Устная и письменная речь сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Русский литературный язык существует в двух формах – устной и письменной.

Устная речь – это речь звучащая, в ней используется система фонетических и просодических средств выражения, она создается в процессе разговора. Для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности: свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли.

Устная форма представлена в двух своих

Разговорная речь обслуживает такую языковую сферу, которой характерны: непринужденность общения; неофициальность отношений между говорящими; неподготовленность речи; использование невербальных средств коммуникации (жесты и мимика); принципиальная возможность смены общения “говорящий – слушающий”.

Кодифицированная речь используется в официальных сферах общения (конференциях, собраниях и т. д.). Обычно она заранее подготовлена (выступление с лекцией, докладами) и далеко не всегда опирается на внеязыковую ситуацию, для нее характерно

Письменная речь – это речь графически закрепленная, заранее обдуманная и исправленная, для нее характерны некоторые языковые особенности: преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, строгое соблюдение языковых норм,

Отсутствие внеязыковых элементов. Письменная речь обычно обращена на зрительное восприятие. Всякий письменный текст – это сложное высказывание о действительности.

Для построения письменного текста необходимо соблюдение правил референции и предикации.

Письменная и устная формы речи имеют разную материальную основу: движущиеся слои воздуха (звуки) – в устной речи и краска (буква) – в письменной речи. С этим различием связаны богатые интонационные возможности устной речи и отсутствие таковых в письменной речи. Интонация создается мелодикой речи, местом логического ударения, его силой, степенью четкости произношения, наличием или отсутствием пауз.

Письменная речь не в состоянии передать все это. В ее распоряжении только знаки препинания, пунктуация. В устной речи языковым средством передачи смысла является интонация, а в письменной она производная.

В устной речи нет таких средств письменной формы, как кавычки, прописная буква, что может породить затруднения при восприятии на слух текста. Использование письменной формы означает возможность перестроек предложения, замены слов, обращения к словарям и справочникам.

Первые два отличия устной формы объединяют ее с произносимой вслух письменной речью. Третье отличие характеризует речь, производимую в устной форме. Устная речь делится на разговорную и неразговорную.

Разговорная разделяется на научную, публицистическую, деловую, художественную, неразговорная – на публичную речь и непубличную. Публичная речь делится на массовую и коллективную. Это деление совпадает с делением на монологическую и диалогическую речи.

Культура речи – наука аксиологическая, так как она дает оценку качества речи. Как свои собственные данные, так и актуальные для нее данные других смежных наук рассматривает под оценочным углом зрения. Она дает суммарные оценки качества речи и оценки по отдельным уровням-аспектам, а также и по более частным показателям.

При этом, чем выше уровень, тем он оценочно “весомее”. Мы готовы прощать дефекты произношения оратору, который касается в своей речи действительно острых проблем и говорит ясно, логично, правдиво, смело. А у другого оратора и голос хорошо поставлен, и произношение прекрасное, но если мы за всем этим угадываем подхалима, то эта речь вызывает у нас сонливость и раздражение.

Необходимо отличать недостаточное или слабое владение культурой речи в той или иной разновидности речевой деятельности и антикультуру речи.

Под антикультурой понимается сознательное и намеренное нарушение, искажение общепринятых принципов и критериев культуры речи и речевого поведения, обычно во имя безнравственных целей. “Нормы речевого поведения, – пишут Н. Д. Артюнова и Е. В. Падучева, – хотя и входят в систему воспитания, относятся к сфере молчаливых соглашений между коммуникативно обязанными членами общества. Главное – их обнаружить и сформировать. Само существование этих негласных правил становится заметно тогда, когда они нарушаются”.

Авторы устанавливают, например, взаимосвязь между речевыми целями и качеством (истинностью) реального содержания высказывания. Как они пишут, “большинство предосудительных целей (обман, злословие, клевета, сплетни, хвастовство, оскорбление) либо прямо имплицируют ложность предложения, либо в той или иной форме искажают картину действительности”.

Общепринятые коммуникативные правила обусловлены самой природой человеческого общества и составляют комплекс условий, без которых общественное производство как основа жизни общества не может нормально существовать и развиваться, не может развиваться наука, разрушается мораль; нарушаются нормальные отношения между государствами и т. д. Однако до тех пор, пока в обществе не исчезнут социальные антагонизмы, эксплуататорские классы, активность собственнических инстинктов, будут существовать и различные проявления антикультуры речи.

Один из теоретиков культуры речи Б. Н. Головин подчеркивал, что “речь в процессе ее проявления и понимания всегда решает те или иные коммуникативные задачи и всегда соотнесена с другими, внешними по отношению к ней структурами (самого языка, сознания, мышления)”. Он выделяет пять “уровней” коммуникативного круга. Первый уровень – от действительности к сознанию автора.

Здесь зарождается замысел высказывания, проявляется коммуникативная задача. На втором уровне замысел высказываний “соединяется” с языковыми данными автора. На третьем происходит “речевое исполнение” замысла.

На четвертом происходит восприятие высказывания адресатом. От адресата требуется понимание передаваемой информации. А на пятом уровне реципиент соотносит полученную при восприятии информацию с действительностью, с ранее накопленными знаниями и делает соответствующие выводы.

Текст

(1)Подружились Ваня и Нюра с дядей Соломиным давным-давно, и если бы им кто-нибудь сказал, что дядя Соломин не родной им человек, они бы, пожалуй, не поверили. (2)И радостью, и детской бедой они привыкли делиться с ним. (3)Но однажды хозяйка, у которой снимал комнату Иван Павлович, встретила их со слезами:

(4)— Нету, детки, Ивана Павловича, в больнице он, ногу ему повредило…

(5)— К-как повредило? Где? — оторопели ребята.

(6)— В поездке вчера. (7)Пассажир какой-то упал между вагонами, поймался за скобу и орет. (8)Павлыч-то и полез человека спасать. (9)Выручил пассажира, а самому ногу и придавило, — хозяйка заплакала. (10)— Ходила я в больницу. (11)Говорят, ему ногу выше колена отрежут…

(12)Низко опустив головы, ребята ушли на берег и уселись под тополями. (13)Нюра сквозь слезы смотрела на заречный лес.

(14)— Вань, а земляника поспела? — вдруг тихо спросила она.

(15)— А я откуда знаю?! (16)Не до земляники сейчас.

(17)— Ты не сердись. (18)Я это вот к чему. (19)Если поспела — поплывем за реку, наберем и дяде Соломину отнесем…

(20)— Нюрка! — загорелся Ваня. (21)— Ух, и голова у тебя!

(22)Робко вошли ребята в палату и замерли, пораженные, — так изменился дядя Соломин. (23)Но самая разительная перемена в глазах: нет той ласковой усмешки, которая часто искрилась в них, нет и грусти. (24)Глаза Соломина словно стекляшки — ровные, безразличные.

(25)Преодолевая робость, ребята двинулись к его кровати, с радостью замечая, что под тонким одеялом — обе ноги. (26)Нюра задрожавшим голосом сказала:

(27)— Это мы пришли, дядя Соломин… (28)Мы… я и Ваня.

(29)— Ах, вот кто ко мне пожаловал, — попытался улыбнуться Иван Павлович, с трудом потянулся с кровати и подвинул табуретку. (30)— Садитесь, ребятки.

(31)Ваня и Нюра чинно уселись рядышком.

(33)— Все на пять, — почему-то шепотом ответила Нюра.

(34)— Тройка по математике, — промямлил Ваня, угрюмо глядя в распахнутое настежь окно.

(35)— Как же ты это подкачал, тезка?

(36)Ваня только вздохнул.(37)Иван Павлович потрепал Ваню по плечу.

(38)— Ничего, тезка… не горюй…

(39)Нюра толкнула Ваню под бок и повела глазами на рукав халата, где хранился стакан с ягодой.

(40)— Это… вот… дядя Соломин, вам, — неловко предложил Ваня подарок.

(41)Иван Павлович, как завороженный, протянул руки к стакану.

(42)— Земляника! — прошептал он и возбужденно крикнул на всю палату: (43)-Ребята землянику принесли!

(44)— Да ну! (45)Неужели поспела?

(46) Иван Павлович поднял стакан так, чтобы все видели:

(47)— Угощаю первой ягодой! (48)Нюра, надели всех.

(49)Он сунул ей ложечку, и она пошла по палате, насыпая землянику в ладони больных.

(50)Как величайшую драгоценность, принимали ягоду больные, подолгу рассматривали ее, вдыхали аромат и растроганно благодарили:

(51)— Ай, спасибо, детки, вот удружили, вот обрадовали…

(52)— А я думаю: откуда это лесом, земляникой потянуло? — говорил Иван Павлович. — Мерещится, думаю, с тоски, а тут оказывается, первооткрыватели ягодного сезона явились… (53)Ну, а вы сами-то почему не пробуете? (54)Берите!

(55)Нюра взяла две ягодки, а Ваня заявил:

(56)— Ел, ел, аж опротивели.

(57)— Тезка, не ври. (58)Сколько раз я тебе говорил, что вранье — последнее дело.

(60)— Нет, врешь. (61)Это — первые ягоды, и в такую пору полный стакан набрать не так просто.

(62)Иван Павлович откинулся на подушку, полюбовался ягодами, положил одну из них в рот и блаженно закрыл глаза.

(63)— Хороша! — восхищенно сказал он. (64)— Не знаю, как я теперь в лес с вами пойду, — добавил он и взглянул на свою неподвижную ногу.

(65)— Да это ерунда, дядя Соломин, — горячо заговорил Ваня. (66)– Мы все вместе скоро рыбачить и охотиться станем, вот увидите!

(67)Иван Павлович растроганно прижал детей к своей широкой груди, отпустил и сказал:

(68)— Ну, бегите, дорогие мои, бегите…

(69)По коридору расхаживал главврач.

(70)— Ну, как, повидались с дядей Соломиным?

(71)— Повидались, спасибо, — ответила Нюра и, помедлив, спросила: (72)— Дядя доктор, ногу ему будете отрезать или нет?

(74)— Хм… (75)Это зависит от того, как вы его земляникой подкармливать будете.

(76)— Земляникой! — обрадовался Ваня. (77)— Да мы каждый день и в лес ходить станем и рыбы наудим, он еще рыбу любит, только вы не режьте ему ногу. (78)Ладно?

(79)— Постараемся, постараемся сохранить вашему дяде ногу, — взъерошив волосы на головах ребят, вздохнул главврач и пошел в палату, из которой они только что вышли.

(80)Во дворе Нюра остановила брата и предложила:

(81)— Вань, давай всех ребят с нашей улицы сговорим за земляникой? (82)Много в больницу принесем.

(83)Ваня постукал пальцем по голове и серьезно проговорил:

(84)— Крепко у тебя тут, Нюрка, варит…

(85)И ребята вначале медленно, но потом, не удержавшись, припустили во весь дух… (По В.Астафьеву)

Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях; это результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений.

внутренняя и внешняя, письменная и устная, монологическая и диалогическая

Основу обеих форм речи (устной и письменной) составляет литературный язык; обе формы вынуждены придерживаться общепринятых норм русского языка; обе формы в практике занимают примерно равное место по своей значимости, проникая во все сферы человеческой жизнедеятельности, включая сферу производства, управления, образования, юриспруденции, искусства, средства массовой информации и т.д. С развитием сотовой связи люди получили возможность общения по телефону как посредством устной, так и письменной речи. С развитием Интернет–технологий появилась возможность преодолевать пространство и время, общаясь посредством устной и письменной речи на выбор. В равной степени необходимы обе формы речи, чтобы, переплетаясь в одно целое, помогали общаться, полноценно воспринимать, анализировать и передавать информацию в быстро меняющемся мире.

Устная речь

· Говорящий и слушающий не только слышат, но часто и видят друг друга.

· Во многих случаях зависит от реакции слушателей.

· Рассчитана на слуховое восприятие.

· Устное высказывание может быть воспроизведено только при наличии специальных технических устройств.

· Человек говорит без подготовки, исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи.

Письменная речь

· Пишущий может лишь мысленно представлять себе будущего читателя.

· Не зависит от реакции адресата.

· Рассчитана на зрительное восприятие.

· Читатель может повторно перечитывать написанное.

· Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному и многократно совершенствовать его.

Критерии отличия

  • самоперебивы (В России еще много людей, которые хотят…, которые пишут ручкой, а не на компьютере);
  • повторы (Я бы… я бы… хотел сказать больше);
  • конструкции с именительным темы (Этот мальчишка / он меня каждое утро будит);
  • подхваты (А - Мы тебя приглашаем…Б– завтра в театр).

В устной речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации).

Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, в неоправданном повторении одних и тех же слов.

Для разговорной речи характерно своеобразное использование падежных форм. Это проявляется, например, в том, что для письменной речи типично преимущественное использование форм родительного падежа, а для разговорной - именительного и винительного. Разговорная речь мало использует косвенные падежи. В разговорной речи причастия (причастные обороты) и деепричастия(деепричастные обороты) употребляются очень редко. В разговорной речи фактически на равных употребляются и настоящее, и прошедшее, и будущее время в зависимости от содержания разговора. В разговорной речи на протяжении микротемы возможна смена времени. Мало используются в устной речи существительные и особенно прилагательные, поскольку предметы и их признаки чаще всего видны или известны собеседникам. Широко применяются местоимения и частицы, что обусловлено непосредственным контактом говорящих и спонтанностью их речи и т.д.

Это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение). Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.

Пишем сочинение о речи устной и письменной

Следовательно, в устной речи за формой мы пытаемся увидеть содержание, а в письменной – для содержания подбираем соответствующую форму.

Колокольцева Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. – Волгоград, 2001.

Земская Е.А. Устная речь // Русский язык. Энциклопедия. М.: БРЭ-Дрофа, 1997.

Мирошниченко А. "Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. Практическое руководство" М., 2008

Речевая культура человека – показатель профессиональной пригодности преподавателей, дипломатов, юристов, для ведущих различного рода передач по телевидению, радио, для дикторов, журналистов. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

2. Основные достоинства стилистически грамотной, совершенной устной и письменной литературной речи:

- правильность: соблюдение норм литературного языка;

- чистота: отсутствие в речи чуждых литературному языку слов и словесных оборотов;

- богатство и разнообразие: применение в речи многих и различных знаков языка;

- точность: если между значением слова и его предметной отнесенностью достигнуто полное соответствие;

- логичность: если связи значений, свойственных словам, словосочетаниям и предложениям, вошедшим в структуру речи, не противоречат законам логики, законам мышления;

- выразительность, образность, яркость: речь говорящего должна воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей;[2]

- ясность, понятность, доступность: доступна такая речь, языковая структура которой облегчает опознавание получателем выраженной ею информации.[3]

3. Укажите в соответствии с современной акцентологической нормой ударение в приведенных ниже словах:

Апо криф, а тлас (геогр.), атла с (ткань) ассиметри я, безу держный, бу нгало, бюрокра тия, великово зрастный, втри дорога, ветерина рия, виде ния (призраки), вя занка (вязаное изделие), вяза нка (связка дров) ге рбовая, гастроно мия, досу г, дремо та, диоптри я, диспансе р, до гмат, доне льзя, зна мение, изобрете ние, зна чимость, и грище, и скра (проф. – искра ), издре вле, засне женный, креме нь, каучу к, ка мбала, кладова я, каллигра фия, ки рзовый, ку хонный, ка шлянуть, коло сс, лилове ть, ломо та, мокро та (слизистое выделение), мокрота (сырость), морщи ны, мальчико вый, ма ркер, ми ловать, мыта рство, некроло г, нефтепрово д, неду г, на голо, низи на (низкое место), низина (малая высота), нововведе ние, остро та (остроумное выражение), острота (свойство острого), опошли ть, обня вшись, обо гнутый, прида ное, па сквиль, по хороны, парте р, па хнуть (издавать запах), пахну ть (повеять), переоцене нный, ра курс, ри тор, созы в, ста рина (былина), старина (древность, старик), соболе знование, тру сить (бояться), труси ть (ехать рысцой; трясти), толи ка, тигро вый, упро чение, у гольный (от уголь), уго льный (от угол), уди ть, узаконе ние, фее рия, христиани н, экипирова ть, эксли брис, характе рный (свойственный чему – либо, кому – либо), хара ктерный (своенравный, упрямый).

4. Выпишите глаголы, образуйте формы прошедшего времени множественного числа и женского рода единственного числа. Расставьте ударения и объясните его постановку.

1. Я пережил свои желанья, Я разлюбил свои мечты…

Пе режил – пе режили (перестрадать) – пережила (относится к группе глаголов с ударением на приставке во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание).[4]

Разлюби л - разлюби ли - разлюби ла (относится к группе глаголов с ударением на основе во всех формах).

2. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа…

Воздви г - воздви гли – воздви гла (относится к группе глаголов с ударением на основе во всех формах).

Зарасте т – заросли – заросла (в данных формах ударение переходит на окончание).

3. Жил старик со своею старухой. У самого синего моря.

Жил – жи ли – жила (относится к группе глаголов с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание).

4. Теперь моя череда, Условия сам назначу, Задам тебе, враженок, задачу. Посмотрим, какова у тебя сила.

Назна чу – назна чили – назна чила (относится к группе глаголов с ударением на основе во всех формах).[5]

Зада м – за дали – задала (относится к группе глаголов с ударением на приставке во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание).

Посмо трим – посмотре ли – посмотре ла (относится к группе глаголов с ударением на основе во всех формах).

5. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком.

Пря ли – пряла (относится к группе глаголов с ударением на основе во всех формах,кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание).

6. Туча по небу идет, Бочка по морю плывет.

Иде т – шли – шла (в данных формах ударение переходит на окончание).

Плыве т – плы ли – плыла (относится к группе глаголов с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание).

7. Белку холят, берегут.

Холят – хо лили – хо лила (относится к группе глаголов с ударением на основе во всех формах).

Берегу т – берегли – берегла (в данных формах ударение переходит на окончание).

8. . Слуги белку стерегут.

Стерегу т – стерегли – стерегла (в данных формах ударение переходит на окончание).

9. Царь Салтан зовет их в гости.

Зове т – зва ли – звала (относится к группе глаголов с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание).

10. Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету.

Льют – ли ли – лила (относится к группе глаголов с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переходит на окончание).

Пуска ют – пуска ли – пуска ла (относится к группе глаголов с ударением на основе во всех формах).

11. Он прислал тебе поклон. отдает ей войско честь.

Присла л – присла ли – присла ла (относится к группе глаголов с ударением на основе во всех формах).

Отдае т – отдава ли - отдава ла (относится к группе глаголов с ударением на основе во всех формах).

5. Классифицируйте ошибки и устраните их:

1. Неуместное использование фразеологизмов:

Мы уже опаздывали и бежали очертя голову . – Мы опаздывали, поэтому очень быстро бежали.

Он действительно работал, положа руку на сердце . – Он действительно добросовестно работал.

Работы здесь хоть пруд пруди . – Работы здесь очень много.

2. Неправильный выбор лексического эквивалента, нарушение лексической сочетаемости:

В классе нерегулярно вентилируют помещение. - В классе нерегулярно проветривают помещение.

Ученики сами могут поставить вопросы выступающему. - Ученики сами могут задавать вопросы выступающему.

Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту русской земли. - Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям объединиться в единое княжество и встать на защиту русской земли.

Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного. - Обилие мелких деталей отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного.

Понял я все - ёкнуло у меня под ложечкой . - Понял я все - ёкнуло у меня в груди.

Ему очень печально , но в то же время интересно читать эту книгу. - Ему очень грустно, но в то же время интересно читать эту книгу.

Я хочу выучить язык так, чтобы меня не могли отличить от англоязычного населения. - Я хочу выучить язык так, чтобы мою речь не могли отличить от речи англоязычного населения.

3. Плеоназмы, тавтология:

Это свойство свойственно всем писателям. - Это свойственно всем писателям.

Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П. Чехова. - Перед началом учебы я перечитал рассказы А.П. Чехова.

Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. - Фирма объявила о вакансии на место главного бухгалтера.

4. Речевая недостаточность:

Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении. - Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие участки, которые находятся в их ведении.

5. Смешение паронимов:

Конюх придерживал лошадь, боясь, что она опять взбрыкнет. - Конюх придерживал лошадь, боясь, что она опять брыкнет.

Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал. - Учитель вынужден был еще раз объяснить новый материал.

Ученый стоял у источников ракетостроения. - Ученый стоял у истоков ракетостроения.

Главное для писателя - душевный мир человека. - Главное для писателя - духовный мир человека.

6. Стилистически неправильный выбор языковых средств:[6]

Моя жизнь в этом году наполнена заботами о заканчивании института. - Моя жизнь в этом году наполнена заботами об окончании института.

Ученики малость переигрывают в новом спектакле. - Ученики немного переигрывают в новом спектакле.

Татьяна, это самое , была, это самое , любимой героиней Пушкина. - Татьяна была любимой героиней Пушкина.

7. Неправильное употребление падежных форм числительных:

Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пятью пассажирами. - Прибыл поезд с двумястами шестьюдесятью пятью пассажирами.

Сбор дошел до двух тысяч триста семьдесят пять литров . - Сбор дошел до двух тысяч трехсот семидесяти пяти литров

Расстояние измеряется восемью тысячами семистами шестьюдесятью девятью километрами. - Расстояние измеряется восьмью тысячами семьюстами шестьюдесятью девятью километрами.

8. Синтаксическая ошибка:

Я прыснул и мы оба расхохотались. – Я прыснул, и мы оба расхохотались.

6. Найдите ошибки, объясните, в чем они заключаются. Исправьте предложения.

Говорят, полезно мыть волосы новой шампунью . – Неправильный выбор родовой формы существительного шампунь (м.р.). Правильный вариант: …новым шампунем.

Наконец я смогла купить пять метров красивой тюли . - Неправильный выбор родовой формы существительного тюль (м.р.) – Правильный вариант:…пять метров красивого тюля.

Директорша завода рассказала о планах на будущий год. – Разговорный характер существительного директорша. Правильный вариант: директор завода…

Главная бухгалтер закончила работу. – Форма мужского рода сохраняется при назывании людей по профессии, когда эти названия относятся к женщинам. Правильный вариант: главный бухгалтер…

Погоды стояли теплые. – Нет формы множественного числа. Правильный вариант: погода стояла…

Уже организована продажа елочной игрушки . – Неправильный выбор формы единственного числа. Правильный вариант: …продажа елочных игрушек.

Доставка книги по заказам уже налажена. – Неправильный выбор формы единственного числа. Правильный вариант: доставка книг…

Поезд останавливался на всякой станции. – Неправильный выбор лексического эквивалента. Правильный вариант: …на каждой станции.

Он появился со своим секундантом. У него был прекрасный вид. – Нарушение логики. Правильный вариант: У него был прекрасный вид, когда он появился со своим секундантом.

Новую дали почитать книгу мне. – Нарушение порядка слов. Правильный вариант: Мне дали почитать новую книгу.

Приехав с Москвы , он расположился у родственников в центре города. – Неправильное употребление предлога. Правильный вариант: приехав из Москвы…

Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества. - Неправильное употребление предлога. Правильный вариант: унаследовали с самых истоков…

Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе. – Нарушение лексической сочетаемости. Правильный вариант: Все эти мероприятия направлены на то, чтобы помочь природе

Он понимает о необходимости помочь народу. – Нарушение лексической сочетаемости.[7] Правильный вариант: понимает необходимость…

Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем . – Неправильное употребление деепричастного оборота. Правильный вариант: Как приятно знать, что я приду домой со школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

Писатель, он всегда должен быть в гуще событий. – Речевая избыточность. Правильный вариант: Писатель всегда должен быть…

Журналист, с которым я познакомилась, он был всегда на два года старше меня. - Речевая избыточность. Правильный вариант: Журналист, с которым я познакомилась, был всегда на два года старше меня.

7. Определите синтаксическую функцию тавтологических сочетании:

Знать не знаю (сказуемое), ведать не ведаю (сказуемое) (фольк.).

Служить (сказуемое) бы рад, прислуживаться (сказуемое) тошно (А. Грибоедов).

• И устарела (сказуемое) старина (подлежащее), и старым бредит новизна (А. Пушкин).

• Вернулся он домой туча-тучей (определение) (М. Алексеев).

• Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой белей белил (определение) (Б. Пастернак).[8]

Список использованной литературы:

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1984.

2. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1995.

3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.: Высшая школа, 1988.

4. Голуб И. Стилистика русского языка. - М.: Рольф, 2001.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

6. Культура русской речи / под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 2001.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 1996.

8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1976.

9. Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М., 2001.

10. Русский язык и культура речи / под ред. Черняк В.Д. – М., 2002.

11. Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. Денисова П.Н. - М.: Русский язык, 1983.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1990.

[1] Русский язык и культура речи, под ред. Черняк В.Д. - М., 2002 стр. 45

[2] Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993

[3] Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики.- М., 1996

[4] Ожегов С.И.Словарь русского языка. – М.,1990

[5] Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1976

[6] Голуб И.Б. Стилистика русского языка.- М., Рольф, 2001

[7] Словарь сочетаемости слов русского языка, под ред. Денисова П.Н.- М., Русский язык, 1983

Сравнительная характеристика устной и письменной речи
Наша речь существует в двух формах – устной и письменной. Устная форма речи первична. Она появилась задолго до возникновения письменной формы речи. И письменная, и устная речь обладают рядом схожих и различных черт. Обе формы служат средством общения людей. Обе помогают выразить мысли, чувства, передать информацию. Но способы для этого устная и письменная формы речи используют разные.
Устная форма речи – это любая речь, которая звучит. Она характеризуется мелодичностью, интенсивностью, продолжительностью, разными темпами речи, от очень быстрого до замедленного. Устная речь богата различными оттенками интонации, поэтому способна передать различные переживания говорящего, его чувства, отношение к тому, что он говорит и кому говорит. Устная речь может сопровождаться дополнительными средствами: мимикой, жестами, взглядом и т. д.
При использовании устной формы речи нельзя еще раз вернуться к тому, что уже сказано. Поэтому говорящий одновременно и произносит фразу, и обдумывает следующую. В связи с этим устная форма речи может быть неплавной, прерывистой. Говорящий часто использует дополнительные восклицания, которые помогают заполнить пузу в момент обдумывания следующей фразы. Устная форма речи может быть подготовленной, например, доклад, выступление. А может быть и неподготовленной, спонтанной.
Письменная речь создавалась человеком для закрепления устной речи. Письменная речь дала возможность передавать информацию из поколения в поколение, закреплять знания и опыт человека с тем, чтобы передать их потомкам. Следовательно, основное отличие письменной формы речи от устной заключается в возможности сохранять информацию на протяжении длительного времени. Если устная речь воспринимается органами слуха и зрения, то письменная только органами зрения. Письменная речь в отличии от устной допускает использование сложных конструкций. Она имеет четкую структуру, дает возможность вернуться к сложным местам, вдумываться в них.
Письменная речь обладает стилеобразующей функцией, поэтому позволяет выбирать языковые средства в зависимости от стиля. Письменная речь всегда подготовлена. Она может редактироваться, совершенствоваться. К письменной речи обязательно предъявляются требования пунктуации и каллиграфии.
Но, несмотря на такие существенные различия, устная речь может быть записана, например, интервью. А письменная речь может быть произнесена. Например, выступление артистов словесных жанров или постановка спектакля по пьесе какого-либо писателя.

Наша речь существует в двух формах – устной и письменной. Устная форма речи первична. Она появилась задолго до возникновения письменной формы речи. И письменная, и устная речь обладают рядом схожих и различных черт. Обе формы служат средством общения людей. Обе помогают выразить мысли, чувства, передать информацию. Но способы для этого устная и письменная формы речи используют разные.
Устная форма речи – это любая речь, которая звучит. Она характеризуется мелодичностью, интенсивностью, продолжительностью, разными темпами речи, от очень быстрого до замедленного. Устная речь богата различными оттенками интонации, поэтому способна передать различные переживания говорящего, его чувства, отношение к тому, что он говорит и кому говорит. Устная речь может сопровождаться дополнительными средствами: мимикой, жестами, взглядом и т.д.
При использовании устной формы речи нельзя еще раз вернуться к тому, что уже сказано. Поэтому говорящий одновременно и произносит фразу, и обдумывает следующую. В связи с этим устная форма речи может быть неплавной, прерывистой. Говорящий часто использует дополнительные восклицания, которые помогают заполнить пузу в момент обдумывания следующей фразы. Устная форма речи может быть подготовленной, например, доклад, выступление. А может быть и неподготовленной, спонтанной.
Письменная речь создавалась человеком для закрепления устной речи. Письменная речь дала возможность передавать информацию из поколения в поколение, закреплять знания и опыт человека с тем, чтобы передать их потомкам. Следовательно, основное отличие письменной формы речи от устной заключается в возможности сохранять информацию на протяжении длительного времени. Если устная речь воспринимается органами слуха и зрения, то письменная только органами зрения. Письменная речь в отличии от устной допускает использование сложных конструкций. Она имеет четкую структуру, дает возможность вернуться к сложным местам, вдумываться в них.
Письменная речь обладает стилеобразующей функцией, поэтому позволяет выбирать языковые средства в зависимости от стиля. Письменная речь всегда подготовлена. Она может редактироваться, совершенствоваться. К письменной речи обязательно предъявляются требования пунктуации и каллиграфии.
Но, несмотря на такие существенные различия, устная речь может быть записана, например, интервью. А письменная речь может быть произнесена. Например, выступление артистов словесных жанров или постановка спектакля по пьесе какого-либо писателя.

Устная и письменная формы речи.

Устная речь.

Письменная речь.

Сравнительная характеристика устной и письменной речи
Наша речь существует в двух формах – устной и письменной. Устная форма речи первична. Она появилась задолго до возникновения письменной формы речи. И письменная, и устная речь обладают рядом схожих и различных черт. Обе формы служат средством общения людей. Обе помогают выразить мысли, чувства, передать информацию. Но способы для этого устная и письменная формы речи используют разные.
Устная форма речи – это любая речь, которая звучит. Она характеризуется мелодичностью, интенсивностью, продолжительностью, разными темпами речи, от очень быстрого до замедленного. Устная речь богата различными оттенками интонации, поэтому способна передать различные переживания говорящего, его чувства, отношение к тому, что он говорит и кому говорит. Устная речь может сопровождаться дополнительными средствами: мимикой, жестами, взглядом и т. д.
При использовании устной формы речи нельзя еще раз вернуться к тому, что уже сказано. Поэтому говорящий одновременно и произносит фразу, и обдумывает следующую. В связи с этим устная форма речи может быть неплавной, прерывистой. Говорящий часто использует дополнительные восклицания, которые помогают заполнить пузу в момент обдумывания следующей фразы. Устная форма речи может быть подготовленной, например, доклад, выступление. А может быть и неподготовленной, спонтанной.
Письменная речь создавалась человеком для закрепления устной речи. Письменная речь дала возможность передавать информацию из поколения в поколение, закреплять знания и опыт человека с тем, чтобы передать их потомкам. Следовательно, основное отличие письменной формы речи от устной заключается в возможности сохранять информацию на протяжении длительного времени. Если устная речь воспринимается органами слуха и зрения, то письменная только органами зрения. Письменная речь в отличии от устной допускает использование сложных конструкций. Она имеет четкую структуру, дает возможность вернуться к сложным местам, вдумываться в них.
Письменная речь обладает стилеобразующей функцией, поэтому позволяет выбирать языковые средства в зависимости от стиля. Письменная речь всегда подготовлена. Она может редактироваться, совершенствоваться. К письменной речи обязательно предъявляются требования пунктуации и каллиграфии.
Но, несмотря на такие существенные различия, устная речь может быть записана, например, интервью. А письменная речь может быть произнесена. Например, выступление артистов словесных жанров или постановка спектакля по пьесе какого-либо писателя.


решитн задачу: в бригаде 15 человек.Из них 2/5 владеют только 1 специальностью, а остальные двумя.Сколько человек в бригаде владеют двумя специальностями?

Разложите на множители 2(m+3)-m(m+3)
спасибо заранее

Решите задачи сколько сможете.Сразу спасибо
1. Велосипедист проехал 15 км, что составило 3/5 всего пути. Каков весь путь?
2. Тракторист в первый день вспахал 4/13 всего поля, во второй 3/11 и после этого ему осталось вспахать 12га. Какая площадь всего поля?
3. В киоск доставили 960 тетрадей, 5/8 этого количества – тетради в линейку, 1/4 в клетку, а все остальные в две линейки. Сколько доставили тетрадей в две линейки?
4. Три завода получили заказы на изготовление станков. Первый завод выполнил 8/25 всего заказа, второй 0,4 всего заказа, а третий – остальные 280 станков. Сколько станков составлял весь заказ?

дописать упражнения вставоя вместо точек a или some

помогите, очень нужно!
нужно выбрать подходящий артикль, предлог или союз.
1. Leave him alone; stop picking ON / AT him.
2. At the moment I am IN / AT charge of a team of ten people.
3. Do not you worry; I all deal ABOUT / WITH this.
4. Laura is picking ON / AT her food; I guess she is not hungry.
5. I have been working AT / IN this pffice more than 10 years.
6. I all pick you OUT / UP from the station at 9.

Вопрос по лабораторной работе.
Почему при разомкнутом ключе вольтметр показывает большее напряжение, чем при замкнутом?

выпиши имена существительные женского рода. Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
“У меня живот болит!”

Тангы. созне. сойлем. курау

?стеу бар ?нер туындыларыны? аттары

ежик сидел на крылечке нюхал воздух и улыбался подчеркнуть основу

PowerPoint Presentation:

(41)Иван Павлович, как завороженный, протянул руки к стакану. (42)— Земляника! — прошептал он и возбужденно крикнул на всю палату: (43)-Ребята землянику принесли! (44)— Да ну! (45)Неужели поспела? (46) Иван Павлович поднял стакан так, чтобы все видели: (47)— Угощаю первой ягодой! (48)Нюра, надели всех. (49)Он сунул ей ложечку, и она пошла по палате, насыпая землянику в ладони больных. (50)Как величайшую драгоценность, принимали ягоду больные, подолгу рассматривали ее, вдыхали аромат и растроганно благодарили: (51)— Ай, спасибо, детки, вот удружили, вот обрадовали… (52)— А я думаю: откуда это лесом, земляникой потянуло? — говорил Иван Павлович. — Мерещится, думаю, с тоски, а тут оказывается, первооткрыватели ягодного сезона явились… (53)Ну, а вы сами-то почему не пробуете? (54)Берите! (55)Нюра взяла две ягодки, а Ваня заявил: (56)— Ел, ел, аж опротивели. (57)— Тезка, не ври. (58)Сколько раз я тебе говорил, что вранье — последнее дело. (59)— Я и не вру. (60)— Нет, врешь. (61)Это — первые ягоды, и в такую пору полный стакан набрать не так просто. (62)Иван Павлович откинулся на подушку, полюбовался ягодами, положил одну из них в рот и блаженно закрыл глаза. (63)— Хороша! — восхищенно сказал он.(64)— Не знаю, как я теперь в лес с вами пойду, — добавил он и взглянул на свою неподвижную ногу. (65)— Да это ерунда, дядя Соломин, — горячо заговорил Ваня. (66)– Мы все вместе скоро рыбачить и охотиться станем, вот увидите! (67)Иван Павлович растроганно прижал детей к своей широкой груди, отпустил и сказал: (68)— Ну, бегите, дорогие мои, бегите… . (69)По коридору расхаживал главврач. (70)— Ну, как, повидались с дядей Соломиным? (71)— Повидались, спасибо, — ответила Нюра и, помедлив, спросила: (72)— Дядя доктор, ногу ему будете отрезать или нет? (74)— Хм… (75)Это зависит от того, как вы его земляникой подкармливать будете. (76)— Земляникой! — обрадовался Ваня. (77)— Да мы каждый день и лес ходить станем и рыбы наудим, он еще рыбу любит, только вы не режьте ему ногу. (78)Ладно? (79)— Постараемся, постараемся сохранить вашему дяде ногу, — взъерошив волосы на головах ребят, вздохнул главврач и пошел в палату, из которой они только что вышли. (80)Во дворе Нюра остановила брата и предложила: (81)— Вань, давай всех ребят с нашей улицы сговорим за земляникой? (82)Много в больницу принесем. (83)Ваня постукал пальцем по голове и серьезно проговорил: (84)— Крепко у тебя тут, Нюрка, варит… (85)И ребята вначале медленно, но потом, не удержавшись, припустили во весь дух… (По В.Астафьеву)

(41)Иван Павлович, как завороженный, протянул руки к стакану.
(42)— Земляника! — прошептал он и возбужденно крикнул на всю палату:
(43)-Ребята землянику принесли!
(44)— Да ну! (45)Неужели поспела?
(46) Иван Павлович поднял стакан так, чтобы все видели:
(47)— Угощаю первой ягодой! (48)Нюра, надели всех.
(49)Он сунул ей ложечку, и она пошла по палате, насыпая землянику в ладони больных. (50)Как величайшую драгоценность, принимали ягоду больные, подолгу рассматривали ее, вдыхали аромат и растроганно благодарили:
(51)— Ай, спасибо, детки, вот удружили, вот обрадовали…
(52)— А я думаю: откуда это лесом, земляникой потянуло? — говорил Иван Павлович. — Мерещится, думаю, с тоски, а тут оказывается, первооткрыватели ягодного сезона явились… (53)Ну, а вы сами-то почему не пробуете? (54)Берите!
(55)Нюра взяла две ягодки, а Ваня заявил:
(56)— Ел, ел, аж опротивели.
(57)— Тезка, не ври. (58)Сколько раз я тебе говорил, что вранье — последнее дело.
(59)— Я и не вру.
(60)— Нет, врешь. (61)Это — первые ягоды, и в такую пору полный стакан набрать не так просто.
(62)Иван Павлович откинулся на подушку, полюбовался ягодами, положил одну из них в рот и блаженно закрыл глаза.
(63)— Хороша! — восхищенно сказал он.(64)— Не знаю, как я теперь в лес с вами пойду, — добавил он и взглянул на свою неподвижную ногу.
(65)— Да это ерунда, дядя Соломин, — горячо заговорил Ваня. (66)– Мы все вместе скоро рыбачить и охотиться станем, вот увидите!
(67)Иван Павлович растроганно прижал детей к своей широкой груди, отпустил и сказал:
(68)— Ну, бегите, дорогие мои, бегите… .
(69)По коридору расхаживал главврач.
(70)— Ну, как, повидались с дядей Соломиным?
(71)— Повидались, спасибо, — ответила Нюра и, помедлив, спросила: (72)— Дядя доктор, ногу ему будете отрезать или нет?
(74)— Хм… (75)Это зависит от того, как вы его земляникой подкармливать будете.
(76)— Земляникой! — обрадовался Ваня. (77)— Да мы каждый день и лес ходить станем и рыбы наудим, он еще рыбу любит, только вы не режьте ему ногу. (78)Ладно?
(79)— Постараемся, постараемся сохранить вашему дяде ногу, — взъерошив волосы на головах ребят, вздохнул главврач и пошел в палату, из которой они только что вышли.
(80)Во дворе Нюра остановила брата и предложила:
(81)— Вань, давай всех ребят с нашей улицы сговорим за земляникой? (82)Много в больницу принесем.
(83)Ваня постукал пальцем по голове и серьезно проговорил:
(84)— Крепко у тебя тут, Нюрка, варит…
(85)И ребята вначале медленно, но потом, не удержавшись, припустили во весь дух…
(По В.Астафьеву)

Поэтому я решила прояснить ситуацию и напомнить вам, чем различаются устная и письменная речь.

Устная речь

Любая речь – это форма общения людей, способ передачи информации. Главным средством речи является язык – система слов, правил их произнесения и объединения в осмысленные высказывания. Язык стандартизирован, но уровень этой стандартизации различен в устной и письменной речи.

Устная речь первична, она возникла на заре существования человеческого рода и с тех пор постоянно меняется. Выражена эта речь в звуковой форме, но изрядно дополняется разными неречевыми средствами: мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией и т. д.

Устная речь не только индивидуальна, она отражает характер человека, его интересы, эмоциональное состояние. То есть по тому, как человек говорит, можно составить его психологический портрет. Индивидуальный стиль здесь вырабатывать не надо – он формируется у всех людей с момента овладения речью.

Письменная речь

Это система графических символов – слов и знаков препинания, которые передают значение и смысл мыслей человека. Мне очень нравятся строки, написанные В. Шекспиром:

Изначально письменная речь носила вспомогательный характер и только дополняла устную, лишь иногда её заменяя. Вообще, история возникновения и развития письма необычайно интересная. Возможно, мы с вами как-нибудь в неё заглянем.

Письменная речь стандартизирована, ей управляют жёсткие нормы и правила, поэтому выработать индивидуальный стиль здесь сложнее.

С развитием человечества развивалась и письменная речь, занимая всё более важное место в общении и системе передачи информации. В настоящее время этот вид речи всё чаще заменяет устную, становясь средством межличностного общения.

Однако письменная речь, несмотря на все её возможности, остаётся неполноценной, так как лишена вспомогательных невербальных средств и никакие смайлики выражения глаз и интонацию не заменят.

Но массовое использование письменной речи приводит к тому, что люди забывают о её особенностях, используя, как устную. Это приводит к возникновению непонимания и искажению информации.

Различия устной и письменной речи

Самое заметное отличие – это то, что устная речь имеет акустическую форму, а письменная – графическую. Но это отличие порождает много других, более важных особенностей.

А вот письменная речь этих средств лишена. Поэтому она более развёрнутая, подробная, к ней предъявляют более жёсткие требования в плане соблюдения правил и норм. Это необходимо для того, чтобы читающий понял текст без дополнительных объяснений.

3. Письменная речь – это монолог, поэтому она требует соблюдения логики, последовательности изложения, должна иметь чёткую структуру. Устная речь тоже бывает монологической, но переход от монолога к диалогу тут происходит мгновенно. Даже если преподаватель читает лекцию, он может обращаться к студентам, отвечать на их вопросы. Да и обратная связь всегда присутствует. Интерес или его отсутствие, согласие или несогласие, заметны по выражению глаз.

А в устной речи эта проблема снимается возможностью переспросить, уточнить, повторить что-то.

Но устная речь, риторика и её законы не менее интересны и важны. С этой тематикой вы можете познакомиться на другом канале. Канал не мой, но тоже интересный и полезный. Загляните туда.

Читайте также: