В борьбе за жизнь инстинкт самозащиты горький егэ сочинение

Обновлено: 04.07.2024

На дне. Избранное

Он по-разному подписывал свои произведения. Антином исходящий и Дон-Кихот, Нектои Пьеро, Иегудиил Хламидаи Самокритик Словотеков, Один из теперешних, А-а! Unicus…Но всему миру Алексей Максимович Пешков — таково было данное при рождении имя — известен как Максим Горький, или даже короче, М. Горький, Горький.

Многими признано, что настоящий писатель всю жизнь пишет одну книгу. Перу Горького принадлежат романы, пьесы, десятки повестей и рассказов, очерков, стихотворений, фельетонов, литературно-критических и публицистических статей. Он создал литературные портреты многих писателей и политических деятелей, оставил воспоминания о своем времени и его людях. Горький и в тысячах его писем.

Горький, к сожалению, прославился другими афоризмами, порожденными мутацией его юношеского ницшеанства под воздействием коммунистических идей. Хотя и расплатился за измену идеалам литературного гуманизма. И своей жизнью почетного заключенного в 1930-е годы, и безвременной смертью, и посмертной судьбой. Объявленный главным большевицким писателем и удостоенный полного академического собрания сочинений, он в этом собрании до сих пор так и не воплотился: оно застыло на половине — слишком многое из написанного Горьким не влезало в клетку, сооруженную партийными идеологами для вроде бы прикормленного Буревестника Революции.Публицистика Горького и его письма так полностью и не изданы.

Но — парадокс! — в этом залог самоспасения Горького от забвения. Критические стрелы, полетевшие в его монумент с началом перестройки, стрелы, напоенные лечебным ядом и праведным гневом, сегодня иссякли. Литературный вождь низвергнут. Остался только писатель. Сделанное Горьким водружено на весы вечности. Мы начинаем читать его по-новому: и общеизвестные, нередко насильно-хрестоматийные вещи, и запрещенные советской цензурой. И соглашаемся с тем, что признавали и его недруги: писать он умел.

В этой книге собраны произведения Горького, которые, возможно, хоть и качаясь на этих весах вечности, все же в реку забвенья не канут.

Начало той странной дружбы, что соединяла нас с Горьким, — странной потому, что чуть не два десятилетия считались мы с ним большими друзьями, а в действительности ими не были, — начало это относится к 1899 году. А конец — к 1917. Тут случилось нечто еще более странное: человек, с которым у меня за целых двадцать лет не было для вражды ни единого личного повода, оказался для меня врагом, долго вызывавшим во мне приступы ужаса, негодования. С течением времени чувства эти перегорели, он стал для меня как бы несуществующим. Но вот громкий, безразличный голос из радио:

— L'ecrivain Maxime Gorki est decede… Alexis Pechkoff, connu en litterature sous le nom Maxime Gorki, etait ne en 1868 a Nijni-Novgorod d'une famille de Cosaques… [1]

Чуть не в тот же день между нами возникло что-то вроде дружеского сближения, с его стороны несколько даже сентиментального, с каким-то застенчивым восхищением мною:

— Вы же последний писатель от дворянства, той культуры, которая дала миру Пушкина и Толстого!

В тот же день, как только Чехов взял извозчика и поехал к себе в Аутку, Горький позвал меня зайти к нему на Виноградную улицу, где он снимал у кого-то комнату, показал мне, морща нос, неловко улыбаясь счастливой, комически-глупой улыбкой, карточку своей жены с толстым, живоглазым ребенком на руках, потом кусок шелка голубенького цвета и сказал с этими гримасами:

Скончался писатель Максим Горький… Алексей Пешков, известный в литературе под именем Максим Горький, родился в 1868 году в Нижнем Новгороде в казацкой семье… ( фр.)

Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Всё это делает явления природы как бы более понятными для нас. Тут мы замечаем, что человек придаёт всему, что видит, свои человеческие качества, черты: воображает, вносит их всюду — во все явления природы, во все созданные его трудом, его разумом вещи.

1) Текст представляет собой фрагмент очерка, так как в нём сообщается о наблюдениях автора, который даёт оценку происходящим событиям.

2) Во втором абзаце текста приведено суждение о том, что общего имеют воображение и познание и чем различаются.

3) Текст относится к научному стилю речи, так как посвящён важнейшей научной проблеме соотношения познания и воображения. В тексте содержатся научные определения.

4) Автор делится собственными мыслями, излагает результаты собственных наблюдений.

5) В последнем абзаце текста говорится о том, что приписывание человеческих качеств явлениям природы делает более понятным их познание для человека.

Всё это делает явления природы как бы более понятными для нас. Тут мы замечаем, что человек придаёт всему, что видит, свои человеческие качества, черты: воображает, вносит их всюду — во все явления природы, во все созданные его трудом, его разумом вещи.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в предпоследнем абзаце текста. Запишите этот союз.

Всё это делает явления природы как бы более понятными для нас. Тут мы замечаем, что человек придаёт всему, что видит, свои человеческие качества, черты: воображает, вносит их всюду — во все явления природы, во все созданные его трудом, его разумом вещи.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем абзаце. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Узкая полоса. Провести черту. Подвести черту под чем-нибудь (также перен.: подвести итог, покончить с каким-нибудь делом).

2) Граница, предел. Пограничная ч. В черте города (в его границах, внутри). Последняя ч. (перен.: крайний предел).

3) Свойство, отличительная особенность. Черты характера. Неприятная ч. в поведении.

4) мн., чего. Линии, создающие в совокупности облик, очертания лица (обычно в сочетании: черты лица). Правильные, красивые, тонкие черты лица. Уловить в толпе знакомые черты.

Всё это делает явления природы как бы более понятными для нас. Тут мы замечаем, что человек придаёт всему, что видит, свои человеческие качества, черты: воображает, вносит их всюду — во все явления природы, во все созданные его трудом, его разумом вещи.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. НАЛИЧНОСТЬЮ называют как наличные деньги, так и находящиеся на банковском счёте.

2. У детей надо воспитывать ЭСТЕТИЧЕСКИЙ, художественный вкус, который так влияет на душевное развитие личности.

3. Чуткость, ГУМАНИЗМ, искренность, правдивость — это всё черты характера.

4. Наши части встретили отчаянное СОПРОТИВЛЕНИЕ противника.

5. Она предложила мне приобрести АБОНЕМЕНТ на серию спектаклей в каком-то клубе с ужинами и танцами.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Правила требуют, чтобы движения водителя были ограничены ремешком безопасности.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ВОСЕМЬСОТ ДВАДЦАТОМ году

картина БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

1) умиротворённый, горчичник, отрасль

2) излагать, заблистал, принимающий

3) загорелый, замереть (от испуга), заря

4) уравнение, горизонтальный, избиратели

5) непромокаемый, роскошный, зачинатель

1) пр..вилегия, пр..брежный, пр..открыть

2) контр..гра, небез..звестный, от..скать

3) пр..вивка, пр..оритет, пр..сягать

4) пред..юньский, транс..ранский, полит..здат

5) во..торжествовать, ра..бросать, ра..чет

1) опечал..ться, щавел..вый

2) гречн..вый, удоста..вавший

3) помн..шь, наде..шься

4) ноздр..ватый, преодол..вая

5) черешн..вый, дешёв..нький

1) выскоч..шь, забот..вшийся

2) бор..щийся (с врагом), (слабо) вид..щий

3) (манекены) крут..тся, беле..щее (пятно)

4) (ребята) тороп..тся, (поля) дремл..т

5) колебл..щийся (на ветру), (ветры) ду..т

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Катерина Ивановна н(1)когда н(2) на что н(3) жаловалась.

Вещи н(4)как н(5) становились на предназначенное для них новое место, сколько мы с ними н(6) бились.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА) СЧЁТ условий поединка.

2. (В) ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В) ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

3. (В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

4. Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В) СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.

5. (В) ТЕЧЕНИЕ всего июня собирают землянику, а (ПО) ПОЗЖЕ, в июле, – малину.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Деревя(1)ая решётка с колышками, сдела(2)ыми в виде четырёхгра(3)ых пик, когда-то выкраше(4)ая зелёной краской, теперь совсем рассохлась и развалилась.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.

2) Старая шкатулка играла долго и наполняла дом таинственными звуками и даже дети оставили свои шумные игры и притихли.

3) Для жизни леопарды предпочитают выбирать саванны или смешанные леса и глухие тропические и субтропические смешанные леса Азии также становятся для них приемлемой средой обитания.

4) Художники рисовали карандашом и пером маслом и акварелью.

5) В его чёрных глазах она увидела нескрываемую радость и страдание отпустило её.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Небольшой ключ (1) бивший из расщелины в песчанике (2) питал водой (3) протекающий по дну оврага (4) ручей.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Две стихии - море и ветер (1) казалось (2) сговорились, чтобы не дать мне достигнуть цели. Преодолеть это расстояние при тихой погоде было бы легко, а сейчас оно (3) казалось (4) огромным.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Княжна Марья умоляла брата подождать ещё день и говорила (1) о том (2) что она знает (3) как будет несчастлив отец (4) ежели Андрей (5) уедет без примирения.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Невежество всегда обладает большей уверенностью (1) чем знание (2) и только невежды могут с уверенностью утверждать (3) что науки никогда не будут в состоянии решить ту (4) или иную проблему.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Причуды Времени давно интересовали автора. (2)Маленькие дети, например, как заметил автор, плохо чувствуют время. Ощущение его растёт и обостряется с возрастом, и к старости — чем меньше остаётся Времени, тем слышнее становится его ход.

(12)Таким образом, время идёт то медленнее, то быстрее, иногда оно останавливается, замирает. (13)Есть моменты, когда ход Времени чувствуется воспалённо-остро, оно мчится с такой скоростью, что только ахаешь, оглянуться не успел, и день куда-то провалился, и снова стоишь перед зеркалом бреешься, а бывает, оно мучает своей неторопливостью, вязкой медлительностью. (14)Вдруг оно начинает тянуться, минуты вытягиваются нескончаемой нитью. (15)От чего это зависит? (16)Насыщенность? (17)Но есть ли тут связь? (18)Когда время не замечаешь — когда много дел или же когда отдыхаешь? (19)Заполненный работой день тоже может промелькнуть, а может и измотать душу медлительностью. (20)Нет, тут случается по-всякому, и как-то не совсем ясно, от чего зависит скорость времени, что его подгоняет, а что его тормозит.

(По Д. Гранину)

1. К старости обостряется ощущение времени, потому что его остаётся всё меньше.

2. Современный деловой человек командует временем.

3. Человек перерабатывает всё своё время на мысли, чувства, работу.

4. Время очень легко погубить, потратив его на пустые дела.

5. Проблема разумного обращения со временем является лишь техникой его экономии.

(1)Причуды Времени давно интересовали автора. (2)Маленькие дети, например, как заметил автор, плохо чувствуют время. Ощущение его растёт и обостряется с возрастом, и к старости — чем меньше остаётся Времени, тем слышнее становится его ход.

(12)Таким образом, время идёт то медленнее, то быстрее, иногда оно останавливается, замирает. (13)Есть моменты, когда ход Времени чувствуется воспалённо-остро, оно мчится с такой скоростью, что только ахаешь, оглянуться не успел, и день куда-то провалился, и снова стоишь перед зеркалом бреешься, а бывает, оно мучает своей неторопливостью, вязкой медлительностью. (14)Вдруг оно начинает тянуться, минуты вытягиваются нескончаемой нитью. (15)От чего это зависит? (16)Насыщенность? (17)Но есть ли тут связь? (18)Когда время не замечаешь — когда много дел или же когда отдыхаешь? (19)Заполненный работой день тоже может промелькнуть, а может и измотать душу медлительностью. (20)Нет, тут случается по-всякому, и как-то не совсем ясно, от чего зависит скорость времени, что его подгоняет, а что его тормозит.

(По Д. Гранину)

1. В предложения 6—10 включено описание.

2. В предложениях 10—11 содержится повествование.

3. В предложениях 19—20 содержится ответ на вопросы, поставленные в предложениях 15—18.

4. Предложение 30 поясняет предложение 29.

5. В предложениях 35—39 содержится рассуждение.

2. (10)Автор также вспоминает войну, танковый триплекс, перекрестье прицела — и время, которое вдруг кончилось. (11)Оно явно остановилось вместе с сердцем — стрельба замерла, оборвался звук мотора, в раскалённой паузе дрожало перекрестье прицела и надвигалось орудие немецкой самоходки.

3. (15)От чего это зависит? (16)Насыщенность? (17)Но есть ли тут связь? (18)Когда время не замечаешь — когда много дел или же когда отдыхаешь? (19)Заполненный работой день тоже может промелькнуть, а может и измотать душу медлительностью. (20)Нет, тут случается по-всякому, и как-то не совсем ясно, от чего зависит скорость времени, что его подгоняет, а что его тормозит.

4. (29)Каждого человека можно представить как потребителя времени. (З0)Он перерабатывает время на разные мысли, чувства, работу.

Из предложений 32—39 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Среди предложений 10—12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи вводного словосочетания. Напишите номер этого предложения.

(10)Автор также вспоминает войну, танковый триплекс, перекрестье прицела — и время, которое вдруг кончилось. (11)Оно явно остановилось вместе с сердцем — стрельба замерла, оборвался звук мотора, в раскалённой паузе дрожало перекрестье прицела и надвигалось орудие немецкой самоходки. (12)Таким образом, время идёт то медленнее, то быстрее, иногда оно останавливается, замирает.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1) вопросно-ответная форма изложения

2) развёрнутые метафоры

4) профессиональная лексика

5) вопросительные предложения

9) однородные члены

А. (14)Вдруг оно начинает тянуться, минуты вытягиваются нескончаемой нитью. (19)Заполненный работой день тоже может промелькнуть, а может и измотать душу медлительностью. (28)Гончие Времени мчатся по пятам.

Б. (13)Есть моменты, когда ход Времени чувствуется воспалённо-остро, оно мчится с такой скоростью, что только ахаешь, оглянуться не успел, и день куда-то провалился, и снова стоишь перед зеркалом бреешься, а бывает, оно мучает своей неторопливостью, вязкой медлительностью. (22)Нарастающий культ Времени становится показателем деловой хватки, умения жить.

В. (15)От чего это зависит? (16)Насыщенность? (17)Но есть ли тут связь? (18)Когда время не замечаешь — когда много дел или же когда отдыхаешь?

Г. (З0)Он перерабатывает время на разные мысли, чувства, работу. (34)Время — это народное богатство, такое же, как недра, лес, озёра. (З6)Так легко его проболтать, проспать, истратить на бесплодные ожидания, на погоню за модой, на выпивки, да мало ли.

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Каракатица относится к головоногим моллюскам – её ближайшие родственники осьминоги и кальмары. Впрочем, это видно и невооружённым взглядом: желеобразная тушка длиной в 20-30 сантиметров, щупальца, ставшие визитной карточкой японской мультипликации, эволюционно совершенные глаза, имеющие зрачок в виде замочной скважины. (…) самое главное – очень развитый интеллект, уступающий птицам, но несравненно круче любого рыбьего.

Внутри тусовки моллюсков головоногие вообще академики. Как мы можем это сравнивать? Очень просто: если животное способно изготовлять и использовать орудия труда (например, новокаледонские вороны или приматы), оно очень интеллектуально в своей среде. Если оно демонстрирует сложное поведение и способно решать нестандартные задачи, оно просто умненькое. Ну а если животное однозадачное и управляется только рефлексами, то оно – крокодил. Головоногие же остановились где-то посерединке. Инструменты они не делают, но головоломки решают: открывают банки, хорошо запоминают объекты и связанные с ними свойства, распознают своих врагов после первой же встречи.

Причём врагов они своих не только распознают, но и мстят им! Малютка-каракатица, однажды атакованная в детстве хищником, запоминает обидчика и, вырастая, объявляет ему вендетту. В рацион каракатицы входит много всякой подводной братии: рыбы, крабы, раки, моллюски. В 2010 году выяснилось, что животины нападают на своих детских обидчиков намного чаще и едва ли не целенаправленно!

  • 1) Сфера употребления приведённого текста – документы, законы, официальные бумаги, приказы, заявления, отчёт.
  • 2) Лексика текста не изобилует эмоциональностью, в основном употреблены точные факты, все слова в прямом значении.
  • 3) Стиль предложенного текста – публицистический, его основная цель – воздействие на эмоции читателя, это выдают слова с уменьшительноласкательными суффиксами (умненькое, малютка), а также просторечные слова (тусовка, животинка, посерединке).
  • 4) Текст рассчитан на широкую аудиторию.
  • 5) В синтаксисе предложенного текста следует отметить обилие сложных предложений с различными видами связи.

Ответ: 345

2)Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.

Ответ: но

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СРЕДА, -ы, ж. 1. Вещество, заполняющее пространство, а также телá, окружающие чтон. Воздушная с. Питательная с. (жидкая или твёрдая смесь веществ, на которой выращиваются микроорганизмы; также перен.: условия, благоприятные для существования, порождения чего-н.). 2. ед. Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов. Географическая с. Охрана окружающей среды. 3. ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей среды. В нашей среде. С. заела кого-н. (о невозможности расти, развиваться из-за неблагоприятного окружения; устар. и шутл.). 4. Третий день недели.

Ответ: 2

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Ответ: лилась

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Эти разговоры легко могли быть умелыми манипуляциями, рассчитанными на то, что клиент войдёт в доверие к врагам и начнёт ДВОЙНУЮ игру. Владимир постоянно нарушал ДИПЛОМАТИЧНЫЙ этикет, разговаривая с иностранными коллегами. ВЕЧНОЙ красою сияет осенний лес и удивляет нас своим величием. Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки. Его инициатива нашла широкий ОТКЛИК в читательской аудитории.

Ответ: дипломатический

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Петя попросил друзей, чтобы они его предупредили заранее, если учитель начнёт подходить к классу.

Ответ: заранее

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. много спелых ВИШЕН нет ПОЛТОРАСТА рублей ПОЕЗЖАЙ вперёд крыжовник слишком КИСЕЛ сухие ПОГРЕБА

Ответ: полуторста

8)Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 68397

Ответ: 24

Ответ: 1245

Ответ: 25

Ответ: 2345

13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Грибоедов вводит в комедию и реалистические приёмы: главная героиня далеко (НЕ)ИДЕАЛЬНА и из влюблённых соперников выбирает худшего. Я убеждён в одном: вдохновение (НЕ)РОЖДАЕТСЯ само по себе, а приходит во время труда. Маша смотрела на меня, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: оторваться от него (НЕ)ВОЗМОЖНО. Общественные бани в Риме скоро превратились в великолепные постройки, вмещающие в себя (НЕ)ТОЛЬКО бассейны и залы для гимнастики, но и библиотеки. Дача (НЕ)ОТРЕМОНТИРОВАНА: стёкла тусклы, стены выглядят уныло и не радуют глаз.

Ответ: невозможно

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. В городе Иван появлялся редко, (ЗА)ТО в деревню при каждом удобном случае уезжал и (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких часов пропадал там, забыв и о приятеле, и о службе. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких лет Акимов работал не покладая рук, (ПРИ)ТОМ стоит отметить, что и зарабатывал он больше, чем любой инженер на заводе. (ПО)ЧЕМУ я узнал её: по взгляду ли, по очертанию её рук – не знаю, но я узнал её, и (ПО)ЭТОМУ сердце моё бешено заколотилось. (ПО)ЧЕМУ ты так долго не приходил, ЧТО(БЫ) сообщить эту радостную новость? Робко и не надеясь, что КТО(ТО) захочет принять незваных гостей, мы постучали в дверь, но хозяева нас приняли (ПО)СВОЙСКИ.

Ответ: почему чтобы

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Ю(1)ый писатель и в каме(2)ом Петербурге нашёл для себя стари(3)ый деревя(4)ый дом, провинциально уютный, с краше(5)ыми полами.

Ответ: 234

16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) В звукописи используются и аллитерации и ассонансы. 2) Обратимся к звуковым ресурсам художественного выражения и изображения а также к приёмам их использования. 3) Владение хорошей речью важно как для юриста так и для журналиста. 4) Натюрморты Грабаря всегда сочетаются с пейзажем или интерьером. 5) Солнечным зимним утром в берёзовой роще было особенно светло и искрилось всё вокруг.

Ответ: 123

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Ипполит Матвеевич шёл по улице (1) держа в руке пятифунтовый хлеб (2) завёрнутый во владикавказскую газету (3) и (4) чуть волоча левую ногу.

Ответ: 123

18)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой витийства грозный дар? Увижу ль (1) о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли (2) наконец (3) прекрасная заря? (А.С. Пушкин)

Ответ: 1

19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Всякий (1) кто в жизни боролся за счастье быть самим собой (2) знает 3) что сила и успех этой борьбы зависят от уверенности (4) с которой идет искатель к цели.

Ответ: 1234

20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Ева проснулась (1) и (2) хотя сначала не поняла (3) где находится (4) улыбнулась ласковому лучу солнца (5) который пронзил неплотные шторы и проник в комнату.

Ответ: 2345

21)Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Вечерние занятия в шестой роте приходили к концу, и младшие офицеры все чаще и нетерпеливее посматривали на часы. (2)По всему плацу солдаты стояли вразброс: около тополей, окаймлявших шоссе, около гимнастических машин, возле дверей ротной школы, у прицельных станков. (3)Между ними ходили разводящие и ставили часовых, так как производилась смена караулов. (4)Молодой солдат Мухамеджинов, татарин, едва понимавший и говоривший по-русски, окончательно был сбит с толку подвохами своего начальства. (5)Ротный командир, капитан Слива, пошел разбирать дело. (6)Пока он плелся вялой походкой, сгорбившись и волоча ноги, на другой конец плаца, младшие офицеры сошлись вместе поболтать и покурить. (7)Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся вправо. (8)Потом, повернув лошадь в эту сторону и слегка согнувшись в седле, он заставил ее упругим движением перепрыгнуть через канаву и сдержанным галопом поскакал к офицерам.

Ответ: 36

Ответ: 235

(1)Почему мы снова пишем о Второй мировой войне? (2)Не потому, наверное, что слабость рода людского, боязнь смерти, инстинкт самосохранения господствуют над разумом. (3)Нет, мы помним о войне потому, что человек – величайшая ценность данного мира, а его мужество и его свобода – это освобождение от страха, от зла, которые разъединяют людей. (4)Я не отношу себя к парадоксалистам, но, видимо, человек не мог бы быть человеком, если бы он не был способен осознать возможность своей смерти, познать неповторимую ценность самого себя и ценность других. (5)В этой слабости его величие и сознание собственной нужности на земле. (6)В то же время человек тогда становится человеком, когда овладевает великой тайной, осознав ценность жизни, перестаёт бояться смерти и, умирая во имя убеждений и веры, сеет зёрна добра, которые могут стать колосьями. (7)В этом духовная основа каждого подвига. (8)Тогда смерть человека на войне и не только на войне – это жизнь его во всём, что мы называем будущим. (9)Отними у людей возможность самопожертвования – и люди сильных убеждений проклянут физическое бессмертие, если даже оно станет биологически возможно. (10)Опасность смерти, преодоление в себе чувства опасности и отрицание физического бессмертия – в этом я вижу проблему борьбы жизни и смерти. (11)И здесь уже все конфликты войны и мира объединяются в главную проблему, суть которой, наверное, всё же в том, чтобы оставить после себя след на земле. (12)Но одни, уходя из жизни, оставляют скользкий улиточный след, на котором можно поскользнуться, другие – яркий и ровный свет найденной в борьбе истины, след упорной веры в людей, утверждённой в непримиримом столкновении с человеконенавистничеством.

(13)Порой человеку не хватает только одного шага, чтобы совершить акт мужества и справедливости. (14)Этот последний шаг, возможно, подготовлен всей его жизнью. (15)Но может быть и так, что в силу многих причин жизнь не подготовила индивидуума к деланию добра и воля его скована обстоятельствами, отчаянием и растерянностью. (16)Мгновение осознанного решительного шага и последнее движение от темноты к свету, от отрицания к утверждению – одна из главных задач искусства – это и есть сущность анализа человеческой души в её противоречиях…

*Юрий Васильевич Бондарев (род.в 1924) – русский, советский писатель.

  1. Писать о войне надо, потому что боязнь смерти господствует над разумом.
  2. К совершению последнего акта мужества и справедливости человек готовится всю жизнь.
  3. Человек, понявший ценность жизни, не боится смерти и готов совершить подвиг.
  4. Физическое бессмертие необходимо готовым к самопожертвованию людям.
  5. Движение от отрицания к утверждению – одна из главных задач искусства.
  1. В предложении 4 представлено рассуждение.
  2. Предложение 1 содержит элементы повествования.
  3. Предложение 12 содержит элемент описания.
  4. Предложение 15 содержит иллюстрацию высказанных в предложениях 13, 14 суждений.
  5. В предложении 15 представлено описание.

23. Из предложений 2 – 15 выпишите фразеологизм.

24. Среди предложений 2 – 7 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.


Задание 27 № 10942

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Недавно я прочитал интереснейшую про одну американку, у которой начисто отсутствует чувство страха. (2)То есть вообще ноль целых ноль десятых. (3)Ученые обвешали ее датчиками, пугали-пугали всеми способами, на которые хватало воображения – никаких отрицательных эмоций.

(4)Причина бесстрашия нашей американки была сугубо медицинская. (5)В мозгу есть миндалевидный закуточек, который называется амигдала. (6)Именно он отвечает за формирование страха.

(7)При редкой болезни случается совсем уже редкое осложнение, в результате которого амигдала атрофируется. (8)Именно это с несчастной (или, наоборот, счастливой?) американкой и произошло.

(9)Иногда такой опыт ставят над животными. (10)Удалят мыши амигдалу, и она начинает наскакивать на кошку.

(11)А древние инки, как я где-то читал, владели начатками нейрохирургии и умели делать воинам в голове дырку, от которой те становились неустрашимыми.

(12)Пытаюсь представить себе, каково это – жить вообще без страхов. (13)Хотел бы я так или нет?

(14)Первый порыв, конечно, ответить: да, очень хотел бы!

(15)Страх – ужасно противное чувство.

(19)А сколько недостойных поступков и подлостей совершается от страха, сколько ломается судеб.

(25)С другой стороны… (26)Всем наверняка в жизни приходилось делать что-то через страх.

(27)У меня одно из ранних воспоминаний, как мы во дворе зачем-то затеяли прыгать с крыши гаража. (28)Мне было, наверное, лет шесть-семь. (29)Как обычно, нашелся кто-то бесшабашный, а за ним полезли остальные, и я в том числе. (30)Сверху вниз посмотрел – ужас, оцепенение. (31)Особенно когда мой приятель, более смелый, чем я, прыгнул, подвернул ногу и завопил от боли. (32)А я – следующий. (33)Снизу девочки смотрят (они умнее нас — не полезли). (34)Прыгнул, конечно. (35)Куда деваться? (36)И впервые в жизни испытал чувство победы – самой драгоценной из побед, победы над собой. (37)Может, не такая уж это была глупость – прыгать с крыши гаража.

(38)Зачем нужен страх с биологической точки зрения, понятно – срабатывает инстинкт самосохранения. (39)Но страх необходим и для развития личности. (40)Страх нужен затем, чтобы у тебя было, что побеждать. (41)Смелость – это не бесстрашие, а умение побеждать амигдалу. (42)Трусость – наоборот. (43)Когда амигдала побеждает тебя.

(44)Страх очень извивист и живуч. (45)Справишься с одним — обязательно вылупится новый. (46)При этом в каждом возрасте свои страхи.

(47)Ну а у человека моей профессии есть свой специфический страх. (48)Я много раз слышал от коллег-писателей, находящихся в творческом кризисе, боязливые речи, что волшебное состояние полета никогда больше не вернется. (49)Допустим, у меня несколько иная писательская специальность – я беллетрист. (50)Мне полеты ни к чему, я строю архитектурные конструкции, снизу вверх – так высоко, как умею. (51)Но и это занятие страшноватое. (52)Невозможно написать живую книгу, если не вибрируешь от страха, что у тебя ни черта не получится. (53)Даже если это просто детектив. (54)И что бы я был без этого страха?

(55)Нет, хочу бояться и радоваться победе над страхом.

(56)Не троньте мою амигдалу.

(по Б. Акунину*)

* Борис Акунин — русский писатель, литературовед, переводчик, общественный деятель.

От редакции РЕШУ: данная работа получила максимальный балл и публикуется в первоначальном виде. Примечания редакции РЕШУ даны в квадратных скобках, курсивом выделены места, которые, по мнению редакции, содержат ошибки и неточности.

Чтобы раскрыть [лучше: показать значимость, важность] её, писатель вспоминает случай из детства, когда он, преодолев страх, прыгнул с крыши гаража. Это была приятная и драгоценная победа над самим собой.[можно было процитировать] А также [неудачное начало предложения, так соединяют части в сложном предложении, грамматическая ошибка] автор отмечает, что у писателей есть свой специфический страх [уместно цитирование] без которого невозможно создать живое произведение.

Позиция Бориса Акунина ясна, и её можно выразить следующим образом: чувство страха попросту необходимо. Без него не будет осознания того, что ты преодолел себя, ты победил! А [союзом А не стоит начинать новое предложение, если мы не хотим противопоставить его предыдущему, логическая ошибка] это очень важно для развития личности. Кроме того, эта [какая эта?, лучше: такая] победа определяет в человеке немаловажные качества: стойкость, силу духа, мужество.[победа не может определять качества, речевая ошибка]

Моё мнение полностью совпадает с позицией автора. Природа не просто так даровала живым существам это чувство. Оно необходимо не только для инстинкта [лишнее слово, речевая ошибка] самосохранения, но и для здорового развития личности. Однако ключевую роль играет победа над страхом, она дарует некий смысл жизни, основа которой[пропущено тире, пунктуационная ошибка] преодолевать трудности и преграды [нужно: преодоление трудностей и преград, грамматическая ошибка]

Таким образом, чувство страха очень нужно человеку не только с биологической точки зрения, но и с социальной: страх необходим для развития личности и раскрытия своего характера. Человек, сильный духом, преодолеет его и станет сильнее, а слабый — погрузится в него и потеряет смысл своего существования.

Читайте также: