Урок русского языка презентация в 11 классе подготовка к егэ сочинение рассуждение 2021 22

Обновлено: 30.06.2024

Содержание:
1 ПРОБЛЕМА (К1)
2 КОММЕНТАРИЙ (К2)
3 АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ (К3)
4 СВОЯ ПОЗИЦИЯ + ОБОСНОВАНИЕ (К4)
5 ЛОГИКА, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ (К5)
6 ТОЧНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (К6)
7 ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЙ, ЯЗЫКОВЫЕ
(ГРАММАТИЧЕСКИЕ), РЕЧЕВЫЕ, ЭТИЧЕСКИЕ, ФАКТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ (К7-К12)
8 ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ 27 (СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ)

ПРОБЛЕМА (К1)
Проблема в сочинении ЕГЭ по русскому языку
- это то, ради чего создается текст. Это вопрос,
который волнует автора и на который он ищет
ответ. В публицистическом тексте проблема
может быть сформулирована самим автором, ее
не нужно долго искать, а в художественном
тексте часто необходим анализ текста,
определение тематики, главных героев, морали
текста.

Что такое проблема текста?
Проблема текста – это спорный, важный, актуальный вопрос, на который есть
как минимум 2 ответа.
Например: Как следует относиться к природе? (это проблема) (Ответ 1:
Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2: Можно
относиться потребительски, ведь человек – царь природы.) Что такое любовь?
(Ответ 1: Любовь – это сильное влечение к человеку. Ответ 2: Любовь – это
забота о близких) Нужно ли знать свою историю? (Ответ 1: Да, конечно, знание
истории помогает избежать ошибок. Ответ 2: Нет, не нужно, это только тормозит
прогресс)
Какие бывают проблемы?
Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его окружает, подругому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на
внутренние и внешние.
Внутренние проблемы - это все, что связано с вопросами, которые человек
задает самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль.
Внешние проблемы - это соприкосновение человека с миром, отношение
человека к окружающим его реалиям.

Как формулировать проблему?
Проблему можно сформулировать двумя способами:
1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья?
2) При помощи Р.п. Например: Проблема отношения к природе, проблема
поиска смысла жизни и т.д.
Для того чтобы не запутаться, мы рекомендуем вам формулировать
проблему в виде вопроса. Тогда вы не допустите ошибок.

Типичные ошибки при формулировке проблемы:
1) В проблеме указывают авторскую позицию.
Например: проблема хорошего отношения к книгам - НЕЛЬЗЯ ("хорошего" - это
уже оценочная лексика)
Проблема отношения к книгам - МОЖНО
2) Проблема слишком широкая.
Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы
выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в
виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать. Также так бывает, когда
путают проблему и тему текста. Поэтому запомните: тема - это скорее
направление мысли, то о чем текст. Например, текст о войне, значит тема: война.
А проблема : роль героев на войне.
3) Сужение проблемы.
4) Проблема, которой нет в тексте.

Слова-помощники для формулировки
проблемы
С их помощью вы всегда сможете найти проблему в
любом тексте.
Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:
- отношение
- взаимоотношение
- воздействие
- взаимодействие
- влияние
- роль
- восприятие

Если формулируете в виде вопроса, то вам
помогут следующие конструкции:
Как нужно относиться.
Как следует относиться.
Почему важно +глагол.
Почему нужно +глагол.
Что такое +существительное.
Для чего нужно. +глагол?
Для чего нужен (на, ны) . +существительное?
В чем причина.
Какова роль. в жизни человека?
Что такое.
Что важнее: _ или _?
Что необходимо.
В чем различие между _ и _?
Что такое истинная (ое, ый).
Что значит .

КОММЕНТАРИЙ (К2)
Комментарий в сочинении ЕГЭ - это ваш анализ исходного
текста. Посредством комментария вы показываете свои
умения следить за логикой текста, подмечать важные для
понимания проблемы участки текста и использовать их для
формулировки позиции автора и собственной позиции.

Формулировка в сочинении ЕГЭ 2021:
". Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,
по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста
(избегайте
чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеруиллюстрации. Укажите смысловую связь между примерамииллюстрациями и проанализируйте её. "
Что такое комментарий?
Комментарий - это подтверждение того, что заявленная Вами проблема
действительно присутствует в тексте.
В сочинении ЕГЭ-2021 комментарий – это последовательный, логичный
анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из
текста или на конкретные размышления автора.

В качестве комментария можно использовать:
•примеры, которые приводят авторы в своих текстах;
•размышления автора, связанные с проблемой;
•цитаты;
•описания;
•истории;
•точки зрения, которые приводит автор;
•средства выразительности, тропы;
•слова, выражения, важные для понимания проблемы.
↑Структура комментария
1) Пример-иллюстрация из текста.
2) Пояснение примера.
3) Смысловая связь между примерами.
4) Анализ смысловой связи.
5) Пример-иллюстрация из текста.
6) Пояснение.
Обратите внимание на 4 пункт (новый критерий
оценивания комментария 2021)

Как писать комментарий
1) Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень
внимательно прочитать текст.
2) Если текст публицистический, важно проследить за тем, как
развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какомулибо выводу (вывод автора в вашем сочинении станет авторской
позицией).В публицистическом тексте структура мало отличается
от вашего сочинения, там тоже ставится проблема, там тоже
присутствует комментарий (только он не ограничен каким-либо
текстом, в качестве комментария авторы цитируют известных
людей, рассказывают о каких-либо фактах, явлениях, рассуждают
о смежных проблемах, приводят различные мнения.
3) В художественном тексте авторская позиция не выражена
прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав
поведение героев, ситуации, лексические средства, которые
использует автор. Получается так: все, что вы используете для того
чтобы понять авторскую позицию по проблеме и станет вашим
комментарием.

Требования к комментарию:
1) 2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы.
Здесь уместно использовать частичное цитирование с
объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете
и что автор пытается нам показать этими примерами.
2) Смысловая связь. Необходимо указать на причинноследственную связь, противительную или другую связь между
примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует
автор в конкретном тексте.
3) Анализ связи. Недостаточно указать логическую связь (причина
- следствие, вывод), важно также проанализировать эту связь,
объяснить, что в ней примечательного, что мы можем понять, если
сопоставим, противопоставим и др. примеры из текста.
Например, примеры не просто так противопоставлены друг другу, а
помогают отразить изменения, произошедшие в душе рассказчика и
т.д.

Как привести примеры-иллюстрации?
Примеры-иллюстрации в тексте участник экзамена может
обозначить с помощью указания
номера абзаца (В третьем абзаце текста. )',
номеров предложений (. описание современной
молодежи (предложения 1-3); места в тексте (. в конце
текста звучит призыв. );
любых способов цитирования
Смысловая связь между примерами (клише)
Указание на смысловую связь между примерамииллюстрациями может быть выражено различными
способами. Перечислим некоторые из них:

Детализация
(Можно ли привести подробности?Какие?)
. так, например, .
. укажем детали .
Указание на следствие
(Как это может сказаться на. Из чего это следует? Что с этим связано?)
. вот почему .
Подтверждение
(Как это подтверждается автором?)
в подтверждение этих мыслей автора .
Объяснение
(Почему? Чем это можно объяснить?)
. автор объясняет это тем, что
. объясняется это тем, что .
Определение
(Что обозначает это слово?)
. это слово автор понимает по-своему
. значение этого слова определяет.

0 баллов за комментарий:
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.
ИЛИ
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для
понимания сформулированной проблемы, не приведены.
ИЛИ
В комментарии допущены фактические ошибки (одна и
более), связанные с пониманием исходного текста.
ИЛИ
Прокомментирована другая, не сформулированная
экзаменуемым проблема.
ИЛИ
Вместо комментария дан простой пересказ текста.
ИЛИ
Вместо комментария цитируется большой фрагмент
исходного текста.

Пример комментария № 5.
За этот комментарий можно получить 1 балл.
Автор этого текста не только талантливый писатель, но и педагог. Наверное,
именно поэтому его волнует проблема: кто способен воспитать в ребенке
нравственные качества, привить лучшее, что может быть в человеке? Кого
послушает подросток? Иными словами, в данном текст А. Лиханов поднимает
проблему взаимопонимания, духовной близости педагога и воспитанника.А.
Лиханов убеждает читателя в том, что ни жизненные невзгоды, ни дорогие
подарки и престижные школы не смогут развить лучшие нравственные
качества человека. * Из текста ясно, что только человек неравнодушный,
духовно близки может воспитать в ребенке доброту, сочувствие,
ответственность за свои поступки. Нельзя воспитать того, чем сам
не отличаешься. Такова позиция автора.

Авторская позиция в тексте (критерий К3)
Достаточным и необходимым условием успешного выполнения
задания в этой части работы считается умение экзаменуемого
адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное,
двоякое и т.п. отношение к рассказанному и дать предлагаемый
ответ автора на поставленный им в тексте вопрос).

ОШИБКИ при формулировании авторской позиции
Большинство ошибок по критерию КЗ связаны с
неумением определять проблему текста (К1). Очевидно,
что авторскую позицию невозможно адекватно
сформулировать, если нет ясного понимания
поставленных автором проблем.
В исходном тексте позиция автора может не
формулироваться в явном виде, поэтому участник
экзамена вынужден конструировать ее, опираясь на
собственное понимание ключевых слов. В этом случае
недочеты вызваны тем, что понимание текста
ограничивается поверхностным истолкованием его
сути.
В сочинениях встречаются также ошибки,
обусловленные фрагментарностью,
рассогласованностью понимания текста, когда проблема
и авторская позиция не соотносятся.

СВОЯ ПОЗИЦИЯ + ОБОСНОВАНИЕ (К4)
Ваше мнение - это не только согласие или несогласие с
автором текста. В своих размышлениях вы можете пойти
дальше, объяснив, почему вы так думаете. Конечно, важно
подкрепить ваши умозаключения аргументом. В 2021 году в
сочинении можно привести практический любой аргумент (из
литературы, из личного опыта, факты истории и т.д.)

Так что такое обоснование?
Обоснование – это подтверждение
истинности высказывания (тезиса), приведение убедительных
аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с
высказыванием (тезисом).
Способы(виды) обоснования:
Доказательство
Опровержение
Подтверждение
Объяснение
Интерпретация
Определение
Оправдание

Как соотносится обоснование и аргументация?
Обоснование – это цель, а аргументы – средства, которые мы
используем для обоснования.
Обосновать собственную позицию (тезис) можно двумя
основными способами:Подтвердить тезис (привести аргументы
"за")
Опровергнуть противоположные тезис (контраргументация: доказать
тезис, опровергая противоположный).

В качестве аргументов могут выступать:
Логические (рациональные)
факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические
знания).
выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т. д.).
статистика (количественные показатели развития производства и общества).
объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
законы природы.
определение, задача которого — обобщить, дать представление о предмете
как части более широкой категории, выявить сущностные признаки
определяемого предмета (например: терминологические определения).
положения юридических законов, официальных документов, постановлений
и иных нормативных актов, обязательных для выполнения.
данные экспериментов и экспертиз.
свидетельства очевидцев.
обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве,
культуре и т.д.)
обращение к логике (индукция, дедукция)
опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный
эксперимент, исследования и т.д.)

Как правильно приводить литературный аргумент?
1) Аргумент должен быть исчерпывающим, не должен представлять собой
пересказ сюжета. Следует провести анализ ситуации и героя.
2) Аргумент должен доказывать конкретную позицию. То есть если ваша
позиция звучит так: "Нужно бережно относиться к природе, потому что она
дает человеку жизнь и только благодаря ей человек может существовать", то в
аргументе можно показать:
а) героя произведения или просто ситуацию, при которой очевидно
небрежное отношение к природе вредит самому человеку.
б) героя или ситуацию, в которой мы видим, как герой поистине бережно
относится к природе, пользуется ее дарами, живет, благодаря природу за все
дары.
*Не подойдет аргумент, в которой просто говорится о человеке и природе,
(например, восторженные описания природы под авторством Пришвина) или
аргумент, в котором герой плохо относится к природе без всяких
последствий.
3) Аргумент должен включать в себя микровывод. Необходимо подытожить, к
чему вел этот аргумент, что вы доказывали.

ЛОГИКА, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ
СВЯЗНОСТЬ (К5)
Чтобы сочинение было последовательным, связным,
логически выверенным, необходимо уметь составлять
план, использовать средства связи между предложениями
и структурными элементами сочинения. Каждое
предложение вашего сочинения должно быть связано с
предыдущим(и). Не забывайте об абзацном членении.

Алгоритм работы (Как работать, с чего начать, как работа должна выглядеть в
черновике?):
1) Определяем тип текста (художественный или публицистический).
2) Находим авторскую позицию. В художественном тексте позиция не выражена в какомто определенном предложении. В публицистическом тексте может быть много авторских
позиций.
3) Формулируем проблему в зависимости от типа текста. (в виде вопроса или в форме
Р.П.)
4) Ищем важные для понимания проблемы предложения и фразы. Из них составляем
комментарий, не забывая пояснить каждый пример, а также связать их по смыслу между
собой.
5) Формулируем свою позицию, не забывайте раскрыть ее и объяснить, почему так
думаете.
6) Подтверждаем позицию. (можно приводить как пример из литературы, так и пример из
жизни, еще можно использовать логические доводы, обращение к авторитетам и т.д.)
6) Работаем над введением, заключением, микровыводами и связками между частями.
Если введение в некоторых ситуациях можно опустить, то заключение необходимо писать
обязательно, как и микровыводы по некоторым частям (более подробно см. в других
разделах)
7) Проверяем ошибки. Особое внимание следует обратить на:
- соотнесённость глагольных форм
- пунктуацию (если вы не уверены в правильности, то лучше изменить конструкцию)
- лексические повторы
- фактические ошибки
- орфографию (н/нн, гласные в корнях, слитное/раздельно написание частей речи,
написание не с частями речи, окончания глаголов)
- речевые и грамматические ошибки

Ну а после проделанной на черновике работы, составляем
сочинение из получившихся частей вот в такую композицию:
Композиция сочинения (Как сочинение должно выглядеть в
чистовом варианте):
1) Вступление.
2) Формулировка проблемы.
3) Комментарий по проблеме. 2 примера, 2 пояснения, связь
между примерами
4) Авторская позиция по проблеме.
5) Ваша позиция по проблеме.
6) Обоснование вашей позиции, то есть аргумент.
7) Заключение.
Очень важно. Не забывайте про абзацное членение. Лучше,
если каждая смысловая часть будет выделена в отдельный абзац.
Каждый аргумент тоже нужно выделить в отдельный абзац.

ТОЧНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (К6)
Точность речи заключается в умении четко донести смысл высказывания.
Большое количество повторов, грамматические и речевые ошибки затрудняют
понимание текста. Выразительность сочинения ЕГЭ заключена в использовании
средств выразительности, интересных синтаксических конструкций,
стилистических приемов.
Постарайтесь не использовать канцелярит в своей речи, не нанизывайте
огромное количество Родительных падежей.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЙ, ЯЗЫКОВЫЕ
(ГРАММАТИЧЕСКИЕ), РЕЧЕВЫЕ, ЭТИЧЕСКИЕ, ФАКТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ (К7-К12)
Большое количество ошибок в сочинении может лишить вас половины баллов
за сочинение. Поэтому будьте внимательны при написании, повторите
орфографические и пунктуационные правила. Если вы не уверены в том, как
пишется слово, лучше замените его на синоним, в котором вы уверены. То же
самое со знаками препинания: когда вы пишите слишком длинные предложения
с большим количество грамматических основ, предложения с разными видами
связи и с несколькими придаточными, осложненные причастными и
деепричастными оборотами, вводными словами, вы рискуете пропустить
запятые. Более того, важно помнить, что запятая не единственный знак
пунктуации в русском языке, есть еще бессоюзные предложения, в которых
бывают тире, точка с запятой, двоеточие. В общем, если вы на 100 процентов
уверены в знании пунктуации русского языка, то дерзайте, если же
сомневаетесь, лучше упростить предложения.
От грамматических и речевых ошибок вас спасет умение критически оценивать
написанное. Не используйте слова, которые вы не употребляете. Написать
просто не значит плохо. А.С. Пушкин писал просто, но гениально. Попробуйте
так же.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

1. Орфографическая минутка. Вспоминать, объединение, недолговечны, временный, обозленная, завершено, располагающее, несокрушимая, связана, приумножать добро.

2. Вспоминаем структуру сочинения, напоминаем, что если ученик на экзамене забыл структуру, то он должен внимательно прочесть само задание 27:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

1.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

2.Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий 2.1. два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). 2.2. Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. 2.3. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и 2.4. проанализируйте её.

3. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). 4. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Комментирование баллов за сочинение (см. критерии оценки сочинения в демоверсии).

4. Чтение текста.

(1)Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра. (2)Эта сфера добра в значительной степени создаётся им самим. (3)Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

(23)Вот тут обратим внимание ещё на одну черту сферы добра. (24)Она плотно связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с его прошлым и будущим. (25)Сфера добра большая. (26)Сфера добра прочная, несокрушимая, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. (27)Сфера добра ближе к вечности.

(28)Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, к ценностям гуманитарным в первую очередь. (29)Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, – изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества. (30)А без нравственности, в свою очередь, не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.

(32)Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, чтить и хранить традиции, знать и уважать родную историю и историю всего человечества. (33)Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями добра и доброты – очень и очень важно.

(по Д. С. Лихачёву *)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

Обращаем внимание, что правильно выполненные задания 22 и 26 помогут в написании сочинения: основная мысль текста - в них. Но переписывать текст рецензии (вопрос 26) на экзамене НЕЛЬЗЯ. Он важен только для понимания смысла текста.

1) Зло, будучи антиподом добра, всегда было, есть и будет, и без него пропадает ценность добра.

2) Не столь важно, что было когда-то давно, потому что сфера добра оторвана от прошлого: главное — творить добро в настоящем, ведь от этого зависит будущее.

3) Доброе объединение будет жить в душах людей даже тогда, когда забыта причина этого объединения.

4) Сфера добра очень прочная, хотя достигается сложнее, нежели создаётся сфера зла.

5) Социальные и экономические законы строятся на фундаменте логики и выгоды, а отнюдь не на принципах нравственности.

1) Зло, будучи антиподом добра, всегда было, есть и будет, и без него пропадает ценность добра. Нет такой информации.

2) Не столь важно, что было когда-то давно, потому что сфера добра оторвана от прошлого: главное — творить добро в настоящем, ведь от этого зависит будущее. Нет такой информации.

3) Доброе объединение будет жить в душах людей даже тогда, когда забыта причина этого объединения. Да, верно, предложение 16.

4) Сфера добра очень прочная, хотя достигается сложнее, нежели создаётся сфера зла. Да. верно, предложение 26.

5) Социальные и экономические законы строятся на фундаменте логики и выгоды, а отнюдь не на принципах нравственности. Нет такой мысли.

6. Выполнение задания 26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

5) ряды однородных членов предложения

6) восклицательные предложения

7) вопросно-ответная форма изложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

7. Работа с текстом.

Чтобы правильно выявить проблемы текста, сначала подробно анализируем микротемы текста, составляем план.

1. В первом предложении текста – тезис сочинения.

2. Отличие добра от зла. Предложение 14 – микровывод.

4. Что такое истинное счастье для человека.

6. Микровывод о роли культурных ценностей.

7. Общий вывод о роли добра в жизни всего человечества.

8. Ищем проблемы, записываем в тетрадь.

- о значимости культурных ценностей;

- о значении счастья для человека.

. Очень важно определить основную проблему, к которой можно подобрать 2 примера из текста и их прокомментировать. Не всегда оба приведенных учеником примера могут быть связаны с одной проблемой, равно как и к любой проблеме можно подобрать 2 примера из текста.

9. Комментарий проблемы по высшему баллу (6 баллов) ставится экспертом только в том случае, если он имеет четкую и правильную структуру: 1 пример из текста + пояснение, 2 пример из текста + пояснение, связь примеров и объяснение этой связи. Чтобы учащимся легче было это запомнить, говорим, что написанный им комментарий должен отвечать на 3 вопроса: ЧТО? (какой пример из текста поясняет проблему), КАК? (как это показано в тексте), ЗАЧЕМ? (зачем это нам говорит автор).

10. Выявляем авторскую позицию. Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный к тексту.

Если авторская позиция сформулирована неверно или не по заявленной проблеме, то она оценивается экспертом 0 баллов и, соответственно, собственная позиция ученика и ее обоснование засчитывается как 0 БАЛЛОВ!

11. Чтение учителем фрагмента сочинения в соответствии с требованиями, обсуждение.

Д.С. Лихачев – автор фундаментальных трудов, посвященных русской истории и культуре. Большое внимание в творчестве уделял вопросам нравственности и духовности человека. Предложенная для анализа статья тому подтверждение. С первых строк мы понимаем, насколько важна проблема роли добра в современном обществе, ведь именно добро, а не зло влияет на нравственное здоровье людей.

12. Домашнее задание: дописать связь примеров, проанализировав ее, добавить аргументацию собственной позиции.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Композиционная часть сочинения

Содержание и объем

Вступление с формулировкой основной проблемы

Автор и тема исходного текста. Проблема. 3-5 предложений

Два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста Пояснение к примерам.

Смысловая связь между примерами

Ответ автора на поставленный им вопрос. 1-3 предложения

Отношение ученика к позиции автора.

Обоснование своего мнения

Ответ на вопрос: почему ученик/ не согласен с автором текста; обоснование своего мнения.

Вывод ученика, дополняющий мысли автора текста. 1- 3 предложения

Вступление НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ затянутым

Вступление ДОЛЖНО БЫТЬ СВЯЗАНО с текстом

содержательно, стилистически, эмоционально

Вступление либо уже СОДЕРЖИТ формулировку проблемного вопроса, либо ПОДВОДИТ к ней

  • Проблемный вопрос.
  • ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ТЕМЫ: Ключевое слово(а) темы записать в И.п. Поставить многоточие. Добавить несколько ассоциаций, мыслей, чувств, которые возникают при прочтении ключевых слов темы. 3. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме. 4. ЛИРИЧЕСКОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ: Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста. Создание определённого эмоционального настроя. 5. Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.
  • запишите её в виде законченного предложения;
  • определите, на какой вопрос отвечает это предложение;
  • запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.

Формулировка в виде вопроса

Формулировка в виде проблемы

Почему трудно изучать наследственность человека?

В тексте автор подробно анализирует причины, затрудняющие изучение наследственности человека

Какую роль играет театр в восприятии прекрасного?

В предложенном для анализа тексте автор пытается раскрыть значение театра в восприятии прекрасного.

Что приводит к духовной необразованности и черствости?

В тексте автор анализирует факторы, приводящие к духовной необразованности и черствости.

Что такое милосердие?

В предложенном тексте автор размышляет о категории милосердия.

Какое влияние оказывает мать на формирование характера ребенка?

Автор поднимает проблему влияния личности матери на становление характера ребенка.

Как городской человек воспринимает окружающую природу?

Автор рассматривает проблему влияния природы на городского человека.

НАУЧИТЬСЯ РАЗГРАНИЧИВАТЬ эти понятия.

Неточная ФОРМУЛИРОВКА проблемы (слишком узко или слишком широко).

Подмена другой проблемой (схожей, но отсутствующей в тексте для сочинения).

!Автор поднимает проблему доброты (любви, дружбы, войны, экологии т.д.)

Эксперт по проверке советует ОТКАЗАТЬСЯ

от подобной формулировки.

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

В центре внимания автора случай…

Писатель изображает (кого, что)…

Автор разделяет мнение (кого)…

Публицист спорит (с кем)…

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…

Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

Особого внимания заслуживает мнение автора о…

Симпатии автора на стороне героя, который…

Виды смысловых отношений

Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

Кроме того, автор отмечает, что…

Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Несмотря на то что все убеждены в правильности…., герой (автор) думает иначе.

Писатель хочет сказать, что…

Автор не случайно обращает наше внимание на..

Этот пример показывает, что…

Поступок героя показывает, что…

Смысл этого высказывания в том, что…

Слова (мысли) героя позволяют понять…

Эти слова убедительно доказывают, что…

Я думаю, этим примером автор хотел показать, что…

Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

Приведённые слова содержат глубокий смысл…

Эти события автор описывает, чтобы…

  • Не приписывайте автору мысли, которых нет в тексте.
  • Не путайте автора текста и героя рассказа: автор ВНЕ текста, рассказчик ВНУТРИ текста СОВЕТ УЧЕНИКАМ: Если вам трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, приведите цитату из текста, выражающую авторское отношение к проблеме.
  • Писатель уверен, что…
  • Автор выражает уверенность (в чём?)
  • Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)
  • Автор убедительно доказывает свою мысль…,
  • Автор выражает своё мнение ясно:
  • Авторская позиция заключается в том, что…
  • Автор не скрывает своего отношения к …
  • Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;
  • Автор убеждает читателя в правоте своей позиции;
  • Автор пытается найти в читателе единомышленника;
  • Автор пытается понять, почему . ;
  • Авторская позиция ясна: …
  • Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни
  • Публицист (писатель) придерживается такой точки зрения:…
  • Как полагает автор, ….
  • Задача автора - убедить читателя в том, что…
  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что

Помните, что вы доказываете собственную позицию, основанную на мнении автора

Вы можете полностью или частично согласиться с мнением автора или опровергнуть его точку зрения

Вы не только констатируете согласие или несогласие, но подробно и корректно объясняете, в чём оно состоит


Что проверяют? • 1. Умение правильно понимать прочитанный текст : а) формулировать проблему б)комментировать прочитанное в)выявлять авторскую позицию 2.Умение вести диалог в широком смысле слова: а)умение сформулировать свою позицию б)доказать ее с учетом позиции другого человека


Слайд 3

Требования к содержанию • Объем- от 150 до 300 слов • Эксперты считают приемлемым объемом объем от 170 до 280 слов Не нужно писать более 300 слов!


Слайд 4

Примерный план сочинения 1. Вступление 2. Отражение проблемы в тексте: а) формулировка проблемы б) комментарий в) авторская позиция 3.Позиция ученика а) согласие или несогласие с автором б) собственная позиция (тезис + 2 аргумента) 4. Вывод = заключение


Слайд 5

Упрощенный план • Вступление • Формулировка проблемы • Комментарий по тексту • Позиция автора • Собственная позиция


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8

С чего начать? 1. 2. 3. 4. 5. 6. Риторический вопрос Лирическое отступление Назывное предложение Вопросно – ответная форма изложения Цитата (из этого текста или другая) Клише: Каждому из нас приходилось встречаться… Многие из нас знают…


Слайд 9

Если начинаете с цитаты… 1. Из данного текста приводите дословно, точно 2. Из другого источника: а) точно б) в виде косвенной речи: Лев Толстой считал , что… Еще в начале двадцатого века Чехов говорил о…


Слайд 10

Домашнее задание • Подобрать высказывания известных писателей , философов , публицистов для использования в сочинении по тексту: а) о природе, о любви к ней б) о культуре человека в) о милосердии , сострадании г) о доброте д) о писательском труде е) о любви к Родине (к родине)


Слайд 11

А еще можно начать… … с параллельного примера. Допустим, перед вами текст о жизни пожилой женщины Катерины Ивановны, которая страдает от одиночества, страшно доживает последние годы жизни. Можно начать: Горько видеть вокруг стариков, брошенных на произвол судьбы своей страной, близкими, детьми. В моем подъезде живет старушка…


Слайд 12

Проблема Проблема- это вопрос, требующий решения или обсуждения. Проблематика - это все вопросы, которые затрагиваются в тексте. Тема – это то, о чем говорится в тексте. . В тексте может быть несколько проблем


Слайд 13

Проблема Достаточно сформулировать одну ! (это может быть даже побочная проблема) Важно потом комментировать текст , определять позицию автора, свою точку зрения именно по сформулированной проблеме


Слайд 14

Как сформулировать проблему? Можно: а) процитировать Автор прямо заявляет о проблеме «… В тексте говорится о «… б) пересказать в) указать № предложения Проблема четко обозначена в предложении №…


Слайд 15

Как сформулировать проблему? Можно сформулировать : а) проблема (чего) б) в виде вопроса (конкретно по содержанию текста)- в этом случае авторская позиция должна стать ответом на этот вопрос . Можно сформулировать много проблем, но засчитывается только одна.


Слайд 16

Проблема … Поставить П ,выдвинуть, рассмотреть, коснуться , обсудить, уделить ей внимание , над П можно думать , размышлять, П возникает , встает, представляет интерес, ждет решения…


Слайд 17


Слайд 18

Комментарий Комментарий – это рассуждение о проблеме Комментарий –объяснение того, как проблема раскрывается в этом тексте Нужно показать , насколько хорошо вы поняли текст. Обязательно опираемся на предложенный текст .


Слайд 19

Комментарий Помните ! а) не должно быть просто пересказа б) комментируется только сформулированная проблема в) следует избегать чрезмерного цитирования ( Если используете цитату, она должна быть прокомментирована)


Слайд 20

Комментарий Проблема может быть свободно прокомментирована с опорой на текст. В этом случае ученик следует за автором в раскрытии проблемы, старается проследить за ходом авторской мысли, объяснить содержание текста, то есть показать, как проблема отражается в тексте


Слайд 21


Слайд 22

Комментарий Можно написать , кто еще обращался к этой проблеме, насколько она актуальна (вечная или злободневная) Можно указать тип проблемы: а)нравственная б)психологическая в)экологическая г) морально-этическая


Слайд 23


Слайд 24

Авторская позиция Она может выражаться по-разному: а) публицистический текст от первого лица (в этом случае нужно говорить о позиции автора) б) художественный текст или публицистический (повествование), написанный от третьего лица (есть позиция автора и есть позиция героя – нельзя путать!) в)художественный текст от первого лица (лучше говорить о позиции рассказчика)


Слайд 25

Авторская позиция 1. Публицистический от первого лица – позиция автора 2. Художественный или публицистический от третьего – позиция автора и позиция героя 3. Художественный от первого лица- позиция рассказчика


Слайд 26

Как избежать тавтологии Автор - он , писатель, публицист , мастер слова Писать- размышлять, задумываться , сообщать , рассуждать , пытаться понять , пытаться постичь ,повествовать, заявлять , указывать , говорить , обращать внимание , анализировать, подчеркивать , рассматривать…


Слайд 27


Слайд 28

Авторская позиция 1. Иногда у автора может быть двоякое отношение С одной стороны , автор… А с другой2. Иногда авторская позиция проявляется в поступке героя 3. Иногда выражается через средства выразительности , и тогда о них следует говорить в комментарии


Слайд 29

Собственная позиция Собственная позиция – выражение личного взгляда на выявленную в тексте проблему Собственную позицию следует доказать (выдвинуть свой тезис и подкрепить 2-3 аргументами)


Слайд 30

Собственная позиция Я согласен с автором в том , что… С моей точки зрения , эта проблема весьма актуальна… Трудно не согласиться с автором в том , что… Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… Я полностью разделяю позицию автора по отношению…


Слайд 31

Собственная позиция Однако не совсем точным является , на мой взгляд , оценка автором (чего?)… Мне кажется, что в этом автор не совсем прав… Я думаю, автор не прав , утверждая… Я думаю , что с мнением автора можно поспорить… В целом я разделяю точку зрения автора , однако не могу согласиться с тем , что…


Слайд 32

Собственная позиция Тезис + аргументы Аргументы должны быть связаны с тезисом. Аргументы: а) логические рассуждения б)пример из жизни в) литературный (из произведения или из биографии писателя , поэта) (+ 1 балл) г)предполагаемый пример


Слайд 33

Аргументы Не являются литературными аргументами: а) фольклорные примеры (сказки , пословицы, поговорки , былины и т. д.) б) песни в) пример из литературы, публицистики (без указания выходных данных)


Слайд 34


Слайд 35

Что является этической ошибкой? 1. Употребление грубых , вульгарных слов 2. Недопустимо некорректное отношение к автору Автор – маньяк… Это глупо… Нормальный человек так сказать не может… 3. Слишком категоричное суждение Всякая болезнь – вина самого человека.


Слайд 36

Помните! 1. Абзацное членение 2. Нельзя допускать фактических ошибок 3. Следите за правильным словоупотреблением 4. Тщательно работайте с черновиком, шлифуйте каждое предложение. 5. Делайте речь выразительной, богатой, интересной


Полный текст материала Презентация к уроку русского языка по теме: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате части С" 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

материал презентации - хороший алгоритм написания сочинения на основе исходного текста.предлагаемые шаблоны-помощь для слабых учащихся. материал, на мой взгляд, представлен методически грамотно. Спасибо.

0 Спам

0 Спам

0 Спам

Лариса Алексеевна,мне оч.понравилась Ваша презентация,всё по существу,логично,а главное есть шаблоны для слабых(да и не только)Буду с удовольствием использовать её в своей работе.Спасибо.

0 Спам

Всё очень чётко и информативно. Предложенная схема позволяет учителю построить работу с конкретным текстом. Спасибо.

0 Спам

Презентация мне понравилась:
1. выдержана в едином стиле.
2. не нагружена графикой

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: