Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств сочинение

Обновлено: 25.06.2024

Болезни, происходящие от переутомления, лечатся покоем, а те, что происходят от праздности, излечиваются трудом.

Болезнь всегда происходит либо от излишка, либо от недостатка, то есть от нарушения равновесия.

Врач — философ: ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.

Врач должен лечить не болезнь, а больного.

Всякое мастерство, искусство и знание берут начало в природе.

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Душа человека развивается до самой смерти.

Искусство медицины есть искусство прибавления недостающего и отнятия лишнего.

Лечит болезни врач, но излечивает природа.

Медицина должна быть сообразна с природой.

Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств.

Мозг человека содержит в себе причину многих болезней.

Мощный дух спасает расслабленное тело.

Мудрость заключается в том, чтобы следовать природе.

Мужчина становится злым в двух случаях: когда голоден и когда унижен, а женщина лишь в одном - когда не имеет любви.

Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами.

Отчаявшись, больной сам приближает себя к смерти.

Очень часто лучшее лекарство - это обойтись без него.

Праздность есть источник всех пороков. Где нет праздности, там нет зла.

Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье, напротив того, устремление ума к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.

Природа есть руководительница для всего доброго и разумного.

Разум – лучший лекарь.

Тому, кто не хочет изменить свою жизнь, помочь невозможно.

Часть болезней происходит только от образа жизни.

Врач — философ: ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Действие диетических средств продолжительны, а действие лекарств скоропреходящи.

Действия людей, так же как их болезни, редко протекают от одной причины. У каждого отдельного действия есть много корней.

Для чрезвычайной болезни - чрезвычайные средства.

Душа человека развивается до самой смерти.

Если тяжелобольной человек не испытывает страданий, то он болен душевно.

Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности.

Исцеление - это дело времени, но иногда это также дело возможности.

Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм.

Лечит болезни врач, но излечивает природа.

Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств.

Мощный дух спасает расслабленное тело.

Мужчина становится злым в двух случаях: когда голоден и когда унижен, а женщина лишь в одном - когда не имеет любви.

Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами.

Не навреди (больному).

Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступает меру природы.

Праздность и ничегонеделание ищут порочности и влекут её за собою.

Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье, напротив того, устремление ума к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.

Противоположное излечивается противоположным.

Пьянство отцов и матерей — причина слабости и болезненности детей.

Клятва Гиппократа

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Потомки Асклепия удачно продолжили семейное дело. Или, если хотите, создали врачебную династию. И первым Гиппократом-врачом в семействе был дед нашего Гиппократа — основателя научной медицины.
Сам Гиппократ, сын Гераклида и Фенареты, родился на острове Кос 26 числа месяца агриана в 460 году до н. э., а умер в 377 году до н. э. (по другим сведениям — в 375 году до н.э.), прожив по тем временам очень долго — 83 года, и был похоронен в Фессалии между городами Гирто и Лариссой Фессалийской. По легенде, в его гробнице поселился рой пчел. Их мед исцелял молочницу у детей.
Если верить подсчетам древних биографов, Гиппократ был семнадцатым потомком Асклепия. Легко догадаться, сколько неоценимых медицинских знаний и опыта накопил их род за столько поколений. Но лишь Гиппократ смог их обобщить, логически выстроить, систематизировать и дополнить. То есть провести чисто научную работу. И, что немаловажно, опубликовать медицинские труды. Дело в том, что прежде подобные знания были семейным секретом. Они передавались от родственника к родственнику, от ученика к ученику, — без права разглашения.
Судя по его трудам и дошедшим до нас сведениям, Гиппократ учился медицине у своего отца и у знаменитых врачей того времени — Геродика из Селимбрии, Горгия из Леотин, Продика из Кеоса. Он много путешествовал, написал немало научных трудов, был врачом и другом македонского царя Пердикки — соратника Александра Македонского. Лечил богатых и знатных, но наверняка не отказывал и остальным. Участвовал в войнах, боролся с эпидемиями, за деньги учил тех, кто хотел стать врачом. Считается, что именно он написал клятву врача, которая не устарела и поныне.
У Гиппократа были сыновья, Фессал и Дракон, тоже врачи. Были дочери, но сколько их было — неведомо. В те времена о феминизме и слыхом не слыхивали. Женщины были всего лишь любовницами, женами, матерями, рабынями. О них не стоило писать — и о них, за редким исключением, не писали.

СЛАВА И СПЛЕТНЯ

ЗАКОН ГИППОКРАТА
1. Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Но по невежеству тех, которые занимаются ею, и тех, которые с легкомысленной снисходительностью судят их, она далеко теперь ниже всех искусств. И, по моему мнению, причиной такого падения служит больше всего то, что в государствах одной лишь медицинской профессии не определено никакого другого наказания, кроме бесчестия, но это последнее ничуть не задевает тех, от которых оно не отделимо. Мне кажется, что эти последние весьма похожи на тех лиц, которых выпускают на сцену в трагедиях(1) ибо как те принимают наружный вид, носят одежду и маску актера, не будучи, однако, актерами, так точно и врачами; по званию их много, на деле же — как нельзя менее.
2. Тому, кто захочет приобрести себе действительное познание медицины, необходимо иметь: природное расположение, обучение, удобное место, наставление с детства, любовь к труду и время. Итак, прежде всего необходимо природное расположение; если природа противодействует, — все тщетно; если же она сама показывает путь ко всему наилучшему, тогда уже совершается изучение искусства, которое должно приобретать себе с разумением, пользуясь наставлением с детства и в месте, от природы хорошо приспособленном для науки. Сюда же необходимо еще присоединить многолетнее прилежание, чтобы учение, укоренившись прочно и глубоко, приносило зрелые плоды.
3. В самом деле, зрелище того, что рождается из земли, показывает то же, что изучение медицины. Действительно, природа наша это есть поле, а наставления учителей — семена. Обучение, начатое с детства, соответствует благовременному сеянию, а место, приспособленное для учения, — окружающему воздуху, из которого обыкновенно заимствует себе пищу все, что рождается из земли. Трудолюбие — это есть земледелие. Время же все это укрепляет для полной зрелости.
4. Когда все эти условия для медицинского искусства совмещены и приобретено истинное знание его, тогда только обходящие города для практики(2) не только на словах, но и на деле признаются за врачей. Но неопытность — плохое сокровище и плохое имущество для своих обладателей; ни во сне, ни наяву благодушию и душевной радости не причастная, она для трусости и дерзости — кормилица. Но ведь трусость знаменует бессилие, дерзость же — неискусность. Ибо две суть вещи: наука и мнение; из них первая рождает знание, второе — невежество.
5. Но священные действия показываются только людям посвященным, профанам же — не прежде, чем они будут введены в таинства науки.

КОММЕНТАРИИ К ПРИЛОЖЕНИЮ
1 Статисты в театральных представлениях.
2 Большинство врачей в то время странствовало, останавливаясь в разных городах на какое-то время — это были так называемые врачи-периодевты, — из их числа был и Гиппократ. Меньшая часть врачей жила оседло, имела постоянные врачебные кабинеты и состояла на общественной службе в своих городах.

Взаимосвязь философии и медицины в человеческой культуре существует не одно тысячелетие. Без трудов античных философов и медиков, без их совместного поиска общего порядка в природе и в жизни людей медицина не стала бы научной. Если египетские врачи, преуспев в практическом лечении и даже в теоретических объяснениях отдельных клинических случаев, не смогли свою медицину довести до научного уровня, то грекам это вполне удалось. Данное обстоятельство стало возможным именно потому, что греческая медицина философски осмысливала собственные знания, в отличие от египетской. Таким образом, со времен античности философия и медицина развиваются вместе, представляя единую сферу медицинской реальности.

Медицина как сфера деятельности.

В Новое время под влиянием передовой философии и общего прогресса науки профессиональная медицина достигла довольно крупных успехов. Стремительно развивались анатомия (Везалий), физиология (Гарвей, Декарт). Однако клиническая медицина все еще основывалась на ненаучных позициях, наивных представлениях о человеке. Поэтому деятельность врачей во всех сферах, кроме чисто практических областей медицины — таких, как хирургия, акушерство, — сохраняла черты, вызывающие серьезное осуждение философов.

В Древней Индии и Древнем Китае медицина сливалась с философией. Надо отметить, что древневосточная медицина принципиально отличалась от древнеевропейской — прежде всего тем, что была целиком пронизана разумными идеями глубинного самопознания, самовоспитания человека и основывалась на сакральных методах достижения некоего внутреннего спокойствия, гармонии тела и души, на искусстве индивидуальной самокоррекции аномальных (патологических) телесных и духовных (психических) состояний. Интенсивное размышление, умственное погружение в самого себя, концентрация сознания на каком-либо объекте внимания (мантре) — все это получило название медитации. Ее классический тип предполагал философско-мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, небоподобном абсолюте.

Преобладание космической детерминации в жизни и деятельности человека обусловливалось тем, что его духовность считалась в огромной мере предопределенной Космосом как всеобщим порядком, гармонией, красотой. Такая модель космического порядка стала исходной для понимания бытия земной природы, общества и человека. Иначе говоря, на ее основе философски осмысливались все исходные начала природы и человека, которые сопоставлялись с мудрым, гармоничным устройством космического организма. В житейской повседневности никак нельзя было устраниться от философско-критического осмысления глубинных истоков разумной организации нормальной (здоровой) человеческой жизнедеятельности. Кстати, человеческая жизнь не мыслилась без активной осознанной деятельности как космического начала общественного бытия. Мудрость развивается тогда, когда прошлая жизнь позволяет не только наполнять новым смыслом настоящее, но и осознанно предопределять будущее. Этот главный философский принцип организации личной жизни стал необходим всем как методическое руководство для обеспечения внутреннего порядка, то есть душевного равновесия людей, их интеллектуального комфорта.

В учении Гиппократа впервые было сформировано общее (теоретическое) представление о человеке, его здоровье и заболеваниях. Основное требование заключалось в том, чтобы понять сначала человека вообще, определить критерии его здоровья, а затем уже искать и устранять причину заболевания. Болезнь, по Гиппократу, представляет собой одну из сторон целостной жизнедеятельности человека, в которой здоровье переходит в болезнь, а затем болезнь — в здоровье. Это весьма важное положение нашло свое обоснование в учении о четырех жизненных соках организма. Гиппократ предложил общую методологию научного медицинского познания. Как уже упоминалось выше, будучи глубоким мыслителем, он прекрасно понимал, что прежде, чем лечить болезнь, необходимо понять саму человеческую природу. Это вооружает медиков философскими принципами подхода к исследованиям человека и лечению его заболеваний. Совершенно очевидно, что совокупность медикофилософских взглядов Гиппократа представляет собой пусть и начальную, но уже научно-теоретическую по содержанию и форме систему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В моем случае выбор жизненного пути, связанного с медициной, был осознанным и предрешенным всей историей нашей семьи: мои бабушка и мама посвятили свою жизнь профессии врача – обе много лет добросовестно выполняют свой долг, являясь кандидатами медицинских наук, доцентами кафедры Стоматологии Воронежского государственного медицинского университета им. Н. Н. Бурденко. Я же просто хочу помогать всем людям: и тем, кто может позволить себе дорогостоящие препараты, новейшие разработки в области генетики, но и тем, кто не всегда может позволить себе копеечные таблетки и идет к врачу не столько за рецептом, сколько за искренним сочувствием и участием, которые подчас могут творить чудеса, не подвластные медицинским препаратам.



У меня не было определённой причины, по которой бы я выбрал профессию врача (хотя моя мама уже много лет работает медицинской сестрой), я просто чувствую, что на данном этапе моей жизни — это моё, я этого хочу. Я понимаю, что нужно много учиться, чтобы стать хорошим врачом. Я также осознаю, что эта профессия требует большой ответственности, так как она связана с самым ценным, что есть у человека — его здоровьем.

Мне просто хочется помогать людям, всем, не только тем, у кого есть средства и возможность, кто может сохранять и поддерживать свое здоровье через занятия фитнесом, здоровым и полноценным питанием, разнообразным отдыхом. Я хочу помогать тем людям, которых я каждый день вижу на улице: стареньким бабушкам, инвалидам, больным детям. Все они заслуживают помощь и сострадание. Бытует мнение, что врач должен быть жестоким, он не должен жалеть больного, боясь причинить ему боль. Я согласен, врач должен быть жестким, но не черствым и грубым, а решительным и вдумчивым, рискующим и отвечающим за принятые решения. Иногда в сохранении жизни человека счет идет на секунды и только от профессиональных действий специалиста зависит благополучный исход.

А еще, человек, который решит стать врачом, должен любить свою профессию. Ведь от настроения врача, от его умения добрым словом подбодрить больного и просто от улыбки часто зависит выздоровление человека. Профессия врача имеет двойную сущность: не только врач помогает людям, но и люди помогают ему своей терпеливостью, надеждой и верой. В любой профессии должен быть стимул. И только у врача — это здоровье и жизнь пациента!

Редко, но все же бывают несчастные случаи, когда вернуть больному здоровье невозможно. Многие семьи пострадавших винят врачей в смерти родных. Но нужно помнить: врач — не Бог! Не всё в его руках, каким бы он не был образованным, бывают ситуации, когда нужно принять мгновенно одно единственное правильное решение, идти на риск. В работе врача большое значение имеет практика, приобретённая годами. Вот этого я и хочу. Общаться, учиться, иногда ошибаться (во время учебы, но не работы), а потом исправляться. Идти всё вперёд и вперёд.

Орфография и пунктуация автора сохранены.

Перспективы профессии

Профессия хирурга – это перспектива признания, благодарности и способности помогать людям, спасая их жизни, ведь нет ничего более ценного. Но вы можете достичь и карьерных высот. Пиком карьеры штатного хирурга в государственных учреждениях является пост главврача. Также успешный специалист данной направленности всегда может открыть частную практику.


К числу тех, кто выбрал эту благородную профессию и посвятил ей всю свою жизнь, исполняя долг врачевания, относится доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РД и РФ – Гамид Рашидович Аскерханов. Переоценить то, что он сделал и продолжает делать для дагестанской медицины, а значит, для всего общества в целом – действительно трудно.

Причём его научная деятельность никогда не содержала абстрактных, отвлечённых исследований, потому что каждый шаг был вызван единственной причиной – органической потребностью оказать наиболее эффективную помощь пациенту.

Будучи заведующим кафедрой хирургии Дагестанской медицинской академии, Аскерханов Г. Р. проводит большую учебно-методическую, научную и лечебную работу. Им опубликовано свыше 350 научных работ по актуальным проблемам хирургии, в том числе 5 монографий, предложено 18 рационализаторских предложений, получено 22 патента на изобретения, опубликовано 7 сборников научных трудов, подготовлено 27 методических рекомендаций.

В своей практической деятельности он раздвигал границы и возможности, внедряя и используя самые современные методики и разработки, невзирая на препятствия и сложности – именно поэтому наша республика занимает лидирующую позицию по развитию медицины, а особенно в сердечно-сосудистой хирургии.

Десятилетиями мы можем ждать, когда наступят времена применения в повседневной жизни, медицине и производстве самых современных, передовых технических разработок. Однако существуют некоторые области жизнедеятельности человека, где эти времена уже наступили. Например, медицина. Некоторые её достижения можно сравнить разве что со сверхъестественными чудесами, однако они реальны. Всё дело в передовых технологиях, положенных в основу деятельности Медицинского центра им. Р. П. Аскерханова, руководителем которого является Гамид Аскерханов.

Приоритетным направлением работы центра является хирургия, но здесь с успехом лечат и обследуют пациентов кардиологического, неврологического и общетерапевтического профиля. За 10 лет своей работы МЦА стал не только одним из лучших в регионе медицинских центров, но и мощным научным центром, который объединяет под своей крышей большое количество высококвалифицированных специалистов, даёт им возможность расти и развиваться в профессиональном плане.

Мы привыкли говорить о возможностях европейцев получать лечение с применением самых современных методик, и сами чуть что – стремимся поехать за границу даже при самых незначительных недугах. Пора уже переориентироваться – высокие конкурентоспособные технологии, отвечающие мировым стандартам в медицине, давно уже доступны дагестанцам.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

Всё началось с имени Рашида Пашаевича Аскерханова. Настоящего мастера своего дела, профессионала, хирурга с большой буквы. Именно он стоял у истоков зарождения школы классической хирургии Дагестана. Знаменитый Рашид Аскерханов внёс весомый и неумалимый вклад в развитие дагестанской медицины, вывел её на новый уровень. О таланте врача тогда знали все, весь Советский Союз. Однако мечту создать первый в Дагестане центр хирургии осуществить при жизни ему так и не удалось.

Завет отца много лет спустя исполнил сын. Будучи практикующим хирургом, профессором, Гамид Аскерханов, до того как свершить задуманное, объехал немало стран. Знакомился с организацией работы частных клиник. Ориентируясь на европейскую модель, выносящую на вершину пирамиды пациента, он одним из первых создал частную медицинскую клинику на Кавказе. Так, в 2002 году в Махачкале появилось первое негосударственное многопрофильное медицинское учреждение — Медицинский Центр им. Р. П. Аскерханова. Это стало большим событием для медицины всего северокавказского региона, да и страны.

За все годы существования в центре возвращено здоровье сотням тысяч пациентам, десятки тысяч прошли стационарное лечение, тысячи успешно прооперированы.


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ – ЗАЛОГ УСПЕХА

Самое примечательное в работе центра – он никогда не стоит на месте, здесь постоянно кипит жизнь, совершаются обновления, закупается новое оборудование, открываются новые отделения, намечаются планы и пути их достижения. В каждой мелочи, каждом уголке чувствуется рука умелого руководителя, который понимает, что медицина – это такая отрасль, в которой нельзя расслабляться, в которой без бесконечного прогресса долго на плаву не останешься. Искать, находить, начинать что-то новое каждый день – только так, а иначе рискуешь остаться за бортом профессионального корабля. Талант – это непрерывность усилий.

Именно к такому типу людей и относится Гамид Рашидович Аскерханов – целеустремлённый, знающий своё дело, постоянно находящийся в профессиональном поиске руководитель, неугасаемый источник новых идей. Об этом напрямую говорят факты – в этом секрет феноменального роста и становления медицинского центра, который был создан практически с нуля, и который на сегодняшний день дарит многим дагестанцам и гостям нашей республики радость вновь обретённого здоровья.

В работе МЦА сосредоточено использование как новейших хирургических технологий, так и глубоких фундаментальных исследований. Несмотря на то что у центра возраст сравнительно молодой, он уже имеет свои устоявшиеся традиции, хорошую материальную базу, интеллектуальную подпитку – здесь трудятся талантливейшие врачи, опыт которых востребован в крупных медицинских учреждениях России, – все составляющие, чтобы продолжать движение вперёд. В этом и заключается одарённость Гамида Рашидовича не только как врача, учёного, но и как блестящего организатора, наставника, куратора.

Сегодня в МЦА работают в большинстве молодые, но уже известные врачи. А руководство центра всегда готово поддержать своих специалистов в стремлении совершенствовать знания. Ежегодно они ездят на повышение квалификации в ведущие клиники и больницы Европы и Москвы при финансовом обеспечении Центра. И поэтому можно сказать без излишних преувеличений: уровень медицины в Дагестане ничуть не уступает европейскому!

И на сегодняшний день у Гамида Рашидовича множество планов, например, открытие детского отделения и родильного дома. Неутомимость этого человека воистину поражает и радует своим нетипичным для Дагестана подходом, где обычно, к сожалению, окрылённые успехом руководители начинают довольствоваться достигнутым и тем самым спускать дело на тормозах. Если бы в нашей республике было больше таких людей, которые, какими бы ни были их успехи, всё равно продолжают смотреть вперёд, то Дагестан был бы действительно процветающим местом.

У Медицинского центра им. Р. П. Аскерханова прекрасное будущее, так как есть всё необходимое: стремление руководителя, хороший персонал и возможности. Желаю, чтобы всё задуманное осуществилось. Пусть труд Гамида Рашидовича, настоящего врача с талантом созидателя, радует нас и дальше. Врачи поистине занимаются благородным делом – возвращают здоровье! И, несмотря на нелёгкий труд, познавший такое является по-настоящему счастливым человеком.

Читайте также: