Сочинение он без остатка отдал свое сердце россии

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Чтобы понять жителей другой страны, знания их языка явно недостаточно. Существуют не менее важные средства коммуникации – мимика и жесты, и они везде разные. У нас, к примеру, высовывая язык, дразнят собеседника, китайцы так угрожают, тибетцы здороваются, а индейцы майя соглашаются. Жестов, выражающих радость, гнев, разочарование, столько, что впору составлять словари. Появилась наука кинесика, изучающая невербальные способы выражения эмоций.

Наблюдая за мимикой и жестами обезьян, можно легко догадаться, что невербальные способы общения появились куда раньше, чем членораздельная речь. Указывать пальцем на желаемый предмет, грозить кулаком, топать ногами – что может быть проще? Это так называемые неусловные жесты, уходящие в глубокую древность и понятные любому человеку. Ещё Николаю Миклухо-Маклай доказал, что европейцы и папуасы Новой Гвинеи одинаково понимают улыбку, плач, выражение страха или удивления. Иное дело жесты условные, присущие определённым нациям, сословиям, группам людей, объединённых какой-либо идеей, или даже религиям. Что такое крестное знамение, как не условный жест христиан? В индуизме особые жесты передают сложные чувства и понятия не только в религиозных ритуалах, но и в танце.

ВАРИАНТ 5 ЧАСТЬ 2

(1)Дом рассохся от старости. (2)А может быть, и оттого, что он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен всё лето тянуло жаром. (3)Иногда дул ветер, но он не проникал даже в открытые окна мезонина. (4)Он только шумел в вершинах сосен и проносил над ними вереницы кучевых облаков.

(5)Чайковскому нравился этот деревянный дом. (6)В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. (7)Они в изобилии цвели на поляне перед крыльцом. (8)Растрёпанные, высохшие, они даже не были похожи на цветы, а напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.

(9)Единственное, что раздражало композитора, - это скрипучие половицы. (10)Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. (11)Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.

(18)Иногда ночью , просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица, как бы вспомнив его древнюю музыку и выхватив из неё любимую ноту. (19) Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. (20)То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком але, то в застеклённой прихожей – кто-то трогал струну, и Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. (21)Он напрягал память и вдыхал: как жаль что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть!

(22)Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а всё написанное только небогатая дань своему народу, дурьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. (23)Но ещё ни разу ему не удалось передать тот лёгкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских детишек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. (24)Нет, очевидно, это ему не надо. (25)Он никогда не ждал вдохновения. (26)Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.

(27)Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, в колеях которых, налитых дождём, отражался в сумерках серп месяца, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты, и он был уверен, что не променяет эти туманные ори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии. (28) Он без остатка отдал своё сердце России – её лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. (29)Но с каждым днём его всё больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны. (30)Он должен добиться этого, нужно только не щадить себя.

1) Он вспоминал прошлое.

2) Думал о Пушкине.

3) О том, что не выполнил свою миссию до конца.

4) О том, что половицы в доме скрипя.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Дом рассохся от старости.

2) Неприятное осталось позади, а сейчас начнётся удивительное и весёлое: рассохшийся дом запоёт от первых же звуков рояля.

3) Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты.

4) Он без остатка отдал своё сердце России – её лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням.

Выпишите грамматическую основу предложения 29.

В приведённом выше предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Пожалуй,(1) больше всего ему помогали леса, (2)лесной дом, (3)где он гостил этим летом, (4)просеки, (5)заросли, (6)заброшенные дороги, (7)в колеях которых, (8)налитых дождём, (9)отражался в сумерках серп месяца, (10)этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты, (11)и он был уверен, (12)что не променяет эти туманные ори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии.

Укажите количество грамматических основ в предложении 22. Ответ запишите цифрой.

В приведённом ниже предложении и прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Со стороны это выглядело, (1)должно быть, (2)забавно, (3)когда пожилой композитор пробирался к роялю, (4)приглядываясь к половицам прищуренными глазами.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

ВАРИАНТ 6 ЧАСТЬ 2

(1)Мало кто по-настоящему нал Рахманинова: он сближался с трудом, открывался немногим . (2) В первый момент он немного пугал: слишком много было в нём достоинства, слишком много было в нём достоинства, слишком значительно, даже трагично, было его измождённое лицо с глазами, полуприкрытыми тяжёлыми веками. (3) Но проходило некоторое время, и становилось ясно, что суровая внешность совсем не соответствует его внутренним, душевным переживаниям, что он внимателен к людям, причём не только близким, но и к чужим, готов им помочь. (4) И делал это всегда незаметно, и о многих добрых делах Рахманинова никто никогда не нал.

(5) Да позволено мне нарушить слово, данное когда-то Сергею Васильевичу, и рассказать один эпизод, который я обещал ему хранить в секрете.

(6) Однажды в «Последних новостях я напечатал коротенькое воззвание – просьбу помочь молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжёлое положение. (7) На следующий день пришёл от Рахманинова чек на 3000 франков, это были большие деньги по тогдашним парижским понятиям, они обеспечивали жизнь этой семьи на несколько месяцев. (8) Сергей Васильевич не нал имени этой женщины, которой помогает, и единственным условием он поставил мне, чтобы я об этом не сообщил в газете и чтобы никто, в особенности нуждающаяся женщина, не узнал о его помощи.

(9)Он давал крупные пожертвования на инвалидов, на голодающих в России, посылал старым друзьям в Москву и в Петербург множество посылок, устраивал ежегодный концерт в Париже в пользу русских студентов. (10) И при этом Рахманинов, делавший всегда рекордные сборы, во всём мире собиравший переполненные аудитории, страшно волновался и перед каждым благотворительным концертом просил:

(11) – Надо что-то в газете написать… (12) А вдруг ал будет не полный?

(13) - Что вы, Сергей Васильевич?

(14) – Нет, всё может быть, всё может быть … (15) Большая конкуренция! (16) И этот человек болезненно ненавидевший рекламу и всякую шумиху вокруг своего имени, скрывавшийся от фотографов и журналистов, вдруг с какой-то ребячьей жалостливостью однажды меня спросил:

(17) – Может быть, нужно интервью напечатать, как вы думаете?

(21) У Рахманинова было большое чувство юмора, и письмо, которое он прислал мне в ответ, носит печать благодушной иронии:

(22) «Многоуважаемый Господин Седых!

1) Он болезненно ненавидел рекламу и шум вокруг своего имени.

2) Потому что так велели ему его религиозные убеждения.

3) Потому что боялся, что все другие люди начнут просить его о помощи.

4) Он не любил журналистов.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является синекдоха.

2) Нужно было распропагандировать сбор, привлечь к нему крупные имена, и я обратился к Рахманинову с просьбой написать несколько слов о том, что надо помочь русским военнопленным.

3) У Рахманинова было большое чувство юмора, и письмо, которое он прислал мне в ответ, носит печать благодушной иронии …

4) Он давал крупные пожертвования на инвалидов, на голодающих в России, посылал старым друзьям в Москву и в Петербург множество посылок, устраивал ежегодный концерт в Париже в пользу русских студентов.

И предложений 9-15 выпишите слово, в приставке которого слышится звонкий согласный звук, но пишется буква глухого согласного звука, потому что эта приставка всегда пишется единообразно.

Из предложений 11-17 найдите слово, в котором правописание гласной буквы в суффиксе определяется тем, что это слово произошло от инфинитива, в котором перед –ть пишется та же буква.

Выпишите грамматическую основу предложения 12.

Среди предложений 5-8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В приведённом выше предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Это тоже самое,(1) если спрашивать, (2)почему надо питаться.(26) Кстати, (3)сообщаю,(4) что мною только что послано 200 посылок через Американский Красный Крест.

Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

В приведённом ниже предложении и прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

У Рахманинова было большое чувство юмора, (1)и письмо,(2) которое он прислал мне в ответ,(3) носит печать благодушной иронии…

Среди предложений 1-8 найдите сложноподчинённое предложение с определительной придаточной частью. Напишите номера этих предложений.

Среди предложений 21-27 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Он без остатка отдал своё сердце России – её лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. (29)Но с каждым днём его всё больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны

(1)Дом рассохся от старости, а может быть, и от того, что он стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен всё лето тянуло жаром.

(2)Чайковскому нравился этот деревянный дом. (3)Единственное, что раздражало композитора, – это скрипучие половицы. (4)Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. (5)Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, рассматривал половицы прищуренными глазами.

(6)Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. (7)Неприятное осталось позади, а сейчас начнётся удивительное и весёлое: рассохшийся дом запоёт от первых же звуков рояля. (8)На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, и двери, и старушка люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья.

(9)Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом, как симфония.

(10)С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждёт, когда композитор, напившись кофе, сядет за рояль. (11)Дом скучал без звуков.

(12)Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из неё любимую ноту. (13) Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. (14)То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей – кто- то трогал струну. (15)Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. (16)Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! (17) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего ещё толком не сделано. (18)Ещё ни разу ему не удалось передать тот лёгкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни.

(19)Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложилось на музыку. (20) Как передать хотя бы вчерашний случай, когда он укрылся от проливного дождя в избе у объездчика Тихона! (21)В избу вбежала Феня – дочь Тихона, девочка лет пятнадцати. (22) С её волос стекали капли дождя. (23)Две капли повисли на кончиках маленьких ушей. (24) Когда из-за тучи ударило солнце, капли в ушах у Фени заблестели, как алмазные серьги.

(25)Но Феня стряхнула капли, всё кончилось, и он понял, что никакой музыкой не сможет передать прелесть этих мимолётных капель.

(26)Нет, очевидно, это ему не дано. (27)Он никогда не ждал вдохновения. (28)Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.

(29)Пожалуй, больше всего ему помогали леса, просеки, заросли, заброшенные дороги, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты. (30)Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащённые закаты Италии. (31)Он без остатка отдал своё сердце России – её лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. (32)Но с каждым днём его всё больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны. (33)Он должен добиться этого. (34)Нужно только не щадить себя.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) – русский советский писатель и публицист, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

Творчество – это умение облечь жизнь в образах. Истоки творчества заключаются в любви к жизни, в её частных проявлениях.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром

У многих под окном росла берёза, но не все смогли посвятить ей стихотворение, а Есенин смог, потому что был способен любить мир.

На примере прочитанного текста и лирики Есенина мы убеждаемся в том, что истоки творчества – это внимательный взгляд на мир вокруг человека, любящего жизнь во всех её проявлениях.

В этом году отмечается 180­летие величайшего композитора Петра Ильича Чайковского. Произведения Чайковского составляют одну из самых ярких страниц в художественной летописи человечества.

Его музыка воспевает высокие чувства любви и сострадания, веру в добро и счастье. В его жизни, как он сам писал, чередовались и радость, и горе, но творческая судьба сложилась довольно счастливо: он слышал на сцене практически все свои сочинения, а при исполнении многих из них даже сам дирижировал.

Родился будущий композитор в Воткинске на Урале, где отец работал директором Камско-Воткинского сталелитейного завода. Детей в семье было шестеро, росли они в атмосфере любви и сердечности. Но, когда Петру было 14 лет, а младшим братьям-близнецам по 4 года, их мать умерла от холеры, и это стало большим потрясением для всех.

Музыкальная одаренность Петра Ильича проявилась с четырех лет, и его начали обучать игре на фортепиано. Первые музыкальные впечатления будущего композитора – народные песни и музыка, звучавшая в семье: романсы, которые пела мать, арии из опер, вальсы и кадрили в исполнении механического музыкального инструмента оркестрины. Но семья не предназначала Чайковского к профессии музыканта. Десяти лет от роду его отдали учиться в Училище правоведения, готовя его в будущем к карьере юриста. Но музыку юный Петя не оставлял, продолжал заниматься фортепиано и петь в хоре.

О вдохновении и творчестве

В постсоветское время о личной жизни Чайковского растиражировано много слухов. Но, как приходят к выводам исследователи, биографы, библиографы: подтвердить домыслы о сексуальной ориентации композитора нечем, можно только теоретизировать о неких намеках в письмах и воспоминаниях современников и их потомков, которые, скорее всего, завидовали его всемирной славе.

Это была женщина более чем состоявшаяся. Она вышла замуж в 17 и родила за двадцать восемь лет брака 18 детей, из которых к моменту начала переписки с Чайковским в живых было 11. Оставшись вдовой, она управляла не только столь многочисленным семейством, но и огромным штатом прислуги, несколькими домами, гигантскими имениями и хозяйством, полями и угодьями, внушительных размеров железнодорожным бизнесом и миллионным состоянием.

Будучи влюбленной в музыку и поэзию, она стала инициатором многолетней переписки с композитором и пришла на помощь Чайковскому, когда его финансовое состояние трещало по швам и грозило разорением. Благодаря ее помощи Петр Ильич смог продолжать свою работу и написать множество великих музыкальных произведений. Композитор посвятил своей покровительнице не одно музыкальное произведение, но лично они практически не виделись.

Когда фон Мекк разорилась, эта гордая женщина оборвала переписку внезапно и без объяснения причин. Он в 1890 году был вполне обеспечен материально за счет собственных заслуг, и был сражен, угнетен этим разрывом, о чем сетовал в письмах к брату. Но из уст Надежды Филаретовны не вылетело более ни одного слова относительно всей этой истории любви, денег и музыки.

Выпишите из предложения грамматическую (-ие) основу(-ы). Будьте внимательны: кроме простых предложений встречаются и сложные.

1. Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.

2. Подземные болота, окружавшие площадь, как и в древние времена, тоже не имели выхода.

3. В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков.

4. До всего этого крушения Корней Иванович не дожил, хотя и назвал имя главной смертельной болезни бюрократического государства – канцелярит.

5. И вдруг вижу под изгородью выпавшее оттуда гнездо и все начинаю понимать.

6. Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням.

7. А вдруг зал будет не полный?

8.В ней быстро ходили взад и вперед, издавая глухое рычание, потрясая гривами и сверкая глазами, три молодых африканских льва.

9. В Лондоне Андерсен встретился с Диккенсом и был в гостях у него в маленьком доме на взморье.

10. Так-то и разбойник по прозванию Опта в четырнадцатом или пятнадцатом веке, намахавшись кистенем, раскаялся в конце концов и решил спасаться.

11. Чешуйки бывают разные по форме, и все они — видоизменённые волоски.

12. С помощью этих инструментов художник и музыкант создают свои произведения.

13. Чтобы бороться с загрязнениями, нужно различать два основных его типа.

14. Чтобы изделие стало гладким, его шпаклевали раствором глины.

15. Потушили пожар — это хорошо.

16. Разве мы можем обездолить наших далёких потомков!

17. Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие животного и растительного мира, и в первую очередь виды растений, птиц и животных, находящихся на грани вымирания, учёные разных стран решили составить списки тех видов, существование которых вызывает наибольшее опасение.

18.Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном.

19. Мясо этих птиц считается целебным, оно помогает от многих болезней, что явилось причиной почти полного истребления уларов.

20.Кто же сегодня является основным загрязнителем атмосферы в бассейне Байкала?

Проверьте себя:

1. месяц был близок смотрел

2. болота не имели выхода

3. толпы оборванцев двигаются мелькают

4. Корней Иванович не дожил назвал

5. вижу начинаю понимать

6. он отдал сердце

7. зал будет не полный

8. три льва ходили

9. Андерсен встретился был в гостях

10. разбойник раскаялся решил спасаться

11. чешуйки бывают разные они волоски

12. художник музыкант создают

13. бороться нужно различать

14. изделие стало гладким шпаклевали

15. потушили это хорошо

16. мы можем обездолить

17. сохранить ученые решили составить существование вызывает опасения

18. египтяне поняли создания полезны кошки стали приходить

19. мясо считается целебным оно помогает что явилось причиной

20. кто является загрязнителем

1. (1) Летнее, июльское утро! (2) Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. (3) Вас обдает накопившимся теплым запахом ночи. (4) Небо темнеет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух. (5) Вдали стеной стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.

1) Утро (предложение 1)

2) Свежо (предложение 2)

3) Вас обдаёт (предложение 3)

4) Небо пышет (предложение 4)

5) Лес стоит (предложение 5)

2. (1) Под самым обрывом таится источник. (2) Дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья. (3) Большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким бархатным мохом. (4) Проходит час, другой… (5) Вот уже и стало жарко.

1) Источник таится (предложение 1)

2) Куст раскинул сучья (предложение 2)

3) Колыхаясь (предложение 3)

4) Час проходит (предложение 4)

5) Стало жарко (предложение 5)

3.(1) Встретились и подружились в царскосельском лицее два мальчика: Саша Пушкин и Ваня Пущин. (2) Они выросли. (3)Годы лицея остались позади. (4)А верность лицейской дружбе Пущин и Пушкин смогли пронести до последнего вздоха. (5) Дружба — это дар, ниспосланный свыше.

1) Два мальчика встретились (и) подружились (предложение 1)

2) Они выросли (предложение 2)

3) Годы лицея остались (предложение 3)

4) Верность смогли пронести (предложение 4)

5) Дружба — дар (предложение 5)

1) Ничего не было видно (предложение 1)

2) Судно остановилось (предложение 2)

3) Туман начал (предложение 3)

4) Поля зашуршали (и) пришли в движение (предложение 4)

5) Не столкнуться (и) остановиться (предложение 5)

5. (1)Милосердие определяется характером человека и его воспитанием. (2) Вот почему важно с младенчества вкладывать в сознание ребенка понимание милосердия и сострадания. (3) Как известно, дети копируют поведение взрослых. (4)Та модель поведения, которую они встречают каждый день, обычно и становится основой их собственных отношений с людьми. (5)Поэтому научить ребенка любить без примера сострадательного отношения к другим невозможно.

1) Милосердие определяется характером (предложение 1)

2) Вкладывать понимание (предложение 2)

3) Дети копируют (предложение 3)

4) Модель становится основой (предложение 4)

5) Научить любить (предложение 5)

1) Домик сохранён (предложение 1)

2) Подходил с похоронками (предложение 2)

3) Епистиния Федоровна не уставала (предложение 3)

4) Ждала (предложение 4)

5) До последнего часа (предложение 5)

8. (1) В психологии считается, что взрослый человек в состоянии зaпомнить от двaдцaти тысяч слов до стa. (2)Однако, существуют люди, которые имеют феноменaльную пaмять. (3)Например, Алексaндр Мaкедонский, который помнил именa абсолютно всех своих воинов. (4)Или академик Абрам Иоффе, который нaизусть знaл всю тaблицу логaрифмов. (5)Великому Моцaрту достaточно было один раз прослушать музыкaльное произведение, чтобы потом исполнить его самому и зaписaть нa бумaге.

1) Считается (предложение 1)

2) Люди имеют (предложение 2)

3) Александр Македонский помнил (предложение 3)

4) Абрам Иоффе знaл (предложение 4)

5) Исполнить и записать (предложение 5)

1) Не перечислишь (предложение 1)

2) Можем взять (предложение 2)

3) Ничем не измерить (предложение 3)

4) Катерок побежал, поплыл (предложение 4)

5) Могу любоваться (предложение 5)

10. (1) Трудно найти того, кто не слышал о Дмитрии Ивановиче Менделееве. (2)Чаще всего эта фамилия ассоциируется с химией, хотя его область научной деятельности гораздо шире. (3)Дмитрий Иванович был отличным педагогом, экономистом, геологом и приборостроителем. (4)Этот неординарный ученый − первый разработчик стратостата. (5) Менделеев был одним из основателей Русского химического общества и неоднократно избирался его президентом.

Читайте также: