Сочинение композиция мертвых душ

Обновлено: 28.06.2024

Замысел произведения был чрезвычайно сложен. Он не укладывался в рамки общепринятых в литературе того времени жанров и требовал переосмысления взглядов на жизнь, на Русь, на людей. Необходимо было найти и новые способы художественного воплощения идеи. Привычные рамки жанров для воплощения авторской мысли были тесны, потому Н.В. Гоголь искал новые формы для завязки сюжета и его развития.

Зарисовки дорожных пейзажей, путевые сценки, различные исторические, географические и другие сведения помогают Гоголю представить на суд читателя полную картину русской жизни тех лет. Проводя Чичикова по русским дорогам, автор показывает читателю огромный диапазон русской жизни во всех ее проявлениях: помещиков, чиновников, крестьян, усадьбы, трактиры, природу и многое другое. Исследуя частное, Гоголь делает выводы о целом, рисует страшную картину нравов современной ему России и, что особенно важно, исследует душу народа.

  • История создания произведения
  • Жанровое своеобразие поэмы
  • Образ повествователя
  • Лирические отступления
  • Сюжет и композиция поэмы. Повесть о капитане Копейкине

Сочинения

(371 слово) В 30е годы XIX века Н.В. Гоголь задумался о масштабном произведении, эпопее, в котором была бы показана жизнь всей России, её тёмные и светлые стороны. За основу был взят рассказ о мошеннике, который путешествует по стране и приобретает у помещиков купчие на умерших крестьян.

пугает и озадачивает помещиков, но негоциант быстро объясняет им выгоду ─ не нужно платить подати за усопших крепостных. Абсурдность предложения быстро отступает на второй план, когда на первом оказывается выгода. Но именно благодаря фантастичности и гротескности сюжета читатель понимает, что перед ним не роман в чистом виде. В нем слишком много от вымысла, слишком много от другого рода литературы — лирики. Предмет торговли героя образует развернутую метафору, и все его действия воспринимаются как часть игры смыслов: мертвые души — это не то, что кажется — не крестьяне, а помещики. Объемные описания их усадеб — это мертвая ткань живой России, образ которой воспевается в отступлении о птице-тройке.

Автор: Артем Аввакумов

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Таким образом, тройка — это, по Гоголю, то, что должно умчать его прочь от всех этих Плюшкиных, держиморд, коробочек и акакиев акакиевичей, а Русь-тройка — это образ той России, которая, преодолев все свои вековые недуги: рабство, темноту, развращенность и безнаказанность власти, долготерпение и безмолвие народа, — войдет в новую жизнь, достойную свободных, просвещенных людей.

Ho пока к этому нет никаких предпосылок. И едет в бричке Чичиков — прохиндей, воплощенная посредственность, ни то, ни се — который чувствует себя вольготно на русских просторах, который свободен брать где что плохо лежит и который волен морочить голову дуракам да поругивать плохие российские дороги.

Итак, основной и главный смысл поэмы состоит в том, что Гоголь хотел через художественные образы понять исторический путь России, увидеть ее будущее, ощутить в окружающей его действительности ростки новой, лучшей жизни, различить те силы, которые свернут Россию с обочины мировой истории и включат в общий культурный процесс. Изображение помещиков — отражение именно этого поиска. Путем предельной типизации Гоголь создает фигуры общенационального масштаба, представляющие русский характер во многих ипостасях, во всей его противоречивости и неоднозначности.

Типы, выведенные Гоголем, — неотъемлемая часть русской жизни, это именно русские типы, которые сколь ярки, столь же и устойчивы в русской жизни — до тех пор, пока сама жизнь коренным образом не изменится.

6. Особенности изображения чиновников

Подобно образам помещиков, образы чиновников, целую галерею которых Гоголь разворачивает перед читателем, выполняют определенную функцию. Показывая быт и нравы губернского города NN, автор пытается ответить на главный волнующий его вопрос — каково будущее России, в чем состоит ее историческое предназначение, что в современной жизни содержит хоть малый намек на светлое, благополучное будущее народа.

Композиционное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” определяется творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Первоначально писатель предполагал создать грандиозное произведение, состоящее из трех частей. В первом томе перед читателями предстало бы сатирическое изображение современной автору России, а в следующих томах должны были произойти пробуждение души героя и его нравственное воскрешение. Автор смог завершить лишь первый том поэмы, но общий замысел повлиял на композиционное своеобразие этого единственного

В повествовании обнаруживается как бы двойная композиционная логика: “логика обличения” (связанная с идейной задачей первого тома) и “логика проповеди”, обусловленная общей задачей “триптиха”.
Вначале рассмотрим, как организовано в поэме “сатирическое пространство”. Центральный герой путешествует по губернскому захолустью с целью приобретения “мертвых душ”. Вначале предметом сатирического обличения становятся помещики, затем автор рисует коллективный образ губернского чиновничества.

Высшую ступень общественного зла олицетворяет столичный чиновник из вставной

новеллы “Повесть о капитане Копей кипе”.
Последовательность появления помещиков в повествовании соответствует схеме: каждый последующий помещик “мертвее”, или, как говорил сам автор, “пошлее” предыдущего. Следуя друг за другом, эти образы-типы (Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин) рисуют картину постепенного угасания человеческого в человеке, все более глубокого омертвения человеческой души.
Гоголь подчеркивает, что сфера обитания коробочек, ноздревых или собакевичей не ограничена губернским захолустьем. Так, коробочки встречаются и среди светских дам, зевающих за книгой и высказывающих “вытверженные мысли” о политических делах во Франции. Ноздревым может оказаться “даже человек в чинах”.

Собакевич проявил бы себя кулаком и в Петербурге, только под началом у него были бы не крестьяне, а чиновники.
Сюжетно-композиционной доминантой “губернских” глав становится обсуждение жителями города NN вопроса о том, кто такой Чичиков. Разгадывая тайну Чичикова, чиновники и дамы города NN обнажают перед читателем собственные души, свою мелочность, продажность, тупость.
Автор с самого начала строит повествование так, что вплоть до последней главы Чичиков остается загадкой, как для персонажей поэмы, так и для читателя. Герой лишен ярких, запоминающихся черт, а, общаясь с людьми, имеет обыкновение уподобляться своему собеседнику; кроме того, его биография дана лишь в последней главе.
Появление па балу Ноздрева с его скандальными разоблачениями и прибытие в город Коробочки переводят повествование на новый виток. Город разделяется на “партии” (“женская” обсуждает похищение Чичиковым губернаторской дочки, “мужская” пытается объяснить покупку “мертвых душ”), все приходит “в брожение”. Появляются все более фантастические версии о Чичикове (фальшивомонетчик, беглый разбойник, Наполеон, капитан Копейкин, Антихрист).

В последней главе автор наконец объясняет, кто такой Чичиков, и “припекает подлеца”.
В таком построении поэмы обнаруживается глубокий смысл. Помещики и чиновники были “знакомым злом”, пороки, характерные для этих сословных групп, были узнаваемы. Чичиков же знаменует собой вторжение в русскую жизнь нового зла, связанного с капиталистическими тенденциями развития страны.

Служение “копейке”, безудержное стремление к наживе – это и есть “тайна Чичикова”, которую автор раскрывает в конце первого тома.
Сатирическое изображение России писатель рассматривал как задачу, возложенную на него свыше: выставляя на всеобщее обозрение пороки и язвы общества, он должен был, затем открыть пути спасения и для отдельной заблудшей человеческой души, и для общества в целом. Теме омертвения человеческой души в поэме противопоставлена тема естественного человека, идея о первоначально благой и чистой человеческой душе. Антитеза мертвого и живого (“естественного”) составляет глубинную коллизию поэмы. Это противостояние чаще всего обнаруживается в авторских отступлениях и вставных эпизодах.

В первых шести главах автор не устает напоминать о том, что изначальная природа человека светла и гармонична. Благая природа человека – залог его духовного воскрешения. Поэтому во второй части первого тома (начиная с седьмой главы) речь идет уже не столько о мертвой душе, сколько о душе дремлющей, обнаруживающей себя лишь в некие кризисные моменты.
Композиционная роль лирических отступлений в поэме многообразна. Помимо проповедования душевной чистоты и духовного преображения мира в них звучат размышления о самобытности и талантливости русского народа, о назначении писателя, о судьбе России. Благодаря оригинальности и смелости композиционного решения в “Мертвых душах” воистину явлена “вся Русь” – не только как страна, заслуживающая осмеяния, по и как держава, которой предначертано великое будущее.

Так почему же автор решил, что это именно поэма?

Возможно потому, что произведение наполнено лиричностью и прозаичностью. Как отмечают критики, в поэме имеется русская душа. Ей пропитаны все лирические отступления автора. В поэме имеется много философских рассуждений на темы, волнующие писателя. Кроме того поэма пестрит описаниями родной сердцу природы России, ее завораживающих пейзажей.

Следующие пять глав погружают читателя в путешествие по поместьям вместе с Павлом Ивановичем Чичиковым. И здесь есть свои особенности. Первым помещиком, которого посетил главный гоголевский герой, был Манилов. Манилов - самый положительный образ из всех помещиков, несмотря на то, что и у него имеются свои отрицательные стороны. Он доброжелателен и щедр, свои мертвые души он отдает Чичикову бесплатно. Манилов мечтает о несбыточных проектах, ничего не предпринимая для их осуществления.

Однако чем дальше двигается Павел Иванович, тем более недоверчивые и жадные помещики встречаются на его пути. Здесь Гоголь использует литературный прием - гротеск. С каждой новой главой нарастают пороки помещичьего устройства. Автор рисует все ярче жадность помещиков, их жажду к обогащению и накоплению, при этом скудность их нравственного мира и бедность их душ.

О каких мертвых душах в первую очередь повествует автор?

О тех, которые скупает Павел Иванович Чичиков, воплощая в жизнь свою мошенническую схему обогащения?
Вероятнее всего Гоголь повествует о мертвых помещичьих и чиновничьих душах, которые совсем зачерствели. Это души, которые погрязли во взяточничестве и казнокрадстве. Души, которые стали жертвами бюрократической системы, они равнодушны к бедам и проблемам людей. Их беспокоит лишь собственная выгода и холодный расчет. Помещики выжимают последнее из своих крепостных, пытаясь нажиться на них как можно больше, даже после их смерти. От этой безнравственности и беспринципности становится не по себе.

Таким образом, Гоголю удалось донести до читателя основные темы и проблемы общества, благодаря выбранному жанру и композиции.

Говорят, в ночь перед Рождеством происходят всякие фантастические события, исполняются заветные желания, становятся реальностью чудеса и сказки. Вот почему в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" так тесно переплетены быт, привычная людям жизнь и сказка, волшебство.

Казалось бы, что сказочного может быть в обычной занесенной метелью украинской деревеньке? Однако же оказывается, что "многоуважаемая" многими жителями села Солоха, мать кузнеца Вакулы, — ведьма. А козак Пацюк — бывший запорожец — умеет есть вареники, даже не прибегая к помощи рук: они сами, окунаясь в сметану, прыгают ему в рот. И это только начало. Стремясь воспользоваться последней перед Рождеством возможностью навредить добрым и честным людям, сам черт, хитрый, воровитый и нахальный, явился к жителям Диканьки.

Для начала он, ни много, ни мало, украл с неба месяц, потому что темные делишки гораздо лучше удаются именно мрачной, беспросветной ночью. Однако не удалось разгуляться нечистой силе, ведь за черта взялся сам кузнец Вакула! И пришлось чертяке, отрабатывая собственные грехи, возить кузнеца на шее то в Петербург, на прием к самой царице, то обратно в деревню.

Вот какие веселые и часто непредсказуемые события ожидают читателя, взявшегося за удивительную повесть Н. В. Гоголя. Розыгрыши и народные песни, приключения и любовь, сказка и быт украинского села никому не дадут заскучать, если вы перелистаете книжные страницы.

Близкие по названию сочинения:

  • 1. Изображение народных обычаев в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством"
  • 2. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством") (1 вариант)
  • 3. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством") (2 вариант)
  • 4. Сказочное в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
  • 5. Соединение реального и сказочного в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством" (2 вариант)
  • 6. Юмор в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Смотрите также:

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

Читайте также: