Образы москвы и петербурга в творчестве лермонтова сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Санкт-Петербург – столица Российской Империи, как про него говорили “умышленный город”, не оставлял никого равнодушным.
Пожалуй, А.С.Пушкин из троих авторов жил в столице больше всех и оставил изображение Петербурга во многих своих произведениях. Начиная от юношеских лицейских стихов и на протяжении всей жизни А.С.Пушкин постоянно обращался к теме Петербурга.Самое красивое описание города, конечно, в поэме “Медный всадник” – это стало Гимном, “визитной карточкой” Петербурга. Высшее общество описано в главах “Евгения Онегина” (первая и последние главы), а жизнь простого народа в “Домик в Коломне”, в этом захолустье(в пушкинские времена) после окончания лицея проживал и сам А.С.Пушкин.
М.Ю.Лермонтов жил в столице не долго, пока служил в полку до высылки на Кавказ.
В произведениях описаний самого города у М.Ю.Лермонтова трудно найти. Но зато великолепно представлено петербургское общество в драме “Маскарад”. Здесь дана наглядная характеристика великосветского общества первой половины 19в(царствование Николая 1). Все действия пьесы протекают в великосветских гостиных, а их обитатели – это типичные представители Николаевской эпохи.
Н.В.Гоголь – южанин, который волею судьбы попадает в северный, сырой и туманный город. Климат тяжелый, люди(чиновничья среда) не приветливые, даже прямые улицы, пересекающиеся под прямым углом – все после Малороссии кажется чуждым и неприятным. Все эти свои ощущения Гоголь потом отобразит в 5 знаменитых повестях, посвященных Петербургу. Не случайно в них так много загадочного и мистического. Почти везде действие идет в тумане, у героев мысли путаются, все что с ними происходит не заканчивается положительным результатом.
Петербург оказывал на Н.В.Гоголя депрессивное воздействие, поэтому не случайно в 1836г он распрощался с городом, переехал в Рим, а когда возвращался, то долго не задерживался.

Москва, Москва. Люблю тебя как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
Москва занимает особое место в жизни Лермонтова. Это город, в котором родился поэт, где прошли его отрочество и юность, где сформировалось его мировоззрение и открылось призвание. Первое стихотворение Лермонтова было напечатано именно в Москве, в этом городе юноша пережил и первую влюбленность и “тревоги души”. Москву он любил всем сердцем, всей душой, и не единожды признавался в любви городу в своих произведениях: “…покуда я живу, Клянусь, друзья, не разлюбить Москву”.
Отправной точкой “экскурсии по лермонтовским местам” традиционно является площадь Красные ворота. Здесь на месте высотного здания, на перекрестке дорог, идущих от Красных ворот к Сухаревке и с Каланчевки к Красным воротам, раньше стоял дом генерал-майора Ф.Н. Толя. В доме № 1 по Каланчёвской улице (снесен в 1949 г.) у супругов Лермонтовых в ночь со 2-го на 3-е октября родился сын Михаил. В память об этом событии на современном здании установлена мемориальная доска.
В 1941 году, в год столетия со дня гибели поэта, площадь была переименована в Лермонтовскую, тогда же было принято решение и о создании памятника поэту. Но осуществить эти планы помешала начавшаяся война. Только в 1965 году в сквере на площади состоялось торжественное открытие памятника Лермонтову работы скульптора И. Д. Бродского. Бронзовый Лермонтов, заложив руки за спину, задумавшись, стоит на высоком постаменте. Особую поэтическую атмосферу создают расположенные рядом с памятником скамья и решетка с барельефами, иллюстрирующими образы лермонтовских произведений, среди которых “Мцыри”, “Демон” и бессмертный “Парус”. И, несмотря на то, что после выхода фильма “Джентльмены удачи”, с легкой руки Савелия Крамарова, памятник стали называть “мужик в пиджаке”, он считается самым романтическим монументом в Москве. В 1992 году большей части территории площади было возвращено ее историческое название Красные Ворота, а часть площади на внешней стороне Садового кольца, на которой расположен сквер и памятник Лермонтову, по сей день носит имя поэта.
Крестили маленького Мишу 11 октября 1814 года в расположенной неподалеку церкви Трех Святителей (снесена в 1928 г., в 1934-м возле этого места был построен вестибюль станции метро “Красные ворота”). Перезимовав в небольшом доме на Каланчёвской улице, Лермонтовы весной переехали в имение бабушки поэта по материнской линии Е.А. Арсеньевой – село Тарханы Пензенской губернии, где прошли детские годы Михаила. В Москву Лермонтов вернулся подростком в 1827 году. Бабушка, которая заменила мальчику родителей (после смерти матери воспитанием Миши занялась бабушка, сведя встречи с отцом Юрием Петровичем Лермонтовым до минимума), привезла внука, чтобы он получил достойное образование. По приезду они остановились в Сергиевском переулке, у дяди Е.А. Арсеньевой, Михаила Афанасьевича Мещеринова, а весной поселились в нанятом доме на Поварской 26, в деревянном особняке вдовы майора Костомарова (дом не сохранился).
Отлично подготовленный репетиторами для учебы в Благородном университетском пансионе, Лермонтов сразу поступил в 4-й класс заведения. К экзаменам мальчика готовил один из лучших педагогов пансиона – А.З. Зиновьев, с которым Миша иногда гулял по Москве. Их обычный маршрут, начинавшийся от Поварской, шел на Бульварное кольцо, далее по Тверской до Охотного ряда, затем на Красную площадь, а оттуда в Кремль, где Лермонтов впервые поднялся на верхний ярус колокольни Ивана Великого. Панорама древнего города произвела на Михаила неизгладимое впечатление. Позже он много раз поднимался на колокольню полюбоваться Москвой с высоты птичьего полета. Образ любимого города Лермонтов описал в своей юношеской статье (1834 г.) “Панорама Москвы”: “Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке…нет! У нее есть своя душа, своя жизнь”.
Московский университетский Благородный пансион, где Лермонтов проучился 2 года, располагался на углу Тверской и Газетного переулка на месте нынешнего Центрального телеграфа. По воспоминаниям современников, пансион считался лучшим учебным заведением России наравне с Царскосельским лицеем. Он был знаменит не только педагогами (М.Г. Павлов, А.Ф. Мерзляков, С.Е. Раич, М.А. Максимович), но своими учениками. Из его стен вышли замечательные русские писатели и поэты: В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, В.Ф. Одоевский, Н.П. Огарев, Ф.И. Тютчев, декабристы: Н. М. Муравьев, П. Г. Каховский, В. Ф. Раевский, Н. И. Тургенев.В 1830 году, после преобразования пансиона в гимназию, Лермонтов поступил в Московский университет.
Еще во время учебы в пансионе Лермонтов вместе с бабушкой переехали с Поварской на Малую Поварскую, дом 2 (ныне Малую Молчановку). Небольшой особняк, куда они перебрались в начале августа 1829, принадлежал купчихе Ф.И. Черновой. Этот одноэтажный дом с мезонином, построенный после пожара 1812 года, на три года стал домом Лермонтова. Михаил Юрьевич прожил в нем до своего отъезда в Петербург в конце июля 1832 года. Это был плодотворнейший период его короткой жизни. Во время учебы в благородном пансионе и Московском университете здесь было написано 17 поэм, 3 драмы и около 250 стихотворений.
Дом на Малой Молчановке – единственный сохранившийся дом в Москве из тех, где проживал поэт. В 1977 году здание было передано Государственному литературному музею, а в 1981 здесь открылся Дом-музей М. Ю. Лермонтова. В музее воссоздана обстановка 30-х годов XIX столетия, рассказывающая о семейном укладе и жизни начинающего поэта.
В 1994 году в небольшом сквере на Малой Молчановке, неподалеку от дома-музея был установлен памятник-бюст поэту работы А. Бурганова.
По соседству, на углу Большой Молчановки и Серебряного переулка проживало семейство Лопухиных, с которым Лермонтов был очень дружен (дом не сохранился). В 1831 году Лермонтов страстно влюбился в младшую дочь Лопухиных – 16-летнею Варвару, сохранив это чувство до конца жизни. Его сердечная привязанность нашла выход в стихах, посвященных Лопухиной. Черты Варвары Александровны угадывается у героинь драмы “Два брата”, повести “Княгиня Лиговская” и романа “Герой нашего времени”.
Во время учебы в пансионе, в январе 1830 года, Михаил впервые попал на маскарад в Российском дворянском благородном собрании. Это здание на Большой Дмитровке, построенное в 1780 г. архитектором М. Казаковым, сохранилось до наших дней. Сейчас здесь располагается один из наиболее известных концертных залов Москвы – Колонный зал Дома Союзов.
В годы учения в пансионе Лермонтов всерьез увлекся театром. Еще ребенком он побывал в Петровском театре (ГАБТ), а повзрослев, стал любителем театральных постановок.
Покидая любимую Москву летом 1832 года, чтобы продолжить учебу в Петербурге, полный надежд и планов, Лермонтов вновь вернулся сюда, лишь по пути в ссылку. Уехав из города, Лермонтов впоследствии писал Лопухиной: “…Москва моя родина и такою будет для меня всегда; там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив!”
Эту любовь к городу, поэт сохранил до конца жизни. Образ Москвы присутствует во многих произведениях Лермонтова, начиная с его ранних юношеских стихов. В раннем наброске “Кто видел Кремль в час утра золотой” поэт любуется Москвой:
Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня великан?
А в одном из самых первых его произведений, стихотворении “Булевар”, написанным в июле 1830 года, Лермонтов сатирически рисует посетителей Тверского бульвара, быт и нравы дворянской Москвы конца 20-х – начала 30-х годов поэт показывает в драме “Странный человек” (закончена в июле 1831 года).
Описывая Москву с высоты в “Панораме Москвы”, петербургский юнкер Лермонтов, убежден, что холодная северная столица никогда не станет сердцем России : “Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?… Он алтарь России…”
Картина древней столицы разворачивается в поэме “Песня…про купца Калашникова”. Москва времён Ивана Грозного представлена поэтом как символ веры, как святой, православный город. В собирательно-художественном образе Москвы показаны ее разные стороны: Москва “царская”, Москва “разбойничья”, быт и нравы купеческого Замоскворечья. В стихотворении Лермонтов описывает сам город, Кремль, Красную площадь, Зарядье, Москву-реку и его жителей.
Отзвонили вечерню во святых церквах;
За Кремлём горит заря туманная;
Набегают тучки на небо, –
Гонит их метелица распеваючи;
Опустел широкий гостиный двор,
Запирает Степан Парамонович
Свою лавочку дверью дубовою
Да замком немецким со пружиною;
Злого пса-ворчуна зубастого
На железную цепь привязывает,
И пошёл он домой, призадумавшись,
К молодой хозяйке за Москва-реку.
…… Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлёвской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается…
Тема Москвы, которая отождествляется с Родиной, раскрывается Лермонтовым в стихотворении “Бородино”. Поэт представляет Москву, как символ и как оплот Российского государства. Сожалея о том, что Москву пришлось сдать французам, поэт убежден, что это не поражение русской армии, а вынужденный шаг:
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
Понятия “Москва” и “Родина” для автора и героев его стихотворения сливаются воедино.
А строки:
Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой… –
стали символическими в 1941 году.
В поэме “Сашка” звучит пламенное объяснение Лермонтова в любви к родному городу. Поэт убежден, что русский человек не может не любить Москву, и клянется не разлюбить ее до конца своих дней:
Москва, Москва.
Люблю тебя как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль…
Действия автобиографического романа “Княгиня Лиговская”разворачиваются в Петербурге, но Москва в произведении упоминается неоднократно. В споре о Москве в гостиной Печориных приглашенный дипломат явно отдает предпочтение Петербургу: “Всякий русский должен любить Петербург: здесь всё, что есть лучшего в русской молодёжи, как бы нарочно собралось, чтоб подать дружескую руку Европе. Москва только великолепный памятник, пышная и безмолвная гробница минувшего, здесь жизнь, здесь наши надежды…” В ответ на это княгиня Лиговская говорит: “Я люблю Москву, с воспоминаниями о ней связана память о таком счастливом времени! А здесь всё так холодно, так мёртво…” Посредником в этом споре выступает Григорий Александрович Печорин.
— Однако ж, — сказал дипломат, — Москве или Петербургу отдадите вы преимущество?
— Москва — моя родина, — отвечал Печорин…
И этим было все сказано. Как же можно не любить свою родину и не признавать ее главенства? Слова Печорина – это позиция самого автора, который устами своего героя в очередной раз признается в любви к Москве.
Почти 200 лет отделяют лермонтовскую Москву от современного города. За эти годы древняя столица изменилась неузнаваемо, но также, как и во времена поэта, возвышается величественный и древний Московский Кремль, стоит монументальное здание бывшего Благородного собрания и старый корпус Московского университета на Моховой, дает спектакли Большой театр и Тверской бульвар также пользуется популярностью у горожан, сохранился и старый одноэтажный домик с мезонином на Малой Молчановке, куда теперь можно прийти, чтобы вспомнить гениального поэта, прозаика, драматурга, художника и человека.
К 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова С 18 сентября по 10 декабря 2014 года в Выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина проходит крупномасштабная всероссийская выставка “Мой дом везде, где есть небесный свод…”, посвященная жизни и творчеству поэта. В межмузейном проекте принимают участие ведущие музеи, государственные архивы, библиотеки и театры страны, где хранятся материалы, связанные с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова. Открывшаяся выставка, по количеству представленных экспонатов, является крупнейшей за всю историю лермонтовских юбилеев. Многие экспонаты впервые выставлены на всеобщее обозрение.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Москва в творчестве М. Ю. Лермонтова.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Древняя столица России издревле пленяла воображение замечательных русских художников, писателей, поэтов. Даже строгая красота Петербурга, Северной Пальмиры, как нередко называли его, не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва.

Казалось бы, М. Ю. Лермонтов — человек, большую часть жизни проведший на Кавказе, влюбленный в бурный Терек и южную природу, не должен был восхищаться севером. Но это касается чего угодно, но только не Москвы. Еще будучи юнкером лейб-гвардии гусарского полка, Лермонтов пишет очерк “Панорама Москвы”, который можно смело назвать признанием в любви столице. “Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке. нет! у нее есть своя душа, своя жизнь”, — говорит юный Лермонтов. Москва для него — город удивительной истории. Каждый ее камень — свидетель событий, имевших огромное значение для судеб всей России. Иван Грозный, Борис Годунов, Петр Великий — вот люди, которых помнят церкви, монастыри, дворцы столицы. Каждый ее дом для поэта — величайшая святыня. Каждая улица — поэма. Москва для Лермонтова наполнена неземной музыкой колокольных звонов, которую он сравнивает с фантастической увертюрой Бетховена. Только бездушный человек может не видеть этой величественной красоты; для “ученого, патриота и поэта” же Москва — источник мыслей, чувства и вдохновения.

Москва для Лермонтова не только прекрасный вид с колокольни Ивана Великого. Ему интересна славная история города, с которым связано для Лермонтова представление о сильном русском характере. В Москве происходит действие “Песни про царя Ивана Васильевича. ”, каждый из героев которой воплощает наиболее выразительные черты сильного, героического поколения. Москва становится действующим лицом поэмы. Не только грозному царю, но и “белому Кремлю да святым церквям” кланяется купец Калашников перед боем.

Конечно, не только далекое прошлое Москвы волнует воображение Лермонтова. Сам он не видел пожара 1812 года, но память об этих событиях была жива в людях. Москва, не сломленная Наполеоном, человеком, покорившим пол-Европы, — вот пример истинного героизма. Лермонтов осознает, что именно стремление защитить величайшую русскую святыню руководило солдатами в день Бородинского сражения. “Не будь на то Господня воля, не отдали б Москвы”, — вспоминает герой стихотворения “Бородино”. Понятия “Москва” и “Родина” для защитников столицы в этот день сливаются. “Могучее, лихое племя” русских людей готово драться до последней капли крови и, если надо, умереть. Слова одного из участников боя:

Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой. —

стали символическими в 1941 году.

Русский человек не может не любить Москву — в этом Лермонтов никогда не сомневался. В поэме “Сашка” поэт признается, что ему никогда не был близок Петербург, в котором “жизнь грязна, пуста и молчалива. ”. Поэт клянется не разлюбить Москву до конца своих дней и создает настоящий гимн великому древнему городу:


Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.


Лермонтов сочиняет.

Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил:
Но ты мечтал об ангельски
прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил!
В.Я. Брюсов

ЛЕРМОНТОВ В МОСКВЕ.


Набережная Москвы-реки.

Но в конце 1815г. семья Лермонтовых уезжает из Москвы в Тарханы – имение бабушки Лермонтова по материнской линии.

Теперь Лермонтов попадет в Москву только в 1827г. Его привезет бабушка, Е.А. Арсеньева, чтобы дать воспитание в Благородном университетском пансионе.

Они долго ехали по пустынным улицам. Но когда добрались до Москвы-реки, глазам мальчика в окно кареты открылась живописная картина: вдоль набережной толпился народ, по реке сновали баркасы, а на горе возвышался белокаменный Кремль с златоглавыми церквами и стройными башнями.

Москва, Москва!…люблю тебя как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный…

Впоследствии, уже покинув Москву, Лермонтов писал Лопухиной: ”…Москва моя родина и такою будет для меня всегда; там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив!”


Старая Москва.

Поселились бабушка с внуком на Поварской, 26 в заранее нанятом доме. Мише нужно было за год дома пройти программу трех первых классов пансиона, чтобы сразу поступить в 4-й класс. Для частных уроков бабушка пригласила одного из лучших педагогов пансиона – А.З. Зиновьева. Он преподавал русский и латинский, всеобщую историю и географию. Иногда Зиновьев ходил с Лермонтовым на прогулку – почти всегда излюбленным маршрутом: Поварская, Страстной бульвар, по Тверской до Охотного ряда, на Красную площадь, а там в Кремль. Тут Лермонтов впервые поднялся на верхний ярус Ивана Великого и окинул взглядом всю Москву.

С переселением на Поварскую Лермонтов оказался в центре дворянской Москвы. Вечерами всё оживало. В парадных комнатах зажигались люстры. В окнах мелькали светлые бальные туалеты, чёрные фраки.

Осенью этого же года они переезжают на Малую Молчановку в дом Чернигова. В соседстве жило семейство Лопухиных: отец, три дочери и сын Алексей, с которым Лермонтов был очень дружен. В мезонине на Малой Молчановке молодёжь собиралась у Лермонтова.


Московский университет.

П.Ф. Вистенгоф вспоминает о таком случае, связанном с Лермонтовым. Профессор Победоносцев, читавший в университете изящную словесность, задал Лермонтову какой-то вопрос.

Лермонтов начал бойко и с уверенностью отвечать. Профессор сначала слушал его, а потом остановил и сказал:

— Я вам этого не читал; я желал бы, чтобы вы мне отвечали именно то, что я проходил. Откуда вы могли почерпнуть эти знания?

— Это правда, господин профессор, того, что я сейчас говорил, вы нам не читали и не могли передавать, потому что это слишком ново и до вас еще не дошло. Я пользуюсь источниками из своей собственной библиотеки, снабженной всем современным.

Мы все переглянулись. Подобный ответ дан был и адъюнкт-профессору Гастеву, читавшему геральдику и нумизматику. Дерзкими выходками этими профессора обиделись постарались срезать Лермонтова на публичных экзаменах. То ли по этой причине, то ли потому, что преподавание было скучным, но Лермонтов среди других был оставлен на другой год на первом курсе. Это задело его самолюбие, и он подал прошение об отставке и решил перейти в петербургский университет.

ЛЕРМОНТОВ В ПЕТЕРБУРГЕ.

…Увы! как скучен этот город,
С своим туманом и водой! . .
Куда ни взглянешь, красный ворот,
Как шиш, торчит перед тобой;
Нет милых сплетен – все сурово,
Закон сидит на лбу людей;
Все удивительно и ново –
А нет не пошлых новостей!
Доволен каждый сам собою,
Не беспокоясь о других,
И что у нас зовут душою,
То без названия у них.


Старый Петербург.

Перевод в Петербургский университет разрешили не иначе, как с условием, чтобы проситель начал сызнова, то есть выдержал вступительный экзамен. Такое требование рассердило Лермонтова; он с досады поступил в юнкерскую школу. Гвардейская школа помещалась тогда у Синего моста в огромном доме, принадлежавшем когда-то Чернышевым, а потом перестроенным во дворец великой княгини Марии Николаевны. Бабушка наняла квартиру в нескольких шагах от школы, на Мойке же, в доме Панскова. Она не захотела расстаться со своим любимцем, и потому решили, чтобы он был зачислен полупансионером, – следовательно, каждый вечер возвращался бы домой.

Внутренний порядок был заведён тот же, который существовал в полках, но вместе с тем сюда вошли и распоряжения, общие всем военно-учебным заведениям. Так, подпрапорщики поднимались барабанным боем в 6 часов утра и, позавтракав, отправлялись в классы от 8 до 12 часов, далее один час длились строевые занятия, а с 3 до 5 – вечерние занятия. По воспоминаниям А.М. Миклашевского обращение в школе было самое гуманное, никакого особенного гнёта они не испытывали. Молодые люди все считались на действительной службе, пользовались привилегиями и относительно большою свободою.

Почти у каждого в школе было прозвище. Лермонтова прозвали Маёшкой, уменьшительной от Маё – название одного из действующих лиц бывшего тогда в моде романа Notre Dam de Paris . Маё этот изображен в романе уродом, горбатым, а Лермонтов был немного кривоног из-за удара, полученного в манеже от лошади в первый год пребывания его в юнкерской школе, а также сутуловат и неуклюж.

В конце 1834г Лермонтов окончил школу, был произведен в корнеты и отправлен служить в Царское село. Такое место службы давало Лермонтову возможность часто наведываться в Петербург то на бал, то на премьеру, то на маскарад. Лермонтов вступил в большой свет.

Гостьми был полон балаган,
Болванешти, молдаван,
Стоял с осанкою воинской
Болванопуло было грек,
Чурбанов, русский человек,
Да был еще поляк Глупчинский…


Лермонтов на Кавказе. Беседует с местными.

И СНОВА МОСКВА

По дороге на Кавказ весною 1841 г. он пробыл 5 дней в Москве и с удовольствием вспоминал о том. Москва встретила Лермонтова тепло и радушно. Вместе с Юрием Самариным Лермонтов был на народных гуляниях под Новинском, говорил ему о своем будущем, о литературных проектах и, между прочим, бросил несколько слов о своём близком конце. Самарин был последним, кто пожал ему руку в Москве.


Лермонтов на фоне кавказских гор. Размышляет о жизни.

Также известен факт, что поэт в этот свой приезд специально зашел за кулисы Малого театра, чтобы познакомить с величайшим артистом М.С. Щепкиным.

НЕОЖИДАННЫЕ СОВПАДЕНИЯ В ИСТОРИИ РОССИИ

Невероятно, но факт. В истории России на круглые даты рождения и смерти поэта (1814-1841) приходились очень важные для страны события, чаще – трагические. Судите сами: только на две столетние даты рождения и смерти поэта пришлись две мировые войны!

20-летие смерти Лермонтова – отмена крепостного права;

40-летие смерти – убийство Александра II народовольцами;

80-летие рождения – смерть Александра III;

90-летие рождения – начало русско-японской войны;

100-летие рождения – вступление России в Первую мировую войну;

100-летие смерти – начало Великой Отечественной войны;

Тема Москвы развивается Лермонтовым в романе "Княгиня Лиговская" и ряде юношеских стихотворений. Поэтические картины Москвы времен Ивана Грозного воспроизведены в поэме "Песня. про купца Калашникова". Тема Москвы раскрывается в стихотворении Лермонтова "Бородино". В поэме "Сашка" поэт писал:

"Москва, Москва. люблю тебя как сын,

Как русский сильно, пламенно и нежно! ".

Третья часть песни, повествующая о поединке купца Калашникова с Кирибеевичем, начинается с проникнутого лиризмом описания стольного града. Вертикаль и горизонталь художественного пространства обозначены такими предметными деталями как купола церквей, стена кремлевская белокаменная, тесовые кровельки, тучки, заря, небо, и повторением предлога над , выражающего оппозицию низ – верх. Взгляд на Москву дается сверху: она охвачена вся разом, видна вся: только с высоты птичьего полета ( или художественного воображения автора ) можно увидеть одновременно всю Москву : И золотые купола церквей, и кровельки, и дальние леса, и синие горы, и снега…

Уж зачем ты, заря алая

На какой ты радости

Эти строки наполнены горечью и состраданием… Так проявляется авторская позиция в произведении

Лермонтова, его сочувствие купцу Калашникову. Москва перестает быть просто пейзажем, фоном происходящих событий. Она становится действующим лицом

Еще одна Москва предстает перед нами в монологе Алены Дмитриевны: это Москва – разбойничья, с опустелыми улицами, с неожиданными недобрыми встречами и нападениями на честных людей. Перечитаем рассказ Алены Дмитриевны о ночной встрече: он искренен, эмоционален. Ее испуг выражается такими словами как одиношенька, ноженьки подкосилися, фатой закрылася, испугалася, бежать стремглав бросилась. Отметим также то, что Кирибеевич подстерег Алену Дмитриевну ночью, на темной улице, когда она по обыкновению шла домой. Что же так остро переживает Алена Дмитриевна?

Опозорил он, осрамил меня,

Меня ч е с т н у ю , н е п о р о ч н у ю …

Цветовая гамма произведения выражает авторское отношение к героям: честный суд, кулацкий бой, происходит на людях, у всех на виду, утром, при Божьем свете. Белокаменные стены Московского Кремля, белые одежды ее храмов, золотые купола, отражающие солнце, свет, православный медный крест у Калашникова на груди и святые иконы – свидетели семейного союза и праведности, символы веры – это Москва святая, наблюдающая за противостоянием опричника и купца.

М.Ю. Лермонтов создал в своем произведении собирательный художественный образ средневековой Москвы. Она не только фон, место происходящих событий, но и герой лиро-эпического произведения.

Отдельными символами Москвы являются Кремль и Москва – река. Примечательно, что бой Калашникова и Кирибеевича происходит на фоне этих символов:

…Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву – реку, на кулачный бой…

…Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю, да святым церквам…

Ребята! Не Москва ль за нами?

Боевой призыв полковника умереть за Россию не просто красивые слова, сказанные для истории, а порыв искренней любви к самому дорогому, что есть у человека на земле – к своей Родине, к Москве.

Читайте также: