Сочинение на тему художественные особенности романа доктор живаго традиции и новаторство

Обновлено: 02.07.2024

Роман этот — тончайшее сочетание поэзии и реальности, высокая и чистая музыкальная нота; он наполняет красотой и смыслом жизнь обыкно­венных людей, и мастерство автора не может не вызывать восхищения. Б. Пастернак прежде всего поэт, поэт во всем. И даже в прозаическом произ­ведении, посвященном одному из самых смутных периодов истории России, он остался верен своему поэтическому дару. Читая Б. Пастернака, всегда невольно вспоминаешь А. Блока, и не только по­тому, что они выбирают похожие образы и эпите­ты, а скорее, потому, что произведения обоих поэ­тов можно назвать возвышенными.

И та же смесь огня и жути

На воле и в жилом уюте,

И всюду воздух сам не свой.

И тех же верб сквозные прутья,

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

И тех же белых почек вздутья

И на окне, и на распутье,

На улице и в мастерской.

Мело, мело по всей земле

Свеча горела на столе,

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,

Нагой, трепещущий ольшаник.

В имбирно-красный лес кладбищенский,

Горевший, как печатный пряник…

Своеобразный художественный фон придают роману библейские темы, которые в сознании героя становятся чем-то большим, чем просто ле­генды. Он вкладывает в них философию своей жизни:

Но книга жизни подошла к странице,

Которая дороже всех святынь.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Сейчас должно написанное сбыться,

Пускай же сбудется оно. Аминь.

Вся книга наполнена стихами, она написана стихами, а прозаический слог и прозаичность жизни только подчеркивают ее лирическую, лич­ностную глубину.

И своеобразие восприятия романа Б. Пастерна­ка рождается именно из недоговоренности, нечет­кости, из ощущения природы, из ощущения поэ­зии, из веры, что после зимы всегда приходит весна, что и зимой где-то всегда горит свеча.

Мело весь месяц в феврале,

Свеча горела на столе,

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Роман “Доктор Живаго” Б. Л. Пастернака нашел своего читателя не так давно, ибо советские чиновники долгое время считали его запретным. Даже Константин Симонов однажды сказал: “Нельзя давать трибуну Пастернаку!”
О чем же повествует роман “Доктор Живаго”? В произведении речь идет о представителе интеллигенции – Юрии Андреевиче Живаго, Рассказывается о судьбе этого человека, который, против своей воли, был втянут в события революции:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы…
Юрий Живаго очень неоднозначно относится

к революции и гражданской войне. На мой взгляд, это собирательный образ русского интеллигента. Особенностью романа является широта поднимаемых в произведении проблем.

Можно выделить общественную проблематику “Доктора Живаго”. Здесь речь идет о революции, о власти, репрессиях, о нравственных ценностях общества. Не следует забывать и о проблемах личностного характера: любви, ненависти, расставания, душевного раскола.

Конечно же, отдельно Пастернака волнуют вопросы творчества.
Октябрьская революция воспринимается писателем как своеобразный катаклизм: “Так было уже несколько раз в истории.

Задуманное идеально, возвышенно, – грубело, овеществлялось. Так Греция стала Римом, так русское просвещение стало русской революцией”.
Для Живаго жизнь без родной земли подобна смерти. Он прекрасно чувствует связь с Россией, душа которой так же полна противоречий, как и его собственная. Эта мысль только усиливает страдания Юрия Живаго: “… Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никак нельзя предвидеть!…” Удивительная характеристика!

В ней слились воедино и любовь, и боль, и пренебрежение.
Отличительной чертой романа является многосторонность и многогранность поднимаемых в “Докторе Живаго” проблем. Следует говорить об объективности писателя в создании картин революции и гражданской войны.
Интересным в романе можно считать и стихи Юрия Живаго, которые Борис Пастернак помещает после эпилога. Подобный прием придает произведению большую жизненность и глубже раскрывает внутренний мир героя.
В стихах, кроме всего вышесказанного, отразилось и пастернаковское определение творчества. Его символом становится зажженная свеча:
И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
Важно отметить, что изначально писатель хотел назвать свой роман “Свеча горела”. Почему же автор отказался от этого варианта? Возможно, потому, что в таком случае идея романа была бы “на поверхности” и, естественно, не нужно было бы особо вчитываться и вдумываться в роман.
Я думаю, что сам роман и стихи Юрия Живаго в одинаковой степени талантливы. Безусловно, можно говорить об автобиографичности этого произведения. Пастернак и в прозе остается лириком. Очень интересно то, что сам Пастернак внутренне во многом схож со своим героем.

Д. С. Лихачев говорил: “Перед нами вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака… Это духовная автобиография…” Я думаю, с этим трудно не согласиться.
Что же касается языка романа, то Пастернак не придумывает ничего нового, а продолжает традиции классической литературы. Он во многом полагается на классику, и, в то же время, переосмысливает Толстого, Достоевского и многих других писателей 19 – начала 20 веков.
Мне кажется, что Пастернаку удалось мастерски показать всю противоречивость судьбы России в начале 20 века. Причем, это общее передается через частное – судьбы интеллигенции. Такой прием заставляет читателя задуматься, проанализировать события той реальности, в которой живут герои, и понять всю сложность становления личности в такой непростой обстановке.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




· Раскроем загадку заглавия этого романа.

· Рассмотрим проблемы, которые автор поднимает в романе.

Сам Пастернак считал этот текст вершиной своего творчества. Своей обязанностью перед Богом.

Так что же это за загадочный текст, который вызвал столько споров?

Понаблюдаем сначала за рождением романа. Мечта написать роман о судьбах своего поколения возникала у Бориса Пастернака постоянно, начиная с 1918 г. Но ему всё время приходилось откладывать работу. Между тем вокруг автора всё стремительно изменялось: возникло новое государство, СССР, прошли двадцатые годы – с эпохой НЭПа, потом тридцатые – с коллективизацией, индустриализацией и репрессиями. И замысел Пастернака постепенно менялся, расширялся.

Во время войны он как никогда раньше осознал сплочённость людей, неразрывность истории. И решил писать уже об атмосфере всей европейской истории в определённое время.

Определились и временные рамки романа: Пастернак хотел показать исторический облик России от начала века до 1945 г.

Мы помним, что в гостях у художника Леонида Пастернака частенько бывал Лев Толстой. И с творчеством великого прозаика Борис Пастернак был знаком с детства. Он преклонялся перед гением Толстого. И ему хотелось в своём главном прозаическом произведении выступить в роли Толстого, ставшего нравственным учителем своего поколения.

Пастернак в своём романе хотел не просто высказать своё мнение об истории, государстве, искусстве, духовности, еврействе, христианстве. Он хотел подсказать своим современникам Путь. Объяснить, как можно и нужно выстраивать свою жизнь.

В это время Пастернак пишет знакомому:

Однако противоречивые отзывы роману давали даже те писатели, которых никак нельзя назвать однозначно просоветскими.

Но что же такого в этом романе, что вызвало такие разные отклики?

В относительно небольшом по объёму произведении автор рисует широкое полотно жизни русской интеллигенции от начала столетия до конца Великой Отечественной войны. Роман затрагивает огромное количество проблем и поднимает множество вопросов.

Точно так же сложно определить направление, к которому можно отнести роман. Он выполнен в реалистической манере, однако в нем можно увидеть и элементы мистицизма, и элементы модернизма, и даже некоторые приёмы, которые больше характерны для массовой литературы.

Сюжет романа построен на скрещивании независимо развивающихся человеческих судеб. С первых же глав связываются незримыми нитями судьбы главных героев романа – Юрия Живаго, Тони, Ларисы и Виктора. Многие критики обвиняли Пастернака в надуманных нагромождениях сюжета. Однако по ходу развития событий сюжетные ходы раскрываются и объясняются.

И все судьбы, все сюжетные линии, так или иначе ведут к главному герою, сквозь личность которого автор и доносит до читателя свои мысли. Это Юрий Андреевич Живаго, который проходит свой жизненный путь от исключительно одарённого молодого человека, влюблённого в поэзию – до врача, мужа, отца… И наконец – до его смерти на автобусной остановке.

В этом персонаже интересно всё – от его фамилии до его возможных прототипов.

Реальным прототипом Юрия Живаго считается врач Дмитрий Дмитриевич Авдеев, с которым Пастернак познакомился во время Великой Отечественной войны. В квартире этого доктора писатели проводили литературные вечера.

Однако многие исследователи указывают на автобиографичность романа. Ведь даже сам Пастернак указывал, что герой представляет собой что-то среднее между ним и другими поэтами.

Юрий Живаго любит поэзию – и избирает для себя путь врача. Он женится на Тоне, которую любит как брат – и влюбляется в Ларису. Под конец жизни он оказывается в одиночестве и опускается внешне – но обретает себя в творчестве.

Некоторые критики полагают, что Борис Пастернак хотел создать свою биографию, но не настоящую, а воображаемую. Описать свою жизнь такой, какой она могла бы быть.

Какие вопросы поднимаются в романе?

Прежде всего – это вопросы влияния истории на личность и вопросы сохранения личности в истории. Главный герой романа проходит через Первую мировую войну, революцию, Гражданскую войну, эпоху обезличивания – и всё же находит в себе силы не утратить человечности, отыскать свой путь к духовному возрождению.

Фаталист и философ, Живаго стремится не вмешиваться в естественный ход вещей. Однако история, сама жизнь постоянно ставит перед ним выборы. Лечить партизан или выхаживать раненого колчаковца? Сбежать или остаться?

И общехристианские, гуманистические ценности в глазах Юрия Живаго – это ответ на любые вопросы истории.

Драма главного героя – как раз в том, что он живёт в эпоху, когда жизнь не ценится. Так что его смерть от удушья можно посчитать мощным символом.

Тема нравственного и духовного пути, возможности не свернуть с него, также поднимается в романе – на примере таких героев, как Юрий, Лара, Антипов. Сбегая из полуголодной Москвы на Урал, Живаго не ощущает себя жертвой. Он чувствует в себе способности к духовному возрождению. К тому, чтобы начать свой истинный путь – не путь человека в истории и даже в любви, но путь человека в духовности и искусстве.

Роман не зря насквозь пронизан христианской символикой. Интеллектуальное, духовное, вечное в нём ставится неизмеримо выше нынешнего, материального.

С темой духовного пути неразрывно связана тема жизни и смерти, а она, в свою очередь, неразрывно связана с темой искусства и творческой личности. Идеальные ожидания сталкиваются с реальностью, а творческая личность – с жестокой действительностью революции. И выход из этого можно найти в подлинном искусстве, которое побеждает даже смерть:

Писатель Вениамин Каверин в своих воспоминаниях писал о романе:


Краткий анализ

Год написания – 1945–1955 годы.

История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию в области литературы. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.

Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.

Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Роман создавался на протяжении целого десятилетия (1945–1955 годы). И это неудивительно, поскольку в произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.

Впервые идея написать столь грандиозный роман посетила Бориса Леонидовича в 17–18 годах, однако на тот момент он ещё не был готов к подобной работе. К реализации своего замысла писатель приступил лишь в 1945 году, потратив на это 10 лет упорного труда.

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций – он просто живёт и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.

Не менее важное значение автор придает теме любви, которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях – любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине.

Композиция

Главная особенность композиции романа – нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.

Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.

Композиция романа основана на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а также на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они так или иначе замыкаются на Юрии Живаго.

Интересным композиционным ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.

Главные герои

Определить жанровую принадлежность романа несложно, поскольку он представляет собой произведение, в котором довольно много героев, несколько сюжетных линий, характер главного героя даётся в развитии. Всё это говорит о том, что перед нами роман.
Данное произведение можно смело назвать автобиографичным, поскольку в нём отражены основные жизненные вехи Пастернака, наделившего главного героя многими личными качествами.

Также роман является философским, так как в нём уделено много внимания размышлениям на серьезные темы. Большой интерес произведение представляет и с исторической точки зрения – в нём подробно, без прикрас описан целый исторический пласт в истории большой страны.

Произведение относится к направлению реализм, так как в нём воспроизведена историческая эпоха, переломная для России. Но эпоха модернизма наложило свой отпечаток на произведение. Стихи Юрия Живаго демонстрируют новаторство Пастернака.

Читайте также: