Урок сочинение по фгос

Обновлено: 02.07.2024


в данной разработке представлен материал по развитию речиБ обучающее сочинение "Как солнечный Лучик Весну разбудил".

Содержимое разработки

Русский язык

Тема: Развитие речи. Обучающее сочинение.

Цель урока: обучение написанию сочинения

1. Учить детей отбирать материал в соответствии с будущей темой сочинения;

учить планировать собственные высказывания;

учить воспринимать мир живым и одушевленным;

2. Формировать представления о языковых средствах, при помощи которых можно выразить настроение.

3. Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.

4. Воспитывать любовь к родной природе, потребность в общении с подлинным искусством слова, самостоятельность суждений.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс!
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
Удивительный урок начнем.

II. Вступительная беседа

Какое время года наступило? Какие изменения вы заметили? Ваши наблюдения помогут в работе. На что вы обратили внимание?

Поделитесь своими впечатлениями.

- Посмотрите на слова, которые записаны на доске. Давайте их прочитаем.

“Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче”

Константин Паустовский.

- О чём говорит писатель?

- Не правда ли, удивительные строки, хочется ещё и ещё раз их перечитать. И удивительное время года – весна, она не оставляет никого равнодушным. Весна воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, весенние пейзажи.

Приходу весны посвятили свои рассказы и стихотворения многие русские писатели и поэты. Эти произведения мы читаем на уроках литературного и внеклассного чтения. К отрывкам из них мы обратимся сегодня на уроке.

Цель нашей работы: подготовиться к сочинению по нашим наблюдениям.

Тема сочинения: Как солнечный Лучик Весну разбудил.

(Учитель открывает на доске)

- Обратите внимание, как написаны слова Лучик, Весна?

(Это герои нашего сочинения)

- Как называется такой прием в литературе?

- Ещё раз прочитайте тему сочинения про себя. Что вы представили?

Поделитесь своими первыми мыслями.

- Мы не просто опишем солнечный Лучик, а главное - мы должны показать, как лучик прогнал Зиму, и наступила Весна.

III. Отбор языкового материала.

- В этом году мы очень долго с нетерпением ждали первого весеннего Лучика. И вот, наконец, он появился среди облачного неба. Улыбнулся нам своей солнечной улыбкой. Даже заглянул к нам в окно, пробежал по партам, по доске, посидел на цветочке.

Какие эпитеты вы бы подобрали для описания весеннего Лучика? Дети называют слова.

На доске открывается запись: прочитайте

- Допишите новые слова в словарик. Обратите внимание на орфограммы. Эти эпитеты вы будете использовать в своём сочинении.

Солнечный Лучик должен разбудить Весну. Давайте назовём слова, которые передадут действия Лучика. Какая это будет часть речи?

- Прочитайте, запишите в словари, обратите внимание на орфограммы.

IV. Подготовка к предстоящему сочинению

- С чего начинается весна? (Становится теплее, ярче светит солнце)

- Первая победа солнечного Луча - наступает Весна света . Давайте обратимся к отрывкам из произведений русских писателей. Как они представили начало весны, прочитайте по себя, какие слова вам хочется зачитать вслух . Чтение 2-х отрывков.

“На солнце было нельзя взглянуть, - лохматым ослепительным потоком оно лилось с вышины. По синему- синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой… ”

“Лазурное пятно… разорвало, разогнало все тучи, синевато- прохладный свет полился с неба, стали голубыми, без дна лужи, обозначились ручьи сверкающими зайчиками, и огромное озеро на полях и текущие овраги снопами света отразили солнце. ”

А.Н. Толстой “Весенние ручьи”

- Найдите слова в этих строчках, которые описывают необычность весеннего света.

- Ещё не кончилась Весна света, а наш Лучик ведёт новое наступление на Зиму. Вспомните, какие изменения в природе происходили далее?

(Под действием солнечных лучей снег потемнел, стал рыхлым, осел, пропитался водой. И побежали звонкие ручьи. Появились первые проталины)

- Мы увидели вторую победу солнечного Луча - наступила Весна воды (появляется на доске плакат “Весна воды”). Вспомните отрывки из стихотворений русских поэтов о шуме весенней воды.

- Мы увидели вторую победу солнечного Луча - наступила Весна воды. Вот и паводок- весенний разлив. Напоит вода землю. Вспомните отрывки из стихотворений русских поэтов о шуме весенней воды (примерные варианты).

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями…

Бушует талая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.

3. Е. Баратынский

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый её лёд!

Ручьи журчат и извиваясь
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.

5. Ф. И. Тютчев (отрывок)

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
“Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”

Весенние воды не привлекают нас своей красотой. Зато они великие труженики и вестники лучших дней. Их неустанная работа рождает великолепные весны.

А знаете ли вы, какой голос у Весны? Что вы услышали во время чтения стихотворений? (Шум и журчание воды)

- Может быть, ещё что-то мы услышим? (Пение птиц. На динамической картине появляются рисунки ручья, проталины, птиц)

- Любое явление природы имеет свою музыку. Надо только прислушаться. В тёплые весенние дни мы можем услышать и треск льда на реке, и звон капели, и журчание ручейков, можем услышать, как шелестит ветер в мокрых ветках, как поскрипывают кривые стволы.

Найдите те отрывки произведений, в которых слышится голос Весны, прочитайте про себя, приготовьтесь читать вслух.

Дети находят и читают следующие 2 отрывка.

“…Прилетела красавица весна на лебединых крыльях, - и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут- журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют- заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!…”

Виталий Бианки

“…И вот наконец пришла весна. Дни были теплые и влажные. Земля отходила, и далеко по лугам весь день стояли туманы. А петухи распевали во все горло, оглашая село своими криками, воробьи, как сумасшедшие, трещали по голым кустам калины и смородины…”

Иван Бунин, “Песня жаворонка”

- Как писатели описывают весенние звуки, найдите эти слова.

- Какая следующая победа солнечного Лучика?

(Появляется на доске плакат “Весна звуков”).

- Как вы думаете, наш Луч окончательно разбудит весну? (Нет)

- А когда мы можем сказать, что Весна насупила окончательно?

- Последняя победа солнца - наступление Весны зелени (появляется на доске плакат “Весна зелени”). Зимой деревья казались мёртвыми, и вдруг они проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, скоро зацветут. Появились первые цветы. Зазеленела трава (на динамической картине убираются рисунки проталины, ручья, появляются рисунки травы, первых весенних цветов).

Физкультурная минута

Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся.

На доске появились плакаты:

- Выглянуло весеннее ослепительное солнышко. Его лучи согрели землю.

- Мы проследили последовательность изменения природы Весной, как солнечный Лучик шаг за шагом пробудил Весну.

Как много слов мы отобрали, сколько составили предложений. И чтобы написать сочинение, надо расположить весь отобранный материал в определенном порядке, и следующий этап нашей работы - составление плана сочинения.

Сколько частей должно быть в сочинении? Перечислите.

- Давайте подумаем, о чём будем писать в каждой части, как озаглавим каждый пункт плана.

Что напишем во вступлении?

(Природа ждёт прихода весны)

- Как можно озаглавить?

(Учитель записывает на доске предлагаемые варианты.)

1. Ждём Весну. Скоро Весна. Зима отступает

- Какие словосочетание помогут раскрыть тему сочинения в основной части? (Обращение учителя к плакатам на доске)

- Озаглавьте её (обсуждаются варианты, выбирается наиболее удачный).

2. Солнечный Лучик будит Весну:

- Какой вывод сделаем в заключении?

- Как вы думаете, что ещё мы должны передать в сочинении? (Наши чувства, наше отношение к весне)

Предложите свои варианты заключения.

VI. Запись плана

Запишите тему и план.

VII. Домашнее задание


-75%



Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования.

Требования к современному уроку по ФГОС

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Типы уроков по ФГОС

Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
  • Первичное закрепление нового знания.
  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
  • Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
  • Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
  • Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
  • Обобщение выявленных затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Осуществление рефлексии.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • Этап рефлексии деятельности.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
  • Фиксирование локальных затруднений.
  • Создание плана по решению проблемы.
  • Реализация на практике выбранного плана.
  • Обобщение видов затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
  • Решение задач творческого уровня.
  • Рефлексия деятельности.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе
Типы уроков по ФГОС в начальной школе

Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.

Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж работы более 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Урок-сочинение

Урок-сочинение является одной из форм организации образовательного процесса, которая предполагает правильное формулирование и написание на бумаге своих мыслей по какой-то теме. Правильное в рассматриваемом нами случае – это логическое и грамотное, соответствующее нормам русского языка.

Цель урока-сочинения

Цель урока-сочинения состоит в создании условий для того, чтобы у учеников была возможность сообщить о своих впечатлениях по тому или иному научному вопросу, самовыразиться, проявить способность к творчеству. А к его задачам относится:

Виды урока-сочинения

Есть несколько видов урока-сочинения, как и видов сочинений (приведены в порядке возрастания сложности):

  1. Урок-сочинение-описание.
  2. Урок-сочинение-повествование.
  3. Урок-сочинение-рассуждение.

Урок-сочинение-описание

Сочинение-описание объединяет в себе такие виды сочинений, как:

  • сочинение-описание картины;
  • сочинение-описание героя.

Урок-сочинение-повествование

Сочинение-повествование также называется сочинением-рассказом. Их специфика в структуре, которая включает в себя завязку, кульминацию и развязку.

По факту, сочинение повествование – это тоже сочинение-описание, только объектом выступает не картина или герой, а событие.

Урок-сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение это и отзыв, и обзор, и сочинение на свободную тему. Оно требует максимум усилий. Необходимо сформулировать суть, привести примеры и сделать вывод.

Также сочинения можно разделить на две группы:

  1. Сочинения на репродуктивную тему.
  2. Сочинения на творческую тему.

Сочинения на репродуктивную тему

Сочинения на репродуктивную тему характеризуются тем, что раскрывают явление, которое встречалось в рамках предмета или в жизни.

Сочинения на творческую тему

Сочинения на творческую тему отличаются от сочинений на репродуктивную тему тем, что в них проявляются оценки и эмоции, т.е. то, как ученик самовыражается, как относится к миру и тем, что они вынуждают применять информацию из других предметов, тем самым устанавливая научные связи.

Несомненные плюсы сочинений на творческую тему:

  1. Они формируют личность человека, в частности, оценивание, эмоциональность.
  2. Они подходят для всех направлений, причем не только в образовании, но и воспитании.

Организация урока-сочинения

В организации урока-сочинения можно выделить следующие этапы:

  1. Этап подготовки.
  2. Этап непосредственного проведения урока-сочинения.
  3. Этап подведения итогов.

Организация урока-сочинения: первый этап – подготовка

Первое, что делается на этом этапе – определение темы сочинения, его цели и задач. Далее составляется план и, при необходимости, собирается учебная литература и другие материалы.

Организация урока-сочинения: второй этап – непосредственное проведение урока-сочинения

На этом этапе учитель сообщает ученикам о теме урока-сочинения, его цели и задач. Потом предоставляет всю информацию, необходимую для выполнения работы и, если требуется, подключает оборудование.

Организация урока-сочинения: третий этап – подведение итогов

На этом этапе осуществляется устное обсуждение сочинения, в частности, обсуждаются ошибки и что делать для того, чтобы их не было больше.

Памятка учителю о том, как научить ученика писать сочинение, чтобы он получил достойную оценку на уроке-сочинении

Памятка учителю о том, как научить ученика писать сочинение, чтобы он получил достойную оценку на уроке-сочинении:

Таким образом, урок-сочинение является одним из основных, он незаменим во всех классах школы – младших, средних и старших

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока способствует обобщению и систематизации знаний студентов по методике обучения связной речи учащихся начальной школы. Речь – вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Связная речь направлена на составление высказывания, передаёт тему, обладает самостоятельностью, законченностью, организована по законам логики и грамматики. Единицами связной речи в условиях начальной школы может быть развёрнутый ответ, рассказ, письменное изложение или сочинение.

Занятие спланировано в технологии деятельностного метода.

Конспект занятия представлен двумя уроками, на которых шло обобщение изученного материала и выполнялась практическая и самостоятельная работа по теме.

Кроме конспекта урока представлен раздаточный материал для практической работы и рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентов.

Разработка может быть использована преподавателями на занятиях в профессиональных образовательных учреждениях соответствующей специальности.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ ПОДГОТОВИЛА:

ПАНОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА,

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Приложение 1. Планы текстов……………………………………………..12

Приложение 2. Детские сочинения………………………………………..13

Приложение 5. Рекомендации для самостоятельной работы…………..16

Данная разработка урока способствует обобщению и систематизации знаний студентов по методике обучения связной речи учащихся начальной школы. Речь – вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Связная речь направлена на составление высказывания, передаёт тему, обладает самостоятельностью, законченностью, организована по законам логики и грамматики. Единицами связной речи в условиях начальной школы может быть развёрнутый ответ, рассказ, письменное изложение или сочинение.

Занятие спланировано в технологии деятельностного метода.

Конспект занятия представлен двумя уроками, на которых шло обобщение изученного материала и выполнялась практическая и самостоятельная работа по теме.

Кроме конспекта урока представлен раздаточный материал для практической работы и рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентов.

Разработка может быть использована преподавателями на занятиях в профессиональных образовательных учреждениях соответствующей специальности.

В развитии современной начальной школы происходят изменения на уровне смены целеполагания: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей. Важной стороной развития является формирование мышления и речи, так как овладение языком как средством общения, учит детей создавать собственные высказывания в устной и письменной форме.

Методика преподавания русского языка обогащает студентов знаниями по организации работы над связной речью. В начальной школе много видов упражнений в связной речи: пересказ, развёрнутые ответы на вопросы, текстовые упражнения с анализом лексики или грамматики, письменные изложения и сочинения, но всё это разнообразие учащимся даётся почти без теории, практическими способами.

Будущие учителя должны сами владеть различными языковыми средствами, знать особенности формирования устных и письменных высказываний учащихся, методы и приёмы обучения разным видам связной речи. Особое внимание уделяется работе над сочинением, так как это творческая работа учащихся, она требует активности, самостоятельности, внесения чего-то своего, личного в текст. Но для написания сочинения требуется комплекс сложных действий: подготовка материала, его систематизация, выбор языковых средств, знание правил грамматики и орфографии, поэтому студенты должны знать не только методику преподавания русского языка, но и современные технологии, которые помогут им в планировании и проведении уроков русского языка в начальной школе.

Тема: Этапы работы над сочинением

Тип урока: урок систематизации знаний.

Краткая характеристика урока: по учебному плану на данную тему отводится четыре часа и два часа на самостоятельную внеаудиторную работу студентов, в процессе которой они повторяли изученный материал, подготовили презентации по пройденным темам.

На уроках русского языка были изучены психолого-лингвистические основы развития речи учащихся: текст, признаки текста, виды и средства связи предложений в тексте, изобразительно-выразительные средства языка. На уроках методики преподавания русского языка рассмотрены вопросы о видах сочинений, подготовке к выполнению данных упражнений, поэтапность и усложнение обучения в соответствии с возрастом учащихся. Данные уроки направлены на систематизацию и обобщение полученных знаний.

Общая дидактическая цель: содействовать обобщению и систематизации изученного материала по теме.

Цель методическая: овладение способами учебно-педагогической деятельности.

Образовательный аспект: способствовать осмыслению и систематизации изученных понятий: текст, типы текста, тема, план, виды связи предложений в тексте.

Развивающий аспект: способствовать развитию познавательных, интересов, творческих способностей при выполнении самостоятельной работы.

Воспитательный аспект: формирование коммуникативных качеств, активности в решении поставленных задач.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: дидактический раздаточный материал (карточки, таблицы, рекомендации по выполнению самостоятельной работы); презентации, подготовленные студентами.

Технологическая карта урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Формирование

компетенций

Проверка готовности к занятию, приветствие , эмоциональный настрой, предлагаю разделиться на две группы

Готовятся, настраиваются на работу

Мотивация к учебной деятельности

Каждой группе предлагаю выполнить задание (приложение 1)

Как вы думаете, о чём мы с вами будем рассуждать?

Обсуждают в группах, обдумывают ответы, определяют, что речь пойдёт о написании сочинений

ОК1.Понимать сущность и значимость своей будущей профессии

Выявление места и причины затруднения

Вы правильно определили тему урока, но понятия: тема, идея, виды связи требуют уточнения

Выступающие от каждой группы дают не совсем точные ответы.

ОК 6. Работать в коллективе и команде

Построение проекта выхода из затруднения

Давайте составим план обобщения материала, что ещё надо повторить, чтобы сложилась определённая система знаний. 1)выявить усложнения по написанию сочинений по классам;2) уточнить этапы работы над сочинением; 3) знать типы текстов.

По этому плану будем организовывать нашу деятельность.

Студенты предлагают варианты обобщения материала, исходя из выполненных заданий

ОК2. Организовывать свою собственную деятельность

ОК 3. Принимать решения в нестандартных ситуациях

Реализация построенного проекта

Для выполнения первого пункта плана вы дома повторяли теоретический материал, давайте вспомним, что такое сочинение? С какого класса можно использовать такие упражнения? Какие усложнения можете назвать?

2) Какие этапы при написании сочинения должны быть? Обсудите в группах, назовите и приведите примеры.

Студенты, посовещавшись, дают ответы, уточняю и дополняю, привожу примеры, нацеливая на выбор узкой конкретной темы, на то, что идея, основная мысль передаёт отношение автора к предмету речи, это то, к чему он призывает,учит. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном предложении текста.

План в начальных классах должен быть простым, из 3-5 пунктов, это части текста.

Дети не всегда последовательно излагают свои мысли, допускают ошибки. Предлагаю выполнить практическую работу: проверить детские сочинения (приложение 2)

Какие текстовые умения у детей ещё не сформированы? Дополняю ответы студентов.

3) Для написания сочинения надо помнить типы текстов. Рассмотрите таблицу приложение 3), чтобы вспомнить, какие тексты можно составлять при написании сочинений. А теперь проверим, как вы различаете типы текстов. Я буду читать тексты сочинений, а вы определять тип, приводя доказательства (приложение 4).Молодцы, почти все типы определили

Индивидуальные ответы студентов, усложнение в содержании работы представили презентацией, подготовленной во внеаудиторной самостоятельной деятельности

Отвечают, что работа начинается с определения темы; главное в тексте - идея; высказывание должно быть по плану; составление текста в логической последовательности

Проверяют,анализируют недочёты и ошибки

Каждая группа даёт ответ, дополняют друг друга.

Рассматривают таблицу, определяя значение по вопросам.

Слушают примеры текстовых сочинений, определяют тип

ОК 4. Осуществлять поиск и анализ информации для решения профессиональных задач;

ОК 5. Использовать ИКТ

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством

ОК 3. Оценивать и принимать решения

ОК 2. Определять методы решения профессиональных задач

Обобщение с проговариванием во внешней речи

Самостоятельная творческая работа

Рефлексия, подведение итогов

Информация о домашнем задании

Обсудите в группах, какие выводы можем сделать по теме, проговорите их друг другу, а потом каждая группа озвучит их вслух

Предлагаю выполнить самостоятельную работу: продумать и написать образец детского сочинения, выбрав тему, тип текста, составив план. Можно пользоваться рекомендациями (приложение 5)

Предлагаю ответить на вопросы: 1. Запишите в своих тетрадях те понятия, которые вами усвоены хорошо. 2. Сможете ли вы провести аналогичную работу с детьми в начальной школе?

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Обсуждают в группах, делают записи, озвучивают

Составляют план действий, применяя знания, полученные по теме

Делают записи в тетрадях, выражая отношение к своим достижениям на уроке

ОК 6. Работа в коллективе, команде

ОК 2 организовывать собственную деятельность

ОК 2. Оценивать качество собственной деятельности

Методика преподавания русского языка знакомит будущих учителей с научными основами познавательно-речевых способностей.

Устная речь появляется раньше письменной как следствие непосредственной потребности общения, а письменная речь усваивается в результате специального обучения.

Рассматривая лингвистические основы работы по развитию речи необходимо учитывать ведущие положения функциональной стилистики, культуры речи, лингвистики текста. Функциональная стилистика предполагает знание стилей речи, для начальной школы отбираем разговорный, научно-деловой и литературно-художественный. Культура речи рассматривает два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо. Лингвистика текста изучает особенности разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения), специфику построения предложений в каждом из них, способы развития мысли, обеспечение связности фрагментов.

Связный текст в начальной школе понимается как некоторая последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом. Единицами связной речи можно считать рассказ, развёрнутый ответ, письменные изложения и сочинения. Развивая связную речь школьников, формируем у них конкретные умения: подбирать материал для связного высказывания, систематизировать его; понимать тему; составлять план и писать текст, придерживаясь этого плана; умение пользоваться средствами языка. В соответствии с отобранным материалом определять тип текста и составлять связное высказывание.

Таким образом, планируя работу по развитию связной речи в начальных классах, необходимо предусматривать упражнения разных типов, в том числе и написание сочинений.

Читайте также: