Урок сочинение по картине пластова первый снег 9 класс

Обновлено: 30.06.2024

8 памятка- подсказка 1. Внимательно рассмотрите картину, прочитайте статью о её авторе. 2. Постарайтесь уловить, понять настроение, которое передал художник. 3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина? 4. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. 5. Составьте план. 6. Соберите материал по картине. 7. Подберите цитаты из стихов А.С.Пушкина, И.А.Бунина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. 7. Помните, главное передать своё отношение к картине, найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник. 8. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.

10 - Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.) - Почему вы догадались, что это имено начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.) - Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)

11 Передний план: крыльцо, ещё не полностью засыпаное снегом; мальчик и девочка (сестра и брат).

12 Снег: белый, чисытый, пуш сытый, падает мохнатыми хлопьями надел меховые ша ки (на)крыш_ домов укутал всю землю белоснежным ковром медлено круз тся (в)воздухе, как стая белых мошек

13 Девочка: в бело-розовом платьице; тапочки, отороченные тёмным мехом; без пальто выб жала на крыльцо; с уд явлением наблюдает; восхищёно смотрит; забор ж но смотрит на сне ; лё кий пл ток.

14 Мальчик: (в)пальто (с)меховым в родником; на голове – шапка - ушанка; одет по-зимнему; мечтает покататься на санках; давно наблюдает.

15 Настроение детей: - Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.) - Выберите из предложеного списка слова, которыми можно охарактеризовать настроение детей: радость, восторг, волнение, беспокойство, испуг, восхищение, грусть, интерес, удивление.

16 Второй план: раскидистая берёза, ворона.

17 Б_рёза старая; могучая; с белым ств лом; ветки у б рёзы ги кие, длинные, раскидистые.

18 - Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.) - Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездоности неба, долгого полета снежинок

19 - Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? (Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.) - Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

20 Задний план -Что мы видим на заднем плане картине? (деревенская улица; избы; крыши домов, покрытые снегом; лошадь, человек в санях)

21 - Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато- сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.) - А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)

22 Художнику удалось передать ощущение радости от первого снега. Несмотря на то, что фон картины темный, мрачный, а серое низкое небо, сырые дома, береза с последними листочками навевают тоску, первый снег сразу все преображает. Сюжет картины незамысловат. Маленький мальчик собрался идти гулять, вышел на улицу и увидел первый снег, который хлопьями падал на землю. Малыш забежал обратно в дом и позвал сестру посмотреть на снегопад. Девочка выбежала на крыльцо дома в легком ситцевом платье, в валенках на босу ногу, накинув на плечи мамин платок. Она, широко раскрыв глаза, наблюдает за происходящим, как и ее брат. На лицах ребят улыбки. Брат с сестрой радуются первому снегу той радостью, которая свойственна только детям. А снег все падает и падает с неба, покрывая крыши домов, крыльцо деревенского дома, дорогу. Любопытная ворона, важно шагая, все же с некоторой опаской ступает по первому снегу. Она удивлена не менее ребят, возможно, ей впервые довелось увидеть снег.

23 Закончить свой рассказ по этой картине можно: У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.

24 В своей работе необходимо использовать синонимы Картина Художник Изобразил произведение живописи, полотно автор картины, живописец, Аркадий Пластов показал, запечатлел, передал

25 Помните! Главное - передать своё отношение к картине, найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

(ФГКОУ НСВУ МВД России)

Цикл гуманитарных и математических дисциплин

Учебный предмет: Русский язык

Преподаватель: Вартабедьян В.Б.

1) познакомить со средствами выразительности русского языка;

2)научить “читать” картину, осмысливать ее содержание;

3)способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства;

2)раскрытие творческих возможностей каждого обучающегося;

3)создать условия для развития речи.

Тип урока: урок развития речи .

Методы: исследовательский, эвристическая беседа, создание эмоционально-нравственных ситуаций, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

I . Организационный момент .

Знакомство с планом и целями урока.

II .Актуализация субъектного опыта учащихся.

III . Организация совместной деятельности по освоению материала урока.

Вступительное слово учителя

Этап организации и целеполагания.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами не просто ученикам, а поэтами и писателями. – Как вы думаете, почему?

- Так как тема известна, давайте определим цель урока.

- Определим общие задачи урока. Обратите внимание на доску. Если вам захотелось добавить что-либо, пожалуйста.

Этап сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях. Подготовка к восприятию картины.

С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.) Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.

Как относится сам писатель к первому снегу?

А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Первый снег”:

… Зимним холодом пахнуло. На поля и на леса.Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,На пруды, на сад пустынныйПервым снегом понесло.

Как говорит Бунин о том, что снег идет? (“Снегом понесло”). Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову понесло.

Этап изучения нового. Рассматривание картины, рассказ о - художнике.

Рассмотрите картину и поделитесь своими первыми впечатлениями

-Послушай вариант вступления. Делайте записи по ходу рассказа

Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

Этап закрепления Работа по содержанию картины.

- Какое время года изобразил художник?

- Почему вы догадались, что это именно начало зимы?

- Какое время суток изображено? Как вы догадались?

- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу.Это деревенские ребята.)

- Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

Работа со словарем настроений:

- Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

Обучащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)

- Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, теплый, добрый.Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

- Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

- Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? (Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

Выявление изобразительных средств картины:

- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.)

- А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)

- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.) - Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)

Речевая подготовка к сочинению:

- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:

- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега. Так же обучающиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.

- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)


Главные герои холста — это деревенские дети, которые выбежали из дома, чтобы посмотреть на первый снег. Ребята еще совсем маленькие, им около 7 лет. Они радуются и веселятся. Несмотря на то, что ребята только выбежали из дома, они все равно успели тепло одеться. На малышне теплые валенки и пуховые платки, а также мы видим овечьи шубки.

За детьми виден вход в дом, я думаю, что это брат и сестра, раз они вышли из одного дома. Изба у них хорошая — деревянная.

Около избушки растет береза. Березонька уже высокая, наверное, ее посадили бабушка и дедушка, которые живут в этом доме. Около дерева скачет черная ворона. По сравнению со снегом, она очень выделяется.

Хоть снег и первый, но он уже успел застелить свои белым бархатом почти все кругом. На крыше избы уже лежит 5 сантиметровый слой пушистого снежка. Ступеньки под ребятами тоже полностью занесло снегом. Мне кажется, что даже ворона радуется этому дивному моменту.

На заднем плане можно заметить очертания деревенского мужика в санях. Вполне возможно он ездил в лес, чтобы нарубить дров, и теперь мчит обратно, для того чтобы отопить дом. А если быть еще более внимательным, то дальше можно разглядеть еще парочку деревянных изб. Те дома уже тоже хорошенько занесло снегом. Я думаю, что снег в этой деревушке идет уже не первый час.

Уже и не веришь, что только вчера картина была совсем другая — серые мокрые улицы, осенние пейзажи с вечной слякотью и грязью. Сейчас все преобразилось. Снег внес в этот осенний угрюмый день — легкости и шарма. Цвета довольно тусклые — белый и серый. Но благодаря снегу, Природа стала играть совсем по-другому, краски изменились, а с этим преобразилось и настроение деревенский.

Мне кажется, что каждый из вас любит этот момент в природе. Каждый любит этот день, когда зимушка-зима резко входит в свои права, когда она быстро и мощно окутывает все кругом свои белоснежным покрывалом.

Я считаю, что художник вложил всю душу в свою картину. Благодаря Пластову Аркадию Александровичу, мы с вами смогли очутиться в этой деревне вместе с ребятами и вдохнуть морозный воздух приближающейся зимы.

Вариант 2

Известный живописец советского времени А. А Пластов известен своим особым отношением к изображению простых жителей сельской местности, деревенского быта, пейзажа родного края. Каждая его работа отражает быт, уклад деревенской местности.

Вдали виднеется часть деревенской улицы. Крыши нескольких домов заднего плана картины уже полностью занесены снегом, так же как и земля. Небо выглядит одной темной тучей, на фоне которой и разыгрались хлопья, мечущиеся из стороны в сторону.

Грациозный танец снежинок так заворожил детей, что они перестали обращать внимание на то, что легко одеты. Они наслаждаются видением, представшим их глазам, широко раскрыв глаза.

Картина объединила образы счастливых детей, родного каждому человеку пейзаж родного края, который представляет будто проснувшуюся после унылой темной осени природу в новом наряде. Изображенные дерево и дома посвежели от снега. Изменилась вся атмосфера вокруг, так как морозный воздух наполнился тысячами практически одинаковыми снежинками, которые иногда поддаются легкому дуновению ветра.

Сочинение: описание картины Пластова “Первый снег” – 7 класс

Описание темы: Трогательные чувства, возникающие в душе каждого человека — выпадение первого снега. Даже в городе от шума и суеты может отвлечь внезапно переменившаяся картина улицы, покрытой первым снегом. Первый снег всегда несет мимолетную радость долгого, в течении всей осени, ожидания зимы. Описание первого снега в картине Пластова “Первый снег”.

Первый снег

Аркадий Пластов — русский живописец, который жил в советское время. Он родился в деревне и больше всего любил рисовать деревню, деревенскую жизнь и крестьян. Ему нравились яркие, захватывающие цвета. А вот картина Пластова “Первый снег” в цветовом выражении довольно однообразная, тусклая, ее главные цвета — белый и серо-коричневый. Но и это не делает картину скучной. Наоборот, она “теплая”, несмотря на то, что изображает зиму.

На картине мы видим небольшой фрагмент крестьянской жизни. Перед нами порог деревянного дома, за ним — береза. Вдали виднеется еще изба. Падает снег. Видимо, он начал падать давно, потому что вся земля покрыта снегом, намело уже довольно большие сугробы. На один из сугробов на заднем плане приземлилась ворона.

Как и всегда в пейзажных работах Пластова, их центром являются человеческие фигуры. На этот раз парочка детей — мальчик лет шести и девочка чуть старше. Скорее всего, они с опозданием выглянули в окно, увидели, что идет снег, и стали поспешно одеваться. Ярко-желтый платок девочки, впопыхах накинутый и прикрывающий почти всю ее фигурку, вносит в картину искру неожиданной радости.

Наверное, дети торопились играть, кинуться в снег, бросаться снежками, но, выскочив на порог, остановились, завороженные снегопадом. Хлопья снега плавно опускаются перед ними. Замерев на пороге, дети в восторге озираются вокруг и не решаются пока что двинуться дальше.

Скупость художника на цвета и детали в этой картине объясняется тем, что она была написана в 1946 году, в суровое, безрадостное, голодное, послевоенное время. Но даже тогда дети верили в сказку и в чудо. Нетронутую детскую душу художник сравнил с чистым первым снегом. Для него чудо — и дети, которые не разучились радоваться и восхищаться, и первый снег, пушистый, ослепительно-белый.

Вариант 1

На пороге деревянного дома двое крестьянских детишек. На заднем плане еще несколько похожих изб, из чего мы можем понять, что действие происходит в деревне.

На многих полотнах Пластова, центральное место занимают люди. Здесь это сестра и ее младший братишка. Проснувшись утром, они сквозь заиндевевшее стекло увидели снегопад и быстренько одевшись, выбежали на крыльцо, чтобы ощутить свою сопричастность такому событию.

Желтую теплую шаль девочка даже не успела завязать, только набросила на легкое домашнее платьице. Но на ногах у нее валенки, чтобы не замерзли ноги. Девочка, точно струна, вся вытянулась, запрокинув голову, она смотрит на снег. На лице детский восторг преображением окружающего ее мира.

Ее братишка лет шести одет в теплый пиджак, на голове шапка. Он также с удивлением разглядывает улицу, крыши домов. Вместе с ними мы испытываем необъяснимую радость, наблюдая падающий из сизоватой тучки нежнейшей пух, который ласково укрывает остатки бурой травы и крыши. Может быть, дети хотели поиграть, но увидели кружащиеся, словно в медленном танце, снежинки и остановились, любуясь.

Картина написана художником в первый послевоенный 1946 год в безрадостное время, которое передано немного однообразными красками. Только дети придают полотну живость, радуясь простому явлению природы. Сочетание серебристых, сероватых и коричневых оттенков домов, деревьев, одежды и сверкающего снега создает у нас особое приподнятое настроение.

Первый снег – самое начало зимы, особое время, когда на опустевшую от травы землю легко ложатся снежинки. Судя по большим сугробам, снегопад шел, возможно, всю ночь. Но земля не успела остыть, поэтому в некоторых местах все еще проглядывают темные участки после растаявшего снега. На один из сугробов опустилась ворона.

В палисаднике, рядом с домом, стоит береза с редкими пожелтевшими и свернутыми в трубочку листьями, которые не успели облететь. На ее оголенную ветку всего на минутку присела белобокая красавица сорока. Она громко стрекочет. Но ворона, не обращает на нее внимания и важно вышагивает по снегу. Рядом с березой виден сухой кустарник, ветки которого, засыпанные снегом, под его тяжестью уже наклонились до самой земли.

На деревенскую улицу выбежал еще один мальчуган, порадоваться снежку.

Серо-сизое небо покрыто темными тучами. Особые чувства вызывает в душе первые снежинки, несущие с собой необъяснимое очищение и светлую радость после осенней грусти. Конечно, этот снег пролежит недолго. Видны незамерзшие бурые лужи: снег лишь прикрыл осеннюю грязь. Но это уже преддверие веселья и зимних игр для детей.

В своей картине Пластов словно сравнивает непосредственность детей со сверкающим первым снегом. Художник воспринимает как чудо и детей, не разучившихся радоваться и восхищаться, и сияющий снег.

Вариант 2

На картине “Первый снег” изображен зимний день в момент, когда идет первый снег. Снег уже успел покрыть землю, крышу и крыльцо дома и продолжает идти. На крыльце крестьянского домика стоят двое детей — мальчик и девочка. Судя по всему, это брат и сестра. Дети выбежали на крыльцо, чтобы посмотреть на падающий снег.

Очевидно, в спешке они не успели одеться как следует. Девочка стоит в одном светлом платье с тонким темным пояском. Она обута в валенки, но на ней нет шубы. На голове у девочки накинут большой светлый платок. На мальчике мы видим слишком большой по размеру полушубок — вероятно, отцовский. На голове у мальчика надета темная шапка-ушанка.

Девочка с восторгом смотрит высоко вверх на падающий снег, на ее лице видна довольная улыбка. Мальчик смотрит на падающий снег также с интересом, но без улыбки. Возле крыльца дома стоит высокая береза и кустарник. Они огорожены деревянным забором и покрытые слоем снега.

Неподалёку от крыльца по снегу ходит ворона. На заднем плане картины виднеются соседские деревянные домики.

Описание картины “Первый снег” из книги В. Сысоева “Аркадий Пластов”

В его картинах дети — неизменные свидетели, а чаще участники повседневных трудовых дел старших. С юных лет действительность предстает перед ними в конкретной работе отцов и матерей, на живых примерах приобщает к обязанностям взрослых.

Художник не писал людей, которые у него лично не вызывали глубокой симпатии. Отношение к детям у него было особенно трогательным, но без тени слащавой умильности или снисходительности. В них он видел достойную уважения свежую социальную силу, идущую на смену старшим, способную своей деятельностью осуществить всенародную задачу грядущей эпохи.

С покоряющей, неприкрашенной верностью натуре художник запечатлевает детей самых различных возрастов, от едва научившихся ходить малышей до подростков, точно угадывая в каждом периоде жизни ребенка свои специфические особенности. Вдумчиво изучая свои модели, он с особым интересом выискивал черты душевной самостоятельности, независимого поведения, предвосхищавшие характер зрелой личности.

Подмечая в манерах и повадках деревенской детворы зарождающуюся крестьянскую хватку, признак исконного трудолюбия, серьезного отношения к чужим нуждам, он восхищается чуткой отзывчивостью юной души к окружающему миру, способностью ребенка тонко чувствовать природу, реагировать на обыденные явления как на удивительные происшествия.

Об этих сторонах детской психологии поэтично рассказано в картинах “Первый снег” (1946), “Деревенский март” (1964–1965), “Костер в поле” (1966–1969).

Детские образы Пластова — уникальное явление в истории советской живописи. Глубиной проникновения в глубины человеческого характера, серьезностью понимания психологических проблем искусства они тяготеют к значительности и внутренней универсальности взрослого портретного образа, защищают права и достоинство личности на подступах к ее созреванию и духовному самоопределению.”

Описание картины Первый снег 3

Художник использует в своей картине небольшое количество красок. В основном белые и серые оттенки. Но от этого вид картины становится только лучше и необычнее.

Снег летит большими хлопьями и создаётся впечатление, что снежинки кружатся в хороводе.

Всё на картине – земля, крыши домов, крылечко, покрыты свежим белоснежным ковром. Травы уже совсем не видно. Всё кругом белым – бело. Только около дома виднеется небольшая чёрная лужа. Снег, попадая в неё, тут же тает. Это означает, что мороза ещё нет.

Возле дома растёт высокая стройная берёза, которая широко раскинула свои ветви. Заметно, что дует небольшой ветер, так как ветки у дерева колышутся и снег летит неровно. Возле берёзы растёт куст, который успело припорошить. Забор возле деревьев старый, покосившийся. А около забора с важным видом ходит галка. На одной из ветвей берёзы уселась сорока. Ей не меньше детей интересно наблюдать за падающим снегом.

Чуть поодаль, по дороге, едет мужик. Он стоит на санях, в которые запряжена лошадь.

Небо на картине тёмно-серого цвета. Солнца совсем не видно. Облака кучевые и тяжёлые.

Сочинение по картине А. А. Пластова “Первый снег”

Вариант 1

Зима пришла. Детство. Ранним утром в доме стало очень светло. Дети проснулись и увидели за окном первый снег.

Дети выбежали на улицу. Они очень торопились. На девочке лёгкое платье и валенки, а на голове большой пуховый платок. Мальчик одет теплее, чем его сестра. На нём тёплое пальто, шапка-ушанка и валенки. На лицах детей радость, удивление и восторг.

Около дома в палисаднике растёт берёза. Недавно она была голая, а сейчас её ветки покрыты снегом. Рядом с ней растёт куст. Его ветки от снега опустились вниз.

Вся земля покрыта пушистым снегом. Только около палисадника проталинка, снег её не укрыл. Рядом важно ходит ворона. Мужчина на санях остановился посмотреть на эту красоту. На заднем плане картины стоят дома. Их крыши покрыты снежным покрывалом.

В этой картине Пластов использует белые, серые и розовые цвета, поэтому картина вызывает светлые и радостные чувства.

Мне очень понравилась эта картина. Я вспомнила, как я увидела первый снег и тоже очень обрадовалась!

Лето дарит не только тепло и солнце, но и полные корзины грибов и спелых ягод. Все это плоды щедрости летней природы отображены в картине Пластова “Летом”.

Вариант 2

Тут изображен деревенский бедный дом. Тут хлипкий заборчик, тоненькие деревья. Тут только одна большая берёза, как в стихотворении, под окном. Ещё мы видим с краю крыльцо, на котором двое детей. Они выбежали радоваться, так как увидели в окно снег. Девочка старше накинула материнский платок – такой тоже желтоватый, мальчик спокойней. Он надел шапку-ушанку и тулуп какой-то. Оба заспанные, но радостные. Я бы ни за что не подскочил бежать на этот снег смотреть.

Серое небо. Видно, что холодно, промозгло. А ещё понятно, что скоро этот беленький снег растает, будет грязь, которая скоро замерзнет. Снега этого так мало, что он, например, даже не полностью дорожку засыпал. Проглядывает грязь сквозь слой снежка. На заднем фоне ещё дома – и никто больше не додумался выбежать на снег смотреть, только эти дети. Вот уж радость – зима пришла.

Так, ещё на картине, понятно, раннее утро. Ещё никто не прошел по этому тонкому слою снега. Тут только сорока есть. Она, видно, не очень-то рада снегу. Голодные и тяжелые времена ей предстоят!

Но главное, конечно, смотреть на всё позитивно. По крайней мере, стараться это делать.

Вариант 3

Первый снег, вообще, чудо. Особенно вот в такие минуты, когда он ещё совсем белый, чистый. Он может скоро и растаять. Важно поймать этот прекрасный момент.

Но тут деревня – домик деревянный. Я думаю, что люди тут чувствуют природу и ценят её. А ещё они умеют радоваться любой погоде. Даже если холодный дождь за окном, то можно сидеть у печки, смотреть на огонь.

Первый снег, конечно, тонко всё покрыл – ещё о сугробах мечтать рано. Вот выйдет солнце – всё растает. А те, кто спал до обеда (если в деревне есть такие) и ничего знать не будут. Они пропустят всю эту свежесть и красоту. И опять увидят только грязь кругом. Будут ворчать… Сами виноваты!

Рано вставать хорошо ради рассвета. Розовые отблеска, роса сияет. Но первый снег даже ещё лучше. Значит, скоро будет второй, третий. Можно кататься на коньках и санках. И скоро Новый год.

В общем, это целый праздник. И ещё первый снег – он уж выпал, так выпал. Цветение, появление листьев (зеленых или желтых) оно всё происходит постепенно. А тут вышел из избы – и праздник.

На картине как раз такой момент восхищения. Дети просто застыли от радости. Может быть, в следующее мгновение они побегут будить родных, чтобы те не пропустили эту красоту. Или сами бросятся на снег – потрогать его, поиграть. Пока все смотрят на снег. И мы – зрители – тоже.

Мне очень нравится картина. И пейзаж, и персонажи – очень симпатичные ребята. И я прекрасно понимаю их чувства. Мне самому становится радостно от такой красоты. Значит, художник справился с задачей своей, значит Пластов сам так чувствовал природу, ждал первого снега. Вдруг сам он так выбегал в детстве? Или это его дети? В общем, здорово передано ощущение радости.

Сочинение 4

Русская зима – это один из самых прекрасных сезонов. Именно в зимнее время года дети могут играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках, лыжах, да и просто весело проводить время на улице.

Собачка, ждущая свою хозяйку – ещё один персонаж, который лично меня очень привлекает. С одной стороны, можно сказать, что она просто покорно ждёт свою хозяйку, стоящую неподалёку в телефонной будке. С другой стороны, даже издали можно заметить, что животное тоже радуется тому, что вышло на прогулку в такую прекрасную, снежную погоду.

Человек, стоящий вдали, возможно, наблюдает за каким-то действом, происходящим за пригорком, а может быть, просто любуется первым снегом. Многие вот так, стоя на дороге, в довольно безлюдном месте, начинают задумываться о своей жизни или вспоминают какие-то приятные события, которые с ними случались. Я, например, очень люблю выйти на улицу зимой и запечатлеть в памяти те радостные мгновения, которые представляются моему взору.

На картине также примечательно то, что по обе стороны проходят две небольшие тропки, похожие на лыжные колеи. Наверное, по ним катаются дети, спускаясь с пригорка, который находится чуть поодаль. Спускаться с горы на лыжах – это сплошное удовольствие, адреналин и невероятный подъём настроения. Мы с семьёй частенько выезжаем за город, чтобы покататься на лыжах. Это полезно и для здоровья, и для бодрости духа.

Сочинение по картине русского художника Аркадия Александровича Пластова "Первый снег".
Знакомство с жизнью и творчеством художника. Обучение младших школьников приемам написания творческих работ, таких как: использование сравнений, эпитетов, олицетворения.

Оценить 174 0

Конспект урока по русскому языку /4 класс, Перспектива/

Сочинение по картине А. А. Пластова “Первый снег”.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- На доске я вижу картину. Мы будем её рассматривать, узнаем имя художника. Будем писать сочинение.

- Ребята, сегодня у нас с вами встреча с прекрасным. Посмотрите на картину русского художника Аркадия Александровича Пластова. Она называется “Первый снег”.

1. Беседа о жизни и творчестве художника. Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) родился в семье крестьянина - иконописца. (Показываю его портрет). Дед его тоже был иконописцем, архитектором. Начал рисовать в раннем детстве. В 15 лет сказал себе - буду только художником. Но по совету отца поступает в Самарскую Духовную семинарию. Рисовать не прекращает. По окончании семинарии едет в Москву, учится в училище живописи. В 1917 году заканчивает училище. В 1932 году случилось несчастье - сгорает мастерская художника. Огонь уничтожает много картин, новых заготовок. Но Пластов не отчаивается и продолжает много работать. Он создает яркие бытовые произведения. Художник хорошо знает жизнь русской деревни. С большим уважением он относится к труду людей, живущих в деревне. Почти на всех полотнах художника есть дети. Вот ещё одна из его картин “Лето”. На картине, которая лежит перед вами, вы тоже видите детей. Картина называется “ Первый снег”.

2. Рассматривание картины и обмен первыми впечатлениями.

- Мне картина нравится. Падает снег. Красиво!

- Дерево ажурное, в кружевах.

- Небо розовое. Я такое тоже видел. Красота!

- Да, это первый снег. Ведь художник так и назвал картину.

Учитель: Ребята, слово первый.

К каким событиям вашей жизни подходит это слово?

- Первые шаги, первые слова, первые оценки, первый день рождения, первая подруга, первый день Нового года.

- Какие чувства вызывает это слово?

- Удивления, волнения, радости, ожидания, счастья, неожиданности, что-то таинственное.

- Ребята, а первый снег какой?

- Крупный, пушистый, долгожданный, тихий, скромный.

3. Послушайте, что о первом снеге написал К.Г. Паустовский.

Читают дети. Они готовились заранее.

“Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.

- Какой у писателя снег?

- Как стеклянный дождь.

- Нарядная невеста в белом платье.

- Сонный, тихий, спокойный.

- Пасмурное, высокое, тоже сонное.

- Что он рассказывает о зиме?

- Прошлась хозяйкой по земле. Уже вступает в свои права. А на разведку отправила несколько снежинок.

Иван Андреевич Бунин так рассказывает о первом снеге.

Читают дети. Они готовились заранее.

“. Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло”.

- Как вы понимаете строчку “первым снегом понесло. ”?

- Налетел ветер, снег сыпется, быстро, без спроса, в разные стороны, вьюга, метель.

4. Учитель: Рассмотрите фотографии. На первой вы видите снег. Он осторожно опускается на землю. Припорошил чуть-чуть верхушки деревьев. Только прикрыл дорожки и тропинки. Видна сухая трава, земля. Он робко летит к земле, боится напугать природу.

На другой - снег налетел вместе с ветром. Прикрыл всю землю снежным толстым ковром. Надел на деревья снежные шубы. Он уже хозяин, бесстрашный, шумный. Вот такой первый снег.

Ученик: А я вспомнил стихотворение Ивана Сурикова “Зима”:

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело…

Учитель: Алёша, а какой снег в этом стихотворении?

- В этом стихотворении снег тихий, но упорный, настырный, шёл всю ночь и прикрыл всю землю.

- Да, ребята, не только художники, но и поэты, писатели, композиторы были очарованы первым снегом, зимушкой-зимой.

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли.
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали.
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!

6. Пластов написал свою картину в 1946 году. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Мы видим сельский зимний пейзаж во всей красоте и прелести. Художник рад, ему нравится такое состояние природы. Он как ребёнок радуется первому снегу.

- Какое время года изобразил художник?

- Начало зимы. Первые дни зимы.

- Почему решили, что это начало зимы?

- Нет еще сугробов. Видна голая земля. Даже сухой листик виден.

- А какое время суток?

- Утро. Снег шел ночью. Дети еще никуда не выходили. Они только проснулись.

- Кого мы видим на переднем плане?

- Детей. Девочке лет 9,10 и мальчику лет 6,7.

- Это деревенские дети или городские?

-Деревенские. Они живут в старом деревенском бревенчатом доме. Забор возле дома тоже старый, покосился. Его давно надо починить. Там нет одной дощечки в заборе.

- Как одет мальчик?

- В пальто, шапка не завязана. Он быстро её надевал и не успел завязать на узел.

- Успела надеть платье, на плечи накинула платок. На ногах валенки, но не её размера.

- Почему дети одеты так?

- Очень торопились выбежать на улицу, им хотелось быстрее увидеть первый снег.

- Дети замерли от такой красоты. Подняли головы вверх, смотрят на небо - смотрят как тихо и медленно падают снежинки.

- Какие лица у детей?

- Заинтересованные, радостные, задумчивые, торжественные, восторженные, красивые, умные.

- Почему их удивил первый снег?

- Снег добрый, мягкий, пушистый, теплый, тихий. Падает хлопьями. А мальчик, наверное, забыл и уже не помнит, каким бывает снег. А, может, дети никогда не видели такую красоту. Они же живут в деревне. Осенью кругом было грязно, дороги размыло дождём. Везде грязь и слякоть. И вот дети увидели первый снег. Всё кругом побелело, стало белым, чистым, красивым.

- А что еще мы видим на переднем плане?

- Большую березу. Ветви у нее раскидистые, широкие. Это старая берёза, не молодая.

- Она рада первому снегу?

- Да, берёза как бы распахнула ветви для встречи со снегом, с зимой. Хочет обнять снежинки, поймать их своими веточками.

- Почему не всю березу видим?

- Художник хотел нам показать детей, которые радуются снегу, а не берёзу. На картине важнее дети, их настроение.

- Кого мы еще видим?

- Ворону. Она тоже рада. Ходит важно по снегу. Хочет его попробовать на вкус. Перебирает лапками упавшие снежинки.

- Он идет, покрывает крыши домов, деревья, землю, детей. Художник показывает нам крупные хлопья.

- На дальнем плане кого мы видим?

- Люди на санях. Они ликуют, радуются первому снегу. Люди едут в санях по первому снегу. Радуются и животные – лошади.

- Художник показывает нам единство живой и неживой природы. Какой фон картины темный или светлый?

- Фон теплый, светлый. Краски розоватые, серо-голубые, серо-розовые. Но главный цвет - розовый. Это цвет радости, праздника.

- Ребята, художник свое полотно расположил вертикально. Это случайно?

- Нет. Снег падает сверху. Художник показывает нам, как падает снег. Он показывает движение снега, бездонность неба. Если бы картина была расположена горизонтально, то мы бы увидели только детей, ствол берёзы, ворону на снегу. А Пластов хотел показать нам ещё и небо. Может быть, чтобы мы проследили за полётом снежных хлопьев.

7. Физкультминутка. “Гимнастика для пальцев”.

Большой палец мы потрём.
Указательный – пожмём.
Средний - с вами мы погладим.
Безымянный – пощипаем.
А мизинец разотрём.
Кистью дружно мы встряхнём.
И писать уже начнём.

8. Открываю доску. Для написания сочинения вам понадобятся опорные слова.

Читайте также: