Урок русского языка в 6 классе сочинение описание интерьера

Обновлено: 05.07.2024

2. Анализ художественных текстов, содержащих описание помещения.

3. Выявление структурных и содержательных особенностей текстов.

4. Написание сочинения – описания помещения.

Абзац ‒ часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.

Интерьер ‒ внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.

Идея, основная мысль текста – ответ на поставленный вопрос, основная мысль.

Микротема ‒ это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью.

Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Текст-описание может принадлежать любому стилю.

План – это озаглавленные части текста, изложенные в определённой логической последовательности. Последующая часть должна быть логическим продолжением предыдущей.

Синонимы (от греч. synonymos – одноимённый) – это слова одной и той же части речи, имеющие близкие значения.

Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передаёт тему и основную мысль высказывания.

Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 65-66; 191 с.

Дополнительная литература:

1. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам // Ерохина Е. Л. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знаете, что такое описание. Это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

В художественной литературе часто встречается описание помещений и зданий: комнаты, дома, замка, избы. Автор может описать как внешний вид строения, так и его внутреннее пространство.

У самого залива
В зелёной тишине
Стоит наш зыбкий домик,
Прильнув спиной к сосне.
Вздувается, как парус,
Тугое полотно.
У входа вместо кресла
Корявое бревно.
Никто нас не разыщет
Под скалами в глуши…

Мы в самый зной на койках
Валяемся пластом.
Сквозной смолистый ветер
Гуляет под холстом.
Задравши кверху пятки,
Смотрю я, как на стол
Взбирается по ножке
Зелёный богомол.
Клубясь, в наш тихий домик
Вплывают облака,
И сонно виснет с койки
Ленивая рука…

Так как помещения имеют различное назначение – для жилья, отдыха, работы, учебы, спортивных соревнований, торжественных мероприятий, то и описывать их можно по-разному. Например, при деловом описании всё должно быть предельно точно, подробно в той степени, в которой это необходимо: размеры помещения, освещённость, обстановка, тип мебели, удобства. Такое описание уместно в объявлениях о продаже или обмене квартир, в документах по выполнению реставрационных работ.

К какому типу речи и к какому стилю относится этот текст? Конечно, это деловое описание, так как даёт точную информацию о столе, который находится в кабинете писателя. В этом описании нет выраженного отношения к тому, что описывается. Но в художественном описании всё иначе. Описание комнаты, вещей, находящихся в ней, необходимо для того, чтобы раскрыть характер литературного героя, дать читателю представление о его образе жизни и выразить своё отношение к нему.

Писатель должен быть наблюдательным. Всё, что его удивило, заставило задуматься он записывает. Затем из этих фрагментарных записей и строится большой текст.

Чтобы описать помещение, необходимо внимательно его осмотреть, выделить те предметы, которые вам показались важными, описать их признаки. Какова структура описания?

Общее представление о помещении, доме, квартире;

Все наблюдения необходимо систематизировать. Во-первых, нужно уточнить тему и замысел предстоящего сочинения. Зачем вы описываете помещение? Это поможет найти свой подход к описанию.

Во-вторых, определившись с темой и идеей, отбрасываете то, что не имеет важного значения для осуществления вашего замысла описания. В-третьих, сгруппируете оставшийся материал так, чтобы широко и полно раскрыть тему. Если необходимо, составьте план сочинения.

Таким образом, описывая интерьер, вы должны передать характер помещения, детали, отразить интересы хозяина помещения и по возможности передать различные оттенки его чувств и настроений.

Теоретический материал для углубленного изучения

Ракурс – положение изображаемого предмета в перспективе, с резким укорочением удалённых от переднего плана частей.

Сюжет в изобразительном искусстве – любой объект предметного мира, взятый для изображения.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Выберите вариант ответа.

А) описание в официально-деловом стиле;

Б) описание в художественном стиле;

В) описание в разговорном стиле.

Разбор задания: это описание дома в художественном стиле, так как даёт яркое и образное представление о доме Автор не перечисляет предметы, которые находятся в доме, а описывает их.

Правильный ответ: Б.

Выбор элемента из выпадающего списка

Моя семья жила в большой четырёхкомнатной кооперативной квартире.

Выберите из предложений то, которое будет связано с данным предложением последовательной связью:

А) Кроме гостиной и кухни, в квартире имелись две спальни – родительская и детская.

Б) Кроме гостиной и кухни, у нас имелись две спальни – родительская и детская.

1. Организационный момент (записать в тетрадях для развития речи дату и тему урока, ознакомить учащихся с целями урока).

Дать понятие интерьера.

2. Вступительное слово учителя:

  • Выполнить устно упражнение 105 учебника (стр. 56).
  • Ответы на вопросы по прочитанному:

- Что такое интерьер?

- Какие два типа интерьера различают?

- Что относится к общественному интерьеру?

- Чем создается интерьер?

Сделать краткую запись на доске и в тетрадях:

3. Знакомство с деловым и художественным описанием помещения.

- Описывать помещение можно в двух стилях: официально-деловом и художественном.

- Назовите характерные черты официально-делового стиля (предельная точность, отсутствие эмоций, наличие специальных слов-терминов, употребление слов в их прямом значении).

- Назовите характерные черты художественного стиля (изобразительность, эмоциональность, выражение авторского отношения).

- Деловое описание сообщает точную и полную информацию о помещении, но оно не выражает отношения автора к тому, что он описывает.

В художественном описании, в отличие от делового, отношение автора к описываемому ярко выражено.

- Прочитайте текст, определите, в каком стиле он написан.

Текст №1

Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковер .

(Из путеводителя)

Слово учителя:

- Выражает ли автор этого текста свое отношение к тому, что описывает?

- Отношение автора к описываемому помещению может быть выражено прямо (Мне нравится моя комната) и посредством разнообразных языковых средств: слов в переносном значении, со значением оценки, изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений), восклицательных предложений.

- Прочитайте текст №2.

Текст №2

Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего плавания, который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый Капитан. Как все старые капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и нашивками.

Он поселился в квартире №5 у своей взрослой дочери. А со своей комнатой Капитан сделал что-то непонятное. Он развесил по стенам бело-синие морские карты и фотографии больших пароходов. Напротив двери он прибил портрет бородатого хмурого человека. А в углу шкафа. Нет, вы только подумайте! Старый Капитан укрепил там на стене корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с морским компасом. Компас был величиной с кастрюлю и назывался “компа?с”. Тумбочку Капитан сколотил сам. Называлась она “нактоуз”.

(В.Крапивин.)

Вопросы и задания к тексту:

- К какому стилю речи относится этот текст?

- Найдите языковые средства, характерные для данного стиля.

- Как характеризует обстановка помещения его хозяина?

- Найдите слова и словосочетания, в которых выражено отношение автора к описываемому.

Слово учителя:

- В художественном описании помещения иногда используется прием олицетворения: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие, своим “лицом”, своим “характером”.

- Прочитайте текст №3.

Текст №3

У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.

Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды.

(В.Крапивин)

4. Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”.

  1. Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).
  2. Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.
  3. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от. налево от. у окна, над столом, в углу, слева от. возле, где-то и др.
  4. В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.
  5. Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.

Анализ текста сочинения ученика 6 класса на тему “Моя комната”, устное исправление речевых ошибок.

Текст №4

Мы живем в старом деревянном доме. У нас одна комната и кухня. В комнате два окна. У окна, которое выходит в сад, стоит стол. Он покрыт красивой клеенкой. На этом столе я делаю уроки. У стола стоят три мягких стула. У печки стоят два больших кресла. У противоположной стены от окна, у самого входа, стоит старый шкаф. Рядом со шкафом стоит большая мягкая софа. Около старого окна на тумбочке стоит телевизор. На телевизоре лежит красивая салфетка, которую я связала сама. Дальше у стенки стоит сервант. В нем много интересных, хороших книг. На полу лежит теплый пушистый палас.

Мне моя комната очень нравится.

Вопросы для анализа:

- Удалось ли автору сочинения раскрыть тему и основную мысль?

- Выражает ли автор свое отношение к тому, что он описывает? Использует ли он при этом какие-либо языковые средства?

- Устраните неоправданные повторы в тексте сочинения.

6. Запись в тетрадях для развития речи примерного плана к описанию помещения.

План

  • Стены – (какие?).
  • Дверь – (какая?).
  • Полы – (какие?).
  • Окна – (какие?).
  • Стол – (какой?).
  • Стулья – (какие?).
  • Гардероб, шкаф – (какой?).
  • Диван – (какой?).
  • Другие предметы в комнате.

3. Как предметы расставлены, в каком порядке.

7. Итог урока. Обобщение по вопросам.

- Что такое интерьер?

- В каком стиле можно описать помещение?

- Какими средствами может быть выражено отношение автора к описываемому помещению?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

6 класс. Урок № 43.

Цели: обучающие:

- углубить и закрепить знания учащихся о стилях и типах речи;

- учить писать сочинение, основную часть которого составит описание комнаты в художественном стиле;

развивающие :

- формировать умения описания помещения в художественном стиле;

- развивать логическое и ассоциативное мышление, креативные компетенции учащихся, фантазию, воображение;

- обогатить язык учащихся лексическими средствами языка;

воспитательные:

- воспитывать культуру, грамотность и выразительность речи учащихся;

- учить видеть красоту окружающего мира;

- воспитывать эстетический вкус и любовь к родному дому.

Оборудование: учебник, компьютер.

І Объявление темы и цели урока

ІІ Актуализация опорных знаний учащихся

- Какие стили русского языка вы знаете и в каких сферах общения эти стили используются?

(Разговорный общение людей в быту.

Официально-деловой общение граждан с учреждениями и учреждений между собой.

Публицистический агитационно-массовая деятельность.

Научный научная деятельность.

Художественный словесно-художественное творчество.)

- Какие типы речи вам известны? Какова структура текста рассуждения, повествования? Какие виды описания вам известны?

(Рассуждение: тезис, доказательство, вывод

Повествование: зачин, основная часть, концовка, вывод.

Описание: научное – точное, логическое, без средств образности,

художественное – яркое, эмоциональное, экспрессивно окрашенное.)

- Сегодня мы пишем сочинение – описание и мы избираем художественный стиль.

ІІІ Работа над темой урока

Работа с учебником .

1.Чтение текста упражнения 169 (с.76)

Уже с древних времен различают 2 основных типа интерьера: общественный и жилой. По мере того, как развивалось человеческое общество, видоизменялся и интерьер. Так, в древней Греции и Риме появляются театральный и спортивный интерьер.

В наше время интерьер необычайно разнообразен: это и театр, и концертный зал, и Дворец Культуры, и вестибюли, и станции метрополитена, и магазин, и квартира…

Интерьер создается прежде всего архитектурными формами т.е. стенами и перекрытиями, колоннами, которые могут быть украшены живописью, декоративной лепкой или резьбой по дереву. В интерьер включаются также мебель, осветительные приборы, изделия из бронзы, фарфора.

2.Беседа с учащимися.

- Какие основные типы интерьера различают?

- Какие виды интерьера появляются в Древней Греции?

- Какие виды интерьера существуют в нашу эпоху?

- Какими средствами создается интерьер?

3. Чтение текста упражнения 170 (с.77)

Описание помещения может быть деловым и художественным .

Деловое описание того или иного помещения является информацией максимально точной, подробной о размерах помещения, об освещенности, о мебели и ее расположении и т. д.

Художественное описание помещения часто встречается в художественных произведениях. Интерьер помогает, во-первых , лучше представить себе место, где живет человек и разворачиваются события; во-вторых , обстановка, вещи характеризуют своего хозяина, раскрывая его вкусы, увлечения, привычки. Изображение вещей, в окружении которых протекает жизнь человека, помогает более полно и глубоко раскрыть характер человека. В-третьих , часто при помощи интерьера автор выражает свое отношение к герою произведения.

Таким образом, в художественном произведении интерьер помогает и описать место действия, и проникнуть в суть характера человека, и разобраться в отношении автора к своему герою.

Итак, описание интерьера – это не просто перечисление предметов, находящихся в помещении. В таком описании непременно должен быть замысел, основная мысль.

Беседа с учащимися.

- Назовите виды описания помещения.

- В чем их особенности?

3. Работа с учебником . Упражнение 174 (с.78). Прочитайте описание кабинетов и скажите, как она характеризует своего владельца.

1. Огромный кабинет наполнен вещами, очевидно, беспрестанно употребляемыми. Большой стол, на котором лежали книги и планы, высокие стеклянные шкафы библиотеки с ключами в дверях, высокий стол для писания в стоячем положении, на котором лежала открытая тетрадь, токарный станок с разложенными инструментами и рассыпанными кругом стружками – все высказывало постоянную, разнообразную и порядочную деятельность.

2.Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешенным оружием на пестром персидском ковре, с ореховой мебелью, обтянутой желто-зеленым триком, с библиотекой из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином.

- Какой мы можем сделать вывод?

(Обычно дом становится похож на тех, кто в нем живет. У писателей есть такой прием: описав дом, дать тем самым характеристику хозяевам)

4. Работа у доски .

1. Задание учащимся. Записать слова, объяснить правописание и лексическое значение.

Вестибюль, диван-кровать, торшер, гардероб, этажерка, карниз, паркет, линолеум, стеллаж, сервант, абажур, декоративный, кашпо, портьера, шифоньер, справа, слева, направо, налево, неподалеку, посреди, посередине, обои, картина.

2.Задания, помогающие избежать синтаксические ошибки.

- Не забывайте, что вместо пропущенного сказуемого ставится тире в предложение.

Слева от двери - диван-кровать. Справа от стола – книжный шкаф.

1.Дом, в котором я живу.

2.Моя комната сегодня.

3.Комната моей мечты.

В нашей квартире есть комната, которая принадлежит мне. Я очень люблю свою комнату. Это самая уютная и светлая комната во всей квартире. Комната небольшая по размерам, почти квадратная. Большую ее часть занимает стеллаж с книгами, занимающий всю стену рядом с дверью. Напротив него – огромное окно, которое очень украшают яркие шторы, свисающие с аккуратного металлического карниза. Вдоль правой стены стоит большой письменный стол, за которым я делаю уроки, читаю, конструирую. Рядом со столом стоят стулья, удобные и мягкие. Над столом висит клетка с попугайчиками. Позади стола, вдоль стены, стоит диван-кровать. Вся стена над диваном закрыта красочным ковром. У изголовья дивана стоит небольшой торшер под ярким абажуром. В комнате всегда чисто, поэтому здесь приятно находиться мне самому и моим гостям.

7. Задание учащимся . Устно опишите свою комнату, постаравшись сделать это так, чтобы в вашем описании отразился ваш характер, вкусы, привычки.

IV Подведение итогов урока

Не забудьте, что в основной части сочинения должен быть не только перечень предметов, их признаков, но и их место, назначение и расположение в нашей комнате. Укажите, в какой цвет окрашены стены, пол, какие светильники, какие окна, двери, размеры комнаты, как она выглядит в разное время суток, в будни и в праздник, что придает ей особый вид. Используйте различные средства связи предложений в тексте (синонимы, антонимы, вводные слова, местоимения, союзы, частицы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал для первой части урока по теме "Интерьер", когда учащиеся готовятся к написанию сочинения "Описание помещения".

Интерьер. Урок русского языка в 6 классе Автор: И.Н.Григорьева, учитель русского языка и литературы МОБУ Ирбейская СОШ №1

Интерьер. Урок русского языка в 6 классе

Автор: И.Н.Григорьева, учитель русского языка и литературы МОБУ Ирбейская СОШ №1

ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ

понадобиться для создания такого текста.

ИНТЕРЬЕР Что означает это слово? ИНТЕРЬЕР – ЭТО ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ВСЕГО ЗДАНИЯ ИЛИ КАКОЙ-ЛИБО ЕГО ЧАСТИ. (ИЗ ФРАНЦУЗСКОГО)

ИНТЕРЬЕР Что означает это слово?

ИНТЕРЬЕР – ЭТО ВНУТРЕННЕЕ

ПРОСТРАНСТВО ВСЕГО ЗДАНИЯ

ИЛИ КАКОЙ-ЛИБО ЕГО ЧАСТИ.

ТИПЫ ИНТЕРЬЕРА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЖИЛОЙ Театр Стадион Музей Выставочный зал Дом Квартира Комната

ТИПЫ ИНТЕРЬЕРА

ОБЩЕСТВЕННЫЙ

ЧТО СОЗДАЁТ ИНТЕРЬЕР? Перекрытия Стены Живопись Декоративная лепка Мебель Осветительные приборы Резьба по дереву Изделия из металла, фарфора, и т. д.

ЧТО СОЗДАЁТ ИНТЕРЬЕР?

  • Перекрытия
  • Стены
  • Живопись
  • Декоративная лепка
  • Мебель
  • Осветительные приборы
  • Резьба по дереву
  • Изделия из металла, фарфора,

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ ПАРАДНЫЙ ЗАЛ ( X V век)

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ ПАРАДНЫЙ ЗАЛ ( X V век)

Читайте также: