В чем созвучие картин природы душевному состоянию человека в лирике пушкина сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Свободолюбивая лирика Пушкина

В своей лирике Пушкин часто раскрывает свои философские, политические и социальные убеждения и помыслы. Поэт являлся великим вольнодумцем и проповедником свободы во всех ее проявлениях. В творчестве Пушкина отражены проблемы современного ему общества, отношения между властью и народом, между людьми разных сословий.

LiveInternetLiveInternet

Природа предстает в романе в разных образах: это и пейзажные зарисовки, и естественный, гармонический мир, противостоящий суетности и смятенности человеческой души, умиротворяющий и облагораживающий, и источник выразительных средств для воссоздания различных душевных состояний героев. Утверждая непостоянство, переменчивость женских чувств, Онегин сравнивает их с быстротекущими природными явлениями: Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты; Так деревцо свои листы Меняет с каждою весною. Так, видно, небом суждено.

Яркие, красочные картины природы, рассыпанные по пестрой сюжетной канве романа, сверкают и переливаются, как драгоценные камни. Многие из них стали крылатыми, обрели жизнь, как самостоятельные произведения. Однако автор изображает природу не восторженно-романтически, а субъективно-реалистически — ведь вечная и многоликая природа объективно совершенна и не нуждается в словесном украшении. Иногда Пушкин даже позволяет себе легкую иронию при описании не самых любимых пор года: Но наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет: известно это, Хоть мы признаться не хотим… Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

Евгений Онегин - Надежда Валентиновна Фаламина


Но и в этих ироничных зарисовках удивительная точность, удивительная точность в передаче настроений. Поэт воздал должное всем порам года. Вслед за унылой, исполненной ожидания (“зимы ждала, ждала природа”) порой, когда богатые, яркие краски созревшей природы сменились однотонными черными, серыми, наступает долгожданная зима: Зима. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь… Верный жизненной правде, Пушкин рисует не просто зимний пейзаж, он создает психологический портрет начала поры года, образ зимы, воспринимаемый крестьянами. Природа для народа не только предмет любования, но и благоприятный период для поездок на санях после осеннего бездорожья. Детали крестьянского зимнего быта воссозданы достаточно поэтично: красный кушак на фоне ярко-белого, блистательного снежного ковра, стремительный полет кибитки, взрывающей “бразды пушистые”. И все же поэтизация простых, ничем не примечательных жизненных явлений вызывающе смела для изящной словесности того времени. Но Пушкин демонстративно подчеркивает принципиальность реалистического взгляда на мир: Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Все это низкая природа; Изящного не много тут.

Противопоставляя свой насыщенный реалистическими деталями зимний пейзаж изысканным живописаниям “роскошным слогом” “всех оттенков зимних нег”, поэт отстаивает право на творческую самостоятельность, естественность. Но Пушкин изменчив и многогранен. Глазами своей любимой героини он воссоздает образ зимы красочной и поэтичной: Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздней Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров.

Приход весны Пушкин рисует яркими, светлыми красками. Радость пробуждения природы, обновление жизни передается разнообразными определениями, эпитетами, обилием глаголов: Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. Но Пушкин не просто отражает внешний мир, природа — это фон, на котором протекает душевная жизнь человека. Внутренняя жизнь не всегда созвучна изменениям в природе, в этом случае контраст между естественностью природных явлений и душевной смутой подчеркивает настроение героя. Ясное, безоблачное небо, прозрачный воздух делают душевную грусть еще более тяжелой. Как грустно мне твое явленье, Весна, весна! пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови! С каким тяжелым умиленьем Я наслаждаюсь дуновеньем В лицо мне веющей весны…

иллюстрации к Евгению Онегину iphonebox.ru


То, что в юности окрыляло, придавало сил и энергии, сейчас вызывает только грусть. Нет в душе той радости открытия мира — есть только тяжесть прожитых лет и незбывшихся надежд. Прекрасно описал Пушкин летний вечер, залитый лунным светом, наполненный мирными звуками. Каждый звук слышится отчетливо, даже самый тихий. Тишина завораживает гармоничностью отдыхающей природы, покоем и умиротворением. Правда, погруженная в свои мечты Татьяна в этот раз не любуется красотой природы, душевная боль целиком поглотила ее. Был вечер. Небо меркло. Воды Струились тихо. Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой, дымясь, пылал Огонь рыбачий. И наконец — осень. Любимая пора Пушкина, буйство красок созревшей природы, время плодотворной творческом работы, вдохновения. Яркие, насыщенные цвета радуют глаз и душу, но в сердце уже вползает тревога — недолог век расцвета, суровая зима скоро поглотит эту прощальную улыбку природы: Настала осень золотая Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана… Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима.



Образ осени трагичен еще и потому, что воспринимается глазами Татьяны, чувства которой обострены до предела. Она прощается со своими девичьими мечтами, с любимыми сельскими пейзажами. Детство кончилось, ее везут “на ярмарку невест”, а сердце разрывается от неразделенной любви, безысходности. Природа у Пушкина — мир гармонии, источник внутреннего покоя. Душевная связь с природой — признак глубокой натуры, неприятие ее — черта душевной бедноты, ограниченности человека.



2.



3.



4.



5.



6.



7.



8.



9.



10.



11.



12.



13.



14.



15. 16.



17.



18.



19.



20.



21.

* Ох, лето красное! любил бы я тебя, * Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. * Мы видим, что поэт не любит лето. Но и весна ему не по нраву: * …я не люблю весны; * Скучна мне оттепель; еонь, гтрязъ — весной * я болен; * Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. * Суровою зимой я более доволен, * Люблю ее снега; в присутствии луны * Как легкий бег саней с подругой быстр * и волен… * И несмотря на то, что весна всегда считалась самой прекрасной порой, все же Пушкину ближе осень: * И с каждой осенью я расцветаю вновь; * Здоровью моему полезен русский холод; * К привычкам бытия вновь чувствую любовь: * Чредой слетает сон, чредой находит голод; * Легко и радостно играет в сердце кровь, * Желания кипят — я снова счастлив, молод… * Поэт сравнивает это время года с нелюбимым ребенком в семье или с обреченной на смерть чахоточной девушкой: * Играет на лице еще багровый цвет. * Она жива еще сегодня, завтра нет. * Мы видим, что только осень способна пробудить в Пушкине поэтическое вдохновение, породить в его богатом творческом воображении рифмы, образы, звуки, мечты: * И мысли в голове волнуются в отваге, * И рифмы легкие навстречу им бегут, * И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, * Минута — и стихи свободно потекут.

* Под голубыми небесами * Великолепными коврами, * Блестя на солнце, снег лежит, * Прозрачный лес один чернеет, * И ель сквозь иней зеленеет, * И речка подо льдом блестит.

Пушкин также не забывает и о прелести морозной ночи. Это видно из следующих строк: Какая ночь! Мороз трескучий, На небе ни единой тучи; Как шитый полог, синий свод Пестреет частыми звездами. Но все же ни одно из времен года не очаровывало так Пушкина, как осень. Поэт подчеркивает богатство и многообразие ее красок в период увядания, которые при этом кажутся еще более прекраснее:

* Я твой — люблю сей темный сад * С его прохладой и цветами, * Сей луг, уставленный душистыми скирдами, * Где светлые ручьи в кустарниках шумят…

Это только один пример, а их много. В. Г. Белинский очень точно заметил, что Пушкин остро чувствует бег времени, выражает лучший тип русского национального характера своей эпохи. И эта богатая духовная жизнь самого Пушкина позволяла ему открывать в природе красоту.

Основные направления пейзажной лирики Пушкина: средняя полоса России и Кавказ.

Пейзажную лирику не так просто отделить от остального творчества Пушкина, ведь всё гармонично связано.

Сочинение Пейзажная лирика Пушкина

Влияние человека на природу велико, так же как и природы на людей. Подобная закономерность имеет место и в творчестве А.С. Пушкина. Пейзажная лирика великого гения на каждом этапе его жизненного пути меняется, проявляя свои особенности. Однако человек и природа остаются всегда едины в его творчестве.

Стихотворения раннего периода писателя отличаются стремлением выразить эмоциональное состояние. Поэт обращает внимание на внутренний мир человека. То он склонен к ощущениям одиночества от разлуки с любимой, сопоставляя события осеннему времени года. То выражает бесконечную печаль из-за неразделенной любви через заунывные звуки и тоскливые цвета: "за рощей глас ночной", "в пустынной тьме ночной" ("Певец"). Стихотворения, написанные в это время, характеризуются отсутствием развернутой картины природы. Все мысли сосредоточены на трепетном излиянии эмоций с участием пейзажных зарисовок.

"Воспоминания в Царском Селе" - стихотворение, наделенное, с одной стороны, признаками классицизма. Автор, придерживаясь торжественного слога, свои рассуждения доводит до читателя через образ сада, который для него является идеальным местом для уединения. Среди тени деревьев он глубоко чувствует связь человека и природы. Человек должен, по его мнению, обладать абсолютной свободой от любого гнета. Элементы романтизма также имеют место, позволяя полностью раствориться среди памятников и объектов природы: "Мечтанья. тая, скитаясь по лугам, по рощам молчаливым поэтом забываюсь я". В стихотворении "Птичка" автор стремится к полной независимости, выпуская в весенний период "на волю птичку". В нем находит выражение мотив свободолюбия.

Среди явлений окружающего мира море занимает особое место в творчестве поэта. Южная ссылка дала ему возможность познакомиться с необычными достопримечательностями полуострова Крым. Ему удалось по-новому взглянуть на водное пространство. В произведении "Кто видел край, где роскошью природы" он подчеркивает безграничность пространства: "в морской дали теряются суда", говорит о необыкновенной красоте мест. Море является незаменимым способом поддержания душевных сил поэта в пейзажной лирике. В каждой строфе стихотворения "Погасло дневное светило" чувствуется, как ноет его душевная рана, которая вызывает страдания от воспоминаний: "в очах родились слезы вновь". Непокорная стихия, которая обладает огромной мощью, дорога ему. Она будто разделяет его переживания во время путешествия. Следуя в ссылку, он с волнением и тоской обращается к прошлой жизни.

Следующий этап творчества писателя тесным образом связан с правдивым изображением деревни в одноименном стихотворении. Это излияние взглядов на существование крепостного права на фоне природной красоты, которая дарит ему минуты вдохновения, очищения. "Лазурные равнины" и "тишина полей" дарят настроение для размышлений. Романтический настрой лирического героя там, где "светлые ручьи", "мирный шум дубрав" к концу произведения превращает его в яростного защитника своего народа, выступая против сил, где царствует "барство дикое".

Особую значимость среди стихотворений, относящихся к пейзажной лирике Пушкина, имеют произведения о холодных временах года. Элементы реализма, присутствующие в сочинении "Зимнее утро", подчеркивают искреннюю любовь поэта к родным просторам. Печаль подруги, вызванная мрачностью туч, "вьюга злилась" отражается на состоянии человека. Представление зимней картины зачастую имеет общее настроение с поэтом. Изменение погоды: "Под голубыми небесами великолепными коврами" вносит радость и свет в душу поэта.

Наблюдая за русской природой родного края, А.С. Пушкин всегда видел в ней источник вдохновения. Переживая каждый раз восхищение от созерцания дорогих мест, процесс любования становился для него частью жизни. Это было связано с отражением личного мироощущения благодаря особому восприятию пейзажа.

Необычные картины природы воспроизведены в творчестве любого стихотворца, поскольку человек, ощутив окружающую красоту и гармонию, может отразить в своих сочинениях. Собственно так Пушкин и посвятил себя поэзии. Он с детства замечал всю прелесть родных мест и отражал впоследствии в своих произведениях.

Также читают:

Картинка к сочинению Пейзажная лирика Пушкина 9 класс

Популярные сегодня темы

Лемуэль Гулливер, хирург и капитан дальнего плавания, описывает четыре путешествия. В первом путешествии корабль терпит кораблекрушение, и Гулливер попадает в страну Лилипутию

Повесть открывается картиной, которой наслаждается рассказчик во время прогулки. Громадная Москва со всеми ее башнями и шпилями, мрачная громада каменных стен монастыря контрастируют

Юрий Иванович Пименов всегда был художником, который стремился развиваться и идти в ногу со временем. Его произведения это отражение современности и реальности. Данная картина, а именно ее название говорит само за себя.

Михаил Юрьевич Лермонтов — один из наиболее известных русских поэтов и писателей, чьё творчество нашло отклик в сердцах миллионов людей по всему миру. Ещё в годы его жизни вокруг гения ходили кучи сплетен и пересудов

Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском "пустынном уголке", приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика.

В лирике Пушкина русская природа оживает в своей неброской пленительной красоте. Золотые и багряные краски осени сменяются ослепительной белизной зимы. Любимым временем года была для Пушкина осень, которой посвящено одноименное стихотворение. Это своеобразный поэтический календарь, в котором поэт дает точную и емкую характеристику всех времен года и выражает свое отношение к ним. Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно.. Например, строчки, посвященные лету, вызывают улыбку и заставляют согласиться с автором:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ни одно из времен года не вызывало у Пушкина такого очарования, как осень. Ему удалось увидеть и передать богатство и многообразие ее красок, которые кажутся еще прекраснее в преддверии близкого умирания.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. _

Кртины зимней природы с удивительным мастерством рисует поэт в стихотворении “Зимний вечер”. Пушкин передает нам особый уют теплого дома, и ощущение душевного комфорта еще больше усиливается воспоминаниями о самом близком человеке далекого детства — няне Арине Родионовне:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя
Читая эти строки, невольно представляешь чудесный вечер — тихий и спокойный, несмотря на то, что за окном бушует вьюга; камин, в котором теплится огонь, а также как бы слышишь строки любимых сказок и песен, слетающие с уст дорогого сердцу человека.______________________________________

Все персонажи представляют собой, можно сказать, части единой бюрократической машины. Они превращают службу в средство получения незаконных доходов, а часто и в досуг, ведут жизнь праздную, практически лишенную каких-либо духовных запросов._________________________________

35.Каким предстает в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" губернский город?

Действие поэмы разворачивается в губернском городе NN, который является собирательным образом. Автор замечает, что “он никак не уступал другим губернским городам”. Это дает возможность воспроизвести полную картину нравов всей страны. Главный герой поэмы Чичиков обращает внимание на типичные “дома в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином”, на “почти смытые дождем вывески”, на чаще других встречающуюся надпись “Питейный дом”. На первый взгляд кажется, что атмосфера жизни города несколько отлична от сонного, безмятежного и застывшего духа помещичьего быта. Постоянные балы, обеды, завтраки, закуски и даже поездки в присутственные места создают образ, исполненный энергии и страстей, суеты и хлопот. Но при ближайшем рассмотрении выявляется, что все это призрачно, бессмысленно, ненужно, что представители верхушки городского общества безлики, духовно мертвы, а их существование бесцельно.

Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

Через все творчество Лермонтова от самых ранних стихов до произведений 1841 года проходит мотив одиночества. Это ощущение было вызвано размышлениями о несовершенстве земной жизни и неизбежности томления души по иным мирам. Об этом поэт пишет в стихотворении 1831 года “Ангел”.

. И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Жизнь при внимательном рассмотрении, по мнению Лермонтова, оказывается “пустой и глупой шуткой”. Лирическому герою “некому руку подать в минуту душевной невзгоды”. Он ни во что не верит и ощущает только тоску. Один выходит герой “на дорогу”. Он надеется на достижение гармонии в состоянии вечного сна — забыться, разочаровавшись в ее существовании на земле. Лирический герой Лермонтова уверен в нереальности счастья при жизни по определению самого земного бытия. Это одна из важнейших причин трагизма мироощущения поэта.

“И скучно и грустно”, 1840 г.

И жизнь, как посмотришь с холодным

Такая пустая и глупая шутка.

“Выхожу один я на дорогу. ”, 1841 г.

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!___________________________________________________

Читайте также: