Учитель учителей коменский сочинение

Обновлено: 30.06.2024

В педагогике Коменского видно место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям.
Одновременно учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением Господним. И в этой связи учителю Коменского легче быть авторитетом для своих учеников, нежели простому наемному служащему. Но в то же время, это требование является отступлением от собственных принципов Коменского - обучение детей независимо от их вероисповедания.
Тем не менее, слова Коменского, обращенные к учителям до сих пор звучат свежо и актуально:
"Тщетно стремиться к улучшению методов, если не удастся изгнать из школ косность. "
". Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности - примером бодрости и трудолюбия, в поведении - скромности и благонравия, в речах - искусства разговора и молчания, сбовом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни".
С точки зрения, Коменского учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд. Кроме того, учитель не должен быть обеспокоен о собственном благополучии, оно обеспечивается принимающей общиной. Община же, выделяя деньги на наем учителя, вернет их сторицей в виде знаний собственных детей.
Место учителя в школе четко оговорено в нескольких книгах Коменского. В частности, в трактате "Законы хорошо организованной школы" подробно устанавливаются порядок и приемы учета знаний учащихся; декурионы (своеобразные старосты) ежедневно проверяют знания всех учащихся; учитель на каждом уроке проверяет знания. Вызывая нескольких учеников; ректор школы один раз в месяц проверяет успеваемость учащихся путем испытаний. В конце каждой четверти устраиваются также испытания, а по окончании учебного года - переводные экзамены из класса в класс.
Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. "Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо полезному". Учитель должен быть для ученика "пампедическим наставником", то есть учить всех всему и всесторонним образом "ради доставления человеку всецелого совершенства".

На каждом уроке после объяснения материала учитель должен предложить “встать одному из учеников, который все сказанное учителем должен повторить в том же порядке, как будто он сам уже был учителем других, объяснить правила теми же примерами. Если он в чем-то ошибается его нужно исправлять. Затем нужно предложить втсать другому и сделать то же самое. ”

По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:

“I. Учитель всегда будет вызывать к себе внимание со стороны учеников”

“III. Когда столько раз повторяется одно и тоже, то даже наиболее отстающие поймут изложенное настолько, чтобы идти наравне с остальными”.

“IV. Благодаря этому столько раз проведенному повторению все ученики усвоят себе этот урок лучше, чем при самом долгом домашнем корпении над ним”.

“V. Когда таким образом ученик постоянно будет допускаться, так сказать, к исполнению учительских обязанностей, то в умы вселится некоторая бодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с одушевлением говорить о любом высоком предмете перед собранием людей, а это будет особенно полезно в жизни”.

Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения:

1. “Правила должны поддерживать и закреплять практику”

2. Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им предписывают законы и учителя.

3. Упражнения ума будут происходить на специальных уроках, проводимых по нашему методу. “Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в конце недели устраивать повторения”.


В качестве последнего наставления учителям Коменский говорит о том, чтобы они никогда не забывали цель и задачу своего класса, всегда четко представляя что должно быть достигнуто в ходе обучения. А вместе с целью прямого обучения тем или иным предметам, Коменский ставит задачу нравственного воспитания, как одного из главнейших в человеческой жизни.

7. Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому

Литература:
1. Адольф А. Что такое школа по воззрениям Коменского. -М.
2. Альт П. Прогрессивный характер педагогики Коменского. - М., 1959.
3. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. Ин-тов. - М.: Просвещение, 1982.

4.Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:Просвещение, 1981. - С. 79.

5. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. - М.: 1991.
6. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М.: 1982.
7. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т.2. - М.: 1982.

Я. А. Коменский в корне поменял систему обучения средневековья и создал новую систему воспитания, обучения и образования. Мне кажется, что для того, чтобы эффективней преподавать в наше время, необходимо знать истоки созданной системы, её историю. Надо понять её содержание, сущность и первоначальные цели. Чтобы не сделать ошибок в будущем, важно знать опыт прошлых поколений и применять этот опыт на практике.

Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом XVII века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Яну Амосу Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения

Основные педагогические идеи : всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса. Мы все учились в школе и знакомы с этим.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения, и как теорию воспитания. Я. А. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширенно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения.

Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Классно-урочная система выдержала примерно 450-летнее испытание временем и является основной формой обучения в школах многих стран!

Коменский считал, что образование нужно всем, что именно образование развивает человека душевно, способствуя дальнейшему духовному развитию. Педагог считал, что школы должны стремиться к тому, чтобы:

— при посредстве наук и искусств развивались природные дарования;

— развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности, согласно со всеми нравственными устоями;

детство — от рождения до 6 лет включительно,

отрочество — от 6 до 12 лет,

юность — от 12 до 18 лет,

возмужалость — от 18 до 24 лет.

Огромной заслугой Коменского является то обстоятельство, что он был одним из первых мыслителей, остановивших своё внимание на вопросах преддошкольного и дошкольного воспитания. Он придал этой ступени воспитания первостепенное значение и показал, что эта ступень является необходимой составной частью всей системы воспитания подрастающих поколений. Он рассматривал правильное воспитание в преддошкольном и дошкольном возрасте, во-первых, как средство предохранить детей от вредных случайных воздействий на них, а во-вторых, как прочную основу для всего последующего воспитания. Он полагал, что без хорошего первоначального воспитания ребёнка в семье решительно пострадает всё последующее воспитание и образование человека. Я считаю, что это относится и к настоящему времени.

Одной из характерных особенностей педагогики нового времени является провозглашённое ещё гуманистами уважение к ребёнку. Однако, любя детей естественной любовью родителей, ценя и уважая права детства, детские радости, развлечения, взрослое поколение, а тем более родители, общество, государство, не могут всё же отказаться от взгляда на детей, как на будущих членов общества и строителей новой жизни. Как естественна любовь к детям, так же естественно и стремление старших поколений передать детям свой опыт и вооружить их знаниями и навыками для предстоящей им не только индивидуальной, но и общественно-политической жизни.

Поэтому представляется весьма серьёзной педагогической проблемой вопрос о том, как сочетать любовь к детям и уважение к их правам на самостоятельную детскую жизнь с правами и заботами взрослых о подготовке из детей деятельных, трудоспособных членов общественно-политической жизни.

Все эти размышления и соображения Каменского о детях, как и некоторая часть его педагогической системы, пронизаны религиозно-христианским мировоззрением автора. В унисон с эпохой Возрождения Каменский открывает в детях положительные творческие силы и утверждает, что в детях больше первородной здоровости, чистоты и неиспорченности, чем это было принято думать в эпоху раннего средневековья. А потому Коменский ставит задачу помочь детям развить положительные задатки.

По средневековым религиозным представлениям, детей считали уже от рождения наделёнными такой же душой, как и душа взрослых, и не считались со слабостью детского организма и ещё меньше понимали необходимость учитывать постепенность в развитии детей. Коменский же постоянно призывает родителей считаться с ещё неокрепшими физическими и духовными силами детей. Он предлагает учитывать возрастные особенности детей, хотя и не раскрывает этих особенностей в деталях и подробностях. Больше того, он предлагает считаться и с тем, что одни дети развиваются быстрее, а другие медленнее, а потому он советует родителям разумно относиться к этому и не спешить с развитием одних, и не замедлять его у других. Это также перекликается с современной педагогикой, подчёркивающей, что у каждого ребёнка своё время созревания, успехи каждого надо сравнивать с его же предыдущими результатами и ни в коем случае с другими более успешными детьми. Предлагая воспитывать и обучать детей в том же направлении, в каком живут и действуют взрослые, Коменский неоднократно предупреждает о необходимости все знания и умения преподносить в доступной для детских сил и интересов форме и, только тогда, когда дети способны будут воспринять предлагаемые им знания и умения: одни на третьем-четвёртом году жизни, другие - на пятом-шестом году.

Таким образом, Коменский предвосхитил выводы, вытекающие из дальнейшего развития научного понимания возрастных особенностей детей.

Таким образом, Коменский предоставляет право и даже вменяет родителям в обязанность готовить детей уже с дошкольного возраста к разумному, честному исполнению общественного долга, к воспитанию честных, правдивых защитников и проводников в жизнь лучших принципов морали. Этим принципам соответствовало советское воспитание, поэтому было много выдающихся учёных, музыкантов и т. д., к сожалению, в наше время это потеряло свою актуальность, часто люди служат деньгам.

Признавая за родителями и воспитателями право руководить детьми и воспитывать их в том направлении, которое наиболее понятно и необходимо для взрослых, Коменский ограничивает эти права родителей и взрослых в двух направлениях.

Во-первых, он предостерегает родителей против неумеренных требований к детям, а тем более против излишних строгостей и суровости в обращении с детьми. А во-вторых, Коменский неоднократно осуждает и попустительство со стороны родителей и взрослых, злоупотребляющих снисходительностью к слабостям детских сил.

Заслуживает глубокого внимания забота Каменского о воспитании детей в труде. Причём Коменский имел в виду такой труд, который не превышает сил ребёнка, и соединяет его с играми детей.

Коменский разъясняет читателям, как в дошкольном возрасте у детей закладываются навыки речи и как попутно с этим, при хорошем воспитании, можно подготовлять их к освоению элементов грамматики, риторики и поэтики: умение правильно называть вещи, пользоваться образными выражениями, чувствовать ритм и рифму в речи. Вполне понятно, что все эти навыки усваиваются детьми не в виде отдельных учебных предметов, а в процессе живого общения воспитателей с детьми и детей друг с другом. Понятно также, что Коменский не настаивает на распределении материала этих навыков с полной точностью по годам или месяцам, как в школах. Такое распределение было бы непосильно для значительного количества родителей, невозможно в домашней обстановке и, пожалуй,

не нужно по существу дела.

Для развития руки Коменский рекомендует заниматься с детьми дошкольного возраста рисованием и письмом. Понятно, что и тут он имеет в виду самые элементарные навыки в этом направлении: ставить точки, проводить линии, крючки, кресты, круги.

Весьма ценно, что Коменский в своих рассуждениях о методике занятий с детьми дошкольного возраста постоянно рекомендует естественный ход дела. Он предлагает исходить из обиходной жизни и достигать намеченной цели и намеченного содержания знаний и навыков в процессе естественных взаимоотношений родителей, воспитателей и нянь с детьми: во время игр, забав, бесед, наставлений.

Интересны указания Коменского о том, как развивать в детях экономические познания и навыки. Так, уже на четвё ртом-пятом году он предлагает приучать детей к бережливости: различать одежды, предназначенные для будней и для праздников; к праздничным одеждам относиться более бережливо. Отсюда дети в этом возрасте поймут, для какой цели предназначены некоторые предметы домашней утвари: сундуки, шкафы, замки, ключи и т. п. В этих же целях развития хозяйственных познаний и навыков Коменский рекомендует подбирать соответствующие игрушки и игры с ними.

В процессе развития речи Коменский предлагает ставить вопросы для называния отдельных предметов и вещей и попутно требовать ясной и отчётливой речи. А постоянная речь с детьми взрослых, те же сказки, ритмические и рифмованные песенки при каждом удобном случае подготовят детей к пониманию впоследствии поэтического творчества.

Огромнейшей заслугой Коменского является понимание им деятельной, подвижной и отзывчивой натуры детей живо откликающихся и на призывы к деятельности и самодеятельности, охотно, с радостью исполняющих посильные для них поручения взрослых, легко подражающих тому, что они наблюдают у взрослых в их поведении и отношении к людям.

Всеми своими советами и указаниями Коменский учит нас тонкому и правильному пониманию детей. Его методика воспитательной работы в дошкольном возрасте может быть названа жизненной и практически наиболее осуществимой. В этом отношении Коменский гораздо более близок и понятен нам, чем многие последующие мыслители.

Труд, как основное средство воспитания дошкольников в педагогической системе А. С. Макаренко Труд как основное средство воспитания дошкольников в педагогической системе А. С. Макаренко Карачакова Д. Т., воспитатель МДОУ Аскизского центра.

В педагогике Коменского видно место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям.

Одновременно учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением Господним. И в этой связи учителю Коменского легче быть авторитетом для своих учеников, нежели простому наемному служащему. Но в то же время, это требование является отступлением от собственных принципов Коменского - обучение детей независимо от их вероисповедания.

Тем не менее, слова Коменского, обращенные к учителям до сих пор звучат свежо и актуально:

"Тщетно стремиться к улучшению методов, если не удастся изгнать из школ косность. "

". Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности - примером бодрости и трудолюбия, в поведении - скромности и благонравия, в речах - искусства разговора и молчания, сбовом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни".

С точки зрения, Коменского учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд. Кроме того, учитель не должен быть обеспокоен о собственном благополучии, оно обеспечивается принимающей общиной. Община же, выделяя деньги на наем учителя, вернет их сторицей в виде знаний собственных детей.

Место учителя в школе четко оговорено в нескольких книгах Коменского. В частности, в трактате "Законы хорошо организованной школы" подробно устанавливаются порядок и приемы учета знаний учащихся; декурионы (своеобразные старосты) ежедневно проверяют знания всех учащихся; учительна каждом уроке проверяет знания. Вызывая нескольких учеников; ректор школы один раз в месяц проверяет успеваемость учащихся путем испытаний. В конце каждой четверти устраиваются также испытания, а по окончании учебного года - переводные экзамены из класса в класс.

Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. "Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо полезному". Учитель должен быть для ученика "пампедическим наставником", то есть учить всех всему и всесторонним образом "ради доставления человеку всецелого совершенства".

В качестве последнего наставления учителям Коменский говорит о том, чтобы они никогда не забывали цель и задачу своего класса, всегда четко представляя что должно быть достигнуто в ходе обучения. А вместе с целью прямого обучения тем или иным предметам, Коменский ставит задачу нравственного воспитания, как одного из главнейших в человеческой жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ян Амос Каменский (1592–1670)- это великий чешским педагог и мыслитель, патриот, философ, демократ – гуманист, известный всему миру ученый. Его по праву можно считать основоположником педагогических наук, так как:

именно он выделил педагогику из философии, и можно сказать, что с этого времени начинается летоисчисление педагогики как науки.

Идеи Коменского актуальны и в настоящее время. Он стремился сделать образование доступным для вех детей, поэтому одно из главных

преобразований, которые он осуществил, является образование классно-урочной системы. Эта система заменила индивидуальную. Коменский установил понятие школьного года, деление на четверти, каникулы, учебные дни. Эта система существует до сих пор, все образование школьников строится на этой системе, и этому мы конечно обязаны великому педагогу.

Также именно он рассмотрел урок как форму организации обучения в школе. Ему принадлежит идея образования классов в школах, перемен, которые являются актуальными и в современной системе образования. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью общешкольного плана, классно-урочной организации. Ему принадлежит идея о том, что дети должны начинать учиться с 6 лет. Более того, в школе должна осуществляться проверка знаний, не должно разрешаться пропускать учебные занятия, дети должны получать знания с помощью учебников для каждого класса. Кроме этого, Ян Амос Коменский выдвинул основные принципы обучения.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что недаром Яна Амоса Каменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он поистине внес бесценный вклад в научную педагогику, поэтому его имя известно во всем мире. Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения. Уделяя большое вниманию воспитанию личности, педагог еще раз показал в своих трудах, что эта главная задача образования.

Таким образом, Я. А. Коменский не только осветил все главные вопросы преподавания, но и обосновал целую дидактическую систему классно-урочного обучения, что составило богатое педагогическое наследие современной теории и практики. Ян Амос Коменский останется навсегда в сердцах людей, так как его идеи, мысли, принципы, труды во все времена являются востребованными, полезными и нужными для всех людей.

Читайте также: