Урок русского языка в 6 классе сочинение описание интерьера
Обновлено: 05.07.2024
2. Анализ художественных текстов, содержащих описание помещения.
3. Выявление структурных и содержательных особенностей текстов.
4. Написание сочинения – описания помещения.
Абзац ‒ часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.
Интерьер ‒ внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.
Идея, основная мысль текста – ответ на поставленный вопрос, основная мысль.
Микротема ‒ это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью.
Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Текст-описание может принадлежать любому стилю.
План – это озаглавленные части текста, изложенные в определённой логической последовательности. Последующая часть должна быть логическим продолжением предыдущей.
Синонимы (от греч. synonymos – одноимённый) – это слова одной и той же части речи, имеющие близкие значения.
Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передаёт тему и основную мысль высказывания.
Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 65-66; 191 с.
Дополнительная литература:
1. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам // Ерохина Е. Л. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вы уже знаете, что такое описание. Это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
В художественной литературе часто встречается описание помещений и зданий: комнаты, дома, замка, избы. Автор может описать как внешний вид строения, так и его внутреннее пространство.
У самого залива
В зелёной тишине
Стоит наш зыбкий домик,
Прильнув спиной к сосне.
Вздувается, как парус,
Тугое полотно.
У входа вместо кресла
Корявое бревно.
Никто нас не разыщет
Под скалами в глуши…
Мы в самый зной на койках
Валяемся пластом.
Сквозной смолистый ветер
Гуляет под холстом.
Задравши кверху пятки,
Смотрю я, как на стол
Взбирается по ножке
Зелёный богомол.
Клубясь, в наш тихий домик
Вплывают облака,
И сонно виснет с койки
Ленивая рука…
Так как помещения имеют различное назначение – для жилья, отдыха, работы, учебы, спортивных соревнований, торжественных мероприятий, то и описывать их можно по-разному. Например, при деловом описании всё должно быть предельно точно, подробно в той степени, в которой это необходимо: размеры помещения, освещённость, обстановка, тип мебели, удобства. Такое описание уместно в объявлениях о продаже или обмене квартир, в документах по выполнению реставрационных работ.
К какому типу речи и к какому стилю относится этот текст? Конечно, это деловое описание, так как даёт точную информацию о столе, который находится в кабинете писателя. В этом описании нет выраженного отношения к тому, что описывается. Но в художественном описании всё иначе. Описание комнаты, вещей, находящихся в ней, необходимо для того, чтобы раскрыть характер литературного героя, дать читателю представление о его образе жизни и выразить своё отношение к нему.
Писатель должен быть наблюдательным. Всё, что его удивило, заставило задуматься он записывает. Затем из этих фрагментарных записей и строится большой текст.
Чтобы описать помещение, необходимо внимательно его осмотреть, выделить те предметы, которые вам показались важными, описать их признаки. Какова структура описания?
Общее представление о помещении, доме, квартире;
Все наблюдения необходимо систематизировать. Во-первых, нужно уточнить тему и замысел предстоящего сочинения. Зачем вы описываете помещение? Это поможет найти свой подход к описанию.
Во-вторых, определившись с темой и идеей, отбрасываете то, что не имеет важного значения для осуществления вашего замысла описания. В-третьих, сгруппируете оставшийся материал так, чтобы широко и полно раскрыть тему. Если необходимо, составьте план сочинения.
Таким образом, описывая интерьер, вы должны передать характер помещения, детали, отразить интересы хозяина помещения и по возможности передать различные оттенки его чувств и настроений.
Теоретический материал для углубленного изучения
Ракурс – положение изображаемого предмета в перспективе, с резким укорочением удалённых от переднего плана частей.
Сюжет в изобразительном искусстве – любой объект предметного мира, взятый для изображения.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный выбор
Выберите вариант ответа.
А) описание в официально-деловом стиле;
Б) описание в художественном стиле;
В) описание в разговорном стиле.
Разбор задания: это описание дома в художественном стиле, так как даёт яркое и образное представление о доме Автор не перечисляет предметы, которые находятся в доме, а описывает их.
Правильный ответ: Б.
Выбор элемента из выпадающего списка
Моя семья жила в большой четырёхкомнатной кооперативной квартире.
Выберите из предложений то, которое будет связано с данным предложением последовательной связью:
А) Кроме гостиной и кухни, в квартире имелись две спальни – родительская и детская.
Б) Кроме гостиной и кухни, у нас имелись две спальни – родительская и детская.
1. Организационный момент (записать в тетрадях для развития речи дату и тему урока, ознакомить учащихся с целями урока).
Дать понятие интерьера.
2. Вступительное слово учителя:
- Выполнить устно упражнение 105 учебника (стр. 56).
- Ответы на вопросы по прочитанному:
- Что такое интерьер?
- Какие два типа интерьера различают?
- Что относится к общественному интерьеру?
- Чем создается интерьер?
Сделать краткую запись на доске и в тетрадях:
3. Знакомство с деловым и художественным описанием помещения.
- Описывать помещение можно в двух стилях: официально-деловом и художественном.
- Назовите характерные черты официально-делового стиля (предельная точность, отсутствие эмоций, наличие специальных слов-терминов, употребление слов в их прямом значении).
- Назовите характерные черты художественного стиля (изобразительность, эмоциональность, выражение авторского отношения).
- Деловое описание сообщает точную и полную информацию о помещении, но оно не выражает отношения автора к тому, что он описывает.
В художественном описании, в отличие от делового, отношение автора к описываемому ярко выражено.
- Прочитайте текст, определите, в каком стиле он написан.
Текст №1
Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковер .
(Из путеводителя)
Слово учителя:
- Выражает ли автор этого текста свое отношение к тому, что описывает?
- Отношение автора к описываемому помещению может быть выражено прямо (Мне нравится моя комната) и посредством разнообразных языковых средств: слов в переносном значении, со значением оценки, изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений), восклицательных предложений.
- Прочитайте текст №2.
Текст №2
Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего плавания, который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый Капитан. Как все старые капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и нашивками.
Он поселился в квартире №5 у своей взрослой дочери. А со своей комнатой Капитан сделал что-то непонятное. Он развесил по стенам бело-синие морские карты и фотографии больших пароходов. Напротив двери он прибил портрет бородатого хмурого человека. А в углу шкафа. Нет, вы только подумайте! Старый Капитан укрепил там на стене корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с морским компасом. Компас был величиной с кастрюлю и назывался “компа?с”. Тумбочку Капитан сколотил сам. Называлась она “нактоуз”.
(В.Крапивин.)
Вопросы и задания к тексту:
- К какому стилю речи относится этот текст?
- Найдите языковые средства, характерные для данного стиля.
- Как характеризует обстановка помещения его хозяина?
- Найдите слова и словосочетания, в которых выражено отношение автора к описываемому.
Слово учителя:
- В художественном описании помещения иногда используется прием олицетворения: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие, своим “лицом”, своим “характером”.
- Прочитайте текст №3.
Текст №3
У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.
Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды.
(В.Крапивин)
4. Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”.
- Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).
- Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.
- Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от. налево от. у окна, над столом, в углу, слева от. возле, где-то и др.
- В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.
- Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.
Анализ текста сочинения ученика 6 класса на тему “Моя комната”, устное исправление речевых ошибок.
Текст №4
Мы живем в старом деревянном доме. У нас одна комната и кухня. В комнате два окна. У окна, которое выходит в сад, стоит стол. Он покрыт красивой клеенкой. На этом столе я делаю уроки. У стола стоят три мягких стула. У печки стоят два больших кресла. У противоположной стены от окна, у самого входа, стоит старый шкаф. Рядом со шкафом стоит большая мягкая софа. Около старого окна на тумбочке стоит телевизор. На телевизоре лежит красивая салфетка, которую я связала сама. Дальше у стенки стоит сервант. В нем много интересных, хороших книг. На полу лежит теплый пушистый палас.
Мне моя комната очень нравится.
Вопросы для анализа:
- Удалось ли автору сочинения раскрыть тему и основную мысль?
- Выражает ли автор свое отношение к тому, что он описывает? Использует ли он при этом какие-либо языковые средства?
- Устраните неоправданные повторы в тексте сочинения.
6. Запись в тетрадях для развития речи примерного плана к описанию помещения.
План
- Стены – (какие?).
- Дверь – (какая?).
- Полы – (какие?).
- Окна – (какие?).
- Стол – (какой?).
- Стулья – (какие?).
- Гардероб, шкаф – (какой?).
- Диван – (какой?).
- Другие предметы в комнате.
3. Как предметы расставлены, в каком порядке.
7. Итог урока. Обобщение по вопросам.
- Что такое интерьер?
- В каком стиле можно описать помещение?
- Какими средствами может быть выражено отношение автора к описываемому помещению?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
6 класс. Урок № 43.
Цели: обучающие:
- углубить и закрепить знания учащихся о стилях и типах речи;
- учить писать сочинение, основную часть которого составит описание комнаты в художественном стиле;
развивающие :
- формировать умения описания помещения в художественном стиле;
- развивать логическое и ассоциативное мышление, креативные компетенции учащихся, фантазию, воображение;
- обогатить язык учащихся лексическими средствами языка;
воспитательные:
- воспитывать культуру, грамотность и выразительность речи учащихся;
- учить видеть красоту окружающего мира;
- воспитывать эстетический вкус и любовь к родному дому.
Оборудование: учебник, компьютер.
І Объявление темы и цели урока
ІІ Актуализация опорных знаний учащихся
- Какие стили русского языка вы знаете и в каких сферах общения эти стили используются?
(Разговорный общение людей в быту.
Официально-деловой общение граждан с учреждениями и учреждений между собой.
Публицистический агитационно-массовая деятельность.
Научный научная деятельность.
Художественный словесно-художественное творчество.)
- Какие типы речи вам известны? Какова структура текста рассуждения, повествования? Какие виды описания вам известны?
(Рассуждение: тезис, доказательство, вывод
Повествование: зачин, основная часть, концовка, вывод.
Описание: научное – точное, логическое, без средств образности,
художественное – яркое, эмоциональное, экспрессивно окрашенное.)
- Сегодня мы пишем сочинение – описание и мы избираем художественный стиль.
ІІІ Работа над темой урока
Работа с учебником .
1.Чтение текста упражнения 169 (с.76)
Уже с древних времен различают 2 основных типа интерьера: общественный и жилой. По мере того, как развивалось человеческое общество, видоизменялся и интерьер. Так, в древней Греции и Риме появляются театральный и спортивный интерьер.
В наше время интерьер необычайно разнообразен: это и театр, и концертный зал, и Дворец Культуры, и вестибюли, и станции метрополитена, и магазин, и квартира…
Интерьер создается прежде всего архитектурными формами т.е. стенами и перекрытиями, колоннами, которые могут быть украшены живописью, декоративной лепкой или резьбой по дереву. В интерьер включаются также мебель, осветительные приборы, изделия из бронзы, фарфора.
2.Беседа с учащимися.
- Какие основные типы интерьера различают?
- Какие виды интерьера появляются в Древней Греции?
- Какие виды интерьера существуют в нашу эпоху?
- Какими средствами создается интерьер?
3. Чтение текста упражнения 170 (с.77)
Описание помещения может быть деловым и художественным .
Деловое описание того или иного помещения является информацией максимально точной, подробной о размерах помещения, об освещенности, о мебели и ее расположении и т. д.
Художественное описание помещения часто встречается в художественных произведениях. Интерьер помогает, во-первых , лучше представить себе место, где живет человек и разворачиваются события; во-вторых , обстановка, вещи характеризуют своего хозяина, раскрывая его вкусы, увлечения, привычки. Изображение вещей, в окружении которых протекает жизнь человека, помогает более полно и глубоко раскрыть характер человека. В-третьих , часто при помощи интерьера автор выражает свое отношение к герою произведения.
Таким образом, в художественном произведении интерьер помогает и описать место действия, и проникнуть в суть характера человека, и разобраться в отношении автора к своему герою.
Итак, описание интерьера – это не просто перечисление предметов, находящихся в помещении. В таком описании непременно должен быть замысел, основная мысль.
Беседа с учащимися.
- Назовите виды описания помещения.
- В чем их особенности?
3. Работа с учебником . Упражнение 174 (с.78). Прочитайте описание кабинетов и скажите, как она характеризует своего владельца.
1. Огромный кабинет наполнен вещами, очевидно, беспрестанно употребляемыми. Большой стол, на котором лежали книги и планы, высокие стеклянные шкафы библиотеки с ключами в дверях, высокий стол для писания в стоячем положении, на котором лежала открытая тетрадь, токарный станок с разложенными инструментами и рассыпанными кругом стружками – все высказывало постоянную, разнообразную и порядочную деятельность.
2.Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешенным оружием на пестром персидском ковре, с ореховой мебелью, обтянутой желто-зеленым триком, с библиотекой из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином.
- Какой мы можем сделать вывод?
(Обычно дом становится похож на тех, кто в нем живет. У писателей есть такой прием: описав дом, дать тем самым характеристику хозяевам)
4. Работа у доски .
1. Задание учащимся. Записать слова, объяснить правописание и лексическое значение.
Вестибюль, диван-кровать, торшер, гардероб, этажерка, карниз, паркет, линолеум, стеллаж, сервант, абажур, декоративный, кашпо, портьера, шифоньер, справа, слева, направо, налево, неподалеку, посреди, посередине, обои, картина.
2.Задания, помогающие избежать синтаксические ошибки.
- Не забывайте, что вместо пропущенного сказуемого ставится тире в предложение.
Слева от двери - диван-кровать. Справа от стола – книжный шкаф.
1.Дом, в котором я живу.
2.Моя комната сегодня.
3.Комната моей мечты.
В нашей квартире есть комната, которая принадлежит мне. Я очень люблю свою комнату. Это самая уютная и светлая комната во всей квартире. Комната небольшая по размерам, почти квадратная. Большую ее часть занимает стеллаж с книгами, занимающий всю стену рядом с дверью. Напротив него – огромное окно, которое очень украшают яркие шторы, свисающие с аккуратного металлического карниза. Вдоль правой стены стоит большой письменный стол, за которым я делаю уроки, читаю, конструирую. Рядом со столом стоят стулья, удобные и мягкие. Над столом висит клетка с попугайчиками. Позади стола, вдоль стены, стоит диван-кровать. Вся стена над диваном закрыта красочным ковром. У изголовья дивана стоит небольшой торшер под ярким абажуром. В комнате всегда чисто, поэтому здесь приятно находиться мне самому и моим гостям.
7. Задание учащимся . Устно опишите свою комнату, постаравшись сделать это так, чтобы в вашем описании отразился ваш характер, вкусы, привычки.
IV Подведение итогов урока
Не забудьте, что в основной части сочинения должен быть не только перечень предметов, их признаков, но и их место, назначение и расположение в нашей комнате. Укажите, в какой цвет окрашены стены, пол, какие светильники, какие окна, двери, размеры комнаты, как она выглядит в разное время суток, в будни и в праздник, что придает ей особый вид. Используйте различные средства связи предложений в тексте (синонимы, антонимы, вводные слова, местоимения, союзы, частицы).
Презентация содержит материал для первой части урока по теме "Интерьер", когда учащиеся готовятся к написанию сочинения "Описание помещения".
Интерьер. Урок русского языка в 6 классе
Автор: И.Н.Григорьева, учитель русского языка и литературы МОБУ Ирбейская СОШ №1
ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ
понадобиться для создания такого текста.
ИНТЕРЬЕР Что означает это слово?
ИНТЕРЬЕР – ЭТО ВНУТРЕННЕЕ
ПРОСТРАНСТВО ВСЕГО ЗДАНИЯ
ИЛИ КАКОЙ-ЛИБО ЕГО ЧАСТИ.
ТИПЫ ИНТЕРЬЕРА
ОБЩЕСТВЕННЫЙ
ЧТО СОЗДАЁТ ИНТЕРЬЕР?
- Перекрытия
- Стены
- Живопись
- Декоративная лепка
- Мебель
- Осветительные приборы
- Резьба по дереву
- Изделия из металла, фарфора,
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ ПАРАДНЫЙ ЗАЛ ( X V век)
Читайте также: