Урщух и лимень сочинение

Обновлено: 02.07.2024

(1)Конец лета и начало осени 1952 года вспоминал Едигей с особым чувством былого счастья. (2)После той страшной жары, от которой даже ящерицы прибегали на порог жилья, спасаясь от солнца, погода внезапно изменилась уже в середине августа. (3)Схлынула вдруг нестерпимая жара, и постепенно стала прибывать прохлада, по крайней мере по ночам можно было уже спокойно спать.

(4)Поистине отрадная пора стояла в том году в конце лета и начале осени. (5)Дожди в степях — редкое явление. (6)Каждый дождь можно запомнить надолго. (7)Но тот дождь запомнил Едигей на всю жизнь. (8)Сначала заволокло тучами, даже непривычно было, когда скрылась вечно пустынная глубина горячего, исстоявшегося степного неба. (9)И стало парить, духота началась невозможная. (10)Пока маневрировали да сцепляли вагоны, задыхался Едигей от духоты, как в бане солдатской. (11)Лучше уж солнце жарило бы. (12)И тут ливень хлынул разом. (13)Прорвало. (14)3емля вздрогнула, поднялась мигом в пузырях и лужах. (15) И пошёл дождь, яростный, бешеный, накопивший запасы прохлады и влаги. (16) Какая мощь! (17)Едигей побежал домой. (18)3ачем — сам не знает. (19)Просто так. (20)Ведь человек, когда попадает под дождь, всегда бежит домой или ещё под какую крышу. (21)Привычка. (22)А не то зачем было скрываться от такого дождя? (23)Он понял это и остановился, когда увидел, как вся семья Куттыбаевых — Абуталип, Зарипа и двое сынишек, Даул и Эрмек, — схватившись за руки, плясала и прыгала под дождём возле своего барака. (24)И это потрясло Едигея. (25)Не оттого, что они резвились и радовались дождю. (26)А оттого, что ещё перед началом дождя Абуталип и Зарипа поспешили, широко перешагивая через пути, с работы. (27)Теперь он понял. (28)Они хотели быть все вместе под дождём, с детьми, всей семьёй. (29)Едигею такое не пришло бы в голову. (30)А они, купаясь в потоках ливня, плясали, шумели, как гуси залётные на Аральском море! (31)То был праздник для них, отдушина с неба. (32)Так истосковались, истомились в степи по дождю. (33)И отрадно стало Едигею, и грустно, и смешно, и жалко было изгоев, цепляющихся за какую-то светлую минуту на разъезде.

— (34)Едигей! (36)Давай с нами! — закричал сквозь потоки дождя Абуталип и замахал руками, как пловец.

— (36)Дядя Едигей! — в свою очередь, обрадованно кинулись к нему мальчики.

(37)Младшенький, ему всего-то шёл третий год, Эрмек, любимец Едигея, бежал к нему, раскинув объятия, с широко открытым ртом, захлёбываясь в дожде. (38)Его глаза были полны неописуемой радости, геройства и озорства. (39)Едигей подхватил его, закружил на руках. (40)Теперь они все вместе, объединившись, буйствовали под нестихающим ливнем.

(41)Эрмек подпрыгивал на руках Едигея, кричал вовсю и, когда захлёбывался, быстро и крепко прижимался мокрой мордашкой к шее Едигея. (42)Это было так трогательно, Едигей несколько раз ловил на себе благодарные, сияющие взгляды Абуталипа и Зарипы, довольных тем, что их мальчику так славно с дядей Едигеем. (43)И невольно обратил внимание Едигей, какой красивой была Зарипа. (44)Дождь разметал её чёрные волосы по лицу, шее, плечам, и, обтекая её от макушки до пят, ниспадающая вода щедро струилась по её телу, а глаза сияли радостью, задором. (45)И белые зубы счастливо сверкали.

(46)Уже через несколько минут при том большом ливне взыграли ручьи и потоки, сильные, быстрые, вспененные. (47)И тогда все стали бегать и прыгать по ручьям, пускать тазы и корыта по воде. (48)Старшие ребятишки даже катались по ручьям в тазах. (49)Пришлось и младших тоже усаживать в корыта, и они тоже поплыли.

(57)Едигей ничего этого не подумал бы, если бы ему не показалось, что Зарипа плачет. (58)Когда по лицу стекают струи воды как из ведра, трудно сказать, плачет человек или нет. (59)И всё-таки Зарипа плакала. (60)Она притворялась, что смеётся, что ей безумно весело, а сама плакала, сдерживая всхлипы, перебивая плач смехом и возгласами. (61)Абуталип беспокойно схватил её за руку:

— Что с тобой? (62)Тебе плохо? (63)Пошли домой.

— (64)Да нет, всё хорошо, — ответила Зарипа. (65)И они снова начали забавлять детей, торопясь насытиться дарами случайного дождя. (66)Едигею стало не по себе. (67)Представил, как тяжко, должно быть, сознавать им, что есть другая, отторгнутая от них жизнь, где дождь не событие, где люди купаются и плавают в чистой, прозрачной воде, где другие условия, другие развлечения, другие заботы о детях… (68)И чтобы не смутить Абуталипа и Зарипу, которые, конечно, только ради детей изображали это веселье, Едигей продолжал поддерживать их забавы. (69)Ценил Едигей в Абуталипе ум, сдержанность, но больше всего привязанность к семье, ради которой жил Абуталин, не сдавался, черпая в том силу.

(70)Едигей приходил к выводу, что самое лучшее, что может человек сделать для других, — так это воспитать в своей семье достойным детей. (71)И не с чьей-то помощью, а самому изо дня в день, шаг за шагом вкладывать в это дело всего себя, быть, насколько можно, вместе с детьми.

(По Ч. Т. Айтматову*)

Примерный круг проблемАвторская позиция
1. Проблема определения роли семьи в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет семья?)1. В семье человек живет в окружении родных, которые друг друга поддерживают, любят, ценят, берегут. Семья – это источник сил для человека, когда на него обрушиваются жизненные невзгоды. И горе, и радость человеку лучше всего переживать в семье, вместе с родными и любимыми.
2. Проблема определения главной задачи родителей. (Какова главная задача родителей?)2. Главная задача родителей – воспитать достойных детей, ежедневно отдавая всего себя этому делу.
3. Проблема преодоления жизненных трудностей. (Как человеку пережить жизненные трудности и почувствовать себя счастливым?)3. Даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах необходимо искать поводы для радости. Чем тяжелее условия, тем меньше человеку нужно, чтобы почувствовать себя счастливым.

Пример сочинения ЕГЭ по проблеме №1: Проблема определения роли семьи в жизни человека

Какую роль в жизни человека играет семья? Почему каждому из нас так важно, чтобы рядом окружали родные и близкие? Ответы на эти вопросы найдем в тексте Ч. Айтматова.

Оба аргумента, дополняя друг друга, помогают читателю понять, насколько важную роль играет семья в жизни любого из нас. Автор считает, что в ней человек живет в окружении родных, которые друг друга поддерживают, любят, ценят, берегут. Семья – это источник сил для человека, когда на него обрушиваются жизненные невзгоды. И горе, и радость лучше всего переживать вместе с родными и любимыми.

Я полностью согласен с мнением автора, ведь каждому из нас очень важно иметь семью, тех людей рядом, к которым можно обратиться в трудной жизненной ситуации, попросить помощи или совета. Родные и близкие всегда искренне порадуются твоим успехам.

Таким образом, семья – это важная составляющая в жизни человека. Родных надо беречь, ценить и любить. Тогда многие препятствия можно будет легко преодолеть.

Игры, развивающие слуховое восприятие у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Игры, развивающие слуховое восприятие, очень важны: большое количество информации мы воспринимаем именно на слух. Это и телефонные разговоры с друзьями и знакомыми, и повседневное общение с близкими людьми и одноклассниками (одногруппниками), и — самое главное — уроки, на которых вашему ребенку нужно будет внимательно следить за объяснениями учителя. Между тем большая часть информации, содержащейся в мире вокруг нас, рассчитана на визуальное (зрительное) восприятие: это мультфильмы, компьютерные игры, даже песни с обязательными клипами. Стоит ли напоминать о том, что и удивительный мир музыки способен открыться перед ребенком лишь в том случае, если у него будет развито слуховое восприятие?

По большому счету начинать развивать слуховое восприятие ребенка можно очень рано: буквально до его рождения (доказано, что зародыши уже способны воспринимать идущий извне звук). В 2—3-месячном возрасте ребенок уже реагирует на голоса. Но этого мало для развития слухового восприятия. Ребенок должен уметь различать высоту и силу звука, сопоставлять силу звука с расстоянием (чем оно больше, тем, естественно, тише звук), переключать слуховое внимание с одного звука на другой. Вот почему так важно тренировать его слуховое восприятие: возможно, ваш ребенок не станет великим музыкантом, но он может стать человеком, который умеет слушать, а это уже, поверьте, огромное достижение.

Похлопаем — потопаем

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: развивать у детей умение переключать слуховое внимание, выполнять действия, согласованные с ритмом.

Необходимое оборудование: бубен.

Ход игры (в ней может участвовать неограниченное количество участников). Дети становятся в круг, ведущий объясняет правила игры. Взяв бубен, он негромко стучит по нему и объясняет, что, когда звук такой тихий, надо хлопать в ладоши. Затем бьет в бубен громче и объясняет, что дети, услышав такой громкий звук, должны топать ногами.

После этого несколько раз нужно прорепетировать: ведущий бьет в бубен то громко, то тихо — дети то хлопают в ладоши, то топают ногами.

Суть игры состоит в том, что ведущий не просто чередует силу звука, но и выстукивает определенный ритм, который дети должны повторить.

Примечание. У этой игры может быть несколько вариаций. Например, участникам игры можно предложить не встать в круг, а сесть на стульчики. Можно наоборот заставить их подвигаться (топая ногами, они должны не стоять на месте, а ходить по кругу; хлопая в ладоши, — останавливаться и поворачиваться лицом к центру круга). Кроме того, предварительно ведущий может разучить с детьми стихотворения, которые основаны на повторении разных согласных звуков (звонких и глухих), и декламировать его в такт во время игры.

В качестве предварительной работы воспитатель (учитель) может выучить с детьми такое стихотворение.

Грохочет слово, словно гром.

И сразу мыши зашуршат.

Жмурки с колокольчиком

Возраст: 5 — 8 лет.

Цель игры: научить детей распознавать, как далеко от них находится источник звука. Кроме того, игра учит детей ориентированию в пространстве и развивает координацию движений.

Необходимое оборудование: шарф или платок из плотной ткани (можно вместо этого использовать и маску, закрывающую глаза), колокольчик.

После того как первый игрок поймает второго, участники меняются местами. Или же проигравшему завязывают глаза, а на место игрока с колокольчиком становится новый участник.

Разумеется, первому игроку нельзя подсматривать из- под маски, а второму — зажимать пальцем язычок колокольчика или останавливаться так, чтобы колокольчик не звонил: в этих двух случаях игроки дисквалифицируются.

Тише-тише

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: научить детей воспринимать команды и просьбы на слух независимо от силы звука.

Необходимое оборудование: несколько игрушек (любимая собачка, кукла, мишка, игрушечное ведерко). Всего потребуется 5—6 игрушек.

Ход игры (в игре одновременно могут принимать участие не более двух игроков: один берет на себя функции ведущего, другой выполняет задания. Если игра проходит среди маленьких детей, то ведущим должен быть взрослый: понимая смысл заданий, сами дети еще не могут грамотно их сформулировать). Ведущий кладет игрушки возле игрока, а сам отходит от него на расстояние 2—3 м. С этого расстояния ведущий должен шепотом окликнуть игрока и все так же шепотом дать ему какое-нибудь задание (например, поменять мишку и куклу местами, перевернуть ведерко донышком вверх и т. д.). Задания должны быть простыми, формулировать и произносить их следует четко.

Примечание. Если игра проходит с детьми более старшего возраста (5—6 лет), то ее можно усложнить (например, увеличить количество участников игры до 5—6). Ведущий будет по очереди окликать игроков и давать им задания. Задача игрока в этом случае — не просто правильно выполнить задание, но и понять, кому оно адресовано.

Телефончик

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры: закреплять навыки по восприятию на слух независимо от силы голоса.

Ход игры (в игре одновременно могут участвовать 8— 10 человек, но не менее 6, иначе игра будет неинтересной). Все игроки выстраиваются в один ряд плечом к плечу. Стоящий с правого края игрок загадывает какое-нибудь слово и шепотом быстро говорит его игроку, стоящему рядом с ним. Тот, в свою очередь, передает то, что услышал, другому игроку, тот — следующему и так далее до конца цепи. Поскольку игроки говорят друг другу слово шепотом и часто сами не могут разобрать того, что им сказали, результат может получиться смешным и нисколько не похожим на заданное слово.

Узнай, кто я такой

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры: путем игровой тренировки развить слух детей, их умение воспринимать на слух конкретные задания.

Необходимое оборудование: платок или шарф из плотной ткани, чтобы завязывать глаза.

Ход игры (в игре могут принимать участие до 10 человек). С помощью считалки определяется водящий игры, которому завязывают глаза. Остальные игроки становятся в круг (водящий в середину круга).

Игра начинается. Водящий кружится на месте, вытянув вперед правую руку, остальные участники игры ходят по кругу и хором декламируют:

Мы идем, идем, идем,

Дружно песню мы поем.

Только петь нам надоело —

Вот оно какое дело.

Ты, водящий, не зевай,

Нас по голосу узнай.

Примечание. Если играют дети более старшего возраста, то они могут усложнить игру (например, нарочно изменять свой голос).

Хлопни на слово

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развить слуховое восприятие и внимание ребенка. Игра способствует развитию быстроты реакции у детей.

Цепочку слов при желании можно продолжать. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Примечание. Разумеется, ведущий может придумывать цепочки и с другими словами. Важно, чтобы они не были слишком сложными. Обязательное условие игры: слова должны читаться ведущим в быстром темпе.

Отгадай, что звучит

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: научить детей распознавать звучание разных предметов и определять, из какого материала они сделаны.

Необходимое оборудование: емкости из различных материалов. Например, можно взять стеклянный стакан, деревянную коробочку, металлическую миску и т. д. Варианты могут быть самыми разными: важно, чтобы они по-разному звучали. Кроме того, для игры понадобятся палочка от игрушечного барабана (можно воспользоваться и обычным карандашом) и платок или шарф, чтобы завязывать глаза.

Примечание. С детьми старшего возраста игру можно усложнить. Например, можно попросить детей угадывать на слух, из какого материала сделан предмет, одновременно ударяя по двум из них. Это способствует развитию слухового восприятия, поскольку ребенку придется не только угадать материал, из какого сделан предмет, но и суметь разграничить в восприятии два совершенно разных звука.

Нарисуй животное

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: научить детей воспринимать слова на слух, оценивать незнакомые слова, опираясь исключительно на их звучание. Игра способствует развитию фантазии у детей.

Необходимое оборудование: фломастеры или карандаши и бумага (для каждого участника игры).

Примечание. Игра позволяет детям разобраться в основе звукописи — особом изобразительном приеме, когда сочетанием звуков и их ритмическим повторением создается картина окружающего мира.

В качестве предварительной работы можно разучить с детьми стихотворения, в которых основная изобразительная нагрузка ложится именно на звуки, а также задать вопросы к этим стихотворениям.

Вопрос: представьте, что вы не говорите по-русски. Могли бы вы догадаться, о чем идет речь в стихотворении?

Ответ: да. Самими звуками удачно имитируется барабанная дробь.

Дождь

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По ведрам и по лейкам

Веселый дождь стучит.

Пешком шагали мышки

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

И пели до порожка, и щелкали орешки —

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идешь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно.

Если кошке по пути — отчего не подвезти?

Ответ: чтобы показать, как шуршат мыши.

Аленушка и Иванушка

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей слуховое восприятие и умение ориентироваться на звук в пространстве.

Проблемы фоносемантики, слайд №1
Проблемы фоносемантики, слайд №2
Проблемы фоносемантики, слайд №3
Проблемы фоносемантики, слайд №4
Проблемы фоносемантики, слайд №5
Проблемы фоносемантики, слайд №6
Проблемы фоносемантики, слайд №7
Проблемы фоносемантики, слайд №8
Проблемы фоносемантики, слайд №9
Проблемы фоносемантики, слайд №10
Проблемы фоносемантики, слайд №11
Проблемы фоносемантики, слайд №12
Проблемы фоносемантики, слайд №13
Проблемы фоносемантики, слайд №14
Проблемы фоносемантики, слайд №15
Проблемы фоносемантики, слайд №16
Проблемы фоносемантики, слайд №17
Проблемы фоносемантики, слайд №18
Проблемы фоносемантики, слайд №19
Проблемы фоносемантики, слайд №20
Проблемы фоносемантики, слайд №21
Проблемы фоносемантики, слайд №22
Проблемы фоносемантики, слайд №23
Проблемы фоносемантики, слайд №24
Проблемы фоносемантики, слайд №25
Проблемы фоносемантики, слайд №26
Проблемы фоносемантики, слайд №27
Проблемы фоносемантики, слайд №28
Проблемы фоносемантики, слайд №29
Проблемы фоносемантики, слайд №30
Проблемы фоносемантики, слайд №31
Проблемы фоносемантики, слайд №32
Проблемы фоносемантики, слайд №33
Проблемы фоносемантики, слайд №34
Проблемы фоносемантики, слайд №35
Проблемы фоносемантики, слайд №36
Проблемы фоносемантики, слайд №37

Проблемы фоносемантики, слайд №1

Слайд 1

Проблемы фоносемантики, слайд №2

Слайд 2

 О чем эта книга

Слайд 3

 Измерь то – не знаю что

Слайд 4

 Поиски пути

Слайд 5

 Решение Анализ фонетической значимости

Слайд 6

 Решение

Слайд 7

 Решение

Слайд 8

 Звуковое пространство

Слайд 9

 Кто страшнее – УРЩУХ или ЛИМЕНЬ? Строение значения

Слайд 10

 Кто страшнее – УРЩУХ или ЛИМЕНЬ? Строение значения

Слайд 11

 Кто страшнее – УРЩУХ или ЛИМЕНЬ? Строение значения

Слайд 12

 Who Are We? Who Are We?

Слайд 13

 Понятийное ядро

Слайд 14

 Признаковая оболочка\аспект

Слайд 15

 Фонетическая значимость

Слайд 16

 Сконструируем формулу

Слайд 17

 Формула теоретической значимости

Слайд 18

 УВАЖАЕМОЕ СЛОВО, К ЛИЦУ ЛИ ВАМ ВАША ФОРМА? Верь в звук слов: Смысл тайн в них. В. Брюсов

Слайд 19

УВАЖАЕМОЕ СЛОВО, К ЛИЦУ ЛИ ВАМ ВАША ФОРМА? Верь в звук слов: Смысл тайн в них. В. Брюсов

 УВАЖАЕМОЕ СЛОВО, К ЛИЦУ ЛИ ВАМ ВАША ФОРМА? Верь в звук слов: Смысл тайн в них. В. Брюсов

Слайд 20

УВАЖАЕМОЕ СЛОВО, К ЛИЦУ ЛИ ВАМ ВАША ФОРМА? Верь в звук слов: Смысл тайн в них. В. Брюсов

 УВАЖАЕМОЕ СЛОВО, К ЛИЦУ ЛИ ВАМ ВАША ФОРМА? Верь в звук слов: Смысл тайн в них. В. Брюсов

Слайд 21

УВАЖАЕМОЕ СЛОВО, К ЛИЦУ ЛИ ВАМ ВАША ФОРМА? Верь в звук слов: Смысл тайн в них. В. Брюсов

 УВАЖАЕМОЕ СЛОВО, К ЛИЦУ ЛИ ВАМ ВАША ФОРМА? Верь в звук слов: Смысл тайн в них. В. Брюсов

Слайд 22

УВАЖАЕМОЕ СЛОВО, К ЛИЦУ ЛИ ВАМ ВАША ФОРМА? Верь в звук слов: Смысл тайн в них. В. Брюсов

 УВАЖАЕМОЕ СЛОВО, К ЛИЦУ ЛИ ВАМ ВАША ФОРМА? Верь в звук слов: Смысл тайн в них. В. Брюсов

Слайд 23

УВАЖАЕМОЕ СЛОВО, К ЛИЦУ ЛИ ВАМ ВАША ФОРМА? Верь в звук слов: Смысл тайн в них. В. Брюсов

 Характеристики звучания слов, выданные компьютером по существенным для данных слов шкалам.

Слайд 25

Характеристики звучания слов, выданные компьютером по существенным для данных слов шкалам.

 Сходные по значению слова распределяются программой в соответствии со степенью эмоционального окраса.

Слайд 27

Сходные по значению слова распределяются программой в соответствии со степенью эмоционального окраса.

 Слова растительного мира

Слайд 28

 Слова с абстрактным значением

Слайд 29

 Недавно вошедшие слова

Слайд 30

 Борьба за жизнь

Слайд 31

 Борьба за жизнь

Слайд 32

 Что станет со словом?

Слайд 33

 Как назвать?

Слайд 34

 Разное восприятие

Слайд 35

 Чужестранцы Заключение

Слайд 36

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Слайд 37

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Фонетические средства речевой выразительности.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Комплексные цели урока:

1) обучающая: - определить уровень базовых знаний по теме;

- расширить представление о звуковом оформлении слова, его влиянии на восприятие смысла;

- изучить основные средства речевой выразительности;

2) воспитательная: - воспитывать речевую культуру обучающихся,

3) развивающая: - развивать и совершенствовать умение аналитически мыслить;

- логически верно, грамотно строить устное и письменное высказывание;

- совершенствовать коммуникативные качества речи обучающихся;

- развивать чувство слова;

- обогащать словарный запас учащихся;

- развивать навык восприятия смысловой функции речи;

- умение решать проблемы и действовать в нестандартной ситуации.

Учебно-методический комплекс урока:

1) Конспект урока.

2) ТСО: медиапроектор.

3) Презентация по теме занятия.

4) Комплект заданий для работы в группах.

5) Оценочные листы для самооценки групп.

Методы обучения: словесный, наглядный, иллюстративный.

Виды учебной работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуализированная.

I.Организационный этап: - подготовка к уроку;

2) формулирование проблемы: Как соотносится фонетическая значимость с лексическим значением слова? Есть ли какая-нибудь содержательная связь между звучанием и значением слова?

3)актуализация знаний и усвоение нового материала: поэтапное решение проблемы, связанной с выявлением средств фонетической выразительности:

а) Актуализация знаний (беседа):

- С чего начинается освоение речи человеческим индивидом?

- Как происходит это освоение?

б) Решаем проблему, открываем новые знания:

г) Эвристическая беседа (обсуждение проблемной ситуации, выводы)

Основные средства фонетической выразительности речи: (вывод)

2) звуковой символизм

- Какое впечатление производит на слушающего звук речи?

- Могут ли при восприятии звучащей речи возникать не только слуховые, но и другие представления?

л) Решение проблемной ситуации: что происходит с текстом при неправильном сочетании определённых звуков?

(анализ предложений, выводы) (Приложение 2).

Благозвучие – отсутствие в речи неудобопроизносимых звуков.

- неблагозвучные звуки русского языка;

- неудачные употребления некоторых причастных форм;

- правила, помогающие устранить неблагозвучие речи;

о) Проблемный вопрос: способны ли звуки речи передавать цвет?

- определение цветовой гаммы текста по методике А.П. Журавлёва;

- выводы: компьютерные расчёты показывают, что рисунок гласных создаёт ту же цветовую гамму, что и смысл слов.

Вывод: фоносемантика – область языкознания, изучение которой может оказать помощь человеку везде, где его работа связана с задачами усилить языковое воздействие на читателя, слушателя; она могла бы выступить консультантом при отборе, придумывании самых разнообразных имён, названий, наименований; пригодились бы её расчёты для специалистов в области рекламы, менеджмента, для переводчиков.

4) применение полученных знаний в нестандартной ситуации: (работа в группах) самостоятельная работа обучающихся и демонстрация результатов работы.

Задание: проанализируйте названия 2-3 фирм, организаций, кампаний с точки зрения благозвучия и соответствия впечатления от слова роду деятельности фирмы, кампании.

III. Заключительный этап:

1)подведение итогов занятия в соответствии с его целями;

2)выставление и комментирование оценок (Приложение 1);

1. Проверьте свою реакцию на звуковой состав слова с учётом тех ощущений, которые у вас возникают при восприятии их звучания.

Весна, жизнь, омут, боль, шум, грохот, день, мрак, снег, солнце, кровь, глушь, крах, оковы, сирень, ландыш, сова, синева.

Слова, создающие ощущение светлого

Слова, создающие ощущение тёмного

2. Учитывая, что человек реагирует на звуки, объясните, почему имена Федора, Фёкла, Глафира, Марфа, Федот, Фома, Фетит почти исчезли в настоящее время, а имена Людмила, Лилия, Лилия, Ирина, Виктория, Анастасия, Александр, Андрей, Борис, Олег, Игорь встречаются часто.

3.* (повышенный уровень) Русский язык считается одним из самых музыкальных, певучих языков. Однако в письменной и устной речи эта музыкальность может нарушаться. Немало таких примеров находил в рукописях и публикациях А.М. Горький, который говорил: «Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им.

Найдите примеры текстов (в периодической печати), в которых было бы очевидным нарушение благозвучия речи. Ответьте на вопрос: влияет ли неблагозвучие на содержание текста и его восприятие?

Тема раздела: Фонетика.

Тема урока: Фонетические средства речевой выразительности.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Комплексные цели урока:

обучающая: - определить уровень базовых знаний по теме;

- расширить представление о звуковом оформлении слова, его влиянии на восприятие смысла;

- изучить основные средства речевой выразительности;

2) воспитательная: - воспитывать речевую культуру обучающихся,

развивающая: - развивать и совершенствовать умение аналитически мыслить;

- логически верно, грамотно строить устное и письменное высказывание;

- совершенствовать коммуникативные качества речи обучающихся;

- развивать чувство слова;

- обогащать словарный запас учащихся;

- развивать навык восприятия смысловой функции речи;

- умение решать проблемы и действовать в нестандартной ситуации.

Учебно-методический комплекс урока:

1) Конспект урока.

2) ТСО: медиапроектор.

3) Презентация по теме занятия.

4) Комплект заданий для работы в группах.

5) Оценочные листы для самооценки групп.

Методы обучения: словесный, наглядный, иллюстративный.

Виды учебной работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуализированная.

Организационный этап: - подготовка к уроку;

2) формулирование проблемы: Как соотносится фонетическая значимость с лексическим значением слова? Есть ли какая-нибудь содержательная связь между звучанием и значением слова?

актуализация знаний и усвоение нового материала: поэтапное решение проблемы, связанной с выявлением средств фонетической выразительности:

а) Актуализация знаний (беседа):

- С чего начинается освоение речи человеческим индивидом?

- Как происходит это освоение?

б) Решаем проблему, открываем новые знания:

г) Эвристическая беседа (обсуждение проблемной ситуации, выводы)

Основные средства фонетической выразительности речи: (вывод)

1)звукоподражание

2) звуковой символизм

4) аллитерация

- Какое впечатление производит на слушающего звук речи?

- Могут ли при восприятии звучащей речи возникать не только слуховые, но и другие представления?

л) Решение проблемной ситуации: что происходит с текстом при неправильном сочетании определённых звуков?

(анализ предложений, выводы) (Приложение 2).

Благозвучие – отсутствие в речи неудобопроизносимых звуков.

- неблагозвучные звуки русского языка;

- неудачные употребления некоторых причастных форм;

- правила, помогающие устранить неблагозвучие речи;

о) Проблемный вопрос: способны ли звуки речи передавать цвет?

- определение цветовой гаммы текста по методике А.П. Журавлёва;

- выводы: компьютерные расчёты показывают, что рисунок гласных создаёт ту же цветовую гамму, что и смысл слов.

Вывод: фоносемантика – область языкознания, изучение которой может оказать помощь человеку везде, где его работа связана с задачами усилить языковое воздействие на читателя, слушателя; она могла бы выступить консультантом при отборе, придумывании самых разнообразных имён, названий, наименований; пригодились бы её расчёты для специалистов в области рекламы, менеджмента, для переводчиков.

4) применение полученных знаний в нестандартной ситуации: (работа в группах) самостоятельная работа обучающихся и демонстрация результатов работы.

Задание: проанализируйте названия 2-3 фирм, организаций, кампаний с точки зрения благозвучия и соответствия впечатления от слова роду деятельности фирмы, кампании.

III. Заключительный этап:

подведение итогов занятия в соответствии с его целями;

выставление и комментирование оценок (Приложение 1);

домашнее задание (Приложение 4).

ФИО участника группы

Комментарии к критериям оценки:

Группа 1

Задания:

1. Внимательно прочтите стихотворение и ответьте на вопросы:

- В чём языковая особенность данного текста?

- Чему подражает автор стихотворения?

- За счёт чего достигается звуковая схожесть между словом и изображаемым явлением?

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно звучат камыши.

О чём они шепчут? О чём говорят?

Зачем огоньки между ними горят?

Мелькают, мигают – и снова их нет.

И снова забрезжил блуждающий свет

Полночной порой камыши шелестят.

В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

В болоте дрожит умирающий лик.

То месяц багровый печально поник.

И тиной запахло. И сырость ползёт.

Трясина заманит, сожмёт, засосёт.

«Кого? Для чего? – камыши говорят, -

Но месяц печальный безмолвно поник.

Не знает. Склоняет всё ниже свой лик.

И, вздох повторяя погибшей души,

Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.

3. Прочитайте предложения и оцените их звуковое оформление. Чем создаётся неблагозвучие? Устраните его, записав предложения в исправленном виде.

а) Прозаик И.С. Тургенев был мастером эмоционального пейзажа.

б) Министр встретился с президентом и представил ему необходимые документы.

в) Собрание потребовало ускорения выполнения решения правления кооператива о строительстве нового гаража.

4. В данной таблице обозначьте знаком + цвет, который, по вашему мнению, соответствует гласному звуку:

(Примечание: каждому звуку следует приписать только один цвет, использовать дважды один цвет запрещается)

[э]

[о]

[ы]

[у]

[и]

[а]

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Посчитайте количество гласных звуков в транскрипции текста:

Сделайте вывод о цветовой гамме стихотворения, соответствует ли она смыслу текста?

Группа 2

Задания:

1. Внимательно прочтите стихотворение и ответьте на вопросы:

- В чём языковая особенность данного текста?

- Чему подражает автор стихотворения?

- За счёт чего достигается звуковая схожесть между словом и изображаемым явлением?

Лесной набросок.

Леса сосновые. Дорога палевая

Сижу я в ельнике, костёр распаливая.

Сижу до вечера, дрова обтёсывая…

Шуршит зелёная листва берёзовая…

Пчела сердитая над муравейниками,

Над мухомором и над репейниками

Жужжит и кружится, злом обессиленная…

Деревья хвойные. Дорога глиняная.

Палевый – бледно-жёлтый с розоватым оттенком. Например: палевые облака. (Из толкового словаря С.И. Ожегова)

3. Прочитайте предложения и оцените их звуковое оформление. Чем создаётся неблагозвучие? Устраните его, записав предложения в исправленном виде.

а) Прозаик И.С. Тургенев был мастером эмоционального пейзажа.

б) Министр встретился с президентом и представил ему необходимые документы.

в) Собрание потребовало ускорения выполнения решения правления кооператива о строительстве нового гаража.

4. В данной таблице обозначьте знаком + цвет, который, по вашему мнению, соответствует гласному звуку:

(Примечание: каждому звуку следует приписать только один цвет, использовать дважды один цвет запрещается)

[э]

[о]

[ы]

[у]

[и]

[а]

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Посчитайте количество гласных звуков в транскрипции текста:

Сделайте вывод о цветовой гамме стихотворения, соответствует ли она смыслу текста?

Группа 3

Задания:

1. Внимательно прочтите стихотворение и ответьте на вопросы:

- В чём языковая особенность данного текста?

- Чему подражает автор стихотворения?

- За счёт чего достигается звуковая схожесть между словом и изображаемым явлением?

Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной кричат орлы,

И блещут средь волнистой мглы

Оттоль сорвался раз обвал,

И с тяжким грохотом упал.

И путь по нём широкий шёл:

И конь скакал, и влёкся вол,

И своего верблюда вёл

Роптать – выражать недовольство, обиду; сетовать. Например: роптать на судьбу. (Из толкового словаря С.И. Ожегова)

3. Прочитайте предложения и оцените их звуковое оформление. Чем создаётся неблагозвучие? Устраните его, записав предложения в исправленном виде.

а) Прозаик И.С. Тургенев был мастером эмоционального пейзажа.

б) Министр встретился с президентом и представил ему необходимые документы.

в) Собрание потребовало ускорения выполнения решения правления кооператива о строительстве нового гаража.

4. В данной таблице обозначьте знаком + цвет, который, по вашему мнению, соответствует гласному звуку:

(Примечание: каждому звуку следует приписать только один цвет, использовать дважды один цвет запрещается)

[э]

[о]

[ы]

[у]

[и]

[а]

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Посчитайте количество гласных звуков в транскрипции текста:

Сделайте вывод о цветовой гамме стихотворения, соответствует ли она смыслу текста?

О русских именах

Задолго до появления ребёнка будущие родители начинают размышлять по поводу имени нового члена семьи.

Хотя необычные имена, например те, которые образовались от нарицательных существительных, в большинстве случаев неблагозвучны для русской речи: Электрификация, Энергия, Заря, Идея, Трактор, Атом и тому подобные.

Случаи, когда родители обоснованно называют детей такими именами, редки. Например, русскую девочку, родившуюся на борту самолёта Ил назвали Илина, повторив в её имени частицу ил из обозначения марки самолёта. Но чаще, подбирая имя ребёнку, будущие родители просто хотят выделить своё дитя из общей массы.

Это, конечно, неплохо. Но необходимо помнить о том, что большинство наших фамилий ведёт своё начало от народных вариантов русских имён, следовательно, сочетание фамилии, имени и отчества должно быть благозвучно, чтобы не получилось так:

Добрыня Анатольевич Иванов или Иоланта Игоревна Моськина.

Особенно внимательно следует относиться к выбору мужских имён, так как они дважды проходят свой путь в семье, служа не только именем, но и отчеством.

Домашнее задание

1. Проверьте свою реакцию на звуковой состав слова с учётом тех ощущений, которые у вас возникают при восприятии их звучания.

Весна, жизнь, омут, боль, шум, грохот, день, мрак, снег, солнце, кровь, глушь, крах, оковы, сирень, ландыш, сова, синева.

Слова, создающие ощущение светлого

Слова, создающие ощущение тёмного

2. Учитывая, что человек реагирует на звуки, объясните, почему имена Федора, Фёкла, Глафира, Марфа, Федот, Фома, Фетит почти исчезли в настоящее время, а имена Людмила, Лилия, Лилия, Ирина, Виктория, Анастасия, Александр, Андрей, Борис, Олег, Игорь встречаются часто.

3.* (повышенный уровень) Русский язык считается одним из самых музыкальных, певучих языков. Однако в письменной и устной речи эта музыкальность может нарушаться. Немало таких примеров находил в рукописях и публикациях А.М. Горький, который говорил: «Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им.

Найдите примеры текстов (в периодической печати), в которых было бы очевидным нарушение благозвучия речи. Ответьте на вопрос: влияет ли неблагозвучие на содержание текста и его восприятие?

Читайте также: