Что мне дало изучение философии сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Следует сказать, что философия интересна сама по себе, безотносительно к её полезности. Если вы любознательный человек, любящий учиться, узнавать новое, то знакомство с философией обязательно принесёт вам интеллектуальное удовольствие. И всё же стоит перечислить практические стороны влияния философии на человека, учитывая, что часть студентов руководствуется принципом: "А какая мне от этого польза?"

Во-первых, изучение философии развивает широту мышления. Широта мышления — это умение находить связь между такими явлениями, которые кажутся совершенно не связанными друг с другом. Философия, занимающаяся широкими обобщениями, помогает развивать это ценное качество. Догадаться, например, что между падением яблока и вращением Луны вокруг Земли есть тесная связь, как это удалось Ньютону, или обнаружить зависимость числа аварий на дорогах от количества пятен на Солнце, как это сделал инженер Чижевский, — для этого надо иметь философскую широту мышления.

Во-вторых, философия развивает гибкость мышления. Гибкость мышления — это умение видеть относительность истины там, где она кажется абсолютной, бесспорной. Веками никто не сомневался в том, что Солнце вращается вокруг Земли, однако нашёлся человек, усомнившийся в этом. Его имя — Коперник. Лобачевский подверг сомнению казавшуюся непреложной истину, что параллельные прямые не могут пересечься, и создал неевклидову геометрию.

Казалось, из прямых строительных элементов невозможно создать гиперболическую поверхность, однако инженер Шухов сумел построить свои знаменитые гиперболические башни, и именно из прямых элементов. Все эти люди обладали гибким мышлением и не чурались философии.

В-четвертых, изучение философии воспитывает в человеке толерантность — терпимость к инакомыслию, уважение к позиции оппонента, умение выслушать его, найти в его взглядах рациональное содержание и критически взглянуть на собственную аргументацию. Нетерпимость к инакомыслию — основа любого деспотизма, диктатуры, насилия, которые отвергаются философией.

Заканчивая эту главу, можно сказать: если вы хотите выйти из университета не только хорошо обученным, но и образованным человеком высокой культуры, то пренебрегать гуманитарным знанием, включая философию, которая составляет его основу, просто неразумно. Перейдём теперь к знакомству с основными этапами развития философской мысли.

Глава 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Когда говорят о философии Древнего Востока, то прежде всего имеют в виду философские учения Древней Индии и Древнего Китая, с которыми мы кратко познакомимся.

Древнеиндийское общество

Расцвет культуры Древней Индии в первом тысячелетии до н.э., географически изолированной от остального мира горами и океаном, до сих пор вызывает удивление учёных и пока не находит внятного объяснения. Открытие металлургии, производства тканей, лекарственных препаратов, развитие математики, философии и почий — далеко не полный перечень достижений того времени. Они зафиксированы в древних рукописях, получивших название "Веды" (знания). Собственно философская их часть — это "Упанишады" (букв. —\ "сидящий у ног Учителя"). Индийские мудрецы делились знаниями со своими учениками, которые тщательно записывали все сведения, сидя у ног учителя, на земле. Имена первых индийских философов почти не сохранились. И не только в силу давности времён, но и в соответствии с тогдашней традицией анонимного изложения идей по принципу: "Не важно, кто сказал, а важно, что сказано".

Касты

Древнеиндийское общество было кастовым по своему строению. Касты — это социальные слои людей, отличающиеся друг от друга (и это было официально узаконено) происхождением, родом занятий, степенью богатства и власти. Высшая каста называлась "брамины", а самая низшая — "чандалы". Общение между высшими и низшими кастами было запрещено и сурово каралось. Если даже тень чандала случайно падала на вельможу, то первого могли казнить. Молодые люди из низших и высших каст, полюбившие друг друга, нередко кончали жизнь самоубийством, не имея права создать семью. И лишь в редких случаях специальным указом, с выплатой в казну крупной суммы денег, им дозволялось сделать это; однако указ гласил, что данная семья кладет начало новой касте.

Читать Упанишады разрешалось только трём высшим кастам; низшим же за такой проступок грозила смерть. Дело в том, что многие философские идеи Упанишад, как увидим ниже, могли вызвать опасные для властей вопросы о причинах социального неравенства, грозящие бунтами и восстаниями.

Учение о Космосе

Философские идеи того времени, что характерно для многих древних цивилизаций, во-первых, тесно переплетались с религией, и, во-вторых, отличались взглядами на мир, как на единое целое. Космос (букв. — "порядок"; отсюда, например, "косметика" — "порядок на лице") представлялся как живой, целостный организм, имеющий душу — "Брахман". Каждая вещь — частичка этого организма, которая не может существовать изолированно: любое событие в Космосе отзывается на ней, и каждое изменение в ней самой так или иначе затрагивает весь Космос, не проходит бесследно.

Космос живёт по законам Добра, Справедливости и Красоты. И поскольку всё связано со всем. Космос чутко реагирует на любое нарушение этих законов, ничего не оставляя без последствий. Душа Космоса бессмертна, считали индийские мудрецы, а так как душа каждого существа или предмета — это "часть" Брахману то бессмертна и каждая отдельная душа: она может лишь менять свою материальную оболочку, никогда при этом не умирая.

Реинкарнация

Важную роль для нравственных устоев древнеиндийского общества играло учение о круговращении души, получившее название "реинкарнация". После физической смерти человека его душа Атман (буквально — "дыхание") покидает тело и устремляется в Космос, сливаясь с Брахманом где происходит своеобразная оценка и очищение. После этого она возвращается на Землю и вселяется в тело рождающегося ребёнка, оказываясь в боле высокой касте, если ранее человек жил достойно и не нарушал законов Kосмоса.

Если же он творил злые дела, то его душа возрождалась в более низкой касте. И если зло продолжалось, она "опускалась" всё ниже и ниже, попадала далее в тело какого-либо животного. Верхом же падения души значило оказаться навечно в теле насекомого (аналог "Ада" в христианстве).

Если же умирал брамин, то его душа навсегда сливалась с Брахманом, что расценивалось как высшее блаженство и цель земного бытия (аналог христианского "Рая"). Каждый, кто верил в учение о бессмертии души и её перевоплощениях, стремился жить по совести, делать добрые дела, в чём, собственно, и состоял моральный смысл этого учения.

Закон кармы

Однако учением о реинкарнации дело не ограничивалось. Влияние Космоса на земные поступки людей и их судьбы выражалось также законом кармы, или законом Высшей Справедливости, суть которого в следующем. Ни один поступок человека не проходит бесследно; воздаяние за те или иные поступки неотвратимо и неизбежно: зло так или иначе наказывается, а добро раньше или позже вознаграждается. Здесь нужны некоторые пояснения, излагая которые придётся воспользоваться современным языком

Известно, что любая устойчивая система обладает механизмами саморегуляции, гомеостаза, которые осуществляются через обратную связь. Если в системе возникают деформации, грозящие нарушением стабильности, то включается механизм, направленный на блокирование этой деформации. Повредите ножом кору дерева, и через некоторое время вы заметите включение обратной связи: повреждение начнёт затягиваться смолой, после чего останется лишь шрам. Очевидно, что механизмы саморегуляции требуют более или менее длительного времени, не могут реализоваться мгновенно.

Дерево в нашем примере не в состоянии блокировать того, кто нанёс ему рану. Космический же механизм, представленный в индуизме, иной. Человек, совершивший акт злой агрессии, тем самым деформирует Космос, нарушает его законы, угрожает его стабильности. Злое действие, направленное против себе подобного, оборачивается атакой, нападением на вселенский Порядок. Космосу как бы наносится рана. В результате включается механизм защитной саморегуляции, блокирующий не само зло, которое уже свершилось, а источник зла, то есть включается программа на его уничтожение.

Добрый поступок, напротив, укрепляет мировой Порядок, поэтому включается механизм поощрения и поддержки носителя добра. Но в любом случае обратная связь не реализуется мгновенно, а требует времени (существует предположение, что это время от века к веку сокращается). Поэтому воздаяние за когда-то совершенные поступки может прийтись не на самого совортившего их, а на его детей или внуков. Хотя, конечно, воздаяние может быть, и прижизненным. Следовательно, любое действие человека, доброе оно или злое, или даже сам замысел этого действия, неизбежно возвращается к нему обратно в виде воздаяния со Знаком "плюс" или "минус".

Когда ученики спрашивали своих учителей-философов, каким именно образом Брахман реагирует на земные поступки людей, то есть интересовались самой природой механизма космических связей, которые мы бы теперь назвали информационно-энергетическими, то в ответ слышали предостережение: человек не должен вторгаться в эту сферу, ибо в противном случае он может как бы взять на себя функции Космоса, что есть безусловное зло. Иными словами, этого не следует делать, так, как это слишком опасно для любопытного. Достаточно, говорили мудрецы, знать, что закон кармы действует, и что воздаяния за поступки невозможно избежать, что бы человек для этого не предпринимал.

При всей непривычности такой модели для современного человека, особенно воспитанного в духе грубого атеизма, в ней есть рациональное зерно, и не только чисто нравственное. По крайней мере, эту модель вполне можно принять в качестве работоспособной гипотезы, опираясь на современные идеи единого информационно-энергетического поля Космоса.

Виды кармы

В индуизме выделяют четыре вида кармы: индивидуальная карма, семейно- родовая, этническая (национальная) и общечеловеческая карма. В первом случае воздаяние настигает самого носителя поступка. Во втором — приходится на детей, внуков или других представителей данного семейного рода. В третьем — воздаяние ложится на племя или нацию, которая, как и отдельный человек, может творить как добро, так и зло. В четвёртом поощрению или наказанию может быть подвергнуто всё человечество.

В представлении древних индусов блокирование по отношению к носителю зла реализуется через болезнь или несчастный случай. Злым поступком, или даже злыми мыслями, человек разрушает своё защитное биополе, говоря современным языком, и его организм становится уязвимым. Древние именно так воспринимали болезни, то есть как наказание за ранее совершенное зло. Кроме тoгo, если в семье родился ребёнок, скажем, без пальцев, то это расшифровывалось как воздаяние за то, что кто-то из предков крал или грабил. Если рождался слепой или глухой ребёнок, то это прочитывалось как наказание за то, что кто-то из предков видел несправедливость и, не вмешался, или слышал клевету и не пресекал её, а распространял дальше.

С позиции такого понимания Высшей Справедливости всевозможные случайности, происходящие с людьми, — выигрыш в лотерею, получение неожиданного наследства везение в делах, или, напротив, аварии, катастрофы, стихийные бедствия, увечья и т.п. — вовсе не "случайности", а действия механизма саморегуляции Космоса.

Может показаться, что такая система мировоззрения обрекает человека на пассивность, на невмешательство, когда на его глазах совершается зло: мол, Космос всё равно рано Или поздно накажет виновника. Или, напротив, как бы оправдывает неблагодарного человека, которому делают добро: мол, Космос вознаградит. Нет, и то и другое поведение уже расценивается как зло со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, философы учили: если добрый поступок совершается кем-либо с корыстью, с ожиданием непременного вознаграждения, то это уже не добро. Добро — когда человек совершает поступок по движению души, по велению сердца, а не с холодным и расчётливым ожиданием прибыли.

Христианская традиция

Здесь уместно провести параллели между христианством и индуизмом. В христианской религии тоже есть идеи, сходные с законом кармы. Только называется это по-другому: "теодицея" (букв. — "богооправдание"). Это религиозно-философское учение, особенно распространённое в Европе в XVII—XVIII вв., ставило своей задачей разрешить противоречие между благостью и всемогуществом Бога — с одной стороны, и существованием в мире зла — с другой. Вопрос стоял так: как может Бог терпеть существование зла? При этом неизбежно встает и проблема воздаяния за поступки. Христианская карма исходит, во-первых, из того, что душа, будучи бессмертной, не перевоплощается (отсутствует идея реинкарнации). Во-вторых, если в индуизме воздаяние неотвратимо, то в христианстве грехи можно искупить искренним раскаянием и добрыми делами (эта идея, как мы помним, вылилась в своё время в отвратительную практику "индульгенций"). В-третьих, если в индуизме воздаяние может прийтись на потомков данного человека, то в христианстве оно приходится только на самого этого человека, точнее — на его душу; потомки же не несут ответственности за его дела.

У каждого из нас есть своя философия. Мы либо верим во что-то, либо принимаем циничный взгляд. Мы всегда считаем что-то правильным, а что-то нет. Мы воспринимаем себя как благородных существ, достойных счастья, так и виновных преступников, заслуживающих наказания. Мы часто задумываемся, в чем состоит наш долг. И мы принимаем решения по политическим вопросам, поддерживая политиков.

Это всё — философские проблемы. Все философские проблемы вытекают из вопросов. Философские вопросы отличаются от обычных тем, что затрагивают универсальные категории человеческого бытия: мышление, чувства, личность, душу и т. д. "Папа, когда ты купишь мне медвежонка?" — это не философский вопрос. А "Папа, а у мишки есть душа? Он мыслит? Он чувствует?" — уже философский вопрос.

Все философские убеждения находятся на подсознательным уровне и у многих людей они нечленораздельны. Мы переживаем свои убеждения эмоционально, в понятии "смысла жизни".

Смысл жизни отражает фундаментальные принципы, благодаря которым раскрывается наше индивидуальное отношение к миру и к людям; это интуитивное чувство, говорящее, по каким принципам работают вещи и в чем их сущность.

Каждый из нас должен осознавать собственные убеждения, составляющие "смысл жизни", и обладать способностью обволакивать их в словесную форму, в противном случае мы утратим четкое представление о том, во что мы верим и что мотивирует нас принимать важнейшие решения нашей жизни — и является ли это правдой. Нам необходимо обладать ответами на философские вопросы, потому что они непременно определят вектор нашего развития на всю дальнейшую жизнь. Это касается не только отдельных личностей, но и целых наций и культур, над которыми доминирует понятие "смысла жизни".

Наши убеждения, эмоции, ценности, знания и идеалы составляют наше мировоззрение. Но мировоззрение не идентично понятию философии. Философия — это систематизированное, рационально осмысленное и обоснованное мировоззрение, его ядро и основа. Все люди так или иначе философствуют в определенный момент жизни, когда необходима структуризация мировоззренческих позиций, без которой не получится движение вперед, развитие в определенной сфере жизнедеятельности. Абсолютно любой человек так или иначе застает себя рефлексирующим о чем-нибудь метафизическом, ибо в саму человеческую природу заложена функция вопрошания о самом себе, о смыслах.

Смысл — это априорная специфика человека.

На примере это выглядит так: скамья есть, дом есть, трава есть, червь есть, небо есть, звёзды есть, планеты тоже есть, но только человек есть в специфическом аспекте как единственное сущее, способное задать вопрос об "есть". Всё сущее в мире является бессмысленным, пустым, без каких-либо оценочных примесей, ни хорошим, ни плохим. Исключительно человек способен придать смысл всему существующему и существованию, именно он способен сказать о сущем как о чем-нибудь хорошем или плохом.

Каждый человек имеет определенные представления о добре и зле, источник которых — внешняя среда, социум. Человек впитывает морально-этические категории социума и рефлексирует внутри себя, из чего получаются индивидуальные представления о добре и зле. Человек в этом плане заперт в неотвратимости вопрошающего ума. Он не может избежать диалога с самим собой, размышления или полемики с внешней средой. Так или иначе, но каждый человек сталкивается с необходимостью отрефлексировать входные данные, чтобы установить для себя определенные критерии добра и зла, в чем он и раскрывает личностные смыслы (движение к добру, т.е правильным формам поведения). Каждый человек так или иначе высказывает свое мнение, что и является философствованием. И даже циники не лишены своей философии, когда осуждают и обесценивают всё, что связано с философией и мудростью.

Философия в этом плане необходима тем, кто философствует. Философствуют, как мы выяснили, все люди и во все времена. Но главный вопрос здесь - "зачем нужна философия?". Отвечая на этот вопрос, следовало бы разделить тех, кто философствует сознательно, и тех, кто сознательно отвергая философию как рудимент, подвергается бессознательному философствованию.

Сознательный человек философствует для того, чтобы глубже разобраться в структурах человеческого бытия. Он желает осмыслить (структуризировать тот самый интуитивный "смысл жизни") суть самого себя, проживающего эту жизнь, и вместе с тем суть всего происходящего вокруг. Это всё можно сравнить с хождением по лабиринту. Философствующий человек всегда носит с собой блокнот и ручку, чтобы делать записи и тем самым вырисовать карту для выхода из лабиринта. Другие же люди пытаются пройти его интуитивно, не используя весь потенциал ручки и блокнота. Лабиринт в этом смысле — это наша жизнь, а ручка с блокнотом — наши мыслительные способности.

Альбер Камю в свое время утверждал, что главный вопрос философии: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой? И он же, утверждая абсурдность человеческого бытия, отыскал смысл в том, чтобы противостоять этому абсурду. Однако статистические данные по самоубийствам во всем мире говорят, что многие практически отрицательно отвечают на вопрос Камю, руководствуясь своими соображениями на этот счёт. К сожалению, не многие отваживаются противостоять абсурду бытия, ведь это противостояние намного труднее мгновенного выхода из всех проблем и невзгод.

Сознательно задумываться над философскими вопросами — значит задумываться над жизненно-волнующими вопросами разных форм и направлений. Сюда могут входить и проблемы межличностного общения, и религиозные идеи, и содержательные аспекты искусства, начиная от поэзии, заканчивая кинематографом; здесь и осмысление как личного, так и общественного опыта; и рефлексия всех вытекающих из знакомства с наукой комплексов сложных философских проблем и т. д., и т. п. На самом деле каждая философская проблема тесно вплетена в другую проблему. И следует заметить, что составление и структуризация мнений об общих вопросах не обязательно делает человеческую жизнь легче или успешнее. Нет. Философия в самую первую очередь помогает человеку правильно воспринимать всё происходящее вокруг, правильно реагировать и отвечать на вызовы окружающей среды.

Подводя итоги, можно сказать, что, в какой бы сфере жизнедеятельности человек себя ни реализовывал, философия всегда окажется ему полезной. Сугубо теоретическая философия ориентирует человека в научной деятельности. Экзистенциальная философия указывает на правильные способы решения проблем и моральных вопросов. Мистическая философия может привлекать людей, ориентирующихся на абстрактную духовную жизнь. То есть в философии человек себя находит в максимальной полноте своей жизни.

Философия вездесуща. Она неизбежна для каждого человека и каждый человек философствует, даже тот, кто отрицает её необходимость и обоснованность, оставаясь на позициях лишь неразвитой формы философствования.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без какой - либо критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души, и он открывает в себе способность продвигаться к истине, открывать тайны реальности, открывать тайны реальности, пытается ответить на вопросы, которые как - будто не имеют значения для него лично. Откуда взялся мир? Куда движется история? Каково предназначение человека? Но люди навсегда размышляют о будущем человечества с достаточной глубиной и встревоженностью. Современное человечество располагает огромным объемом информации и знаний о мире, созданном в процессе эволюции общества, но оно не стало намного мудрее. А между тем обретение мудрости - одна из главных задач человечества, для обеспечения дальнейшего существования и попытки разобраться в вопросах поставленных человечеством еще на заре цивилизации и нерешенных по сей день.

Итак, что же такое ФИЛОСОФИЯ?

Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой.

По мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.

Таким образом одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие - в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие - на землю; одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку.
Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

Роль философии в жизни общества.

Философия входит в жизнь человека очень рано, задолго до того, как сложится о ней самое первое, элементарное, представление, навеянное случайными встречами и знакомствами.Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в то или иную эпоху. В природе или культуре философию интересуют такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве.Роль философии в жизни человека и общества в том, что она гармонично соединяет в себе достижения всех дисциплин и выстраивает систему нашего познания мира Философские воззрения изменяются в связи с открытием в области других знаний.

Философия является "связующим звеном", которое, пользуясь достижениями в отдельных областях, выстраивают определенную "картину мира".

1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!

Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии. (Этот абзац — цитата из книги Л.Ретюнских, В.Бобах “Веселая мудрость”, М., 1994. С. 12).

3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).

Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.

Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений. Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.

6. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.

7. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.

8. Философия помогает людям вырабатывать убеждения и, если нужно, выправлять их.
Надо помнить: убеждения формируют личность. Без них человек подобен флюгеру — куда ветер подует, туда и он.

9. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.

Философия - это не наука и не религия, и даже не искусство. Философия существовала раньше науки и всех других способов познания мира. Философия дает ответы на те вопросы, на которые не может дать наука, а религия уводит суть проблемы в мистическую плоскость. Для начала философия необходима, чтобы честно определиться с понятиями, тогда как наука уже определилась и диктует определеное отношение к миру и своим понятиям мира, также как и религия. Искусство наоборот хочет уйти от каких либо понятий о мире и старается размыть уже имеющиеся научные и религиозные понятия. Основное зачем нужна философия-это конечно не только прояснение понятий, а прояснение мыслей и идей; только прояснение идей, а не воплощение идей, чем занимается наука, а религия сосредотачивается только на своей основной идее-идее бога. Искусство тоже воплощает идеи в реальный мир и без этого не может существовать и называться искусством. Сравнение с наукой, религией и искусством лучше всего показывает для чего нужна философия для человека и человечества.

Философия - это наука о жизни.
Философия (с греч. -любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих
принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место
человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и
эстетическое отношение человека к миру.
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее
- это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи
относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию.

Традиционный вопрос, который задают по поводу философии: зачем она нужна? Философы не пекут хлеб, не продают автомобили и не подносят напитки в барах — какая от них польза? И следующий из него — что такое философия?

Обращение к греческим корням, перевод как "любовь к мудрости", сентенции о поиске истины не добавляют понимания, так как тут же возникает вопрос Понтия Пилата — что есть истина?. .

Чтобы понять, зачем нужна философская рефлексия, нужно осознать, какой смысл мы вкладываем, говоря о пользе или бесполезности чего-либо.

Философия не делает хлеб, но точно так же его не делает архитектура, музыка, живопись, история или литература. Мы занимаемся философскими размышлениями ради их самих, они нужны нам, чтобы понять себя.

Кроме того, в конечном итоге, мы получаем полноценную отдачу от этих занятий в смысле удовольствия.

Если кому-то эта причина покажется недостаточной для существования философии, то стоит подумать о том, что сама рефлексия неразрывно связана с практикой. Она позволяет нам прояснить понимание тех категорий, которые мы используем в повседневной жизни, таких, как истина, справедливость или свобода.

Если же и этот тезис кажется неубедительным, то необходимо вспомнить поразительную способность людей воспринимать и использовать чужие идеи, как свои.

Как правило, мы готовы поверить, что наше понимание знания, веры, политики лучше, чем какие-либо другие, что наши права важнее, чем права представителей других сообществ, что наши интересы требуют превентивного удара по другим.. .

Рефлексия позволяет нам окинуть ситуацию незамутнённым взглядом со стороны, трезво оценить используемые концепции и вкладываемый в них смысл.

Философия — это умение ясно мыслить. Вне рамок и правил конкретной области человеческой деятельности, будь то физика, богословие или этика.

Наши идеи и концепции можно сравнить с фильтрами, через который мы воспринимаем мир. В философии сами фильтры являются предметом изучения.

Сама философия есть мировоззрение, т. е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере) , а внутри нее, в отличие от натуралистской формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки) , — имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Человек учится познавать самого себя, занимается анализом своих и чужих ошибок, самокапанием. И в конце жизни становится мудрее. Самосознание и анализ присуще только человеку.

философия, как по мне, уже не нужна, точнее сказать, не нужно то, чтобы вплоть до 20 века за исключением некоторых персон . Так как большинство этих идей - не более чем сказки и вымысел . От платона до гегеля - не нужные вещи .Есть науки, которые отвечают куда лучше на вопросы о смысле вселенной, от куда мы произошли

Философия- переводится на русский язык как " жажда к мудрости, жажда к знаниям, мыслям".
И я полностью согласна с этим, философия наука для людей способных мыслить, способных видеть всё в верном свете .
Философия - то, что позволяет нам познать смысл бытия, своё место под солнцем, а так же и свою роль в этом бренном мире .
Философия присуща и взрослым, и детям, жаль, что она присуща только людям .
Однако не все люди способны мыслить здраво, с одной стороны они способны думать, но с другой видно насколько они глупы, насколько их пожрала деградация .
От этой мысли становится жаль человечество.
Однако пока жив человек - жива и философия.
Философия живёт во всём : в книге, в песне, в прозе, в наших мыслях.
Каждый человек - философ .
Философия, как и способность мыслить передаётся нам с "молоком матери".
Тем на философские раздумья и рассуждения бесконечное количество, которое никогда не иссякнет.

Читайте также: