Урок по теме сочинение по картине саврасова грачи прилетели 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Подготовка к сочинению-описанию по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели"

Познакомить с творчеством А.К.Саврасова, историей создания картины;

обучать написанию сочинения-описания по картине с использованием различных речевых средств: синонимов, антонимов, сравнений и т.д., помочь понять содержание картины;

ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: живопись, пейзаж, колорит, композиция картины (задний, передний план картины);

р азвивать наблюдательность, умения сравнивать и анализировать, творческое воображение;

расширять кругозор учащихся;

воспитывать эстетические чувства, умение замечать прекрасное в обыденном, любовь и бережное отношение к родной природе;


Тип урока: урок развития речи

Оборудование:

листы-помощники у каждого ученика;

I Установление психологического комфорта

- Доброе утро, мои дорогие! Настал новый день, полный удивительных, ярких, а может и неожиданных впечатлений и открытий. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. А теперь вдохните в себя свежесть весеннего ветра, голубизну и ширь бескрайнего неба, тепло солнечных лучей. Садитесь.

II Актуализация опорных знаний

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. Алексей Плещеев

- О чем эти стихи? ( О весне )

- Какие изменения в природе характеризуют приход весны? ( тает снег, бегут ручьи, небо чистое, солнце светит ярче и теплей… )

- Весна – это самое удивительное время года, когда все вокруг преображается, обновляется. Воздух становится чистым, ароматным. И природа постепенно просыпается после зимней спячки. И кажется, что все неприятности остались позади.
- Многие поэты, писатели, художники музыканты любили весну, она вдохновляла их к созданию прекрасных произведений. Весне посвящали они свои стихи, музыку, писали картины. И каждый видел, чувствовал и изображал это время года по-своему.

- Вспомните, как называется картина, на которой изображена природа? (слайд ) (Пейзаж) - А как называют художника, пишущего пейзажи? (пейзажист)

- Каких художников – пейзажистов вы знаете? ( Исаак Ильич Левитан, Игорь Эммануилович Грабарь, Константин Федорович Юон, Иван Иванович Шишкин и др.)

IV . Подготовка к написанию сочинения.

А.К. Саврасов родился в Москве12 мая 1830 года в семье купца. Отец мечтал, что сын продолжит его дело. Но мальчик не оправдал этих надежд, его не интересовала коммерция. Он любил часами смотреть на облака в небе, на деревья, наблюдать за искристым течением реки и рисовать. Отец наказывал сына за эти занятия. Но ничего не помогало: талант юного художника, влюбленного в природу, рос и развивался. И вскоре, в 1844 году Алексей Саврасов стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Через 2 года он заканчивает обучение и получает звание художника. А ещё через семь лет в 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. А.К. Саврасов вошёл в историю русского искусства как один из основоположников русской пейзажной живописи, как мастер лирического пейзажа.

- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Выслушиваются ответы учащихся)

2. История создания картины (слайд 4)

Однажды, взяв масляные краски и этюдник Алексей Кондратьевич отправился в санях на север Костромской губернии. Он остановился в большом селе Молвитино, на окраине которого была старинная церковь. Саврасов пришел посмотреть на эту церковь вблизи и остался надолго. Так началась работа над картиной. Сначала работа никак не клеилась. Саврасов подолгу бродил по окрестностям, прислушивался, приглядывался. Но весну не чувствовал.

Но весна пришла, как приходит всегда, - неожиданно сразу. Однажды утром художника разбудили неугомонные птичьи голоса. Алексей Кондратьевич выглянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Он увидел то, что желал увидеть так долго. Унылые черные гнезда ожили, робкий луч солнца проложил на снегу голубые тени. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

- Грачи прилетели! Грачи прилетели!- напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь.… Пришла весна! Так родилось и название для картины.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

- Полотно, действительно, никого не оставляет равнодушным. Вот как описывает это же событие А.Жемчужников. (Ученик читает стихотворение)

Лесок дремал. Приход ничей

Его покуда не тревожил.

Но я пришел, и сонм грачей

Взлетел, крича, и весь он ожил.

Они, к полудню прилетев

С прогулок утренних по нивам,

Качались на верхах дерев

В расположении сонливом.

Я помешал; я их спугнул.

Над рощей долго в шумной свалке

Стоял грачей басистый гул,

И звонко вторили им галки.

Иным грачей несносен крик;

А я его люблю, напротив.

Я с детских лет к грачам привык,

Себя их слушать приохотив.

Друзья родной земли моей,

Они, как я, здесь летом - дома.

Непостижима без грачей

Страна дубов и чернозема.

V Физкультминутка.

3. Работа над картиной. (Анализ картины)

(Репродукция – воспроизведение картины фотографированием или типографским способом)

- У вас на партах есть Листы-помощники, где вы можете записывать понравившиеся слова, словосочетания, которые можно будет использовать в сочинении.

- Теперь я предлагаю вам внимательно и спокойно рассмотреть эту картину.

- Какое время года изобразил на своей картине художник? (весну)
- По каким признакам вы определили, что это весна? (подтаял снег, обнажилась земля, небо стало выше и светлее, прилетели грачи)

- Каков колорит картины? (Колорит - соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета) Какие краски преобладают на картине? (голубые, серо-голубые, желтоватые, серовато-коричневые ) - Художник использовал мягкие переходы от холодноватых оттенков серо-голубого неба, воды и снега к теплым серо-коричневым тонам оттаявшей земли, стволов деревьев.


- Можно ли этот пейзаж красивым? (Да. Он красивый, скромный, волнующий, навевает легкую грусть)


Перечислите, что вы видите на переднем (ближнем) плане ? ( слайд )

Березы - серые, серо-белые , уродливо искривленные, узловатые, высокие

Грачи - вестники весны, неугомонные, шумливые, веселые, суетливые принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды вьют, строят , суетятся, хлопочут

Снег - тающий, грязный, рыхлый, от березок на него падают робкие тени

Пруд – оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками


Перечислите, что вы видите на втором плане ? ( слайд )

Церковь - сельская, старинная , обветшалая, но действующая

Избы - убогие, ветхие, почерневшие, со скошенными крышами

- А что вы видите на заднем (третьем) плане ? ( слайд )

Небо - облачное, бледно-голубое, невысокое, блёклое, с серо-голубыми облаками, светло-голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте, косые лучи неясного солнца

Поле – бескрайнее, широкое

- Что вы ощущаете, глядя на картину? (Легкий ветерок, запах талой земли, солнечный свет на снегу, на воде, на березах, свежесть весеннего воздуха.)

- Какие звуки могли бы услышать? (Птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание ручьев.)

- Что, на ваш взгляд, было дорого самому художнику на этой картине? ( Грачи. Они обрадовали и взволновали художника своим прилетом, и он сумел показать радость птиц, вернувшихся на родину.)

4. Словарно-орфографическая и стилистическая работа.

- Подберите синонимы к словам (используйте словарь синонимов) – 1 группа ( слайд )

Художник известный картина изобразил

пейзажист знаменитый полотно нарисовал

живописец выдающийся репродукция показал

мастер кисти прославленный передал

- Выберите из пар антонимов те, которые помогут вам в описании грачей

- 2 группа ( слайд )

- Выберите те слова – названия чувств, которые помогут выразить настроение, создаваемое картиной - 3 группа ( слайд )

- радость - восхищение - страх

- удивление - грусть - беспокойство

- испуг - волнение - спокойствие

- Объясните правописание следующих слов:

Б е рёза, в е сна, г о ризонт, сне г , пру д , церко вь , гра ч , радос т ные, ра нн яя, весе нн яя, пр о зрачный, з десь, ( с )лева, ( с )права, ( в )верху, ( в )низу, ( в )дали, ( в )близи… ( слайд )

4. Работа над планом сочинения.

- Давайте вспомним, с чего мы начинаем сочинение? (со вступительной части) О чем она будет?

Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения.

ВложениеРазмер
grachi_prileteli.doc 77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Составила Сенина Любовь Михайловна,

учитель начальных классов

Продолжительность: 2 урока

  1. познакомить учащихся с историей создания картины;
  2. формирование умения составлять текст-описание по картине с использованием различных речевых средств: эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов;
  3. формирование умения понимать авторский замысел картины.
  1. развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса учащихся;
  2. развитие наблюдательности, мышления, умения сравнивать и анализировать, развитие творческого воображения;
  1. воспитание любви к родной природе, к родному языку.

Подготовительная работа перед проведением урока.

Подготовительная работа проводится на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, русского языка.

Цель: знакомство с произведениями А.Блока, А.Фета, Ф.Тютчева, А.С.Пушкина, посвященными красоте весенней природы; отработка умений находить в текстах эпитеты, метафоры, сравнения; обогащение словарного запаса учащихся.

  1. Русский язык . Словарная работа. Подбор тематических групп слов. Выполнение заданий:
  1. Запишите подходящие сравнения:

Красный, как (что?)…

Зеленая, как (что?)…

  1. Замените в предложениях одинаковые слова местоимениями:

Деревья растут у воды. Деревья покрыты мхом.

На полянке расцвели подснежники. Подснежники выглядывают из-под снега, словно боятся, что замерзнут.

По небу плывут облака. Облака похожи на белогривых лошадок.

Тает снег. Выглянуло солнышко. Звенит капель.

  1. Замените группу предложений предложением с однородными членами:

Солнышко выглянуло из-за туч. Солнышко ласково улыбнулось. Солнышко уронило на землю свои теплые лучи.

  1. Подберите к существительным прилагательные и глаголы:

Дождь – сильный, проливной, небольшой, мелкий, моросящий, теплый, холодный, внезапный, грибной, долгожданный, начинается, льет, моросит, собирается, идет, льёт .

Снег – белый, чистый, светлый, старый, серый, грязный, сырой, мокрый, липкий, рыхлый, сверкающий, валит, сыплет, падает, идёт и т.д.

- Ребята, какое сейчас время года? Какие изменения в природе характеризуют приход весны? (Выслушиваются ответы учащихся)

- С творчеством А.К. Саврасова мы с Вами знакомились на одном из классных часов. Давайте вспомним, что мы уже знаем об этом художнике.

А ещё через семь лет в 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И. Левитан: “Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”.

Из воспоминаний художника Константина Алексеевича Коровина, ученика Саврасова: "Большого роста, с сильной и мощной фигурой, этот величайший артист с умным и добрым лицом производил впечатление отеческой искренности и доброты. Он, как многие русские, любил своих учеников всем сердцем и душой - его мастерская была свободнейшим учреждением всей Школы, он был контрастом строгих классов, фигурного и натурного, преподавателей которых сильно побаивались. Саврасов, этот был отдельно. Часто я его видел в канцелярии, где собирались все преподаватели. Сидит Алексей Кондратьевич, такой большой, похож на доброго доктора - такие бывают. Сидит, сложив как-то робко, неуклюже свои огромные руки, и молчит, а если и скажет что-то - все как-то не про то - про фиалки, которые уже распустились, про то, что вот уже голуби из Москвы в Сокольники летают. "

А.К. Саврасов вошёл в историю русского искусства как один из основоположников русской пейзажной живописи, как мастер лирического пейзажа.

- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Выслушиваются ответы учащихся)

История создания картины (Слайд №4)

Сначала работа никак не клеилась. Саврасов подолгу бродил по окрестностям, прислушивался, приглядывался. Но весну не чувствовал.

Но весна пришла, как приходит всегда, - неожиданно сразу. Однажды утром художника разбудили неугомонные птичьи голоса. Алексей Кондратьевич выглянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Унылые черные гнезда ожили, робкий луч солнца проложил на снегу голубые тени. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

- Грачи прилетели! Грачи прилетели!- напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь.… Пришла весна!

4.Физкультминутка. Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

- Полотно, действительно, никого не оставляет равнодушным. Послушайте отрывок из рассказа Г.А. Скребицкого.

Вот и грачи прилетели. Как они хороши! Все черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми. В нашем саду грачи на всех березах гнезда построили. Из одного гнезда черный хвост торчит, из другого тоже. Чуть-чуть друг друга хвостами не задевают. И ничего, сидят, не ссорятся. А вечером гвалт поднимут. Михайлыч слушает и похваливает:

- Как Вы думаете, почему автор рассказа и его герой любят смотреть на картину? (Выслушиваются ответы учащихся)

- А вот как описывает это же событие А.Жемчужников.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение)

Лесок дремал. Приход ничей

Его покуда не тревожил.

Но я пришел, и сонм грачей

Взлетел, крича, и весь он ожил.

Они, к полудню прилетев

С прогулок утренних по нивам,

Качались на верхах дерев

В расположении сонливом.

Я помешал; я их спугнул.

Над рощей долго в шумной свалке

Стоял грачей басистый гул,

И звонко вторили им галки.

Иным грачей несносен крик;

А я его люблю, напротив.

Я с детских лет к грачам привык,

Себя их слушать приохотив.

Друзья родной земли моей,

Они, как я, здесь летом - дома.

Непостижима без грачей

Страна дубов и чернозема.

(На этом этапе урока учитель вполне может использовать другое стихотворное произведение. Помощь в выборе может оказать Поэтическая страничка, размещенная на слайде №9 )

5. Чтение картины.

- Ребята, а теперь очень внимательно рассмотрите картину (Учащиеся молча рассматривают репродукции картины, которые есть у них на партах)

- У вас на партах есть Листы-помощники, где вы можете записывать понравившиеся слова, словосочетания, которые можно будет использовать в сочинении. (см. Приложение 1)

- Почему эту картину мы называем пейзажем? (На ней изображена природа)

- Какие краски преобладают на картине? (голубые, серо-голубые, желтоватые, серовато-коричневые и т.д.)

- Какое настроение вызывает у вас эта картина: грустное, печальное, радостное?

- Перечислите всё, что вы увидели на картине? (грачи, гнезда, церковь, поле, небо, берёзы, старые домики, снег, пруд)

- Закройте на глаза, представьте, что вы очутились около этих березок. Какие звуки вы можете услышать? (крики птиц, шум березовых крон, шум воды, стекающей в пруд)

- Что в картине является главным? Что изображено на переднем плане? (березы с грачиными гнездами, грачи).

- Эти птицы — первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды. Грачи вернулись на родину — к своим гнездам. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны. Чем они заняты? (ремонтом старых гнезд, постройкой новых).

- Что помогает почувствовать движение, которое Саврасов передает, изображая картину весны? (грачи, которые летают над гнездами)

- Обратите внимание, как художник тщательно прорисовал ветки встрепенувшихся, оживших от птичьего шума берез. Они как будто тянутся к небу, несмотря на тяжесть гнезд. (Слайд №6)

- Посмотрите внимательно, Алексей Кондратьевич прописал не только каждую веточку на дереве, но и на снегу, на земле. Здесь же мы видим и трудолюбивого грача с веточкой в клюве. Кажется, он вот-вот взлетит и продолжит свой нелегкий труд.

- Что вы можете сказать о том, как А.К. Саврасов изобразил снег? (снег ещё не растаял, он посерел, от березок на него падают робкие тени)

- Что изображено позади берез, на заднем плане? (деревушка, старая церковь, бескрайние луга и поля)

- Передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане, открывающемся за селением справа и слева. Художником прекрасно выражена протяжённость полей: под косыми лучами неяркого солнца на чёрной земле местами выделяются узкие пласты ещё не растаявшего снега. Эти создается впечатление огромного пространства, запечатленного на полотне.

- Как художник изобразил небо? (небо ещё невысокое, блёклое, с серо-голубыми облаками, светло-голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте)

- Какие характеристики воздуха вы ещё можете добавить? (воздух по-весеннему прозрачен и легок)

- Как Вы думаете, что хотел передать Алексей Саврасов в своём произведении? (Выслушиваются ответы учащихся)

7 . - Очень многие художники, композиторы, писатели и поэты в своём творчестве воспевали красоту русской природы. И даже если они, казалось бы, изображали одни и те же предметы, явления, у каждого это получалось по-своему. Мне хочется познакомить вас ещё с одной картиной. (Слайд №7)

- Автор её Игорь Эммануилович Грабарь. Посмотрите на его произведение. Что различает, а что объединяет две картины? (Выслушиваются ответы учащихся).

- Безусловно, картины эти различаются. По-другому и быть не может, но в тоже время у них есть много общего. Кроме берез, грачиных гнезд, старых домов, картины объединяет безграничная любовь к родной земле, к её природе. И недаром на них изображены березки, издавна считавшиеся символом русской природы, России.

2 урок (продолжение работы)

8. Словарно-орфографическая и стилистическая работа. (К этому моменту в листах –помощниках у ребят уже имеются записи опорных слов, целесообразно попросить учащихся прочитать то, что они уже записали)

Далее учитель работает у доски, ребята – в листах-помощниках

- Подберите и запишите на своих листах синонимы к словам:

художник картина изобразил известный

мастер кисти полотно нарисовал знаменитый

пейзажист репродукция показал прославленный

автор картины шедевр создал

- Какие слова мы можем использовать для описания грачей, берез, снега, неба и т.д.?

Грачи – вестники весны, старожилы, неугомонные, шумливые, веселые, суетливые, трудолюбивые.

Березы – русские красавицы, белоствольные, сероглазые, ожившие, с тонким кружевом ветвей.

Небо – невысокое, весеннее, блеклое, светло-голубое.

Снег – талый, посеревший, рыхлый, с робкими тенями от берез.

Пруд – оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками.

Церквушка – старая, обветшалая.

Домики, домишки – деревянные, состарившиеся, с пошатнувшимися заборами, ветхие.

- Объясните правописание слов: г. ризонт, (в)дали, (в)близи, пр…зрачный, (светло)голубые, сер..ватые, (желтовато)коричневые, (в)верху, (с)прав. (с)лев…, н..бесные, свеж..сть, рад…с…ные.

9. Составление плана сочинения.

- У вас на партах есть Памятки, которые помогают нам писать сочинения по картинам. Давайте вспомним, с чего мы начинаем сочинение?

- О чем мы будем писать в основной части?

- Как вы закончите свое сочинение? Какими словами начнете предложения о своих впечатлениях о картине, выражая свое мнение? (Я думаю, что… или Я считаю, что… или Мне кажется, что…).

Цели и задачи: формировать умение строить текст в определенной композиционной форме; формировать умение отбирать речевые средства, работать с синонимами, антонимами; учить выражать в слове свои впечатления, представления; умение воспринимать авторское видение мира, его позицию по средствам проникновения в мир художественных образов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация картин русских художников о весне, репродукция картины Саврасова “Грачи прилетели”, на столах учащихся карточки с дополнительным материалом.

- Уж тает снег, бегут ручьи, Алексей Плещеев

В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
- О чем эти стихи? (О весне)

- Какие изменения в природе характеризуют приход весны? (Выслушиваются ответы учащихся)

- Весной просыпается и расцветает природа. Поэты, писатели, художники любовались весной. Ей посвящали свои стихи, музыку, писали картины.

- Послушайте пьесы П. И. Чайковского “Март”, “Апрель” из цикла “Времена года” и рассмотрите картины русских художников о весне.

- Посмотрите на картину Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Каким настроением проникнута эта картина?

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение – описание по картине Саврасова “Грачи прилетели”

Работа по картине.

Иван Алексеевич Бунин

Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело и важно.
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу “зайчики” трепещут.

- О каких приметах весны говориться в стихотворении Бунина?

- Какое настроение вызывает у вас картина, грустное или радостное?

(радостное и грустное, слегка печальное настроение)

- На картине художник изобразил природу. Как называется такой жанр изобразительного искусства? (Это пейзаж.)

- Это лирический русский пейзаж. Алексей Кондратьевич Саврасов был родоначальником именно такого пейзажа.

Лирический пейзаж – поэтический, взволнованный, задушевный.

- На своей картине Саврасов мастерски передаёт состояние природы. Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходой весны.Образ весенней природы, созданный художником, – это лирическое переживание увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее зрителя.

- Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж простой, скромный, незамысловатый, но очень близкий, навевающий легкуюгрусть.Все обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством)

- Как художник показывает нам приближение весны? (В поле растаял снег, обнажилась темно-бурая, пропитанная влагой земля.Но нет еще яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет.)

- Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.)

- Общее ощущение от красок картины светлое. Оно строится на мягком, нерезком сопоставлении чуть холодноватых оттенков голубовато-серого неба, воды, снега с серо-коричневыми тонами оттаявшей земли, веток и стволов деревьев, забора. Такие переходы делают изображение более реальным.

- Что мы видим на переднем плане картины? (Деревья с густой сеткой ветвей, с многочисленными грачиными гнездами.)

- Обратите внимание на то, как художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, с какой любовью показал на ближнем плане грача с веточкой в клюве. И все это жизненно и правдиво, не оставляет зрителя равнодушным.

- Что вы видите на заднем плане?(Деревню, бескрайние дали, просторы, широту русской земли.)

- И деревня, и поля изображены не очень подробно. Почему? (Художник хотел, чтобы наше внимание ничто не отвлекало от грачей, они ведь самое главное на картине.)

- Давайте определим особенности композиции картины, то, как расположены на ней различные элементы, как продуманы передний, средний и задний планы. Главное на картине грачи на деревьях. Они сразу привлекают наше внимание. Все остальное как бы на фоне их, “позади”. Стройный силуэт церквушки спрятан за деревьями. Линия горизонта как бы приближена к среднему плану, чтобы на фоне неба четко выделить деревья с грачами. Небо занимает большую часть картины, и деревца уходят высоко вверх. Да и все здесь устремлено кверху. Используя такой композиционный прием, художник дает нам возможность ярче почувствовать прилет грачей, их появление в родных местах.

- Нам кажется, что художник где-то рядом. Где он может быть, откуда он наблюдает за грачами? (Где-то рядом в левом углу, может быть, на чердаке большого дома или в мезонине у открытого окна.)

- Что вы ощущаете, глядя на картину? (Легкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.)

- Какие звуки могли бы услышать? (Птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание ручьев.)

- Что, на ваш взгляд, было дорого самому художнику на этой картине? (Грачи.Они обрадовали и взволновали художника своим прилетом, и он сумел показать радость птиц, вернувшихся на родину.)

- Работая над картиной, Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но еще любовь и верность этих птиц своей родине. Здесь изображен тихий скромный уголок России, но для грачей он самый дорогой, и выводить свое потомство они будут только здесь. Чувство любви к Родине было присуще и самому художнику.

- Попробуйте описать грачей, какие они?

На доске пары антонимов. Подбирая слова из списка антонимов, охарактеризуйте грачей.

(Мирные — драчливые, радостные — печальные, спокойные — крикливые, шумные — смирные, спокойные — суетливые, счастливые — грустные, беспечные — трудолюбивые.)

- Найти в следующем небольшом тексте о весне слова, которые не подходят к содержанию картины, и заменить их антонимами.

Тает посветлевший снег. Стройные деревца будто наклонились от тяжести грачиных гнёзд. Небо покрыто голубыми облаками.Чистая вода стекает в пруд.

Написание сочинения и его проверка

Рассмотрите репродукцию картины известного русского пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Прочитайте, какое описание дала ей искусствовед Н. Борисовская.

На картине А.К. Саврасова “Грачи прилетели” мы видим уголок русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися берёзами. Пейзаж изображает серую грязноватую весну. Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи. Но “обещание” весны сквозит в каждой детали картины.

Прилетели первые вестники весны — неугомонные грачи. Они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Деловитый грач под берёзой несёт в клюве веточку.

Сколько звуков в этой картине! Перекликаются птицы, и звенит капель, шелестит ветер в мокрых ветках, и поскрипывают кривые стволы, звучит колокол.

Ожидание весны передано и красками. В “унылом” колорите картины проглядывают, подобно первому весеннему лучу, оттенки розового, голубого, сиреневого, золотистого цветов, которыми выписаны бескрайние дали, высокое небо и возносящиеся к нему ветви деревьев.

Художник воспринимает природу как живое существо. Живописная тема пейзажа великолепно выражена в поэтических строках Ф. Тютчева:

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит.

  1. Какая основная мысль этого текста?
  2. Как она раскрывается?
  3. Какое настроение у Н. Борисовской?
  4. Что она чувствует, видя репродукцию картины?
  5. Что вы могли бы добавить к описанию картины?
  6. Найдите слова, с помощью которых части текста “связываются” в единое целое.
  7. Объясните, почему многие предложения в тексте начинаются с красной строки.
  8. Как вы думаете, почему в этом тексте много прилагательных? Найдите их.

Примерный план (готовый план)

1. Художник и его картина.

2. Пробуждение весны.

3. Грачи — главные герои картины.

4. Изобразительные средства картины.

5. Отношение к картине.

Передо мной картина А. Саврасова “Грачи прилетели”. На ней изображены первые птицы – грачи на деревьях.

На переднем плане картины изображены грачи на голых березках. Эти березки старенькие, обломанные, и на них сидят хлопотливые грачи, они вьют гнезда. Под березками лежит талый и грязный снег. Справа от старых кривых березок образовалась большая лужа из талого снега. Около лужи голый кустик. Под березами виднеются обломанные ветки берез и следы птиц.

На среднем плане, за березами, автор изобразил старый мокрый забор. За забором стоят деревянные строения. Старый дом, наверное, жилой. Около него стоит церквушка, она старая, но действующая. Около нее стоит часовня, она тоже старая и облезлая.

На заднем плане, за двором и деревней, стелется тающее поле. На нем проталины, мокрый снег.

Художник изобразил небо тусклым и вечерним. На нем весенние серые облака.

Когда художник писал эту картину, наверное, было пасмурное небо, и он его передал на картину.

После того, когда я посмотрела на картину, у меня мнение такое: эта картина - хорошая и написана с душой. Мне она нравится.

Сочинение учащегося.

На картине мы видим набухшие талой водой потемневшие сугробы, крыши деревенских домишек, забор. Талая вода наполнила небольшой пруд. Вдали виднеются поля, которые уже освободились от снега. Среди низких домов возвышаются церковь и колокольня. Над всем этим высокое весеннее небо, оно еще не стало чистым, но голубизна уже проглядывает сквозь облака.

В центре картины корявые берёзки, на них много грачиных гнёзд . Грачи суетятся, кричат, шумят, у них очень важная пора – они строят гнёзда. Они кричат радостно и взволнованно оттого, что вернулись на родину. Глядя на картину, мы как будто слышим их радостные беспокойные крики. Птицам сейчас нужны каждый прутик, каждая веточка. Мы видим, как под деревом на снегу трудолюбивый грач крепко держит в клюве маленькую веточку.

Смотрю на картину и ощущаю запах весны, слышу её звуки. Художник показал красоту ранней весны. Он вложил в картину свою душу.

Передо мной картина А.Саврасова “Грачи прилетели”.

А.К.Саврасов – замечательный русский художник. Перед нами его картина “Грачи прилетели”

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План урока по русскому языку в 4 классе

Форма подачи материала – ролевая игра.

Развивать речь, мышление и воображение учащихся.

Освоить первоначальные знания о лексике.

Научить правильно писать, составлять монологические высказывания.

Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному языку, стремиться совершенствовать свою речь.

Формировать умения находить и исправлять недочёты в построении рассуждения.

Совершенствовать содержание, речевое оформление и структуру текста.

Учить детей нахождение речевых средств для передачи своего отношения к описываемому.

Оборудование:

Орг.момент, вхождение в работу.

Анализ детских сочинений. Работа над ошибками.

Т ворческая работа (дифференцированная)

Восстановление деформированного текста.

V . Подведение итога урока.

Используемые педагогические технологии:

Эмоционально-художественная (воспитание эстетических отношений через восприятие картины, прослушивание музыки и стихотворений);

Эвристическая (развитие творческих способностей);

Групповая форма работы;

Учитель читает стихотворение:

Бушует полая вода,

Шумит и глухо и протяжно,

Грачей пролётные стада

Кричат и весело и важно.

Весна, весна! И всё ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И тёплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает. (И.Бунин)

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, чему будем учиться? (дети предполагают свои версии) Почему вы так решили, что явилось подсказкой? (картина на доске и стихи о весне и грачах). Открыть на доске тему урока. Прочитать хором.

-Сегодня мы будем работать над развитием речи, постараемся свою речь сделать точной, красочной, выразительной. Проведём работу над ошибками.

Работать мы будем в форме ролевой игры. Что же это такое?

Представьте себе, что мы находимся не в обычном классе, а в редакции. Кто знает значение этого слова? На доске открыть: Отдел издательства, готовящий рукописи к печати.

В каждом издательстве есть определённая группа работников, которых называют редколлегией. Я буду главным редактором, а вы мои помощники.

Анализ детских сочинений.

1. Художник и его картина.

2. Пробуждение весны.

3. Грачи – главные герои картины.

4. Отношение к картине.

Неречевые ошибки:

Композиционная ошибка у Дусеева Дениса – пусть ошибки найдут сами дети. /несоответствие составленному плану/

«Снег рыхлый и грязный, тяжёлый и некрасивый.

Деревья корявые и страшные, на них сидят грачи, делают гнёзда. Один грач спустился на землю, чтобы взять палочку. Небо голубовато-серое. Вода журчит, она очень грязная.

Картина очень красивая и интересная. /Вывод не соответствует общему настроению сочинения./

у Зажигина Жени :

На корявых деревьях сидят грачи, которые строят гнёзда. Один грач спустился с берёзы за ветками. Грачи кричат, суетятся. Они рады, что вернулись на родину.

Мне понравилась эта картина тем, что она красивая.

/Ошибка в том, что ученик пропустил второй пункт плана, где надо описать пробуждение весны./

Зачитать удачный вариант Коноваловой Алёны: На картине очень хорошо видно, что наступает весна. Начал таять рыхлый снег. Оттаял ото льда грязный пруд, и прилетели грачи.

Вариант Полозковой Насти: Розовато-серые облака с присутствующим голубоватым оттенком указывает на то, что наступает весна. На пруду нет ледяной корочки. А на переднем плане видна лужица.

Подобная ошибка у Маслова Егора:

Зачитать удачный вариант Басюк Юли « На переднем плане мы видим грачей. Они строят гнёзда на корявых берёзах. Один грач спустился вниз и поднял ветку. Около берёз лежит много веточек, которые, наверное, грачи уронили, когда строили гнёзда. На дальнем плане мы видим бескрайние дали и широту русской земли.

Архиповой Влады: «Грачи-главные герои картины. Кто сидит, кто летает, кто собирает упавшие веточки. Внизу видно, как один грач держит в клюве веточку. В этот день грачи были мирные, радостные, крикливые, но и одновременно счастливые, ведь они вернулись на свою родину.

Колоцей Кати: На картине главное – это грачи. Они хлопочут, шумят, беспокоятся. Ведь им надо построить гнёзда для птенцов. На снегу ходит один грач с веткой в клюве.

Нечаева Сергея: Мирные и в то же время крикливые грачи строят себе гнёзда и кажется, что корявые деревья наклонены именно от них. Грачи радуются приходу весны.

-Излишний лаконизм: Пряхин Юра

На переднем плане изображены корявые берёзки, а на берёзах строят гнёзда грачи. Вода грязная, а снег серовато-коричневый.

Грачи как будто кричат.

Мне понравилась эта картина.

____Очень популярный отдел рекламы. Вам предстоит прорекламировать данную картину.

Подведение итога:

Поддубнов Миша решил эпиграф использовать на месте вывода.

«Эти бедные селенья.

Эта скудная природа,

Край родной долготерпенья.

Самое лучшее сочинение у Щемелининой Ксюши:

Тает потемневший снег. Корявые берёзы усеяны шумными грачами. Голубовато-серое небо наводит кукую-то грусть. Мутная вода почти растаяла.

В центре картины мы видим грачей. Они очень счастливы, потому что вернулись на свою родину. Мирные грачи вьют гнёзда на берёзах. Один грач спустился вниз, чтобы взять ветку для своего гнезда. Некоторые грачи только летят, а некоторые уже прилетели и отдыхают от долгого перелёта.

Когда я смотрю на картину, я ощущаю лёгкое дуновение ветерка, свежесть весеннего воздуха. Не зря говорят поэты – весна – это утро года.

___В редакции есть отдел, в котором работают корректоры. Они исправляют всевозможные орфографические ошибки.

Орфографические ошибки: (детям раздать как карточки)

На доске написаны слова с пробелами на месте ошибок по группам.

1. Стро_т; беспоко_тся; слыш_тся; вид_м.

2. Прот_кает; пох_дили; нач_лись; ст_кает; пот_хоньку; искр_влённые; отн_шение;

3 Желтовато-бур__ церквушка; убог__ церквушку; Весенн__ природа;

-Слова сгруппированы по типу орфограмм. Назовите эти орфограммы. Вспомним правила написания этих слов. Запишите правильно в листочках. Листочки подписаны, их потом сдают.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят..

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны ганцы,

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…(И.Никитин)

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года; (А.Пушкин)

__Отдел юнкоров.

После такой замечательной поэтической минутки приступаем к творческому заданию.

Тёплые лучи весеннего солнца растопили снега. Открылись первые проталины. Струйки талой воды шумят, набирают силу и бурным потоком заливают всю окрестность. По лесной тропинке бежит весёлый ручеёк – голубоглазый вестник весны.

Вставьте подходящие по смыслу прилагательные и озаглавьте текст.

Наступил ___________месяц март. Стояли______, ______________денёчки.

__________ снег везде почернел, пропитался ____________ водой. ______весна подступала всё ближе.

Наступил весенний месяц март. Стояли тёплые, ясные денёчки. Рыхлый снег везде почернел, пропитался талой водой. Долгожданная весна подступала всё ближе.

Прослушать варианты творческих работ, выделить наиболее удачные.

V .Подведение итога урока:

-Что полезного для себя с точки зрения развития речи вы сегодня вынесли из нашего урока? (учились грамотно составлять предложения, писать сочинения, подбирать правильно слова в предложении, повторили правила орфографии).

-Какие новые профессии, связанные с литературным творчеством узнали? (гл.редактор, корректор, редколлегия)

Нажмите, чтобы узнать подробности

- научить рассматривать картину;

- подбирать материал о жизни художника;

- Писать сочинение по картине;

- воспитывать любовь и уважение к природе своего края.

- подготовить учащихся к написанию сочинения по картине;

- показать им художественные достоинства картины, умение художника раскрыть основную мысль своего произведения;

- закреплять правописание падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных

- понимать и принимать учебную задачу урока, решать под руководством учителя;

-воспроизводить и применять правила коллективного подбора и отбора материала.

- проявлять интерес к изучению живописи;

- развивать творческий потенциал, воображение.

На доске написан эпиграф урока.

Ещё морозец поутру,

Ещё не слышен звон капели,

Но мы поверили в весну –

Грачи сегодня прилетели.

1. Мотивация деятельности обучающего.

- Ребята, вы слышите музыку.

- О чём она, какими чувствами она наполняет вас?

(Журчание ручья, звонко и непрерывно капают капли, музыка заполняет всё, влечёт куда-то, она радостная, весенняя).

2Актуализация необходимых знаний.

-Но прежде чем мы поведём разговор о самой картине и её авторе, давайте обратимся к домашнему заданию. Что вы должны были подготовить к уроку?

(Нужно было подобрать что-нибудь о весне).

-Точнее. (Найти в художественных произведениях описание весны и прокомментировать его).

-Послушаем, кто что подготовил. (Ответы детей)

3. Организация познавательной деятельности..

-Какие художественные средства используются поэтами?

(Метафоры, сравнения, эпитеты).

- Как можно назвать используемые авторами приемы в описании природы?

(Языковые средства выражения настроения, чувств)

- Что такое метафора, сравнение, эпитет?

Метафора - оборот речи, употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения. (Перенос свойства одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов).

Сравнение – установление черт сходства или различия, сопоставить, соотнести.

Эпитет – образное художественное определение, дающее дополнительную характеристику предмету (явлению) в виде скрытого сравнения.

- О чём были прочитаны стихи? (О весне).

- Итак, русские поэты и писатели не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в самом скромном уголке России, но и описывать увиденное, выражать своё собственное отношение к изображаемому.

- Вслушайтесь в фетовские строки:

Снова птицы летят издалёка

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

- Да, именно с прилётом птиц, с первыми звоночками ландыша связывали на Руси приход весны. Возвращающиеся из дальних странствий птицы приносили на своих уставших крыльях весну, наполняли надеждой и верой в лучшее будущее людей, заставляли радостно и взволнованно биться сердца. С ней, с весной, связывали своё творчество поэты, композиторы, художники.

Мягкий свет от косых лучей солнца проходит по картине справа налево, от него на потемневшем белом снегу, уже тронутом весной, лежат лёгкие тени от деревьев. Мягкая цветовая гамма как нельзя лучше передаёт состояние природы, только что пробуждённой лёгким дуновением тёплого ветерка.

Центральную группу берёз, которая является основанием картины, справа и слева окружают и уравновешивают ветви боковых деревьев. Их стволы, частью срезанные краем холста, как бы продолжают изображённое пространство за картиной, расширяя границы пейзажа.

Проходящая через всю картину на втором плане горизонталь забора подчёркивает протяжённость пейзажа в ширину.

Построенный таким образом передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане, открывающемся за селением справа и слева. Художником прекрасно выражена протяжённость полей: под косыми лучами неяркого солнца на чёрной земле местами выделяются узкие пласты ещё не растаявшего снега.

Таким образом, дальний план получает своё звучание, а вся картина создаёт широкое представление о ранней весне в необъятной России: уже вся Русь, её поля и селения, слушают весенний гомон птиц, ожидая с радостной надеждой наступления тёплых дней.

Молодцы, ребята. Спасибо.

Рассмотрите репродукцию картины.

- Что привлекает ваше внимание?

- Как художник показывает наступление весны?

- Какие краски преобладают на картине?

- А что же это за птица – грач?

Перед нами на картине стая грачей. Мы не раз их видели, поэтому они кажутся нам давно знакомыми.

У грача чёрное с синим отливом оперение. Большие крылья означают, что птицы – хорошие летуны. У них сильные ноги, которыми они раскапывают почву, так как питаются семенами, червяками и насекомыми. Грач может повреждать посевы кукурузы, свёклы, но может быть полезен, поедая насекомых и даже грызунов.

Держатся грачи большими стаями, селятся на опушках леса, в рощах, парках и даже иногда в больших городах.

- А тип речи? (Описание).

- Продолжим нашу беседу по картине.

- Что мы видим на переднем плане?

- Отчётлив ли задний план? Что на нём?

- Какие краски и тона использует автор?

(Много холодных синеватых теней, тёмно-бурые деревья, голубовато-белые низкие облака, оттенки серого цвета: сизый, стальной, землистый).

- Что же хотел показать Саврасов на своём полотне?

(Красоту родной природы, необозримость её просторов, прелесть Отчизны, Родины).

- Какое настроение вызывает картина? Понравилась ли она?

5. Словарно-орфографическая и стилистическая работа.

Запись на доске:

ЭПИТЕТЫ - воды вешние, голосистые ручьи, быстрые птицы.

МЕТАФОРЫ - гонцы весны, вестники, предвестники весны (грачи); русские красавицы, белоствольные, стройные, сероглазые красавицы (берёзы); озорник, шалун (ветер).

6. Составление плана.

1. Весна – лучшее время года.

2. Пробуждение природы (приход весны):

3. Какое настроение создаёт картина?

4. Моё отношение к картине.

7. Написание сочинения.

- Наступило время для творчества. Дайте свободу своему воображению. В добрый путь! (Дети пишут, пока звучит музыка).

8. Краткий анализ нескольких работ учащихся.

9. Домашнее задание.

- Дома я прошу вас отредактировать написанное, проверить по орфографическому словарю написание слов, вызвавших сомнения, а завтра сдать сочинения.

Читайте также: