Именно свободный выбор создает личность быть значит выбирать себя сочинение

Обновлено: 23.07.2024

Возможности человеком осуществлять выбор реакции на внешний стимул. Рассмотрение проблемы выбора на примере литературных героев. Отождествление свободы с отсутствием какого-либо давления или ограничения. Относительность свободы в современном обществе.

Рубрика Философия
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 04.10.2016
Размер файла 25,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство Образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

студент гр. Б02- 811- 1 Воронцова К.А.

к.ф.н., доцент Багровникова С.В.

Свобода выбора - это главное отличие человека от всех живых существ. Все подчиняется инстинктам, и только человек - может выбрать реакцию на внешний стимул.

Может терпеть, когда больно. Улыбаться, когда грустно. Идти вперед, когда невмочь. Утверждать, когда все против.

На что ты растрачиваешь твою свобода выбора?

На то, чтобы выйти на пробежку? Или на то, чтобы наорать на водителя подрезавшего тебя авто?

Что ты делаешь через "не могу"? Взбираешься еще на одну вершину или вливаешь в себя еще 100 грамм?

Что ты убеждаешь себя сделать вопреки желаниям эго: заработать еще тысячу или отдать еще тысячу тем, кому нужней?

К чему ты прикладываешь неимоверные усилия? К тому, чтобы быть лучшим в глазах других или к тому, чтобы остаться честным с собой?

Что ты делаешь в минуты покоя: благодаришь Вселенную или пересчитываешь нажитое?

Кому ты отдаешь свой восторг - случайной снежинке или шоу-девочкам с выпяченными ягодицами и вывернутыми душами?

Для чего тебе независимость: для свободы от пороков или для свободы от совести?

Делая выбор сейчас, мы ткем обстоятельства завтрашнего дня. И знаешь, если твой ковер судьбы больше похож на видавший виды половичок, то не стоит забывать о том, что это - твой выбор.

А казнь ожидала старосту Петра, еврейскую девочку Басю, мать троих детей Агинью Окунь (Демчиху) и двух партизан Николая Рыбака и Сотникова.

Партизан Сотников. Командир артиллерийской батареи, сын героя гражданской войны, учитель. Не знаем мы его имени, может, автор и специально его не дает, потому что много было их, защитников Родины. А фамилия у него говорящая, самая что ни на есть командирская (сотник - предводитель сотни у казаков). Быть командиром - это, прежде всего, нести ответственность. Вот это чувство долга у Сотникова было самым главным в его жизни. И не потому, что так было надо, а потому, что по-другому не умел. Во всех его воспоминаниях: и детских, и военных - можно увидеть стойкий характер прямого человека. И у него всегда был только один выбор - поступать по совести. Его решение взять всю вину на себя и тем самым попытаться спасти и Петра, и Демчиху, и Басю было егискренним желанием, потому что он чувствовал себя ответственным за них.

А пятая петля так и осталась пустой. Тот, кто должен был в ней оказаться, сделал другой выбор. Для того чтобы остаться в живых физически, он выбрал смерть духовную. Именно он, Николай Рыбак, выбрал путь убийцы и предателя в тот самый момент, когда выбил из-под ног Сотникова чурбан.

Вот они, четверо людей, которые волею судьбы оказались на одной виселице, но их смерть - это доказательство вечности жизни и доказательство свободы выбора человека.

А у пятого уже никогда выбора не будет, потому что обречен он теперь существовать по законам зверей и руководствоваться только инстинктами.

Вообще свобода в обыденном сознании ассоциируется с отсутствием какого-либо давления или ограничения. Такое значение отражено, например, в словаре В. Даля, где свобода - это своя воля, простор, возможность действовать по-своему, отсутствие стеснения, неволи, рабства [4]. Однако данное определение свободы, по своей сути, делает ее близким к своеволию, в смысле произвола желаний отдельного человека, что в корне отлично от философского (прежде всего этического) значения этого понятия. Здесь также стоит отметить, что осознание свободы как "делаю, что хочу" присуще обычно отроческому, подростковому сознанию и поэтому каждый человек, в той или иной мере, проходит в своем развитии через подобное понимание свободы. Но, человек - существо социальное, а потому неизбежно сталкивается в своей жизнедеятельности с другими людьми, что ведет, в свою очередь, к необходимости ограничения произвола собственных желаний. Ведь, в конце концов, такое поведение просто неразумно и ведет к соответствующим санкциям со стороны социума.

Однако социальность человека имеет мощный противовес в лице такой базовой потребности как стремление к автономии. Причем, на мой взгляд, эта мотивирующая сила является для многих людей более значительной, чем социальность. В этом случае понимание свободы обнаруживается в свободе "от чего-то", то есть в независимости. Такая свобода в этической философии считается безусловным шагом вперед по сравнению с произволом, но не является вершиной. Ведь в подобном независимом автономном существовании не обязательно присутствует положительный созидающий компонент. Поэтому данное понимание свободы в этике считается отрицательным (что не означает плохо). Тем не менее, развитие собственной личности, на мой взгляд, неизбежно проходит через данную автономную стадию.

Тогда резонно задать следующий вопрос: как отрицательная свобода обращается в положительную, то есть в свободу "для чего-то"? Такая свобода проявляется и реализуется в возможности, способности и праве человека выбирать что-то (и действовать соответственно) из альтернативных целей и задач, то есть в свободе выбора. Таким образом, в моем понимании, идея свободы воли сводится к свободе человека выбирать. Но тогда появляется новый вопрос: что обусловливает тот или иной выбор человека? И тут мы приходим к тому, что на психологическом языке называется ядром личности, а именно к мировоззрению конкретного человека, к его главным жизненным ценностям, в соответствии с которыми он осуществляет процесс выбора. Причем человек с высоким уровнем личностного развития осознает свои жизненные ценности более полно. Более того, он ощущает их как насущную необходимость и, действуя в соответствии с ними, несет за них ответственность. В этом контексте становится понятным знаменитое определение Спинозы, который считал, что свобода есть познанная необходимость. К тому же явно вырисовывается взаимозависимость подлинной свободы и ответственности.

Что касается свободы поведения человека в обществе, то она относительная. Ведь не бывает же абсолютной свободы, иначе люди друг с другом не смогли бы ужиться. И это правильно.

Представляете, если бы каждый делал, что захочет? Захотел - украл чего-нибудь, захотел - сходил в туалет соседу в хлебницу. В условиях абсолютной свободы наступил бы хаос! свобода выбор давление ограничение

Свобода - это ценность для каждого человека, но часто от нее отказываются. Например, политзаключенные способны сесть в тюрьму, то есть лишиться свободы, взамен за возможность открыто выразить свои взгляды, то есть за свободу другого рода. А другие люди отказываются открыто выражать себя, потому что боятся за свою безопасность.

Сочинения про свободу выбора

Мы вправе сами выбирать то, чем хотим заниматься или в чем участвовать, и никто нам в этом не помешает. У человека есть полная свобода выбора в развитии, в формировании своего характера, памяти, сознания, свобода выбора того пути, по которому он хочет идти в этой жизни.

Что такое Свобода выбора – сочинение

Под свободой человека понимается возможность выбора, выражения своего мнения, передвижения туда, куда ему хочется, а также отсутствие подчинения воле другого человека.

Свободный человек вправе поступать так, как ему велит сердце, у него всегда есть право выбора. Нельзя говорить о том, что человек полностью свободен, если у него нет такой возможности.

Свобода выбора – это состояние человека, когда он может самостоятельно принимать определённые решения и нести за них полную ответственность.

Ответственность бывает как моральная, так и перед законом. Не многие люди готовы быть по-настоящему свободными. Свобода выбора предполагает ответственность за свои поступки и решения, однако, не все готовы её нести, быть в ответе за свои поступки.

Многим людям намного проще переложить груз ответственности на плечи других, позволить другим людям принимать решения, даже если это каким-то образом будет ущемлять их собственную свободу и подавлять их волю.

Совсем другим случаем является недобровольное ущемление свободы одного человека другим. Но это уже другой вопрос. Так или иначе, свобода выбора главным образом отличает человека от других существ. Только человек может делать что-то по собственной воле, а не подчиняться исключительно инстинктам.

Сочинение на тему Свобода выбора

Свобода – это одна из высших ценностей человека, его способность действовать в соответствии со своими целями и интересами.

Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой. ( Ф. М. Достоевский )

Свобода людей выражается в свободе выбора, с которой они встречаются каждый день. Чтобы удостовериться в этом наглядно, проанализируем повседневную жизнь обычной школьницы:

  • Утром она выбирает одежду, в которой пойдет в школу. У нее есть свобода выбора — одеть платье или юбку с блузкой, однако девочка должна придерживаться школьной форме. Это ограничение ее свободы, но это закон.
  • В школе девочку случайно толкают пробегающие рядом дети. Она может сделать выбор: ответить тем же, что покажет ее культурную необразованность, или не обратить внимания. Обычно в таких ситуациях у школьницы не возникает проблем с решением — она не придает этому внимания, чтобы не возник конфликт. И это ее выбор.
  • Свобода выбора предоставляется девочке и на уроках. Она может не соблюдать правила поведения, не слушать учителя, и тогда не усвоит новой темы, а может даже будет подвержена наказанию. Или же она может прилежно себя вести, слушать новую тему, и таким образом располагать к себе учителя. У девочки есть и другой выбор: отвечать на вопросы преподавателя и получать хорошие оценки или не работать на уроке и не зарабатывать необходимых оценок. Школьнице иногда бывает трудно выбрать между этими решениями из-за незнания темы или нерабочего настроения. Но все это — свобода выбора.
  • Выбор девочке предоставляется и тогда, когда ей нужно делать домашнюю работу. Она делает домашнее задание, чтобы закрепить пройденный материал, умственно развиваться. Если она выберет не делать заданную работу, то не сможет понять школьного материала и получит плохие оценки.

Свобода выбора выражается почти в каждом поступке человека. В некоторых ситуациях она бывает ограничена, поэтому многие решения принять довольно сложно. Но человек в любом случае несет ответственность за каждый свой выбор.

Свобода выбора у Достоевского

Важно, что перед смертью эта героиня поменялась нательными крестами с Соней Мармеладовой, к тому же она была беременна, так что Раскольников убил еще и неродившегося ребенка, и даже, в символическом смысле, Соню. Позже с горя умирает мать Раскольникова, и в ее смерти также повинен лишь он.

После преступления Родион расплачивается за него муками совести, практически приведшими его к душевной болезни, страшным отчуждением от людей и общества, внутренним душевным распадом.

Герой осознает, что он является преступником, — не только по законам человеческим, но и по законам божьим. Раскольников повинен не только в смерти других людей, но виноват и в убийстве собственной души, которая не смогла вынести зверств, совершенных им.

Рассуждение, в чем выражается свобода выбора

Каждый день, каждый час, каждую секунду каждый человек делает какой-то выбор: идти – не идти, делать – не делать, слушать – не слушать, и так до бесконечности.

Вот эти маленькие решения и составляют дорогу человеческой жизни. И будет ли этот путь прямым, ведущим к самоуважению и самодостаточности, или же станет виляющей, зыбкой тропкой к пропасти – зависит от выбора человека и его честности перед самим собой. Почему честности?

А казнь ожидала старосту Петра, еврейскую девочку Басю, мать троих детей Агинью Окунь (Демчиху) и двух партизан Николая Рыбака и Сотникова.

Петр стал старостой лишь только потому, что его попросил об этом секретарь района. Но, взвалив на себя эту проклятую должность, сам-то Петр не изменил свое отношение ни к людям, ни к жизни. Каждый его поступок – это проявление его жизненной позиции.

И выбор тринадцатилетней девочки Баси, еще совсем ребенка, так же естественен, как выбор человека: дышать – не дышать. Разве может она рассказать фашистам о тех людях, у которых ей приходилось скрываться после того, как всю ее семью расстреляли?

Образ Агиньи, которую все называют Демчихой, это образ простой деревенской женщины. У нее трое малолетних детей, ее муж воюет где-то в Красной Армии, а она постоянно в заботах о куске хлеба для семьи. Так бы и жила она, дожидаясь своего красноармейца и тихо ненавидя немцев, если бы не забрели к ней двое партизан.

Понимала она, что в случае чего не жить ей, все понимала, но не выгнала – помогла. А когда нагрянули полицаи, ненависть к ним оказалась намного сильнее страха, даже сильнее материнского инстинкта. Так что и выбор Демчихи был продиктован всей ее прежней крестьянской жизнью.

Партизан Сотников. Командир артиллерийской батареи, сын героя гражданской войны, учитель. Не знаем мы его имени, может, автор и специально его не дает, потому что много было их, защитников Родины. А фамилия у него говорящая, самая что ни на есть командирская (сотник – предводитель сотни у казаков).

Быть командиром – это, прежде всего, нести ответственность. Вот это чувство долга у Сотникова было самым главным в его жизни. И не потому, что так было надо, а потому, что по-другому не умел.

Во всех его воспоминаниях: и детских, и военных – можно увидеть стойкий характер прямого человека. И у него всегда был только один выбор – поступать по совести. Его решение взять всю вину на себя и тем самым попытаться спасти и Петра, и Демчиху, и Басю было его искренним желанием, потому что он чувствовал себя ответственным за них.

А пятая петля так и осталась пустой. Тот, кто должен был в ней оказаться, сделал другой выбор. Для того чтобы остаться в живых физически, он выбрал смерть духовную. Именно он, Николай Рыбак, выбрал путь убийцы и предателя в тот самый момент, когда выбил из-под ног Сотникова чурбан.

Вот они, четверо людей, которые волею судьбы оказались на одной виселице, но их смерть – это доказательство вечности жизни и доказательство свободы выбора человека. А у пятого уже никогда выбора не будет, потому что обречен он теперь существовать по законам зверей и руководствоваться только инстинктами.

Таким образом, свобода выбора – это уникальное понятие. С одной стороны, люди мечтают о ней, стремятся к ней, а с другой – сам человек часто ограничивает свою свободу.

Каждый день, каждый час, каждую секунду каждый человек делает какой-
то выбор: идти – не идти, делать – не делать, слушать – не слушать,
и так до бесконечности. Вот эти маленькие решения и составляют
дорогу человеческой жизни. И будет ли этот путь прямым, ведущим к
самоуважению и самодостаточности, или же станет виляющей, зыбкой
тропкой к пропасти – зависит от выбора человека и его честности перед
самим собой. Почему честности? Если человек что-то

делает через силу,
не по зову души, а только потому, что так надо, этот с внешней стороны
правильный выбор никогда не приведет его к прямой дороге, только больше
запутает и ускорит “падение”.

Наверное, можно утверждать, что в каждом литературном произведении
есть тема “выбора”, потому как жить человек без этого не может. Выбирать
– это и есть жить. А жить – это и есть выбирать. И никто за человека не
сможет принять окончательное решение, так что свобода выбора есть всегда,
несмотря ни на какие обстоятельства, это то, что у человека нельзя отнять.

Для примера, возьмем “Сотникова”

Василя Быкова. И начнем сразу с конца
пути героев повести. Вот она виселица. Страшная, черная, с болтающимися
пятью петлями, которые вот-вот затянутся на шеях людей. Кто же эти
смертники? Какой неправильный (или правильный?) выбор в своей жизни
сделали они, что такая лютая смерть уже предначертана им бесповоротно?

А казнь ожидала старосту Петра, еврейскую девочку Басю, мать троих детей
Агинью Окунь (Демчиху) и двух партизан Николая Рыбака и Сотникова.

Петр стал старостой лишь только потому, что его попросил об этом
секретарь района. Но, взвалив на себя эту проклятую должность, сам-то Петр
не изменил свое отношение ни к людям, ни к жизни. Каждый его поступок –
это проявление его жизненной позиции. Надо спрятать еврейскую девочку?
Конечно, надо. Нет страха у этого уже пожилого мужчины, его выбор всегда
спокоен, недаром и имя Петр обозначает “скала, камень”, так же спокойно он
принимает и смерть.

И выбор тринадцатилетней девочки Баси, еще совсем ребенка, так же
естественен, как выбор человека: дышать – не дышать. Разве может она
рассказать фашистам о тех людях, у которых ей приходилось скрываться
после того, как всю ее семью расстреляли? Басе даже в голову не приходит
такая мысль. Она уже так настрадалась, что смерть ей кажется избавлением
для себя и облегчением для тех, кому больше не придется ее прятать и
умирать за это. Имя Бася обозначает “благословенная”.

Образ Агиньи, которую все называют Демчихой, это образ простой
деревенской женщины. У нее трое малолетних детей, ее муж воюет где-то
в Красной Армии, а она постоянно в заботах о куске хлеба для семьи. Так
бы и жила она, дожидаясь своего красноармейца и тихо ненавидя немцев,
если бы не забрели к ней двое партизан. Понимала она, что в случае чего
не жить ей, все понимала, но не выгнала – помогла. А когда нагрянули
полицаи, ненависть к ним оказалась намного сильнее страха, даже сильнее
материнского инстинкта. Так что и выбор Демчихи был продиктован всей ее
прежней крестьянской жизнью. Белорусское имя Авгинья – это имя Евгения,
значение которого – “высокородная”. И разве это не так?!

Партизан Сотников. Командир артиллерийской батареи, сын героя
гражданской войны, учитель. Не знаем мы его имени, может, автор и
специально его не дает, потому что много было их, защитников Родины. А
фамилия у него говорящая, самая что ни на есть командирская (сотник –
предводитель сотни у казаков). Быть командиром – это, прежде всего, нести
ответственность. Вот это чувство долга у Сотникова было самым главным
в его жизни. И не потому, что так было надо, а потому, что по-другому не
умел. Во всех его воспоминаниях: и детских, и военных – можно увидеть
стойкий характер прямого человека. И у него всегда был только один выбор
– поступать по совести. Его решение взять всю вину на себя и тем самым
попытаться спасти и Петра, и Демчиху, и Басю было егискренним желанием,
потому что он чувствовал себя ответственным за них.

А пятая петля так и осталась пустой. Тот, кто должен был в ней оказаться,
сделал другой выбор. Для того чтобы остаться в живых физически, он
выбрал смерть духовную. Именно он, Николай Рыбак, выбрал путь убийцы и
предателя в тот самый момент, когда выбил из-под ног Сотникова чурбан.

Вот они, четверо людей, которые волею судьбы оказались на одной
виселице, но их смерть – это доказательство вечности жизни и
доказательство свободы выбора человека.

А у пятого уже никогда выбора не будет, потому что обречен он теперь
существовать по законам зверей и руководствоваться только инстинктами.



1. Жизнь слишком быстро входит в привычку. Хочешь заработать деньги, чтобы жить счастливо – и в итоге все силы, весь цвет жизни уходят на их добывание. Счастье забыто, средство принято за цель.

2. Истинная щедрость по отношению к будущему — это всё посвятить настоящему.

3. Вы никогда не будете счастливы, если будете продолжать искать, в чем заключается счастье. И вы никогда не будете жить, если ищете смысл жизни.

5. Кто ничего не даёт, тот ничего не имеет. Самое большое несчастье не в том, что тебя не любят, а в том, что не любишь сам.

6. Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя.

7. Там, где больше всего опасности — больше всего надежды.

8. Рано или поздно наступает время, когда нужно выбирать между созерцанием и действием. Это и называется: стать человеком.

9. Ни одно гениальное произведение никогда не основывалось на ненависти или презрении.

10. Привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние.

11. Гениальность может оказаться лишь мимолётным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить её в славу.

12. Невозможно быть равнодушным к несправедливости. С несправедливостью либо сотрудничают, либо сражаются.

13. Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.

14. Этот мир лишен смысла, и тот, кто осознал это, обретает свободу.

15. Не ждите Страшного суда. Он происходит каждый день.

16. Именно свободный выбор создаёт личность. Быть — значит выбирать себя.

17. Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть и богатыми, и свободными — и из-за этого подчас становятся бедными рабами.

18. Моя беда в том, что я всё понимаю.

19. Свободен лишь тот, кто может позволить себе не лгать.

20. Не иди впереди меня — я могу не успеть. Не иди позади меня — я могу завести не туда. Просто иди рядом со мной и будь моим другом.

Читайте также: