Умение пользоваться словарями как определение уровня общей и речевой культуры личности сочинение

Обновлено: 01.07.2024

Существуют сотни словарей различных типов: энциклопедические (они дают информацию из разных областей знаний), толковые, терминологические и др. Для того чтобы целенаправленно пользоваться ими, нужна особая культура – культура лексикографическая (лексикография – это наука о словарях), которая предполагает:

осознание потребности обращения к словарю для решения познавательных и коммуникативных задач;

умение выбрать нужный словарь в зависимости от конкретных познавательных задач;

умение воспринимать текст словаря и извлекать из него необходимую информацию о слове.

Наиболее полные сведения о слове даёт толковый словарь. Современным нормативным толковым словарём является толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Он служит руководством к правильному употреблению слов, правильному образованию слов, правильному произношению и написанию. Из всего многообразия лексики современного русского языка в этот словарь отобран основной её состав. В соответствии с задачами словаря в него не включались специальные слова и значения, имеющие узкопрофессиональное употребление; диалектные слова и значения, если они не используются достаточно широко в литературном языке; просторечные слова и значения с ярко выраженной грубой окраской; устаревшие слова и значения, вышедшие из активного употребления; собственные имена.

С целью сокращения объёма словаря некоторые разряды производных слов помещаются под основным словом в его гнезде. В затруднительных случаях, чтобы облегчить отыскание слова, находящегося в гнезде, в общий алфавит включены ссылочные слова.

В словаре раскрывается значение слова в кратком определении, достаточном для понимания самого слова и его употребления.

В словаре даётся характеристика употребления слова: книжное, высокое, официальное, разговорное, просторечное, областное, презрительное, специальное.

После толкования значения слова в необходимых случаях даются примеры, иллюстрирующие его употребление в речи. Примеры помогают точнее понять значение слова и способы его применения. В качестве примеров даются короткие фразы, наиболее употребительные сочетания слов, а также пословицы, поговорочные, обиходные и образные выражения, показывающие употребление данного слова.

После толкования и примеров даются фразеологические обороты, в которые входит данное слово. Приведём пример словарной статьи из этого словаря:

ВИЛКА, -и, ж. 1. Принадлежность столового прибора с острыми зубьями на длинной ручке. 2. Название различных устройств, приспособлений с деталью в виде зубьев, выступов. Штепсельная в. 3. Такое положение при стрельбе, когда один снаряд падает ближе, а другой – дальше цели (спец.) Взять батарею в вилку. / прил. вилочный, -ая.

В этот словарь преимущественно включаются слова:

произношение которых не может быть однозначно установлено на основании их письменного облика;

имеющие подвижное ударение в грамматических формах;

образующие некоторые грамматические формы нестандартными способами;

слова, испытывающие колебание ударения во всей системе форм или в отдельных формах.

Словарь вводит шкалу нормативности: некоторые варианты рассматриваются как равноправные, в других случаях один из вариантов признаётся основным, а другой – допустимым. В словаре также даются пометы, указывающие на вариант произношения слова в поэтической и профессиональной речи.

Словари иностранных слов имеют такую же цель и структуру словарной статьи, что и толковые словари, отличаясь от них тем, что здесь собраны слова иностранного происхождения, которое также указывается в словарной статье.

Терминологические словари имеют профессиональную направленность – они предназначены для специалистов в определённой области научных знаний или практической деятельности. Эти словари описывают не языковые свойства слов и сочетаний, а содержание научных и других специальных понятий и номенклатуру вещей и явлений, с которыми имеет дело специалист некоторой отрасли науки или производства (например, Словарь-справочник лингвистических терминов, Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. – М., 2005).

Для того чтобы оперативно найти ответы на вопросы, возникающие в устной речи, чтобы избежать ошибок в произношении, ударении, образовании форм слов, следует обращаться к различным нормативным словарям. Эти словари помогут избежать нежелательных ошибок, покажут условия употребления того или иного варианта. Привычка пользоваться словарями – одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий высшее образование.

Выводы по 2 части

Литературный язык является высшей формой национального языка – его образцовым вариантом. В качестве важнейшего культурного достояния он требует заботы о своей устойчивости, поддержании плодотворных тенденций развития, нормативности устной и письменной речи его носителей.

Нарушение языковых норм неизбежно приводит к появлению речевых ошибок, что влечёт различные сбои в процессе коммуникации, так как речь лишается точности либо логичности, уместности, ясности, богатства, выразительности, а значит, и действенности.

За последнее десятилетие в разных речевых сферах наблюдается заметное оскудение речи на лексическом уровне, её усечённость – на уровне построения высказывания, небрежность – на орфоэпическом и морфологическом уровнях. Происходит явное снижение общего уровня речевой культуры в средствах массовой информации, в профессиональном и бытовом общении.

Речевой приоритет языковой личности в значительной степени определяется богатством имеющегося лексикона. Оно обеспечивает свободу и эффективность речевого поведения, способность полноценно воспринимать и перерабатывать поступающую в вербальной форме информацию.

Вопрос о том, как сочетается слово с другими словами, какими правилами и запретами при этом следует руководствоваться, – один из важнейших вопросов речевой культуры. Нарушение сочетаемости слов ведёт к речевой ошибке. Чтобы её избежать, необходимо обращаться к справочной литературе, поскольку словарная статья даёт исчерпывающую информацию о значениях лексической единицы и о том, с чем она может сочетаться.

Знание норм – очень существенная часть владения языком, которая реализуется в таком важнейшем качестве нашей речи, как правильность. Правильность и чистота речи – это не прихоть учёных и эстетов, а условие для развития культуры страны в целом и каждого её гражданина в отдельности.

Важно понимать, что изучать нормы русского языка следует так же, как и нормы иностранных языков, обращаясь к словарям, запоминая правильные формы и, как результат, исправляя в своей устной и письменной речи произносительные, лексические, грамматические и стилистические ошибки.

Говоря грамотно, то есть без речевых ошибок, мы подаём пример другим людям, сохраняем высокие стандарты, а потому, независимо от того места, которое каждый из нас занимает в социальной системе, от той профессии, которую он выбирает, мы все способны внести свой минимальный вклад в дело сохранения языка.

Филимонова Елена Борисовна


Урюпинский агропромышленный техникум

Трудно переоценить роль словарей в духовной жизни общества, в интеллектуальном развитии отдельной личности.

Получение полноценного образования невозможно без обращения к словарям. Они выполняют роль наставника, к которому можно обратиться с любым вопросом. Уровень общей и речевой культуры человека во многом определяется тем, как он умеет пользоваться словарями.

Существуют сотни словарей различных типов: энциклопедические (представляют информацию по разным областям знания, объясняют не значение слов, а понятия, термины), толковые и переводные, терминологические и словари трудностей, словари иностранных слов и этимологические (объясняющие происхождение слов), словари синонимов, антонимов, орфографические. [3, с.21]

Мы назвали лишь некоторые из наиболее известных словарей. Прежде всего это лингвистические словари, в которых объясняются лексические значения слов, указываются их грамматические характеристики, нормы правописания, произношения.

Таблица 1. Типы словарей

отдельных лекси­ческих групп

Малая энциклопедия (МЭ);

Брокгауза и Эфрона и др.

Литературная энциклопедия; Архитектурная энциклопедия;

рус­ских народных говоров и др.

Словарь образ­ных выраже­ний

Вся богатая информация о слове представлена в толковом словаре в словарных статьях, которые даются в алфавитном порядке.

Словарная статья толкового словаря состоит из сле­дующих частей: заглавное слово, грамматические формы, толко­вание лексического значения слова, примеры его употребления в предложении или словосочетании. Многозначные слова имеют внутри статьи нумерацию, перечисляющую каждое новое значе­ние лексемы, омонимам посвящены отдельные статьи, а само слово обозначено порядковым номером:

брак 1 -а, м. 1. Семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной. Вступить в б. Расторгнуть б. Церковный, гражданский б. 2. Сопровождаемое обрядом бракосочетания церковное таинство вступления в супружество. // прил. брачный, - ая, ое. Б. союз

брак 2 , -а, -у, м. Не соответствующие стандартам, недоброкачественные, с изъяном предметы производства, а также сам изъян в изделии. Стекло с браком.

Для того чтобы оперативно найти вопросы, возникающие в устной речи, чтобы избежать ошибок в произношении, ударении, образовании форм слов, следует обращаться к орфоэпическим словарям, словарям ударений, а также к словарям - справочникам по культуре речи. Авторитетными считаются следующие справочники:

Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аване­сова. - М., 1987.

Грамотная письменная речь - один из важнейших признаков языковой культуры личности. Работа над орфографической грамотностью невозможна без обращения к орфографическим словарям, которые содержат алфавитный перечень слов в их нормативном написании.

Авторитетными считаются следующие словари:

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. - М., 1999.

Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / отв. ред. В.В. Лопатин. - 2-е изд., испр. и доп. — М., 2005.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / отв. ред. В. В.Бурцева. — М., 2000. Словарь содержит свыше 107 000 слов.

Словарь-справочник: этимологические тайны русской орфографии: Современное правописание сквозь призму истории языка: О путеше­ствии корней и слов по разным языкам / авт.- сост. Л.А. Глинкина. - Оренбург, 2001. [1,с.130]

Большое количество слов, которые мы употребляем в речи, являются словами заимствованными. Именно заимствованные слова часто оказываются недостаточно понятыми при восприятии устной речи, чтении научных текстов, газет и журналов; очень часто они неверно употребляются и в письменной речи. Чтобы избежать подобных ошибок, следует почаще заглядывать в словари иностранных слов. Большая ценность этих словарей заключается в том, что в них не только толкуется значение заимствованного слова, но и объясняется, как оно пришло в русский язык, как меняло своё значение на русской почве. [3, с.26]. Очень интересными и полезными являются словари:

  • Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова. - М., 2000
  • Л.П. Крысин Толковый словарь иноязычных слов: Новейшие заимствования 80-90-х годов XX века. - М., 2002.

Одним из важнейших вопросов речевой культуры является способность слова сочетаться с другими словами. С нарушениями правил сочетаемости значений слов связаны многие речевые ошибки: свободная вакансия, играть значение, рецензия о статье, памятный сувенир, хвалебный дифирамб и др.

Полезными справочниками являются лексические словари сочетаемости слов, которые имеют целью показать, как пра­вильно подбирать слова, чтобы обеспечить их соответствие друг другу в смысловом и стилистическом отношениях. Наиболее пол­ными и авторитетными считаются следующие:

Пособие по лексической сочетаемости слов русского языка: словарь-справочник / под ред. Т.П. Плещенко и Л.Ф. Саковец. — Минск, 1975. (Пособие для студентов-иностранцев и учащихся национальных школ.)

Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. - 2-е изд., испр. и доп. — М., 1983; 3-е изд., испр. - М., 2002 [1,с.130]

Без сомнения, словари русского языка - это и инструмент познания, и интеллектуальный путеводитель, и просто увлекательное чтение. Привычка пользоваться словарями - одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий серьёзное образование и стремящийся к повышению своего уровня общей и речевой культуры.

Изучение сущности таких понятий, как словари и речевая культура, понимание их роли и значения в жизни современного человека. Анализ основных качеств речи. Задачи толкового, этимологического, орфоэпического, орфографического, фразеологического словаря.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.10.2013
Размер файла 22,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Целью данной работы является изучение сущности таких понятий, как словари и речевая культура, понимание их роли и значения в жизни современного человека.

Основные качества речи

Культура речи -- сравнительно молодая область науки о языке. Как самостоятельный раздел этой науки она оформилась под влиянием коренных социальных изменений, произошедших в нашей стране. Приобщение широких народных масс к активной общественной деятельности потребовало усиленного внимания к повышению уровня их речевой культуры.

Под культурой речи подразумевается:

· Владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах (правилах произношения, ударения, словообразования, грамматики).

· Умение выбрать и организовать языковые средства, помогающие достичь результатов высказывания.

Высокий уровень речевой культуры -- неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь -- задача каждого из нас.

Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно.. важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка. В достижении данной цели помогают различные словари. Рассмотрим типы словарей.

Типы словарей

Словарь -- книга содержащая перечень слов расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту) с толкованиями на том же языке или с переводом на другом языке.

Словари принято делить на два основных типа:

1. Энциклопедический словарь -- сборник научных сведений и справок на различные темы, предназначенный для обширного круга читателей.

2. Лингвистический словарь - это словарь, в котором дается разъяснение значения и употребления слов.

Помимо этих типов существуют другие:

1. Толковые словари

2. Фразеологические словари как разновидность толковых словарей.

3. Словари антонимов.

4. Словари омонимов

5. Этимологические словари

6. Орфоэпические словари.

7. Словари иностранных слов

8. Фразеологические словари

Различные типы словарей разрабатываются в зависимости от того, кому они адресуются. Так, например, есть словари академические, которые содержат наиболее полную информацию о слове, и учебные, которые преследуют цель научить человека, овладевающего языком, правильно использовать слово. Есть словари, адресованные всем, рассчитанные на любого читателя и словари-справочники предназначенные людям определённых профессий. Особый тип составляют словари для различных технических, прикладных целей.

Давайте остановимся на нескольких типах словарей поподробнее.

Задача этимологического словаря заключается в разъяснении происхождения слов того или иного языка или языковой семьи. В такого рода словарях даются указания относительно исконного или заимствованного характера слова, указывается, от какого слова оно образовано, в ряде случаев -- при помощи какого способа образования возникло, каково его наиболее древнее значение и какой признак был положен в основу названия. Крупным по значению и объему научным словарем является “Этимологический словарь русского языка”, составленный заслуженным преподавателем 4-й Московской гимназии А.Г. Преображенским (1850-1918).

Заключение

словарь речевой культура орфографический

Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают наш словарный запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения. Словари расширяют наше познание языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления.

Список литературы

3. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. Раздел: “Важнейшие словари русского языка”. М., 1972.

Подобные документы

Толковые словари. Издания "Толкового словаря живого великорусского языка" В.И. Даля. Однотомный словарь русского языка. Системные словари. Cловарь русских синонимов. Cловари иностранных слов. Переводные словари. Электронные словари.

реферат [36,7 K], добавлен 29.01.2007

Суть понятия "речевая культура". Культура речи – это правильность, точность, выразительность и разнообразие речи. Синонимы и подход к определению. Употребительность синонимов. Синонимическое уподобление новых слов. Выразительность и эмоциональность речи.

реферат [21,6 K], добавлен 21.04.2009

Речевая культура современного общества. Необходимость сохранения языковых норм. Расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения. Отношение к этому разных групп населения.

реферат [33,3 K], добавлен 09.01.2010

Суть речевой деятельности как деятельности. Виды, формы речи и ее структурная организация. Устная и письменная речевая деятельность. Место речи в системе высших психических функций человека, ее взаимоотношение с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями.

курсовая работа [44,5 K], добавлен 15.09.2009

Современная речевая ситуация. Язык и речь. Речь, её особенности. Предмет и задачи практической стилистики. Культура речи. Точность словоупотребления. Стилистическая оценка диалектизмов, жаргонизмов, заимствованных слов. Слова-паронимы и точность речи.


Трудно переоценить роль словарей в духовной жизни общества, в интеллектуальном развитии отдельной личности.

Получение полноценного образования невозможно без обращения к словарям. Словари выполняют роль наставника, к которому можно обратиться с любым вопросом. Уровень общей и речевой культуры человека во многом определяется тем, как он умеет пользоваться словарями.

Существуют сотни словарей различных типов: энциклопедические (они представляют информацию по разным областям знания, объясняют не значение слов, а понятия, термины), толковые и переводные, терминологические и словари трудностей, словари иностранных слов и этимологические (объясняющие происхождение слов), словари синонимов, антонимов, орфографические. [3, с.21] Мы назвали лишь некоторые из наиболее известных словарей. Прежде всего это лингвистические словари, в которых объясняются лексические значения слов, указываются их грамматические характеристики, нормы правописания, произношения.

Типы словарей [2, с.85]

Отдельных лексических групп

Большой энциклопедический словарь (БЭС);

Малая энциклопедия (МЭ); Энциклопедия Брокгауза и Эфрона и др.

Литературная энциклопедия; Архитектурная энциклопедия;

Словарь юного филолога и др.

Словарь современного русского литературного языка; Словарь русских народных говоров и др.

Словарь омонимов; Фразеологический словарь; Словарь синонимов; Словарь антонимов; Словарь образных выражений и др.

Вся богатая информация о слове представлена в толковом словаре в словарных статьях, которые даются в алфавитном порядке.

Словарная статьятолкового словаря состоит из следующих частей: заглавное слово, грамматические формы, толкование лексического значения слова, примеры его употребления в предложении или словосочетании. Многозначные слова имеют внутри статьи нумерацию, перечисляющую каждое новое значение лексемы, омонимам посвящены отдельные статьи, а само слово обозначено порядковым номером:

брак1 -а, м. 1. Семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной. Вступить в б. Расторгнуть б. Церковный, гражданский б. 2.Сопровождаемое обрядом бракосочетания церковное таинство вступления в супружество. // прил. брачный, — ая, ое. Б. союз

брак2, -а, -у, м. Не соответствующие стандартам, недоброкачественные, с изъяном предметы производства, а также сам изъян в изделии. Стекло с браком. [4,с. 58]

Для того чтобы оперативно найти вопросы, возникающие в устной речи, чтобы избежать ошибок в произношении, ударении, образовании форм слов, следует обращаться к орфоэпическим словарям, словарям ударений, а также к словарям — справочникам по культуре речи. Авторитетными считаются следующие справочники:

Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р. И. Аванесова. — М., 1987.

Грамотная письменная речь — один из важнейших признаков языковой культуры личности. Работа над орфографической грамотностью невозможна без обращения к орфографическим словарям, которые содержат алфавитный перечень слов в их нормативном написании.

Авторитетными считаются следующие словари:

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — М., 1999.

Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / отв. ред. В. В. Лопатин. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2005.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / отв. ред. В. В.Бурцева. — М., 2000. Словарь содержит свыше 107 000 слов.

Словарь-справочник: этимологические тайны русской орфографии: Современное правописание сквозь призму истории языка: О путешествии корней и слов по разным языкам / авт.- сост. Л. А. Глинкина. — Оренбург, 2001. [1,с.130]

Большое количество слов, которые мы употребляем в речи, являются словами заимствованными. Именно заимствованные слова часто оказываются недостаточно понятыми при восприятии устной речи, чтении научных текстов, газет и журналов; очень часто они неверно употребляются и в письменной речи. Чтобы избежать подобных ошибок, следует почаще заглядывать в словари иностранных слов. Большая ценность этих словарей заключается в том, что в них не только толкуется значение заимствованного слова, но и объясняется, как оно пришло в русский язык, как меняло своё значение на русской почве. [3, с.26]

Очень интересными и полезными являются словари:

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — М., 2000

Л. П. Крысин Толковый словарь иноязычных слов: Новейшие заимствования 80–90х годов XX века. — М., 2002.

Одним из важнейших вопросов речевой культуры является способность слова сочетаться с другими словами. С нарушениями правил сочетаемости значений слов связаны многие речевые ошибки: свободная вакансия, играть значение, рецензия о статье, памятный сувенир, хвалебный дифирамб и др.

Полезными справочниками являются лексические словари сочетаемости слов, которые имеют целью показать, как правильно подбирать слова, чтобы обеспечить их соответствие друг другу в смысловом и стилистическом отношениях. Наиболее полными и авторитетными считаются следующие:

Пособие по лексической сочетаемости слов русского языка: словарь-справочник / под ред. Т. П. Плещенко и Л. Ф. Саковец. — Минск, 1975. (Пособие для студентов-иностранцев и учащихся национальных школ.)

Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1983; 3-е изд., испр. — М., 2002 [1,с.130]

Без сомнения, словари русского языка — это и инструмент познания, и интеллектуальный путеводитель, и просто увлекательное чтение. Привычка пользоваться словарями — одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий серьёзное образование и стремящийся к повышению своего уровня общей и речевой культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, словарь, слово, Толковый словарь, речевая культура, устная речь, Словарь синонимов.


Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается, развивается и требует постоянного совершенствования. Предполагается, что выпускник любого учебного заведения должен знать нормы современного русского литературного языка. Одним из основных показателей умственного и речевого развития человека служит богатство его словарного запаса, умение правильно, связно и эмоционально выражать свои мысли. Весьма важная роль в становлении образованного человека принадлежит словарям. Лексикография - наука о словарях. Лексикография занимает особое место не только в лингвистической науке, но и в практике преподавания вообще. Словарь является ценным справочным пособием, необходимым для совершенствования речевой культуры. Он позволяет существенно облегчить поиск необходимой базовой информации по различным проблемам знания. Не случайно последние десятилетия явились периодом активного развития учебной лексикографии. Современный компе-тентностный подход в педагогической науке предполагает формирование различных компетенций, в том числе и лексикографической. Лексикографическая компетенция - это умение пользоваться словарями, извлекать из них необходимую информацию, и в связи с этим она предполагает:

- осознание потребности обращения к словарю для решения познавательных и коммуникативных задач;

- умение выбрать нужный словарь в зависимости от конкретных познавательных задач;

- умение воспринимать текст словаря и извлекать из него необходимую информацию о слове.

Формирование лексикографической грамотности у студентов представляет собой совершенствование навыков пользования словарями, полученных в средней школе. Эта работа ведется преподавателями кафедры лингвистики нашего вуза с первых занятий по культуре речи. Цель ее - обогащение лексического запаса студентов, поэтому проводится большая работа над словом, его значением.

Большую роль в этом играют лингвистические словари. Словарная работа, по мнению известных методистов, должна быть систематической, хорошо организованной.

Учитывая профиль вуза, мы много работаем над энциклопедическими словарями, прежде всего, словарями медицинских терминов, систематизированными научно-справочными изданиями, содержащими размещенный в алфавитном порядке свод медицинских терминов, применяемых в современной научной и учебной медицинской литературе. Представленные в этом словаре термины отображают основные группы понятий: процессы и морфологические структуры, характерные для организма человека в норме и патологии на различных стадиях его развития; болезни и патологические состояния человека, формы их течения и признаки (симптомы, синдромы) и др.

Словари - это не только справочники, но и элемент национальной культуры: ведь в слове запечатлены многие стороны народной жизни. Практически нет никакой возможности дать в одном словаре всю исчерпывающую информацию о языке, которая удовлетворила бы в равной степени всё общество в целом и отдельные его слои в частности. Именно поэтому в любой национальной лексикографии мы находим десятки, а то и сотни словарей самых разных типов, как энциклопедических, так и лингвистических. В энциклопедических словарях дается описание того или иного явления, понятия, события и т.д. В лингвистических словарях содержатся толкования слов (указываются основные значения, прямые и переносные), даются грамматические, стилистические и прочие пометы. Назовем некоторые из них: толковые словари; словари омонимов; словари антонимов; орфографические словари, этимологические словари как справочники о первоначальной структуре слова и элементах его древнего значения; словари иностранных слов; фразеологические как разновидность толковых словарей и другие.

Для того чтобы оперативно найти ответы на вопросы, возникающие в устной речи, чтобы избежать ошибок в произношении, ударении, образовании форм слов, следует обращаться к орфоэпическим словарям, словарям ударений, а также к словарям-справочникам по культуре речи. Эти словари помогут избежать нежелательных ошибок, покажут условия употребления того или иного варианта.

Особые трудности и в устной речи, и на письме вызывают паронимы - одно-коренные слова, которые принадлежат одной части речи, сходные по звучанию, но различаются по значению, что не позволяет им употребляться в одном контексте (ср. факт - фактор, двойной -двойственный, компетенция - компетентность и др.). Для уточнения различия между ними следует пользоваться словарем паронимов.

В заключение хочется отметить, что словари - это и инструмент познания, и интеллектуальный путеводитель, и просто увлекательное чтение. Привычка пользоваться словарями - одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий серьезное образование.

Читайте также: