Шорэ и образы бгырысхэр сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Мы нобэрей псалъэмакъым сыхыхьэн ипэ къихуэу сэ куэдрэ сыгупсысащ. Япэрауэ сэ апхуэдэу гъашДэ гъуэгуанэ ин къэзгъэшДакъым хабзэм апхуэдэу куууэ сытепсэлъыхьыну. Ауэ апхуэдэу щыт пэтми, къызгуры1уэ мащ1эмк1э мы псалъэмакъым къыхыхьэ дэтхэнэ зыми садэгуэшэну си гуапэщ.

Ди лъэпкъым ижь-ижьыж лъандэрэ зэрихьэ хабзэмк1э ц1эры1уэу щытащ. Ик1и а хабзэ дахэмрэ нэмысымрэ къыщежьэр адыгэ унагъуэрщ. Нэхъыжьыф1 зырыс дэтхэнэ унагъуэ узыншэми и щ1эблэр щ1еп1ык1 нэхъыжьхэм къыхуагъэна а ф1ыгъуэшхуэм-лъэпкъ хабзэм. Ц1ыхур дунейм къытохьэри ток1ыж, ауэ абы къыф1ащу псэуху зэрихьа и ц1эр къонэ. Апхуэдэщ лъэпкъри и ц1эр игьэпэжу къэгъуэгурык1уэмэ, и хабзэм хуэпэжын хуейщ - ар налкъутнэлмэсу шДэблэ къыщ1эхъуэм хуихъумэфын хуейщ.Ик1и ар къэзыухъуреихь псоми да1ыгъын хуейщ.

Пэжщ, зэманым зэхъуэк1ыныгъэ гуэрхэр егъуэт, ауэ зэманым сытхуэдэ зэхъуэк1ыныгъэ имыгъуэтами, укъызыхэк1а лъэпкъыр пшДэжу, укъэзылъхуа адэ-анэм уахуэфащэу , сэ зэманым сыдок1у жып1эу нэхъ лейуэ зумыш,1у дунейм утетын хуейщ. Дэтхэнэ ц1ыхури щылъагъуэгъуаф1эр и хабзэм щытетым дежщ.

Ди хабзэхэм утепсэлъыхьын щ1эбдза нэужь, куэд къэпт1эщ1ыфынущ зэхъуэк1ыныгъэ дызыхуэмейхэр и1эу. Псалъэм папщ1э иджыри к1эщ1у игугъу сщ1ынщ ди адыгэ хъыджэбзхэм. Сэ гу лъызотэ ди литературам къыхэщыж образхэм еплъытмэ, абыхэми зэрызахъуэжар. Я хьэл-щэнк1и я зьйыгъыкЪкХи, я зыхуэпэк1эк1и ар абыхэм ещхьыжкъым. Сэ сыкъеджауэ щытащяпэм пщащэхэмрэ щауэхэмрэ зэрызэхуэзэу,зэрызэдэгушы1эу къек1уэк1ыу щыта хабзэхэм.

Сочинение Темирова Темирлана,

Пшеунова Т. А

Назначение платежа: Пожертвование на лечение (фамилия и имя ребенка). НДС не облагается.

Основные способы перевода пожертвований в Русфонд

1.Через банк

2. Через терминал QIWI (КИВИ)

3. Через банковскую карту

4. Другие способы

17.09.2014 Пять социальных проектов незрячего, но смотрящего далеко вперед Алексея Фитисова
Алексей Фитисов помогает людям с ограниченными возможностями здоровья найти себя в жизни. Несмотря на то, что сам является инвалидом по зрению I группы, ведёт весьма активный образ жизни.

12.09.2014 “Общество книголюбов Кабардино-Балкарии” живо, благодаря общественникам
Где найти Общество книголюбов в Нальчике – знают многие. Наш адрес не изменился, хотя мы уже давно живём при другом социальном строе, можно сказать, в другой стране.

Неотъемлемой частью исторического романа, его основой является факт, документ. Но между тем исторический роман – не научное исследование, не хроника фактов и событий, а художественное произведение, в котором автор создает развернутые картины исторической эпохи и образы живых людей путем синтеза жизненных событий, документа и художественного вымысла. Мастерство автора с наибольшей силой проявляется в частностях и на пересечениях с традицией. Он следует традициям событийного романа, что дает ему возможность привлечь фольклорный материал: вводятся сказания из нартского эпоса (легенда о волшебном мече Тлепша, похищение зерна богатырем Сосруко), которые получают новое осмысление в свете авторской концепции. Черпаются из фольклора изобразительно выразительные средства. Но все это находится строго в подчиненном положении относительно авторской эстетической концепции.

Образ Шоры Ногмова – центральный и, пожалуй, самый сложный в романе. А. Шортанов в первой книге описывает юность
Ш. Ногмова. Процесс формирования его мировоззрения прослеживается автором внимательно и достаточно убедительно. Вместе с тем надо признать, что писатель иногда вместо изображения духовного роста порою привносит готовые стандарты, характеризующие молодого еще героя как вполне сложившуюся зрелую личность.

Уже в первой книге тетралогии автор выразил философское и этическое кредо молодого Шоры – будущего просветителя.
В следующих книгах автор уже более убедительно и детально, подлинно художественными средствами показывает эволюцию характера героя. С одной стороны, она обусловлена ростом народного самосознания, с другой – влиянием передовых русских людей, с которыми встречается Ш. Ногмов. Его отношение к мусульманству как к религии связано с процессом его общего становления. А. Шортанов дает свою трактовку личности Ногмова, несколько гипертрофируя революционно-демократический характер его мировоззрения.

При отсутствии документальных материалов на помощь приходит художественное воображение писателя. Но, несмотря на то, что А. Шортанов обладал весьма богатой фантазией, все же надо признать, что внутренний мир героя не всегда показан с достаточным колоритом. Его дела и рассуждения были призваны, по замыслу писателя, способствовать углублению основного конфликта романа – борьбы народа за свое социальное освобождение. Это не воля автора, а фундаментальная установка метода социалистического реализма. Представитель новописьменной литературы, создающий свой первый роман, не был в состоянии отступить от канонических схем. Поэтому он концентрирует внимание на социальных конфликтах, на непременно благотворном влиянии прогрессивно мыслящих русских людей на кавказцев; и только где-то на периферии авторского внимания могли быть обозначены всякие тонкости душевных переживаний. Даже желание заняться изучением культуры и истории своего народа в нем пробуждает, по роману, русский человек, врач Степан Солнцев (лицо вымышленное).

Духовное образование, которое герой получил в медресе, не делает его слепым проводником религиозных канонов. Он не отрекается от системы воззрений ислама, но когда в реальной действительности оказывается перед альтернативой – служить религии или же заняться вопросами изучения и сохранения родного языка, истории и культуры, – будущий просветитель без колебаний отказывается от стези служителя культа.

Разочаровавшись в возможности помочь прямыми действиями народу, он с большим усердием изучает Коран и в то же время с не меньшим старанием составляет алфавит родного языка, пишет грамматику, собирает народные предания и песни. Он строит в своем дворе длинный сарай и открывает в нем школу. Это сугубо авторский домысел, но он имеет свою параллель в истории адыгского просветительства. Писатель прибегает к нему, чтобы рельефно выделить две противостоящие линии: с одной стороны, схоластическая старая методика, основанная на слепой вере и механическом заучивании текстов (она ассоциируется с образом муллы Хаджи-Исмеля), с другой – осмысленное и логически мотивированное освоение как религиозных и общефилософских, так и конкретных знаний. Ученики Хаджи-Исмеля тайком сбегают из его медресе – к Шоре. Шора же учит их не воспринимать мир вслепую, а понимать его. Преподавал он не только арабский язык и Коран, но также родной и русский языки.

Ш. Ногмов резонно полагал: если на Кавказ, который объят войной, русское правительство посылает таких ученых, как Шегрен, то у русских есть определенные благие намерения, и они прочно займут свое место в будущем народов этого края. Шортанов не только осветил в романе основные моменты его жизнедеятельности, но и создал высокохудожественный образ первого адыгского ученого-просветителя, который не выходил за рамки исторической правды и правдоподобно вписывался в свое историческое время.

Значительное место в романе занимает образ А.П. Ермолова – бывшего наместника Кавказа. В определенной степени эта фигура противопоставлена образу Ногмова, во многом же дополняет его. А. Шортанов уделяет большое внимание описанию внешности персонажа, а через это не только внешней, но и психологической характеристике. Насколько значительна роль этого незаурядного военного и политического деятеля в истории Русско-Кавказской войны, настолько же сложна его подлинная натура. По вполне понятным причинам писатель не был в состоянии со всей объективностью обрисовать образ этой мощной и противоречивой личности. Поэтому в разных частях тетралогии образ Ермолова предстает с разных точек зрения.

В I томе автор представляет его с явными элементами идеализации, как простого и храброго человека: генерал прибывает на Кавказ не со свитой и не в обитой бархатом карете, а в простой татарской повозке; отправляясь в дальний аул, он не берет с собой большой охраны, как это делали другие до него. Ему приписывается много других добродетелей.

Романист все же больше акцентирует внимание на положительных качествах его характера. Поэтому образ Ермолова становится несколько надуманным, схематичным, и это подчас снижает художественные достоинства романа в целом.

Еще большему усложнению этого образа способствовало то, что на протяжении длительного времени написания романа, отношение кавказского общества и отношение самого писателя к Ермолову изменилось. Если в первой книге Ермолов обрисован, как человек, с которым приходят только прогрессивные явления, то затем автор отходит от однозначного толкования и не скрывает жесткостей, проявляемых с его стороны к кавказцам. В заключительной же книге это старый, отошедший от дел, но не утративший здравого рассудка человек, у которого хватает мужества сожалеть о том, что не все он делал правильно в своей жизни и не во всем бывал справедлив.

Значительное внимание в романе уделено образу кабардинского князя Бековича-Черкасского, деятельность которого была близко связана с Ермоловым. В романе он один их ближайших советников генерала. На первый взгляд, это довольно умный, образованный человек, владеющий несколькими языками. Но в нем есть и непомерное тщеславие, угодничество, жестокость и хитрость. Его прототип – реальная историческая личность, известная по ряду не всегда благовидных деяний. Мастерски описаны на страницах романа как достоинства этого человека, так и многие его недостатки. В отличие от тех дальних своих предков, которые на службе русскому государству демонстрировали широту воззрений и высокую порядочность, он обнаруживает и не самые лучшие черты.

Писатель не без сарказма рассказывает, как Черкасский при содействии своей матери становится приближенным Ермолова. Присутствуя при встрече генерала с местной знатью, Бекович-Черкас­ский с недостойной меркантильностью напоминает князю Аслангери о долге, который срочно требует вернуть. В диалоге между ними автор показывает низменные черты характера обоих представителей знати. Один, чувствуя покровительство Ермолова, угрожает, другой – лицемерит и угодничает.

В романе Бекович-Черкасский изображен как сторонник самых жестоких методов по отношению к непокорным, то есть к своим же соплеменникам, поскольку считает, что грубая сила и репрессивные меры вполне допустимы в войне на Кавказе.

Образ Шамиля, как и образ Ермолова, не во всем соответствует своему прототипу, реально существовавшей исторической личности.

Здесь так же несомненно очевидна связь с доминировавшей официальной трактовкой Русско-Кавказской войны, которая в разное время могла претерпевать значительные изменения, и той роли, которую в ней играл имам Шамиль. Так, с конца 40-х годов XX века в оценке названной войны официально однозначным было мнение о том, что завоевание Кавказа есть не что иное, как приобщение ранее отсталых народов к передовой культуре, как решающий шаг в развитии культуры и экономики этих народов. Борьба же за свою независимость толковалась однозначно как реакционное движение за распространение ислама. Неудивительно, что одно время Шамиль считался в отечественной историографии агентом Турции и Англии, а впоследствии оценка его личности решительно переменилась.

В современной отечественной историографии восторжествовало мнение о том, что вооруженная борьба горцев Северного Кавказа против царизма есть война антиколониальная, а имам Шамиль – в целом прогрессивный деятель, талантливый полководец. Деятельность его – по роману, да и в действительности – была направлена не только против царизма, но и против местной феодальной знати, и по существу являлась во многом демократической и прогрессивной. Эта тенденция возвращала общественное мнение к точке зрения, когда выдающаяся роль Шамиля была общепризнанна, а в Дагестане его справедливо оценивали не иначе, как национального героя.

Шатания в оценке исторической личности со стороны ученых и официальных политических руководителей вводили писателя в заблуждение. Дело не в том, что в писательской сфере были сильны конформистские взгляды, хотя и это не исключается, а в том что убеждение и мировоззрение писателя все же зависело от доминирующих в обществе мнений и суждений. Особенно это проявляется, когда писатель сам не имеет доступа ко всем нужным ему фактическим материалам. Поэтому у Шортанова образ Шамиля оказался неоднозначным.

В трактовке А. Шортанова, это человек – духовно сильный, умелый, одаренный многими достоинствами и глубоко понимающий свое положение и переживающий искренне не только за себя, но и за все движение. Вместе с тем он, как всякий человек, имеет свои пристрастия или антипатии, может быть дальновидным или может ошибаться, быть добрым и понимающим или же раздражительным и жестоким. В глубине души, как пишет романист, имам знал, что войну с русскими он проиграл, что далее противостоять им невозможно, но отступать не хотел. Он никому не доверял и был очень осторожен. Показывая его таким, перенося конфликт в сферу души одного человека, А.Шортанов углубляет психологизм произведения.

Автор не стремится изобразить его ординарной личностью, и этим как бы не принижает его роли. А. Шортанов хочет продемонстрировать, что бесперспективная идея может обесценить значение даже самой яркой личности.

А.Т. Шортанов удачно и со знанием особенностей эпохи использует слова, ставшие малоупотребительными. Это лексика, связанная с обрядами и предметами быта.

Урок: Кабардинская литература.Тип урока: Подготовка к сочинению.

Цель урока: Активизация учебной и творческой деятельности учащихся средствами литературы, народного фольклора музыки, искусства, обеспечение обще культурного и музыкального развития путем постижения народных традиций.

ВложениеРазмер
plan_konspekt_poema_madina.docx 227.16 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ " ООШ №4 Г.П.Терек" адыгэбзэмрэ адыгэ литературэмрэ и егъэджак1уэ Мамий Альбинэ.

Учитель:Мамиева Альбина Артуровна.

Урок: Кабардинская литература.

Дата проведения: 06.02.2015год.

Место проведения: МКОУ ООШ №4 ГП Терек, 9класс.

Тип урока: Подготовка к сочинению.

Цель урока: Активизация учебной и творческой деятельности учащихся средствами литературы, народного фольклора музыки, искусства, обеспечение обще культурного и музыкального развития путем постижения народных традиций.

Задачи:

2. Развитие эстетического вкуса учащихся. Способствовать развитию интеллектуальных умений и навыков, диалектического мышления, памяти.

3. Способствовать мыслить, осознавать и доказывать мнение, не забывая своих традиций, воспитывать любовь к искусству горцев, музыке, к родной литературе, к народной музыке. Выбор структуры урока был сделан соответственно типу урока.

Этапы урока

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

4. Основной этап.

6. Подведение итогов.

На уроке использованы следующие методы обучения: поисковые, исследовательские. Методы контроля: устные, письменные, групповые, индивидуальные.

Всю работу на уроке я спланировала, учитывая психологические и возрастные особенности класса и рекомендации психолога школы.

На следующем этапе учащиеся провели поисково-исследовательскую работу. Продемонстрировали любовь к музыке, к искусству, к литературе, к обычаям и традициям адыгского народа. Содержание урока способствует всестороннему развитию личности.

Мурадыр: 1. Адыгэ ц1ыхубзым и хьэл-щэныр Мадинэ и образым къызэрыхэщыр.

2. Пасэ зэманым псэуа адыгэ ц1ыхубзым и хьэл-щэнымрэ нобэрей адыгэ ц1ыхубзым и хьэл-щэнымрэ зэгъэпщэн. 3.Еджак1уэхэм я гупсысэр тэмэму зык1элъахьыфу гъэсэным елэжьын.

Ц1ыхубзыр гъащ1эм и дыгъэщ, ц1ыхубзыр дунейм и мазэщ.

I.Урокымхуэгъэхьэзырын

Егъ.:Фи махуэ ф1ыуэ!

Егъ.:Мы фызэдэ1уа произведенэм хэт щыгъуазэ? Сыт хуэдэ оперэм щыщ мы пычыгъуэр? Сыт хуэдэ художественнэ тхыгъэм тращ1ык1ыжа мы тхыгъэр?

Eгъ.:Хэт ар зыгъэзащ1эр?

5-нэ слайдыр къэгъэлъэгъуэн.

Къэхутэныгъэ лэжьыгъэ. Презентацэ еджак1уэхэм ящ1ын.

Бэгъэтыжь Светэ- уэрэджы1ак1уэ 1эзэщ. Къэбэрдей - Балъкъэрым и щ1ыхь зи1э уэрэджы1ак1уэщ.

Егъ.: Сыт хуэдэ гупсысэхэр къытхуигъэушрэ мы пычыгъуэм дыщеда1уэк1э?

Егъ.: Гук1э зэхэфщ1ауэ п1эрэ поэмэм и пычыгъуэмрэ макъамэм и зэпыщ1эныгъэмрэ?

3-4 слайдхэр къэгъэлъэгъуэн. Къэхутэныгъэ лэжьыгъэ. Еджак1уэхэм презентацэ ящ1ын.

Къардэн Хьэсэн къэгъэлъэгъуэн. Къардэн Хьэсэн Къэбэрдей-Балъкъэрым и композитор ц1эры1уэщ. Ар февралым и т1ощ1рэ щым Шэджэм езанэкъуажэм 1923 гъэм къыщалъхуащ. Ленинград дэт консерваториер къиухащ. Къэбэрдей-Балъкъэрым и гимнырзыхилъхьащ.

Егъ.: Щоджэнц1ык1у Алий и ц1эр зезыхьэ театрым щагъэувауэ щытащ спектакл.Феплъамэ,хэтсымэ л1ыхъужь нэхъыщхьэхэм я ролхэр зыгъэзэщ1ар? Фц1ыхуу п1эрэт ахэр?

Едж.:Мадинэ и ролыр игъэзэщ1ащ Бэгъэтыжь Светэ.Заур и ролыр игъэзэщ1ащ Жылокъуэ Мухьэмэдин.

Егъ.:Сыт хуэдэ хьэл-щэнхэр къыхэщрэ мы тхыгъэми?

Едж.: Ц1ыхубзым хьэм хуэдэу зэрыхущытар, пщ1э зэримы1ар.

Егъ.:Адыгэ ц1ыхубзым и образ зэмыл1эужьыгъуэхэр къыщызэригъэпэщащ Щоджэнц1ык1у Алий ди литературэм. Дэ ди къалэнщ абы итха тхыгъэхэм щыгъуазэ зытщ1ыну, абыхэм пщ1э яхуэтщ1ыну. Абы къыхэк1ыуи урокым дэ нобэ къыщызэдгъэпэщащ Щоджэнц1ык1у Алилй и тхыгъэхэм теухуа тхылъ (выставкэ). Мыбы фэ щыгъуазэ щызыхуэфщ1ыфынущ тхак1уэм и гъащ1э гъуэгуанэм, абы итха тхыгъэхэр зытеухуа 1уэхугъуэхэм. Гъащ1эм и дахагъэр зыхэфщ1эфу фыхуэзыгъэсэн куэди къыхэфхынущ.

Егъ.:Щоджэнц1ык1у Алий Мадинэ и образыр телыджэу къигъэлъэгъуащ. Унэм щывгъэхьэзыра Мадинэ и сурэтхэм фытхутепсэлъыхь.

II.Унэ лэжьыгъэр

Едж. сурэтхэм топсэлъыхь. Мы сурэтым сэ къыщызгъэлъэгъуащ адыгэ ц1ыхубзым и дахагъэр, и къабзагъэр.

Едж.:Мадинэ1эсэщ, сабырщ, хьэл-щэндахэ хэлъщ.

Егъ.:Хъарзынэу фи сурэтхэм фытхутепсэлъыхьащ.

Егъ.: Искусствэри, живописри, литературэри- ахэр псори ц1ыхум игупсысэр къызэра1уатэ 1эмалщ. Ди Хэкумсурэтыщ1 1эзэ куэд исщ. Абыхэм ятеухуа фэ вгъэхьэзыра лэжьыгъэхэмфыкъытхуеджэ.

Ет1уанэ гупым я къэхутэныгъэ лэжьыгъэ. Презентацэ.

Сурэтыщ1 К1ыщ Мухьэдин тепсэлъыхьын. К1ыщ Мухьэдин сурэтыщ1 1эзэщ. Абы и лэжьыгъэхэр дуней псом щыц1эры1уэщ. Ар Шэджэм къуажэм 1939 гъэм къыщалъхуащ. Ленинград дэт университетыр къиухащ. 1973 гъэм тхак1уэхэм я союзым хагъэ хьащ. Абы Мадинэ и сурэтыр ищ1ащ.

Егъ.: Аращи, гуры1уэгъуэ хъуауэ къыщ1эк1ынщ Щоджэнц1ык1у Алийи поэмэм и темэ нэхъыщхьэр.Мурадыр.

1. Адыгэ ц1ыхубзым и хьэл-щэнырМадинэ и образым къызэрыхэщыр.

2. Пасэ зэманым псэу аадыгэ ц1ыхубзым и хьэл-щэнымрэ нобэрей ц1ыхубзым и хьэл-щэнымрэ зэгъэпщэн.

3. Еджак1уэхэм я гупсысэр тэмэму зык1элъахьыфу гъэсэным елэжьын.

III. Урокым и 1ыхьэ нэхъыщхьэм хуэгъэхьэзырын

9-слайд къэгъэлъэгъуэн. Зэрызэпкърах упщ1эхэр.

1. Адыгэ ц1ыхубзыр хэт и образымк1э поэмэм къыщыгъэлъэгъуа ик1и сыт хуэдэу къэгъэлъэгъуа?

2. Адыгэ ц1ыхубзым и хьэл-щэн удэзыхьэхыу Мадинэ хэлъыр сыт?

3. Мадинэ насыпыф1э хъуным хэт сымэ зэран къыхуэхъуар?

4. Гъащ1эм щек1уэк1 залымыгъэм хуэдэ 1эмалхэмк1э пэуврэМадинэ?

5.Сыт абы хузэф1эк1ар?

6. Мадинэ и образыр сыт щ1элъап1эр?

Егъ: Дауэ иухрэ поэмэр?

Едж:Мадинэ Пылыжь Джэрий док1уэ. Ар насыпыншэмэхъу. И къуэ закъуэр ц1ыхубз уэчыл хъуну щогугъу. Мадинэ апхуэдэ гъащ1эмк1э арэзыкъым. Ар зэныкъуэкъужурэ сымаджэ мэхъури мал1э.

Егъ:Мадинэ зыхэпсэук1а зэманыр игъащ1эм сытк1э зэранхуъхъуа?

Едж: Вывод. Феодализмэр трахыжа щхьэк1э къэмынэу, а зэманым псори зи 1эмыщ1э илъу щытахэр мылъку зыбгъэдэлъхэмрэ къулейхэмрэт.

Егъ: Пасэ зэманым псэуа адыгэ ц1ыхубзым и хьэл-щэным рэнобэрей ц1ыхубзым и хьэл-щэнымрэ зэщхьу п1эрэ? Зэдывгъапщэт. Едж:Ди зэманым ц1ыхубзыр щхьэхуит хъуащ, я пcэук1эри нэхътынш хъуащ.

Читайте также: