Урок контрольное сочинение по литературе 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

ФИО учителя: Гущина Елена Юрьевна.

Форма проведения урока : урок развития речи.

Тип урока : урок развития речи

Технология: групповая деятельность

Формирование у обучающихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме для написания итогового сочинения.

Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы обучающихся за счёт включения в неё новых элементов.

Задачи урока :

• формировать умение разрабатывать подходы к написанию итогового сочинения по литературе;

• формировать умение строить высказывание по предложенным литературным блокам

• формировать умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе

• развивать умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

• формировать культуру речи;

• воспитывать умение нравственно-этической ориентации в потоке литературных произведений.

по характеру познавательной деятельности

по степени активности учащихся

по источнику знаний

• использование электронного носителя

стимулирования и мотивации

• классификации материала

контроля и самоконтроля

по организации деятельности:

Оборудование: музыкальное сопровождение, распечатанный дидактический материал, презентация

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

I. Организационный (мотивационный) этап

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Слово учителя. Приветствие.

Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок развития речи.

Система выставления оценок за этот урок накопительная : один ответ - 1 балл (напротив вашей фамилии в списке класса я эти баллы занесу).

Итог вашей работы будет оцениваться дважды: за устную работу по окончании урока и за письменную работу по окончании написания сочинения дома.

Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы внесёте в черновик сочинения-таблицу. Таблица представляет собой формат листа А4, с подобным форматом вам предстоит работать на экзамене.

(Предпочтительно 350 слов). Это формат листа А4 с двух сторон.

Актуализация личностного осмысления обучающимися деятельности на уроке

II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.

Цель: мотивация обучающихся.

Вспомним, что же представляет собой итоговое сочинение по литературе. Это какой вид деятельности?

Какие требования предъявляются к итоговому сочинению?

Какие тематические направления итогового сочинения ждут нас 5 декабря?

В процессе подготовки мы уже разрабатывали с вами различные подходы к написанию сочинений по четырём тематическим направлениям.

В методических рекомендациях для рассмотрения нам предлагаются возможные темы сочинений. Назовите их.

Как мы видим, 3-я тема как бы является ответом на вопросы, поставленные в первых двух.

Конфликт ведёт к неуважению детьми отцов, а неуважение порождает нелюбовь отцов к своим детям. Так быть не должно.

Именно поэтому сегодня мы и говорим о том, какими должны быть настоящие, искренние, святые чувства к родителям – самоотверженная любовь и глубокое уважение к ним.

Понять это нам помогут слова, взятые, по мнению многих, из самого главного источника знаний – Великой Книги Библии.

Даниил Гудьев прочтёт нам эти слова.

Описание этих качеств любви мы можем взять в качестве эпиграфа к итоговому сочинению. Олеся Рычагова даёт определение.

(Итоговое сочинение по литературе – это самостоятельная письменная работа ученика, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений на заданную тему с обязательным привлечением литературного материала).

Гор Авоян отвечает:

«Первое требование: необходимый объём слов – не менее 250, предпочтительно – 350 слов.

Ученики называют направления. Осмысливают.

(Тематические направления поочерёдно выплывают на слайде).

2. Мечта и реальность.

3. Месть и великодушие.

4. Искусство и ремесло.

5. Доброта и жестокость.

Ребята называют возможные темы сочинений. Осмысливают. Участвуют в формулировке темы урока, целей, задач.

1. В чём заключается конфликт между поколениями? (Яна)

2. К чему ведет конфликт отцов и детей? (Полина Батаева)

Даниил Гудьев читает слова из Библии: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

не радуется неправде, а сорадуется истине;

всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

(Первое послание св. Ап. Павла к коринфянам)

III. Актуализация знаний

Цель: проверка формирования теоретических знаний об алгоритме написания сочинения по литературе

Вспомним части итогового сочинения и 1-ый этап алгоритма работы над ним. Внимание на экран.

Каков 1-ый этап алгоритма работы над сочинением?

1. Болбеков Павел называет части сочинения.

2. Дрыгин Дмитрий рассказывает о 1-ом этапе работы над ним. Остальные осмысливают.

1).Итоговое сочинение по литературе состоит из 3-х частей:

1ая часть (вступление);

2-ая часть (основная, включающая проблемный вопрос по теме, ответ на него (тезис, аргументацию, состоящую из 1-ого литературного аргумента, контраргумента и 2-ого литературного аргумента;

3-я часть: заключение (вывод).

2). 1-ый этап алгоритма работы над итоговым сочинением заключается в следующем: в формулировке темы находим ключевые слова и даём определение понятиям, которые заключаются в данных словах. Рассуждаем на тему, почему эти понятия важны и значимы в нашей жизни. Рассматриваем, как данные понятия раскрываются в художественной литературе через поступки героев, осуществляющих определённый нравственный выбор.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытия обучающимися нового знания)

Цель: проверить имеющиеся знания обучающихся и разработать новые пути подхода к теме

Каждый из вас сегодня заберёт для дальнейшей подготовки к сочинению рабочие материалы (речевые клише, синонимический ряд, композиционные связки, логические переходы).

Вспомним, в чём заключается 2-ой этап алгоритма работы над итоговым сочинением.

Любовь и уважение к родителям - важные нравственные составляющие души человека, без которых он не может жить. Они очень важны и значимы в нашей жизни, потому что формируют внутренний мир человека и облагораживают его душу. Но душевная организация людей очень сложная, и поэтому они в разных ситуациях поступают по-разному. В одной открыто проявляют свои чувства к близким людям, а в другой стыдятся их.

Тема проявления любви и уважения детей к старшему поколению интересна для многих писателей. В их произведениях мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о том, как литературные герои оказываются перед нравственным выбором между высокими чувствами к родителям и недостаточно заботливым, почти равнодушным отношением к ним.

(Ира Толумбаева).

На 2-ом этапе алгоритма работы над итоговым сочинением мы формулируем проблемный вопрос, ориентируясь на тему сочинения, затем отвечаем на него и свой ответ подтверждаем аргументами из текста литературного произведения.

V.Включение нового знания в систему понятий обучающихся

Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

Вспомним 1-ый эпизод романа

Да, грустно наблюдать такую картину, когда сын даже не понимает, как обижает своего отца, некоторым образом даже оскорбляет его.

Поработаем с текстом этого отрывка из романа. Он на ваших столах.

Рассуждая о том, как ведёт себя Аркадий, на какие слова автор обращает внимание читателей?

Разве можно назвать эти чувства настоящими любовью и уважением?

Сделайте микровывод после 1-ого аргумента.

Изменится ли отношение Аркадия к Николаю Петровичу?

Итак, изменится ли отношение сына к отцу? Сделаем ещё один микровывод уже после 2-ого аргумента.

И последний, 3-ий этап алгоритма работы над итоговым сочинением. В чём заключается он?

Сформулируйте обобщающий вывод.

Итак, ребята, мы, я надеюсь, успешно подготовились к написанию сочинения, помним о том, из каких частей оно состоит, какие композиционные связки и речевые клише нужно использовать между частями сочинения;

не забудем о том, что после каждого аргумента и контраргумента нужно будет сделать микровывод, а в конце сочинения- обобщающий вывод, где обязательно прозвучат ключевые слова темы.

Мне бы очень хотелось, чтобы сейчас мы провели небольшую рефлексию – самооценку результатов деятельности своей и всего коллектива.

VIII. Рефлексия ( цель: самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива)

Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить все поставленные задачи? Пожалуйста, ответьте на вопросы рефлексии.

1. Урок заставил меня задуматься о…

2. За урок я узнал/вспомнил/отработал навык.

3. Своей работой на уроке я доволен/не доволен.

4. Чтобы следующий урок стал лучше, надо…

Обучающиеся отвечают. (Тимофей Кузьмичёв)

Ученики смотрят инсценировку. Осмысливают текст произведения.

Ученики делают 1-ый микровывод.

(Тимофей Кузьмичёв)

Рассуждая о том, как ведёт себя Аркадий, автор обращает внимание читателей на снисходительную любовь сына к отцу. Аркадий ведёт себя развязно, бестактно, что свидетельствует о его недостаточном уважении к Николаю Петровичу.

Ученики делают 2-ой микровывод.

«Безусловно. Находясь в родном доме, чувствуя любовь отца, Аркадий не может не измениться в лучшую сторону. Душа его смягчается, словно освящается любовью отца, и он становится прежним- уважительным, заботливым, любящим.

Ученики отвечают. (Яна)

Третий, последний этап алгоритма работы над итоговым сочинением заключается в составлении обобщающего вывода. Он должен быть связан с темой сочинения. В нём обязательно должны ещё раз прозвучать ключевые слова.

(Полина Батаева)

Таким образом, на основании прочитанного произведения мы можем сделать вывод о том, что В. Г. Белинский прав. Действительно, любовь и уважение к родителям – святые чувства. Они очень благотворно воздействуют на человека. Он становится способным на прекрасные поступки.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

I. Организационный (мотивационный) этап

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Слово учителя. Приветствие.

Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок развития речи.

Система выставления оценок за этот урок накопительная : один ответ - 1 балл (напротив вашей фамилии в списке класса я эти баллы занесу).

Итог вашей работы будет оцениваться дважды: за устную работу по окончании урока и за письменную работу по окончании написания сочинения дома.

Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы внесёте в черновик сочинения-таблицу. Таблица представляет собой формат листа А4, с подобным форматом вам предстоит работать на экзамене.

(Предпочтительно 350 слов). Это формат листа А4 с двух сторон.

Актуализация личностного осмысления обучающимися деятельности на уроке

II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока.

Цель: мотивация обучающихся.

Вспомним, что же представляет собой итоговое сочинение по литературе. Это какой вид деятельности?

Какие требования предъявляются к итоговому сочинению?

Какие тематические направления итогового сочинения ждут нас 5 декабря?

В процессе подготовки мы уже разрабатывали с вами различные подходы к написанию сочинений по четырём тематическим направлениям.

В методических рекомендациях для рассмотрения нам предлагаются возможные темы сочинений. Назовите их.

Как мы видим, 3-я тема как бы является ответом на вопросы, поставленные в первых двух.

Конфликт ведёт к неуважению детьми отцов, а неуважение порождает нелюбовь отцов к своим детям. Так быть не должно.

Именно поэтому сегодня мы и говорим о том, какими должны быть настоящие, искренние, святые чувства к родителям – самоотверженная любовь и глубокое уважение к ним.

Понять это нам помогут слова, взятые, по мнению многих, из самого главного источника знаний – Великой Книги Библии.

Даниил Гудьев прочтёт нам эти слова.

Описание этих качеств любви мы можем взять в качестве эпиграфа к итоговому сочинению. Олеся Рычагова даёт определение.

(Итоговое сочинение по литературе – это самостоятельная письменная работа ученика, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений на заданную тему с обязательным привлечением литературного материала).

Гор Авоян отвечает:

«Первое требование: необходимый объём слов – не менее 250, предпочтительно – 350 слов.

Ученики называют направления. Осмысливают.

(Тематические направления поочерёдно выплывают на слайде).

2. Мечта и реальность.

3. Месть и великодушие.

4. Искусство и ремесло.

5. Доброта и жестокость.

Ребята называют возможные темы сочинений. Осмысливают. Участвуют в формулировке темы урока, целей, задач.

1. В чём заключается конфликт между поколениями? (Яна)

2. К чему ведет конфликт отцов и детей? (Полина Батаева)

Даниил Гудьев читает слова из Библии: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

не радуется неправде, а сорадуется истине;

всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

(Первое послание св. Ап. Павла к коринфянам)

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока № 38 по литературе в 11 классе

Тема урока: РР Написание классного сочинения по поэзии Серебряного века

Дата проведения: 11.12.2017

Учитель русского языка и литературы: Ермакова О.С.

Тип урока : развитие речи

Образовательные : проверка уровня знаний по материалу повести, умения анализировать текст и делать выводы.

Воспитательные : развитие нравственных качеств, обеспечение ситуации эмоционального переживания. воспитывать любовь к поэзии.

Развивающие: продолжить формирование развития речи учащихся путём самостоятельного формирования выводов и обобщений; продолжить формирование дискуссионных навыков, развивать умение самостоятельно работать над решением проблемы; повысить интерес учащихся к идеалам Серебряного века

Оборудование : тетради

І Организационный момент.

ІІ Ознакомление с целями и задачами

ІІІ Написание работы ( Задания с выбором ответа. )

Темы сочинений (на доске):

- Какие вопросы у Вас вызвали затруднение.

V . Домашнее задание.

1пара – жизненный путь М.А.Волошина.2 пара- Творчество М.И.Пришвина

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 736 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Роль малой родины и дворянских традиций

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.02.2018 2364
  • DOCX 32.1 кбайт
  • 64 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ермакова Ольга Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


В.В.Маяковский. Фотография, 1930 г.
Источник: Маяковский в воспоминаниях родных и друзей / Под ред. Л. В. Маяковской и А. И. Колоскова. – М.: Моск. рабочий, 1968. – стр. 176–177.



ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ
(1893 – 1930)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]


УРОК № 45
Тема.
Контрольное сочинение по творчеству
А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского

Цель: учить учащихся работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; вооружить учащихся необходимой информационной базой, опорной лексикой; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; способствовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Оборудование: иллюстративный материал, черновые варианты сочинений, запись на доске.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных по этических произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• В чём необычность, самобытность лирического героя поэзии А. А. Блока? Что сближает его с романтическим героем?
• В чём уникальность, самобытность художественного мира С. А. Есенина? Каковы наиболее характерные приметы этого мира?
• Что в творческом наследии В. В. Маяковского представляется вам особенно интересным?

Слово учителя

Поэзия 20-х гг. XX в. изумляет и удивляет своим многоцветьем, многоголосьем. Знать, судьба поэтов такова: мучиться и мучить, страдать и искать, совершенствовать своё творчество и кристаллизовать душу. И при каждом новом прочтении их произведений появляются всё новые и новые мысли, вызванные поэтом, и перо тянется к бумаге.

Если вы не умеете письменно выражать свои мысли, то в первую очередь прививайте себе любовь к чтению, к слову. Обращайте внимание на использование в речи слов классического русского языка. Побуждайте сами себя к говорению, обсуждайте в кругу семьи и друзей проведённый день, прочитанную книгу, просмотренный фильм, волнующие вас темы, учитесь слушать собеседника, аргументированно возражать. Параллельно с уроками говорения изучите и проанализируйте основные правила написания сочинений.

IV. Работа над темой урока

1. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
Запись на доске

Комментарий.
Темы записывают на доске и обсуждают. Учитель предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

2. Консультация учителя

Тысячелетняя история нашей литературы — это та река, в которую вливались малые и большие произведения, малые и большие писатели и поэты. Среди них — Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский.

Вот теперь, когда вы в определённой мере овладели теоретико-литературной подготовкой, воспользуйтесь некоторыми советами и рекомендациями:

• ещё раз прочитайте стихотворение;
• создайте в вашем воображении те картины, которые рисует автор;
• определите основную мысль и подумайте, как удалось поэту передать свои чувства и воздействовать на ваши эмоции;
• какие языковые средства избрал поэт, чтобы донести до нас живую авторскую мысль.

Постарайтесь передать это в своей творческой работе. Каждый вид творческой работы имеет свои особенности, нюансы, без которых невозможно получение отличного бала за сочинение.

3. Самостоятельная работа
с раздаточным материалом (работа в парах)
Как написать сочинение

Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. (С. И. Ожегов)

Композиция сочинения

• Вступление;
• основная часть;
• заключение.

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и чёткой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

Вступление — вводит в тему, даёт предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.

В основной части следует избегать:
• пересказа литературного произведения;
• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли. Основная часть — это проверка того, насколько правильно понята тема.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное.

Заключительная часть должна быть:
• короткой, но ёмкой;
• органически связанной с предыдущим изложением.

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь чётко выраженный определённый смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопечённый пирог.

4. Составление планов (самостоятельно),
написание черновых вариантов сочинений

5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений,
их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ

V. Домашнее задание

А в стране не угасал огонь Гражданской войны, терзали Родину интервенты, разруха и голод делали своё дело. Поэт видел опустевшие села, незасеянные поля, чёрные паутины трещин на опалённой засухой земле, и сердце его сжималось от боли. Видя всё это, Есенин с горечью восклицал:

Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли!

Таким образом, тема Родины проходит через всё творчество поэта. Несмотря на все сомнения и разочарования в советской России, сердцем Есенин остался со своей Родиной и её красотами. Есенин пропел свою песнь о России, без своего народа он не мыслил жизни, творчества.

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)


В.В.Маяковский за работой в РОСТА. Рис. художника А.М.Нюренберга.
Источник иллюстрации: В.Маяковский. Стихи и поэмы.
Статьи о стихах и поэмах В.Д.Дувакина. – М.: Детская литература, 1972, С. 96-97

Тема: "Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению-рассуждению".

Цели:

  • подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена и научить:
  • понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;
  • логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.

Задачи:

  • научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста;
  • аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

Ход урока

I. Вступление

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (слайд 3)

Сочинение учит думать,
учит понимать жизнь,
учит вчитываться в каждое слово.
В. Литвинов

Согласны ли вы с утверждением автора?

5. И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. 10 вариантов.

6. И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. 36 вариантов.

II. Актуализация темы (слайд 4)

Повторим теорию

1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ? (58 баллов за 100-процентное выполнение ЕГЭ).

2. А сколько баллов из 56 выпускник набирает за задание №27 – сочинение-рассуждение по тексту? (24 балла)

3. Каков должен быть объём сочинения? (Более 150 слов)

4. Что грозит выпускнику, если количество слов в сочинении будет меньше установленной нормы? (Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается)

  1. Просто пересказывать текст, не анализируя его.
  2. Использовать в анализе большое количество цитат). Если много цитат, их могут вычеркнуть из общего количества слов.

5. Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту? (Из 6-7)

6. Какие изменения в критериях оценивания произошли в этом году?

- Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ? Если допущены ошибки, то назовите их.

  1. Проблема.
  2. Смысловая связь.
  3. Своя позиция и её обоснование.
  4. Позиция автора.
  5. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
  6. Заключение.
  7. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.

Композиция сочинения-рассуждения (К1-К6):

  1. Проблема (К1 – 1 б.)
  2. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы (1 б.), его значение для её раскрытия (1 б).
  3. Смысловая связь примеров (1 б).
  4. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы (1 б.), его значение для её раскрытия (1 б.) итого К2 – 5.
  5. Позиция автора (К3 – 1.)
  6. Своя позиция и её обоснование . (К4 - 1 б.)
  7. Заключение (К5 - 2 б.) (К6 – точность, выразительность речи - 2 б.)

Итого – 12б из 24

Слайд 9. Стратегия работы с текстом

3-й ученик:

  1. Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию.
  2. Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарии, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.
  3. Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её.
  4. Шаг 4. Напишите заключение.

V. Физминутка (зарядка для позвоночника)

Пригласим и наших гостей немного отдохнуть.

Руки перед грудью.
Потянуться влево-вправо.
Плечи на месте.
Руки в замке за спиной слева, справа.

Слайд 12. С чего начать? Внимательно читаем текст.

Сочинение пишется по тексту. Теперь аргументы из литературы и жизненного опыта будут служить обоснованием своего мнения. Поэтому начнём с внимательного прочтения текста, подчёркивания в нём основных мыслей, важных слов, фраз, художественных средств, которые использует автор. Вы должны найти в нём тот материал, который будете использовать при анализе.

VI. Работа с текстом Елены Сикирич

- Прослушаем текст, выделим ключевые слова.

Работа с текстом Елены Сикирич (приложение)

- Какие слова подчеркнули? (По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема взаимоотношений между людьми. (Что объединяет людей?)

2. Проблема преодоления эгоизма в отношениях между людьми. (Как преодолеть эгоизм в отношениях двух любящих людей?)

Чтобы преодолеть чувство собственничества и эгоизма, не нужно пытаться переделывать людей; необходимо ценить индивидуальность, уникальность людей, которых мы любим.

Итак, текст прочитан, выделены фразы, помогающие его понять.

Сравните формулировки проблем.

Слайд 16-17. (Работа с деформированным текстом в парах)

VII. Восстановите текст сочинения

Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст. Для этого расставьте номера данных фрагментов.

Обоснуйте свой ответ.

1. С этим невозможно не согласиться: очень часто люди, не замечающие друг друга в обыденной, мирной жизни, становятся родными душами, пережив страшные моменты судьбы своей страны. О блокаде Ленинграда написано очень много и исторических хроник, и художественных произведений. Но больше всего поражает тот факт, что во время голодных месяцев люди не озлобились, не опустились на нравственное дно, а проявили чудеса самоотверженности, милосердия. Они старались объединяться, чтобы вместе пережить суровое время, после войны не теряли друг друга, потому что общие трудности сплотили их.

3. Таким образом, человек познаётся в беде, поэтому люди, пережившие трудные минуты жизни, навсегда остаются вместе.

5. В мире много людей, которые, живя рядом, ничего друг о друге не знают. Что же нас объединяет? Над этим вопросом размышляет Елена Сикирич.

6. Свои размышления автор начинает с мысли о том, что поиском ответа на этот вопрос мы чаще всего озабочены тогда, когда наши отношения с кем-то не так хороши, как нам хотелось бы, или вообще близки к краху (об этом говорится в предложении 2). Тем самым автор очерчивает сферу действия данной проблемы.

Слайд 18. Проверьте себя. Составим план для домашней работы.

- Прочитайте смысловую связь.

- Запишите план сочинения в тетрадь для выполнения домашнего задания – написания своего сочинения по этому тексту.

VIII. Работа с критериями оценки сочинения

- А теперь возьмём сочинение и карточки для оценивания и посчитаем баллы по критерию 2 за уже готовое сочинение (оно лежит на столах). Сколько поставим? (5 из 24-х)

Читайте также: