Сочинение на лингвистическую тему 8 класс по русскому языку шмелева
Обновлено: 17.05.2024
Все сочинения взяты с портала "Сдам ГИА" Расположены в алфавитном порядке по фамилии автора высказывания. После высказывания есть ссылка на текст, по которому было написано сочинение.
Абзацное членение текста — это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту М. П. Лоскутова.
Вводная часть представлена предложениями №1—4 и представляют собой отдельный абзац, в котором дается первоначальное описание собаки и отношение к ней героя. Благодаря этому мы имеем возможность позна-комиться с действующим лицом произведения и определить тему текста.
В истории о псе главной для понимания его сущности является информация о том, что Борожай, спасая другое живое существо, погибает сам. Поэтому М. П. Лоскутов объединяет этот рассказ в отдельный абзац (предложения 23—31).
С помощью имен прилагательных в тексте создаются неповторимые образы, конкретизируются явления и понятия. Так, имена прилагательные используются автором в описании девчонки: худая, с тонкими руками и ногами (предложение №10), длинные мокрые волосы (предло-жение №11), тоненькое, в тёмных крапинках лицо, зелёные кошачьи глаза, большой рот (предложение №12). Использование прилагательных помогает автору нарисовать живой, легко представляемый портрет героини.
Прилагательные в предложении №6 передают заинтересованность героя, его увлеченность коллекционированием камней, именно поэтому камни такие необычные, красивые (Среди тёмных шершавых камней вдруг что-то нежно блеснуло: крошечная чистая слёзка) — и читатель ясно представляет себе этот камешек, похожий на слезку, он словно видит этот камень наяву и восхищается его красотой вместе с героем.
Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам В.В.Виноградова о роли прилагательных в создании выразительности нашей речи.
СОЧИНЕНИЕ
От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи.
Неслучайно речь тети Груни такова. Близость к народу, его нрав-ственным основам всегда считалась в русской литературе привилегией положительных героев, каковой и является героиня Лиханова.
От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи.
Таким образом, приведенные примеры демонстрируют, как простыми словами передаются переживания героев, как слово помогает раскрыть содержание, работая на авторский замысел. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что высказывание А. М. Горького верно.
Проанализируем грамматический строй языка в тексте Юрия Грибова. Текст непростой с точки зрения синтаксиса: много осложненных пред-ложений, сложных синтаксических конструкций. Так, предложение №2 (Я шёл медленно, рассматривая перелески, деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова) осложнено обособленным обстоятельством, однородными дополнениями и однородными сказуемыми.
Попробуем разобраться в сути сказанного, воспользовавшись текстом Юрия Домбровского. Убедимся на примерах, что лексические средства языка помогают нам ярко, точно, образно и эмоционально передавать наши мысли.
Таким образом, нам удалось доказать мысль В. Г. Короленко о том, что для выражения своих мыслей и переживаний у нас есть огромный арсенал разнообразных языковых средств.
Так, например, в предложении №45 (Я уже не испытывал ужаса, но всякий раз, когда невидимый шептал мне на ухо, у меня холодел позвоночник, а от рыдающего голоса сжималось сердце) рассказывается о впе-чатлениях, которые испытывал Сережа от необычного эха — многогранность его ощущений передана в сложной синтаксической конструкции с разными видами связи: сочинительной и подчинительной.
Таким образом, приведенные примеры позволяют утверждать, что права была С.И. Львова, утверждая, что язык мало знать, нужно уметь правильно им пользоваться.
В тексте используется диалог. В разговоре мальчики часто употребляют вопросительные предложения. Они выражают стремление собеседника получить информацию по интересующему вопросу. Так, из предложения 2 мы узнаем, что мальчишкам интересно, почему рассказчик общается с девочкой Витькой.
Таким образом, анализ текста еще раз подтверждает, что речь — это не просто владение языком, а владение мастерское, умелое.
Для подтверждения его слов обратимся к тексту современного детского писателя Владимира Железнякова. Обратим внимание на использование диалога в тексте. Диалог — это способ передачи устной речи на письме. Действительно, предложения в диалоге отличаются односложностью, в устной речи много назывных предложений. Примерами могут стать предложения №5, 20, 22. Если сравнить рядом стоящие предложения, которые не используются для передачи устной речи, то структура их будет отличной от диалога. В предложении №18 (Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко!) автор рисует картину радостной встречи Валерки с собакой, используя сложную синтаксическую конструкцию с разными видами связи: бессоюзной и союзной сочинительной.
Что же такое языковая единица? Итак, единицы языка — это элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Именно о них идет речь в словах Панова: это звук, морфема, слово, словосочетание, предложение.
Попробуем доказать объективность этого высказывания на примере текста Юрия Сергеева.
СОЧИНЕНИЕ
Таким образом, проанализировав примеры из текста Т. Н. Тесс, мы с уверенностью может утверждать, что в русском языке достаточно слов, выражений и средств, чтобы запечатлеть наш мир во всем его многообразии.
Русский язык — один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации.
Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в словосочетании проявляется способность слова взаимодействовать с другими словами.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что словарный запас и знание грамматики в совокупности помогают нам правильно и ярко оформлять свою речь.
Не вызывает сомнения, что лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические — придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Попробуем доказать этот тезис на материале прочитанного текста.
Но наша речь не механический набор слов. Чтобы быть понятым, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика. Именно об этом говорил Степанов во второй части своего высказывания. Подтверждение находим в тексте Горького.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что словарный запас и знание грамматики в совокупности помогают нам правильно и ярко оформлять свою речь, о чем и говорил Г. Степанов.
Словарь любого языка — это его лексика. Человек употребляет в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Автор в своем произведении умело использует лексические средства выразительности. Например, в предложении №33 привлекают внимание эпитеты: добрые слова, золотой огонь, молочные облачка дыма. Этот троп помогает автору избежать повторов, украсить и разнообразить текст.
Грамматика позволяет увидеть логику рассуждений говорящего или пишущего, ход его мыслей. Рассмотрим предложения №12, №18 с точки зрения грамматики. В них использованы обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Данная конструкция помогает автору сделать речь более динамичной и выразительной, нежели синонимичное сложноподчиненное предложение. Так ресурсы грамматики помогают автору точно и связно выражать свои мысли.
Итак, словарный запас и знание грамматики помогают правильно и ярко оформлять свою речь, поэтому можно утверждать правомерность упомянутого суждения лингвиста Г. Степанова.
А вот создать полную картину описания дома помогает грамматический строй того же второго предложения. По структуре это предложение сложное бессоюзное, значит, грамматические основы в нем равнозначны, а это позволяет сделать вывод, что для автора очень важна каждая деталь в описании дома. Этим целям служат использованные однородные члены предложения — они конкретизируют образ.
Таким образом, прав был Г. Степанов, утверждая, что лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, тесно связаны друг с другом.
Каждое слово имеет ту или иную форму, то есть определенную совокупность признаков. В форме слова заключаются различные грамматические признаки частей речи. Форму слова можно изменить. Однако есть слова, в которых форма слова остается неизменной всегда. Для образования формы слова служит окончание и формообразующие суффиксы, изменяющие только грамматическое значение слова. С помощью формы слова можно выражать и различные оттенки чувств и мыслей, отношение к ним говорящего. Приведем примеры из текста К. Симонова.
По традиции прямая речь определяется как способ передачи чужой речи, при котором она вводится в текст словами автора и воспроизводит высказывание или мысль от того лица, которому оно принадлежит, с сохранением лексико−фразеологических, грамматических и интонационных особенностей его собственной речи.
В речи мальчика присущая ей детская непосредственность передается с помощью повторов, инверсии — предложения №21—22 (Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что).
Таким образом, нам удалось доказать примерами, что прямая речь является важным средством характеристики литературного персонажа, о чем говорилось в приведенном выше высказывании.
Суффиксы оценки служат для образования форм имен существительных, качественных прилагательных и наречий с особой, эмоционально-экспрессивной окраской и выражением отношения говорящего к предмету, качеству, признаку. Так, предложения №14 – 15 приведенного текста Шолохова (Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька) передают особенную речевую манеру героя: в его речи часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: папанька, сынок, подчеркивающие, с какой теплотой Андрей Соколов относится к Ванюше и к самому факту усыновления мальчика.
В предложении 41 ребенок сравнивается с травинкой. Опять же перед нами существительное, образованное с помощью суффикса субъективной оценки, подчеркивающее жалость героя к маленькому существу, на долю которого выпали недетские испытания.
Таким образом, мы нашли подтверждения, что суффиксы оценки имен существительных служат для выражения авторского отношения к описываемому явлению или предмету.
Эти примеры доказывают, что все слова в русском языке не уходят в небытие, а живут, волнуют, дышат…
Таким образом, предложенное для анализа высказывание русского поэта, публициста А.С. Хомякова справедливо.
Когда мы садимся писать, будь то письмо или сочинение, реферат или поздравительная открытка, мы обязательно обдумываем, как точнее сформулировать мысль, как правильнее построить то или иное предложение. Устная речь зачастую не требует от нас такого напряжения, как речь письменная.
Перед нами текст в художественном стиле с элементами разговорной речи. Богатство языка произведения раскрывается в употреблении художественных средств, которые использует автор. Это метафоры, сравнения, эпитеты, риторические восклицания и другие.
Богатство языка характеризует не только каждого отдельного человека, но и народ в целом. Чем развитее носитель языка, тем богаче его речь. Неслучайно, некоторые племена Африки, находящиеся на первобытной ступени развития, обходятся несколькими десятками звуков. В толковом словаре русского языка более двухсот тысяч слов. И этим богатством нужно умело пользоваться.
2. Найти ключевые слова в ней. Определить основную мысль.
3.Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.
4. Найти примеры из текста.
В. Г. Короленко.
Во вступлении необходимо:
- сформулировать позицию автора
- выразить своё отношение к ней.
Помните, что вступление должно
состоять примерно из 2-3-х
Основную часть можно начать следующими фразами:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока №29 по русскому языку в 8 классе
Тема: Р/р. Подготовка к сочинению
Цели: 1. учить создавать текст типа рассуждение на лингвистическую тему;
2. развивать умение находить в тексте примеры, подтверждающие тезис сочинения; повторить сведения о морфологии, её принципах;
3. воспитывать требовательность к себе, гордость за родной язык, бережное отношение к нему.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и умений.
Учитель. Перед вами текст, прочитаем его и определим тему текста.(Приложение 1)
(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.
(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.
(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.
(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.
(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!
(по материалам Интернета, 234 слова)
- Данный текст о славе России, о её истории и культуре.
- Тема этого текста – Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, каждый из которых уникален.
Учитель. К какому типу речи относится данный текст?
- Это рассуждение. Так как есть тезис и аргументы, подтверждающие его.
III. Объяснение нового материала.
IV. Работа по углублению и обобщению знаний
Учитель. Можем сделать вывод, что функции главных членов предложения достаточно значительны. А теперь найдите в тексте предложения, в которых есть сказуемые и определите их вид. Постепенно мы должны заполнить таблицу:
Простое глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое
Составное именное сказуемое
3, 12, 17, 19-е предл. – простое глагольное сказуемое.
2, 7, 16-е предл. – составные именные сказуемые.
Учитель. Наши наблюдения оформим в виде таблицы
Учитель. Можно сделать вывод, что без сказуемого невозможно понять смысл высказывания. Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Сказуемое отвечает на общий вопрос: что говорится о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить другими вопросами: что делает предмет? Каков (какой) он?
Кто он такой? Что такое предмет?
- Напоминаю, что мы пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. В чем особенности композиции текста данного типа?
Учитель. Как мы начнем наше сочинение? Существует несколько способов. Опираясь на клише, данные в презентации, составьте предложения, которые можно использовать во вступлении нашего сочинения.
- Нужны ли главные члены предложения? Безусловно, нужны.
- Какова роль сказуемых в речи? Они играют важную роль в понимании текста.
Учитель. Аргументы, которые вы будете приводить для доказательства своего тезиса, содержит составленная нами таблица. Только помните, что нужно приводить не менее двух аргументов. Какие грамматические способы связи используются в тексте- рассуждении?
Вводные слова во-первых, во-вторых, следовательно и другие.
Союзы: однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы…
Учитель. Предлагаю вашему вниманию несколько речевых клише, которые можно использовать в основной части сочинения.
Учитель. Как можно закончить сочинение?
- Итак, можно убедиться в том, что…;
- В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…;
-Таким образом, можно увидеть, что…;
- Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Учитель. Чтобы предупредить ошибки в ваших работах, проанализируем уже готовые сочинения.
1. Без определения действия предмета нельзя обойтись, так как сказуемые лучше помогают раскрыть образ, дают полное представление о предмете. Иногда встречаются предложения, в которых на первый взгляд сказуемое отсутствует, но это не так.
2. В письменной речи часто отсутствует сказуемое. Как же тогда мы понимаем смысл предложений? Какую роль играет сказуемое в тексте?
Сказуемое играет важную роль в нашей речи. Без этого члена предложения порой не возможно понять смысл высказывания. Например, предложение 15.
Таким образом, мы видим, что сказуемое – главный член предложения, играющий важную роль в нашей речи.
Ученик. В этом сочинении приводится только один пример из исходного текста. Можно было еще написать о разных видах сказуемого.
V. Подведение итогов урока.
Учитель. Какие знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам при написании домашнего сочинения?
- Мы обобщили знания о сказуемом, его функциях на письме.
- Познакомились с видами вступления и заключения.
- Научились приводить аргументы, пользуясь исходным текстом.
VI. Домашнее задание.
1. Повторить §14-19.
(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.
(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.
(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.
(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.
(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!
(по материалам Интернета, 234 слова)
(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.
(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.
(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.
(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.
(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!
(по материалам Интернета, 234 слова)
(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.
(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.
(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.
(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.
(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!
С высказыванием Д.Н. Шмелева о том, что слова с переносными значениями обогащают русский язык и преображают его, невозможно не согласиться.
В русском языке насчитывается огромное количество слов, которые употребляются как в прямом, так и в переносном значении. Переносное значение возникает на основе прямого значения в результате переноса свойств. Способность носителей языка совершать перенос свойств одного предмета на другой говорит об ассоциативном мышлении, которое развивает язык и делает его интереснее, обширнее и многообразнее. Как известно, на основе слов с переносным значением образуются различные лексические изобразительно-выразительные средства, к которым относятся эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории, гиперболы, литоты, олицетворения и многие другие средства. Наличие и широкое употребление тропов в художественной и повседневной речи говорит о богатстве русского языка, о его красоте. То, что изобразительно-выразительные средства появляются в языке все чаще и чаще, говорит о том, что русский язык постоянно развивается и расширяет свои границы.
Для доказательства высказанной точки зрения можно обратиться к тексту А.П. Платонова.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что носители языка, которые употребляют в своей речи слова в их переносном значении, делают свои высказывания более эмоциональными и выразительными. Способность слов отражать связи между отдельными предметами, выраженная переносным значением, преображает язык, делает его разнообразным, интересным и постоянно развивающимся.
Читайте также:
- Сочинение легенды моего края
- Замечательный человек встретившийся мне в начале жизненного пути был игнатий дмитриевич сочинение
- В чем заключается подвиг людей в годы войны сочинение егэ по тексту быкова
- Может ли современная музыка считаться классической сочинение
- На зеркало неча пенять коли рожа крива сочинение рассуждение ревизор