В каких произведениях русской литературы представлены герои с разными жизненными позициями сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Проблема “гордого человека”, его отношения с окружающими, его жизненного пути волновала многих отечественных классиков: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Горького и др. Гордость – один из семи смертных грехов. Гордые герои по своей природе одиноки, холодны.

Они ставят себя выше простых смертных, считают, что им уготована иная, высшая миссия.

В русской литературе сложилась целая галерея подобных героев: Онегин (роман ” Евгений Онегин “), Печорин (” Герой нашего времени “), князь Андрей Болконский

(” Война и мир “), Раскольников (” Преступление и наказание “), Настасья Филипповна (” Идиот “), Ларра (” Старуха Изергиль “). Все эти герои, несмотря на разнообразие их характеров, обладают одной ведущей чертой – гордостью. Это внутренняя черта личности, которая отдаляет героя от людей, от истинной жизни, от простых радостей, от гармонии с окружающим миром.

Отчуждение, одиночество – вот страшные последствия гордости.

Галерея “гордых героев” открывается образом Евгения Онегина. Европейское воспитание, оторванность от национальных корней, самолюбие, умение притворяться,

играть чужими судьбами долгое время не открываются другим персонажам романа: Ленскому, Татьяне. Истинное лицо героя предстает перед читателем, когда Татьяна оказывается в его библиотеке.

Здесь она впервые видит, чем живет ее возлюбленный, проникает в сферу его духовных интересов. В книгах, которые читает Онегин “отразился век и современный человек с его холодною душою”.

Гордость, стремление подражать Наполеону, самомнение мешают Онегину открыться навстречу истинным чувствам, ответить Татьяне взаимностью. Его скука, “тоскующая лень” – еще один вариант проявления гордости. Герою кажется, что он постиг мелкую сущность людей, знает цену жизни.

Но это не так. Своей гордостью и эгоизмом он приносит несчастья многим героям, даже совершает убийство друга на дуэли.

Но в итоге, простота, открытость, искренность чувств победили, сердце героя наполнилось нежностью и любовью к изменившейся Татьяне. Только теперь Онегин стал жить по-настоящему, почувствовал весь аромат жизни, испытал и муку, и счастье. Любовь и гордость находятся на разных полюсах.

Они не сосуществуют вместе. Гордыня была свойственна и Печорину, который привык смотреть на всех свысока, отстраненно. Во многих случаях он был прав. Его холодность связана с пошлостью высшего общества, но эгоизм, самоуглубленность героя распространяются и на его близких людей: Максима Максимыча, Мери, Бэлу.

Причины и характер гордыни Печорина отличаются от его знаменитого предшественника. Гордыня, одиночество стали для него своеобразной защитной маской. С детства Печорину не позволяли быть искренним, и он научился лицемерить.

Герой рано разочаровался в идеалах и окружающих людях.

Печорин ко всему подходит со своей меркой. Его “я” всегда выступает на первом плане. Он видит в людях марионеток, играющих глупую игру, жизнь же считает нелепой шуткой: “Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…”.

Недаром из дневника Печорина мы узнаем, что он принимает за счастье “насыщенную гордость”. Человек, уставший от жизни, разочаровавшийся в людях, может быть, нашел бы счастье с Бэлой. Но Печорин устал не от жизни, а от ее отсутствия.

Именно поэтому “глаза его никогда не смеялись”.

Сам герой напряженно ощущает свою внутреннюю обреченность нести людям беды, в одной из дневниковых записей он называет себя “топором в руках судьбы”. Для окружающих он, как и Онегин, – загадка. Этой таинственностью, непохожестью на других он привлекает княжну Мери.

В этой манящей загадочности Печорину пытается подражать Грушницкий, но это оборачивается нелепой и трагической комедией.

Гиперболизированная гордость наполняет сердце Ларры в повести М. Горького “Старуха Изергиль”. Здесь отчуждение достигает высшей степени, высшего накала. Небывалая самовлюбленность героя, его самоуверенность в собственной красоте и величии толкает его на преступления. Проблема эгоизма и вседозволенности решается М. Горьким в символическом, аллегорическом плане.

Люди наказывают Ларру самым страшным приговором – одиночеством. Таковы последствия его гордости.

Таким образом, проблема “гордого человека” всегда оставалась актуальной для русских писателей во все времена. Они решали ее в нравственном, гуманистическом ключе. Гордость создает изоляцию, делает жизнь искусственной, одинокой, приносит страдания, сожжет подтолкнуть к преступлению.

Гордость вовсе не означает величия или превосходства, ибо “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”.

Проанализировав данный фрагмент, можно определить взгляды Чацкого и Молчалина на жизнь. Александр Андреевич уверен, что чин — это не самое главное, потому что он не всегда достаётся честным путём: "чины людьми даются, а люди могу обмануться". Молчалин же предпочитает иметь хорошие связи в обществе и получать повышение таким образом: "Татьяна Юрьевна. / Известная, — притом / чиновные и должностные — / все ей друзья".

Именно поэтому Алексей так удивился тому, что Чацкий не знаком с таким влиятельным лицом, но в то же время теперь было понятно, почему тот не продвигался в чинах.

Таким образом, можно сделать вывод, что в данном фрагменте показаны отличия взглядов Чацкого и Молчалина на примере отношения к чинам. Алексей готов любым способом достичь высокого положения в обществе, а Александр предпочитает добиваться всего честным путём.

В других произведениях русской литературы тоже представлены герои с разными жизненными позициями. Так, в романе "Отцы и дети" Ивана Сергеевича Тургенева представлен конфликт Базарова и Кирсанова. Евгений являлся нигилистом и отрицал всё духовное, принимая лишь науку: "порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта". Павел Петрович же был противоположных взглядов, он не понимал как можно отрицать любовь, не проявлять чувства по отношению ко своим близким и открыто высказывал своё недовольство по этому поводу: "в принсипы не верит, а в лягушек верит". Именно на почве разных взглядов на жизнь и произошёл конфликт двух поколений. Ещё одним примером может послужить Евгений Онегин из одноимённого романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина. Его недопонимания с обществом начались когда "молодой повеса" приехал в деревню и попытался ввести новые порядки, облегчающие жизнь крестьян. Соседи его посчитали сумасшедшим, так как не были готовы к каким-либо переменам: "сосед наш неуч; Сумасбродит". Так, из-за разных взглядов на ведение хозяйства, произошло недопонимание между Евгением и старыми помещиками.

Таким образом, можно сделать вывод, что противостояние Александра Чацкого и Алексея Молчалина, Евгения Базарова и Павла Кирсанова, Евгения Онегина и помещиков можно объяснить разными взглядами на жизнь. У одних они прогрессивные, эти люди хотят перемен, а у других более консервативны — их всё устраивает.

1. Соответствие ответа заданию

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Фрагмент проанализирован на уровне пересказа, стоило, например, упомянуть о том, что представлено столкновение мировоззрений представителей "века минувшего" и "века нынешнего" и что данный конфликт является основным в комедии. В диалоге показано не только отношение к чинам, но и в целом зависимость Молчалина от мнения окружающих, что так непохоже на Чацкого, который в одиночку противостоит фамусовскому обществу, открыто указывает героям на их пороки.

3. Логичность и соблюдение речевых норм

А.С. Грибоедов не называл своих героев только по имени. Следовательно при анализе произведения обращения "Алексей" и "Александр" будут являться речевой ошибкой. Кроме того, Вы путаете паронимы: ". в данном фрагменте показаны отличия взглядов Чацкого и Молчалина". В данном предложении должно быть слово "различия", отличаться может только что-то от чего-то.

1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом

Сопоставление с исходным фрагментом прослеживается лишь в последнем предложении, сопоставление формальное

2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом

Сопоставление с исходным фрагментом прослеживается лишь в последнем предложении, сопоставление формальное

3. Привлечение текста произведения для аргументации

Две фактические ошибки. Во-первых, Онегин не вступал в конфликт с помещиками, никакого противостояния между ними не было. Образ помещиков введён автором для того, чтобы показать исключительность Онегина не только в высшем свете, но и в деревне, ведь он лишний человек. Во-вторых, возраст помещиков не известен, поэтому старыми их назвать никак нельзя. Если брать это произведение, то нужно показать отличие взглядов на жизнь Онегина от высшего света, и как следствие то, почему Онегин оказался лишним в этом обществе. Тогда совсем просто сопоставить с комедией Грибоедова.

4. Логичность и соблюдение речевых норм

Речевая ошибка: "недопонимания" - разговорное слово

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сегодня в нашем стремительно мчащемся мире в условиях тотальной глобализации проблема взаимоотношений поколений становится ощутимо острой. Создается впечатление, что дети отдаляются от родителей не на один, а на несколько шагов сразу.

Особенность борьбы нового со старым в том, что первое не всегда выходит из нее победителем. У взрослых есть больше рычагов влияния, уверенность в своей непоколебимой правоте, потребность быть авторитетом и руководителем для ребенка.

Проблема в том, что часто родители даже не могут подсказать отпрыскам, как правильно поступить в той или другой ситуации. Ведь они никогда не проводили молодость в условиях настоящего времени. То, что раньше считалось революционным, сегодня молодежь относит к эпохе каменного века.

Давайте разберемся в вопросе разногласий между родителями и детьми. Как его видят психологи и писатели?


Что говорят психологи

Если задание касается проблемы взаимоотношений между поколениями, сочинение можно начать с мнения специалистов по этой теме.

Сейчас мы с вами поговорим о некоторых исследованиях, проведенных учеными, чтобы изучить психологию взрослого поколения. Они считают, что главная проблема кроется в неспособности старших понять свою несостоятельность в вопросах воспитания.

Были проведены эксперименты для подтверждения этой гипотезы. Мы приведем описание и результаты одного из них.

В школе предложили ученикам десятого класса оценить себя по пятибалльной шкале. Измерять нужно было внутренние качества, такие как доброта, коммуникабельность, инициативность и прочие. Второе задание заключалось в том, чтобы определить, как эти же их качества оценят родители. Старшее поколение попросили оценить своих детей, а потом спрогнозировать их самооценки.

В итоге получилось, что дети точно представляют себе, что о них думают родители, а отцы и матери, в свою очередь, совершенно ничего не знают о своих отпрысках. Остальные исследования доказали, кроме этого момента, еще ряд сложностей в отношениях детей и взрослых. Так, было выявлено, что ребенок более откровенен с матерью, чем с отцом. Второй неприятный момент заключается в том, что многие вещи, которые интересуют подростка, не принято обсуждать в нашем обществе.

Темы чувств, открытости, половой жизни ставят непреодолимый барьер между поколениями в семье. Подобный поворот событий приводит к формальному общению и рутинизации отношений.

Проблема отцов и детей

Иван Сергеевич в своем романе показывает не просто противостояние отца и сына в отдельно взятой семье. Здесь изображается проблема взаимоотношений поколений, поскольку Кирсанов и Базаров не являются родственниками.

Первый молод, нигилист, демократ и революционер. Павел Петрович же показан монархистом и аристократом до мозга костей. Столкновение их мировоззрений и положено в основу сюжета.

Мы видим, что Евгений Базаров склонен все отрицать, ставя науку превыше всех остальных ценностей. Изображение пейзажа Швейцарии, например, ему интересно только с геологической точки зрения. Он прагматичен, пытается доказать преимущество новых взглядов. Однако в конце Евгений погибает с мыслью о том, что Россия его не приняла.

Как и многие другие писатели девятнадцатого века, Иван Сергеевич Тургенев оказывается на стороне молодого поколения. Он показывает через призму романа агонию старого мировоззрения и рождение в муках новой философии общества.

Сочинение-рассуждение Конфликт поколений в русской литературе

В русской литературе конфликт поколений – это важная тема. Он появляется и раскрывается в произведениях разного времени, исторических эпох. Два поколения всегда отличаются и, к сожалению, вступают в некоторое противоборство мыслей и взглядов.

В.Г.Распутин делает акцент на теме памяти, Родины. Автор показывает, что старшее поколение относится к этому трепетно, бережно, а молодое, наоборот, равнодушно. Жители Матеры узнают, что из-за строительства плотины их дома скоро затопит, деревня уйдет под воду.

Таким образом, конфликт поколений показывает их различие. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В русской литературе ему отведена важная роль. Он описывает изменение мыслей и ценностей, иллюстрируя развитие, преображение человека.

Полезный материал по теме:

Однако в романе показаны не только отношения между разными поколениями, но и трения различных слоев общества. Болконский, например, детей воспитывает в рамках служения Отечеству. Честь и пользу для других людей он ставит превыше всего. Такими вырастают Андрей и Мария. Однако старый князь часто перегибал палку в воспитании, о чем он сокрушается на смертном одре.

Курагины же показаны полной противоположностью Болконским. Это карьеристы, которые превыше всего ставят общественное положение. На их примере иллюстрируется холодное отношение родителей к детям. Отсутствие чувственности и доверительности становится естественным и для Элен с Анатолем.

Фактически Толстой показывает с помощью семьи Курагиных пустых людей, которых интересуют исключительно материальные ценности и внешний блеск.

Полной противоположностью являются Ростовы. Здесь изображается идеальная семья. Родители полностью поддерживают Николая и Наташу. Дети всегда могут обратиться к ним за помощью, когда она им нужна. Этот род полностью отличается от аристократичных Болконских и от карьеристов Курагиных.

Таким образом, в первых двух упомянутых нами произведениях наиболее полно раскрыта проблема взаимоотношений поколений. Сочинение (ЕГЭ) лучше всего будет написать, отталкиваясь именно от этих романов.

Семья Ростовых

Ростовы — пример идеальной семьи. Автор в своём сочинении наделил их всеми нравственными чертами, необходимыми для счастливой жизни. Гармоничная семья, где глава — простой и щедрый человек, способный помочь своим детям в любой ситуации.


В этих примерах отцы и дети у Толстого живут в согласии, построенном на взаимоуважении. Каким бы ни было решение, если оно не противоречит моральному кодексу — родители не станут навязывать свои аргументы против.

Это вторая крайность, в которую может впасть семья. Зачастую причиной является не столько проблема воспитания, сколько пагубные моменты общественного влияния.

Иногда неподготовленные к агрессии реального мира подростки попадают в водоворот чужих целей. Они живут идеалами других людей и теряют себя. Если у родителей не получилось с детства приучить ребенка к тому, что дома его примут в любом состоянии, то молодой человек отдалится.

Таким образом, перед нами появляется многогранная проблема взаимоотношений поколений. Аргументы в пользу правильного воспитания и прочих превентивных мер можно приводить, но лучше показать ужасные последствия углубляющейся пропасти.

проблема взаимоотношений поколений аргументы

Проблема ответственности родителей за судьбу детей

Александр Сергеевич Грибоедов создал такого вольнодумного и передового, для своего времени, персонажа, как Александр Андреевич Чацкий.

Достаточно остро проблема взаимоотношений поколений в русской литературе встает и в произведении Гоголя. Он обращается к неожиданной и ужасной стороне реализации этого момента.

проблемы взаимоотношений между поколениями сочинение

В повести иллюстрируется убийство отцом своего ребенка в угоду собственному чувству чести и гордости. Тарас Бульба не смог простить и пережить измену идеалам со стороны Андрея. Он мстит ему за то, что юноша вырос не тем, кем его воспитывали.

С другой стороны, он карает поляков за смерть младшего сына – Остапа.

Именно поэтому и является вечной проблема взаимоотношений поколений. Аргументы русских писателей в пользу невозможности ее решения вы найдете в нашей статье. Далее мы рассмотрим разные сферы этого вопроса.

Но после прочтения большинства произведений и исследований остается впечатление, что вместе с возрастом у людей просыпаются на генном уровне идеалы домостроя.

Характеристика взаимоотношений главных героев

Семья Ростовых

Члены этого семейства представляют собой идеал, образец для подражания, по мнению Л. Н. Толстого. В доме Ростовых всегда слышен смех, радость, полно гостей и угощений. Дети уважают своих родителей, любят и ценят. Со стороны взрослых никогда нет упреков, наказаний. Они только своим примером показывают, как нужно себя вести. Это гармоничные люди, которые всегда в ладу с собой и друг с другом.

Дети не соперничают друг с другом, всем в равной степени уделяется внимание, ими занимаются, учат. В этой чете все чем-то заняты, имеют свои интересы. Например, Наташа Ростова поет, любит искусство, восхищается природой, учит языки. Это прекрасное создание взяло от родителей все самые лучшие черты. Можно сказать, что Наталья — плод истинной любви, в который заложены важные жизненные ценности и мораль.

Ярким примером уважительного отношения к детям со стороны родителей в семье является эпизод, когда Николай проиграл очень большую сумму в карты. Он сразу же пришел домой и рассказал все родителям. В ответ парень не услышал и доли упрека, хотя пришлось заложить дом. В этом же эпизоде читатель может видеть связь между братом и сестрой. Николай был опечален проигрышем, но услышав прекрасное пение Наташи, он тут же отпустил все горести, воодушевился, что не так уж все плохо.

Дети доверяют своим родителям, делятся с ними своими проблемами, заботами и переживаниями. Понимание — это самое главное для семьи. Ростовы благодаря этому прекрасно и дружно живут, все горести им нипочем. Ведь они переживут их вместе.

Семейство помогает ближнему, заботится о совершенно чужих людях. Так, Ростовы приютили осиротевшую племянницу, дали ей все наравне с родными детьми, помогали солдатам в военное время, сопереживали и сострадали им. Они никогда не лгали и не лицемерили в обществе. Это честные и достойные люди.

В школах тема этой семьи очень актуальна. Школьники пишут сочинения по литературе, где рассказывают о доброте и взаимовыручке именно этой четы. Частым аргументом используется момент, когда Наташа отдала подводы раненым солдатам и семейные вещи.

Главные семейные ценности:

  • любовь;
  • уважение;
  • взаимопонимание;
  • сострадание;
  • патриотизм;
  • сопереживание;
  • взаимопомощь.

Именно в семье Ростовых можно наблюдать преемственность поколений, где передаются самые лучшие качества от родителей к детям.

Семейство Болконских

Чета Болконских является также положительными персонажами в романе, но у них несколько иные отношения между собой. Старый князь Болконский не уделял должного внимания своим детям, постоянно придирался к ним, но при этом очень любил. Он был упрям, требовал много от сына и дочери. Несмотря на это дети любили, почитали и уважали своего отца, прислушивались к нему.

Это была знатная семья аристократического происхождения. Но высокое положение в обществе не сделало их высокомерными. Они помогали окружающим, заботились о крепостных, многим дали вольную. Семейство Болконских живет разумом, почитают честь, достоинство, смелость. Этого требуют от других и не терпят промахов и ошибок с их стороны. Именно поэтому Андрей не смог простить Наташу за связь с Курагиным, несмотря на сильные чувства.

В семье периодически возникают конфликты, но они быстро решаются. Самодурское поведение отца провоцирует детей. Марья боится своего родителя, но при этом переживает за него. Княжна страдает от тирании старого князя, но смиряется с этим. Отец же безумно любит свою дочь, но скрывает это от нее. Он переживает о замужестве девушки, ее набожности.

Андрея старый князь мог с легкостью избавить от службы, но не стал этого делать. Перед сражением он сказал сыну, что лучше умереть, чем быть трусом. Князь не хотел узнать, что его сын сбежал от страха, поэтому предпочитал в этом случае вообще не видеть его. Андрей Болконский полностью поддерживал в этом родителя.

Читатель может увидеть, что Болконские передают из поколения в поколение патриотичные и достойные качества.

Чета Курагиных

Семья Курагиных — это противоположность предыдущим семействам. Здесь конфликт отношений раскрыт полностью. Глава семейства не любит своих детей, считает их непутевыми. Он поскорее хочет их пристроить, чтобы снять с себя ответственность, не заботиться о них.

Сам отец стремится получить только выгоду от людей. Он очень хитер, знает, когда и с кем нужно знакомиться, в какое время. Князь не будет общаться с человеком, если от него нельзя получить что-нибудь.

Такое же поведение присуще детям. Элен и Анатоль — лживые, лицемерные люди, которые ради наживы готовы на все. Эта семья занималась мошенничеством, постоянно обманывала людей. Другого отношения и поведения дети не знают. Они не понимают, что может быть иначе.

Князь Курагин всегда жаждал обогатиться, он даже родную дочь выдал замуж из-за денег. Только Элен вела аморальный образ жизни, брак распался со временем. Эта девушка постоянно изменяла мужу, обманывала его. С родным братом у них была непонятная связь.

Анатоль искушал юных девиц. Он соблазнил Наташу Ростову, обманул ее и подговорил на побег. С девушкой молодой Курагин хотел тайно обвенчаться, несмотря на то что уже был женат.

Отец не учитывал желаний своих детей. Его не интересовали их цели и мечты. Да и вообще они очень дорого обходились родителю, так как постоянно кутили, проигрывали в карты и жили не по средствам.

  • фальшь;
  • лицемерие;
  • ложь;
  • отсутствие уважения друг к другу (что говорить о других людях).

У Курагиных нет любви между собой, взаимопонимания и уважения. Каждый за себя, отсюда явный конфликт в семье.

Значимость произведения в том, что здесь переплетаются несколько поколений. Мы видим отношения между тремя: отцами, взрослыми и младшими детьми.

Суть комедии заключается в невинной шутке, которая переросла в значимый этап жизни целой семьи. Два друга (Бусыгин и Сильва) задерживаются допоздна в чужом городе, опаздывают на транспорт. Они — в поисках ночлега.

Суть произведения заключается в том, что Бусыгину приходится стать связующим звеном между отцом и детьми, которые не ставят ни во что своего родителя.

Именно через призму стороннего взгляда на семью вскрывается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение Вампилова в корне отличается от подобных произведений девятнадцатого и восемнадцатого веков. Именно здесь мы видим ту картину, которая существует и в наше время.

Традиции домостроя уже фактически изжили себя, но мягкость и бездумная любовь многих родителей играет с ними злую шутку, когда дети подрастают.

Грибоедов и Фонвизин

Старое поколение характеризуется поклонением чинам, богатству и положению в обществе. Оно боится, не понимает и ненавидит новые веяния. Фамусов застрял в мещанском мировоззрении прошлого века. Единственное его стремление — найти для дочери зятя с чинами да звездами на груди.

Чацкий же являет собой полную противоположность Павлу Афанасьевичу. Он не только на словах обличает домостроевские устои прошлого, но и всем поведением показывает испорченность старого и мощь нового мировоззрения.

Молчалин же является сверстником Чацкого, но контрастирует с ним в мыслях, целях и поведении. Он прагматичен, двуличен и лицемерен. Превыше всего для него — теплое и денежное местечко. Именно поэтому молодой человек во всем угождает Фамусову, тих и скромен с Софьей.

Мы видим неутешительные результаты слепого следования мертвым догмам без малейшей попытки их осмысления.

Противостоят старым традициям Стародум, Правдин и некоторые другие персонажи. Они отражают стремление нового общества видеть в человеке душу, а не пустую золоченую оболочку.

Правильное и неправильное воспитание

Освещение проблемы в произведениях Пушкина

Сочинения же классиков девятнадцатого века часто полезны молодежи только в глобальном плане. Общие этические и моральные темы, которые затронуты в них, будут актуальными еще не одно столетие.

Александр Сергеевич, скорее всего, не ставил перед собой цель отразить именно этот конфликт, как Толстой и Тургенев. Столкновение поколений является частью повседневности еще со времен первобытных людей. Просто со временем разрыв между родителями и детьми становится все больше. На это влияет прогресс, смена социальных ценностей, глобализация и многие другие факторы.

проблемы взаимоотношений между поколениями

Новый тренировочный вариант №200928 ЕГЭ 2021 по литературе 11 класс с ответами для подготовки к экзамену на 100 баллов от 28.09.2020 (28 сентября 2020 года), вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ ЕГЭ 2021 года.

Ссылка для скачивания тренировочного варианта: скачать

Тренировочный вариант №2 состоит из двух частей, включающих в себя 17 заданий. Часть 1 включает в себя два комплекса заданий. Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).

Второй комплекс заданий относится к анализу лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16).

Решать тренировочный вариант ЕГЭ 2021 по литературе 11 класс №200928 онлайн:

Задания с тренировочного варианта ЕГЭ:

Ответ: драма

Ответ: говорящие

3)Каким термином в литературе обозначается разговор двух или более лиц?

Ответ: диалог

Ответ: комедия

6)Каким термином обозначается авторское пояснение, сопровождающее ход действия в пьесе?

Ответ: ремарка

7)фамилия Молчалина позволяет глубже раскрыть этого персонажа.

Ответ: говорящая характер

8)Как в приведенном диалоге показаны взгляды Чацкого и Молчалина на жизнь?

9)В каких произведениях русской литературы представлены герои с разными жизненными позициями и в чем их можно сопоставить с Чацким и Молчалиным?

10)К какому роду литературы относится приведенное стихотворение Е. Евтушенко?

Ответ: лирика

11)Каким термином в литературе обозначают повтор отдельных звуков или звуковых комплексов в окончаниях двух или нескольких строк стихотворения?

Ответ: рифма

12)Каким термином в литературе обозначается нарушение обычного порядка слов?

Ответ: инверсия

13)Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных Е. А. Евтушенко в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1. эпифора 2. риторический вопрос 3. сравнение 4. инверсия 5. ирония

Ответ: 234

14)Как называется вид рифмовки (АВАВ), использованный Е. А. Евтушенко в приведенном стихотворении?

Ответ: перекрестная

15)О чем размышляет лирический герой стихотворения Е. А. Евтушенко?

16)Какие стихотворения русских поэтов, содержащие размышления о человеческих взаимоотношениях, схожи с данным стихотворением Е. А. Евтушенко и почему?

Тема творчества в русской литературе

Типы проблемных героев в русской литературе

Социально-философская и нравственная проблематика; особенности конфликта (внешний – внутренний); трагический характер конфликта между идеологиями, социальными слоями; психологизм как средство создания центрального образа – персонажа; соотношение теоретических идей и их практического выражения; идея гармонии бытия, всеобщего единства на фоне видимой противоречивости; человечность, гуманизм как главный критерий оценки мыслительной и практической деятельности человека; авторская позиция и формы её выражения.

Кто из русских писателей изображал героев-предпринимателей?

Что сближает старуху Изергиль с героями рассказанных ею историй?

В каких произведениях русской классики изображены типы личности, подобные Данко и Ларре?

Человек и война в русской литературе

Изображение войны как человеческой трагедии; проблема нравственного выбора; психологизм; деромантизация, преодоление парадного представления о войне и воинском подвиге, антиэстетизм; гуманизм; патриотизм.

Сатирические образы в русской литературе

Человек и природа в русской литературе

Соотнесённость природной и человеческой жизни; психологический параллелизм; пейзаж как средство характеристики героев; социальный пейзаж; философский пейзаж; натурфилософия; сюжетообразующая функция пейзажа; символическое значение пейзажа.

Тема дуэли в русской литературе

Кто из русских писателей обращался к теме дуэли?

Тема дуэли интересна писателям прежде всего тем, что позволяет ему создать экстремальную ситуацию, в которой наиболее полно раскрываются социальный конфликт и характер героя; дуэль как поединок непохожих характеров и как поединок идей; психологический анализ личности героя, прошедшего испытание дуэлью.

Образ города в русской литературе

В каких произведениях русской классики город становится предметом художественного изображения?

Мотив сна в русской литературе

Тема отечественной истории в русской литературе


Вовлечённость героев в круговорот социально-исторических событий; высокое чувство ответственности за всё происходящее на земле; любовь к родине; тема исторического пути, вера в могущество России и способность к возрождению; единство лирического героя (героини) и родины; взаимосвязь пути поэта и пути России; историческое осмысление современности; философия истории; взаимосвязь прошлого и настоящего России; лирический герой (героиня): поэт, воин, патриот; исторические параллели; художественная образность.

Читайте также: