Сочинение град китеж 4 класс

Обновлено: 04.07.2024

В самом центре России, Нижегородском крае, есть озеро Светлояр - жемчужина русской природы. Это озеро называют иногда маленькой русской Атлантидой: его история овеяна легендами.

Главная светлоярская легенда - о невидимом граде Китеже. Легенда гласит: в Ветлужских лесах есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по ним. Бывают дни, когда до тихих берегов доносится протяжное пение, и слышится далекий колокольный звон.

Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, "переправившисьчерез тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец", вышел к Люнде и Светлояру на "зело прекрасно" место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей.

Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему со своими ордами.

Когда "злые татарове" подошли к Китежу Малому и в великой битве убили брата князя, сам он скрылся в новопостроенном лесном городе. Пленник Батыя, Гришка Кутерьма, не стерпел пыточных мучений и выдал тайные тропы к Светлояру.

Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. Жители молились о спасении, так как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго.

И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили. А вода все бежала и бежала.

Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая главасобора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду.

Вскоре исчез и крест. Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов.

Согласно легендам, град Большой Китеж был построен на озере Святояр в Нижегородском крае князем Владимирским в 12 веке. Тут был расположен религиозный центр. Священное место считалось источником чистой энергии. Все строения были возведены из белого камня. Во время нападения Батыя, когда монголо-татары оказались у врат города, Китеж погрузился в воду. Последним исчез крест на церкви.

Только праведник или святой человек способен увидеть строения древнего города, услышать перезвон колоколов. На картине, на переднем плане, – это девушка в старинном синем сарафане и белом платке. Мне кажется, что это одна из уцелевших беглянок после нашествия врага. Она сидит на камне и задумчиво смотрит в сторону града.

Поражает разнообразие архитектурных стилей в городе. Виднеется классический выразительный золотой купол православной церкви и купол, выложенный мозаикой, как в мечети. Я думаю, широкая центральная дорога посередине холма ведет в католический храм. Представители всех религий живут тут в мире и взаимоуважении. Их не смущают могучие волшебники, волхвы и служители языческих богов.

Ее окружает пасмурный, безрадостный пейзаж. Огромные серые, местами черные валуны напоминают надгробные плиты. Они раскиданы по темно-коричневой, черноватой земле. Создается впечатление, что она выжжена огнем. Местами виднеются пятна пожухлой травы болотного цвета.

По периметру сюжет обрамлен покореженными стволами. Слева тянет редкие, полусухие ветви ель. Она похожа на деревья из дремучего леса, который не рад посетителям. Возле нее – почти высохшее дерево. Справа – береза, форма белых пятен которой у подножия напоминает ребра. Только на одной ветке сохранилась золотая листва. Остальные листочки высохли или начали гнить еще в кроне.

Я думаю, автор использовал художественный прием контраста. Картина запустения и смерти вокруг словно подчеркивает, выделяет красоту русской Атлантиды. Россия помнит немало времен, когда враг посягал на земли, жизнь людей и святыни. Он разрушал жизни и территории. Но не вечные души русского народа. К. Горбатов призывает помнить об этом в тяжелые для страны времена. И, защищая родную землю, забыть о различиях в религиях и верованиях.

Вариант 2. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. О художнике
2. Сюжет
3. Описание планов и деталей
4. Палитра красок
5. Мое впечатление

Из легенд и преданий старины мы знаем, что град Китеж был затоплен в озере Светлояр, чтобы не достаться войскам татаро-монгольского ига. На картине мы видим удивительный, сказочный город, будто укрытый голубым туманом. На самом деле, это не мираж, а настоящее чудо, которое иногда открывается человеческому взору при отсутствии ветра и течения на прозрачной водной глади.

В открывшейся глазу картине, можно четко рассмотреть разноцветные крыши домов и купола храмов, узкие городские улочки и широкие площади. В глубинах озера Китеж кажется очень величественным и торжественным.

На переднем плане, на камне у берега водоема сидит одинокая фигура. Это девушка, одетая в старинный русский костюм: длинный синий сарафан и белую рубаху. На ее волосы накинут белый платок. О чем думает эта женщина, глядя на чудесный затопленный город? Возможно, она его не видит. И это просто воображение художника смогло оживить на холсте загадочный пейзаж.

У озера, над головой девушки раскинули ветви громадные деревья. Три белоствольных березы уже накинули на себя цветной осенний наряд. На переднем плане тянется ветвями к яркому солнцу старая сосна.

Удивительные, волшебные краски выбрал талантливый живописец для этого полотна. Здесь много голубого, лазурного и серо-синего. Такая палитра подсказывает зрителю о необычности увиденного явления. С одной стороны град Китеж существовал в реальности, а с другой — это легенда, хранимая в памяти народа, с которой связано множество загадок и таинственных историй. Осенние ярко-желтые, оранжевые листья деревьев придают картине живость и говорят о том, что озеро и каменистый берег еще есть где-то.

Картина Горбатова похожа на иллюстрацию к сказке, которую читала мне в детстве мама. Этот фантастический город можно рассматривать долго, представляя, какие люди жили в красивых домах, чем они занимались в обычной жизни. Интересно увидеть и другие работы этого живописца, чтоб через их призму взглянуть на мир конца девятнадцатого — начала двадцатого веков.

Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

1. Константин Горбатов – русский художник, автор чудесных городских пейзажей. На большинстве его картин присутствуют древние храмы с куполами, каменные стены-укрепления и водная гладь реки или озера. Рассвет его творчества пришёлся на первую половину 19 века. После революционных перемен в 1917 году православная тематика в искусстве не приветствовалось. Горбатов счел для себя лучшим жить в Европе. Но и там он часто обращался в творчестве к теме родного с детства пейзажа. Писал мастер в стиле русского постимпрессионизма.

2. Картина "Китеж" написана также в иммиграции. В отличие от других городских пейзажей, на ней изображен несуществующий город, вернее, невидимый простому смертному. Легенда о затонувшем Китеже много лет волновала воображение художника. Первую картину этой теме он посвятил в 1913 году, а через 20 лет создал своё самое знаменитое полотно "Китеж".

3. В основу сюжета картины легла легенда о православном городе, который затонул в озере Светлояре. Эта история напоминает сказание об Атлантиде. Но Китеж не был наказан затоплением. Наоборот, он был спасен от захвата тем, что Бог услышал молитвы жителей и спрятал город от врага. На полотне мы видим подводный город и часть берега.

4. На переднем плане изображен каменистый берег озера. С боков он обрамлен могучими деревьями. На большом гладком валуне сидит спиной к зрителю женщина в крестьянском сарафане. Берёзы в золоте и меди осенней листвы и тёмные ели стоят у самой воды. Но их отражения нет в зеркальной глади озера. Оно показывает нам таинственный город.

5. Задний план картины похож на чудесное видение. Сказочной красоты город в бирюзовых тонах белеет каменными стенами многочисленных церквей удивительной архитектуры. Позолоченные и расписные купола, светлые и кирпично-красные здания городских улиц – всё окутано голубой дымкой. Она, как завеса, отделяет явь от миража. Город-призрак показался на несколько мгновений, чтобы вера в его существование не угасла.

6. В цветовой палитре полотна преобладают различные оттенки голубого и синего. Холодную гамму оживляют яркие оттенки жёлтого и красного в листьях берёз, куполах церквей и стенах зданий. Изумрудная зелень травы на берегу и коричневые пятна земли призваны сказать, что берег вполне реален. Неба словно нет на полотне. На то, что над городом стоит бирюзовая толща воды, указывают зигзагообразные линии вверху картины. Отражения куполов в озере тоже нет. Здания будто вырастают из воды. Жизнерадостная гамма картины придаёт ей светлое и возвышенное настроение.

7. В старинной легенде о сохранённом от захвата врага городе художник увидел мудрость. Китеж благодаря молитвам, душевной чистоте и христианскому подвигу жителей был спрятан от тёмных сил. Он стал православным царством праведников. Узреть его ныне может лишь тот, чьи глаза не затуманены страстями и желаниями земных благ. Человеческой душе необходимо, чтобы на земле было место истинной веры и высокой мечты в лучшую жизнь. Художнику, в реальной жизни пережившему немало горестей в разлуке с Родиной, эта идея была близка.

9. Мне понравилось то, что Горбатов заставил меня взглянуть на легенду о Китеже боле глубоко. Он показал нам укрытый и оберегаемый Богом город как символ православной культуры. И сейчас я знаю, почему лучше быть условным жителем Китежа, а не Атлантиды.

Сочинение легенда о граде китеже?

Град Китеж это легендарный город в котором из земли начали бить потоки воды на врагов, Печенегов.

(или кто там они прост луже не совсем помню, а читать лень XD)

Печенеги хотели присвоить град Китеж, но люди там были не злыми, а более менее тревожными, люди молились богу.

Поговаривают что именно вода из земли испугала Печенегов.

Но конечно это далеко от реальности, а может это действительно и было?

Просто у людей нашей цивилизации нет доказательств на счёт этой легенды.

Я представляю город красивым и православным!

Вижу у себя в голове эти глав церкви!

Виду как люди молятся богу что бы он их спас!

И всё таки мы передаём это из уст в уста.

А может когда то кто то услышав от бабушки о граде Китеже разгадает эту загадку?


Напишите сочинение : чему нас учат мифы и легенды?

Напишите сочинение : чему нас учат мифы и легенды?


Сочинение на тему чему учат нас легенды?

Сочинение на тему чему учат нас легенды.


Сочинение рассуждение на тему чему учат нас легенды?

Сочинение рассуждение на тему чему учат нас легенды?


Сочинение рассуждение легенда о ларре и легенда о данко?

Сочинение рассуждение легенда о ларре и легенда о данко.


Написать сочинение - рассуждение на тему "Поэма Одиссея - миф или легенда"?

Написать сочинение - рассуждение на тему "Поэма Одиссея - миф или легенда".


Литература 4 класс Легенда о граде Китеже?

Литература 4 класс Легенда о граде Китеже.


Что такое град в легенде о Китеж граде?

Что такое град в легенде о Китеж граде.


Помоги ?

Легенда о граде Китеже

О каком историческом событии рассказывает легенда?

2. Какое чудо произошло с градом Китежем?

Можно ли сейчас побывать там?

3. Запишите словочетаний к словам .

Град - ____ , Батый - ___, Батыева тропа - .


Град это красивый город Китеж?

Град это красивый город Китеж.


Красивый город Китеж слово град?

Красивый город Китеж слово град.


Вот не сколько, выбери сам) и жду спасибо) Дорогой первоклассник! Ты впервые пошёл в школу, услышал первый звонок, нашёл друзей. . Наверно тебя вначале охватывает страх за будующее : незнаешь как общаться с новыми друзьями, строгими учителями, как ..


Это басня Ягненок и волк крылова.


Хлестаков - не уважаемый никем, бедный, пустой человек, не старающийся понять свою жизнь. Городничий и его приближенныйе также пусты душевно и умственно. Все в городке раскусили суть Хлестакова (стали носить ему взятки), но только благодаря той иск..


Шел долговяз, в сыру землю увяз. Летом одевается, зимой раздевается. Правда в огнене горити в водене тонет. Весной вырастают, осенью облетают. Зимой лежал, весной побежал.


Напишу свой отзыв. Мне "шинель" Гоголя понравился . Меня он многому научил . Хотя содержание его не очень большое , поучиться есть чему . Тут мы встречаемся с главным героем АкакиемАкакиевичем. Простой житель города , он долго работал , надрывал..


Дорогой отец Папа как ты там? Всё ли у тебя хорошо? Я долго тебя не видела и давно давно жду тебя. Мы с тобой давно не виделись. Я помню твои глаза, улыбку как вместе мы с тобой гуляли, играли, веселились. Я хочу чтобы ты поскорее вернулся. Ты ..


1. Взгляд Петра I на реку. 2. Задуманная постройка Петербурга. 3. Благодарность народа за новую столицу.


Сказка о мертвой царевне семибогатыряхталантливоепроизведение Пушкина. Его положительные персонажи добрые, храбрые, преданные. Всказке присутствуют признаки волшебства и много чудес. Сказка А. С. Пушкина учит нас верить в себя, в собственные силы..


Помутилось по чернело.


Шишкин Иван Иванович один из известных русских художников, живописцев, пейзажистов много работал с этюдами. Так, он пытался решить разнообразные задачи живописи. Многие с его этюдов просто вышли за рамки учебной работы и на сегодняшний день считают..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Легенда о граде Китеже кратко описывает историю правления великого князя Георгия по другим историческим документам Юрия Всеволодовича, знаменитого храмостроителя времён Древней Руси. Этот суздальский князь был потомком Юрия Долгорукого и прославился тем, что построил множество церквей и храмов в честь Богоматери. Его славное правление закончилось вместе с нападением войск хана Батыя.

В легенде тесно переплетается история становления православия на Руси, описание жизни святого Георгия, печальная правда о разорении славянских земель татаро-монголами. Это удивительное сказание вдохновило многих литераторов, художников, композиторов на создание гениальных произведений.

Предание о граде Китеже начинается с описания генеалогии Юрия II, того самого знаменитого суздальского князя Георгия Всеволодовича. Его отцом был псковский князь Всеволод Мстиславович, приложивший множество усилий к распространению православной веры на Руси.

Юрий II продолжил дело отца, будучи молодым князем, он отправился из Пскова в Чернигов. Там он обратился к черниговскому князю Михаилу с просьбой дать письменное разрешение на постройку храмов и городов на территории Руси. Великий князь дал Юрию II грамоту, разрешающую это богоугодное дело, и пообещал, что его деяния зачтутся в день Второго Пришествия.

В летописи указывается дата этого знаменательного события – 6672 год от сотворения мира, то есть 1164 год от Рождества Христова. С этого момента князь Георгий Всеволодович стал ездить по городам Руси и строить церкви и храмы в честь Богоматери. За годы жизни он успел возвести Успенскую церковь в Новгороде, Успенскую церковь в Москве, храм Богоматери в Ростове Великом.

Во время выполнения своего христианского долга он встретился с Андреем Боголюбским. Найдя в нём своего единомышленника, он распорядился продолжать великое дело просвещения Руси. Андрей Боголюбский послушался повеления князя и уехал в Муром, строить там Успенскую церковь.

Находясь в Ростове Великом, князь Георгий Всеволодович нашёл мощи епископа Леонтия. Этот церковнослужитель был знаменит тем, что просвещал Ростовские земли. Найденные мощи святого убедили князя в правильности выбранного пути. Поэтому после встречи с Андреем Боголюбским он отправился в Ярославль. Там он воспользовался стругом для того, чтобы вплавь преодолеть часть своего пути.

Проплыв вниз по течению реки Волги, он пристал к берегу и выстроил новый город, который назвал Малый Китеж. Князь прибыл не один, кроме дружины с ним была и христианская реликвия – чудотворная Феодоровская икона Богоматери. Жители нового города не раз просили князя, чтобы он построил церковь и внёс чудотворную икону в город. Но произошло нечто невероятное – святой образ оставался недвижим на одном месте. Увидев в этом знак свыше, князь выстроил вокруг этого места монастырь.

Несмотря на то что Малый Китеж был прекрасен, Георгий Всеволодович не остался в нём княжить, он отправился дальше. Переправившись через реку Керженец, великий князь увидел дивное по красоте озеро Светлояр. Восхитившись красотами природы, он заложил у берегов озера новый город – Большой Китеж.

В летописи о граде Китеже говорится, что постройка города заняла всего три года и закончилась в 6676 году от сотворения мира (в 1167 году от Рождества Христова). При этом размеры города были небывалыми по тем временам. На территории Большого Китежа находилось три церкви: Успенская церковь, Благовещенская церковь и церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Огласив свои пожелания, великий князь собирался домой, в город Псков. Жители Малого Китежа оказали ему должные почести, а Георгий Всеволодович помолился Богу и отправился в путь. Прибыв в Псков, князь стал вести жизнь образцового христианина – соблюдал пост, молился, раздавал нищим милостыню.

Но к концу жизни великого князя пришла беда на русские земли. В 6747 году от сотворения мира (1239 от Рождества Христова) на Русь напало татаро-монгольское войско под предводительством хана Батыя. Князь Георгий Всеволодович с сыновьями пытался дать ему отпор под Псковом, но был разбит. Тогда знаменитому храмостроителю пришлось бежать в Малый Китеж.

Из Малого Китежа Георгий Всеволодович вместе с войском тайно бежал в Большой Китеж. Там он мог подготовить оборону, ведь дорога до города пролегала через дремучий лес и была неизвестна врагам.

Тогда Батый захватил малый Китеж и начал пытать его жителей, пытаясь узнать дорогу до стольного града. Все жители несмотря на мучения хранили молчание, и только один из них не выдержал мук. Испугавшись пыток, изменник повёл врагов к столице тайной тропой. В сказании о граде Китеже указано и имя предателя – Гришка Кутерьма. Войска хана шли тайной тропой, высекая мечами просеку в лесу. С тех пор эта дорога носит название Батыевой тропы. Местные жители показывают её паломникам, прибывшим к озеру Светлояр.

Богатыри тоже не смогли сдержать наступление вражеского войска. Князь Георгий Всеволодович вышел с остатками войска навстречу противнику и погиб в бою. Тогда жители города вышли на крепостные стены с иконами и стали молить Господа о спасении.

На глазах изумлённых татар произошло чудо. Большой Китеж укрылся под водами озера Светлояр вместе со всеми жителями. По преданию, он выйдет из воды в день Второго Пришествия.

А сейчас увидеть город может только чистый душой человек. Поэтому искренне верующие христиане возле Светлояра слышат перезвон его колоколов, и видят отблески солнца на маковках его церквей. Есть и другая версия легенды, согласно которой город скрылся не в озере, а под землёй. Он стоит там и сейчас, скрытый от людских глаз.

Сказание не заканчивается на описании чуда, в нём также говорится о событиях, которые произошли после. Летописец рассказывает, как похоронили мощи Георгия Всеволодовича и о том, как разорили русскую землю татары.

В конце летописи в четвёртой её части, идут рассуждения о духовной чистоте, позволяющей увидеть Большой Китеж, и греховных соблазнах, препятствующих этому. Заканчивается сказание восславлением Бога, святых и Богородицы.

Читайте также: