Урок сочинение по картине васнецова иван царевич на сером волке 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы научимся писать сочинение по картине.

3 Осн. материал. Для этого мы должны провести подготовительную работу. Мир живописи богат и сложен. Для того чтобы вступать в него не как в темный лес, давайте познакомимся с основными жанрами живописи. Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры, - цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас все красочное богатство мира. Перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова “ Иван – царевич на Сером волке”

В. М. Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец , священник , страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Все это не могло не оказать влияние на развитие таланта. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами, одна из них сейчас перед нами. Посмотрите внимательно на эту картину. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником чувствах и настроении изображенных на ней героях. Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей картины. Обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо).


  1. Рассмотрите картину, определите ее тему.
  2. Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Составьте предложения.
  3. Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
  4. Опишите ситуацию, изображенную на картине.
  5. Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
  6. Выразите свое отношение к героям, к картине.
  7. Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.
  1. Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
  2. Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?
  3. Какие изобразительно – выразительные средства использует художник?
  4. Как интерьер характеризует героев?
  5. Какое значение имеет фон картины?
  6. Как художник относится к своим героям? Почему?
  7. Много ли на картине света, воздуха?
  8. К какому жанру вы отнесете эту картину?
  9. Как художнику удалось изобразить природу?
  10. Какова основная мысль картины?

Все вопросы у вас на столе вам в помощь.

Для написания сочинения нам потребуется план, мы вместе его составим.

2. Главные герои картины, их облик, мысли, чувства.

3. Тайны волшебного леса.

4. Вера в счастливый конец.

Какие образы мы видим на картине? (Елена Прекрасная, царевна, суженая, невеста, Иван-царевич, юноша, спаситель, защитник, спутник, Серый волк, лес, чащоба, чаща)

Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.

Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.

Скачка: быстрая, стремительная.

Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота.

Серый волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.

После подробного разбора приступаем к работе.

Примерное сочинение

В 1889 году Васнецов написал картину “Иван – царевич на Сером волке”. В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

Вертикальная композиция картины рождает ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку

Дата: _____________________

Цели: учить писать сочинение-описание по картине; учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержание картины; совершенствовать умение подбирать необходимые описания и повествования; развивать воображение; расширять словарный запас; воспитывать интерес к искусству.

Тип урока : развитие речи.

Планируемые результаты :

Предметные :

писать сочинение с опорой на план, понимать мысли художника картины;

соотносить текст и содержание картины;

подбирать необходимые описания;

Личностные:

проявлять интерес к уроку русского языка, сотрудничать с учителем и сверстниками.

Формируемые УУД :

Познавательные УУД:

искать и выделять необходимую информацию;

ставить и формулировать проблемы, рефлексия способов и условий действия, контроль (взаимоконтроль) и оценка процесса и результатов деятельности;

анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Р егулятивные УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

Коммуникативные УУД:

полно и точно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование : репродукция картины, карточки.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

Выполняют работу над ошибками по итогам написанной контрольной работы. Разбор типичных ошибок.

III . Целеполагание

- О какой сказке идёт речь?

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.

Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитителя.

Царь перестал и пить, и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:

- Чем детские книги отличаются от взрослых книг? (есть иллюстрации)

- Кто рисует иллюстрации? (художники-иллюстраторы)

- Кто автор этой картины? (Виктор Михайлович Васнецов)

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (писать описание картины)

- Мы будем не просто описывать картину, нам нужно выразить свои чувства к этой картине, будем учиться писать сочинение по репродукции картины.

- Попробуйте использовать наречия в вашем изложении.

IV . Работа по теме урока

Беседа по картине.

- Для того чтобы лучше нам понять замысел художника, вспомним, какие жанры живописи мы знаем. ( Портрет, пейзаж, натюрморт.)

- Что такое пейзаж? (Изображение картин природы.)

- Что такое натюрморт? (Изображение различных предметов, цветов, фруктов и т. д.)

- Что такое портрет? (Изображение человека.)

- Посмотрите внимательно на эту картину. Как вы думаете, к какому жанру живописи её можно отнести? (Ответы детей.)

- Трудно отнести картину к какому-то одному жанру — так тесно переплелись здесь природа и человек.

- Главный признак живописных полотен (в отличие от графики или скульптуры) — цвет. В живописи цвет играет основную роль. Он доносит до зрителя всё богатство и разнообразие красок окружающего мира.

Рассмотрим картину подробно.

- Что изображено в нижней части картины? ( Болото с кувшинками, сухая трава, чёрная земля.)

- Что изображено в центре картины? (Серый волк, Иван Царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес.)

- Опишите верхнюю часть картины. (Неба не видно — деревья высокие, густые, но сквозь них брезжит свет.)

- Какое настроение создаёт этот пейзаж ? (Лес мрачный. Кругом опасности. Страшно. И т. д.)

- Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позы.

- Какое значение имеет цветовой контраст пейзажа? ( Он отражает настроение картины.)

- Какое значение имеет фон картины? (Он помогает передать настроение героев. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед Серым волком лес расступается, он помогает героям.)

- Как художник относится к своим героям? Почему вы так решили? (Ответы детей.)

- Для чего художник изобразил яблоньку? (Она предвещает хороший конец, победу добра над злом. Она выжила и расцвела в этом дремучем лесу.)

- Какова основная мысль картины?

- Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.

V . Физкультминутка

VI . Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику. Упр. 134 (с. 77).

- Прочитайте, как отозвался об этой картине один из ценителей русской живописи, меценат Савва Иванович Мамонтов.

- Какие наречия встретились в отзыве С.И. Мамонтова? (Кругом, просто, непосредственно.)

- Как помогают наречия выразить отношение к увиденному, услышанному?

Составление плана сочинения

Главные герои картины.

Мое впечатление о картине.

Словарно-орфографическая работа

- Подробно рассмотрим образы картины, подберём прилагательные и наречия для их описания.

- Что вы напишете о лесе ? (Лес дремучий, глухой, древний, чёрное болото, цветущая яблонька)


Мир живописи богат и сложен. Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры, - цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас все красочное богатство мира.

С детских лет слышал Виктор Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. С 1868 по 1875 год Виктор Михайлович учился в Петербургской академии художеств. Однако только в Москве он полностью нашёл себя как художник. Портрет В. М. Васнецова. Художник Н. Д. Кузнецов

С детских лет слышал Виктор Васнецов былины и сказки о

русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. С 1868 по 1875 год Виктор Михайлович учился в

Петербургской академии художеств. Однако только в Москве он полностью нашёл себя как художник.

Портрет В. М. Васнецова.

Художник Н. Д. Кузнецов

Спящая царевна

Спящая царевна

Три богатыря. Алёнушка. Баба-Яга.

Три богатыря.

Кащей Бессмертный

Кащей Бессмертный

Сафьяновый – сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества (обычно коз или овец). Сафьяновые сапожки. Скатный – крупный, ровный, высокого качества (о жемчуге). Скатный жемчуг. Парча – плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями. Платье из парчи. Голевой – вытканный золотыми нитями. Голевая парча.

Сафьяновый – сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества (обычно коз или овец). Сафьяновые сапожки. Скатный – крупный, ровный, высокого качества (о жемчуге). Скатный жемчуг. Парча – плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями. Платье из парчи. Голевой – вытканный золотыми нитями. Голевая парча.

 Кафтан – старинная мужская верхняя долгополая одежда. Новый кафтан Кушак – пояс из куска ткани или связанный из шнура. Подпоясаться кушаком. Яхонт – старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира. Глаза, как яхонты, горят. Червленый – 1. Багряный, ярко-красный. 2. Красивый. Червленый щит.

Кафтан – старинная мужская верхняя долгополая одежда. Новый кафтан Кушак – пояс из куска ткани или связанный из шнура. Подпоясаться кушаком. Яхонт – старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира. Глаза, как яхонты, горят. Червленый – 1. Багряный, ярко-красный. 2. Красивый. Червленый щит.

Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.

  • Опишите ситуацию, изображенную на картине.
  • Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
  • Выразите свое отношение к героям, к картине.
  • Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.

 Вопросы по картине: К какому жанру вы отнесете эту картину? Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа? Что изображено в нижней части картины? Какое настроение создаёт этот пейзаж? Что изображено в центре картины? Какие изобразительно – выразительные средства использует художник? Как интерьер характеризует героев? Какое значение имеет фон картины? Опишите верхнюю часть картины? Как художник относится к своим героям? Почему? Много ли на картине света, воздуха? Как художнику удалось изобразить природу? Какова основная мысль картины?

Вопросы по картине:

К какому жанру вы отнесете эту картину?

Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?

Что изображено в нижней части картины?

Какое настроение создаёт этот пейзаж?

Что изображено в центре картины?

Какие изобразительно – выразительные средства использует художник?

Как интерьер характеризует героев?

Какое значение имеет фон картины?

Опишите верхнюю часть картины?

Как художник относится к своим героям? Почему?

Много ли на картине света, воздуха?

Как художнику удалось изобразить природу?

Какова основная мысль картины?

1. Художник-сказочник. 2. Главные герои картины, их облик, мысли, чувства. 3. Тайны волшебного леса. 4. Вера в счастливый конец.

1. Художник-сказочник.

2. Главные герои картины,

их облик, мысли, чувства.

3. Тайны волшебного леса.

4. Вера в счастливый конец.

Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской. Иван-царевич одет в парчовый кафтан (расшитый золотом кафтан), подпоясан синим кушаком. На руках у него узорчатые рукавицы. Голову покрывает царская шапка, отороченная мехом. На ногах – красные сафьяновые сапоги. Червлёный меч словно догоняет хозяина на лету.

Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.

Иван-царевич одет в парчовый кафтан (расшитый золотом кафтан), подпоясан синим кушаком. На руках у него узорчатые рукавицы. Голову покрывает царская шапка, отороченная мехом. На ногах – красные сафьяновые сапоги. Червлёный меч словно догоняет хозяина на лету.

Елена Прекрасная : грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная. Елена Прекрасная положила голову на плечо Ивана-царевича. Её руки лежат на коленях. Вся поза передаёт страх, покорность. Густые шёлковые волосы героини развеваются на ветру. На Елене Прекрасной голубое атласное (шелковое) платье с узким поясом, украшенным камнями. Платье девушки украшает широкая золотая кайма. На голове её драгоценный яхонтовый убор (яхонтовая корона). На шее ожерелье из скатного жемчуга. Ножки обуты в расшитые золотом сапожки (сафьяновые сапожки).

Елена Прекрасная : грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.

Елена Прекрасная положила голову на плечо Ивана-царевича. Её руки лежат на коленях. Вся поза передаёт страх, покорность. Густые шёлковые волосы героини развеваются на ветру. На Елене Прекрасной голубое атласное (шелковое) платье с узким поясом, украшенным камнями. Платье девушки украшает широкая золотая кайма. На голове её драгоценный яхонтовый убор (яхонтовая корона). На шее ожерелье из скатного жемчуга. Ножки обуты в расшитые золотом сапожки (сафьяновые сапожки).

Скачка: быстрая, стремительная. Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота .

Скачка: быстрая, стремительная.

Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота .

Серый волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.

Серый волк:

волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.

Примерное сочинение

Вертикальная композиция картины рождает ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинения являются главным видом упражнений по развитию речи. Урок "Сочинение-описание по картине В. Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке" входит в систему упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин. Задачи урока: расширение знаний учащихся о сочинении- описании в художественном стиле речи; развитие коммуникативно-речевых умений: умения понимать тему и основную мысль произведения изобразительного искусства, сопоставлять заголовок с темой и основной мыслью, сравнивать заголовки картины и сказки, составлять речевое высказывание на основе заданной модели текста-описания, отбирать соответствующие языковые средства, использовать изобразительные средства языка для создания образов героев картины, выражать свои чувства от восприятия картины, диалога с художником.

Сочинение - описание

по картине В. М. Васнецова

I этап. Подготовка учителя.

Формат картины прямоугольный, вытянутый по вертикали, что усиливает ощущение тревоги: опасность может поджидать с любой стороны, но мы её не можем увидеть. Формат подчёркивает также устремлённость в высоту заросших мхом деревьев, настолько старых и мощных, что вершины их рассмотреть невозможно.

Линия горизонта, находящаяся на уровне глаз зрителя, создаёт впечатление определённой причастности к событиям.

Композиция картины также способствует выражению основной мысли. На первом плане расположены главные герои картины, образующие композиционный центр. Светлые, тёплые, яркие цвета их одежды, лиц, плавные линии тел, заключённые как бы в овал, контрастируют с тёмным, мрачным фоном леса, суровость, жёсткость которого подчёркивается почти геометрически правильными вертикальными стволами деревьев.

Освещение также помогает выделить фигуры главных персонажей. Свет солнца, пробивающийся сквозь клочья тумана, падает сверху. И в то же время от какого-то неизвестного источника света, находящегося впереди, рождаются отблески на одежде Елены Прекрасной. Свет – отовсюду, со всех сторон, хотя у зрителя преобладает ощущение сумрака и сумерек.

Что касается цвета, то герои со всех сторон как бы ограничены красным цветом: красная шапка Ивана-царевича и красные ножны его меча, его красные сапоги, алый язык волка. Красный цвет – сигнал опасности, которая поджидает везде: сзади, впереди, сверху, снизу.

II этап. Подготовка учащихся.

III этап. Урок обучающего сочинения по картине (2 часа)

расширение знаний учащихся о сочинении-описании в художественном стиле речи;

развитие коммуникативно-речевых умений: умения понимать тему и основную мысль произведения изобразительного искусства, сопоставлять заголовок с темой и основной мыслью, сравнивать заголовки картины и сказки, составлять речевое высказывание на основе заданной модели текста-описания, отбирать соответствующие языковые средства, использовать изобразительные средства языка для создания образов героев картины (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.), выражать свои чувства от восприятия картины, диалога с художником;

Карточки со словами, передающими чувства (из словаря настроений): радость, восторг, восхищение, удовольствие, любование; грусть, печаль, тоска, жалость, уныние, обида; спокойствие, умиротворение, равнодушие, нежность, уверенность; злость, зависть, ярость, гнев; удивление, изумление и др.

Карточки со словами, называющими черты характера: мужество, смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, доброта, доброжелательность, доверие, покорность судьбе, целеустремлённость и др.

Портрет В. М. Васнецова, например работы М. В. Нестерова, или автопортрет художника.

Компьютер, мультимедийный проектор.

Введение в речевую ситуацию. Постановка темы, задач урока.

− Сегодня мы попадём в мир сказки. Послушайте отрывок из русской народной сказки и попробуйте проиллюстрировать его с помощью движений рук.

Название сказки записывается на доске. Учащиеся вспоминают основных героев этой сказки. Слайд 2









Подготовка учащихся к восприятию картины.

Беседа о В. М. Васнецове. Мой рассказ дополняется теми сведениями, которые собрали учащиеся, и сопровождается показом одного из портретов художника или его автопортрета. Слайд 8



В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец, священник, страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Все это не могло не оказать влияние на развитие таланта. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами. Слайд 9

- Сегодня у нас великолепная возможность ближе изучить картину

Сравнение темы и основной мысли сказки и картины.

− Обратите внимание на названия сказки и картины.

Предлагаю детям сравнить эпизод из сказки, соответствующий картине, и саму картину.

В проведении этого этапа урока возможно несколько вариантов.

Первый вариант. Учащиеся самостоятельно находят соответствующий отрывок в тексте сказки. В данном случае задание даётся заранее как домашнее.

Второй вариант. Я зачитываю вслух три отрывка, из которых учащиеся должны выбрать один, тот, который более всего соотносится с картиной. Слайд 12

Сел Иван-царевич на волка верхом, серый волк и поскакал – синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает.

Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает.

Иван-царевич вернулся пешим в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путём-дорогой в родную сторону.

После этого обращаю внимание детей на глаголы движения в этих отрывках (поскакал, помчался, поехал) и прошу определить, какое из слов передаёт самое быстрое движение. Второй отрывок прочитывается ещё раз, в более полном варианте, выделяется слово, передающее основное настроение фрагмента: слайд 13

«Иван-царевич идёт путём-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нём сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:

Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.

Рассматривание картины после её сравнения со сказкой помогает учащимся понять, какие основные средства выразительности используются в живописи и в литературе для создания сходных образов, для выражения определённого настроения и основной мысли. Слайд 14

Беседа по картине. Комплексный анализ картины под руководством учителя.

Вопросы к учащимся:

− Каково общее впечатление от картины?

− Какие чувства она вызывает? Для ответа можете использовать словарь настроений.

− Какова основная мысль картины? Вспомните слово, которое мы выделили во втором отрывке. Посмотрите на картину. Совпадает ли основная мысль картины и отрывка из сказки?

− Какие особенности живописного полотна позволяют вам это утверждать? (Картина расположена вертикально, что рождает ощущение опасности: впереди и позади – неизвестность, возможно, погоня. Лицо Ивана-царевича выражает тревогу и в то же время отвагу, он оглядывается назад, готовый встретить любых преследователей. Серый Волк быстро мчится вперёд, при этом скорость движения подчёркивается сильным взмахом передних лап, направлением движения справа налево, как бы навстречу нашему взгляду, устремлённостью взгляда вперёд, высунутым от быстрого движения языком. Все герои заключены как бы в красный, неправильной формы четырёхугольник: красная шапка Ивана-царевича, красные ножны, красные сапоги, красный язык Волка. Красный цвет тоже становится средством, позволяющим выразить тревогу, ощущение опасности.)

− Что является центром картины? С помощью каких средств художник направляет наше внимание на центр картины – Ивана-царевича и Елену Прекрасную, мчащихся через лес на Сером Волке? Какую роль играют здесь композиция картины, освещение и краски?

− Сравните центр картины и фон. Как художник передаёт контраст между ними? (Тёплые, яркие цвета одежды Ивана-царевича и Елены Прекрасной – и тёмные, мрачные деревья, лишённые листвы; фигуры главных персонажей, как бы заключённые в круг, и прямые, вертикально вытянутые линии фона; центральные фигуры, как бы освещённые со всех сторон, и потонувшие в сумерках лесные дебри и т.д.)

− Какие детали картины помогают нам понять, что герои находятся не в реальном, а в волшебном лесу? (Непонятно, откуда в этом лесу падает свет; неясно, какое это время дня и года; здесь одновременно цветут две переплетённые яблоньки, являющиеся как бы лирическим повтором образов главных героев, и лилии, в то время как на вековых деревьях не видно ни одного зелёного листочка, и т.д.)

− Как Васнецов изображает Серого Волка? Что отличает его от реального зверя и делает волшебным помощником героя? (Лапы Волка не касаются земли – он как бы летит над болотом; глаза его похожи не на волчьи, а на человеческие; только этот персонаж картины смотрит вперёд и в то же время на зрителей и может увидеть то, что ждёт героев.)

Выявление основных микротем картины.

Читайте также: