Сочинение рассуждение рябинка по н соколовой рябинка

Обновлено: 02.07.2024

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества.

Работая в школе, обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Поэтому целью в преподавании русского языка считаю создание условий на уроке для формирования коммуникативной и языковой компетенции.

Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:

  1. Отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;
  2. Обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;

учить письменному и устному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.

Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?

- снижение уровня читательской культуры;

- снижение уровня индивидуального словарного запаса;

- низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.

Актуальность данной темы очевидна, так как она повышает возможности социальной адаптации личности, предоставляя ей адекватные ресурсы в общении.

Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.

Теоретическая база опыта

Я считаю, что обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

Наиболее эффективным является комплексное обучение речи , при котором умения воспринимать устную и письменную речь формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности.

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом .

Главное в работе с текстом в нашем понимании – это сосредоточение внимания учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы, поэтому преобладающим видом деятельности в данной технологии является

примерные задания для анализа текста любого типа речи:

  1. Докажите, что вам предложен для разбора именно текст.
  2. Озаглавьте его. Предложите варианты, содержащие в заглавии тему (идею) текста.
  3. Составьте план текст (простой, сложный).
  4. Проанализируйте композиционное строение.
  5. Исследуйте типологическую структуру текста.
  6. Определите стиль текста, докажите свою точку зрения.
  7. Определите способ и средства связи предложений в тексте.
  8. Проанализируйте языковое оформление текста, цель использования тропов, стилистических фигур.
  9. Дайте субъективную оценку тексту.

Этот вид работы должен быть систематическим – обязательное условие данной технологии. Кроме того, на уроках мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображенное в них.

Другим эффективным средством создания возможностей общения на уроке является система

которые моделируются в зависимости от образовательных целей учебного занятия.

На уроках развития речи детям, например, предлагается исходный текст сочинения об экскурсии и комплекс следующих ситуативных заданий:

- представьте, что вы были на экскурсии в городе Саранске;

- подумайте, какие подробности следует опустить, о чём рассказать ярче и полнее, как лучше назвать сочинение.

Обязательным условием работы с текстом является

моделирование ситуации порождения и восприятия высказывания.

Тот, кто рассказывал историю, сидел у самого края сцены. Новый …. был невысокого роста, с густой чёрной бородой и удивительно ясными глазами. Он смотрел на тоненького, маленького человечка, который танцевал под тихую музыку, доносившуюся из-за кулис… . неожиданно остановился, потому что музыка оборвалась. Видимо, … устал и уснул. Все насторожились.

  1. Прочитайте текст и определите, где происходят события, описанные в тексте, кто эти люди? Почему так решили?

Человек с золотым ключом на шее показал на корабль и поднёс палец к аккуратному рту. Должно быть, человек в плаще понял этот знак. Он прокричал что-то тонким голосом, похожим на писк комара. Не прошло и четверти часа, как сотни сгорбленных носильщиков потащили к кораблю столы, корзины с едой и бочки с вином. В каждой корзине лежал хлеб, вяленый баран и жареный цыплёнок.

Что нужно изменить в тексте, если известно, что речь идёт о Лилипутии и описывает события Гулливер?

Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить своё высказывание с адресатом и реалиями; готовят к эффективному речевому общению.

Речевую ситуацию на уроке позволяют создать

  1. Сформулируйте правило самостоятельно. Здесь учащимся предлагается запись, по которой они формулируют правило:

Очевидно, что подбор такого рода заданий обусловлен не только орфографическими и пунктуационными проблемами обучения, но и той конечной целью, во имя которой делается всё остальное – научить школьников правильно оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

В связи с этим одним из важнейших факторов социальной, а не просто учебной активности школьника является

При написании сочинения следует учитывать всё: жанр, стиль, тип речи, грамматическое оформление, объём.

Примерные темы сочинений разных жанров:

  1. Чёрные и белые полосы нашей жизни (философское раздумье).
  2. Нужно ли быть хорошим? (статья в газету).
  3. Нужны ли связи при поступлении в учебное заведение? (дневник ученика).
  4. О чем размышляю, когда встречаюсь с вандализмом? (открытое письмо)
  5. Я люблю жить! (разговор с самим собой).

Ещё один из приёмов работы над текстом. Чаще он проводится при работе над анализом языка художественного произведения, но сопровождает и другие виды работ по речеведению. Цель языкового эксперимента – обоснование отбора изобразительно-выразительных средств в данном тексте и установление внутренней взаимосвязи между языковыми средствами.

Алгоритм работы при эксперименте:

- устранение данного языкового явления из текста;

- подстановка или замена языкового элемента синонимичным;

- распространение текста другими языковыми элементами;

- перестановка слов и других языковых единиц;

- анализ полученных результатов, обобщение, выводы.

Формирование коммуникативной компетенции естественным образом повышает значимость такой формы организации учебного процесса, как

Здесь следует обратить внимание на особенности организации работы в группе или паре:

1 этап – подготовка к выполнению задания

2 этап – групповая работа (коллективное обсуждение путей решения данной задачи, реализация путей решения задачи на практике, обсуждение результатов работы, подведение итогов).

3 этап – заключительный (представление результатов работы, анализ познавательной задачи, общий вывод, оценка работы)

Совершенствуя речевую деятельность учащихся на уроках литературы, опираюсь на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика. Он имеет возможность выбора этих жанров на основе следующей классификации связных монологических высказываний.

I. Репродуктивные высказывания : воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей, мемуарных и эпистолярных материалов.

II. Продуктивные высказывания :

Пересказы являются важнейшими приемами, которые используются с целью развития речи учащихся средних классов. Пересказы могут быть следующих видов и подвидов :

2. Краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного, сохраняя логику и стиль исходного текста, но опуская подробности, некоторые детали художественного текста. Работа над кратким пересказом учит школьника отбирать главное и существенное, отграничив их от второстепенного.

4. Пересказ с изменением лица рассказчика предлагает изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица. Здесь требуется глубокое понимание характера героя, художественных средств его изображения, большая предварительная работа.

Система работы с текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.

(2)Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора.(3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мота на ветру кудрявой головой.

(4)Наступил август.(5)Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных.(6)Деревце запылало, как костёр на юру.(7)Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после крепкого рукопожатия.

(8)Шла мимо девочка.(9)Увидела рябинку, поахала.

(10)­­-Возьму-ка я одну веточку.(11)Одна веточка-это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

(12)И она была по-своему права.

(13)Ехал на машине усатый дядька.

(14)-Ух ты…(15)Прямо картинка…(16)Шикарно!

(17)Он остановил машину, вылез из-за руля.(18)Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

(19)-Вот какая стоит богатая, небось, не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

(20) Что ж, он был по-своему прав.

(21)Под вечер шли туристы.

(22)-Хорошая рябинка, правда, ломанная.(23)Ну, Зинка, чур, всем по одной ветке.(24)Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной!(25)Мы народ организованный, должны подавать пример…

(26)Шел в сумерках влюблённый.

(27)-Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно.(28)Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

(29)На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать.(30)Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.

(31)-Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет…(32)А Люсенька обрадуется.

(33)На другой день ехал хозяйственник.

(34)-Что это ещё за уродец?- строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

(35)-Убрать.(36)Срубить.(37)А то весь вид портит.

(38)И он был по-своему прав.

(39)В этой истории все правы.(40)Виноватых нет.(41)Но и рябинки тоже нет.

Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Напишите, о чём этот текст, какова позиция автора.

Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.

Как часто мы совершаем какие-либо поступки, не задумываясь о последствиях, считая их слишком мелкими. Но, к сожалению, как показывает горький опыт, зачастую незначительные действия приводят к серьёзным проблемам.

Так происходит и сейчас. Одна из важнейших на сегодняшний день проблем — проблема загрязнения окружающей среды. Этот вопрос очень остро встал в последние десятилетия, а ведь когда-то всё начиналось с малого: появился один завод, другой; тут слили отходы в реку, там; здесь увеличилось число машин в миллионы раз, там. В масштабах планеты это действительно мелочи. Но все вместе привело к серьёзнейшим проблемам здоровья человека, исчезновениям видов животных и рассуждениям учёных о том, что через какое-то время людям просто нечего будет пить.

Такая позиция ярко представлена в образе влюблённого, который возмущается поступками людей, изуродовавших дерево и в то же время сам отламывает последнюю живую ветку, оправдывая себя тем, что уже итак не помочь дереву.

Каждый человек должен начинать с себя, обращая внимания на любые мелочи, не рассчитывая на отсутствие последствий.

Н. Соколову заинтересовал вопрос: кто же человечнее: человек или природа.

В качестве ответа на этот вопрос она рассказывает читателю историю гибели рябинки.

Таким образом, у каждого, кто приближал деревце к гибели, была своя правда. Девочка, дядька, туристы, влюбленный выглядели по отношению к тем, о ком они думали, когда срывали ветки, заботливыми и добрыми. А на самом деле, кто же здесь показан добрым существом? Сама рябинка.

Человечность рябинки противопоставлена безответственности и бездушию людей.

Пóходя, не задумываясь, губить природу, исходя из своих мелких личных интересов и успокаивать свою совесть бездушными фразами, безнравственно. Хорошо, что природа не знает таких безнравственных, бесчеловечных принципов. Поэтому она человечнее человека.

Выросла рябинка при дороге.

Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

Наступил август. Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. Деревце запылало, как костер на юру. Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатия.

Шла мимо девочка.

Увидела рябинку, поахала.

- Возьму-ка я одну веточку. Одна веточка - это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

И она была по-своему права.

Ехал на машине усатый дядька.

– Ух ты… Прямо картинка… Шикарно!

Он остановил машину, вылез из-за руля. Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

- Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

Что ж, он был тоже по-своему прав.

Под вечер шли туристы.

- Хорошая рябинка, правда, ломаная. Ну, Зинка, чур, всем по одной! Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной!

Мы народ организованный, должны подавать пример.

Шел в сумерках влюбленный.

- Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.

Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет. А Люсенька обрадуется.

На другой день приехал хозяйственник.

- Что это еще за уродец? - строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

- Убрать. Срубить. А то весь вид портит.

И он был по-своему прав.

В этой истории все правы. Виноватых нет. Но и рябинки тоже нет. /По Н. Соколовой/

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Анализ текста при подготовке к сочинению- рассуждению. Урок русского языка в.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Анализ текста при подготовке к сочинению- рассуждению. Урок русского языка в.

Анализ текста при подготовке к сочинению- рассуждению. Урок русского языка в 7 классе

 Охранять природу – значит охранять Родину. М. Пришвин

Охранять природу – значит охранять Родину. М. Пришвин

1)Выросла рябинка при дороге. 2)Она выросла случайно, незаконно, пристроилас.

1)Выросла рябинка при дороге. 2)Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине , у высокого забора. 3)Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой. 4)Наступил август. 5)Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. 6) Деревце запылало, как костер. 7)Хороша была рябинка и в погожий день , когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья. 8)Шла мимо девочка. 9)Увидела рябинку, поохала. 10)- Возьму - ка я одну веточку. 11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится. 12)И она была по – своему права. 13)Ехал на машине усатый дядька. 14)- Ух ты… Прямо картинка… Шикарно! 15)Он остановил машину. 16)Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой. 17)- Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жены две – три ветки. 18)Что ж, он был тоже по – своему прав. 19)Под вечер шли туристы. 20)-Хорошая рябинка, правда, ломаная. 21)Чур ,всем по одной ветке! 22)Зря не брать! 23)Мы народ организованный, должны подавать пример… 24)Шел в сумерках влюбленный. 25)- Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно.26) Бездушные люди, не умеют беречь красоту! 27)На рябинке горела одна – единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать.28) Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел – таки дотянуться. 29)- Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет…30) А Люсенька обрадуется. 31)На другой день приехал хозяйственник. 32)- Что это еще за уродец?- строго спросил он, наткнувшись на рябинку. 33)- Убрать. 34)Срубить. 35)А то весь вид портит. 36)И он был по – своему прав. 37) В этой истории все правы. 38)Виноватых нет. 39)Но и рябинки тоже нет.

Анализ текста Определите стиль текста. Художественный Научный Публицистически.

Анализ текста Определите стиль текста. Художественный Научный Публицистический Разговорный Официально-деловой

 Определите тип речи -описание -повествование -рассуждение

Определите тип речи -описание -повествование -рассуждение

Определите -тему текста (о чём рассказывается в тексте?) -идею текста (основ.

Определите -тему текста (о чём рассказывается в тексте?) -идею текста (основную мысль автора) -проблему текста (предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор) -авторскую позицию (отношение автора к проблеме текста)

Социальные, религиозные, моральные, этические, нравственные, философские, эко.

Социальные, религиозные, моральные, этические, нравственные, философские, экологические, национальные, психологические. Типы проблем:

Комментирование проблемы

Задания по группам: Озаглавьте текст, разделите его на смысловые части, соста.

Задания по группам: Озаглавьте текст, разделите его на смысловые части, составьте план. Определите средства связи предложений в тексте. Найдите незнакомые слова, установите их значения по словарю. Выпишите слова с изученными орфограммами, объясните их правописание. Найдите средства выразительности в тексте ( эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и т.д.), объясните, для чего они используются.

План сочинения-рассуждения Вступление. Основная часть: -комментирование пробл.

План сочинения-рассуждения Вступление. Основная часть: -комментирование проблемы -авторская позиция (тезис) -аргументация 3) Заключение.

Словарная работа Аргумент- логический довод, служащий основанием доказательст.

Словарная работа Аргумент- логический довод, служащий основанием доказательства. Актуальный – очень важный для настоящего момента. Комментировать – пояснять, толковать. Экология – наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений с окружающей средой. Тезис- утверждение, которое нужно доказать.

Основные варианты вступления Общие сведения об обсуждаемой проблеме Цитата из.

Основные варианты вступления Общие сведения об обсуждаемой проблеме Цитата из текста или другого источника, связанная с рассматриваемой проблемой. Создание определённого эмоционального настроя; Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.

Речевые клише( речевые обороты, шаблоны) выражение эмоциональной оценки: к св.

Речевые клише( речевые обороты, шаблоны) выражение эмоциональной оценки: к своему удивлению, к сожалению, радует то, что…; нельзя остаться равнодушным, интересно то, что… выражение согласия (несогласия) с мнением автора: разделяю точку зрения автора, не могу не согласиться с автором, к сожалению, вынужден буду возразить; по моему, автор упустил из виду то, что…; на мой взгляд, проблема заключается в другом… выражение уверенности или предположения: по моему убеждению, на мой взгляд, автор убедительно доказывает, что…; нет сомнений, что; я считаю, что…

Средства связи В качестве средств связи в тексте-рассуждении часто использу.

Средства связи В качестве средств связи в тексте-рассуждении часто используются вводные слова, выражающие порядок в развитии мысли и степень важности каждого из его этапов: итак, следовательно, значит, во-первых, во-вторых, далее, наконец, прежде всего, наоборот, напротив, впрочем, между прочим, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, стало быть, кроме того, с одной стороны, с другой стороны, главное, например, таким образом и др.

Аргументация Авторская позиция в тексте – это тезис в сочинении – рассуждении.

Аргументация Авторская позиция в тексте – это тезис в сочинении – рассуждении. Тезис →( ПОЧЕМУ?) .Аргументы→ (потому что…)доказательства читательской позиции. 1 аргумент: на протяжении долгого времени человек воспринимал природу как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Это потребительское отношение к природе привело сегодня к угрозе экологической катастрофы( привести примеры из своего жизненного опыта). Необходимо беречь мир, в котором мы живём.

Работа над заключением подвести итоги размышления; дать оценку сказанному; да.

Работа над заключением подвести итоги размышления; дать оценку сказанному; дать ответ на вопрос, если он поставлен во вступлении; вновь привлечь внимание к проблеме, подчеркнув ее актуальность; призвать читателя к выполнению тех или иных задач.

Вывод Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во вз.

Вывод Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить! Береги и охраняй природу! Именно от нас зависит, какой будет природа завтра… и т.д.

До… После…

Сочинение-рассуждение Услышала рассказ о рябинке. Какая знакомая картина.

Рефлексия Продолжите предложения: Сегодня на уроке я научился… Мне понравилас.

Рефлексия Продолжите предложения: Сегодня на уроке я научился… Мне понравилась эта работа, потому что… Для меня было сложно…

Домашнее задание Закончить сочинение-рассуждение

Домашнее задание Закончить сочинение-рассуждение

Автор текста Н.Соколова нам рассказывает печальную историю рябинки, которая «.

Читайте также: