В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений сочинение

Обновлено: 01.07.2024

Крещение Руси, а точнее — начало процесса христианизации восточнославянских земель, традиционно связывается со временем правления в Киеве князя Владимира Святославича, с его внутри- и внешнеполитической деятельностью. Однако большое значение при принятии решения о крещении, в частности, полянской земли имело мнение киевлян: в городе собралось вече, которое выразило свое согласие на совершение этого акта. Однако даже в пределах полянской общины принятие новой веры не было безболезненным.

Переход к монотеистической религии был не первой попыткой князя Владимира укрепить единство Древнерусского государства и власть киевского князя над ним. Незадолго до принятия христианства по византийскому образцу Владимир предпринял попытку религиозной реформы, направленной на создание общегосударственного пантеона из наиболее почитаемых племенных богов восточных славян и соседних с ними племен.

2. Укажите дату проведения религиозной (языческой) реформы. Подумайте о причинах превращения племенных культов в общегосударственные в ходе религиозной реформы. Напишите не менее трех таких причин.

3. Объясните, почему иноплеменные божества воспринимались в Киеве с высокой степенью терпимости. Приведите не менее одного примера из всеобщей истории восприятия покорителями религиозных культов побежденных народов.

Пояснение . 1) Могут быть названы: Дажьбог, Хорс — солнце, Стрибог — ветер, Мокошь — земля, плодородие, Семаргл — семена и посевы. Возможно также упоминание Велеса — скот.

2) 980 г. Могут быть названы: 1) с начала Х в. киевские князья предпринимали военные походы для установления контроля над восточнославянскими союзами племен. Князья и в целом киевская (полянская) община были заинтересованы в сохранении и упрочении своего господства над этими племенами, чему способствовало признание и почитание божеств покоренных племен; 2) в то же время происходившее в Х в. разложение родоплеменных связей, на которых во многом базировалось господство Киева, вело к ослаблению центральной власти, поэтому важно было превратить стольный город не только в политический, но и в религиозный центр всех подвластных племен; 3) покоренные племена продолжали оказывать сопротивление Киеву, поэтому политика киевских князей в отношении этих племен со временем становится более гибкой, особенно после гибели в 945 г. князя Игоря; 4) создание общего святилища всех племен, подвластных киевским князьям, во главе с Перуном (киевским божеством) было идеологической акцией и символизировало единство этих племен.

Наш гость — один из создателей Исторического парка, лауреат Государственной премии в области культуры, член наблюдательного совета Международного общественного Фонда культуры и образования, историк и писатель Александр Леонидович Мясников.

— Уважаемый Александр Леонидович, расскажите, пожалуйста, о том, как пятидневная выставка, посвященная династии Романовых, превратилась в самый масштабный экспозиционный проект в России.
— Всё случилось неожиданно, как, впрочем, и многое важное в жизни. В этом, согласитесь, и вся ее прелесть!

— Приведите, пожалуйста, какой-нибудь пример…
— Что мы знаем о героях Отечественной войны 1812 года? Любой школьник сразу назовет имя Кутузова. Я тоже, проходя в детстве мимо Казанского собора, не понимал, почему там стоят два памятника? С ¬Кутузовым всё ясно, но этот второй, Барклай-де-Толли, — это вообще кто? И только когда я заинтересовался собы¬тиями того времени, то узнал, что эта война была единственной в истории войной, выигранной военной разведкой. А русскую военную разведку создал Барклай-де-Толли. Именно он сумел заставить Наполеона играть по русским правилам. Это военному министру Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли удалось обмануть Наполеона, заманить его вглубь страны и в конце концов разбить самую сильную армию Европы того времени. Чтобы было понятнее, обратимся к цифрам: 12 июня 1812 года в Россию вторглась 600-тысячная армия. На Рождество, 25 декабря того же года, ее пределы покинули 30 тысяч человек. И когда вы рассказываете об этом людям, они по-другому воспринимают историю. И даже, наверное, и себя в истории.

— В историческом парке вы пока остановились на событиях до 2016 г.?
— Нет, история уже охватывает и события последних лет. Нам вообще с самого начала было очень важно, чтобы в нашем изложении не был пропущен ни один год, ни один, пусть даже небольшой, период ¬вообще. В школьных учебниках имеют место изрядные временные лакуны, а ведь в истории всё взаимосвязано, одно вытекает из другого. Не надо рассказывать людям, что важно, а что не важно с чьей-то точки зрения. Нужно рассказывать обо всем. Люди сами сделают выводы и сами оценят.

— Все добавления и новшества в экспозиции делаются в избранном вами мультимедийном формате?
— Конечно, ведь мультимедийный формат позволяет делать удивительную вещь — разместить любое количество информации. Это то, что невозможно сделать в классическом музее, хотя сейчас многие из них используют мультимедийные технологии. У нас нет исторических артефактов, зато у нас есть отсканированные фотографии и документы, наши электронные книги можно полистать, и их страницы оживают на глазах. А под стекло в музее можно положить книгу, навсегда раскрытую на одной странице. Я не против музеев, люди должны видеть артефакты, экспонаты, но мультимедийный формат предоставляет куда большие возможности для познания и восприятия.

Эта знаменитая фраза Василия Осиповича Ключевского приходит на ум, когда подумаешь о фактах уничтожения российской деревни за последнее столетие . Некоторые говорят: деревня была отсталая, и её уничтожение - прогресс. Думаю, что лучше быть отсталым, но живым, чем прогрессивным, но мертвым. Дело в том, что деревня - место воспроизводства генофонда популяции нации. В этом смысле современный город - место утилизации, но никак не расширенного воспроизводства генофонда нации. Как только умрет деревня, через несколько поколений умрет и Россия!

После революции три факта уничтожили русскую деревню.
Первый факт - коллективизация и уничтожившего кулаков. За счет этого ресурса была создана советская промышленность и удалось выиграть в Великой отечественной войне. Это понимают все, и одни за это Сталина хвалят, другие - ругают.
Второй факт связан с Хрущевым, уничтожившим "неперспективные" деревни. За счет этого СССР создал крупные сельхозпредприятия и мог противостоять в холодной войне, но в итоге не сумел избежать поражения при Горбачеве. Этот факт осмысливают в нашей стране лишь некоторые.
Третий факт связан с Чубайсом, проведшим реформу энергетики страны. Этот факт в России понимают лишь несколько человек. Академик Ярёменко писал, что советское общество составляет многоукладую пирамиду, на вершине которой - постиндустриальный уклад закрытых городов и академгородков, в середине - промышленность, ниже - добывающая промышленнось, а в основании - аграрный сектор, за счет эксплуатации которого держатся все остальные слои этой пирамиды. Энергетика в СССР несла инфраструктурную, а не рыночную функцию, поддерживая низкими ценами на энергию, в том числе, и сельское хозяйство.
Как только Чубайс провел реформу энергетики и приватизацию, этот базисный уклад сразу стал нерентабельным и рухнул, а вместе с ним окончательно рухнули российская деревня и вся многоукладная хозяйственная пирамида. Остались лишь несколько сёл старообрядцев, которые не были интегрированы в экономику страны. Теперь демографическая проблема решается только за счет мигрантов и разрушения русской идентичности.
Се есть не факты, а смысл явления, которое называется "Некомпетентность новой элиты как фактор разрушения России".

26 декабря (14 декабря ст. ст.) 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге произошло событие, которое с полным на то основанием можно отнести к разряду самых драматических в истории России - большая группа русских офицеров, героев Отечественной войны 1812 г., участников Заграничных походов Русской армии, многие из которых состояли к тому же на службе в гвардейских частях, вывела на площадь свои полки и попыталась совершить государственный переворот. В дальнейшем это отчаянное, заранее обреченное на провал выступление, основными целями которого были упразднение самодержавия (что выливалось бы в кровавую военную диктатуру) и отмена крепостного права, именовалось восстанием декабристов. По сути же своей это был антиправительственный заговор членов всевозможных тайных обществ, во главе которого стояли люди из высшего света, дворяне, выходцы едва ли не из самых знатных русских фамилий, вовсе не чуждые идей франк-масонства.
О восстании декабристов написаны сотни страниц научных трудов, события этого дня нашли впоследствии своё отражение и в художественной литературе. А советское время они легли в основу сюжетов двух кинофильмов - "Декабристы" и "Звезда пленительного счастья".
Через самое короткое время после подавления этого выступления в Департаменте полиции была составлена справка, которая официально определила число жертв восстания декабристов в следующих цифрах:

При возмущении 14 декабря 1825 года было убито народа:
генералов — 1,
штаб-офицеров — 1,
обер-офицеров разных полков — 17,
нижних чинов лейб-гвардии — 282,
во фраках и шинелях — 39,
женского пола — 79,
малолетних — 150,
черни — 903.
Итого — 1271 человек.

Генералом, упомянутым в справке, был герой Отечественной войны 1812 г. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга М.А. Милорадович, получивший в тот несчастный для него день два смертельных ранения - пулей и штыком. Стало быть, на лицо ещё и уголовно наказуемое преступление. Уже сам факт военного мятежа был нарушением Основных законов Империи, том числе и в части, касающейся самой особы Императора, которая "священна и неприкосновенна".
Одним словом, об этом восстании на сегодня известно практически всё и до мельчайших подробностей - поименный состав его участников, расположение воинских частей на Сенатской площади и их движение по минутам и т. д.
В результате, к следствию было привлечено 579 человек, пятерых повесили (Пестеля, Рылеева, Каховского, Муравьёва-Апостола, Бестужева-Рюмина). Кажется, именно тогда в русский обиход прочно вошло четверостишие, злая эпиграмма, героем которой стал новоиспеченный Император:

С головы до ног - дубина,
С ног до головы - скотина,
Немного процарствовал, но много начудесил -
Сто двадцать пять в Сибирь сослал, и пятерых повесил.

Нам остаётся лишь предоставить слово самому "виновнику торжества", Императору Николаю I, который в тот день в отчаянии писал брату Константину: "Ваша воля исполнена: я - Император, но какою ценою, Боже мой! Ценою крови моих подданных!. "

Сенатская площадь 14 декабря 1825 г.

Санкт-Петербург. Сенатская площадь 14 декабря 1825 года. Рисунок Кольмана из кабинета графа Бенкендорфа в Фалле.

Читайте также: