Урок о если лингвистический анализ текста сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Всем спасибо за сотрудничество!

1. Карточки с заданием для групп.

Задания для анализа 2 абзаца:

- Определите тип речи.

- Расставьте знаки препинания в карточках. Составьте схему предложения.

- Определите, какие чувства выражает автор? Какие слова помогают понять это?

- Сохраняется ли это чувство к концу абзаца? Какие слова помргают понять это?

- Какое средство выразительности использует автор? Для чего?

- Какова основная мысль абзаца? Озаглавьте его.

Задания для анализа 3 абзаца:

- Определите тип речи.

- Расставьте знаки препинания в карточках. Составьте схему предложения.

- Какие слова являются ключевыми в понимании смысла этого абзаца? Подчеркните их.

- Какова основная мысль абзаца? Озаглавьте его.

Задания для анализа 4 абзаца:

- Определите тип речи.

- Расставьте знаки препинания в карточках. Составьте схему предложения.

- Какие части речи использует автор? Почему преобладают наречия, прилагательные, причастия? Подчеркните их. Какова их функция?

- Какие чувства выражает автор? Какие слова помогают понять это? Подчеркните эти слова.

- Какова основная мысль абзаца? Озаглавьте его.

Начальный замысел полотна был связан с именем Тамерлана, среднеазиатского завоевателя конца XIV - начала XV века, воины которого строили пирамиды из черепов убитых людей. Работая над картиной, Верещагин отошел от конкретно-исторического сюжета и придал полотну больше символический характер.

Художник изобразил на полотне одну из пирамид, сложенных из человеческих черепов. Построили эту страшную пирамиду воины из войска Тамерлана или это сделали воины другого среднеазиатского хана-завоевателя – мы не знаем. Вокруг – широкая мертвая степь, на которой не осталось почти ничего живого. Возле пирамиды и на ней – целая стая воронов, мечтающих найти здесь останки человеческой плоти.

Колорит картины подчеркивает главную его идею. Желтые тона выжженной солнцем степи и ярко-синее высокое небо символизируют опустошение, умирание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока:

Образовательная: обучение лингвистическому анализу текста, подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Развивающая: развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления

Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

Задачи урока:

расширять лексический запас учеников;

воспитывать читательскую культуру;

выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание текста.

Наглядность, ТСО:

I. Вступительное слово учителя

– Ребята, сегодня мы продолжаем работу над лингвистическим анализом текста. На уроке мы постараемся привести знания и умения по анализу текста в стройную систему. Вы закрепите навыки видеть его идейно-тематическое и эстетическое своеобразие, разбираться в его композиции. Всё это будет способствовать совершенствованию вашей собственной речи. Эта работа очень трудная и важная, так как подготовит вас к написанию сочинения-рассуждения. Таким образом, наш урок – очередной этап в подготовке к ЕНТ. А разговор наш сегодня пойдёт о важном для каждого из нас понятии Родины.

Понятие Родины – это память обо всем,
что нам дорого в прошлом,
это дела и люди нынешних дней,
это родная земля со всем,
что растет и дышит на ней.

II. Этап целеполагания

– С какой цель вы пришли сегодня на урок? Можно использовать клише.

III. Лексическая работа

– Что такое Родина, Отечество, Отчизна? Можем ли мы сказать, что эти слова-синонимы? Все ли слова являются активными в нашем лексиконе? Почему? Какие пословицы, поговорки, афоризмы вы подобрали к сегодняшнему уроку?
– Для работы я предлагаю текст известного журналиста В. М. Пескова. Что вы знаете о нём? ( Презентация . Слайд 2)

III. Беседа по вопросам. Анализ текста

1) художественный; рассуждение
2) художественный; повествование
3) публицистический; рассуждение
4) научный; рассуждение-объяснение

– В чём особенность композиции текста? (Рассуждение: тезис, аргументы (доводы), вывод. Последнее предложение по смыслу связано с первым. Завершённость текста.)

Языковые и стилистические особенности публицистического стиля

Морфологические – причастия, причастные обороты.
Лексические – метафоры, эпитеты, сравнение.
Синтаксические – стилистические фигуры: антитеза, инверсия, параллелизм, парцелляция, риторический вопрос, риторическое обращение.

– Выполните задание В 8 ( Приложение 4 ):

Составляем лингвистический анализ текста

В свете современных требований к преподаванию русского языка в качестве центральной единицы обучения рассматривается текст, в связи с чем целесообразно как можно шире использовать работу с текстом, отрабатывать навыки рационального чтения, обучать анализу текста.

Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС, включают в себя поиск информации и понимание прочитанного, преобразование, интерпретацию и оценку информации. Всё это можно назвать составными частями многоаспектного анализа текста.

Если мы хотим изучить форму, структуру текста, его языковые особенности, то это будет лингвистический анализ текста.

Если мы сосредоточим наше внимание на лексике и фразеологии, то это будет лексико-фразеологический анализ.

Разбор текста с точки зрения его содержания и формы в их единстве – целостный или комплексный анализ, который является заданием олимпиады по литературе. И так далее.

В данной статье мы остановимся на лингвистическом анализе.

Схема лингвистического анализа текста

  • Какого типа речи текст перед вами? (Повествование, описание, рассуждение, их сочетание; жанровые особенности текста);
  • Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей);
  • Каков характер связи предложений текста? (цепная, параллельная или смешанная);
  • С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте? (лексических и грамматических);
  • К какому стилю речи относится текст? (Общие стилистические особенности данного текста);
  • Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы? (Лексические, морфологические, синтаксические и др. средства выразительности);
  • Какова идея текста (основная мысль);

Основные характеристики, которые могут быть проанализированы в тексте

Пример лингвистического анализа текста

Лингвистический анализ произведения или текста проводится с целью изучения формы, структуры текста, а также его языковых особенностей. Проводится на уроках русского языка и показывает уровень понимания смысла и видения особенностей языковой организации текста учеником, а также способность учащегося изложить собственные наблюдения, степень владения теоретическим материалом, терминологией.

Текст

Анализ

Текст можно разделить на 4 микротемы: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия.

Связь между предложениями параллельная, смешанная, в последнем абзаце – цепная. Структура текста подчинена раскрытию основной мысли: только тот, кто стремится к знанию, может достичь совершенства и испытать настоящее счастье.

В тексте используются профессионализмы из речи лётчиков, которые помогают автору раскрыть смысл происходящего: полёт, крылья, высота в футах, скорость в милях в час, отвесное пике, управление, пикировать.


Основные задачи лингвостилистического анализа текста:

раскрыть замысел автора,

осознать смысл произведения,

определить концептуальную и функционально-эстетическую значимость отдельных языковых единиц.

Лингвостилистический анализ текста может быть использован при изучении грамматики, стилистики, культуры речи, чтения, аудирования и др.

План лингвостилистического анализа:

I. Тема.

ІІ. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. лексические средства выразительности;

5. стилистические фигуры речи;

6. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.)

Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.

Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся.

Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. А Есенин был обнажённой совестью нации. ( Е.Винокуров.)

Тема этого текста – размышление о личности Есенина и его значении в судьбе русского народа.

Текст принадлежит к публицистическому стилю, художественно-публицистическому жанру. Тип текста – рассуждение, включающее тезис (первый абзац), аргументы (3, 4, 5 абзацы) и вывод (последний абзац), поэтому мы можем говорить о том, что здесь реализована полная схема рассуждения. Предложения в этом тексте преимущественно сложные, как и положено в рассуждениях. Способ связи предложений – различные виды цепной связи: лексический повтор (Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.), цепная синонимическая (Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии.) и различные виды цепной местоименной (Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит…Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку.). Связь между абзацами параллельная анафорическая:

Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту…

Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта…

Есенин – певец любви…

Эту особенность уже можно отнести к стилистическим фигурам. Из стилистических фигур речи, использованных в тексте, можно назвать следующие:

сравнение: В мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации; Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам; Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви;

риторический вопрос: Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина?;

лексические повторы: Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды…; Поэт…требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания;

антитеза: Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора; Он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа;

синонимы: Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит; …нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии;

развёрнутая метафора: Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен.

метафора (обычная): взрыв эмоций, духовные глубины, обнажённая совесть – это уже лексические средства образности данного текста. Сюда же относятся и эпитеты: безграничная любовь, глубокие духовные прозрения, великая интуиция художника.

Домашнее задание

Выразительное чтение текста. Сделайте лингвистический анализ текста

Стихия и труд.

Япония – это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда – нечеловечески человеческого.

Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остаётся человеку: тут и поля, возделанные, словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но её равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну ля себя, оттеснив людей к побережью.

Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей в чайные и тутовые плантации, чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.

Даже воды внутренних заливов заштрихованы тёмными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плиты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны.

Примерный лингвистический анализ текста

Какого типа речи текст перед вами?

Какова композиция текста?

Каков характер связи предложений текста ?

С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте ?

К какому стилю речи относится текст (Какова тема текста?)?

Какова идея текста (основная мысль)?


-75%

Читайте также: