Урок сочинение по поэзии серебряного века

Обновлено: 04.07.2024

Серебряный век является одним из этапов развития русской литературы 1880-1917 годов. На данном историческом этапе было написано множество произведений, наполненных огромной силой энергией, благодаря которым поэзия тех времен стала достойным продолжателем художественных открытий русской литературы 19 века. Стоит понимать, что поэты не только развили старые традиции, но и внесли нечто новое в русскую культуру.

Литература разделилась на две большие стилистические группы: модернизм и реализм. К реализму принято относить таких авторов, как Б. Зайцев, М. Горький, И. Бунин. Но это уже реализм не традиционный, писатели ставят цель обобщения общества, они стремятся отразить настроения, царящие в среде простых людей.

Модернизм пришел в Россию из Франции и являл собой нечто совершенно новое для читателя. Первым течением модернизма принято называть символизм. В таких произведениях мы видим борьбу мечты, фантазии и воображения с реальностью. Образы имеют переносный смысл, мы видим огромное количество отсылок, намеков. Из символизма вытекает идея двоемирия: бытие разделяется на реальное, несовершенное, тоскливое, и на идеальное, нерушимое. Произведения символистов даются для читателя с большим трудом, нужно быть подкованным в религии, эзотерике и магии.

К началу 20 века символизм находится в кризисе, и его вытесняют такие течения, как футуризм и акмеизм. Акмеизм шел наперекор к символизму, образы уже не отвлеченные, а наоборот – точные и понятные. Писатели-акмеисты идут против мистицизма, они желают диалога со своими произведениями и поэзией мировой.

Футуризм развивался вместе с акмеизмом, но было совершенной его противоположностью. Футуристы, в чье число входили такие видные поэты как Б. Пастернак и В. Маяковский, не желали иметь ничего общего со старыми устоями, ими двигала цель создания своей, новой культуры. А старую стоило уничтожить.

В 20 веке мы наблюдаем множество катаклизмов и общественных кризисов. Мир меняется, меняется и искусство. Свобода уже не простой звук, религия, законы уходят на второй план, появляется множество способов заявить о себе, выразить свою позицию. Серебряный век дал нам много поэтов с разными мыслями и мировоззрением, и многие из них стали для нас сокровищем русской литературы. Своими произведениями они навеки остались в сердцах читателей.

Вариант 2

Для поэтов-символистов поэзия – это не только стихи, она являлась для них самым прекрасным и ценнейшим из искусств. Они постоянно восхваляли поэзию, говорили о ней, как о чем-то идеальном и прекрасном. Любое, написанное произведение содержало в себе частичку женственности, вечности и совершенства мира.

К поэтам-акмеистам относились Ахматова, Гумилев, Мандельштам и т.д. Их главный призыв в поэзии – материальность и предметность. Чаще всего, чтобы с точностью предать все эмоции и переживания они использовали образы библейских или мифологических героев. Главная тема произведений – это внутренняя, земная красота, чувства, эмоции и глубина человеческих переживаний.

Клычков, Есенин и Клюев так же предпочли собственное направление в русской литературе – новокрестьянская поэзия. Они воспевали матушку-природу, предавали красоту жизни в русской деревне, а так же часто затрагивали фольклорные образы.

Поэзия серебряного века

Поэзия серебряного века

Популярные сочинения

Рыбалка является одним из любимых мужских хобби. Еще с детства отцы приучают своих сыновей к рыбалке, беря их с собой на озеро. Вот и мы с отцом каждое лето ездим в деревню, берем с собой удочки и снасти и отправляемся

Сейчас, в век промышленных технологий, создаётся большое количество различных приборов, машин, портативных устройств, и компьютер не является исключением.

В век технологий информация стала доступней, а её получение легче и быстрее. Тем не менее, книгу не заменить никогда.

ВложениеРазмер
poeziya_serebryanogo_veka.ppt 620 КБ
urok_s_vklyucheniem_ikt.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 413 Петродворцового района Санкт-Петербурга

(Разработка урока литературы с использованием ИКТ)

«Использование прикладных программных

Автор: учитель литературы ГБОУ школы № 413

Исаченко Елена Львовна

Разработка уроков с использованием ИКТ

Предмет: литература Класс: 11

Учитель ГБОУ школы № 413 Елена Львовна Исаченко

По программе на изучение этой обзорной темы (до изучения монографических тем, посвящённых творчеству А. Блока, Н. Гумилёва, С. Есенина, В. Маяковского) отведено 5 часов:

4 урок – защита презентаций (материал, содержащийся в базе данных программы, видео и аудиозаписи делают урок зрелищным, живым, учащиеся демонстрируют высокий уровень мотивации).

Тип урока: обобщающее-обучающий

СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.

  • актуализация знаний и приёмов, полученных ранее;
  • овладение новыми приёмами анализа поэтического текста.
  • закрепить навыки анализа поэтического текста, известных учащимся направлений: классицизм, романтизм, реализм;
  • обучить новым приёмам анализа лирического стихотворения;
  • совершенствовать исследовательские навыки;
  • формировать креативное отношение к решению учебных задач;
  • воспитывать чувство взаимоуважение и взаимопомощи (работа на компьютере это предполагает);
  • формировать умение работать в команде.

6 урок – развитие речи.

Учащиеся пишут сочинение – анализ лирического стихотворения по одному из текстов:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка урока литературы по русской обрядовой поэзии "Раз в Крещенский вечерок. "
Исследовательская работа по литературе "Изображение сексуальности в поэзии Серебряного века"

Автор работы рассматривает приемы и способы показа сексуальности в поэзии Серебряного века, исследуя особенности эпохи и взгляды современных школьников.


Методическая разработка урока по истории 9 класс "Культура Серебряного века"

Разработка урока с использование информационно-коммуникационных технологий.


Методическая разработка итогового урока по теме "Поэзия Серебряного века", литература 11 кл.

Данная методическая разработка содержит презентацию, план-конспект урока и аудиозаписи песен Вертинского и "Песни Сольвейг" из оперы Э. Грига " Пер Гюнт".


Урок литературы в 11 классе "Поэзия Серебряного века"
Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)

Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг.

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Поэты Серебряного века". Д.С. Мережковский.

Материал может быть использован при знакомстве с биографией поэта Серебряного века.

Цели: учащиеся должны систематизировать и обобщить изученный материал, выявить закономерности в творчестве поэтов и индивидуальные черты каждого из них; подготовиться к контрольному сочинению.

Форма урока: литературная гостиная.

Примечание. Каждое кафе оформлено в духе начала XX века, в соответствии с названием и творчеством поэтов. Хозяева одеты в стиле того времени, у каждого присутствует подлинная деталь костюма поэта.

Каждый ученик готовит чтение стихов (наизусть) тех авторов, в кафе которых он побывал, — в знак уважения к хозяевам. Сами хозяева читают свои программные произведения, комментируют их, потом читаются их стихи гостями. В заключение - тосты, пожелания, представляющие собой строчки из стихотворений.

На доске следующие цитаты:

Счастлив, кто посетил

В его минуты роковые.

Начало XX века ознаменовалось для нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим. Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей.

II. Поэтические диалоги.

Учитель. Отличительная черта поэтов Серебряного века в том, что они почти все были знакомы друг с другом. И хотя принадлежали к различным поэтическим школам, были дружны друге другом.

- Что их объединяло? (Неприятие действительности. Уход от нее в поэзию, в другой мир.)

- Что отличало? (Этот мир был различным. Символы - для одних, новые слова - для других, форма для третьих и так далее.)

- Но ведь это все временно. Почему же они стали классиками? Почему их поэзия читается нами, людьми XXI века, и она нравится нам?

Встречают женщины-поэтессы: М. Цветаева, А. Ахматова, 3. Гиппиус. (Их роли исполняют заранее подготовленные старшеклассницы.)

Грамзаписи песен на стихи поэтесс.

Чтение наизусть стихов поэтесс:

Вячеслав Иванов - поэт, переводчик, драматург, теоретик русского символизма.

В 1924 году В. Иванов эмигрировал в Италию, принял католичество. Последние годы был переводчиком итальянской литературы на русский язык.

Встречают гостей: О. Мандельштам, И. Гумилев, М. Волошин. (Их роли исполняют заранее подготовленные ученики.)

Чтение наизусть стихотворений поэтов.

Встречают: И. Анненский, Д. Мережковский, К. Бальмонт. (Их роли исполняют заранее подготовленные ученики.)

Чтение наизусть стихотворений поэтов.

III. Обобщение но теме.

Вопросы для обсуждения:

- Почему в начале XX века возникла поэзия декаденса?

- Что общего было у поэтов этого направления?

- В чем индивидуальность каждого из поэтов?

- Кто из поэтов вам больше понравился, кто ближе по внутреннему миру?

Устная миниатюра. (Можно заслушать 2-3 заранее подготовленных учеников.)

Домашнее задание. Подготовиться к контрольному сочинению.

Учащимся сообщается, что будет предложено три вида тем:

1. Сочинение обобщающего характера по поэзии Серебряного века.

2. Сравнительная характеристика двух поэтов.

Учитель должен дать рекомендации по подготовке к сочинению: необходимо определить основную мысль сочинения, предостеречь от возможных для той или иной темы типичных ошибок.

Рекомендации учителя для учащихся по подготовке к сочинению

Тема 1. Сочинение обобщающего характера по поэзии Серебряного века.

Чего она требует от пишущего? Обзора всей поэзии, теории вопроса, выделения кого-то из поэтов (особенно выдающегося, па ваш взгляд).

1) Вступление может быть аналитическим, а может быть и лирическим.

2) Дальше идет оценочная часть. Задача: показать свое знание эпохи, понимание сущности этой поэзии (на примерах!).

Глубокий анализ творчества и произведений.

3) Значение (или место) Серебряного века в русской литературе.

Тема 2. Сравнительная характеристика двух поэтов.

Тип - сравнительный анализ.

Тема (судьба) - это и биография, и поэзия. Лучше анализировать сходные (Цветаева и Ахматова) или противоположные (Пастернак и Бальмонт).

Анализ по проблемам:

1) отношение к поэзии (чем была для него);

2) к действительности, к России, к революции;

3) темы творчества (например, у Ахматовой и Цветаевой Пушкин), характер их раскрытия;

4) индивидуальность - в чем она.

Тема 3. Мой поэт.

Главная задача - показать, чем тебе оп близок, что у вас общего, какие струны души затронул. Но не должно быть одних эмоций или одной биографии.

Главное анализ образа лирического героя.

Как (тропы) раскрывается автором мысль или чувство?

Необходимо сделать вывод, чем ценен поэт и его творчество (по вашему мнению или мнению критиков), что в нем ценно лично для тебя.

Следует выбрать подходящий жанр: эссе, этюд, письмо, интервью.

Приложения к уроку

Приложение 1

План анализа стихотворений поэтов-символистов

1. Дата написания и публикации.

2. Место, занимаемое в творчестве поэта.

3. Творческая история.

4. Основная тема.

5. Смысл названия.

6. Лирический сюжет и его движение.

7. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

8. Основное настроение, тональность стихотворения, опорные слова.

9. Лирический герой, его своеобразие и способы самораскрытия.

10. Другие лирические персонажи, образы, их переживания.

11. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика и так далее).

12. Музыка стихотворения.

13. Ритм, размер, характер рифмы.

14. Лексика; языковые выразительные средства.

15. Поэтический синтаксис.

16. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

17. Идея стихотворения, как она выражена.

18. Отзывы критиков о стихотворении.

19. Звучание стихотворения в наши дни.

Приложение 2

Итоговый тест по поэзии Серебряного века

I. Теоретический блок.

1. Назовите литературное течение, основными принципами которого являются:

- создание художественных образов - выразителей непостижимой сущности предметов и явлений (символизм).

2. К какому литературному течению модернизма были близки следующие писатели:

1) Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский (футуризм);

2) Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов,

A. Блок, А. Белый (символизм);

3) А. Ахматова, М. Кузмин, II. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий (акмеизм)?

3. Кому из вышеназванных поэтов свойственно:

1) непостоянство, переменчивость настроений, слияние с миром стихии (Бальмонт);

2) стабильность мироощущений, поэтизация твердых качеств характера, строгая логика (Мережковский, Гумилев)?

4. Какие виды искусства были близки:

1) символистам (музыка);

2) акмеистам (живопись);

3) футуристам (архитектура)?

5. Центральной фигурой какого течения Серебряного века был А. Блок? (Символизм.)

6. Кто из них не принадлежал к футуристам: Д. Бурлюк,

B. Брюсов, С. Есенин, В. Маяковский? (Есенин.)

7. К какой группе символистов относились поэты К. Бальмонт и В. Брюсов:

8. К какой литературной группе начала XX века относил себя В. Маяковский:

II. Поэты и их поэтические псевдонимы.

1. Анна Ахматова настоящая фамилия. (Горенко).

2. Игорь Северянин . (Лотарев).

3. Андрей Белый - . (Борис Бугаев).

4. Велимир Хлебников - . (Виктор Хлебников).

5. Саша Черный - . (Александр Гликберг).

III. Биографии и творчество поэтов Серебряного века.

2. Соотнесите фамилии писателей и поэтов и факты их биографии:

1) расстреляны или погибли в сталинских лагерях (Н. Гумилев, О. Мандельштам, Н. Клюев);

2) эмигрировали из России (И. Бунин, Л. Андреев, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич);

3) подверглись нравственной экзекуции (М. Булгаков, А. Платонов, М. Цветаева, М. Волошин).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока № 38 по литературе в 11 классе

Тема урока: РР Написание классного сочинения по поэзии Серебряного века

Дата проведения: 11.12.2017

Учитель русского языка и литературы: Ермакова О.С.

Тип урока : развитие речи

Образовательные : проверка уровня знаний по материалу повести, умения анализировать текст и делать выводы.

Воспитательные : развитие нравственных качеств, обеспечение ситуации эмоционального переживания. воспитывать любовь к поэзии.

Развивающие: продолжить формирование развития речи учащихся путём самостоятельного формирования выводов и обобщений; продолжить формирование дискуссионных навыков, развивать умение самостоятельно работать над решением проблемы; повысить интерес учащихся к идеалам Серебряного века

Оборудование : тетради

І Организационный момент.

ІІ Ознакомление с целями и задачами

ІІІ Написание работы ( Задания с выбором ответа. )

Темы сочинений (на доске):

- Какие вопросы у Вас вызвали затруднение.

V . Домашнее задание.

1пара – жизненный путь М.А.Волошина.2 пара- Творчество М.И.Пришвина

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 161 материал в базе

Материал подходит для УМК

Роль малой родины и дворянских традиций

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.02.2018 2366
  • DOCX 32.1 кбайт
  • 64 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ермакова Ольга Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок литературы (2) :

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности; • эстетическое отношение к миру; • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;

Читайте также: