Как называлось сочинение эвлия челеби

Обновлено: 04.07.2024

Детство и юность

Его род происходил из Кютахьи, среди своих дальних предков упоминаются великие шейхи – Ахмад Яссави и Хаджи Бекташ Вали. Эвлия Челеби родился 10 мухаррама 1020 года по хиджре (25 марта 1611 года) в Стамбуле. Его отец Мехмед Зилли Дервиш был главой цеха придворных ювелиров халифского двора Османов, и в свое время сопровождал султана Сулеймана Великолепного в Белград и на Родос. Дед Эвлии - Кара Ахмед-бей Демирджи-оглу был знаменосцем в войсках султана Мехмеда II Фатиха и участвовал во взятии Константинополя. По преданию он умер в возрасте 147 лет.

Мать Эвлии Челеби была абхазкой, родом из Малой Абхазии – Садзны. У Эвлии были брат Махмуд, продолживший дело отца и ставший ювелиром, и сестра Инель. Молочным братом матери Эвлии был видный османский политический деятель Мелек Ахмед-паша, чистокровный абхаз, родившийся в Стамбуле, но при этом воспитанный на родине, в Абхазии, и в 16 лет вернувшийся в Турцию для продолжения карьеры. Мелек Ахмед-паша был женат на дочери султана Мурада IV, Кая-султан. Он был мирмираном и вали различных городов и областей Халифата (Алеппо, Диярбакыр, Багдад, Ван, Румелия, Силистрия, Босния), а с 1650 по 1651 был великим визирем государства. Мелек Ахмед-паша и его супруга на протяжении всей жизни покровительствовали Эвлии Челеби и помогали ему во всем.

Позже Эвлия в качестве сипаха служил в регулярной армии. Сипахи – османские тяжеловооруженные всадники на бронированных конях, вооруженные ударным оружием. С XV века турки использовали порох и огнестрельное оружие, а с XVII веке сипахи сменили устаревшее оружие на сабли и пистолеты, став настоящей грозой европейской кавалерии на поле боя. Эвлия Челеби хорошо знал военное дело и впоследствии показал, что разбирается в артиллерийских орудиях, указывая каждый раз на тип орудия, длину ствола, калибр, вес ядра, дальность полета, рассеивание ядер; он знает деление пороха на пороховую мякоть и зернистый порох.

Чудесный сон

Первые путешествия

Эти слова свидетельствуют об отсутствии религиозной образованности большинства абхазов на то время, плохом знании Корана и акыды (вероучения), с одной стороны, об искреннем отношение к религии Аллах, с другой. То, что они уже тогда называли себя мусульманами, указывает на заложенный положительный потенциал и дает им надежду на милость Аллаха…

В 1641-42 годах Эвлия принял участие в неудачной для Османов войск осаде Азова. В Стамбул путешественник возвращался через Крым, посетив Бахчисарай и Балаклаву. Первое плавание по морю оказалось для Эвлии Челеби настоящим испытанием. Выйдя из Балаклавы, корабль попал в бурю, так что чуть не пошел ко дну, и с трудом добрался до болгарского побережья. С тех пор Эвлия с большой неохотой садился на корабли, почти все его путешествия пролегали по суше.

26 лет в сражениях

Пробыв некоторое время в Стамбуле, Эвлия посетил остров Крит, а в 1647 году отправился в Эрзурум, Гянджу, Баку, Тифлис, проехал через Северный Кавказ и возвратился в Стамбул с османскими войсками. Затем Эвлия отправился в Сирию, Ливан и Палестину, вернувшись в город Сивас в Центральной Анатолии.

В 1651 году Эвлия отправился в крепость Озю (Очаков) вместе со своим дядей по абхазской линии Мелеком Ахмедом-пашой, который был там назначен бейлербеем. По дороге в крепость Эвлия подробно описал города Болгарии – Софию, Тырново. В 1655 году Эвлия Челеби посетил Конью, Караман, Битлис, Муш, принял участие в войне с курдами-езидами. Затем путешественник проехал по землям Ирана на пути в Багдад. Оттуда он вернулся в Озю и последовал за Мелеком Ахмедом-пашой в Боснию. В 1657 году он принял участие в походе на семиградского господаря Ракоци, где встретился с крымским ханом Мухаммадом Гиреем IV, своим будущим другом, побывал на землях Украины. Через два года, в 1659 году, Эвлия посетил Эдирне, Яссы, участвовал в осаде венгерского города Варад, оттуда поехал в Боснию, где подробно описал все пограничные крепости. Путешественник участвовал в походах в Хорватию и венецианские владения. Затем Эвлия посетил венгерский город Темешвар, проехал через Албанию. Возвратился в Стамбул он в 1662 году и вскоре присоединился к походу на Венгрию великого везиря Фазыл Ахмеда-паши Кепрюлю, участвовал в походе османской легкой кавалерии в Богемию (Чехия).

В 1665 году Эвлия в составе посольства находился в Вене, затем посетил Пешт, а оттуда отправился в Валахию и Молдавию. После встречи с господарем Молдавии путешественник прибыл на земли Крымского ханства. Здесь, в местечке Ханкышла, Эвлия снова встретил крымского хана Мухаммада Гирея IV. Оттуда он отправился на Северный Кавказ, в земли донских казаков, поднялся от Астрахани по Волге к Казани.

Evliya Celebi.jpg

Эвлия́ Челеби́ (осман. اوليا چلبى ‎, тур. Evliya Çelebi ) — сын императорского ювелира Дервиша Мехмеда Зилли (25 марта(?), 1611—1682 (?)), знаменитый османский [1] путешественник, более 40 лет путешествовавший по Османской империи и сопредельным государствам.

Содержание

Биография

Путешествия

Сначала Челеби проезжает по территории Османской империи, затем посещает Кавказ, а после европейские страны — Австрию и Венгрию. В 1665 году он прибывает в Крым, где знакомится с крымским ханом Мехмедом IV Гераем (1641—1644, 1654—1666). Эвлия Челеби со свитой хана приехал в крепость Ор-Капы (Or Qapı, Перекоп), откуда и начал свое путешествие по Крыму (1666—1667 годы).Он указывал, что в 1660 году крымские татары имели северную границу у крепости Ор-Капы, степь тоже принадлежала хану, но там кочевали ногайцы: адиль, шайдак, ормит. Они платили подать за выпас стад и доставляли в Крым масло, мёд, рогатый скот, овец, ягнят и ясыр. [2] Покинув Крым, через земли донских казаков он поднялся вверх по Волге и якобы дошёл до Казани (описание Казани носит фантастический характер, Эвлия явно там сам не побывал. По стилю автора очень легко понять, видел ли он тот или иной город воочию). Следующее путешествие Эвлия Челеби совершил во Фракию, Македонию, на остров Крит. После совершения хаджа — паломничества в Мекку — Эвлия Челеби отправился в Египет.

Точная дата смерти неизвестна, предположительно умер Эвлия Челеби в 1682 году, в Каире.

Произведения

Труд Эвлии имеет огромную ценность и как источник по истории, географии, лингвистике, архитектуре и по множеству иных вопросов, как османских земель, так и соседей Османской империи. Исследователи сразу (первый исследователь и публикатор — австриец Йозеф фон Хаммер, середина XIX века) оценили богатство и уровень репрезентативности Книги путешествия, источник постоянно исследуется, и до сих пор имеет огромный потенциал для исследователей.

В популярной культуре

İstanbul Kanatlarımın Altında (Стамбул под моими крыльями, 1996) — фильм о жизни Хезарфена Ахмета Челеби, его брата Лагари Хасана Челеби и османского общества в начале XVII века, во время правления султана Мурада IV, основанный на описаниях Эвлии Челеби.

Эвлия Челеби (осман. , тур. Evliya elebi, 25 марта(?), 1611—1682 (?)) — османский путешественник, более 40 лет путешествовавший по Османской империи и сопредельным государствам.

Биография

Путешествия

Сначала Челеби проезжал по территории Османской империи, затем посетил Кавказ, а затем европейские страны — Австрию и Венгрию. В 1665 году он прибыл в Крым, где познакомился с крымским ханом Мехмедом IV Гераем (1641—1644, 1654—1666). Эвлия Челеби со свитой хана приехал в крепость Ор-Капы (Or Qap, Перекоп), откуда и начал своё путешествие по Крыму (1666—1667 годы). Он указывал, что в 1660 году крымские татары имели северную границу у крепости Ор-Капы, степь тоже принадлежала хану, но там кочевали ногайцы: адиль, шайдак, ормит. Они платили подать за выпас стад и доставляли в Крым масло, мёд, рогатый скот, овец, ягнят и ясырь. Покинув Крым, через земли донских казаков он поднялся вверх по Волге и якобы дошёл до Казани . Следующее путешествие Эвлия Челеби совершил во Фракию, Македонию, на остров Крит. После совершения хаджа — паломничества в Мекку — Эвлия Челеби отправился в Египет.

Точная дата смерти неизвестна, предположительно умер Эвлия Челеби в 1682 году, в Каире.

Произведения

Труд Эвлии имеет огромную ценность и как источник по истории, географии, лингвистике, архитектуре и по множеству иных вопросов, как османских земель, так и соседей Османской империи. Исследователи сразу (первый исследователь и публикатор — австриец Йозеф фон Хаммер, середина XIX века) оценили богатство и уровень репрезентативности Книги путешествия; источник постоянно исследуется и до сих пор имеет огромный потенциал для исследователей.

В популярной культуре

stanbul Kanatlarmn Altnda (Стамбул под моими крыльями, 1996) — фильм о жизни Хезарфена Ахмета Челеби, его брата Лагари Хасана Челеби и османского общества в начале XVII века, во время правления султана Мурада IV, основанный на описаниях Эвлии Челеби.

Переводы на русский язык

На иностранных языках

ЭТО ИНТЕРЕСНО Топ 10 Шокирующих Вещей, Найденных Подо Льдом ТОП 10 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫМИ ТОП-10 футболистов, променявших карьеру на ночные клубы Всё видео

Эвлия Челеби ибн Мехмед Зилли Дервиш родился 10 мухаррема 1020 года по Хиджре (25 марта 1611 года) в Стамбуле. Дед Эвлии был знаменосцем в войсках османского султана Мехмеда II Фатиха, он умер в возрасте 147 лет. Отец Эвлии занимал пост главы придворных ювелиров, он прожил 117 лет. Их род происходил из Кютахьи, по одной из линий он восходил к Якуп-бею, правителю Гермияна. Среди своих дальних предков Эвлия называет великих шейхов — Ахмада Ясави и Хаджи Бекташа. Мать Эвлии Челеби была абхазкой, сестрой матери Мелека Ахмеда-паши, видного чиновника, бывшего одно время даже великим везирем. У Эвлии был брат Махмуд, продолживший дело отца и ставший ювелиром, а также сестра Инель.

Эвлия Челеби получил хорошее образование. После младшей школы (мектеба) он учился в медресе шейх-уль-ислама Хамида-эфенди. Став хафизом, то есть выучив Коран наизусть, Эвлия изучал мусульманское богословие и право. У отца он научился также искусству резьбы по камню.

Эвлия слыл прямым и чистосердечным человеком. Он утверждал, что никогда в жизни не говорил неправды.

В 1635 году на религиозном торжестве в мечети Айя-Софья Эвлия привлёк к себе внимание султана красивым чтением Корана. Мелек Ахмед-паша представил его Мураду IV, и Эвлия был взят ко двору, где служил при дворцовой кладовой и продолжал образование. Он выучился музыке, науке произнесения звуков в Коране (теджвит), грамматике, а также греческому языку.

Первое плавание по морю было для Эвлии настоящим испытанием. Выйдя из Балаклавы, корабль попал в бурю, так что чуть не пошёл ко дну. Моряки с трудом добрались до болгарского побережья. С тех пор Эвлия с большой неохотой садился на корабли. Этим объясняется то, что почти все путешествия Эвлии пролегали по суше, к передвижению по морю он прибегал в исключительных случаях.

Пробыв некоторое время в Стамбуле, Эвлия посетил Крит, а в 1647 году отправился в Эрзурум, Гянджу, Баку, Тифлис, проехал через Северный Кавказ и возвратился в Стамбул с османскими войсками, подавившими бунт в Анатолии. Затем Эвлия отправляется в Сирию, Ливан и Палестину, после чего вновь посещает Восточную Анатолию, прибыв в город Сивас.

В 1651 году Эвлия отправляется в Крепость Озю (Очаков) вместе с Мелеком Ахмедом-пашой, которого назначили тамошним бейлербеем. По дороге туда Эвлия подробно описал города Болгарии — Софию, Тырново и другие.

1655 год был посвящен путешествиям по Анатолии. Эвлия посетил Конью, Караман, Битлис, Муш, принял участие в войне с курдами-язидами. Затем путешественник проехал по землям Ирана на пути в Багдад. Оттуда Эвлия вернулся в Озю и последовал за Мелеком Ахмедом-пашой в Боснию. В 1657 году он принял участие в походе на семиградского господаря Ракоци, где встретился с крымским ханом Мухаммедом Гераем IV, своим будущим другом и покровителем, побывал на землях Украины.

В 1659 году Эвлия посетил Эдирне, Яссы, участвовал в осаде венгерского города Варад, оттуда поехал в Боснию, где подробно описал все пограничные крепости. Путешественник участвовал в набегах на Хорватию и венецианские владения. Затем Эвлия посетил венгерский город Темешвар, проехал через Албанию.

В 1662 году он вернулся в Стамбул и присоединился к походу на Венгрию великого везиря Фазыл Ахмеда-паши Кёпрюлю, участвовал в набеге татарской кавалерии в Богемию. Оттуда татары, по словам Эвлии, прошли огнём и мечем по всей Европе, включая Швецию, Голландию, Данию, Бранденбург и Испанию. Описание этих походов определённо составлено со слухов и рассказов. Стоит отметить, что по изложению Эвлии можно судить, видел ли путешественник описываемое собственными глазами или перед нами пересказ услышанного.

В 1665 году Эвлия в составе османского посольства находился в Вене, затем посетил Пешт, а оттуда отправился в Валахию и Молдавию. После встречи с господарем Молдавии путешественник прибыл на земли Крымского ханства. Здесь, в местечке Ханкышла, Эвлия встретил крымского хана Мухаммеда Герая IV. С этого момента начинается путешествие Эвлии по владениям Крымского ханства и Кефинского эйялета, описание которых составляет предмет данной книги. Включённый в настоящее издание отрывок охватывает период пребывания Эвлии в Крыму и сопредельных областях в 1666—67 годах.

Достоверно не известно, где, когда и при каких обстоятельствах Эвлия Челеби окончил свои дни. Можно предполагать, что это произошло в Египте между 1679 и 1782 годами.

Далее, продолжая свой путь, Челеби, естественно, приводит черкесские (адыгские) слова. Он называет имя бея хатукай — Джан-Гирей [Джанчэрый], черкесское племя хатукай [хьатыкъуай], крепость Афипс-керман [Афыпс], находящаяся на реке Афипс [Афыпс], населенный пункт (или владение) Педиси [Пэдыс] на реке Шебш [Щэбжъ]. Здесь же называет собственное имя — эмира Навруз [Наурыз], якобы представителя татаров Жане, который переселился к черкесам-хатукай и породнился с ними.

Эвлия Челеби побывал и у племени Болоткай [Болэтэкъу]. В то время болоткаем называли, видимо, адыгское (черкесское) племя к1эмыгуй (темиргой или кемиргой — киммерий). Общепризнанным владетелем племени темиргой являлся князь Болотоко. Основные реки на земле этого племени, упоминаемые Челеби, следующие: Марте [Март], Пчас [Пк1ашъ], Пшиш [Пщыщ], Шагваше [Шъхьагуащэ]. Названия этих рек в неизменном виде сохранились и в наши дни. На берегу реки Шагваше находилось стойбище Базрук-бея [Бязрыкъо-пщым ипщып1]. Челеби называет Нулабук [возможно, Набэкъу]. Их было семеро братьев, из которых Эвлия Челеби упоминает лишь пять Сахдук (Сахьидэкъу), Элбуздай [Ельбыздэ], Эль-Мирза [Елмырзэ], Базрук [Бязрыкъу], Бакук [Пакокъу].

Как видно из описанного материала, Эвлия Челеби использовал в своих записках около 100 адыгских (черкесских) слов принадлежащих к разным частям речи. Здесь встречаются онимы, топонимы, гидронимы, глагольные формы, имена нарицательные, числительные, названия адыгских племен, продукты, напитки, национальные блюда, названия животных, местоимения, словочетания и т. д. Иногда он делал неудачные записи (по крайней мере в переводном варианте, которым мы пользовались), которые трудно подаются пониманию, расшифровке. Однако эти первые фиксации адыгских слов представителем турецкого народа ХVII в. представляют ныне большой интерес в смысле исторического изучения лексики современного адыгейского языка. Сам факт письменной регистрации адыгских словоформ еще в XVII в. имеет значение для народа, не имевшего в прошлом своей письменности.
Адыгейские слова, используемые Челеби Эвлия

Черкесстан -- страну адыгов так называл Челеби Эвлия.

Обур — название горы. По-адыгски, возможно, звучало как Обыр или Огъур.

пасте — п1астэ — крутая каша типа мамалыги из пшена или кукурузной крупы, подаваемая к некоторым национальным вторым блюдам.

Хафал [Хэфэл1] — собственное мужское имя.

Элбуздай [Елбыздэ] — мужское имя.

Базрук [Бязрыкъу] — мужское имя темиргойского (адыгейского)

Масос [Мышъэост] — мужское имя.

Джангри [Джанчэрый] — мужское имя.

Хабеш [Хьабэч] — мужское имя.

Антонук [Атэныкъу] — мужское имя.

Кубань [Пшыз] — река протекающая через земли Краснодарского, Ставропольского краев и Адыгеи.

Купси [Къопсы] — название реки.

Адагум [Адэкъум] — река на Черноморском побережье. Сетеза [Щэтэжъ] —название реки. Бзичай [Бжъэк1эй или Бзэджай] — название реки. Адахун [Адэхъун] — название залива. Хайку [Хьаикъу] — название горы. Шанкрай [Шэнкърый] — название крепости. жане [Жанэ] — название одного из племен адыгов (черкесов). Абин [Абын] — название реки. Хебль [Хыбл] — название реки. Иль [?— название реки. Абурган [Абыргъэн] — название реки. Джан-Гирей [Джанчэрый] — имя владетеля хатукай. хатукай [Хьатикъуай] — название одного из племен черкесов (адыгов).

Афипс-керман [Афыпсып] — населенный пункт шапсугов-адыгов. Афипс [Афыпс] — название реки, на которой расположен аул (крепость) Афипс.

Педиси [Пэдыс] — владетель шапсугской части хатукай, один из черкесских владетелей.

Шебш [Щэбжь] — река, на берегу которой находился кабак Педиси. адами [адэмый] — название одного из черкесских (адыгских) племен. Дигузи-бей [Дэгужъый] — имя владетеля племени Адами. Азамат-Гирей-Султан [Азэмэт] — собственное татарское имя, перешедшее в фамилию Азамат и адаптированное у адыгов.

Болоткай [Болэтыкъу] — племя болотоко (к1эмыгуй).

Болотоко [Болэтыкъу] — собственное имя черкесского ( адыгейского ) князя.

Марте [Мартэ] — название реки. Пчас [Пк1ашъ] — название реки. Пшиш [Пщыщ] — название реки.

Шагваше [Шъхьагуащэ] — адыгейское название реки Белой. Нулабук [возможно, Набэкъу] — адыгейская фамилия. Сахдук [Сахьидэкъу] — собственное имя, перешедшее ныне в фамилию.

седасех касатыка [сыд шъхьак1э къысап1ора] «зачем ты говоришь

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: