На обочине тротуара лежал кусок хлеба сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Оборудование: плакаты с пословицами и поговорками, афоризмы о хлебе, земле. Иллюстрации, фотоснимки, бюллетени, выставка книг о хлебе.

Ход урока

1. Организационная часть (создание трех рабочих групп)

2. Работа по теме.

Индуктор - чтение стихотворения о хлебе

Мы золотые зернышки,
Живем лучистым светом.
Мы дружим, неразлучные.
Мы чистые, струистые,
Мы зерна золотистые,
Мы ветерком провеяны
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны,
Мы людям так нужны.
Отдельно каждый - зернышко,
Маленькое, скромное,
А вместе – хлеб, как солнышко
Страны своей огромной. (Р.Валеева)

Беседа с учащимися:

Как мы относимся к хлебу? Почему некоторые люди небрежны в обращении с хлебом?

3. Творческая работа. Создание текста.

Учащимся предлагаю создать ассоциативные ряды к ключевому слову “хлеб” (обсуждение в группах, все слова соединить, от каждой группы выступает один ученик).

Вывод: “Хлеб - мерило всех ценностей”. (Дети выбирают с плаката афоризм, пословицу или поговорку, который подходит к теме).

4. Работа в группах. (Раздаю текст статьи А.Нуйкина “Кусок хлеба” из методического пособия И.Д.Морозова “Виды изложений и методика их проведения”)

  • 1 группа – определите тему и основную мысль текста, стиль, жанр, дайте подробное описание хлеба и людей;
  • 2 группа – Почему автор выбрал именно это название “Кусок хлеба”.
  • 3 группа – Выполните языковой разбор (глаголы, наречия). Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, которые позволяют глубже раскрыть главную мысль очерка? (метонимия, парцелляция, эпитеты)

Вывод: Это проблемный очерк, в котором ставится очень важная социально-экономическая и морально-этическая проблема бережного отношения к хлебу, уважения к нелегкому, часто героическому труду хлебопашца.

5. Выразительное чтение статьи учителем до слов “Мальчик оглянулся…”

Общее задание группам: Напишите свое мнение по поводу владельца ботинок, который описан более подробно (мальчишка плотный, в спортивной курточке).

Прослушивание работ по группам.

Вывод: Это обращение к молодому поколению. Этому мальчику ничего не стоило нагнуться и поднять хлеб, но он беспечно швырнул его на середину дороги и остался доволен собой.

6. Домашнее задание. Выберите с плаката афоризм, пословицу, поговорку о хлебе и напишите сочинение-рассуждение (использовать весь собранный на уроке материал).

Материалы для урока:

  1. Хлеб – мерило всех ценностей
  2. Каждый человек должен свято относиться к хлебу, к нелегкому труду хлебопашца.
  3. Будет хлеб – будет песня!
  4. Худ обед, коли хлеба нет.
  5. Земля кормит людей, как мать детей.
  6. С хлебом и сила приходит.
  7. Кто землю лелеет, того земля жалеет.
  8. Хлеб – это самый дорогой плод нашей матери-земли и рук человеческих. Хлеб – это державное наше богатство.
  9. Хлеб – всему голова.
  10. Хлеб!
    Это - будни и праздник!
    Хлеб – это сказка и явь.
    Хлеб – это жизни основа,
    Это основа земли!
    Хлеб – это песня и сила,
    Хлеб – это совесть моя! (Арви Сийг)
  11. Хлеб – это нечто большее, чем пища. Он является посредником в дружбе и единении людей. Хлебом – солью народ встречает своих друзей.
  12. Можно думать о хлебе, как о понятии нравственном, ведь “он вместил все – и любовь, и отчаяние, и горе, и счастье” (М.Алексеев)

Кусок хлеба

На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб еще дышит теплым ароматом печи.

Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз – кто знает. Бойкий городской воробей нацелился было отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди…

Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком – и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги.

Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно – удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.

- Грех. Грех-то. Большой грех! – раздалось возле.

Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продубленный солнцем и годами.

Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понес к ближайшему газону:

- Пусть хоть птички поклюют!

Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чем?

Может быть, вспомнил голодное свое детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки! А может быть, вспомнил убитого кулаками мальчишку из продотряда…

Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелегкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(Подготовка к изложению с творческим заданием

по тексту А.Нуйкина «Кусок хлеба)

2. Привлечь внимание учащихся к художественному слову; способствовать воспитанию в подростках лучших нравственных качеств: уважения к людям труда, бережливости, умения ценить хлеб как достояние нации.

3. Развивать эмоциональную сферу человека, формировать умение выражать свои мысли и чувства.

I. Вступительное слово учителя.

ХХ века Михаила Алексеева. Повесть рассказывает о жизни людей деревни. Именно им мы обязаны тем, что на нашем столе ежедневно появляется хлеб - тот продукт, без которого не может существовать человек. Отсюда - название книги.

Как будто вторят ему и слова песни (они записаны на доске, помещены с иллюстрациями на стенде или представлены в виде слайда на экране :

На весенней заре воздух свежий и синий.

Постаревший отец, седину шевеля,

Говорил у крыльца тихим голосом сыну,

Провожая его в первый раз на поля:

«Ты запомни, сынок, золотые слова:

- Как вы думаете, ребята, что это за понятия?

II. Работа с текстом.

1.Слушаем текст. Учитель читает текст. (См. Приложение 1).

2. Попытаемся содержание текста представить в свёрнутом виде,

то есть составить простой план текста.

Может, кто-то даже вспомнит цитаты - слова из текста - для заголовков.

1.Хлеб на обочине тротуара.

5. Горькие воспоминания старика.

6. Старик поклонился труду хлебороба.

План какой части нашей работы мы составили?

Да, это план основной части - изложения. (См. Приложение №2)

3. Речеведческий анализ текста . Тексты лежат перед учениками.

На доске постепенно рисуется (открывается) схема или показывается слайд:

В этом тексте сочетаются разные типы речи:

ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ

Последовательность событий. Перечисление признаков. Мысли.

1.Хлеб на обочине. 1.Хлеб. О хлебе.

2.Люди. 2.Обувь.

3.Мальчишка. 3.Одежда.

4.Старик. 4. Лицо.

- Что же, судя по схеме, составляет главное содержание этого текста?

Да, Хлеб, а точнее - кусок хлеба. О нём рассказывается ,

он описывается , о нём рассуждает старик. Это и будет тема т екста. Она обозначена в заглавии. Заполняем соответствующую строчку в черновике.

- А какую проблему ставит и решает автор?

Да, он ставит вопрос: как люди относятся к хлебу? И отвечает: по - разному.

-А какова идея текста?

К хлебу нужно относиться бережно, как к самому дорогому на земле,

как к святыне.

Эти слова тоже запишем в черновик, они нам будут нужны при написании работы.

- Каким стилем написан текст? Публицистическим.

-А к кому обращает автор свой неравнодушный голос?

Да. к публике, к людям, к их чувствам взывает автор, к их совести.

Он воздействует словом на умы и сердца своих современников.

4. Лексический анализ текста.

- Скажите, какие слова должен употребить писатель-публицист,

чтобы задеть за живое своих читателей, донести до них свои мысли,

то есть выразить идею? (Эмоционально окрашенные).

ХЛЕБ - бесценный продукт, главный продукт.

КРЕСТЬЯНИН - земледелец, землепашец, хлебопашец, хлебороб.

- А теперь снова обратимся к тексту. Здесь много оценочных слов:

«туфельки на тоненьких, как

- Почему автор не говорит о людях? ( Обувь характеризует людей).

-Какие чувства выражает автор этой лексикой?

Какую оценку даёт тому, о чём пишет?

(Рассказывает о равнодушии людей к хлебу, чего быть не должно.)

- В тексте много эмоционально окрашенных предложений:

Прямая речь Не забудьте о знаках препинания!

Последний абзац - авторская речь.

-Что мы можем сказать об авторе?

Это речь неравнодушного человека, чья совесть не позволяет

равнодушно смотреть на это безобразие.

-Запишите эти слова в рабочие материалы.

-Согласны ли вы с автором текста? Как об этом можно сказать?

5.Грамматико - орфографическая работа.

- Запишем на доске и в рабочих материалах:

На обочине тротуара, аппетитная корочка, тёплый аромат,

как футбольный мяч, сдул пыль, нелегко дотянуть, подняв с асфальта.

- Образуйте и запишите действительные причастия прошедшего времени от глаголов, составьте с ними причастные обороты: торопиться на завод ( рабочий), раскапризничаться ( карапуз);

страдательные причастия прошедшего времени от глаголов:

- Употребите с отрицанием глаголы: видать, отходит, сомневаться.

-Раскройте скобки, вставьте буквы: (на) лево и (на) право,

м..рщин.. стый, при..виделось, старуш..ч..и.

III. Работа над содержанием творческого задания.

-Попробуем ответить на вопросы по теме текста.

=Почему люди так равнодушно шли мимо валявшегося на обочине куска хлеба? Спешили на работу, им было не до этого. У них другие, как им кажется, более важные заботы.

=Почему хлеб достоин большего уважения и бережного отношения?

Хлеб достаётся трудно, потом, трудом многих людей.

Об этом мы читаем в тексте упражнения 245 (с.141, Русский язык,

9 кл. под ред. Бархударова и Крючкова).

Читает заранее подготовленный ученик.

Запишем в рабочих материалах главное предложение этого текста:

Это идея текста. Это предложение можно использовать в вашей работе.

-А о чём ещё можно написать в творческом задании? Даётся 3-5 минут для обдумывания, а затем учащиеся высказывают свои соображения.

-Как мы построим своё изложение с творческим заданием? Куда, в какую часть включим сочинённое нами? Во вступление и заключение.

-Озаглавим их и получим сложный план будущей работы. В качестве заголовков можно использовать выписанные вами заранее пословицы о хлебе, поэтические строки, афоризмы. Варианты заголовков?

IV. Работа над эпиграфом.

-Ребята, есть ещё один элемент сочинения, который выражает основную мысль всякой письменной работы. Да, это эпиграф.

-Дайте определение эпиграфа по Словарю литературоведческих терминов.

Материал для эпиграфов - на стенде, и вы предварительно над ним поработали.

V. Повторное чтение текста. Домашнее задание.

Сочинение-рассуждение пишется по небольшим авторским текстам. В отрывке писателя А. Нуйкина приводится рассказ, который затрагивает бережное отношение к хлебу. На основе изучения этого фрагмента ученик должен написать свою работу.

Текст начинается с того, что на обочине дороги лежал кусочек хлеба. Он был с аппетитной корочкой и нежным изломом. Можно было представить, какой чудесный запах от него исходил. Затем автор начинает размышлять, как кусок оказался на улице: его мог выронить рабочий, который торопился на завод, или капризный ребенок.

В этот момент проворный воробей хотел было забрать хлеб, но его спугнули прохожие. Автор уделяет особое внимание перечислению видов их обуви:

Сочинение на тему хлеб всему голова

  • огромные пыльные сапоги;
  • туфли на тонком каблуке;
  • старушечьи чувяки;
  • хорошо начищенные ботинки.

Все это важно для того, чтобы подчеркнуть одну деталь: через кусочек переступали люди разного социального положения. Человек в начищенных ботинках поддел хлеб и пнул его, словно это был футбольный мяч. Так кусочек оказался посреди пыльной дороги. Подобное действие вызвало немало смеха у веснушчатого мальчишки. Все получилось, как он и планировал.

Поступок мужчины резко осудил прохожий дедушка. Он только причитал, что это большой грех. Старик был дряхлым, морщинистым, продубленным солнцем и годами. Он внимательно посмотрел по сторонам, убедился, что машин нет, и медленно пошел к середине дороги. Там он бережно взял кусочек хлеба и сдул с него пылинки, после чего отнес на траву.

Старик бережно положил кусочек и только сказал, что он подойдет в качестве еды для птичек. После этого он погрузился в свои мысли. Возможно, он вспоминал свое голодное детство. В семье их было 8 детей, а работать могла только одна мать. Даже на праздники она добавляла в муку отруби и кору.

Позже он стал свидетелем, как убили мальчика из продотряда. С ним расправились разгневанные кулаки. Старик проявил уважение к хлебу, потому что хорошо знал, какой тяжелый труд у хлебопашцев. Им нужно выращивать пшеницу, собирать зерно, перерабатывать его. Все это делает их ладони мозолистыми, поэтому хлебопашец достоин восхищения.

Последний колосок

Почему хлеб имел такое большое значение в древней Руси, что про него придумали пословицу? Я думаю из-за того, что в древние времена выращивать пшеницу и рожь было трудной задачей. Сначала вспахивали землю — лошадь тащила тяжёлый плуг, а крестьянин направлял её, убирал камни и другие посторонние предметы. Затем поле обрабатывали бороной и засевали семенами.

Раньше редко использовался искусственный полив, в основном злаки получали воду от дождей, поэтому так страшны были засухи — урожай буквально сгорал на корню. Но и обилие осадков плохо сказывалось на полях — под тяжёлыми каплями ливня созревшие колосья падали на землю и начинали гнить.


  1. Вид земли (чернозём, глинистые, песчаные почвы).
  2. Качество обработки почвы — пахота, рыхление, прополка сорняков.
  3. Качество семян.
  4. Количество и время выпадения осадков.
  5. Температура воздуха — ранние или поздние заморозки, очень жаркая погода.

И если, несмотря на все случайности и невзгоды, рожь уродилась — зерно берегли как зеницу ока. На этом трудности не заканчивались — пшеницу нужно было высушить, смолоть в муку и просеять. В работе участвовали взрослые и дети, наши сверстники помогали родителям, а не просиживали штаны за компьютером.

Отрубями кормили скотину, некоторые крестьяне пекли из них лепёшки. Владеть мельницей было очень выгодно и престижно, мукомолы и пекари были одними из самых уважаемых людей на селе.

Пшеничные караваи пекли только по большим праздникам — свадьба, новоселье, рождение ребёнка. Ржаной хлеб был более доступен, его пекли каждый день. В тяжёлые годы засухи и неурожая наступал голод. Многие крестьяне вынуждены были продавать себя в крепостные, чтобы их семья имела возможность есть хлеб.

Аргументы из литературы

Сочинение

Задача ученика не просто пересказать содержание какого-то произведения, а написать объяснение, почему оно подходит к конкретной теме. Он должен хорошо понять, что именно сможет подтвердить его точку зрения. Мало написать, что хлеб наше богатство, нужно аргументировать свою позицию весомыми примерами из литературы.

Главный герой, маленький мальчик, чувствует угрызения совести. Его семья не голодает, поэтому он может нормально питаться. Ему жалко тех людей, его переполняет желание помочь. Постепенно к нему приходит понимание — всем помочь нельзя.

В конце произведения он кормит собаку и объясняет это тем, что животные нуждаются в помощи. Герой вырастает и передает своим детям убеждение о необходимости помогать всему живому. Те рассказывают это своим детям. Такой круговорот добра позволяет сохранить вечные ценности в жизни.

Как писать сочинение

Главный герой, дед Капля, беседует со своим старым другом Самонькой. Старик подчеркивает, что у него очень важная работа и ему нужно охранять собранный урожай. Для него хлеб — это существительное, потому что от него зависит жизнь всех людей. Несмотря на технологии, зерно преодолевает долгий путь, прежде чем попасть на прилавки. За каждой буханкой стоит человеческий труд.

Сочинение на тему хлеб всему голова

Дополнительные примеры

В сочинении разрешено использовать разные пословицы и поговорки, которые относятся к теме работы. В русском языке можно найти немало доказательств того, какое место занимал хлеб в жизни человека.

В народе говорят, что пшеница не будет появляться там, где никто не любит трудиться. Если человек приложит усилия, то у него все получится. Для того чтобы понимать, почему надо беречь хлеб, нужно хорошо представлять, как люди жили. Буханка была важной частью рациона, поэтому в пословицах она называлась божьим даром, отцом, кормильцем.

Ответ


Рассказ довольно хороший он учит нас тому что не ценить такую святую вещь как хлеб большой грех, дедушка поступил правильно ведь он пережил все эти суровые моменты жизни во время войны все люди голодали, и ужасно тяжко трудились ради того чтобы получить хотя бы краюшку хлеба, все проходящие мимо люди поступили грубо говоря по свински, они просто не обращали внимания на этот небольшой кусочек хлеба и вместо того чтобы скормить его голодным птичкам проходили мимо или более того пинали его или наступали на него.

Ответ


Что это значит мог просто сыоткать

Ответ


Политика-неотъемлемая часть развития государства. Единство народа- вера в политику. Политика совершенствуется с каждым днём, но народ выживает своими силами. Политика решает сложные проблемы и спасает страну. Надеюсь столько хватит

Ответ


Белый -беловатый-белизна-белить-побелить-побелка-отбелить-белёный
гармония-дисгармония-гармонировать-гармонический-гармоничность-гармонично-гармоничный

Ответ


Главная мысль в предложении Как много вокруг очень (ч) добрых вещей (в, й), которые честно (ч) нам служат.

Другие вопросы по русскому языку

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Читайте также: