Чему меня научили рассказы шукшина сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Памятник Василию Макаровичу Шукшину (25 июля 1929 - 2 октября 1974) на родине писателя. Фото из личного архива автора.

Памятник Василию Макаровичу Шукшину (25 июля 1929 - 2 октября 1974) на родине писателя. Фото из личного архива автора.

Сегодня хотелось бы поговорить о двух рассказах Шукшина "Мастер" и "Крепкий мужик" , которые я всегда даю ученикам для прочтения "в связке", так как противопоставление главных героев помогает заострить внимание на основных идеях произведений.

Время для вдумчивого прочтения каждого рассказа - 8 минут. Оба написаны в 1970 году. Главные герои - деревенские мужики, которые не прочь выпить. На этом их сходство заканчивается и начинается принципиальная разница в их мироощущении и поведении.

Дорога в жизни человека

Главное отличие Сёмки Рыси ("Мастер") и Николая Шурыгина ("Крепкий мужик") в том, что они идут разными дорогами: столяр Сёмка, непревзойдённый мастер своего дела, идёт путём созидания. Он мечтает отреставрировать заброшенную талицкую церковь:

"Стену ту, восточную, отшлифовать, как и хотел мастер, маковки обшить и позолотить и в верхние окна вставить цветные стекла — тогда под куполом будет такое сияние, такое сияние. "

Ради этого герой обивает пороги священнослужителей, районного и областного начальства. Он готов работать бесплатно: требуется только разрешение, материалы и два-три помощника.

А бригадир Шурыгин следует дорогой разрушения: чувствуя себя важным деятелем с неограниченными полномочиями он руководит сносом церкви в родной деревне, несмотря на возмущение односельчан, которым постройка дорога как память о прошлом.

"Люди постарше все крещены в ней, в ней отпевали усопших дедов и прадедов, как небо привыкли видеть каждый день, так и ее…" .

При этом он не выполняет чей-то приказ, а является инициатором разрушения.

Тут мы плавно переходим к четвёртому направлению Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня , потому что различия в действиях героев обусловлены их умением видеть прекрасное в произведениях искусства или, наоборот, полной неспособностью воспринимать красоту.

Сёмка Рысь буквально околдован лёгкой, изящной церковью и приёмами неизвестного мастера, сотворившего это чудо. Он называет её "белой красавицей", "светлой каменной сказкой". Эта красота окрыляет его, направляет на путь добра и созидания.

Человек, который не умеет видеть прекрасное, способен только губить, уничтожать. Для Шурыгина деревенская церковь - это лишь груда кирпичей, которые можно будет использовать для постройки свинарника.

Преступление и наказание – вечная тема

С данным направлением можно связать поведение героев в финале произведений. Не совершив никакого преступления, Сёмка Рысь всё же чувствует вину за то, что не смог отстоять свою "каменную сказку". После полученного отказа герой "про талицкую церковь не заикался, никогда не ходил к ней, а если случалось ехать талицкой дорогой, он у косогора поворачивался спиной к церкви, смотрел на речку, на луга за речкой, зло курил и молчал". Видимо, он ощущает себя предателем, поэтому ему стыдно даже поднять глаза на "белую красавицу".

Шурыгин - человек, которому в принципе не знакомы муки совести. После того как церковь по его вине превратилась "бесформенную груду, прах", он довольно восклицает: "Гробанулась здорово!" Наказанием за его деяние является не просто злость односельчан, а реальная ненависть, обрушившаяся на него со всех сторон. Даже собственная семья встречает его "форменным бунтом". Жена не желает с ним разговаривать, а мать стыдится и предрекает всяческие беды:

Ох горе ты мое горькое, теперь хоть глаз не кажи на люди. Проклянут ведь тебя, прокляну-ут! И знать не будешь, откуда напасти ждать: то ли дома окочурисся в одночасье, то ли где лесиной прижмет невзначай. Погоди, тебя ишо сама власть взгреет за это. Он вот, учитель-то, пишет, сказывали, он вот напишет куда следоват - узнаешь.

Нравственные проблемы в рассказах Василия Макаровича Шукшина

Автор: Шукшин В.М.

На нашей Земле человек является высшим разумным существом. Я считаю, что это большая честь; но вместе с тем и обязанности у человека большие. Каждый должен совершенствовать себя, очищать свою душу, должен протестовать против несправедливости. То есть человек не должен позволять душе своей лениться, его душа постоянно должна быть в работе, иначе человек не живет, а существует.

В современной литературе В. Шукшин поднимает проблемы нравственности нашего общества, выступает в защиту человека, его прав.

В. Шукшин в простой форме, часто с юмором, доносит до читателя многие проблемы человека и общества.

Рассказ Шукшина “Обида” как раз относится к этой теме. Главный герой — Сашка — молодой мужчина. Однажды он пришел в магазин, где продавщица нагрубила ему, сказав, что вчера он, будучи пьяным, устроил в магазине скандал. Но такого не было, и Сашка очень обиделся на несправедливость, на покупателя, который поверил продавщице. Но проблема, поднимаемая в этом рассказе, гораздо глубже обиды. Вопрос стоит о душе человека, о том, что у разных людей и души-то разные. И оказывается, что чем чище, добрее у человека душа, тем он слабее. Получается, что быть честным, открытым и добрым плохо; для самого же человека это оборачивается иногда трагедией.

В рассказе Шукшина “Чудик” главный герой встречает непонимание окружающих. И это ему больно переносить. Если хоть немножко чем-то отличаешься от окружающих, то сам же потом за это страдаешь.

Чтобы наше общество стало нравственным, культурным, нужно каждому человеку заняться воспитанием своей души. К этой цели можно и нужно стремиться.

Рассказы Василия Шукшина раскрывают все стороны повседневной жизни простого человека. Писатель как бы рисует картины жизни отдельных людей, их отношения, характеры, привязанности, стремления и многое другое, что только может происходить в жизни каждого человека. Все рассказы написаны простым “народным” языком, возможно, поэтому они так легко читаются. За чтением порой не замечаешь, как перевоплощаешься в героев рассказов Шукшина и становишься частью небольшого эпизода из жизни какого-нибудь старика, студента Юрки, Кольки, Клавдии, Сереги. Несмотря на простоту, краткость и даже какую-то неприхотливость в изложении, Шукшин затрагивает в своих рассказах проблемы общественной морали, а также нравственные проблемы поведения человека.

Рассказы Василия Шукшина глубоко психологичны. Его волнуют и чистые, открытые отношения между людьми, и проблема хамства, чувство ненависти и злобы. Писатель высмеивает трусость, зависть, ограниченность ума некоторых людей и в то же время с трепетом и нежностью рассказывает о материнской любви, об отцовских слезах, подчеркивая каждый раз духовное богатство и мудрость простого сельского человека. Разве можно остаться равнодушным к чувствам бедного Кольки, инвалида с детства, который из-за любви к девушке пытается изо всех сил-“одолеть” протез, но отчаяние овладевает им. Или как просто, по-своему, деревенский парень Сергей хочет доставить радость “хоть раз в жизни” любимому человеку, жене. Он покупает ей дорогие сапожки, ничего, что размер не подошел. Ласковое слово в нужную минуту всегда все исправит.

Герои рассказов Шукшина все разные: по возрасту, по характеру, по образованию, по социальному положению, но в каждом из них видна интересная личность..

В рассказе “Микроскоп” поиск истины начинается с познания окружающего мира. Андрей Ерин, столяр, открывает для себя тайны микромира. Он озабочен грядущими судьбами человечества: “Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали”.

Андрей Ерин размышлял, как же уничтожить микробы: “Скипидаром. Не возьмет. Водка-то, небось, покрепче. я ж пью, а вон видел, што делается в крови-то!” Решил током попробовать.

“В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными”.

Увидев в микроскоп, что в воде и крови имеется большое количество микробов, Ерин “понял” позицию ученых, у которых “микроскопы-то получше нашего”: “И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и придумали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, начнется”.

Главный герой рассказа подкупает чистотой и возвышенностью своей души и своих помыслов.

Сын Андрея очень увлекся работой с микроскопом, пробудилась в нем жажда знаний. Напрасно, конечно, жена сдала микроскоп в “комиссионку”.

В большом рассказе “Охота жить” Шукшин противопоставил два отношения к жизни двух людей: старого таежника Никитича и беглого преступника, молодого парня.

Никитич считает, что “не было бы добрых людей, жись бы давно остановилась”. Парень же считает иначе: “Если бы я встретил где-нибудь вашего Христа, я бы ему с ходу кишки выпустил. Я бы сейчас нового Христа выдумал: чтоб он по морде учил бить”.

После случайного прихода в таежную избушку начальника районной милиции и еще двоих мужчин парень бежит ночью из избы, прихватив ружье и кисет Никитича. Никитича возмутила эта кража, и он догнал парня. Но пожалел его и оставил ему ружье с условием, что в деревне парень отдаст ружье Ефиму Мазаеву. Парень из этого ружья убил Никитича выстрелом в спину: “Так лучше, отец. Надежнее”.

Чему учит этот рассказ? Доброта должна быть разборчивой, продуманной, иначе она обернется вредом и бедой.

Шукшину, как никому другому, не только удалось глубоко показать образ жизни различных людей, но и с удивительной проницательностью раскрыть моральный облик как негодяя, так и честного человека. Действительно, проза Василия Шукшина может служить своеобразным учебным пособием, которое учит избегать или не повторять многих ошибок.

Читая зрелые рассказы Шукшина и возвращаясь от них к ранним его работам, можно заметить, как писатель все настойчивее, все упорнее искал источники мудрости, искал он их в реальном, житейском и историческом опыте народа, в судьбах наших стариков. Вспоминается старый шорник Антип с его бессловесной любовью к балалайке, с вечной потребностью в красоте, которую не могли подавить ни голод, ни нужда (“Одни”). Вспоминается председатель колхоза Матвей Рязанцев, проживший достойную трудовую жизнь и все же сожалеющий о каких-то непрочувствованных

радостях и горестях (“думы”). Позже к ним присоединилась старуха Кандаурова, героиня рассказа “Письмо”.

Этот рассказ занял особое место в последних циклах Шукшина. В нем словно сконцентрированы и прояснены мысли писателя о связи порывов “массового человека” к какой-то другой, осмысленной жизни с выстраданной мудростью народного опыта. Письмо старухи Кандауровой дочери своей и зятю – это итог большой крестьянской жизни, и это поучение – поучение в его древнем возвышенном смысле.

Чему же учит старая Кузьмовна, ломанная тяжким трудом, неустанными заботами о хлебе насущном, горестями

и бедами, которых немало досталось на веку русской крестьянке.? А вот чему: “Ну, работа работой, а человек же не каменный. Да если его приласкать, он в три раза больше сделает.

Любая животина любит ласку, а человек – тем более…” И трижды повторяется одна мечта, одно желание: “Ты живи да радуйся, да других радуй…”, “Она мне дочь родная, у меня душа болит, мне тоже охота, чтоб она порадовалась на этом свете”, и опять – “Я хоть порадываюсь на вас”. Так вот чему поучает старуха Кандаурова своих наследников. Она учит их умению чувствовать красоту жизни, умению радоваться и радовать других, она учит их душевной чуткости и ласке. Вот те высшие ценности жизни, к котором она пришла через тяжелый опыт.

Мудрость старухи Кандауровой, передающей драгоценный опыт большой многотрудной жизни, справедливость ее нравственных поучений потомкам, эстетически согласуется с простором и покоем в окружающем мире: “Вечерело. Где-то играли на гармошке…”, “Гармонь все играла, хорошо играла. И ей подпевал негромко незнакомый женский голос”; “Теплый сытый дух исходил от огородов, и пылью пахло теплой, остывающей”. “Господи, думала старуха, хорошо, хорошо на земле, хорошо”.

И простор понят, и красота его принята, и мудрость есть, и покой, кажется, приходит в душу. Но в шукшинском рассказе покой, если и достигается, – то на миг. Он сменяется новыми тревогами.

Эпическое равновесие здесь неустойчиво в принципе. И дело даже не в том, что мудрость не отворачивается от сознания предельности жизни человека. Это-то противоречие бытия, камень преткновения экзистенциализма, мудростью как раз “снимается”. “Еще бы разок все с самого начала…” – думает старуха Кандаурова.

И тут же себя одергивает: ” – Гляди-ко, ишо раз жить собралась!. Видали ее!” Здесь и светлая печаль, и усмешка, и мужество человека, трезво смотрящего в лицо мирозданию.

Сплавом мудрости и мужества обладают у Шукшина матери. Мать в его рассказах – это самый высокий образ “человеческого мира”. И если эпический образ мироздания, создающий пространственно-временной горизонт рассказа, выступает опосредованной мерой выбора, совершенного героем, то образ матери: ее судьба, ее слово, ее горе и слезы – образует этический центр рассказа, куда стягиваются все горизонты мироздания, опосредующие ценности бытия, где даже законы жизни и смерти покорены нравственным чувством матери, которая сама дарует жизнь и собой оберегает от смерти.

В рассказе “На кладбище” есть апокрифический образ “земной божьей матери”. Но так можно назвать и мать непутевого Витьки Борзенкова (“Материнское сердце”), и мать Ваньки Тепляшина, героя одноименного рассказа, и бабку Кандаурову, и мать “длиннолицего” Ивана (“В профиль и анфас”) – всех-всех шукшинских матерей.

Все они – земные матери, проросшие жизнью, бытом, повседневностью, все они каждым поворотом своей судьбы связаны с большой отечественной историей (история обязательно вводится Шукшиным в рассказы о матерях). И от земли, от житейского и исторического опыта идет та самая абсолютная “божья” нравственная мера, которую они несут в себе. Но “земные божьи матери” Шукшина начисто лишены покоя. В свете своего мудрого понимания необходимости и возможности гармонии в “человеческая мире” они не могут не преисполняться тревогой за своих детей, живущих немудро и дисгармонично: “…жалко ведь вас, так жалко, что вот говорю – а кажное слово в сердце отдает”, – это Витькина мать обращается не к Витьке, а к другому человеку, к милиционеру, но и он для нее “сынок” (“Материнское сердце”).

Оказывается, что эпическая мудрость, которая вознаграждается покоем, сама взрывает свой покой, едва достигнув его. В образах матерей, в их мудром и мужественном отношении к жизни, в их тревоге, в их деянии во спасение детей своих с особой отчетливостью проявилась “обратная связь” между эпическим и драматическим началами в рассказе Шукшина. Эпос у него растревожен драмой, обращен к ней, старается помочь ей разрешиться.

Взаимодействие эпоса и драмы, их устойчивое неравновесие с постоянными перепадами от одного полюса к другому составляет существеннейшую особенность жанрового содержания шукшинского рассказа. Это никак не “малоформатный эпос”, как полагает И. Золотусский, но это и не вполне “малоформатная драма”, как думает М. Ваняшова. Суть шукшинского рассказа – в принципиальной нерасторжимости комизма и трагизма, драмы и эпоса, которые к тому же существуют в ореоле лирического сопереживания автора-повествователя.

Вот почему крайне трудно каким-то одним коротким термином обозначить эту жанровую структуру, приходится обходиться описательным названием – “шукшинский рассказ”. Одно совершенно ясно: жанровая форма рассказа Шукшина несет философскую концепцию человека и мира. Философия тут дана в самом устройстве художественного мира: все его повествовательные, сюжетные, пространственно-временные, ассоциативные планы конструктивно воплощают отношения человека непосредственно с мирозданием.

“Мое ли это – моя родина, где родился и вырос? Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько.

Я не выговариваю себе это право, не извиняюсь за него перед земляками – оно мое, оно я”. Именно с этой позиции Василий Шукшин сумел раньше других почувствовать сдвиг времени и – главное – уловить этот исторический сдвиг в духовном мире своего героя, рядового человека, носителя массового сознания. В этом герое Шукшин обнаружил острейший внутренний драматизм, который явился свидетельством “кризиса веры” так называемого “простого советского человека”: он, лубочный персонаж официальной пропаганды, образец несокрушимой цельности и “правильности”, испытал смертную муку бездуховности, не компенсируемой никакими материальными благами, он ощутил первостепенную важность в своей жизни иных – вечных ценностей, бытийных ориентиров.

В рассказах Шукшина “массовый человек” ам поставил себя перед мирозданием, сам требовательно спросил с себя ответственное знание смысла своей жизни, ее ценностей. Поиски ответа мучительны и сложны. Подмена подлинных духовных ценностей потребительскими псевдоценностями, нравственная “некомпештность” оборачиваются фарсом или трагедией, а то и тем и другим одновременно.

Но в драматическом раздумье и выборе своем герой Шукшина тянется к эпической цельности: к деянию в полном согласии с вечными законами жизни, с нравственными идеалами народа. Эту цельность он хочет понять, вступить в нее вполне осознанно. За пульсацией драмы и эпоса в рассказах Шукшина стоит понимание жизни человека как беспокойного поиска покоя, как жажды гармонии, нарушаемой сознанием дисгармонии и неистовым желанием победить ее.

В начале 60-х годов в литературу пришел яркий талант со своей темой, со своим героем — В. М. Шукшин. Основной жанр, в котором работал писатель, — короткий рассказ, представляющий собой или небольшую психологически точную сценку, построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов из жизни героя. Собранные вместе, его рассказы соединяются в умный и правдивый, порою смешной, но чаще всего глубоко драматический роман о русском мужике, о России, о русском национальном характере.

Любимые герои писателя — это "чудики", "странные люди", чьи жизненные ценности и взгляд на мир не совпадают с обывательскими. Герой рассказа "Чудик" и его брат не поняты собственными женами и окружающими людьми. Желая угодить невзлюбившей его снохе, Чудик разрисовывает детскую коляску, чем вызывает ярость женщины. Попытка внести красоту в дом, где живут злость и раздражение, кончается очередной неудачей: Чудика выгоняют из дома. Интересен финал рассказа. Чудик возвращается в родную деревню, погостив у брата всего два дня. Идет "рясный парный дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле — в одной руке чемодан, в другой ботинки. Подпрыгивал и пел громко: "Тополя-аа, тополя-а-а". И покоряет в герое, Василии Егорыче Князеве, доброта, какая-то детскость, умение радоваться жизни вопреки всем невзгодам.

Сюжет рассказа "Микроскоп" кажется на первый взгляд смешным анекдотом. Его герой, простой столяр Андрей Ерин, покупает микроскоп, который достается ему дорого. Сперва он говорит жене, что потерял деньги и, выдержав атаку вооруженной сковородкой женщины, работает сверхурочно целый месяц. Затем приносит в дом микроскоп, сказав, что это премия за ударный труд. С помощью микроскопа он начинает изучать все: воду, суп, пот — и всюду находит микробов. Его старший сын-пятиклассник увлеченно занимается "исследованиями" вместе с отцом, и даже жена проникается к нему уважением. Желая найти какое-нибудь универсальное средство, чтобы спасти мир от микробов, этот малограмотный рабочий мужик проводит время не за бутылкой, а вместе с сыном за микроскопом. Оба они абсолютно счастливы. Но вот жена узнает правду о происхождении микроскопа. Она отправляется в город, чтобы продать микроскоп в комиссионном магазине и купить младшим детям шубки.

Герой понимает, что это необходимо: "Продаст. Да. Шубки надо. Ну, ладно — шубки, ладно. Ничего. Надо, конечно. " Но с другой стороны, сожаление, которое он испытывает от потери микроскопа, не может не вызвать сочувствия к нему. Возникает вопрос: неужели нет никакого выхода? И сюжет рассказа предстает в совершенно другом свете, он не кажется забавным и смешным.

Главные герои большинства рассказов В. М. Шукшина — деревенские люди: трактористы, шоферы, счетоводы, бригадиры, председатели колхозов и рядовые колхозники. Писателя восхищает непохожесть людей, их нестандартность, их ершистость и предельная обостренность чувства собственного достоинства. Эти люди любознательны, часто "с чудинкой", в мыслях и чувствах они непосредственны, порой простодушны, но очень обаятельны.

Казалось бы, небольшой рассказ, а какой глубокий смысл заложен в него автором, воистину - мал золотник, да дорог. Поражает и неоднозначность рассказа. Не только критикует бездушных и черствых чиновников Шукшин, а надеется на простых людей, подобных Семке, способных увидеть и удивиться красоте творения рук человеческих, постараться сохранить эту красоту для потомков.

В рассказах Шукшина читатель находит созвучие многим своим мыслям. В рассказах описываются повседневные события. Такие истории могли произойти практически с каждым. Однако именно в этой обыденности и таится глубочайший смысл. В. Шукшин умеет мастерски замечать отдельные детали, которые оказываются для человека очень и очень важными. Также автор беззлобно посмеивается над своими героями, делая их подчас смешными и нелепыми. Но его юмор теплый и человечный. Он не осуждает и не презирает своих героев, наоборот, он искренне любит их и всячески беспокоится о них.

Действительно, Шукшин смотрит на своих героев с изрядной долей иронии. Но он не иронизирует над их чувствами и мыслями. Каждый человек может показаться другим смешным, но это совсем не повод давать ему уничижительную оценку. Каждый человек способен на проявление человеческих чувств - любви, ревности, надежды на .

Возможно, затея старика и исполнилась бы. Но на беду свою, решил он действовать не сам, а попросить о помощи старуху Малышеву. Когда-то давным-давно он был в нее влюблен. С тех пор утекло много воды, и остались они хорошими друзьями. Старуха Малышева выставила затею старика в таком свете, что и Глухов, и Отавина даже вспомнить уже об этой затее не могли без содрогания.

В сущности, совершенно неважно, каким способом найдет человек себе радость. Будет ли это покупка изящных сапожек для жены или приобретение ненужного микроскопа. И пусть со стороны это кажется смешным и странным. На самом деле под влиянием таких ситуаций человек лучше понимает себя.

Во многих своих произведениях Шукшин, с теплой усмешкой наблюдающий за героями, хочет рассказать об их поисках прекрасного, возвышенного. Это своего рода поиски смысла жизни. В самом деле, не только же прозябать человеку, нужно позаботиться и о стремлении к высокому, прекрасному. Не сразу удается найти ту цель, к которой так стремишься. Но когда это происходит, меняется к лучшему вся жизнь.

Вот отсюда и возникла, простая и доступная форма рассказа. Рассказывали так, чтобы слушатели решительно все поняли Тут - почему я и говорю искусство устного рассказа - всегда был свой неожиданный прием, свой особенный фокус. Народный рассказчик - это и драматург, и актер, а вернее, целый театр в одном лице. Он и ситуации сочиняет, и проигрывает диалоги за всех действующих лиц, и комментирует действие. Но все это богатство речи, выдумка, неожиданные приемы рассказа не были самодельными. Главным оставался смысл рассказа, стремление через простое сказать очень многое, посильнее задеть слушателей за живое.

Читая прозу Шукшина, посмотрев его фильмы, мы как бы входим в реальную жизнь, узнаем ее заново, не задумываясь над тем, что эта жизнь - художественная, созданная автором; она представлена писателем во всей своей полноте. В обманчиво простой форме нашли свое выражение подлинное искусство перевоплощения, умудренное знание, артистизм.

Без рассказов В. Шукшина уже невозможно рассматривать современный литературный процесс, анализировать тенденции и направление развития прозы. И хотя в этом жанре работают многие талантливые писатели наших дней, шукшинский рассказ блестяще демонстрирует динамизм, емкость, перспективность такого жанра. Рассказ Шукшина в ряду многих современных рассказов, смелых и оригинальных в жанровом плане, решал новые, неожиданные задачи, вторгаясь в пределы большой художественной прозы.

Размышляя над жанром рассказа, Шукшин писал: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1. Рассказ - судьба.
2. Рассказ - характер.
3. Рассказ - исповедь.

Самое мелкое, что может быть, это рассказ-анекдот.

Шукшинский рассказ организует ситуация. Ее выбор отвечает замыслу писателя, а конкретность, насыщенность ее действием, скрытый динамизм - требованиям экономии средств, чувству меры, лаконизму. Ситуация драматическая или комедийная обрисовывается, за редким исключением, без каких-либо предварений, заставок или пролога к действию. «От Ивана Петина ушла жена. Да как ушла. Прямо как в старых добрых романах - сбежала с офицером.

«Жена называла его Чудик. Иногда ласково.

Сюжетные ситуации рассказов остро перипетийны. В ходе развития их комедийные положения могут драматизироваться, а в драматических может неожиданно обнаружиться нечто комическое. В коллизии и в сменяющихся положениях героев, конечно, оживает реальная жизнь со всем ее разнообразием. Но в сюжетных ситуациях и конфликтах конкретизируются обобщающая мысль писателя, творческое видение действительности, запечатленные в противоречивой динамике. Сюжетная ситуация стремительно и обнаженно передает моменты дисгармонии духовных состояний героев, нарушение течения их жизни. Укрупненно выявляя необычные, исключительные обстоятельства (чаще всего уже в начале рассказа), сюжетная ситуация содержит указание на возможный взрыв, катастрофу, которые, разразившись, ломают привычный ход жизни. Курьезы, нелепости, чудачества возникают в результате колебания или разрыва общепринятого, и потому комедийное по сути своей - значительно, серьезно. Характеры в подобных ситуациях ведут себя необычно, бросая вызов общепринятому. Чаще всего поступки и действия героев направляет стремление к счастью, к справедливости, духовный поиск.

Объемность ситуации, насыщенность ее социально-психологическим содержанием, перипетийность - все это специфические качества сценичности, действенности рассказа. Одна из форм воплощения подобной ситуационности - поливариантность ее развития, в ходе которой открывается перспектива расширения и завершения коллизии уже за пределами данного рассказа - в другом ее варианте, который, в свою очередь, указывает на возможность дальнейшего движения, и т. д.

Циклизация свойственна сатирическим произведениям, где объединение рассказов и повестей определяется художественной концепцией и принципами типизации.

И тем не менее каждый рассказ В. Шукшина - особый случай, с единственным характером. Потому разрешение драмы тоже единственное в своем роде. Даже если мы обнаружим общую основу конфликта: восстановление справедливости, попранного человеческого достоинства, поиск своего предназначения, - каждый его вариант и разрешение особые.

Всю жизнь страдали четыре человека - Марья Ермилова, Филипп Тюрин, Фекла Кузовникова и Павел, расплачиваясь за мальчишескую гордость, самонадеянность Филиппа, за послушание и покорность Марьи одиночеством, ненавистью, невосполнимо потерянным счастьем. Настоящую жизнь подменили трудным, тоскливым и безрадостным существованием, особенно тяжким для Филиппа и Марьи. В момент встречи на пароме Павел не разрешил Филиппу проститься с покойной Марьей. Ревность, давние обиды, озлобление, ненависть как будто прорвали заслоны, и старики затеяли грубую ссору, все еще пытаясь доказать друг другу свою правоту или превосходство. Со смертью Марьи перед Филиппом и Павлом раскрылась непоправимость прошлого, горечь ошибок, ощущение своего уже недалекого конца.

В тот момент Сашу Ермолаева потрясли не боль и оскорбление, нанесенные ему. Ощущение почти полного крушения прежних понятий и представлений о людях, нравственных нормах, общепринятых в быту, было особенно тяжким. Трагическое сознание героем собственной беспомощности убедить людей в своей правоте, вернуть их, возбужденных и озлобленных, в нормальное состояние казалось особенно мучительным. Случай этот заставил и героя, и автора размышлять о природе человека, о мотивах его действий, праве выбора. Уже на уровне философских обобщений решается вопрос о норме поведения, о благоразумии и рыцарстве и нравственном максимализме, которому остается верен человек в любых обстоятельствах. Частный случай, перевернувший все естественные понятия, как будто убедил Сашу в том, насколько рискованно по своим непредвиденным последствиям рыцарство. Как будто.

И все же тот эмоциональный взрыв, который вызвал в Саше все эти нелепости, - свидетельство его протеста и противодействия. Мы принимаем Сашу Ермолаева с его поиском правды, готовностью отстаивать ее в любых условиях, утверждая человеческое достоинство. Правдолюбие свойственно герою, органично его натуре.

Примечания

См. в кн.: Фомин В. Пересечение параллельных, с. 296-297. (Выделено автором.)

Читайте также: