Любовь в искусстве сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Тема любви в римской мифологии. Раскрытие эротической темы в искусстве древней Греции. Изображение обнаженного женского тела скульпторами античности. Образ богини Афродиты в творчестве Боттичелли. Сочетание телесности и идеала в произведениях Рубенса.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.03.2014
Размер файла 8,6 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

По мере развития общества любовь наполняется социальным и нравственным содержанием, становясь образцом отношений между людьми.

Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя.

И если человек - центральный объект философии, то тема человеческой любви, взятая во всей ее широте, должна быть одной из ведущих в философских размышлениях.

Любовь как вечное чувство и как вечная тема искусства

Греки создали терминологию любви. Они говорили о любви-эросе, любви чувственной, страстной. Они определяли противоположный тип любви возвышенной, милосердия, жертвенности - агапэ. Они говорили о любви-филии, о любви-дружбе, и о любви-сторге, понятии, обозначающем семейную привязанность. И в самом деле, мы находим огромное количество произведений, которые интерпретируют любовь как необыкновенно разнообразное в своих возможностях чувство.

В этом рельефе Трона Людовизи как раз изображен этот момент, когда из морских пучин подымается прекрасная молодая женщина, ей помогают подняться из воды две нимфы. Они целомудренно держат перед Афродитой платок, который отчасти прикрывает ее. Очень интересны две фигуры, слева и справа, от этого рельефа. Одна из них закутана в одежду, как олицетворение хранительницы очага, а другая - гетера - обнаженная женщина, играющая на флейте. Здесь мы слышим тему любви возвышенной, тему любви чувственной, которая отразилась и в замечательной картине Тициана.

Одним из создателей самых знаменитых образов Афродиты является древнегреческий скульптор Пракситель, он работал в IV веке до нашей эры, и его Афродита Книдская является первым изображением обнаженного женского тела. Эта статуя была очень знаменита, известно огромное количество ее повторений. Уже на этом образе можно видеть, что понятия любви, олицетворенной в богине Афродите, и красоты слиты в античном образе, в классическом, идеальном образе воедино.

Наверное, самым значимым образом Афродиты во всей мировой истории искусств является знаменитая Афродита, или Венера Милосская.

Эта статуя была найдена в 1820-м году на острове Милосе, откуда и получила свое название. Этот образ, который создан во втором веке до нашей эры, эллинистическое время, отличается строгим возвышенным покоем. Она очень интересно представлена. Нижняя часть ее тела, ее бедра задрапированы, и эта драпировка как бы создает некий пьедестал, на котором возвышается фигура женщины. Она полна довольно сложным внутренним движением, все эти повороты ее тела особо подчеркивают жизненность этого образа, а вместе с тем самая постановка фигуры - она возвышает ее над окружающим ее миром. В этом образе есть даже какое-то ощущение недоступности, которое придает, еще в большей мере такую идеальность этому прекрасному образу.

Античное искусство рассматривает любовь в образе богини Афродиты, как приобщение человека к Богу, как некую высшую ценность, как соотносительность человека в любви с мировой космической силой. Аристотель в частности говорит о любви, как об особом состоянии души. Вот это очень сложное соединение какого-то биологического, чувственного начала и духовного начала в любви понимали уже древние греки.

искусство античность эротический рубенс

На картине изображен момент, когда на огромной раковине к берегу приплывает Венера. Это молодая прекрасная женщина, изображенная в полный рост, отчасти прикрывая рукой и волосами свое тело, наклонив голову, она впрямую смотрит на зрителя. Ее взгляд полон такой чистоты, такой нежности, такой грусти, такой погруженности в себя, что сама эротическая тема, которая конечно присутствует в любом изображении обнаженного тела, отступает на дальний план. Перед нами, мы могли бы так сказать, явление неземной красоты.

В эпоху Возрождения возник еще один образ Венеры - Венера, возлегающая на ложе. Этот образ был создан великим венецианским художником эпохи Возрождения Джорджоне.

Женщина изображена в определенном интерьере, у ее ног лежит собачка, знак верности, в ее руках охапка роз.

В картине Рубенса изображена прекрасная, царственной красоты молодая женщина, оживленная, полная каких-то необыкновенных, вот таких рубенсовских живительных сил. В этом полотне с необыкновенной силой проявилась та диалектика, как мы бы сейчас сказали, которой владел Рубенс. Это картина просто апофеоз телесности и вместе с тем та жизненная сила, которой напоена картина, они поднимают ее на высоту опять-таки идеального образа. Вот это сочетание телесности и идеала, причем телесности в самом, высоком, сильном и мощном его проявлении, это особенность и тайна искусства Рубенса.

Обрыв с этими представлениями знаменует творчество Гойи, великого испанца XVIII столетия, но который около двух десятилетий работал и в XIX веке. Всемирной известностью пользуются две его картины

Очень много сил было потрачено в попытках персонифицировать эту модель, совершенно очевидно, что и на той, и на другой картине изображена одна и та же женщина. В ней видели герцогиню Альбу, возлюбленную Гойи. Но в документах начала XIX века они назывались Венерами. Их называли также цыганками.

И именно такова та модель, которая изображена в этих двух картинах. Гойя неоднократно привлекался инквизицией за необычность своих картин. После его смерти эти картины были признаны возмутительными и непристойными.

Нам даже в голову не приходят никакие аллегорические ассоциации, когда мы созерцаем эту прелестную женщину. Это не мифологический, не литературный персонаж. Это современница мастера, обаятельное милое существо с открытым взглядом синих глаз, с пунцовыми губами.

Картины Ренуара, который известен, как признанный мастер женской красоты, замечательная живопись. Он, как никто другой, умел писать обнаженное женское тело, пользуясь легкими прозрачными прорисовками, передающими свечение телесной поверхности.

В ее руках красный веер, который есть обозначение ее королевского рода и вместе с тем это знак обольщения. Дерево - это дерево добра и зла. И здесь Гоген намекает как бы на символику потерянного рая.

Тем более, что за деревом кроется зловещая фигура животного, олицетворяющего дьявола. Этот образ жены короля, экзотической обнаженной красавицы, он вписывается в ту линию возвышенных женских образов, о которых написано выше.

Тема любви действительно оказалась вечной.

Здесь изнемог высоких духов взлет,

Но страсть и волю мне уже стремила,

Как если б колесу дан ровный ход,

Любовь, что движет Солнце и светило.

Источники

5. Мировая культура и искусство: учебное пособие , Садохин А.П., Изд. Юнити-Дана, 2012 г.

6. Иллюстрированная история искусств, Любке В. 1884 г.

Подобные документы

Периодизация культуры Древней Греции и Древнего Рима. Образ человека в древнегреческой и древнеримской культурах. Этапы истории античного искусства. Антропоцентризм и культ тела как яркие черты греческой культуры. Ценности древнеримской культуры.

реферат [42,0 K], добавлен 09.11.2010

Боги Древней Греции: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Апполон, Аид, Арес. Герои: Ахилл, Геракл, Ясон. Изображение богов и героев Древней Греции в литературе и скульптуре. Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами. Главные произведения пергамской школы.

курсовая работа [32,3 K], добавлен 03.11.2013

Рассмотрение феномена любви в культурном и историческом контексте. Описание зарождения и развития любви с начала периода античности до нашего времени. Анализ роли феномена любви в русской культуре, публицистике. Знакомство с прекрасными образами любви.

реферат [32,0 K], добавлен 03.04.2016

Образ Аполлона - одного из главных и древнейших греческих богов в живописи, скульптуре, литературе. Отражение в образе своеобразия греческой мифологии в ее историческом развитии. История любви Аполлона и Дафны, состязание с Марсием, Аполлон и Титий.

презентация [1,2 M], добавлен 18.11.2010

Периодизация древнегреческого и древнеримского искусства, виды искусств: архитектура и скульптура, живопись и керамика, декоративно-прикладное и ювелирное искусство, развитие литературы. Особенности античного искусства, человек как главная его тема.

Читайте также: