Ускоренный темп современного мира материальные богатства сочинение егэ

Обновлено: 04.07.2024

(1)Убыстренный темп современного мира, материальные богатства, накопленные в нем, машины, сумасшедшие скорости, перенаселенные города с их новой архитектурой, непрерывное движение, наконец, власть телевизора и кинематографа - все это порой создает ощущение подмены истинной красоты, замены сущности прекрасного и в реальном мире, и в человеке. (2)Порой нам кажется, что мы познали все, что нас ничем не удивишь. (3)Закат в пролете улицы едва ли заставит нас остановиться на мгновение. (4)Звездное небо уже не кажется нам тайной тайн.

(5)В буднях повседневных забот, в учащенном жизненном ритме, в шуме, суетемы скользим мимо прекрасного. (6)Мы уверены: истины на нашей ладони, они вроде бы так отчетливо видны, так привычны, что мы устали от них. (7)И в итоге обманываем самих себя. (8)Как бы ни господствовала на земле точная наука, мир и человек в нем еще тайна, к которой мы только прикоснулись. (9)Но если бы некто всезнающий появился на земле и раскрыл вдруг все загадки Вселенной, это бы людям мало что дало. (10)Ибо каждому суждено пройти долгий путь познания и роль человеческой памяти на этом пути огромна.

(11)Ведь человеческая память, как известно, связана с комплексом ассоциаций. (12)Маленький толчок извне - и в нашем возбужденном сознании возникают целые исторические картины, характеры, явления. (13)Память может что-то объяснить, она может быть даже орудием исследования. (14)Одним людям память дана как наказание, другим - как ответственность. (15)Человек не может заставить себя не думать, не вспоминать, не обобщать. (16)Процесс познания начинается с прошлого, он не может быть отъединен от настоящего и локализован. (17)Я думаю, что такой памятью-ответственностью и памятью познания были наделены и Шолохов, и Леонов, и Алексей Толстой, и Николай Островский, когда в тридцатых годах писали свои знаменитейшие романы. (18)Это было глубочайшее проникновение в прошлое, а следовательно, открытие, никогда не терявшее своей новизны. (19)Двадцатые, а также тридцатые годы, таким образом, всеобъёмно исследовались советской литературой. (20)Думаю, сейчас в нашем искусстве наступила пора тщательного исследования сороковых и пятидесятых годов. (21)Накоплен огромный жизненный и душевный опыт, связанный с этой эпохой. (22)Это исследование и героического и трагического, исследование мужества народа и его характера. (23)Все, что касается морали, - предмет искусства, а все, что связано с моралью, лежит в социальной сфере. (24)Литература не может быть несоциальной!

Я согласна с мнением Ю. Бондарева о том, что творчество лучших писателей двадцатых-пятидесятых годов имеет большое значение в развитии нашей литературы. Они сумели, говоря словами Бондарева, показать трагическое и героическое, исследовали мужество народа и его характер. Попытаюсь доказать это, обратившись к творчеству Н. Островского и М. Шолохова.

О литературе советского периода можно говорить ещё много, но, мне кажется, что и чуть-чуть прикоснувшись к этой теме, мы можем убедиться, что это была великая литература!

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ЕГЭ: текст Бондарева Ю.В.

(1)Убыстрённый темп современного мира, материальные богатства, накопленные в нём, машины, сумасшедшие скорости, перенаселённые города с их новой архитектурой, непрерывное движение, наконец, власть телевизора и кинематографа - всё это порой создаёт ощущение подмены истинной красоты, замены сущности прекрасного и в реальном мире, и в человеке. (2)Порой нам кажется, что мы познали всё, что нас ничем не удивишь. (3)Закат в пролёте улицы едва ли заставит нас остановиться на мгновение. (4)3вёздное небо уже не кажется нам тайной тайн.

(5)В буднях повседневных забот, в учащённом жизненном ритме, в шуме, суете мы скользим мимо прекрасного. (6)Мы уверены: истины на нашей ладони, они вроде бы так отчётливо видны, так привычны, что мы устали от них. (7)И в итоге обманываем самих себя. (8)Как бы ни господствовала на земле точная наука, мир и человек в нём ещё тайна, к которой мы только прикоснулись. (9)Но если бы некто всезнающий появился на земле и раскрыл вдруг все загадки Вселенной, это бы людям мало что дало. (10)Ибо каждому суждено пройти долгий путь познания, и роль человеческой памяти на этом пути огромна.

(11)Ведь человеческая память, как известно, связана с комплексом ассоциаций. (12)Маленький толчок извне - и в нашем возбуждённом сознании возникают целые исторические картины, характеры, явления. (13)Память может что-то объяснить, она может быть даже орудием исследования. (14)Одним людям память дана как наказание, другим – как ответственность. (15)Человек не может заставить себя не думать, не вспоминать, не обобщать. (16)Процесс познания начинается с прошлого, он не может быть отъединён от настоящего и локализован. (17)И я думаю, что такой памятью-ответственностью и памятью познания были наделены и Шолохов, и Леонов, и Алексей Толстой, и Николай Островский, когда в тридцатых годах писали свои знаменитейшие романы. (18)Это было глубочайшее проникновение в прошлое, а следовательно, никогда не терявшее своей новизны открытие. (19)Двадцатые, а также тридцатые годы, таким образом, всеобъёмно исследовались советской литературой. (20)Думаю, сейчас в нашем искусстве наступила пора тщательного исследования сороковых и пятидесятых годов. (21)Накоплен колоссальный жизненный и душевный опыт, связанный с этой эпохой. (22)Это исследование героического и трагического, исследование мужества народа и его характера. (23)Всё, что касается морали, - предмет искусства, а всё, что связано с моралью, лежит в социальной сфере. (24)Литература не может быть не социальной!

(По Ю. Бондареву)*
* Бондарев Юрий Васильевич (р. 1924) -
русский писатель, сценарист,
автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.

В тексте Ю.Бондарева, русского советского писателя, поднята проблема быстротечности человеческой жизни.

Позиция автора предельно ясна: он считает, что человек не может смириться с быстротечностью жизни, и в этой наивной вере в собственное бессмертие заключается энергия, силы, движущие человеком.

Подводя итог сказанному, можно добавить, что человек не вечен. Возможно, это его счастье, потому что надо прожить отпущенный ему срок достойно, наполнить его смыслом. Человек ищет смысл своего пребывания на Земле. Кто-то его так и не находит и прожигает жизнь, а кто-то ищет, мечется…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Сочинение-рассуждение по тексту Ф. Искандера" в 10-11 классах

Комплексная работа с текстами разных стилей создает условия для подготовки к письменному экзамену по русскому языку. Особое внимание обращаем на анализ текстов публицистического стиля: они служат для .

Презентация "Алгоритм написания сочинения - рассуждения по тексту Юрия Бондарева "Красавица" (ЕГЭ часть С 11 класс)

Данная работа представляет собой образец написания сочинения-рассужДения. КОНСТРУКЦИЯ, СОЗДАННАЯ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКАМ, ПОМОЖЕТ ПРАВИЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ, СОЗДАВАТЬ СОБСТВЕННОЕ РАЗВЕРНУТОЕ ВЫ.

Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. 5 текстов.


Урок подготовки к сочинению - рассуждению по тексту художественного стиля.

Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Иссл.


5. Урок к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по тексту Д.Лихачева

методическая разработка по литературе в 7 классе.


Работа над сочинением-рассуждением. Проблемы текста. Типы проблем.

Предлагается материал, который можно использовать для обучении написанию сочинения-рассуждения при подготовке к ЕГЭ в 10 - 11 классах.


Тип урока: урок - исследование Вид урока: урок развития речи Предмет, класс: Русский язык, 11 класс (профильный) УМК (учебник):Русский язык, 11 класс, под ред. Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградо.

1) По А. Колганову. Всё чаще я думаю о том, что культура сейчас находится в глубоком кризисе .

I .Нравственные проблемы

По Д. Рубиной. Она немного опоздала… Проблема памяти о детстве.

(1)Она немного опоздала, во дворе все лавки были заняты публикой. (2)Её, однако, ждало место на огороженной скамеечке, где сидели несколько известных театральных личностей. (З)Она перездоровалась со знакомыми, села и огляделась. (4)Всё продумано: спектакль из пятидесятых-шестидесятых, играется в естественных декорациях московского двора, ничего и мастерить не надо. (5)3десь всё осталось таким, каким было в те годы. (б)Разве что на одну из стен дома нарочито вывесили старый гобелен.

(7)Она достала из сумочки очки, всмотрелась. (8)Точно такой тканый гобелен с бахромой висел над её топчаном в родительской квартире на протяжении многих, многих лет. (9)Точно такой гобелен: на нём вытканы семья оленей, спустившихся к водопою, мельница на ручье, далёкие зовущие горы.

(11)Она никак не могла сосредоточиться. (12)Вид гобелена, спутника её детства и юности, вывешенного на всеобщее обозрение, мешал следить за актёрами.

(13)Вдруг вспомнился целый веер давно позабытых картинок. (14)Бабушка кормит её кашей прямо в постели. (15)Вышитые на новеньком гобелене персонажи присутствуют здесь весьма активно и как декорации, и как участники действа.

(16)Бабушкина крапчатая рука с ложкой послушно упиралась в гобеленовый куст, из которого торчала голова с ушками, затем мирно следовала в соседний, братски распяленный рот.

(17)А потом, в школьные годы, - как сладко было болеть под её гобеленом! (18)Главное, можно было лежать в обнимку с книжкой или даже несколькими книжками, меняя их попеременно, ведь всё знаешь наизусть, и это особенно сладко.

(19)Однажды, в девятом классе, она попала в дом к соученице, дочери известного в городе адвоката. (20)Выросшая в семье весьма небольшого достатка, никогда прежде она не видела такого богатства - всех этих серебряных приборов с вензелями во время будничного семейного обеда, этой старинной тяжёлой мебели, этих огромных, нежного витиеватого рисунка ковров.

(21) — Тот персидский, - сказала дочь адвоката, кивая на стенку столовой, — а в папином кабинете висит настоящий пешаварский, дедушкин. (22)Ему почти сто лет.

(26) - У вас не ковёр, а гобелен с уточками. (27)Вся эта мещанская пошлость была в моде лет десять назад.

(32) — А! - сказала мать. (33) - Ты это где сегодня подхватила? (34)И, выслушав все, что, задыхаясь от обиды, выпалила ей дочь, проговорила спокойно:

(37)И она, бессильно всхлипывая, повесила гобелен, села под его раскидистой кроной и заплакала, сквозь злые слёзы рассматривая до миллиметра знакомые пеньки, траву и островерхие горы вдали.

(38)Прошло ещё несколько лет, гобелен прохудился в районе мельницы, мама сделала из него красивую наволочку на подушку.

(54) - Что ты пристала к ней со своим гобеленом? - вполголоса спросил муж. (55) — Это твои детство и юность, вот и люби их на здоровье, при чем тут девочка?

1) Память могут оживить самые непритязательные вещи из прошлого, которые покажутся прекрасными, потому что связаны с детством и юностью.

2) Дочь героини ещё слишком молода, чтобы так же трогательно относиться к воспоминаниям, как её взрослая мать.

Д. Рубина. Сам же рассказ заставляет нас задуматься над проблемой памяти о прошлом. Что остаётся в человеческой памяти от такого важного периода, как детство? Вот вопрос, над которым заставляет нас задуматься Дина Рубина, современная писательница, автор замечательных повестей и романов.

Дина Рубина не морализует, не навязывает читателю свою позицию Просто она всем строем своего рассказа, подбором слов, фактов дает возможность читателю самому сделать вывод и определить авторскую позиции. А она, на мой взгляд, такова: память могут оживить самые непритязательные вещи из прошлого, которые покажутся прекрасными, потому что связаны с детством и юностью, близким людям надо относиться к привязанности старших к этим вещам с пониманием, это часть истории семьи.

Милые, порой смешные и такие несовременные вещицы из детства наших мам и пап, дедушек и бабушек нужно хранить, относиться к ним хотя бы с уважением, если их любят ваши близкие. В них наша память, а память — основа совести и нравственности,

По С. Кудряшову. В годовщину празднования пушкинского юбилея… Проблема чести.

(20)Нравственные призывы русских писателей многие воспринимают как нудное поучение, не сознавая, что в их основе лежит стремление спасти человека. (21)И судьба нашей страны, у которой есть все материальные предпосылки для того, чтобы стать одной из самых богатых стран мира, но которая почему-то до сих пор остаётся бедной, как раз говорит о том, как важна душа человека, как важно быть честным и совестливым.

1) Проблема роли литературы в духовной жизни современного общества. (В чём значение русской литературы для современных людей);

1) Значение русской литературы в духовной жизни современного общества велико, так как литература развивает нравственное начало в людях; торгашеская же философия несёт обществу реальную опасность

Честь. Совесть. Нравственность. Об этих вечных и важных для каждого человека понятиях размышляет С. Кудряшов. Центральной проблемой текста, как мне кажется, является вопрос о том, как взаимосвязаны нравственные устои общества и развитие страны в целом?

Поводом для размышлений послужили слова заместителя главы одного из городских районов по поводу юбилея А. С. Пушкина. Тому то дело, которым им предстояло заниматься, было совсем не интересным.Но Кудряшов, вспоминая вклад Пушкина в русскую культуру, невольно понимает, что главное, что оставил нам великий писатель, это понимание того, что значит честь в жизни человека и общества. Публицист остро и полемически заострённо говорит о современном состоянии общества, где люди переступают через честь и совесть ради выгоды, материального благополучия. Для него это страшный симптом, Кудряшову важны чистота души человека, умение оставаться в современном мире честным и совестливым.

Автор, решая поставленную проблему, приходит к выводу: приоритет чести, высокая нравственная требовательность - важнейшие условия для каждого человека и для процветания нашей страны.

По Коршуновой. Большинство людей представляет себе счастье… Проблема умения быть счастливым

(З)Желания могут исполниться. (4)Всегда остаётся надежда если не на стройные бёдра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезёт - то и на дом с видом на море. (5)Но если наши дома и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? (6)Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью - музыкальный слух или математические способности?

(7)Именно к такому выводу пришёл психолог Роберт Мак-Крей после проведённого им десятилетнего исследования, охватившего около 5 000 человек. (8)В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. (9)Улыбчивы они или угрюмы? (10)Видят они стакан наполовину полным или наполовину пустым?

(11)Поразительно, но степень удовлетворённости собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования, независимо от того, что происходило в жизни его участников. (12)Люди радовались, огорчались, скорбели, однако по прошествии времени возвращались к исходной точке. (13)Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не с обстоятельствами жизни.

(14)Тогда эту неуловимую постоянную решили измерить. (15)Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию - позитронно-эмиссионную томографию - для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определённой области коры головного мозга - левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями. (17)Активность этой зоны - показатель на удивление постоянный: учёные проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень активности оставался прежним. (18)Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. (19)У них желания сбываются чаще, и, даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны.

(20)Но как быть тем, чья левая префронтальнля зона не так активна? (21)Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесёт тебе счастья! (22)К чему тогда все усилия? (23)3ачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту?

2) Проблема умения быть счастливым. (Каждый ли человек способен быть счастливым? Или этому нужно учиться? Является ли способность быть счастливым врождённой, как любая другая? Можно ли выработать в себе умение ощущать счастье? И каждый ли из нас способен на это?)

2) Эксперименты учёных доказывают, что существует врождённая способность быть счастливым; если учесть, что существует ген счастья, возникает сомнение в том, что каждый человек может быть счастливым.

Счастье… Мы мечтаем о нём, стремимся к нему, размышляем, что такое счастье, как стать счастливым. Над проблемой умения быть счастливым человеком размышляет

К. Коршунова. Если сформулировать поставленные ею вопросы, они будут звучать так: каждый ли человек способен быть счастливыми или этому нужно учиться? Является ли способность быть счастливым врождённой, как любая другая? Можно ли выработать в себе умение ощущать счастье? Каждый ли из нас способен на это?

По мнению, К. Коршуновой, которое, как было сказано выше, опирается на исследования учёных, существует врождённая способность быть счастливым, Если учесть, что существует ген счастья, возникает сомнение в том, что каждый человек может быть счастливым.

Да, но в то же время русская классическая литература, как мне кажется, - это литература о поисках счастья, но редко кто из героев книг достигает его. Так, уже в названии комедии А. С. Грибоедова содержится антоним слову счастья – горе. Герои комедии Софья Фамусова и Александр Андреевич Чацкий ищут счастья и не находят его. Софья не понимает высокой души Чацкого, выдумывает себе героя, приписывая Молчалину черты героев прочитанных ею книг, и глубоко несчастна, узнав его подлую и мелочную натуру. Чацкий не находит счастья ни в любви, ни на поприще общественной жизни. Оба главных героя комедии несчастны.

Так как же быть с решением вопроса, о том, каждый ли человек способен быть счастливым? А он ещё не решён! Но тем не менее мне хочется верить в справедливость народной мудрости, что мы сами способны создать своё счастье. Так это или нет, не знаю, но своё счастье я буду творить сама!

По Д. Лихачёву. Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу…

(1) Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу , он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой.

(3)Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

(4) Если человек живет, чтобы людям приносить добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.

(6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку продолжить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7)От ошибок никто не застрахован. (8)Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. (9)Не повысили в должности – огорчение. (10)Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (11)У кого-то лучшая мебель или машина – опять огорчение.

(12)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (13)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (14) Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью . (15)Поэтому главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах, она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, ко всей вселенной. (16)Означает ли это, что человек должен жить, как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? (17)Отнюдь нет!

(18)Человек, который совсем не думает о себе, явление ненормальное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.

(19)Поэтому речь идет лишь о главной жизненной задаче. (20)А ее не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (21)И одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. (22)И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (23)И машину хорошо приобрести.

Ради чего живет человек? Какова истинная цель жизни? Такие вопросы возникают после чтения текста Дмитрия Сергеевича Лихачева.

Автор пишет о том, что люди могут ставить перед собой различные цели. Многие сосредоточены исключительно на преумножении различных материальных благ. Однако симпатии автора на стороне тех, кто живет, чтобы приносить добро окружающим. Сам выбор жизненной задачи многое говорит о человеке. Разве может сравниться удовольствие от приобретения нового имущества с той радостью, которую дают человеку его добрые дела!

Таким образом, размышляя над проблемой, Лихачев приходит к следующему выводу: истинная цель человеческой жизни состоит в том, чтобы нести людям добро, делать наш мир лучше. Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что ценность человека определяется его добрыми делами. Подумайте сами: что каждый из нас оставит после себя в мире? Дома, дачи, машины, добытые нечестным путем, или добрую память тех, кому мы протянули руку помощи, кого не оставили в трудную минуту?

В романе В. Гюго "Отверженные" Жан , став мэром города, помогает нищим, берёт на воспитание девочку умершей женщины. Служение людям становится смыслом его жизни, он творит добро от души, при этом во всем отказывает себе, чрезвычайно скромен в быту.

Проблема, затронутая автором, по сей день остается актуальной. Мы видим вокруг себя социальную несправедливость, с сожалением замечаем, что человечество не всегда задумывается о своих жизненных задачах и целях.

Автор повествует нам о двух жизненных путях: жить для себя, стараться приобрести все материальные блага или жить для окружающих, творить добро и ничего не требовать взамен.

Я согласна с позицией автора, так как, ставя перед собой карьеру на первое место, человек рискует потерять всё духовное и прекрасное, а тот, кто радуется каждому своему доброму делу, – богат душевно.

Читайте также: