Уроки жалости и скорби в русской литературе 7 класс сочинение женя касаткин

Обновлено: 18.05.2024

Несколько лет мы переписываемся с православным писателем Владимиром Николаевичем Крупиным и его супругой Надеждой Леонидовной. И выбор его рассказов для уроков внеклассного чтения очевиден. Урок построен в форме заседания творческих микрогрупп. Каждая группа к уроку готовила свои задания, поэтому на уроке учащиеся узнают новое в области музыки, живописи, а самое главное - нравственные уроки Крупина.

ВложениеРазмер
urok_po_krupinu.doc 597 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Институт развития образования Республики Татарстан

Бугульминский центр повышения квалификации

работников образования ИРО РТ

Методическая разработка урока внеклассного чтения

в форме заседания творческих микрогрупп

с презентационной программой

учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Зелено-Рощинской основной общеобразовательной школы

Бугульминского муниципального района

Мутагировой Ириной Федоровной

Бугульма, 2016 год

1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Н. Крупина;

3) формировать умение анализировать художественный текст;

4) воспитывать чувство сочувствия и сострадания.

Да, от здоровья зависит жизнь человека. А жизнь, как свеча, может долго гореть, а может сразу погаснуть. Мы зажигаем свечу и надеемся, что она будет гореть до конца, но как бывает обидно, когда она гаснет преждевременно.

Сегодня на уроке мы будем говорить о том, что, к сожалению, жизнь бывает порой жестока к людям, что мы иногда оказываемся в трагических ситуациях, изменить которые невозможно.

Ребята, ответьте на вопрос: вы написали хорошее сочинение, его учитель зачитывает в классе перед всеми учащимися, но не называет вашего имени, вам будет обидно?

УЧЕНИКИ: Конечно, обидно.

К сегодняшнему уроку вы все выполняли те задания, которые выбрали сами. Как знать, может быть, выполнение этих заданий подтолкнет вас к выбору вашего взрослого жизненного пути.

БИОГРАФ 1 : Владимир Николаевич Крупин родился в деревне Кильмезь Кировской области в 1941 году. Родители были глубоко верующими людьми. Его детство легло на голодный конец войны и на тяжелое послевоенное время. Рассчитывая только на свои собственные силы, пробивался к образованию и высокой культуре. Мне кажется, у Владимира Николаевича получаются интересными рассказы потому, что он сам шел сложным жизненным путем: работал слесарем, грузчиком, служил на Северном флоте.

Писатель и сегодня продолжает работать, создавая произведениями, которые притягивают своей искренностью, открытостью, совестливостью, готовностью всегда прийти на помощь. Это очень важно в наши дни.

БИОГРАФ 1 : Нас удивило то, что он одним из первых открыто заявил о себе как о писателе православном. Своих героев Владимир Николаевич оценивает с точки зрения соблюдения ими библейских заповедей. Писатель проверяет, есть ли у них совесть, умеют ли они любить, прощать, делать добро.

БИОГРАФ 2 : Владимир Николаевич считает, что только любовью друг к другу, к Родине, к дедовским могилам мы одолеем зло. Читая его рассказы, мы понимаем: автор через слово хочет помочь людям стать лучше.

БИБЛИОТЕКАРЬ : Выполняя задание, мы обратились к переписке учеников нашей школы с Владимиром Николаевичем, которая состоялась в 2008 году.

В этом году мы возобновили переписку с Владимиром Николаевичем. К нашему большому сожалению, осуществить видеосвязь по Интернету у нас не удалось, но мы воспользовались электронной почтой и задали писателю интересующие нас вопросы:

БИОГРАФ 2 : Первый вопрос звучал так: ваше отношение к проблеме двуязычия?

БИОГРАФ 1 : Человек хочет говорить на родном языке детства, и как же ему это запретить? Я вырос среди русских, татар, марийцев, удмуртов, жили мы всегда очень и очень дружно. В Татарстане решили разумно, и подали пример всем остальным: мы в России, у нас будет два языка.

БИОГРАФ 2 : Вопрос второй: есть ли у вас друзья-писатели в Татарстане?

БИОГРАФ 1 : Да, были это – Диас Валеев, Гариф Ахунов.

БИОГРАФ 2 : И третий вопрос: кто такой патриот в вашем понимании?

(слайд 12 природа)

БИБЛИОТЕКАРЬ : Быть патриотом – знать, что твоя родина лучше всех. Да, она наша мама, а мама для каждого ребёнка самая лучшая. И когда ей хорошо, и когда ей, тем более, плохо, мы с нею, и никакие заграничные радости нам не нужны. Мы на родине, мы здесь родились, и мы отсюда уйдём в вечность. Сердечно всех приветствую. Прошу вспоминать дедушку Володю.

УЧИТЕЛЬ : Спасибо, девочки. Мы все видим, что вы старались свое задание выполнить хорошо.

Погляди на солнце,

В стороны всмотрись

И Земле родимой низко поклонись.

Ты присядь на травку,

Грудью всей вдохни,

От трудов своих немножко отдохни.

ПЕРЕСКАЗЧИК: Повествование ведется от лица автора, его героя я назвала Володей.

Володя рассказывает, что к ним в 7 класс пришел ученик, которого звали Женя Касаткин. Женя болел неизлечимой болезнью: пороком сердца, поэтому из деревни семья переехала в село, чтобы вылечить Женю. Он учился очень хорошо. Хотя по болезни он пропускал очень часто занятия, но любой урок знал лучше всех.

Володя говорит, что ему сидеть с Женей было очень хорошо, что они подружились, но дружба их была неравна. Неравна потому, что Женя не мог угнаться за ребятами, но зато он изобрел авторучку. Он и другу своему подарил такую авторучку.

Весной ребята ходили на речку и ловили усачей, которые жили под камешками. Однажды Володя и Женя пошли на речку. Вода была очень холодная. Володя решил выхвалиться и полез первым в воду, но колоть рыбу у него не получалось. А у Жени банка быстро наполнялась. Он ловил очень аккуратно.

Из-за того, что Женя около километра шел в ледяной воде, он попадает в больницу. В больнице ребята его навещали, рассказывали о своих делах и желали ему здоровья. Но произошла трагедия: на 4 день Женя умер. Как и полагается в таких случаях, весь класс и учительница пришли к гробу Жени.

Для мамы Жени уход сына был трагедией, и она просит всех одноклассников сына написать на тетради свои имена. Она сказала, что будет вспоминать всех за здравие. Хоронили Женю все. Учительница вела по руку маму Жени.

УЧИТЕЛЬ : Спасибо. А теперь, ребята, нам всем вместе необходимо поговорить об этом очень нужном и важном рассказе.

Скажите, ребята, вам этот рассказ понравился?

УЧИТЕЛЬ : А что в нем такого, что подкупает читателя?

УЧЕНИК 2: Мне кажется, что такие рассказы просто так не пишутся. Это исповедь души. Необычное начало. Писатель сразу говорит о смерти, и эти слова заставляют нас настроиться на очень серьезное чтение.

УЧИТЕЛЬ : Какие проблемы В. Н. Крупин затрагивает в рассказе?

УЧЕНИК 3: По-моему, здесь несколько проблем: проблема здоровья человека, проблема человеческих взаимоотношений, проблема сочувствия и сострадания по отношению друг к другу.

УЧИТЕЛЬ : Жалко ли вам Женю? Почему?

УЧЕНИК 4: Конечно, очень жалко. Когда человек умирает, нам всегда его жалко, но когда он молод, его жалко вдвойне. Женя никого не обидел, он очень добрый, у него чистая душа.

УЧИТЕЛЬ : Что отличало Женю от остальных?

УЧЕНИК 5: Я считаю, что Женю отличало от остальных его благородство, терпимость, умение помочь другим, никогда не жаловаться на свою болезнь. Он начал изобретать, например, авторучку.

УЧИТЕЛЬ : Можно ли считать кого-то виноватым в смерти Жени?

УЧЕНИК 6: Я думаю, что никто не виноват, ведь порок сердца в то время не могли вылечить.

УЧИТЕЛЬ : Можно ли, словом ранить человека?

УЧЕНИК 8: Я считаю, что словом можно ранить человека, слово имеет большую силу.

УЧИТЕЛЬ : Ребята, у поэта Владимира Солоухина есть хорошее стихотворение о силе слов. Послушайте его и сделайте для себя выводы.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет!

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить,

Того, кто слушает тебя!

Ребята, мы с вами знаем, что деталь художественного произведения может играть важную роль в идейном замысле писателя. Обратимся к тексту и зачитаем эпизод, изображающий Женю в больнице.

Каким мы видим Женю из окна больницы?

УЧИТЕЛЬ : Как вы думаете, случайно ли автор изображает Женю в белой рубашке?

УЧЕНИК 10: Я считаю, что не случайно, потому что Женя чист душой.

УЧИТЕЛЬ : Вы должны были узнать, что означает белый цвет?

УЧЕНИК 11: Я советовалась с библиотекарем. Из энциклопедии я узнала, что белый цвет – это цвет чистоты, непорочности, невинности. Белый цвет символизирует добродетель и радость.

УЧИТЕЛЬ : Кого еще в этом рассказе мы очень жалеем?

УЧЕНИК 12: Мне очень жалко маму Жени.

УЧИТЕЛЬ : Да, ребята, я с вами согласна. Для матери ее дитя самое дорогое, и когда происходит беда, то на сердце матери остается шрам на всю жизнь.

Быть матерью – это огромная ответственность. Посмотрите на экран, перед вами репродукции картин разных времен и народов. На картинах изображены женщины с младенцами на руках.

Как вы думаете, почему лица матерей грустны?

УЧЕНИК 13: По-моему, они счастливы, но они переживают за своих детей. Что их ожидает в жизни? Мне кажется, что души матерей полны тревоги.

УЧИТЕЛЬ : Вы, ребята, правильно мыслите. Быть матерью – это прекрасная и сложная миссия. И мы искренне жалеем маму Жени. Ей невыносимо тяжело будет продолжать жить после такой утраты.

УЧИТЕЛЬ : Кто из друзей Жени плакал?

УЧЕНИК 14: Плакал Коля. Это мальчик, с которым занимался Женя.

УЧИТЕЛЬ : Я попрошу вас обратиться к тексту и прочитать последний эпизод.

УЧЕНИК 15: Я думаю, что ребятам очень жалко Женю. Они потрясены его смертью. Смерть трудно понять и осознать.

УЧЕНИК 16: После чтения рассказа я испытал чувство горького сожаления, сочувствия и сострадания.

УЧИТЕЛЬ : Давайте посмотрим на доску и прочтем значения этих слов.

Кого же мы можем назвать альтруистом?

УЧЕНИК 1: Альтруистом мы можем назвать Женю.

Мы, конечно, не имеем права изменить рассказ известного писателя, это не этично, но все же, если бы Вам предоставили право завершить рассказ иначе, как бы вы его завершили?

СОАВТОР 1 (читает свою концовку) : «Женя улыбался и кивал головой. Мы отвалились от подоконника и помчались. От ворот я оглянулся – он стоял в окне в белой рубахе и смотрел вслед.

В этом году мы его больше не увидели. Дело в том, что на следующий день в нашу поселковую больницу приехал из Германии доктор Карл Мюллер. Он приехал, чтобы поделиться опытом. Моя мама рассказала мне, что этому доктору очень понравился Женя, и он решил увезти его в Германию, чтобы там провести операцию на сердце. Чтобы Женя не тосковал по дому, доктор пригласил и маму Жени.

А через год наш Женька приехал бодрый и здоровый.

ИЛЛЮСТРАТОР 1 (представляет свой рисунок): Когда я прочитала этот рассказ, я поняла, что самое большое счастье для человека – это его здоровье. Мне тоже очень жалко Женю. Он рос талантливым мальчиком.

УЧИТЕЛЬ : Спасибо. Я вижу, что вы старались и с заданием справились.

МУЗЫКОВЕД: Получив задание, мы обратились к учителю музыки Инне Владимировне. Она нам посоветовала музыкальные произведения

немецкого композитора Лю́двига ван Бетхо́вена,

советского композитора Дми́трия Шостаковича,

итальянского композитора Э́ннио Моррико́не

американского композитора Билла Конти.

Скажите, в наши дни существует такая проблема?

Из письма Владимира Крупина: «Дорогие ребята, к ответам присоединяю еще несколько рассказов. Возможно, что-то вы читали, а что-то нет. Говорю еще раз спасибо вам и Вашим учителям за внимание к моему творчеству. Это внимание поддерживает и дает силы работать и жить.

Желаю вам хорошего настроения, хороших оценок. Хочу, чтобы вы были добрыми и благодарными сыновьями и дочерьми своих родителей, любознательными, уважающими своих учителей учениками, любите родину, большую и малую. Хотя родина малой не бывает, потому что любимая.

Подвижный, быстрый человек

Гордится стройным станом.

Сидящий сиднем целый век,

Подвержен всем изъянам.

Пусть никакой недуг не погасит свечу вашей жизни, пусть огонь свечи ярко горит всю вашу жизнь и согревает сердца других людей.

Подготовиться к читательской конференции:

Душевно можно пива попить с другом на берегу речки, а духовность - это жертвенность, самоограничение, это путь нелегкий, но вместе с тем радостный.

Смысл рассказа

Смысл книги

Владимир Крупин — российский писатель 20 века, написал цикл замечательных рассказов о доброте и человечности. Один из них — о судьбе Жени Касаткина, мальчика, умершего от порока сердца, не окончив 7 классов. Автор рассказов был глубоко верующим человеком, христианином, в его произведениях прослеживаются церковные мотивы. Владимир Крупин призывал людей к сочувствию, эмпатии.

Содержание рассказа

Женя Касаткин — не совсем обычный ученик 7 класса. Мальчик тяжело болен, часто лежит в больницах. Из-за порока сердца врачи запрещают ему перетруждаться, проявлять физическую активность. Мальчик не посещает физкультуру, зато в других предметах очень успешен — умнее своих одноклассников.

Несмотря на частое отсутствие в школе, он находит себе друга. Это сосед Жени по парте, мальчик, от лица которого ведется рассказ. Другие дети в классе тоже хорошо относятся к Жене.

Действие происходит в апреле, снег еще не до конца сошел. Рассказчик вместе с Женей пошли к лесному ручью, чтоб половить усачей — маленьких рыбешек. На улице стало теплее, мальчишки решили пойти босиком. Но вода в ручье проточная, холодная. Рассказчик часто выходит на берег погреть ноги. Женя же настолько увлечен ловлей усачей, настолько рад, что у него получается, что проводит в холодной воде слишком много времени. Вскоре Женю вновь кладут в больницу, одноклассники дружно приходят его навестить. Через несколько дней мальчик умирает. Хоронили всем классом, сверстники Жени тяжело перенесли потерю друга: рассказ заканчивается тем, что мальчишки пинают снег, в тоске и бессилии.

Смысл рассказа

В рассказе затрагивается несколько тем, очень важных для формирования мировоззрения ребенка (рассказ написан для школьников).

Во-первых, это тема ребенка, не похожего на сверстников. В каждом коллективе есть человек, который чем-то сильно отличается от остальных. Таким был и Женя Касаткин. Он был очень умный мальчик, даже изобрел свою авторучку, но порок сердца сделал его практически инвалидом. Женя старался ни в чем не отставать от сверстников ,однако это было невозможно. Но над ним никто не смеялся, мальчики из класса с ним дружили. Нельзя смеяться над больным ребенком, инвалидом, это такой же человек, как и все остальные, но с рядом особенностей.

Во-вторых, помимо темы принятия людей с особенностями, затрагивается тема искренней дружбы в детском коллективе. Дружба не из-за вещей, не из-за того, что кому-то что-то интересное купили родители. В рассказе описана бескорыстная и искренняя дружба мальчишек, которые вместе придумывают себе веселые развлечения. Когда Женя попадает в больницу, друзья навещают его, поддерживают, предлагают поделиться жареным луком — тем вкусненьким, что у них есть. На похоронах друзья Жени скорбят, как умеют дети в их возрасте. Несмотря на страх, неумение принять чью-то смерть, одноклассники приходят на похороны, чтоб проститься с погибшим другом.

В-третьих, в рассказе говорится о неизбежности смерти и о выполнении своего предназначения в жизни. Иногда люди надеются на чудо, а чудес не происходит, болезнь берет верх над человеком. Близкие простились с Женей со смирением, он навсегда останется в их памяти светлым, веселым, сильным мальчиком. Он за 13-14 лет сделал в жизни настолько много, насколько мог.

Что автор хотел сказать читателям рассказа?

Рассказ производит очень сильное впечатление на читателя, потому что в нем гибнет ребенок. Но, благодаря глубоким мыслям, которые вложил Владимир Крупин в свой рассказ, он не оставляет о себе тяжелого впечатления. Несмотря на раннюю гибель Жени Касаткина, автор показал нам, что мальчик прожил жизнь не зря: нашел себе настоящих друзей, многому научился, многое успел сделать. Возможно, Женя и не проявил бы своих неординарных способностей, если бы не знал о своей болезни. В таком случае он не имел бы столь огромной жажды к жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по родной литературе (русской) в 6 классе

познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Н. Крупина;

формировать умение анализировать художественный текст;

воспитывать чувство сострадания.

Оборудование :

Портрет писателя В.Н. Крупина,

Презентация к уроку

Организационный момент

Учитель : Добрый день, дорогие ребята. Начать урок хочу со стихотворения В.М. Найденова:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому — то, кому — то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Постановка темы и цели урока

Здоровье - главное в жизни человека. Ведь от здоровья зависит жизнь человека. А жизнь, как свеча, может долго гореть, а может сразу погаснуть. Мы зажигаем свечу и надеемся, что она будет гореть до конца, но как бывает обидно, когда она гаснет преждевременно.

Сегодня на уроке мы будем говорить о том, что, к сожалению, жизнь бывает порой жестока к людям, что мы иногда оказываемся в трагических ситуациях, изменить которые невозможно.

3. Изучение нового материала

Рассказывают учащиеся, заранее подготовившие материал.

Сведения о писателе : Владимир Николаевич Крупин родился в деревне Кильмезь Кировской области в 1941 году. Родители были глубоко верующими людьми. Его детство легло на голодный конец войны и на тяжелое послевоенное время. Рассчитывая только на свои собственные силы, пробивался к образованию и высокой культуре. Мне кажется, у Владимира Николаевича получаются интересными рассказы потому, что он сам шел сложным жизненным путем: работал слесарем, грузчиком, служил на Северном флоте.

Писатель и сегодня продолжает работать, создавая произведениями, которые притягивают своей искренностью, открытостью, совестливостью, готовностью всегда прийти на помощь. Это очень важно в наши дни.

Удивляет то, что он одним из первых открыто заявил о себе как о писателе православном. Своих героев Владимир Николаевич оценивает с точки зрения соблюдения ими библейских заповедей. Писатель проверяет, есть ли у них совесть, умеют ли они любить, прощать, делать добро.

Владимир Николаевич считает, что только любовью друг к другу, к Родине, к дедовским могилам мы одолеем зло. Читая его рассказы, мы понимаем: автор через слово хочет помочь людям стать лучше.

Погляди на солнце,

В стороны всмотрись

И Земле родимой низко поклонись.

Ты присядь на травку,

Грудью всей вдохни,

От трудов своих немножко отдохни.

Пересказ рассказа от третьего лица.

Повествование ведется от лица автора, его героя я назвала Володей.

Володя рассказывает, что к ним в 7 класс пришел ученик, которого звали Женя Касаткин. Женя болел неизлечимой болезнью: пороком сердца, поэтому из деревни семья переехала в село, чтобы вылечить Женю. Он учился очень хорошо. Хотя по болезни он пропускал очень часто занятия, но любой урок знал лучше всех.

Володя говорит, что ему сидеть с Женей было очень хорошо, что они подружились, но дружба их была неравна. Неравна потому, что Женя не мог угнаться за ребятами, но зато он изобрел авторучку. Он и другу своему подарил такую авторучку.

Весной ребята ходили на речку и ловили усачей, которые жили под камешками. Однажды Володя и Женя пошли на речку. Вода была очень холодная. Володя решил выхвалиться и полез первым в воду, но колоть рыбу у него не получалось. А у Жени банка быстро наполнялась. Он ловил очень аккуратно.

Из-за того, что Женя около километра шел в ледяной воде, он попадает в больницу. В больнице ребята его навещали, рассказывали о своих делах и желали ему здоровья. Но произошла трагедия: на 4 день Женя умер. Как и полагается в таких случаях, весь класс и учительница пришли к гробу Жени.

Для мамы Жени уход сына был трагедией, и она просит всех одноклассников сына написать на тетради свои имена. Она сказала, что будет вспоминать всех за здравие. Хоронили Женю все. Учительница вела по руку маму Жени.

Первичное закрепление учебного материала

Учитель : Спасибо. Скажите, ребята, вам этот рассказ понравился?

Учитель : А что в нем такого, что подкупает читателя?

Учащиеся: Мне кажется, что такие рассказы просто так не пишутся. Это исповедь души. Необычное начало. Писатель сразу говорит о смерти, и эти слова заставляют нас настроиться на очень серьезное чтение.

Учитель: Какие проблемы В. Н. Крупин затрагивает в рассказе?

Учащиеся: По-моему, здесь несколько проблем: проблема здоровья человека, проблема человеческих взаимоотношений, проблема сочувствия и сострадания по отношению друг к другу.

Учитель : Жалко ли вам Женю? Почему?

Учащиеся: Конечно, очень жалко. Когда человек умирает, нам всегда его жалко, но когда он молод, его жалко вдвойне. Женя никого не обидел, он очень добрый, у него чистая душа.

Учитель : Что отличало Женю от остальных?

Учащиеся: Я считаю, что Женю отличало от остальных его благородство, терпимость, умение помочь другим, никогда не жаловаться на свою болезнь. Он начал изобретать, например, авторучку.

Учитель : Можно ли считать кого-то виноватым в смерти Жени?

Учащиеся: Я думаю, что никто не виноват, ведь порок сердца в то время не могли вылечить.

Учитель : Можно ли словом ранить человека?

Учащиеся: Я считаю, что словом можно ранить человека, слово имеет большую силу.

Учитель : Ребята, у поэта Владимира Солоухина есть хорошее стихотворение о силе слов. Послушайте его и сделайте для себя выводы.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет!

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить,

Того, кто слушает тебя!

Ребята, мы с вами знаем, что деталь художественного произведения может играть важную роль в идейном замысле писателя. Обратимся к тексту и зачитаем эпизод, изображающий Женю в больнице.

Каким мы видим Женю из окна больницы?

Учитель : Как вы думаете, случайно ли автор изображает Женю в белой рубашке?

Учащиеся: Я считаю, что не случайно, потому что Женя чист душой.

Учитель : Вы должны были узнать, что означает белый цвет?

Учащиеся: Из энциклопедии я узнала, что белый цвет – это цвет чистоты, непорочности, невинности. Белый цвет символизирует добродетель и радость.

Учитель : Кого еще в этом рассказе мы очень жалеем?

Учащиеся: Мне очень жалко маму Жени.

Учитель : Да, ребята, я с вами согласна. Для матери ее дитя самое дорогое, и когда происходит беда, то на сердце матери остается шрам на всю жизнь.

Быть матерью – это огромная ответственность. Посмотрите на экран, перед вами репродукции картин разных времен и народов. На картинах изображены женщины с младенцами на руках.

Как вы думаете, почему лица матерей грустны?

Учащиеся: По-моему, они счастливы, но они переживают за своих детей. Что их ожидает в жизни? Мне кажется, что души матерей полны тревоги.

Учитель : Вы, ребята, правильно мыслите. Быть матерью – это прекрасная и сложная миссия. И мы искренне жалеем маму Жени. Ей невыносимо тяжело будет продолжать жить после такой утраты.

Учитель : Кто из друзей Жени плакал?

Учащиеся: Плакал Коля. Это мальчик, с которым занимался Женя.

Учитель : Я попрошу вас обратиться к тексту и прочитать последний эпизод.

Учащиеся: Я думаю, что ребятам очень жалко Женю. Они потрясены его смертью. Смерть трудно понять и осознать.

Учащиеся: После чтения рассказа я испытал чувство горького сожаления, сочувствия и сострадания.

Учитель : Давайте посмотрим на доску и прочтем значения этих слов.

Кого же мы можем назвать альтруистом?

Учащиеся: Альтруистом мы можем назвать Женю.

Самостоятельная работа. Закрепление изученного материала

Мы, конечно, не имеем права изменить рассказ известного писателя, это не этично, но все же, если бы Вам предоставили право завершить рассказ иначе, как бы вы его завершили?

Учащиеся: (читает свою концовку) : «Женя улыбался и кивал головой. Мы отвалились от подоконника и помчались. От ворот я оглянулся – он стоял в окне в белой рубахе и смотрел вслед.

В этом году мы его больше не увидели. Дело в том, что на следующий день в нашу поселковую больницу приехал из Германии доктор Карл Мюллер. Он приехал, чтобы поделиться опытом. Моя мама рассказала мне, что этому доктору очень понравился Женя, и он решил увезти его в Германию, чтобы там провести операцию на сердце. Чтобы Женя не тосковал по дому, доктор пригласил и маму Жени.

А через год наш Женька приехал бодрый и здоровый.

Иллюстратор 1 (представляет свой рисунок): Когда я прочитала этот рассказ, я поняла, что самое большое счастье для человека – это его здоровье. Мне тоже очень жалко Женю. Он рос талантливым мальчиком.

Учитель : Спасибо. Я вижу, что вы старались и с заданием справились.

Скажите, в наши дни существует такая проблема?

Из письма Владимира Крупина: «Дорогие ребята, к ответам присоединяю еще несколько рассказов. Возможно, что-то вы читали, а что-то нет. Говорю еще раз спасибо вам и Вашим учителям за внимание к моему творчеству. Это внимание поддерживает и дает силы работать и жить.

Желаю вам хорошего настроения, хороших оценок. Хочу, чтобы вы были добрыми и благодарными сыновьями и дочерьми своих родителей, любознательными, уважающими своих учителей учениками, любите родину, большую и малую. Хотя родина малой не бывает, потому что любимая.

Учитель : Спасибо, ребята, вы все молодцы. Вы все справились со своими заданиями. Но главное, я увидела, вы растете людьми, понимающими чужую боль, способны сочувствовать и сострадать.

Подвижный, быстрый человек

Гордится стройным станом.

Сидящий сиднем целый век,

Подвержен всем изъянам.

Пусть никакой недуг не погасит свечу вашей жизни, пусть огонь свечи ярко горит всю вашу жизнь и согревает сердца других людей.

Домашнее задание: прочитать один рассказ В.Н Крупина, н аписать отзыв к рассказу.

Несколько лет мы переписываемся с православным писателем Владимиром Николаевичем Крупиным и его супругой Надеждой Леонидовной. И выбор его рассказов для уроков внеклассного чтения очевиден. Урок построен в форме заседания творческих микрогрупп. Каждая группа к уроку готовила свои задания, поэтому на уроке учащиеся узнают новое в области музыки, живописи, а самое главное - нравственные уроки Крупина.

ВложениеРазмер
urok_po_krupinu.doc 597 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Институт развития образования Республики Татарстан

Бугульминский центр повышения квалификации

работников образования ИРО РТ

Методическая разработка урока внеклассного чтения

в форме заседания творческих микрогрупп

с презентационной программой

учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Зелено-Рощинской основной общеобразовательной школы

Бугульминского муниципального района

Мутагировой Ириной Федоровной

Бугульма, 2016 год

1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Н. Крупина;

3) формировать умение анализировать художественный текст;

4) воспитывать чувство сочувствия и сострадания.

Да, от здоровья зависит жизнь человека. А жизнь, как свеча, может долго гореть, а может сразу погаснуть. Мы зажигаем свечу и надеемся, что она будет гореть до конца, но как бывает обидно, когда она гаснет преждевременно.

Сегодня на уроке мы будем говорить о том, что, к сожалению, жизнь бывает порой жестока к людям, что мы иногда оказываемся в трагических ситуациях, изменить которые невозможно.

Ребята, ответьте на вопрос: вы написали хорошее сочинение, его учитель зачитывает в классе перед всеми учащимися, но не называет вашего имени, вам будет обидно?

УЧЕНИКИ: Конечно, обидно.

К сегодняшнему уроку вы все выполняли те задания, которые выбрали сами. Как знать, может быть, выполнение этих заданий подтолкнет вас к выбору вашего взрослого жизненного пути.

БИОГРАФ 1 : Владимир Николаевич Крупин родился в деревне Кильмезь Кировской области в 1941 году. Родители были глубоко верующими людьми. Его детство легло на голодный конец войны и на тяжелое послевоенное время. Рассчитывая только на свои собственные силы, пробивался к образованию и высокой культуре. Мне кажется, у Владимира Николаевича получаются интересными рассказы потому, что он сам шел сложным жизненным путем: работал слесарем, грузчиком, служил на Северном флоте.

Писатель и сегодня продолжает работать, создавая произведениями, которые притягивают своей искренностью, открытостью, совестливостью, готовностью всегда прийти на помощь. Это очень важно в наши дни.

БИОГРАФ 1 : Нас удивило то, что он одним из первых открыто заявил о себе как о писателе православном. Своих героев Владимир Николаевич оценивает с точки зрения соблюдения ими библейских заповедей. Писатель проверяет, есть ли у них совесть, умеют ли они любить, прощать, делать добро.

БИОГРАФ 2 : Владимир Николаевич считает, что только любовью друг к другу, к Родине, к дедовским могилам мы одолеем зло. Читая его рассказы, мы понимаем: автор через слово хочет помочь людям стать лучше.

БИБЛИОТЕКАРЬ : Выполняя задание, мы обратились к переписке учеников нашей школы с Владимиром Николаевичем, которая состоялась в 2008 году.

В этом году мы возобновили переписку с Владимиром Николаевичем. К нашему большому сожалению, осуществить видеосвязь по Интернету у нас не удалось, но мы воспользовались электронной почтой и задали писателю интересующие нас вопросы:

БИОГРАФ 2 : Первый вопрос звучал так: ваше отношение к проблеме двуязычия?

БИОГРАФ 1 : Человек хочет говорить на родном языке детства, и как же ему это запретить? Я вырос среди русских, татар, марийцев, удмуртов, жили мы всегда очень и очень дружно. В Татарстане решили разумно, и подали пример всем остальным: мы в России, у нас будет два языка.

БИОГРАФ 2 : Вопрос второй: есть ли у вас друзья-писатели в Татарстане?

БИОГРАФ 1 : Да, были это – Диас Валеев, Гариф Ахунов.

БИОГРАФ 2 : И третий вопрос: кто такой патриот в вашем понимании?

(слайд 12 природа)

БИБЛИОТЕКАРЬ : Быть патриотом – знать, что твоя родина лучше всех. Да, она наша мама, а мама для каждого ребёнка самая лучшая. И когда ей хорошо, и когда ей, тем более, плохо, мы с нею, и никакие заграничные радости нам не нужны. Мы на родине, мы здесь родились, и мы отсюда уйдём в вечность. Сердечно всех приветствую. Прошу вспоминать дедушку Володю.

УЧИТЕЛЬ : Спасибо, девочки. Мы все видим, что вы старались свое задание выполнить хорошо.

Погляди на солнце,

В стороны всмотрись

И Земле родимой низко поклонись.

Ты присядь на травку,

Грудью всей вдохни,

От трудов своих немножко отдохни.

ПЕРЕСКАЗЧИК: Повествование ведется от лица автора, его героя я назвала Володей.

Володя рассказывает, что к ним в 7 класс пришел ученик, которого звали Женя Касаткин. Женя болел неизлечимой болезнью: пороком сердца, поэтому из деревни семья переехала в село, чтобы вылечить Женю. Он учился очень хорошо. Хотя по болезни он пропускал очень часто занятия, но любой урок знал лучше всех.

Володя говорит, что ему сидеть с Женей было очень хорошо, что они подружились, но дружба их была неравна. Неравна потому, что Женя не мог угнаться за ребятами, но зато он изобрел авторучку. Он и другу своему подарил такую авторучку.

Весной ребята ходили на речку и ловили усачей, которые жили под камешками. Однажды Володя и Женя пошли на речку. Вода была очень холодная. Володя решил выхвалиться и полез первым в воду, но колоть рыбу у него не получалось. А у Жени банка быстро наполнялась. Он ловил очень аккуратно.

Из-за того, что Женя около километра шел в ледяной воде, он попадает в больницу. В больнице ребята его навещали, рассказывали о своих делах и желали ему здоровья. Но произошла трагедия: на 4 день Женя умер. Как и полагается в таких случаях, весь класс и учительница пришли к гробу Жени.

Для мамы Жени уход сына был трагедией, и она просит всех одноклассников сына написать на тетради свои имена. Она сказала, что будет вспоминать всех за здравие. Хоронили Женю все. Учительница вела по руку маму Жени.

УЧИТЕЛЬ : Спасибо. А теперь, ребята, нам всем вместе необходимо поговорить об этом очень нужном и важном рассказе.

Скажите, ребята, вам этот рассказ понравился?

УЧИТЕЛЬ : А что в нем такого, что подкупает читателя?

УЧЕНИК 2: Мне кажется, что такие рассказы просто так не пишутся. Это исповедь души. Необычное начало. Писатель сразу говорит о смерти, и эти слова заставляют нас настроиться на очень серьезное чтение.

УЧИТЕЛЬ : Какие проблемы В. Н. Крупин затрагивает в рассказе?

УЧЕНИК 3: По-моему, здесь несколько проблем: проблема здоровья человека, проблема человеческих взаимоотношений, проблема сочувствия и сострадания по отношению друг к другу.

УЧИТЕЛЬ : Жалко ли вам Женю? Почему?

УЧЕНИК 4: Конечно, очень жалко. Когда человек умирает, нам всегда его жалко, но когда он молод, его жалко вдвойне. Женя никого не обидел, он очень добрый, у него чистая душа.

УЧИТЕЛЬ : Что отличало Женю от остальных?

УЧЕНИК 5: Я считаю, что Женю отличало от остальных его благородство, терпимость, умение помочь другим, никогда не жаловаться на свою болезнь. Он начал изобретать, например, авторучку.

УЧИТЕЛЬ : Можно ли считать кого-то виноватым в смерти Жени?

УЧЕНИК 6: Я думаю, что никто не виноват, ведь порок сердца в то время не могли вылечить.

УЧИТЕЛЬ : Можно ли, словом ранить человека?

УЧЕНИК 8: Я считаю, что словом можно ранить человека, слово имеет большую силу.

УЧИТЕЛЬ : Ребята, у поэта Владимира Солоухина есть хорошее стихотворение о силе слов. Послушайте его и сделайте для себя выводы.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет!

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить,

Того, кто слушает тебя!

Ребята, мы с вами знаем, что деталь художественного произведения может играть важную роль в идейном замысле писателя. Обратимся к тексту и зачитаем эпизод, изображающий Женю в больнице.

Каким мы видим Женю из окна больницы?

УЧИТЕЛЬ : Как вы думаете, случайно ли автор изображает Женю в белой рубашке?

УЧЕНИК 10: Я считаю, что не случайно, потому что Женя чист душой.

УЧИТЕЛЬ : Вы должны были узнать, что означает белый цвет?

УЧЕНИК 11: Я советовалась с библиотекарем. Из энциклопедии я узнала, что белый цвет – это цвет чистоты, непорочности, невинности. Белый цвет символизирует добродетель и радость.

УЧИТЕЛЬ : Кого еще в этом рассказе мы очень жалеем?

УЧЕНИК 12: Мне очень жалко маму Жени.

УЧИТЕЛЬ : Да, ребята, я с вами согласна. Для матери ее дитя самое дорогое, и когда происходит беда, то на сердце матери остается шрам на всю жизнь.

Быть матерью – это огромная ответственность. Посмотрите на экран, перед вами репродукции картин разных времен и народов. На картинах изображены женщины с младенцами на руках.

Как вы думаете, почему лица матерей грустны?

УЧЕНИК 13: По-моему, они счастливы, но они переживают за своих детей. Что их ожидает в жизни? Мне кажется, что души матерей полны тревоги.

УЧИТЕЛЬ : Вы, ребята, правильно мыслите. Быть матерью – это прекрасная и сложная миссия. И мы искренне жалеем маму Жени. Ей невыносимо тяжело будет продолжать жить после такой утраты.

УЧИТЕЛЬ : Кто из друзей Жени плакал?

УЧЕНИК 14: Плакал Коля. Это мальчик, с которым занимался Женя.

УЧИТЕЛЬ : Я попрошу вас обратиться к тексту и прочитать последний эпизод.

УЧЕНИК 15: Я думаю, что ребятам очень жалко Женю. Они потрясены его смертью. Смерть трудно понять и осознать.

УЧЕНИК 16: После чтения рассказа я испытал чувство горького сожаления, сочувствия и сострадания.

УЧИТЕЛЬ : Давайте посмотрим на доску и прочтем значения этих слов.

Кого же мы можем назвать альтруистом?

УЧЕНИК 1: Альтруистом мы можем назвать Женю.

Мы, конечно, не имеем права изменить рассказ известного писателя, это не этично, но все же, если бы Вам предоставили право завершить рассказ иначе, как бы вы его завершили?

СОАВТОР 1 (читает свою концовку) : «Женя улыбался и кивал головой. Мы отвалились от подоконника и помчались. От ворот я оглянулся – он стоял в окне в белой рубахе и смотрел вслед.

В этом году мы его больше не увидели. Дело в том, что на следующий день в нашу поселковую больницу приехал из Германии доктор Карл Мюллер. Он приехал, чтобы поделиться опытом. Моя мама рассказала мне, что этому доктору очень понравился Женя, и он решил увезти его в Германию, чтобы там провести операцию на сердце. Чтобы Женя не тосковал по дому, доктор пригласил и маму Жени.

А через год наш Женька приехал бодрый и здоровый.

ИЛЛЮСТРАТОР 1 (представляет свой рисунок): Когда я прочитала этот рассказ, я поняла, что самое большое счастье для человека – это его здоровье. Мне тоже очень жалко Женю. Он рос талантливым мальчиком.

УЧИТЕЛЬ : Спасибо. Я вижу, что вы старались и с заданием справились.

МУЗЫКОВЕД: Получив задание, мы обратились к учителю музыки Инне Владимировне. Она нам посоветовала музыкальные произведения

немецкого композитора Лю́двига ван Бетхо́вена,

советского композитора Дми́трия Шостаковича,

итальянского композитора Э́ннио Моррико́не

американского композитора Билла Конти.

Скажите, в наши дни существует такая проблема?

Из письма Владимира Крупина: «Дорогие ребята, к ответам присоединяю еще несколько рассказов. Возможно, что-то вы читали, а что-то нет. Говорю еще раз спасибо вам и Вашим учителям за внимание к моему творчеству. Это внимание поддерживает и дает силы работать и жить.

Желаю вам хорошего настроения, хороших оценок. Хочу, чтобы вы были добрыми и благодарными сыновьями и дочерьми своих родителей, любознательными, уважающими своих учителей учениками, любите родину, большую и малую. Хотя родина малой не бывает, потому что любимая.

Подвижный, быстрый человек

Гордится стройным станом.

Сидящий сиднем целый век,

Подвержен всем изъянам.

Пусть никакой недуг не погасит свечу вашей жизни, пусть огонь свечи ярко горит всю вашу жизнь и согревает сердца других людей.

Подготовиться к читательской конференции:

Душевно можно пива попить с другом на берегу речки, а духовность - это жертвенность, самоограничение, это путь нелегкий, но вместе с тем радостный.

Читайте также: