В чем состоит опасность душевного разлада сочинение отцы и дети

Обновлено: 05.07.2024

Каждый человек рано или поздно сталкивается с состоянием душевного разлада. Это может быть как небольшая дискуссия разума в выборе между плиткой шоколада или конфетами, так и принятие или осознание более серьезных решений, поступков. Любой посчитает, что душевный разлад, несомненно, негативное явление для целостности духовного состояния человека, однако это не всегда так. Несмотря на то, что разлад зачастую сопровождается депрессией, угнетенным эмоциональным состоянием, отсутствием желания что-либо делать в жизни, для некоторых личностей это прекрасный толчок для изменения в лучшую сторону. Либо человек смиряется с неизбежным и идет по дороге вниз, либо он начинает бороться, ищет решение проблем, идет вперед.

Выше приведенные примеры прекрасно отражают две стороны душевного разлада. Одна сторона для людей, которые способны мыслить не только холодно и рассчитывать варианты событий, но и умеющих закрыть свои чувства и эмоции. Такие люди продолжают жить дальше, со временем забывая о произошедшем. Другая сторона черна и печальна. Человек загоняет сам себя в ловушку, начиная не только накручивать себя по пустякам, погружаться в депрессию. Постоянные волнения, нервозность, неспособность мыслить здраво и адекватно оценивать ситуацию зачастую приводят к плачевным последствиям.

Итоговое сочинение, ЕГЭ

Картинка к стихотворению В чем состоит опасность душевного разлада? Итоговое сочинение, ЕГЭ

В чем состоит опасность душевного разлада? Итоговое сочинение, ЕГЭ Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Любовь – это бессмертная тема для представителей разных видов искусств. В литературе поэты уделяют пристальное внимание ей, рассматривая подобное чувство с разных точек зрения,

Цветаева Марина Ивановна-поэт, прозаик, переводчик. Появилась на свет двадцать шестого сентября 1892 года в городе Москва. Она жила и творила во время "Серебряного века" русской литературы, а точнее в 19-20 веках. На тот момент Цветаева

Николай Алексеевич Некрасов - великий русский поэт позапрошлого века. Являясь потомственным дворянином, ему были небезразличны судьбы крестьянства. Диалектика души поэта находит свое отражение во множестве написанных произведений,

img

Пример итогового сочинения по направлению "РАЗГОВОР С СОБОЙ" 2020-2021.

Сочинение по теме: В чем состоит опасность душевного разлада?

Душевный разлад, что это означает? Когда я произношу эту фразу, мне представляется музыкальный инструмент. Владелец ухаживает за ним, оберегает, производит его настройку. Когда инструмент расстраивается, то мелодия не получается, вместо музыки звучит жуткая какофония. Так же, по-моему, происходит и с душой человека. Если в ней всё умиротворённо, гармонично, то и её хозяин живёт спокойной и насыщенной жизнью. Но если в душе возникает разлад, то мирная жизнь прекращается, человека начинают терзать сомнения и противоречия.

Главный герой романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” живёт не в ладу с самим собой. Уже с первых страниц романа можно заметить, что Родион Раскольников мучается и ведёт себя очень странно. Он постоянно погружён в свои мысли, не замечает того, что его окружает, забывается, впадает в болезненное состояние. А всё потому, что студент стоит перед чудовищным выбором: убить человека ради помощи слабым и обездоленным или остаться самим собой и не переступить через собственную нравственность. Раскольников всё же решается на преступление. Он считает, что жизнь никчёмной старухи ничего не стоит по сравнению с тем, сколько добрых дел он сможет сделать на её деньги. Но достигнутая цель не приносит убийце удовлетворения. По сути своей Родион не преступник, он, наоборот, готов помогать людям, отдаёт свои последние деньги семье Мармеладовых. На протяжении всего романа видны страдания главного героя, его мучительный выбор между бесчеловечной теорией и собственной совестью.

На этих примерах видно, чем опасен душевный разлад. Он порождает слабость, раздражительность, уязвимость ко всему негативному. И в конце концов, этот внутренний конфликт разрывает душу человека, лишает его не только покоя, но и радости жизни.

На главную страницу

— Главная — Сочинение итоговое

Душевный разлад, что это обозначает? Я понимаю его так : это когда человек потерял свою ценность в жизни, обеспокоен чем-то на столько, что ничего не замечает вокруг себя. Все время думает о том: почему происходит это со мной, для чего я существую, чем он или она занимается и так далее.
Главный герой романа Эльчина Сафарли "Мне тебя обещали" потерял свою ценность в жизни - беременную жену. На долгие дни и ночи время для него остановилось и он запер себя в комнате пустоты и отчаяния. Главный герой понимает, что все , что он делает этого не стоит. Но он не решается выйти из этой комнаты. На протяжении всего романа видны страдания главного героя, его глубина чувств, и , несмотря на собственное горе, он сопереживал и сочувствовал ближним.
Пример душевного разлада можно увидеть и в рассказе К.Паустовского "Телеграмма". Катерине Петровне было не с кем поговорить в доме, который построил ее отец-художник. Она каждый день думала о своей дочери Насте, которая жила в Ленинграде. Настя, в последний раз приезжала домой три года назад и каждые два-три месяца отправляла двести рублей маме. Катерина Петровна решила написать письмо дочке. Она написала, что не переживет эту зиму и попросила, чтобы она приехала хотя бы на один день. Но дочь не приехала, занимаясь выставкой. Катерина совсем отчаялась и слегла в постель. У нее совсем не осталось сил, она даже не могла сама сесть не то, что встать. В итоге она не выдержала и не дождалась Насти, умерла. Во всем рассказе можно увидеть, как Катерина Петровна переживала и скучала по свой, не замечая ничего вокруг.
На этих примерах видно, чем опасен душевный разлад. Он порождает слабость, отчаяние, неуверенность в себе. Эти переживания разрывают душу человека, лишая его не только покоя, но и радости в жизни.

Здравствуйте, Света. В своей работе вы размышляете над вопросом, в чём состоит опасность душевного разлада. Давайте вдумаемся вместе, в чём заключается душевный разлад, в чём он выражается. В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1(соответствие теме)+0 баллов
Тема сочинения не раскрыта, так как неправильно приведены литературные аргументы, при их анализе нет доказательств того, что герои испытывают душевный разлад. Заключение написано не самостоятельно, а почти целиком списано с сайта РУСТЬЮТОРС.

К2(наличие литературного аргумента)+1 балл

Вы привели два аргумента, достаточно и одного, но анализ его надо делать более глубоко и доказательно, вы просто сводите всё к краткому пересказу содержания. Ни одно из произведений, приведённых в качестве аргументов, не соответствует теме сочинения, вернее, вы не рассмотрели там эпизодов, показывающих душевный разлад. Перечитайте вступление, где вы объясняете, что такое душевный разлад. Ни один из героев указанных вами произведений не задаётся теми вопросами о себе :кто я? зачем я? что я должен делать?

К3(логика и композиция)+0 баллов

С точки зрения логики при анализе второго произведения вам следовало рассмотреть образ не Катерины Петровны, а её дочери Насти, так как именно дочка главной героини жила в разладе со своей душой: совесть призывала поехать к матери, а она не ехала, так как не могла оставить работу (долг перед чужими людьми был важнее, чем долг перед родной матерью). Композиция трёхчастная, но вступление слабое, где вы толком так и не объяснили, что такое душевный разлад. Не зная значения ключевых слов в названии темы, невозможно написать хорошее сочинение. Ещё один серьёзный недочёт: у вас нет логического перехода от вступления к аргументу, то есть к основной части.

Неправильно построенные предложения и слова в несвойственном им значении-это речевые ошибки.

Душевный разлад, что это обозначает? Я понимаю его так : это когда человек потерял свою ценность в жизни, обеспокоен чем-то на столько, что ничего не замечает вокруг себя.

Правильно вопрос звучит так: Что такое душевный разлад? Я понимаю это выражение так: человек потерял самое дорогое в жизни и ничего не замечает вокруг себя.

Все время думает о том : почему происходит это со мной, для чего я существую, чем он или она занимается и так далее.

Нужно дописать местоимение ОН, а остальные предложения сделать придаточными: Он всё время думает о том, что С НИМ происходит, для чего ОН существует, чем ОН занимается.

Главный герой романа Эльчина Сафарли "Мне тебя обещали" потерял свою ценность в жизни - беременную жену.
Главный герой понимает, что все , что он делает этого не стоит.

Непонятно, о чём вы говорите, написав местоимение ЭТОГО( чего именно ЭТОГО не стоит?). Не все читали произведение, о котором вы говорите, поэтому писать надо так, чтобы понятно было всем.

На протяжении всего романа видны страдания главного героя, его глубина чувств, и , несмотря на собственное горе, он сопереживал и сочувствовал ближним.

. видны страдания лучше заменить на такой вариант: На протяжении всего романа мы следим за страданиями героя, глубиной его чувств( его глубина чувств-неправильный порядок слов). Несмотря на собственное горе, он сочувствовал близким( сопереживал -лишнее слово, это полный синоним к слову сочувствовал).

Настя, в последний раз приезжала домой три года назад и каждые два-три месяца отправляла двести рублей маме.

В этом предложении союз И неуместен, так как он должен СОЕДИНЯТЬ соединимое: либо однородные члены, либо простые предложения. У вас получается НАСТЯ ПРИЕЗЖАЛА ТРИ ГОДА НАЗАД И КАЖДЫЕ 2-3 МЕСЯЦА ОТПРАВЛЯЛА ДЕНЬГИ. Здесь нужен союз НО ( то есть приезжала редко, НО деньги отправляла регулярно).

Катерина Петровна решила написать письмо дочке. Она написала,
Она написала, что не переживет эту зиму и попросила, чтобы она приехала хотя бы на один день.

В рассказе героиня названа Катериной Петровной, и вы должны называть её только так, не фамильярничая (героиня-пожилая женщина).

В итоге она не выдержала и не дождалась Насти, умерла.

Не включайте в сочинение разговорный стиль( в каком итоге?) Героиня умерла, так и не дождавшись дочери.

. Во всем рассказе можно увидеть, как Катерина Петровна переживала и скучала по свой, не замечая ничего вокруг.

Во всём рассказе можно увидеть( в картине можно увидеть, а про рассказ говорим по-другому); скучала ПО СВОЙ- это о чём? (писать надо внимательно, не пропуская слов). Писатель рассказывает нам о переживаниях Катерины Петровны, о том, как она скучала по своей дочери, не замечая ничего вокруг.

На этих примерах видно, чем опасен душевный разлад . Он порождает слабость, отчаяние, неуверенность в себе. Эти переживания разрывают душу человека, лишая его не только покоя, но и радости в жизни.

На этих примерах видно, чем опасен душевный разлад. На ваших примерах, к сожалению, не видно никакого душевного разлада: героя Эльчина Сафарли вы даже не назвали по имени, вероятно, вы даже не читали это произведение. Про рассказ Паустовского "Телеграмма" уже сказано по К3.
Эти предложения из заключительной части сочинения, но написаны они не вами. В К1 об этом уже сказано.

К5(грамотность )+1 балл

Все время думает о том: почему происходит это со мной, для чего я существую, чем он или она занимается и так далее.

. думает о том, почему происходит это со мной, для чего я существую. (двоеточие не нужно, после главного предложения есть три придаточных предложения, перед каждым из них нужна запятая.

На долгие дни и ночи время для него остановилось и он запер себя в комнате пустоты и отчаяния.
Главный герой понимает, что все , что он делает этого не стоит.
Настя, в последний раз приезжала домой три года назад и каждые два-три месяца отправляла двести рублей маме.
Она написала, что не переживет эту зиму и попросила, чтобы она приехала хотя бы на один день.

не могла сама сесть, не то что встать( так ставим запятые в этом выражении)

Я понимаю его так : это когда человек потерял свою ценность в жизни, обеспокоен чем-то на столько, что ничего не замечает вокруг себя.

Выделенные слова лишние( про слово ценность указано в речевых ошибках, там же указан правильный вариант)

На протяжении всего романа видны страдания главного героя, его глубина чувств, и , несмотря на собственное горе, он сопереживал и сочувствовал ближним.

Предлог В не нужен.

Итак, общее число ошибок, не считая речевых, у вас 13, что не превышает допустимой нормы(всего на три ошибки). Таким образом, за К5-1 балл
Поскольку тема сочинения не раскрыта и за К1 и К3 у вас 0 баллов, ваше сочинение оценивается на "незачёт". Рекомендации: прежде чем писать работу, надо вдуматься в тему, найти правильные аргументы и не списывать ничего из чужих работ. Пробуйте, пишите, время ещё есть. Успехов вам!

Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. Кроме того, для нигилиста не существовало понятие культурного наследия и необходимости его хранить для потомков. Он считал это пережитком прошлого и ненужным рудиментом.

В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о ненужности поэтов, о необходимости ученых. Он отрицал духовную красоту и вообще духовную сторону жизни человека. Его категоричность несколько однобока. Он действительно пока не видит практической выгоды от абстрактных ценностей. Но постепенно, шаг за шагом, Базаров прозревает. Первым этапом была встреча с Одинцовой, когда жизнь опровергла его первый постулат о том, что любви не существует. Герой понял, что любовь есть, от этого осознания его переполняют самые разные эмоции – дискомфорт от осознания собственной неправоты, злость на себя за мимолетную слабость, злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни. Базаров испытывает все что угодно, только не радость бытия, любовь его мучает, он горит в собственном огне. Его деятельная и логичная натура не может найти объяснения происходящему, и это раздражает его еще больше.

Базаров – очень сильная и незаурядная личность. Но, как часто случается, его благие намерения не всегда приводят к ожидаемому результату. Противоречивость образа Базарова – лишь одна из граней трагичности. Другая проблема этой личности – сила, которая не находит выхода, Базаров одинок в своем нигилизме. Всех этих окружающих его так называемых единомышленников типа Кукшиной и Ситникова даже не стоит принимать в расчет. Эти персонажи – жалкая пародия на Базарова. Аркадий тоже не годится на роль последователя‑нигилиста. У Аркадия совсем иной путь, чем у Базарова, возможно, менее трудный и противоречивый, но не менее нужный. Судьба Аркадия лишена той надрывной трагичности, которая присутствует у Базарова. Но в жизни Аркадия Базаров сыграл огромную роль. Он заставил Аркадия как минимум, задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом.

В чем трагедия Евгения Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение 10 класс

Это продолжалась до тех пор, пока он не познакомился с красивой девушкой Анной Одинцовой. На протяжении первого времени, Евгений был увлечён внешностью девушки, но через некоторое время он осознал то, что не может прожить без неё и минуты. Так пришло осознание того, что он влюбился. С этого момента, нигилистическое понятие стало рушиться. Базаров понял, что такое искренние чувства и теория о том, что искусство не играет никакой роли в жизни человека обрушилась в один миг. Он понял, что на самом деле существует определённая теория жизни, которая относится к каждому человеку. Планета, полностью населенная народом, также подчиняется законам природы. После того, как главный герой решил рассказать своей возлюбленной о чувствах к ней, она отказала ему. Тогда Базаров стал злиться на себя и винить себя в неправильность поступка.

Не смогший совладать со своими эмоциями, Евгений уехал к своим родителям для того, чтобы обдумать все раннее случившееся с ним. Через некоторое время, Базаров узнает о том, что он смертельно болен и ему осталось совсем немного времени на жизнь. И тут, он осознает, что его родители самые лучшие люди и друзья, которых он когда-либо встречал. Ему захотелось сильно встретиться со своей возлюбленной Анной и тогда, он отправляет ей письмо с просьбой прийти попрощаться, и она не побоялась прийти.

Базаров – сильная личность, он обладает очень развитым и справедливым умом. Однако, не каждому умному и доброму человеку достаётся все самое лучшее в жизни. Об этом и повествует Тургенев в своём романе. Так, из-за нигилизма главный герой, можно сказать, прожил всю жизнь без настоящей и искренней возможности ценить всю жизнь.

Сочинение Трагедия Базарова

Главным героем произведения Тургенева “Отцы и дети” является человек нигилистичного типа личности, придерживающийся консервативного стиля жизни.

На момент повествования он учится в университете на факультете естественных наук, считая их единственно верными науками, а остальные, например литературу и философию, уделом ленивых аристократов не способных ни на что более. С такими убеждениями он узнает о нигилизме – движении которое яростно развивается в России на тот момент, и становиться нигилистом.

Нигилизм – движение, которое отрицает устоявшиеся ценности и убеждения.

Он убеждён, что человек существует только для того, чтобы принести пользу человечеству, а человек не приносящий пользу, как он считает, не достоин существовать.

Нигилизм же, он считал главной вещью в своей жизни, за которой он должен идти и преследовать её священную цель. По его убеждениям священная жизнь нигилизма, это помочь миру, насильственно или мирно, отказаться от всего старого и заезженного и идти навстречу новому, новым открытиям, новому будущему.

Почти всю свою жизнь он посвятил данной цели, и собственному просвещению, но к её концу он посчитал нужным отказаться от данных убеждений по нескольким причинам.

В ходе повествования сюжета его убежденность пошатнула внезапная влюбленность в даму, по фамилии Одинцова. Притом любовь эта возникла нежданно и без его участия, чему он был очень не рад, ведь он не смог ничего с собой поделать. Любовь заставила его понять, что те, казалось бы, фундаментальные вещи на которых он основывался, были ошибочными.

Чтобы как то придти в себя, он уезжает в родительский дом, где с ним происходит самая неприятная вещь в его жизни. При вскрытии больного тифом, он сам заражается этой ужасной болезнью. Далее он понимает, что смерть близка, и начинает обдумывать свою жизнь.

Он приходит к выводу, что он был не нужен России, из-за того что почти никакой пользы он не приносил, считая что гораздо полезнее России были люди рабочих профессий, ведь только на них строится мир. После чего он умирает, в осознании того, что он прожил жизнь зря.

В этом вся жизнь Базарова, и её трагичность.

Вариант 3

Главный герой романа Тургенева – молодой человек, тридцати лет от роду, Базаров Евгений Васильевич

В своих убеждениях Евгений Базаров бескомпромиссен. Он никогда ни перед кем не робеет, дерзок в своих суждениях и в манере общения. Говорит отрывисто, немногословно. Очень самоуверен, порой до развязности.

Аркадий Кирсанов приглашает Евгения в гости в свое родовое имение, где знакомит его со своим отцом и дядей – Павлом Петровичем. Павел Кирсанов – мягкий, романтичный человек, переживший в молодости любовную трагедию, поначалу с интересом относится к идеям Базарова. Они разговаривают на разные темы – культура, наука, любовь, природа, политика – но ни в чем не находят точек соприкосновения, выражая противоположные взгляды на суть этих вещей. Все заканчивается конфликтом и неудачной дуэлью с Павлом Петровичем.

Именно с этого момента Базаров разубеждается в своих теориях. Любовь существует, любить – прекрасно. И родители, к которым они приехали с Кирсановым, не так его уже раздражают, а наоборот, он понимает их чувства, понимает, что прежние ценности очень важны в жизни человека.

Как натура деятельная, Евгений принимается врачевать всех, кто в этом нуждается, и нечаянно заносит инфекцию себе. Он умирает.

Но перед смертью автор показывает в Базарове благородство его натуры, его душевную эволюцию: герой понимает, какие приоритеты важны в жизни, а все остальное – лишь самолюбование и гордыня.

Также читают:

Картинка к сочинению В чем трагедия Евгения Базарова в романе Отцы и дети


Популярные сегодня темы

Несмотря на то, что мы живем в городе, не стоит забывать заботиться об окружающей среде, одной из составляющих которой является лес. Значение леса для человека сложно переоценить

Трагедия Базарова обусловлена его политическими взглядами. По представлениям нигилистов, необходимо разрубить всё старое, чтобы на расчищенном месте построить новое. Но, следя за размышлениями Базарова, мы видим, что конечной цели он себе не представляет. Поэтому он будет бороться, но никогда не будет победителем.

Любовь- это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека. Это чувство испытал и Базаров. Этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала герой гонит от себя это романтическое чувство. В доме Одинцовой Базаров ведёт себя в её присутствии очень развязно, но потом смущается и краснеет.

Во второй приезд в Никольское главный герой очень волнуется. Он всё больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него — это белиберда, непростительная дурь, болезнь.

Чувство к Одинцовой мучает и бесит его. Базаров с негодованием сознаёт в самом себе романтика. Умирая, Евгений Васильевич прощает Одинцову и просит её позаботиться о его родителях.

Герой жертвует всем ради любви: своими убеждениями, взглядами, он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но от него ничего здесь не зависит – Одинцова не готова к любви, поэтому она отталкивает Базарова.

Перед смертью Базарова мы слышим обиду на то, что приходиться умирать, а сила ещё есть в нем. Это намёк на то, что Евгений не смог реализовать себя в жизни.

Базаров во многом отличен от братьев Кирсановых. Тургенева не могли не привлекать внутренняя независимость героя, по-следовательность, стойкость в отстаивании своих убеждений. Но многое в нем все же писателя или прямо отталкивало, или внушало серьезные опасе-ния. В этом проявляется не либеральная ограни-ченность Тургенева, а его прозорливость.

Мысль о том, что Базаров — трагическое лицо, не один раз встречается в письмах Тургенева. Но, как известно, величие трагического героя не исключает наличия у него и трагической вины. Трагизм База-рова — в бесплодности его желания подавить в себе человеческие стремления, противопоставить свой ра-зум стихийным и властным законам жизни, неудер-жимой силе чувств и страстей. Не обманывает ли себя Евгений Базаров? Не заблуждается ли он на свой собственный счет?

Базаров — дитя своего времени, тех самых 60-х гг., когда происходила столь острая ломка всей русской жизни. Ломались и люди. То ли они становились жертвами сложившихся обстоятельств, то ли сами себя ломали. Одни стремились стать вровень с новыми настроениями, а другие пытались обогнать свое время. Идея рационализма, немедленной поль-зы, полного разрыва со всем предшествующим опы-том, даже со старой культурой, вообще носилась в воздухе. Но теоретические воззрения героя не вы-держивают проверки жизнью.

Базаров привлек внимание Тургенева как не-заурядная личность, человек яркий, талантливый, обладающий большими возможностями, но не реали-зовавший их.

Подумайте, нельзя ли применить эти слова к Базарову? Ведь автор романа не сомневался в та-лантливости, даровитости своего героя, не отрицал его силы — жаль только, что сила эта потрачена была напрасно. По мысли писателя, Базаров был обречен, потому что в гордыне своей вообразил, что может противостоять законам самой жизни, что с помощью естественно-научных знаний может объяс-нить любое явление действительности.

Повторим слова: Базаров не случайное явление, он не выдуман автором. Напротив, есть в нем нечто, напоминающее (по словам самого же Тур-генева) предводителя народного восстания Пугачева. Не случайно на первых же страницах романа вос-произведена впечатляющая картина всеобщего неуст-ройства: имение Павла Кирсанова на грани разо-рения, да и мужицкие деревеньки выглядят весьма и весьма неказисто. Вот на таком фоне и по-является Евгений Базаров как некое воплощение тех неизбежных и, возможно, катастрофических пе-ремен, на пороге которых стоит Россия.

Но исследователи уже обратили внимание на од-ну очень важную особенность взглядов и поведения Базарова. Вселяет подозрение некая преувеличен-ность, сознательная заостренность многих его сужде-ний. Не бравирует ли он, не пытается ли за под-черкнутой резкостью, чуть ли не грубостью, спря-тать от собеседников (да и не от себя ли самого?) то, что он все-таки ощущает в глубине души — власть, силу и могущество искусства, природы, любви?

Итак, беспокойный

и
тоскующий
Базаров, обна-руживающий признаки
великого сердца.
Это очень отличается от стандартного восприятия тургеневского героя!

Перед лицом смерти слабыми оказались споры, поддерживавшие некогда базаровскую самоуверен-ность. Медицина и естественные науки обнаружили свое бессилие — отступили, оставив Базарова на-едине с самим собою. И тут, справедливо пишет Ю. В. Лебедев, пришли к герою на помощь силы, «которые он когда-то отрицал, но которые таились в глубине его души. Именно их герой мобилизует на борьбу со смертью, и они восстанавливают цель-ность и стойкость его духа в последнем испыта-нии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • мне жаль базарова
  • почему базаров тоскующий
  • в чем трагедия евгения базарова в роиане отцы и дети
  • в чем трагедия базарова
  • предшественники базарова

Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. Кроме того, для нигилиста не существовало понятие культурного наследия и необходимости его хранить для потомков. Он считал это пережитком прошлого и ненужным рудиментом.

В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о ненужности поэтов, о необходимости ученых. Он отрицал духовную красоту и вообще духовную сторону жизни человека. Его категоричность несколько однобока. Он действительно пока не видит практической выгоды от абстрактных ценностей. Но постепенно, шаг за шагом, Базаров прозревает. Первым этапом была встреча с Одинцовой, когда жизнь опровергла его первый постулат о том, что любви не существует. Герой понял, что любовь есть, от этого осознания его переполняют самые разные эмоции – дискомфорт от осознания собственной неправоты, злость на себя за мимолетную слабость, злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни. Базаров испытывает все что угодно, только не радость бытия, любовь его мучает, он горит в собственном огне. Его деятельная и логичная натура не может найти объяснения происходящему, и это раздражает его еще больше.

Базаров – очень сильная и незаурядная личность. Но, как часто случается, его благие намерения не всегда приводят к ожидаемому результату. Противоречивость образа Базарова – лишь одна из граней трагичности. Другая проблема этой личности – сила, которая не находит выхода, Базаров одинок в своем нигилизме. Всех этих окружающих его так называемых единомышленников типа Кукшиной и Ситникова даже не стоит принимать в расчет. Эти персонажи – жалкая пародия на Базарова. Аркадий тоже не годится на роль последователя‑нигилиста. У Аркадия совсем иной путь, чем у Базарова, возможно, менее трудный и противоречивый, но не менее нужный. Судьба Аркадия лишена той надрывной трагичности, которая присутствует у Базарова. Но в жизни Аркадия Базаров сыграл огромную роль. Он заставил Аркадия как минимум, задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом.

Читайте также: