Жить не по лжи сочинение по грозе

Обновлено: 08.07.2024

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Измена, которую можно оправдать

Автор пьесы предлагает поразмышлять читателю над темой измены посредством описания образа главной героини.

Катерина – девушка, воспитанная в свободной, полной любви и доброжелательности атмосфере родительского дома, выходит замуж за Тихона Кабанова и переезжает жить к нему. Но в доме Кабановых главой семейства является не Тихон, мягкий, безвольный, слабохарактерный человек, а его грозная и деспотичная мать – Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха).

Катерина вынуждена смириться со строгими порядками, старинным укладом жизни провинциального городка Калинов, ограниченностью и темнотой домочадцев. Не испытывая любви к своему супругу, молодая женщина мечтает о настоящем, чистом и сильном чувстве.

Знакомство с племянником зажиточного местного купца Дикого Борисом становится роковым для Катерины. Она влюбляется в красивого, хорошо образованного молодого человека, совершенно отличного от Тихона Кабанова. Борис отвечает Катерине взаимностью. Тайна их встреч становится известна родне. Бориса, трусливо оставившего девушку в трудной ситуации, Дикой отправляет в Сибирь. Отчаявшаяся Катерина кончает жизнь самоубийством.

Проанализировав причины, толкнувшие главную героиню произведения на измену, читатель, скорее всего найдет оправдание ее поведению.

Катерина смиренно сносила оскорбления Кабанихи, мужнину боязнь ослушаться мать, жизнь в атмосфере постоянных придирок и унижений.

Проблема самореализации

Портреты из рассказа “Бежин луг” – описание мальчиков (6 класс)

Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, в пору общественного подъема накануне крестьянской реформы, как бы венчала первый этап творческой деятельности Островского, цикл его пьес о “темном царстве”. Эта пьеса была необыкновенно популярна. Драма была поставлена на сценах почти всех театров России: от крупных столичных до театров маленьких, затерянных городишек. И неудивительно, ведь Островский в пьесе показал новую героиню, символизировавшую протест против старого уклада, символизировавшую ростки новой жизни. А именно так пьеса была воспринята общественностью. Даже цензоры восприняли “Грозу” именно как общественную пьесу, так как требовали от Островского вовсе убрать Кабаниху: им почудилось, что Кабаниха пародия на царя, “Николай Павлович в юбке”. По словам В. Лакшина, “Гроза” поразила современников Островского своей “поэтической силой и драматизмом рассказа о судьбе Катерины”. Пьеса была воспринята как обличение купеческих норм нравственности и произвола, господствовавших в стране. Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что судьба Катерины действительно драматична. Она, возможно, сама того не осознавая, протестовала против самодурства и деспотизма общества, в котором жила. Ее добровольная смерть как раз и есть вызов этой самодурной силе. Но возможен ли был иной исход? После некоторых размышлений можно прийти к мнению, что теоретически у Катерины Кабановой все же был выбор. Попробуем проанализировать возможные разрешения конфликта пьесы. Первый и, пожалуй, самый желанный путь — это уехать с Борисом. Именно на это надеется бедная женщина, когда идет на последнее свидание с любимым человеком. Но Борис, этот “образованный Тихон”, не в состоянии отвечать за свои поступки, не в состоянии взвалить ответственность на себя. Он отказывает Катерине. Последняя надежда рушится. Второй путь — получить развод. Но в то время, чтобы получить развод, можно было прождать очень долго, да и нужно было пройти все инстанции, испытать все унижения. Если развод был редок в дворянских семьях (вспомним Анну Каренину), то для купеческой семьи он был просто невозможен. Третий путь — уйти в монастырь. Но мужнюю жену не могли принять в монастырь. Ее бы там все равно отыскали и вернули к мужу. Четвертый и самый страшный путь — путь Катерины Измайловой. Избавиться от мужа и свекрови, убить их. Но не может Катерина Кабанова избрать этот путь, не может причинить другому человеку боль, не может нарушить пятую заповедь “не убий”, так как необыкновенно набожна. Не могла Катерина и жить по принципу Варвары: “Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Натура Катерины не может смириться с ложью. Просто уйти от мужа и вернуться в родительский дом было нельзя, ее бы нашли и вернули, а ее позор лег бы на всю семью. Оставался еще один путь — жить с Тихоном по-прежнему, ведь он ее по-своему любил и простил ее грех. Но могла ли Катерина выслушивать ежедневные понукания и упреки свекрови? Да и главное не в этом. С Борисом Катерина испытала настоящую любовь, познала прелесть близости с любимым человеком, радость находиться в его объятиях. И разве можно после этого жить с нелюбимым мужем, находящимся под каблуком Кабанихи, мужем, который даже не способен защитить жену от оскорблений матери? Конечно же, нет! Полюбив Бориса, Катерина уже не могла любить никого другого. Ее цельная натура, идущая на поводу у чувства, не допускала даже мысли об этом. Она и думать о возвращении в дом Кабановых не могла: “Мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу. В могиле лучше… А об жизни и думать не хочется… И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны. Жить нельзя! Грех!” Таким образом, единственным выходом для Катерины было самоубийство. Такое решение вовсе не слабость, а сила ее характера. Известно, что самоубийство в христианской традиции — величайший грех. Самоубийц хоронят за оградой церкви и не отпевают. Но и это не пугает набожную Катерину. “Молиться не будут? — восклицает она. — Кто любят, тот будет молиться…” Такой душевной одаренности и такой цельности, как у Катерины, одна награда — смерть. Безусловно, Катерина — “луч света в темном царстве”, но с ее смертью он не гаснет. Луч пробил брешь среди грозных туч — мира Диких и Кабаних. Эта брешь- язва в “темном царстве”. Смерть Катерины служит немым упреком как Борису, “слепо покоряющегося воле Дикого”, так и Тихону, “безвольной жертве страха перед матерью”. Катерина заставляет внутренне встрепенуться апатичного Тихона, который в исступлении обвиняет мать: “Вы ее погубили! Вы! Вы!” В. Лакшин писал об этой последней сцене драмы: “Эта, хоть по всей видимости и непрочная, победа перед страхом авторитета составляет содержание едва ли не самой психологически острой и смелой сцены, достойно венчающей всю драму”.

Проблема власти

Жить не по лжи – значит, жить по совести, жить так, чтобы нечего было стыдиться. Русская литература всегда призывала свою читательскую аудиторию к добру. Великая мудрость заключена в творениях народного творчества – в сказках.

Жить по правде призывали и великие русские писатели: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой…
Обратимся к повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.
Провожая на службу своего единственного сына, Петрушу Гринева, его отец дал ему свой отцовский наказ: “Береги платье

снову, а честь смолоду”. Правда старшего Гринева – уверенность в том, что служить надо честно, служить не потому, что есть возможность сделать карьеру по протекции “своего” человека, а служить Родине. Именно поэтому он отправил своего сына не в Петербург (там бы Петруша жил неправедной жизнью столичного военного – пил, играл в карты, прожигал свою жизнь), а в Белогорскую крепость, в глушь, “потянуть лямку”, набраться опыта.
Петруша свято блюдет заветы своего отца, живет он по правде. Правда Петра Гринева – быть преданным присяге, отечеству, не замарать свою честь предательством, малодушием.

Он отказывается переступить свои твердые моральные принципы. Дилемма (жизнь или честь) для него имеет только одно решение: честь – важнее.

Дать присягу самозванцу Пугачеву, сохранив этим самым себе жизнь, а потом жить во лжи, играя лживую роль патриота, в страхе перед разоблачением, – против убеждений Гринева.
Если Швабрин, спасая свою шкуру, дает присягу самозванцу Пугачеву, забыв о чести офицера, то Гринев предпочитает казнь столь лютому унижению. И только счастливое стечение обстоятельств спасло его жизнь. Впрочем, почему счастливое стечение обстоятельств?

Ведь Пугачев помиловал Гринева, памятуя о добром поступке Петра Андреевича, подарившего ему не так давно теплый тулуп и полтину на водку.
У Пугачева тоже есть своя правда, основанная на добре. Вспомним мудрые народные изречения, по которым живет самозванец: “Долг платежом красен”, “Сироток обижать грешно”. И Пугачев придерживается этих принципов: платит добром за добро Гринева, суров со Швабриным, посмевшим обижать сироту Машу. “Кто посмел обижать сироту?”- гневно восклицает Пугачев.

Казнить человека, сделавшего ему добро, позволить обижать беззащитную сироту означает для героя жить во лжи, противоречащей народной правде.
Именно твердые моральные принципы, нежелание и неумение жить во лжи заставили молодую, красивую женщину Катерину Кабанову уйти из жизни, бросившись с обрыва в Волгу.
Сестра мужа, Варвара, пытается убедить Катерину, что надо жить проще, “лишь бы все шито-крыто было”… Катерина, не выдержав гнета домашней тюрьмы, где царствует жестокая Кабаниха и томится, подобно ей, слабовольный муж Тихон, забывший о том, что он – муж, мужчина, – бросается в объятия Бориса. Ей хочется ласки, любви, опоры, сильного чувства…

И не ее вина, что Борис оказался слабым и безвольным человеком.
Катерина – женщина, которая искренне верит в Бога. Семья, семейные ценности, верность мужу – все это для нее святые понятия, имеющие самое прямое отношение к христианству, христианским догмам с их идеей добра, серьезным отношения к институту брака, верности. Катерина не может жить с грехом, который она совершила, изменив данному перед Богом обету быть верной мужу, семейным обязанностям.
Правда Катерины – верить в Бога, иметь чистую совесть, свято хранить верность семье, мужу, радоваться простым вещам (Катерина с тоской вспоминает, как счастлива она была в родном доме, когда гуляла по саду, ухаживала за цветами, ходила в церковь, беседовала с богомолками – странницами), любить близких – несовместима с ее грехом, преступлением, с ее любовью к человеку, с которым она не венчана в церкви. Поэтому Катерина предпочла смерть.
Остаться жить в этом страшном доме-тюрьме, где “все как будто из-под палки”, обманывать мужа, жить с осознанием своей греховности, моральной нечистоплотности, то есть, жить во лжи – это не для чистой души Катерины…
Хочется поговорить еще об одной правде, которую защищает герой “Песни про купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова купец Степан Парамонович Калашников. Опричник Кирибеевич, воспользовавшись своим привилегированным положением, “опозорил, осрамил” в церкви венчанную женщину…
Купец Калашников, муж Алены Дмитриевны, воспринимает это как страшный позор, оскорбление, как попирание божеских законов, утверждавших святость любви и брака. Церемония венчания наполнена для него глубочайшим смыслом. “Не на то пред святыми иконами мы с тобой, жена, обручалися”- говорит он. Степан Парамонович отомстил за честь своей жены, своей семьи.
Гораздо проще Степану Парамоновичу было бы затаить в себе свою боль, обиду, не рисковать своим благополучием, поскольку обидчик его – человек, близкий царю, человек, пользующийся милостью, расположением государя… Степана Парамоновича не остановило это обстоятельство, не испугало, что он может поплатиться за свое мужество, за свое желание отстоять народную правду. Жить с этим оскорблением, с осознанием того, что попрана честь, жить во лжи – это не для Степана Парамоновича…
Герой Лермонтова поплатился за этот мужественный поступок свой жизнью… Когда царь – батюшка, Иван Грозный, спросил Калашникова, ” за что про что” он убил его “верного слугу Кирибеевича”, Калашников не рассказал Ивану Васильевичу, что это была единственная возможность защитить честь семьи… Он предпочел казнь.
Жить не во лжи – значит жить по правде. Конечно, каждый из героев (Гринев, Катерина, Калашников) защищает свою правду, но есть у них и что-то общее – стремление иметь чистую совесть.

Ваш результат:

Проблема власти

Проблема любви

Конфликт старого и нового

Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе” . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие.
Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма “Гроза”. Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: “Нет, смеялась только”.
Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: “Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду… ” Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов.
Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.
Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей.

Драма “Гроза” является одной из вершин творчества А.Н. Островского. В этом произведении драматургу удалось осветить неторопливую жизнь провинциального городка, раскрыть зрителю его тайны. Как и во многих других произведениях Островского, в “Гроза” присутствует очень широкая тематика и проблематика, автор проникает в самую суть противоречий и конфликтов.
Изображение народного характера занимает особое место в произведениях Островского. Ведь он родоначальник истинно русского театра, он впервые вывел на подмостки не столичных дворян, как это с успехом делал А.С. Грибоедов, а провинциальных мещан, купцов, обитателей захолустного волжского городка. И в этих пьесах раскрылась душа народа, его характер. Так как же показывает Островский народный характер, какими чертами наделяет его?
Конечно, в первую очередь привлекает образ Катерины. Это очень сложный характер, он совмещает в себе многие, порой противоречивые черты. Это центральное действующее лицо, ведь именно в душе Катерины родилось то самое противоречие, на котором построено действие. Нельзя сказать, что Катерина исключительно положительная героиня, но несомненно то, что она любимая героиня Островского.
Прежде всего, образ Катерины – символ горькой доли угнетенного народа. С сочувствием, а порой и с гневом зритель следит за нелегкой судьбой Катерины. Он понимает, что за ней стоят миллионы других таких же обездоленных женщин и мужчин, вынужденных в одиночку бороться с несправедливым и жестоким миром. И не всегда это противостояние заканчивается добровольной смертью не покорившегося человека, чаще всего устои общества ломают души людей, делают их моральными калеками, что гораздо страшнее.
С другой стороны, в образе Катерины нашла отражение удивительная способность русского человека к беззаветной страсти и преданности. Возможно, Катерина понимает, что Борис не достоин ее, что это не тот человек, с которым умная девушка решилась бы связать свою жизнь. Но в этом-то и есть отличительная черта народного характера: Катерина любит не головой, а сердцем. Она предана Борису, хочет видеть его каждый день возле себя и быть счастливой, а когда узнает о невозможности этого счастья, находит в себе силы одним ударом разорвать связи с опостылевшим миром, миром без любви.
В то же время в Катерине развито чувство морального долга, покорности традициям. Она понимает, что совершила страшный грех, и разрывается между любовью и долгом, любимым человеком и постылым мужем. Сознание того, что ее мир разрушился, что она сломала устои, приводит ее в ужас. Ей даже не приходит в голову мысль, что она не виновата в том, что полюбила. Выше всего на свете Катерина ставит патриархальные устои семьи, благоговеет перед мужем и свекровью. Для нее долг выше чувств, это яркий пример самопожертвования русского народа.
Вообще, Катерина – сильный характер. Но ее беда в том, что веками устанавливавшиеся патриархальные нормы подчиняют себе ее волю, диктуют принципы жизни и в итоге ломают судьбе. Это самобытный образ благородной, но невежественной женщины. То, что Катерина боится грозы, говорит не в ее пользу. Она боится наказания за то, что смела полюбить кого-то, ей даже не приходит в голову идея абсурдности такого наказания, она подчинена лишь традициям и не видит ничего, кроме них.
Хотя, конечно, образ Кабанихи противопоставляется образу Катерины, но в то же время у них очень много общего. В первую очередь это власть над ними патриархальных устоев общества и семьи. Но только Катерина боится этих устоев, а Кабаниха пытается их удержать, сама не зная зачем. Кабаниха – символ самодурства. Она почитает себя хранительницей семейных традиций и, не думая, осуждает выпад Катерины против них. В то же время жесткая Кабаниха верит в сказки и предания, что является признаком простодушия русского купечества. Островский использует сцену общения Кабанихи со странницей Феклушей, чтобы показать, как еще далек народ от рационального познания мира. Ощущение темноты усиливается путем использования автором архаизмов и просторечий.
Еще одна черта народного характера, показанная в “Грозе”, – твердая вера в будущее, в добро, этакий неиссякаемый народный оптимизм. Символом этого является образ умного и простодушного Кулигина. Талантливый механик-самоучка мечтает делать добро, не подозревая, что до крайности наивен. В изображении Кулигина проскальзывает ирония, но то, над чем не смеет смеяться Островский, – эта такая же наивная, но необыкновенно глубокая любовь Кулигина к родине. Автор преклоняется перед простым человеком с такой большой душой.
Также драматургу удалось передать решительность русского человека, его способность очертя голову броситься в омут, не думая о последствиях. Кроме Катерины, никто не бунтует в открытую, но и Варвара, и Кудряш, и даже Тихон находят способ хоть изредка оторваться от ненавистной диктатуры самодуров, их протест тоже очевиден, хотя и не столь силен, как у Катерины. И возвращение их обратно еще более мучительно. Однако автор оставляет надежду, что смелый поступок Катерины даст им силы окончательно освободиться из сетей ненужных и уничтожающих традиций.
Все эти образы помогают Островскому раскрыть уникальный характер русского человека. Некоторые его качества положительны, например, доброта, вера в счастливое будущее, а некоторые разрушительны – самодурство, насильное насаждение жестких патриархальных устоев, но в целом в “Грозе” показана трагедия не одного человека, а всего народа, не только Катерины, но и Варвары, вынужденной встречаться с любимым человеком тайком, и Кулигина, оторванного от реальности, и Тихона, не имеющего права на собственное мнение, и даже Кабанихи, привычный мир которой рушится на глазах. Автор понимает и жалеет всех своих героев, каждого по-своему несчастного.
“Гроза” – яркая иллюстрация народной жизни. Островский отразил самобытность народного характера, осветил его хорошие и плохие стороны, вывел целую галерею ярких персонажей.

School-литера

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Островский
  4. Трагедия совести в пьесе Гроза

В своем произведении Островский описал купеческую семью, в которой дочь Екатерина росла в достатке. Родители разрешали Екатерине делать самостоятельный выбор, и она в праве была делать, то, что она хочет. Девушке предоставили полную свободу, и она росла в семье, где царит любовь и уважение друг к другу. Екатерина выросла очень честной и достойной девушкой. Она сохранила в себе самые хорошие человеческие качества. Екатерина трепетно относилась к религии и всегда молилась. Девушка видела все прекрасное в молитвах.

Когда Екатерина выходит замуж, то попадает в семью мужа, которая полная противоположность ее семье. Там правила всем купчиха Кабаниха. Она очень любила властвовать над всеми и считала, что страх это самый хороший предмет управления. Екатерине пришлось нелегко, ведь девушка, привыкшая к свободе, теперь вынуждена подчиняться. В семье мужа Екатерины все были безвольными и бездушными. Девушку постоянно обижали, и она хотела найти помощи у мужа, но он, к сожалению боялся свою мать и не поддержал Екатерину.

Девушка чувствует себя одинокой и нелюбимой и влюбляется в племянника Бориса. Любовь к Борису дает Екатерине крылья и легкость, которой ей так давно не хватало. В какой-то момент Екатерина стала ощущать себя грешницей и угрызения совести ее мучали до последнего дня жизни. Она осознавала, что нельзя замужней девушке так себя бездумно вести, но ничего не могла с этим поделать.

Катерину начинает мучать совесть, и она говорит о том, что скоро умрет. Она мучается от того что ей приходится всех обманывать, ведь ее любовь к мужу это вранье. Девушка до последнего мучается и считает себя грешницей, ведь Екатерина очень требовательна к себе. Во время грозы Екатерина собирается, покается, потому считает, что разгневала Бога. Она не боится, что гроза ее убьет, а боится, что умрет грешницей. Девушка решает покончить жизнь самоубийством и таким образом очистится от греха. После смерти Екатерины в семье Кабанихи все рушится. С под гнета Кабанихи потихоньку начинают выбираться Варвара и Тихон. Смерть девушки прошла недаром, она освобождает себя от земных мучений.

Сочинение Трагедия совести в произведение Гроза

В произведении описывается жизнь одной из русских купеческих семей провинциального городка.

Главная героиня пьесы – Катерина, скромная девушка, выросшая в атмосфере родительской любви и свободомыслия, стремящаяся к духовному совершенству и имеющая честную и прямую натуру. Девушка не приемлет ложь и пытается найти высшее совершенство увлекаясь ежедневными молитвами.

Катерина, выйдя замуж за сына купчихи Кабанихи, попадает в абсолютно иные жизненные условия, поскольку оказывается под гнетом жестокой и бездушной свекрови, славящейся своим самодурством и издевательствами над близкими. Бессердечная Кабаниха использует в давлении на домочадцев ее властное оружие – страх, который, по ее мнению, составляет основу взаимоотношений в семье.

Муж Катерины, Тихон, с детства находящийся в роли безвольного сына своей властной мамаши, не пытается защитить жену от нападок Кабанихи, покорно выносит измывательства матери и по отношению к себе, и по отношению к Катерине. Позиция Тихона, не желающего противостоять жестокости Кабанихи, лишь усиливает драматизм положения Катерины в семье.

Девушка вынуждена существовать в обстановке притворства, жестоких нравов, лжи, в полном одиночестве, ощущая душевные страдания и муки.

Утешением в несчастной жизни Катерины становится ее влюбленность в молодого человека, племянника зажиточного купца Дикого, Бориса. Любовь к мужчине окрыляет девушку, которая испытывает ощущение эмоционального подъема, возвышения над земными проблемами, представляя себя вольной птицей с расправленными крыльями. Но охватившее Катерину чувство любви заставляет впоследствии девушку испытывать муки совести, считая себя падшей грешницей, обманувшей собственного мужа. Женщина осознает приближение трагического конца, катастрофы, предчувствуя беду.

Не выдержав душевной боли и жаждав избавиться от совестных страданий, Катерина решается открыться Тихону и просит у него покаяния. Возлюбленный Борис отвергает девушку, советуя ей покориться выбранной женской доле.

Понимая, что ее жизнь закончена, впереди лишь кара господняя, Катерина совершает самоубийство, выбрав его в качестве единственного способа избавления от нравственных и душевных мук.

Муки совести одолевают не только главную героиню пьесы. После ее гибели совесть начинает мучить и ее мужа, поскольку Тихон понимает, что именно Кабаниха виновна в случившейся с Катериной трагедии, и с гневом высказывает матери накопившуюся в душе мучительную боль.

Поступок Катерины послужил причиной изменения сложившихся устоев купеческого дома: сестра Тихона Варвара покидает родной дом в надежде обрести свободу от опостылевшей матери, Тихон перестает быть серой безмолвной мышью перед Кабанихой, а сама купчиха начинает ощущать постепенное падение своего авторитета перед домочадцами, прислугой и вынуждена провести остаток своей жизни в монастыре.

Повествуя о судьбе молодой русской женщины, стремящейся к свободе, любви, правде, писатель раскрывает силу женской натуры, не смирившейся и неспособной к жизни во лжи и притворстве, и познавшей трагедию совести.

Другие сочинения: ← Темное царство в пьесе Гроза↑ ОстровскийТрагедия Катерины в драме Гроза →

  • Автор: А. Н. Островский
  • Произведение: Гроза
  • Это сочинение списано 67 492 раз

Посмотрите эти сочинения

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

Читайте также: