выразить эту оценку в форме ясной и позитивной критики. Остальным приходилось соглашаться, отыгрываясь на мелочах.

Изложение событий, описанных в романе.

Изложим события романа согласно общепринятой фабуле. События в романе происходят, по поверхностному ощущению, в течение от полутора до трех лет. Молодой Дубровский узнает о болезни отца и угрозе потери родового имения, бросается из Петербурга на родину, застает отца недалеко от могилы, умирающего на его руках; движимый праведным гневом к обидчикам родителя и к любителям неправедной наживы, он сжигает свой дом, в котором погибают непрошенный гости – исполнители злой воли местного богача, отнявшего у Дубровского имение и погубившего отца; Дубровский скрывается с верными ему людьми в лесу и превращается в российского Робин Гуда или Ринальдо Ринальдини, справедливого разбойника; он грабит зарвавшихся богатеев, вороватых приказчиков, обманывающих своих господ; лукавым и злым становится неуютно и страшно в губернии, а честным и смелым ничего не грозит;



Б.М. Кустодиев, Обед у Троекурова

А теперь изложим фабулу романа, учитывая скрытые намеки, понятные друзьям Пушкина и тем, кто был участником той великой эпохи, а затем постараемся раскрыть подробности замысла и внутренний смысл романа.

Отметим, что, по нашему мнению, роман не имеет ничего общего с приключенческой историей и является гениальным произведением Пушкина, результатом его глубоких и многолетних раздумий о событиях 1825 года, которое, чтобы избежать цензуры, было написано в форме приключенческого романа.



Б.М. Кустодиев, Охота

Пытаясь из очень сжатого, скупого, но емкого текста восстановить весь ход событий, мы нисколько не обольщаемся, что достигнем полного успеха. То, что неважно, Пушкин безжалостно опускает. Это уникальное свойство пушкинской прозы – она нисколько не проигрывает от того, что мы не все происходящее на страницах романа понимаем. Ведь также бывает и в жизни. Причем всегда.

Начнем с довольно скучного вопроса, сколько времени длилась вся изложенная в романе история и когда она в реальности происходила. Это немного нелогичный подход, но необходимый, если мы хотим понять замысел писателя. Ниже приведены только самые общие сведения о датировках, максимально подробный разбор и объяснения которых приведены в конце статьи.



Б.М. Кустодиев, Пожар в Кистеневке

Датировка и протяженность во времени событий повести.

Традиционно считается, что весь роман растянулся всего на полтора, максимум, на два-три года. Мы покажем, что это не так: все действия романа продолжаются в течение девяти или десяти лет и расположены вокруг главного события той эпохи – восстания декабристов в 1925 году.


Кустодиев, Нападение на свадебную карету

Формальный расчет показывает, что действие романа начинается осенью 1821 года. Далее, строго следуя неприметным указаниям автора, мы продвинемся вслед за событиями и попадем к указанной дате письма Орины Егоровны, а затем и далее до 1830 года.

Однако, вопреки первоначальному ощущению быстротечности, мы сможем убедиться, что роман охватывает большой период времени, и это не случайность. Пушкин вряд ли высчитывал даты, скорее он писал, чувствуя гармонию всего произведения и ясно представляя себе временную шкалу событий.

Дубровский и восстание декабристов.

Поразила Дубровского, как сказано, не только надпись, но и печать. В те времена, штемпель на сургучную печать имел форму круга, разделенного на две части, в одной из которых указывался месяц буквами, в другой — день отправки письма. Письма штемпелевали на каждой почтовой станции. Как следует из повествования, письмо Дубровский получил в начале лета. Значит оно, вопреки обычаю, шло не неделю, а несколько месяцев. Такая задержка была удивительной. Возможно, письмо проделало немалый путь, например, через Петербург в место дислокации Черниговского полка и затем опять вернулось в Петербург.

Немало характеризует конспиративные навыки Дубровского то, как он вел себя в доме Троекурова и особенно в праздник Покрова. Его обсуждали, рассказывали о нем нелепицы, представляли героем, а Дубровский невозмутимо сидел на дальнем конце стола вместе с воспитанником Сашей и виду не показывал. Несомненно, ему помог опыт скрытной жизни, привычка играть роль.

Успел ли Дубровский до мятежа доложить начальству о возвращении из отпуска либо, наоборот, из осторожности пребывал некоторое время по возвращении в полк в качестве отпускника? Из документов той поры мы знаем, что некоторые офицеры, чтобы избежать преследований, оформили отпуск с помощью покровителей прямо перед восстанием, при этом даже не выезжая с территории части. Весьма вероятно, также, что Дубровский, или его прообраз отсиделся вне расположения своего полка в Петербурге, и преследованию в последующем не подвергался. Во всяком случае, он оказался в выигрыше и попал в кавалергарды либо в егерский гвардейский полк, которые были престижнее пехотных полков. О его новом месте свидетельствовала та самая белая офицерская фуражка, в которой он появился в сентябре 1828 года на станции перед превращением в Дефоржа – тогда летние фуражные шапки с белым верхом имели по уставу только некоторые части конных гвардейцев. Не исключено, и даже весьма вероятно, что поступил Дубровский на освободившееся место после увольнения или ареста офицеров Кавалергардского полка. Массовые перемещения офицеров по различным гвардейским полкам случились после расследования их участия в декабрьском мятеже. Хотя Кавалергардский полк (как и два других конных гвардейских полка) оказался на стороне императора, многие офицеры не проявили должной преданности царю. Они выражали сочувствие мятежникам, не желали их атаковать, явились на площадь едва ли не во фраках и с манежными седлами, поэтому после декабря многие подпали под подозрение, а в последующем следствие выявило причастность многих гвардейских офицеров к тайным обществам. Егерский полк остался после восстания почти нетронутым – егеря отличались верноподданническим воспитанием и либеральные идеи почти не имели распространения в офицерской среде, полку благоволил Николай I. Таков же был и кирасирский лейб-гвардии полк, расквартированный в Гатчине, недалеко от Петербурга. Поэтому из трех расквартированных рядом с Петербургом конногвардейских полков кавалергардский полк в качестве нового места службы Дубровского наиболее вероятен.

Считается, что идею романа Пушкину подсказал его друг Павел Воинович Нащокин. Возобладавший со временем подход к изучению произведений Пушкина, опирающийся на буквалистское изучение его переписки и воспоминаний современников, нередко мешает пониманию творчества. Это важный инструмент исследования, но не главный. Действительно, Нащокин рассказал Пушкину про благородного белорусского разбойника Островского, и Пушкин поначалу взял для своего романа героя с такой фамилией. Но как идея развилась и во что превратилась под пером писателя? У Пушкина, как творца, первоначальный толчок – лишь повод взяться за перо. А во что все превратится, он и сам поначалу не знает.

Как ни удивительно, но в жизни самого Павла Нащокина Пушкин нашел больше интересных подробностей, послуживших фактурой для героя романа, чем в истории белорусского дворянина Островского. Павел Нащокин, картежник и дебошир, друг многих декабристов, начал карьеру на девятнадцатом году жизни унтер-офицером Измайловского лейб-гвардии пехотного полка. Затем был переведен в Кавалергардский полк, в марте 1823 года стал поручиком в Кирасирском полку. В ноябре 1823 года он ушел в отставку по домашним обстоятельствам. Пушкин неоднократно бывал в доме друга, оставался у него ночевать, там он запросто мог увидеть его фуражки: белую кирасирскую гвардейскую фуражку, о которой мы упоминали, и зеленую пехотную. После отставки Нащокин переехал в Москву, десять раз он становился богачом и десять раз разорялся. Таких широких натур много в то время появилось в Петербурге и Москве, неудивительно, что Дубровский, в своей реконструированной нами по мелким приметам биографии, имеет столько общего с реальной жизнью одного из пушкинских друзей.


Перемены в обществе не могли не отразиться на героях романа. Мы вновь видим Дубровского в возрасте двадцати трех лет, его второе появление на станции Песочное недалеко от Покровского и Кистеневки произошло осенью 1828 года, то есть через три года после декабрьского мятежа 1825 года.

Его вид так переменился, что смотритель не сразу узнает его, и вспоминает только после намека. Скромный молодой барин преобразился в решительного офицера, привыкшего раздавать команды. Бравурный вид, офицерская форма, слуга, тройка лошадей, чемоданчик, полный ассигнаций – все говорит о довольно благополучной жизни Дубровского в это время.

Разбой долгое время был обычным явлением русской жизни. Беглые крепостные крестьяне, рекруты [3] -дезертиры, обнищавшие горожане прятались в лесах, грабили на больших дорогах, опустошали барские поместья. Народ осуждал не разбойников, а тех, кто довел людей до крайней степени отчаяния, толкнул на преступный путь. Такое понимание причин разбойничества простыми людьми нашло отражение в народных русских песнях, которые были Пушкину известны.

Владимир, получив письмо, написал просьбу об отпуске, чтобы ухаживать за отцом. Приехав домой, он пытался разобраться в делах, но время апелляции [7] по приговору суда было уже упущено. Троекуров, решив помириться, приехал в Кистеневку. Андрея Гавриловича, увидевшего в окно виновника своих бед, поразил паралич. Встревоженный Владимир велел прогнать со двора Троекурова.Старый Дубровский скончался на руках у сына. После похорон приехали приказные чиновники [8] , чтобы огласить приговор суда. Крестьяне, возмущенные решением суда, бросились на них, но Владимиру удалось предотвратить расправу.Опасаясь нападения мужиков на дороге, чиновники решили переждать ночь в барском доме. Ночью Владимир приказал своим людям покинуть дом и поджечь его. После Дубровский простился с крестьянами и уехал. Кузнец Архип тайком запер двери, и приказные погибли во время пожара. Троекуров сам на следующий день приехал на место пожара, провел лично следствие и написал подробный отчет губернатору.

Дубровский со своими крестьянами

Вскоре появились в округе разбойники: барские дома грабили и жгли, небезопасно стало на дорогах. Ходили слухи про атамана шайки, что он умен, отважен и великодушен, вскоре стало известно, что этот разбойник – Владимир Дубровский. Много поместий было разграблено его шайкой, удивлялись только, что владения Троекурова он обходил стороной.

Вскоре в Покровское приехал нанятый в Москве гувернер для Саши, девятилетнего сына Троекурова. Француз Дефорж совершенно не понимал русского языка. Как-то Троекуров задумал испытать учителя и позабавиться над ним. Было у барина любимое развлечение: в комнату, где на цепи содержался медведь, не раз заталкивали очередную жертву из гостей. Укрыться от разъяренного медведя можно было только в отдаленном углу, куда цепь не позволяла медведю дотянуться. Но учитель, увидев зверя, достал пистолет и хладнокровно выстрелил медведю в ухо. Этот поступок заставил Троекурова уважать француза, который заявил, что не намерен сносить унижения, потому носит с собой всегда пистолет.

Дефорж с Машей и Сашей

Оказывается, что ранее Владимир Дубровский на почтовой станции разговорился с французом, ожидавшим лошадей. От него он узнал, что тот направляется в имение Троекурова, где для него нашлось место учителя. Владимир предложил французу десять тысяч за рекомендации и документы, и тот согласился. Так Дубровский под видом учителя оказался в Покровском. Владимир не слишком утомлял Сашу занятиями, гораздо интереснее ему были уроки музыки со старшей сестрой воспитанника. После отъезда гостей, во время урока Маша получила от француза записку, в которой он просил о свидании. Владимир признался ей, кто он на самом деле, как стремился попасть к ним в дом, чтобы мстить. Но, узнав Машу и полюбив, отказался от своих планов. Теперь, понимая, что Спицын донесет на него, он вынужден скрыться. На прощание он взял с девушки обещание обращаться к нему за защитой. Вернувшись домой, Маша застала у отца исправника [9] , приехавшего арестовать атамана шайки.

Весной следующего года в соседнее с Покровским имение из-за границы возвращается князь Верейский. Он очарован красотой Маши и начинает за ней ухаживать, спустя некоторое время сватается. Несмотря на уговоры дочери спасти ее от этого замужества, Троекуров дает князю согласие на брак. Маше неизвестный подбрасывает записку от Дубровского, узнавшего о сватовстве и просившего о встрече. На свидании Владимир предлагает девушке избавить ее от престарелого жениха, но она просит не причинять никому зла из-за нее. Прощаясь с Машей, Дубровский дает ей кольцо. Положенное в дупло дуба оно станет условным знаком, что ей нужна помощь. Отчаявшаяся Маша отправляет письмо Верейскому, умоляя отменить свадьбу. Но князь показывает письмо Троекурову, который решает не откладывать более венчание. Узнав о таком решении, Маша угрожает отцу, что будет искать защиты у Дубровского. Троекуров в гневе запирает ее в комнате. Маша бросила в окно кольцо своему младшему брату и попросила отнести его в дупло дуба. Саша просьбу исполнил, но уходя, заметил рыжего мальчишку, забравшего кольцо. Он стал драться с мальчишкой, которого схватил прибежавший на шум садовник. Троекуров, угрожая сыну расправой, узнает о просьбе дочери и приказывает запереть крестьянского паренька. После вызывает исправника и сдает ему мальчика. Пленника отпускают, чтобы проследить за ним и найти Дубровского.

Маша до последней минуты ждала помощи своего спасителя, но венчание состоялось. На пути из церкви в имение князя карету с новобрачными остановили разбойники. Верейский выстрелом из пистолета ранил Владимира. Дубровский предложил Маше свободу, но она отказалась, потому что уже обвенчана. Потерявшего сознание раненого Дубровского, посадив на коня, увозят в лес. Укрепленный лесной лагерь, где скрывались разбойники, окружили солдаты. Шайке удалось отбить штурм, солдаты отступили. Спустя несколько дней Дубровский предложил разбойникам разъехаться, на награбленные у помещиков деньги начать новую жизнь. Сам же уехал в неизвестном направлении, по слухам, за границу. Вскоре после отъезда Дубровского грабежи прекратились.

Венчание Маши и Верейского

Изображение русского дворянства

Образы Троекурова и Дубровского-старшего. Причины и последствия их ссоры

Противоречива и родительская любовь Троекурова: он безумно любит свою дочь, души в ней не чает, но выдает замуж против ее воли за старого князя, проявляя свой деспотизм. Он устраивает судьбу дочери вопреки ее счастью, исходя из соображений выгоды такого брака. Он гордый, высокомерный и властолюбивый человек. Безнравственность, самодурство и невежество были отличительными чертами этого барина.

Совсем иным был помещик Андрей Гаврилович Дубровский, потомок обедневшего старинного дворянского рода. Он был поручиком [12] в отставке,участником русско-турецкой войны. Все состояние его представляло собой славную родословную, небольшую деревеньку и обостренное чувство чести. Он человек гордый, с чувством собственного достоинства и независимым характером. Он, не стерпев унижения от холопа [13] Троекурова, написал дерзкое письмо хозяину своего обидчика. Когда у него незаконно отнимают последнее имущество, он от бессилия и несправедливости лишается рассудка и умирает. В образе Андрея Гавриловича Дубровского Пушкин показал благородного дворянина, который честно служил своему Отечеству, но был беззаконно ограблен, не получив защиты от государства.

Троекуров и Дубровский-старший

Бунт крестьян

Протест Владимира Дубровского против произвола властей, беззакония и несправедливости

Возмущение крепостных приговором суда, их несогласие признать хозяином жестокого барина-самодура спровоцировало бунт крестьян Дубровского. Под предводительством своего признанного барина они становятся разбойниками, о которых слагались в народе песни: такие грабят богачей, помогают беднякам. В разбойничестве крестьяне увидели единственную возможность своего протеста.

Главной целью Владимира Дубровского стало желание отомстить Троекурову за разорение и смерть отца. Волею случая Дубровскому удается попасть в дом своего обидчика в роли учителя Саши. Однако его планам отмщения не суждено было сбыться. Его чувства к Маше оказались сильнее жажды мести.Благородный разбойник Дубровский становится безнадежно влюбленным: он понимает, что союз с ним Марье Кирилловне не сулит ничего хорошего. Лесной атаман разбойников не может ничего,кроме своей защиты, предложить приличной барышне. Оттого Маша, сосватанная за пожилого князя, обращается к нему с просьбой о защите.Но Дубровскому не удалось спасти любимую от ненавистного ей брака. Потеряв надежду на личное счастье, он оставляет шайку и становится странником.

История трагической любви Маши и Владимира

Марья Кирилловна Троекурова – 17-летняя провинциальная барышня. Она была красива,неплохо играла на фортепиано и пела, с увлечением читала романы.Живя в уединении, она была одинока: подруг у нее не было, мать рано умерла, отец то баловал ее, то пугал своим своенравным обращением, сводный брат был слишком мал. Семейные обстоятельства сформировали ее твердый характер и скрытность. Одинок был и Владимир, он тоже вырос без матери и вдали от отца. В детстве Владимир Дубровский и Маша Троекурова были дружны, но в 8 лет мальчика отправили на учебу в Петербург. Теперь же, когда он вернулся, между ними была непреодолимая пропасть: отцы были в ссоре, Дубровский, лишившись последнего своего имения, стал нищим.

Пушкин планировал продолжение романа. Сохранились наброски, в которых был отражен замысел завершения сюжета: Марья Кирилловна должна была овдоветь, Дубровский, выдавая себя за англичанина, возвратиться из-за границы.

Словарь

Прототип – конкретный человек, послуживший образцом для создания образа литературного героя.

Подпоручик – младшее офицерское звание.

Рекрут – человек, отданный принудительно на многолетнюю солдатскую службу.

Псарня – специальное помещения для содержания охотничьих собак.

Псарь – человек, ухаживающий за собаками.

Купчая – документ, представляющий собой договор о продаже и покупке имущества.

Кирила Петрович Троекуров — богатый и влиятельный дворянин: он живет в поместье Покровское и наводит страх на всех соседей. Однако у Троекурова сложились дружеские отношения с Андреем Гавриловичем Дубровским — скромным, но независимым по характеру помещиком. Когда-то они вместе служили, а теперь оба вдовцы, тепло дружат и воспитывают детей: Троекуров — дочь Машу, Дубровский — сына Владимира, который служит в Петербурге.

Однажды друзья ссорятся, а из-за гордого нрава Дубровского ссора и вовсе перетекает во вражду. Желая отомстить соседу, властный Троекуров решает отсудить его поместье Кистеневку. Судьи идут на поводу у богатого барина и отбирают поместье Дубровского, от чего у Андрея Гавриловича случается припадок безумия.

Дубровскому нездоровится, и сын Владимир приезжает присмотреть за отцом. Дома застает батюшку при смерти. Тем временем Троекурова гложет совесть, и он едет к соседу мириться. Увидев тяжелое состояние друга, Троекуров цепенеет. Владимир прогоняет его, и в этот момент старший Дубровский умирает.

В поджоге подозревают Владимира, открывают дело. Округу беспокоят лесные разбойники: они грабят всех помещиков, кроме Троекурова. По подозрением Дубровский.

Троекуров вызывает из Москвы учителя-француза Дефоржа. По пути его перехватывает Дубровский, подкупает и приходит к Троекурову под видом гувернера. Он испытывает симпатию к Маше, но та не обращает на него внимания. Но когда Дефоржа запирают в одной комнате с голодным медведем (обычная забава в доме Троекурова), тот убивает зверя и производит на Машу сильное впечатление. Они сближаются, а затем влюбляются друг в друга.

Однажды Дефорж передает девушке записку с просьбой о свидании. Когда Маша приходит в условленное место, Дубровский открывается ей и признается в чувствах. Он говорит, что простил Троекурова и ничего ему не сделает из-за любви к Маше. Дубровский исчезает, но прежде просит девушку дать ему знать, если с ней случится несчастье.

В это же время Троекуров получает сведения, кем на самом деле был Дефорж, исчезновение учителя подтверждает опасения.

Благородный разбойник Владимир Дубровский

Следующим летом в поместье, расположенное неподалеку, возвращается князь Верейский. Во время визита к Троекурову он восхищается красотой Маши и вскоре сватается к ней. Девушку шокирует известие, но отец не видит ее отчаяния и хочет отдать дочь за князя.

Тем временем Маше передают записку от Дубровского, она идет к нему. Девушка говорит, что будет молить отца не выдавать ее замуж, а если не получится, то просит Дубровского приехать за ней и взять в жены. На прощанье Владимир дарит Маше кольцо: оказавшись в беде, она должна оставить его в дупле одного из деревьев — и Дубровский будет знать, что делать.

К несчастью Маши Троекуров неумолим, дело идет к свадьбе с Верейским. Маша пригрозила отцу, что прибегнет к помощи Дубровского. Троекуров запирает ее в комнате. Однако девушке помогают и относят кольцо в условленное место.

В день свадьбы Машу везут в церковь. Девушка теряет последнюю надежду, что Дубровский придет за ней. Молодые возвращаются в поместье князя, как вдруг их карету окружают вооруженные разбойники. Мужчина в полумаске открывает дверь и говорит Маше, что она свободна. Девушка узнает голос Дубровского и отвечает, что уже поздно, ведь она дала клятву.

Правительство отправляет солдат в лес, где обитают разбойники. Происходит сражение, и сообщники Дубровского побеждают. После этого, по слухам, Владимир скрывается за границей.

Другой важный замысел автора состоит в том, что именно коррумпированные чиновники и тотальная несправедливость подталкивают людей к преступлениям. Как и Троекуров, Дубровский хотел защитить свое достоинство. Но понимая, что бессилен против связей и денег оппонента, Владимир вынужден добиваться справедливости другим путем.

Основную идею романа воплотили главные герои. Дубровский — перспективный молодой человек, образованный и смелый, однако оказывается на обочине жизни из-за ее несправедливости. Похожий персонаж — его отец: Дубровский-старший пользуется уважением у помещиков и подчиненных крестьян, но из-за коррупции во власти лишается всего вплоть до жизни.

Противопоставляется Дубровским богач Троекуров. Он не способен держать под контролем свой капризный характер. Повздорив с другом, готов на все, лишь бы выместить раздражение и показать свое могущество. На примере Троекурова Пушкин показывает, как важно смирять своеволие и мирно разрешать конфликты.

Маша — персонаж, который Пушкин создавал с любовью. Она умна, красива и образована, способна на искренние чувства. Но в то же время девушка стойкая, верная долгу: если дала клятву, то останется с мужем, пусть даже нелюбимым.

Главный герой романа – благородный разбойник Дубровский – имел прототипа. От своего приятеля Павла Воиновича Нащокина писатель услышал историю о белорусском помещике Островском, который, проиграв соседу процесс о принадлежности земли, был выгнан из имения и, собрав крестьян, стал промышлять грабежами. Этот рассказ его впечатлил.


Однако произведение не было закончено. Оно имеет два тома, но должен был быть еще и третий. Наброски его скудны, но по ним можно догадаться о возможном развитии событий: муж Маши умирает, Дубровский возвращается под видом англичанина, кто-то его узнает и делает донос, героя арестовывают.

Разбойничий роман писался Пушкиным быстро: три с половиной месяца – очень небольшой срок для подобной работы. Напомню также, что произведение не было завершено. Возможно, этим объясняются некоторые нестыковки. Например, мы узнаем, что Владимир был отправлен на учебу в 8 лет и не был дома 12 лет, но во время его пребывания в качестве учителя в доме Троекуровых ему оказывается уже 23 года. При описании детства Владимира говорится, что Маша была младше его на 2 года, позже мы узнаем, что девушка моложе его уже на 5 лет.

различные издания романа Пушкина


Месть поставила Владимира Дубровского в положение преступника, изгоя, который не может помышлять о том, чтобы просить руки возлюбленной. Владимир и Маша, как и шекспировские Ромео и Джульетта, полюбили друг друга вопреки вражде между их семьями.

Маша Троекурова

Напомню, в чем разница между фабулой, сюжетом и композицией литературного произведения:

Сюжет можно назвать содержанием произведения, а композицию – формой его воплощения в произведении.

Сюжет всегда включает в себя экспозицию, завязку, кульминацию и развязку, с помощью которых раскрывается основной конфликт произведения. Также он может содержать пролог (предысторию), эпилог, развитие событий (между завязкой и кульминацией, а также кульминацией и развязкой).

Далее следует эпилог, из которого мы узнаем, что на разбойников начинаются облавы, Дубровский распускает их, а сам скрывается за границей.

Как я уже говорила, роман состоит из двух томов. Каждый из них имеет свой сюжет.

Сюжет первого тома:

  • экспозиция – дружба Дубровского-старшего и Троекурова;
  • завязка – конфликт между бывшими приятелями;
  • развитие событий – судебная тяжба, болезнь Дубровского-старшего, возвращение домой его сына Владимира Дубровского;
  • кульминация – смерть Дубровского-старшего;
  • развитие событий – появление судебных приставов с целью изъятия у Дубровского имения и крепостных в пользу Троекурова, бунт крестьян, чтение Владимиром писем матери;
  • развязка – поджог дома.

Сюжет второго тома:

  • экспозиция – появление в доме Троекурова учителя-француза, храбрый поступок учителя (убийство медведя), после которого Маша обращает на него внимание, сближение Маши и Дефоржа;
  • завязка – объяснение в любви, признание гувернера в том, что он и есть Дубровский;
  • развитие событий – намерение Троекурова выдать свою дочь замуж за старого князя, встреча Маши с Дубровским, получение от него кольца, бесполезные просьбы Маши не выдавать ее замуж за князя, изоляция девушки, неудачная попытка ее брата выполнить поручение и дать знак возлюбленному сестры, что ей нужна помощь;
  • кульминация – венчание Маши и князя Верейского;
  • развязка – отъезд Дубровского за границу, роспуск им разбойничьей шайки.

Сюжет не все время развивается хронологически. Так, для того, чтобы понять, как Дубровский оказался на месте учителя, читатель возвращается на некоторое время назад.


Композиция романа Дубровский

Композиционными элементами в художественном произведении могут быть тома и главы, выделенные эпилог и пролог, эпиграф, лирические отступления, диалоги и монологи, портреты героев. Это своего рода каркас произведения.

В романе имеются диалоги, в том числе между Дубровским и Машей, портреты всех главных героев. Они служат для развития сюжетной линии и помогают лучше понять основную идею произведения.

Владимир Дубровский и Троекуров

В интересующем нас художественном произведении можно выделить несколько тем.

  • Помещичий быт. Троекуров держит в страхе всю округу и развлекается тем, что устраивает злые шутки над гостями и соседями. Дубровский-старший завидует на троекуровскую псарню. Князь Верейский откровенно скучает и визиты соседям наносит из желания развеять скуку. Все в окрестностях боятся богатого и влиятельного Троекурова.
  • Дружба. Троекуров и Дубровский-старший дружат, но ссорятся из-за пустяка. В итоге один из них отнимает у другого имение, а того разбивает паралич, когда он видит бывшего приятеля в окошко.
  • Любовь. Характеризует взаимоотношение Маши и Дубровского. Оказывается силой, способной смягчить ожесточенное сердце, заставить простить врага.
  • Бунт. Сначала крепостные Дубровских бунтуют, не желая переходить в собственность Троекурова. Затем сам Владимир Дубровский сжигает свой дом, чтобы он не достался никому другому, и становится разбойником.
  • Отношение к крестьянам. Дубровский разговаривает со своими людьми мягко и уважительно, они уходят с ним в лес добровольно. Троекуров обращается с крепостными жестоко, хоть те и гордятся принадлежностью ему как самому влиятельному барину в окрестности. Дубровского крестьяне любят, Троекурова боятся.
  • Семья. Владимир питает теплые чувства к отцу, несмотря на то, что не видел его 12 лет. Тот, хоть и беден, отправляет сыну на содержание достаточно большие суммы, чтобы тот не бедствовал. Троекуров нанимает для своих детей учителей, но сам их воспитанием не занимается. Заставляя дочь выйти за старого князя, руководствуется расчетом, не принимая во внимание чувства Маши.
  • Разбойничество. Дубровский становится разбойником, но грабит не всех и отнимает не все. Он щадит Троекурова, так как влюблен в его дочь, помещицу-вдову, которая отправляет сыну на содержание с трудом набранные деньги. Его можно назвать благородным разбойником.
  • Крепостное право. Крепостных Дубровских передают Троекурову против их воли. Они являются такой же собственностью, как имение или земля.
  • Беззаконность, несправедливость. Имения Дубровских Троекуров лишает в обход закона. Сила и деньги позволяют обходить закон. Торжествует несправедливость.
  • Пагубность мести. Жажда мести, которая заставляет Дубровского сжечь дом и создать из крепостных банду разбойников, приводит героя в тупик. В результате он вынужден отказаться от мести, но это не возвращает ему прежнего положения в обществе, не дает возможности просить руки возлюбленной. В результате Маша обвенчана с другим и не может оставить своего мужа, уйти с любимым.
  • Сила любви. Желание отомстить в Дубровском так сильно, что он добровольно делает себя изгоем, подаваясь в разбойники. Однако встреча с Машей заставляет его отступиться от своих злых намерений, в том числе и по отношении к отцу девушки.
  • Хрупкость дружбы. Поссорившись из-за пустяка, бывшие приятели становятся ярыми врагами.
  • Протест против крепостничества. Крепостные Дубровских первыми поднимают бунт, потому что не хотят принадлежать Троекурову. Они не хотят быть вещью, передаваемой из рук в руки. Нельзя относиться к людям как к бездушным созданиям, распоряжаться их судьбами.
  • Важность образования. Троекуров – необразованный и невежественный человек. В этом автор видит порочность его натуры, предпосылки к возникновению вредных привычек, жестоких шуток над людьми, неспособность считаться с чувствами других людей, в том числе и собственной дочери.
  • Благородство и честь. Благородство Дубровского состоит не только в том, что он не грабит бедных. Он честно признается Маше в любви и не скрывает от него своего имени. Он носит с собой пистолеты на случай, если его попытается обидеть человек более знатный, чтобы защитить свое достоинство. Он не склоняет Машу к нечестным или пагубным поступкам, защищает ее бескорыстно, думая не о своем, а о ее благополучии. Сама Маша тоже действует честно и благородно. А вот князя Верейского, который насильно берет замуж девушку, которая его не любит, благородным человеком назвать нельзя. Не относится к числу благородных поступков и лишение своего бывшего друга имения, как это сделал помещик Троекуров.

Дубровский в Кистеневке

Основная идея анализируемого нами сегодня произведения заключается в необходимости человека всегда сохранять человеческое лицо, поступать благородно даже в тех ситуациях, когда жизнь обошлась с ним жестоко и несправедливо. Насилие не является путем для решения проблем, месть ведет в никуда. Любовь и милосердие – вот те силы, которые могут сделать лучше и чище как конкретную личность, так и общество в целом.

Читайте также: