В чем трагедия германа в пиковой даме сочинение рассуждение

Обновлено: 05.07.2024

По характеру Герман игрок и авантюрист, однако, до откровения Томского, никогда ранее не сидел за игральным столом. Стремление к быстрому обогащению и страстная натура авантюриста с подвигнут героя к глупому поступку.

Герман — человек, который постоянно чем-то интересуется и увлекается. В попытках улучшить своё финансовое положение, Герман пытается узнать секрет трех карт, которые приблизят его к мечте. Он не может более думать ни о чем, им движет азарт и алчность. Эти пагубные черты характера в конечном итоге губят Германа. Решив, во что бы то ни было, разузнать тайну трех карт, герой пускается во все тяжкие: соблазняет молодую девушку, к которой не испытывает ни малейшего влечения и даже угрожает пожилой женщине. Последняя, к слову, умирает от страха, но это не очень заботит героя. Герман становится одержимым: его навязчивая идея фикс не позволяет герою трезво смотреть на окружающий и мир и адекватно мыслить.

Судьба героя трагична, так как он в итоге сходит с ума. Молодой инженер хотел просто быть счастливым и богатым человеком. Он мечтал тратить деньги по желанию, не ущемлять себя ни в чем, жить беззаботно, как его друзья. Однако его методы достижения счастья оказались непродуктивными, потому как циничность, безжалостность, чрезмерный азарт и алчность ни к чему хорошему не приводят.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Графа в повести Выстрел↑ ПушкинОбраз и характеристика Дуни в повести Станционный смотритель →

Главные герои

Германн

Графиня Анна Федотовна

Лизавета Ивановна

Томский, внук старой графини

Презентация на тему: Пиковая Дама. Характеристика Германа

Второстепенные персонажи

Граф Сен-Жермен

Чаплицкий

В повести “Пиковая дама” герои подобраны Пушкиным с искусством настоящего ювелира художественного слова. Все они, за исключением одного, живут богатой светской жизнью. Центральный же персонаж – Германн – относится к среднему классу, он яростно желает разбогатеть. Молодой человек готов предложить старой графине стать её любовником, жажда денег побеждает разум и здравый смысл. Характеристика персонажей и анализ произведения могут быть полезны для читательского дневника, подготовки к сочинению.

Проблемы

Проблематика богата, но мы перечислим только основные проблемы:

  1. Алчность разрушает внутренний мир главного героя. Жажда богатства толкает его на самые ужасные поступки: обман, лицемерие, угрозы и убийство. Германн, сам того не понимая, переходит на сторону Дьявола. Мы видим, что он готов идти по головам ради своей ложной мечты. Внутренние монологи героя до и после преступления ещё ярче раскрывают этапы очерствения его души и помрачения рассудка.
  2. Двуличие и лицемерие. В обществе Германн пытается выставить себя скромным тружеником, который презирает риск, а на деле он поиграл бы, но у него просто нет денег. Также он хочет казаться богаче и значительнее, чем есть на самом деле. Это мучительное несоответствие желаемого и действительного губит молодого человека, он становится все более лицемерным и скрытным. Если бы у него не было утомительной обязанности отыгрывать роль, пускать пыль в глаза, персонаж не стал бы ставить свое будущее на кон.
  3. Равнодушие. Все герои безразличны к судьбе друг друга, поэтому у каждого из них нет никого, кроме себя. Все остальные люди (их родственники и друзья, даже кавалеры) преследуют только меркантильные цели, только это их вместе и удерживает. Но, по сути, Лизе наплевать на графиню, что взаимно, а Германну наплевать на них обеих. Да и все высшее общество пронизано равнодушием, так что судьба человека считается за их игральным столом самой ничтожной разменной монетой.

Известные арии и номера

Из первого действия —

Из второго действия —

Из третьего действия —

История создания

Вторую картину либретто кончил. Общим видом этой картины я ужасно доволен Если бы ты написал на это музыку, с каким удесятеренным старанием я кропал бы мои стихи![1].

…я мало-помалу начал чувствовать неотложную потребность заняться в виде отдыха своим настоящим делом, т. е. сочинением. А тут, как нарочно, И. А. Всеволожский усиленно стал просить меня заняться сочинением оперы на сюжет Пиковой дамы.
Либретто было уже прежде того сделано ни кем иным, как моим братом Модестом Я его прочел, оно мне понравилось, и вот в один прекрасный день я решил бросить все, т. е. и Петербург и Москву, и многие города в Германии, Бельгии и Франции, куда имел приглашение на концерты, и уехать куда-нибудь за границу, дабы без помехи работать[2].

19 января 1890 года во Флоренции Чайковский начал сочинять оперу. Процесс её создания шёл необычайно быстро: клавираусцуг оперы был закончен 6 апреля, а к 8 июня того же года была завершена вся партитура. В процессе композиции Чайковский редактировал либретто, и сам написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии (Елецкого, во втором акте и Лизы — в третьем). Позднее, работая совместно с Николаем Фигнером, тенором, который должен был исполнять главную роль в опере, Чайковский вставил в седьмую картину застольную песню (арию) Германа, и сделал новую редакцию его предсмертного ариозо.

Мировая премьера оперы состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 19 декабря 1890 года. Дирижировал Эдуард Направник.

  • 11 октября 1892 года — первая постановка за пределами России, премьера в Праге (исполнялась на чешском в переводе В. Новотного)
  • 1902 — первая постановка в Вене, Венская государственная опера, дирижёр Густав Малер
  • 1904 — постановка в Большом театре (Москва), за дирижёрским пультом — Сергей Рахманинов
  • 5 марта 1910 года — первая постановка в США, Нью-Йорк, дирижёр Густав Малер (исполнялась на немецком)
  • 29 мая 1915 года — первая постановка в Великобритании, Лондон (исполнялась на русском языке)

Чему учит произведение?

Автор хотел научить своих читателей тому, что вне зависимости от ситуации нужно сохранять чистые помыслы. Ведь важнее всегда то, что у тебя в душе, а не то количество материальных благ, которыми ты владеешь. Поиски постоянной наживы и выгоды очерняют человека изнутри, не предоставляя ему ничего взамен. Вывод прост: нужно обогащаться духовно и интеллектуально, тогда и деньги, и уважение придут сами собой.

Также автор заложил мораль, которая была бы полезна и ему самому: нужно держаться подальше от игрального стола или хотя бы не испытывать удачу бесконечно. Шальные деньги не принесут счастья и устойчивого положения, ведь куда важнее богатства в обществе авторитет, который приобретается годами кропотливой работы. Баловень судьбы так и останется в глазах людей выскочкой, и никто не будет действительно уважать его, ибо не за что.

Германн имел честолюбивую, тщеславную и эгоистичную натуру. Он задался целью основательно улучшить собственное материальное благополучие. Молодой человек пытается накопить капитал, стараясь не тратить средства впустую.

Далее события развивались следующим образом: карточный секрет – заветную комбинацию из 3 карт, Германн увидел во сне. И во сне молодой человек в обмен на то дал обещание графине Томской взять в жены Лизавету. Но, получив желаемое, герой тут же забыл о своей клятве, снова поступая подло. Азарт взял верх над его разумом, он с головой окунулся в игру и, воспользовавшись своей тайной, сделал нищими многих игровых партнеров. Его нечестная игра всегда приводила к выигрышу. Но за свои низкие поступки он был наказан. Однажды он все проиграл и оказался в психиатрической лечебнице. Исходя из всего этого, можно говорить о том, что главный герой – персонаж отрицательный. Он злодей, а не жертва, потому что совершил по отношению к своему окружению много плохого и за свои деяния не чувствовал никаких угрызений совести.

Но, если все же предположить, что Германн является жертвой, а не злодеем, то можно утверждать, что он жертва собственного легкомыслия и страсти. Персонаж был просто одержим идеей – разбогатеть любым способом, неважно каким – честным или бесчестным. Он совершенно забыл о здравомыслии, о разумном подходе к достижению жизненной цели, дав одержать верх азарту и страстям над разумом. Если бы герой мыслил здраво, то он бы не был так абсолютно уверен в выигрыше, понимал бы, что в игре всегда есть вероятность и поражения, проигрыша, и что на секрет из 3 карт нельзя всецело полагаться. А везучесть карточной комбинации – тройка, семерка, туз объясняется бытующей в народе легендой.

Исходя из всего сказанного, можно подвести итог, что главного героя автор показал и в роли злодея, и в роли жертвы. Он становится виновником смерти графини Анны Федоровны Томской, обманывает Лизавету, мошенничает в игре. Все это он совершает ради единственной в жизни цели – стать богатым. Его жадность берет верх над всеми порядочными человеческими качествами и чувствами. Он оказывается в плену у собственной алчности. Именно это отрицательное качество губит героя как личность и становится причиной трагической стороны его жизни.

Своим произведением А.С. Пушкин хотел дать понять читателям, что жажда наживы, превратившаяся в алчность, ни до чего хорошего человека не доведет.

Характер

Сравнение с Мефистофелем тоже не случайно. Молодой человек искушал невинную девушку, чтобы добиться своей цели. Он на самом деле совершил три злодейства, только чуть позже, чем думал Томский.

Во-первых, мужчина ставил под удар честь Лизы, воспитанницы графини Анны Федотовны, не только забрасывая её письмами, но и придя ночью к ней в комнату.

Во-вторых, он как вор проник в чужой дом под покровом ночи с недобрыми намерениями.

Сумасшествие

Последней каплей, которая поставила точку в его горячечном мозгу, был проигрыш. Герман поставил на карту всё: совесть, честь, последние деньги, в конце концов, стал невольным убийцей. Его психика не выдержала такого напряжение, результат — сумасшедший дом.

Заключение


Пример сочинения на тему: Герман - злодей или жертва?

Герман имел честолюбивую, тщеславную и эгоистичную натуру. Он задался целью основательно улучшить собственное материальное благополучие. Молодой человек пытается накопить капитал, стараясь не тратить средства впустую.

Далее события развивались следующим образом: карточный секрет – заветную комбинацию из 3 карт, Герман увидел во сне. И во сне молодой человек в обмен на то дал обещание графине Томской взять в жены Лизавету. Но, получив желаемое, герой тут же забыл о своей клятве, снова поступая подло. Азарт взял верх над его разумом, он с головой окунулся в игру и, воспользовавшись своей тайной, сделал нищими многих игровых партнеров. Его нечестная игра всегда приводила к выигрышу. Но за свои низкие поступки он был наказан. Однажды он все проиграл и оказался в психиатрической лечебнице. Исходя из всего этого, можно говорить о том, что главный герой – персонаж отрицательный. Он злодей, а не жертва, потому что совершил по отношению к своему окружению много плохого и за свои деяния не чувствовал никаких угрызений совести.

Но, если все же предположить, что Герман является жертвой, а не злодеем, то можно утверждать, что он жертва собственного легкомыслия и страсти. Персонаж был просто одержим идеей – разбогатеть любым способом, неважно каким – честным или бесчестным. Он совершенно забыл о здравомыслии, о разумном подходе к достижению жизненной цели, дав одержать верх азарту и страстям над разумом. Если бы герой мыслил здраво, то он бы не был так абсолютно уверен в выигрыше, понимал бы, что в игре всегда есть вероятность и поражения, проигрыша, и что на секрет из 3 карт нельзя всецело полагаться. А везучесть карточной комбинации – тройка, семерка, туз объясняется бытующей в народе легендой.

Исходя из всего сказанного, можно подвести итог, что главного героя автор показал и в роли злодея, и в роли жертвы. Он становится виновником смерти графини Анны Федоровны Томской, обманывает Лизавету, мошенничает в игре. Все это он совершает ради единственной в жизни цели – стать богатым. Его жадность берет верх над всеми порядочными человеческими качествами и чувствами. Он оказывается в плену у собственной алчности. Именно это отрицательное качество губит героя как личность и становится причиной трагической стороны его жизни.

Своим произведением А.С. Пушкин хотел дать понять читателям, что жажда наживы, превратившаяся в алчность, ни до чего хорошего человека не доведет.

Создавая образ Германна, Пушкин решал всемирные проблемы. Колоссальное лицо человека с профилем Наполеона воплощало не только русские обстоятельства жизни, но и эпоху буржуазного века. Эту всемирность Пушкина, его возраставший из года в год интерес к жизни и проблемам Запада, иное их решение по сравнению с европейскими писателями отлично почувствовал Герцен.

Отличия эти, прежде всего, проявлялись в понимании человека. Пушкину, писал он, “были ведомы все страдания цивилизованного человека, но он обладал верой в будущее, которой человек

Открыть и выписать образ такого масштаба, такой содержательности, такой многозначности можно было, только опираясь на присущие символу, как инструменту познания и обобщения, свойства и признаки. Выше уже говорилось, что в основании поэтики повести лежит символическое начало. Верхний стилевой слой связан с карточной символикой – игрецкой и гадательной.

Но символично и контрастное сопоставление Парижа кануна революции и Петербурга после дворянской революции. Многозначны и потому символичны некоторые, кажущиеся

Фантастическими события: видения быть не может, а Германн

его видел, графиня не выдавала и не могла выдать тайны трех карт (ведь этой тайны не было), а Германн ее “узнал”. Случай или опять тайна, что две карты выиграли? Отчего “обдернулся” Германн? Но главным и определяющим всю структуру повести, конечно, является образ-символ Германна.

Он тот мощный генератор, который вырабатывал энергию символических средств познания людей и событий, обобщения громадных социальных и нравственных явлений эпохи.

У Пушкина игра стала символом – она конкретно определила судьбу Германна и в то же время выражала сокрытую сущность буржуазного правопорядка, предлагающего всем равные возможности играть. Игра-символ выявляла азарт и авантюризм как норму поведения человека. Она же вскрывала призрачный характер бешеной активности игрока. В случае удачи он обретал деньги, звания, благополучие.

Но это не было деятельностью, нужной людям. Ничего не создавалось, ничто не служило добру, ничто не облегчало жизнь страны, парода, отдельного человека. Оттого первым художественным образом Пушкина, выражавшим суть наступившего “ужасного века”, стал ростовщик. Теперь – игрок.

Сразу же после “Пиковой дамы” Пушкин передал Гоголю идею романа, подсказав образ приобретателя, авантюриста, занятого аферой – скупкой мертвых душ.

Игра как символ предсказывала возможность неизбежного поражения в поединке. Так в судьбе Германа игрока проигрыш, поражение было запрограммировано самой жизнью-игрой. Оттого неминуемо он должен был “обдернуться”. Символичность игры вскрывает тайные пружины нового общества.

Финансовые спекуляции – подобно карточным играм – держатся на случае, на зыбком основании хищной борьбы противников. Материальным символом буржуазного правопорядка с его финансовыми спекуляциями и денежными аферами является биржа. На бирже играют. Игроки обречены на выигрыш или проигрыш.

Все зависит от удачи, от случая, от азарта, от авантюризма.

Герман игрок соотнесен с Наполеоном. Жизнь человека-легенды, символа буржуазного XIX века, определилась азартной игрой, авантюризмом. Тысячам больших и малых финансовых дельцов – жадным до власти и денег людям – суждено было так или иначе “обдернуться” в решительный момент своей жизни.

Как “обдернулся”. Наполеон, и тоже в момент своей самой азартной ставки.

Поэтика “Пиковой дамы”, основанная на символических образах, символических ситуациях и символических обобщениях (французская и русская аристократия, Париж и Петербург, игра как символ и т. д.), определила особый, и тоже, в конечном счете, символический, характер всей структуры повести, ее композиции. В самом деле, внимательное чтение, глубокое доверие не только к каждому слову, но и к принципам построения повести, позволит увидеть особый характер этой композиции – ее закрытый характер.

Что это значит? Вспомним ход событий в “Пиковой даме”; она начинается с конкретно-будничного, обычного, характерного для повседневности факта: “Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова”. А вот чем она завершается: “Чекалинский потянул к себе проигранные билеты. Германн стоял неподвижно.

Когда отошел он от стола, поднялся шумный говор.- Славно спонтировал! – говорили игроки.- Чекалинский снова стасовал карты: игра пошла своим чередом”. И в повести – не линейный характер построения событий, а кольцевой, замкнутый: события исторические и современные движутся по замкнутому кругу.

Эта круговая замкнутость композиции подчеркнута и неожиданным завершением повести – несколькими строками Заключения, которое может выглядеть эпилогом. Но это не эпилог, ибо, по существу, Пушкин сообщает не о дальнейшей судьбе героев, а о деспотической власти уклада дворянской жизни, который, подмяв индивидуальную волю человека, формирует его идеалы, его поступки, его поведение.

В этом мире застойной жизни аристократии и се окружения один Германн – человек действующий, не желающий смиряться с уготовленной ему судьбой, жаждущий завоевать мир, бросающий вызов сложившимся социальным условиям, которые не допускают его и господствующее сословие. Но его активность, его борьба бесперспективны – средства, избранные им, человеконенавистнический эгоизм ведут к гибели. Единственный, кто в этом обществе задумывался о жизни, кто дерзко выступал против враждебных ему обстоятельств – Германн,- оказался одиноким и в конце пути окончательно выпал из-под власти этих обстоятельств.

Другие герои – Чекалинский, Томский и Лизавета Ивановна со своим богатым и преуспевающим мужем, человеком новой формации,- рабы среды и уставов жизни, даже не одумывающиеся над тем, куда их влечет рок. А Германн сошел с ума…

Читайте также: